Сущность и уникальность марийской культуры для человечества и будущего

Своими размышлениями об особенностях марийского мировоззрения делится писатель, философ и культуролог Александр Зенкин, автор четырехтомника «Проклятие гениев».

Сразу оговоримся, что данное эссе посвящено не уникальности марийского языка или этнографическим особенностям материальной культуры — это и так достаточно ясно — речь пойдет об уникальности марийского мировоззрения, при этом никто не отвергает и уникальность мировоззрений других народов. Речь пойдет о том, что есть марийский человек для человечества и в целом для Мироздания.

Марийский народ один из самых древнейших народов Европы. Что это может означать, если разобраться? А то, что он пережил множество других древних народов, которые исчезли или переродились в другие этносы, в корне потеряв свою суть. И это не случайное явление. Что-то позволило марийскому народу выдержать и самосохраниться, сберечь свою уникальность и первооснову. Что? Его мировоззрение, конечно! Его Вера! Его гармония через них с Мирозданием. Его способность внутреннего общения с Ним и Знание Законов о Нем и о себе. То есть получилось, что Вселенная лучше как бы слышит и воспринимает именно марийцев и марийский язык, а также другие столь же древние народы.

Здесь надо понимать, что если Мироздание создало разум человека и человека вообще, то Оно, скорее всего, способно и определять, оценивать качество, глубинные свойства разума. А всякий разум, мышление построены на Слове-Знаке. Древность народа, таким образом, доказательство и признак значительной потенциальной созидательно-воспитательской способности и ответственности, ибо возраст при истинном развитии есть мудрость и способность ПРЕДВИДЕНИЯ, и нет народа и людей, которые не хотели бы жить долго-долго, а лучше вечно. Образно говоря, марийский народ — это дедушка, Кугузай для других более молодых и не слишком задумывающихся глубинно народов, при этом молодость этноса это вовсе не отрицательные качества — у каждого возраста свои плюсы и минусы — а всего лишь признак стадии пути. Говоря обо всем этом, мы имеем в виду, что эволюция на земле осуществляется не столько и не только по принципу естественного отбора, сколько по закону кооперации, взаимопомощи между биологическими индивидуумами и их сообществами. Так для чего сохранял и берег себя марийский народ и был сбережен?..

Теперь порассуждаем о том, о чем не принято особенно говорить, но что есть истина. Современный марийский народ — не есть в полной мере то, что он был в древности, когда, являясь составной частью племен меря, заселял и владел огромными территориями, куда позже пришли славянские племена, в результате слияния с которыми родился русский народ. Отсюда многие слова русского языка идут вовсе не от древнегреческого или иных языков, как принято считать, а именно от марийского, мерянского языкового корня. Допустим, слово «икона», скорее всего, происходит от марийского — «ик онга», что означает «одна доска» — так ответили славяне, особенно находящиеся под влиянием угро-финской культуры, на агрессивное внедрение христианства. Таким образом, большая часть меря ассимилировалась со славянами, образовав русский народ, другая же, более упорствующая самодостаточная часть, дистанцировалась от этого, заняв свою историческую позицию, отсюда и марийцы, мордва, удмурты и т. д.

То есть в историческом сознании народа осталось, что он был ВЕЛИКИМ народом и царил на огромных территориях. Это очень важно, ибо истинное понимание своего происхождения кардинально преобразует представления о жизни и Мире представителей подобного этноса

В XVI веке марийский народ подвергся экспансии со стороны русского великокняжества, в результате чего марийский народ лишился своей (только политической, подчеркиваю это!) независимости. Здесь надо учитывать то, что в экспансии вовсе не виновен русский народ, а русское правительство того времени, по сути, русский царизм. У экспансии есть несколько объяснений, и прежде всего это реакция российского государства на то, что оно очень долго страдало от тирании монголо-татарских захватчиков, а также от набегов лихих племен и надо было укреплять границы и обезопасить себя. То есть это форма проявления страха быть погубленным и форма самоспасения, и это надо понимать, но не сказанное важно, а важно то, что в потере независимости есть всегда как положительные, так и отрицательные элементы, и это надо также четко осмысливать. Причем речь здесь идет не только о том, что в результате централизации появились национальный театр и книжное издательство, типография, библиотеки и прочее, — это закономерно — а том, что марийский народ оказался в итоге снова частицей значительной мощи Советского государства, посредством которого напрямую оказался вхож в мировую культуру и влиял на нее.

Надо ясно также понимать и то, что можно быть свободным, не имея национальной независимости, и можно быть рабом, находясь в свободной собственной стране, которая якобы независима, хотя в наше время о независимости государств можно говорить в очень относительном смысле. Так вот задача человека заключается в том, чтобы чувствовать себя свободным в каком угодно, пусть очень зависимом политическом состоянии. Как этого добиваться — об этом и данная наша беседа, одна из ее задач.

Так что есть свобода? Эти словом пользуются многие, но если предложить сформулировать его, то начинается обычно довольно путаные суждения!.. На самом деле, свобода есть всего лишь самоощущение человека, зависящее не столько от ограничений его воли или самоволия, хотя и от этого тоже, но прежде всего от степени его интеллектуальной или, как говорят, духовной развитости, от способности ею преодолеть те препоны, которые этому саморазвитию мешают. При этом всегда можно говорить лишь о степени свободы, но никак не об абсолютной свободе, ибо ни один человек как социальное существо не может быть независимым совершенно, а как биологическое существо — тем более.

Чувство свободы появляется в человеке от правильности его развития, от направленности его на внутреннее совершенствование; при этом отказ от этого пути или ошибка в нем немедленно ведут его к ощущению несчастья, смятения, которые большинство людей пытаются скрыть различными путями: накоплением и потребительством, азартной игрой, алкоголем и прочее.

Таким образом, свобода личности есть знание закона, закона своего правильного развития. Это Знание открывается только через творческую созидательную деятельность, важную для многих. Данное правило касается и народа. При этом в целом суть истории сводится к тому — в этом Гегель абсолютно прав! — что это путь осознания свободы человечеством.

Человек не может быть абсолютно свободным, даже если он живет, как ему кажется, в очень свободной стране типа Швеции (значительное количество самоубийц!) и облагодетельствован ее правительством, потому что он конечен и над ним довлеет смерть. При этом правильное развитие человека как путь к внутренней свободе преодолевает именно этот страх смерти, отсюда истинно развивающийся человек свободен, даже находясь в захваченной кем-то стране. То есть свобода — это способ, чувство преодоления через личное развитие страха смерти! Свобода есть саморазвитие в себе чувства бессмертия всего сущего!

И у марийского народа с данной точки зрения особое положение, ибо сутью его мировоззрения до сих пор является анимизм — абсолютная вера в одухотворенность всего сущего.

Уже сам этот анимизм марийского народа, его якобы язычество (научного определения у марийской традиционной религии нет, а данный термин больше связан с неприятиями религий друг друга) может быть уже путем для спасения человека и человечества даже потому, что цивилизации к этому придется вернуться, так как уничтожение природы ею рано иль поздно поставит вопрос о необходимости законодательного ограничения прав человека в интересах Биоса, о необходимости вообще священства природы и всякой жизни, иначе ждет только гибель! Отсюда опирание на анимизм готовит Культуру Будущего (мысль Виталия Танакова, подтекстно-иронично раскритикованная недальновидно в «Новой газете» от 27.11.08)! Анимизм как забота о жизни («Забота о Жизни » — лучшее определение нравственности!) — это ступень Вселенского человека (теории В. И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена и нынешних биофилософов, биоэтиков прежде всего школы МГУ М. В. Гусева, А. В. Олескина и др.). При этом Человек, который верит в одухотворенность всего сущего, — уже на Пороге гармонии в себе! А только Гармония в себе и дает ощущение счастья как полет Свободы. К тому же такой человек особенно силен в том, что он очень верит в бессмертие. Глубинно верит! Что и позволяет, дает потенциальную возможность ему стать Учителем Жизни для всего человечества!

Марийцу при таком историческом положении остается только творчески развивать и созидать свою Веру как системное мировоззрение, обогащать, дополнять ее, исходя из новейших веяний, и делиться этим. То есть надо впитывать все другие культуры народов Мира, научные знания, все религии (христианскую она уже вобрала!), вбирать все лучшее творчески в себя и обобщать. Вот цель творцов марийского народа (а он очень талантлив и в нем много подлинно талантливых!) и путь к свободе как своей истинной весомости и значимости для Мира! Миру нужен тот Творец, который сможет наиболее глубоко и многих убедить в их бессмертии — именно это кардинально изменит человечество, поскольку прежде всего конечность человека лежит в основе его эгоизма! Анимизм марийца как Культура будущего заложен во всем его историческом творчестве: в живописи вышивкой и в ансамбле костюмов, в устном народном фольклоре, в музыке. Именно анимизм, развиваемый всеми направлениями современного марийского искусства, придает им особое вселенское звучание, проявляющееся в ритмизованности, в напевности, в философской задумчивой грустности, в магии знаковости (об этом подробно в моих книгах по марийскому искусству). Семиотика марийской культуры глобальна (ее на иррациональном уровне помнят все народы, ныне живущие, это как прапамять!), остается ее только донести, всколыхнув, до всего человечества. При этом анимизм марийской культуры — еще раз подчеркнем! — на сегодняшнем этапе уже обогатился значительно достижениями мировой и русской культуры через театр, через библиотеки, через учебники на марийском языке, через национальное книгоиздательство и т.д. Надо только глубже этим пользоваться, для этого надо переводить на марийский язык всего Ф. Достоевского и Л. Толстого, Н. Гоголя, Гомера, Сервантеса, Данте, Конфуция, Лао-Цзы, «Махабхарату», «Рамаяну» и т. д., а не только «Евгения Онегина»!

Развитие марийского языка и становление подлинно фундаментальной марийской литературы вселенского значения — вот к чему надо стремиться марийской культуре. Ибо только правильным словом — при имеющемся весомом мировоззрении! — можно покорить мир и стать значимым для него. Истинно то, что народ только тогда свободен и подлинно велик, когда считает, что только он — и именно он! — способен и должен спасти человечество в целом или родить такого Человека, а с ним Школу Мыслителей, которые направят к этому.

Обида на потерю независимости привела к тому, что каждый мариец считает виновным другого марийца в этой ущербности, отсюда недоверие другу к другу, нежелание признавать соседа за лидера, отсюда высочайшая ранимость, обидчивость и все прочее, которые следует отбросить и которые можно отбросить лишь в случае, когда народ начнет продвигать свою культуру и идеи в мировом пространстве и будет им замечен. Все для этого заложено и готово. Экспансия привела народ к ощущению своей ненужности, но и это ошибочное понимание реальности, ибо всякая зависимость рождает, как это ни парадоксально, свободных и рвущихся к свободе, и именно деспотизм рождает истинных Художников, к тому же всякая зависимость позволяет высоко оценить лучшие качества культуры того народа, который вроде как тебя захватил, и взять их в себя. Здесь надо знать и то, что нет несчастней народа — именно народа! — который покорил другой народ, отсюда и стремление именно русского народа помогать строительством театров, библиотек, спорткомплексов и прочего, чтобы как бы загладить свою вину. Но это касается народа в целом, причем у народа русского нет вины перед марийским, поскольку царствующие правители России более всех из других народов держали в рабстве именно собственный народ. И получается, исторически мариец был даже более свободен, чем русский. Поэтому совершенно нет смысла таить здесь какую-то злобу. Наоборот, на данном этапе надо всячески поддерживать русский народ и в целом Россию, ратовать за сильную Россию, ибо никто из людей не может быть счастлив и гармоничен тогда, когда он живет в разрушающейся стране, а не является частицей могучей державы, влияющей на деятельность всего Мира.

Итак, каждый мариец исходя из своей сути, исторически в ней заложенной, может и должен стать Творцом, претендуя на мировое свое значение. Развивайте Веру Отцов и культуру отцов всех других народов, и станете отцами всех и подлинными братьями всего сущего. Все только за вами!

Александр ЗЕНКИН

38 комментариев

Filed under Статьи

38 responses to “Сущность и уникальность марийской культуры для человечества и будущего

  1. Никитин С.П.

    Манифест черемисского духа!

  2. Очень понравилась статья, логично,подробно доступно. Четко точно описаны исторические события, сложившаяся ситуация и обозначены пути к будущему. Надо каждому понять все и встать на этот исторический путь. А для этого есть у нас и образец для подражания, наша легендарная личность Чумблат! Наш Кугыза, наш святой Кугурак. Это и образец для объединителя марийских племен, это и образец обогащения знаниями других народов, обучал народ новым ремеслам, и конечно же образец духовного лидера народа. Это и военный и экономический и духовный лидер народа мари. И по праву памятник Чумблату будет стоять в центре марийской столицы, на центральной площади имени Ленина.

    • ned +

      как ты уже задолбал. как вижу что калян пишет то сразу понимаю — опять про Чумблата чтонибудь да скажет. каждый раз одно итоже только написано по разному. такое разнообразие раздражает.
      не спорю я и другие здесь пишущие с Чумблатом. он нужен в Йошкар-Оле. обязательно стоит построить ему монумент. здесь то тебе зачем за него агитировать? смысл то? не прибавится несколечко. кто сидит в этом сайте давнее тебя эту тему подняли и предлагали поставить памятник Чумблату. ты лучше агитируй и веди просветительскую работу там, где можно найти побольше сторонников. иди на улицы и общайся с народом!
      здесь все и так уже за эту тему, щас получается толку то уже нет, только комменты одни и теже.

      • То что было однажды то может быть и дважды. Когда-то Катон старший все свои выступления заканчивал фразой: (Carthago delenda est) что значит Карфаген нужно разрушить и В конечном итоге, в результате Третьей Пунической войны полумиллионный город Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Так и я вношу свою посильную лепту, все знают все понимают памятник Чумблату будет воздвигнут на центральной площади города. Желающие обсудить детали и последовательность действий могут вступить в группу в контакте http://vk.com/chimbulat.

  3. ned !

    Марийский народ один из самых древнейших народов Европы. Что это может означать, если разобраться? А то, что он пережил множество других древних народов, которые исчезли или переродились в другие этносы, в корне потеряв свою суть. —
    да! есть чем гордиться! какими бы небыли прошлые века наша выживаемость доказывают нашу волю силу крепость!

    Современный марийский народ — не есть в полной мере то, что он был в древности, когда, являясь составной частью племен меря, заселял и владел огромными территориями, куда позже пришли славянские племена, в результате слияния с которыми родился русский народ. —
    я не специалист, но думаю этот пункт в научных кругах может вызвать много споров и дополнений. наверное коечто здесь нужно уточнить поподробнее.

    Но это касается народа в целом, причем у народа русского нет вины перед марийским, поскольку царствующие правители России более всех из других народов держали в рабстве именно собственный народ —
    ох незнай незнай. можно привести множество прмеров когда всё было наоборот. Россия большая везде по разному и в каждое время были свои особености. так что нет это утверждение имеет под собой слабую основу.

  4. Очень спорная статья. Автор профессионально может говорить взаимоисключающими параграфами и притягивать за уши все, превращая из версий факты. Хотя, сейчас кто только как историю не переписывает…
    Безусловно, автор образованный и интеллеггеннтный человек и уверен, так как судит по своему кругу общения, что народ — это писатели, музыканты, архитекторы. Но увы, их в общей массе не более 3%, при этом вся марийская илита живет в Йошкар-Оле.
    Другое дело — деревня. Вот там среднестатистический представитель
    «великого» народа живет. (добро пожаловать на сайт маристата, там вся статистика представлена). Автор вряд ли за руку стаким представителем будет здороваться. В некоторых селах (особенно отличается Моркинский и Килемарский районы) после 2 часов дня ни одного трезвого жителя не втретишь… а так, да — культура, традиции, великое наследие.

    • Тӧр Ой

      и?

    • метри

      толсто тролишь, психолог)))
      Мариувер, сайтым троль-влак деч изиш эрыктыл (или иктаж тамга ден трольлакын никыштым палемде моло участник палышт ман да дискуссийыш тугалак ден ынышт пуро ман). Юж коментше вет сайтын уровеньжым чот волтат. Тиде мыйын тыгай изи тыланымашем. и эше.. пеш кугу тау, шуко сай статьям тышке вераҥдыметлан. мари калыкым мари погын дечат сайынрак чумырен шогет)))

      • Ви таки представление фактов называете троллингом?
        Да, неприятно, когда около 80% марийцев беспробудно «бухают». Но, видимо, всем выгодно это замалчивать. Сами марийцы необращают на это внимание, чтобы был повод говорить о духовности и других прикольных штуках. Власти считают, что пусть дальше спиваются… так легче управлять. все мо-лод-цы.

  5. Эрвий

    Тыгай философский шонымаш марий калыкын кумылжым пеш нӧлта! Тау авторлан, моткоч мотор да чоным пыштен возен! Молан Юмыжо марий калыкым утарен налмыже, молан Ош Тӱнялан марий калыкын кӱлешлыкше — пеш келгын лончылалтын. Тидын гае кумдан шонымаш-влакым ик Танаков да Эрвел Семоныным гына ончыч лудылтын. Марий философ коклаште у лӱм толын лектын!
    «Спорный» манме мутшо, тугаят огыл, проста Кугыжан руш кучем пропаганде дене шуко еҥын вуйышкыжо кырен пурталтын — марий калык изи да историйже кӱчык, манын. Frаyd манше ни марий историйым, ни марий шӱлышым умылен ок керт, вес калык лиймӧҥгӧ шакше «мут пуракым» гына нӧлта!
    Эшеак мо нерген шонымаш уло — вет мемнан гае йӱла чынжымак ик калыкынат кодын огыл. Теве одо да эрзя-влак кызыт иже, пытартыш ийлаште гына, шкеныштын йӱла пайремыштым эртараш веле тӱҥалыныт — и то, мемнан ӱмбак ончен, мемнан деч примерым налын. Тыгай саклен кодымаш чынжымак шуко нерген каласа.

  6. Аликсендер

    «Истинно то, что народ только тогда свободен и подлинно велик, когда считает, что только он — и именно он ! — способен и должен спасти человечество…». Согласен, считать-то не запрети-и-шь…
    Только вот хочу предупредить Вас: в спасении человечества Вы отнимаете хлеб у филосов-евразийцев (или азиопов, как правильно будет, не знаю), такой постановкой невольно (боже упаси, не со зла) вступаете в конкурентные отношения с «русским миром», хотя и… утверждая «надо всячески поддерживать русский народ и в целом Россию» — всем «частицам могучей державы, влияющей
    на деятельность всего Мира». Как же тогда с «мировым значением» марийцев ?
    Удивительна философская мысль товарища Зенкина, посредством мощи Советского государства напрямую оказавшегося вхожим в мировую культуру:
    Маркелов как представитель великого народа «помогает строительством театров, библиотек, спорткомплексов и прочего…
    чтобы как бы загладить свою вину» !..

  7. Пурлакид эрге

    Есть в нашей стране уголок земли, занимает площадь всего 23 тыс. кв. км. Марий Эл. Маленькая точка на обширной земле нашей страны. Нет тут нефти, нет полезных ископаемых. В лесах, кажется, растут только береза, ель да сосна. И в лесах живут только зайцы да белки. И единственное богатство, которое есть на этом маленьком клочке земли – это народ. Марийцы. Яркий, самобытный, немножко наивный, добрый и очень музыкальный. Сохранили свою древнюю культуру, древние песни. Профессионалы говорят, что очень большое разнообразие песен, стилей в Республике. Такое разнообразие бывает только у крупных народов. Вся Европа давно уже перешла на современную модную одежду. Но здесь…Нет-нет да и встретишь женщину в национальном платье, вышитом разнообразными узорами. Женщины шьют свои платья своими руками и каждая женщина вышивает узоры сама. Узоры больше похожи на древние рунические письмена. И опять профессионалы говорят о разнообразии узоров. Слишком много таинственных узоров для маленького народа. Вся Европа тысячу лет назад приняла христианство. Только здесь еще сохранилось язычество. В Республике Марий Эл и в окружающих областях стоят тысячи Священных Рощ. Большинство Священных Рощ действуют и поныне. В них языческие жрецы взывают к своим богам, как древние друиды. Моя малая Родина как цветочная поляна в яркий летний солнечный день. Вот стоят ромашки, а вот солнечные жарки. Среди них я вижу стайку маленьких босоногих девчушек. Вот они бегут, бегут – играют в догоняшки! А вот василек! А вот вис-вис! И я тоже где-то тут! Маленький мальчик с веснушками и у меня в руках кружка. Я собираю землянику! Вот такая моя малая Родина и мое детство земляничное. Сохранить бы нам ее и наш народ.

  8. Местный

    /При этом правильное развитие человека как путь к внутренней свободе преодолевает именно этот страх смерти, отсюда истинно развивающийся человек свободен, даже находясь в захваченной кем-то стране. То есть свобода — это способ, чувство преодоления через личное развитие страха смерти!/
    Вот самое точное определение СВОБОДЫ! Александр Зенкин вы наш Гений! Никто еще так точно не дал формулировку состояния свободной души. Именно презрение к страху делает народ непобедимым! И это Ваше выражение должно стать эпиграфом для нас, местных.

  9. L.

    Противоречивая, но нужная статья. Неудобные темы сглажены, кое-где есть пафос, все описано в интеллигентной форме, чуточку в сдержанных толерантных рамках. Любому народу нужны мифы, они несут за собой историческую, культурную, просветительскую и патриотическую работу. Всем конечно не угодишь, мысли хорошие, правильные, но статья все таки нуждается в доработке.

  10. Клаузевиц

    Комментарий удален, поскольку автор постоянно меняет свои имена и IP.
    MariUver

  11. Аликсендер

    Верное и жизнеутверждающее утверждение:
    «Презрение к страху делает народ непобедимым !».
    Трудно возразить и тому, что такое разнообразие бывает только
    у крупных народов» — народов широкого ариала бытования,
    к сожалению, утраченного, пусть еще и не совсем.
    Однако, хотелось бы к этому добавить и подмеченную научным сообществом социальных психологов — в отношении народов, «немножко наивных, ДОБРЫХ…» «добросердечных» —
    такую закономерность:
    «Давно известно, что группы с более низким экономическим статусом
    имеют тенденцию характеризовать себя с точки зрения теплоты и добросердечия»…
    — Следовало бы это учесть, дабы внутренне
    быть адекватными «презрению к страху…»,
    не быть в плену такой «похвальной» самохарактеристики, «приятной во всех отношениях» для групп с высокий и чрезвычайно высоким экономическим статусом..

  12. Аноним

    Александр Зенкин — марийский экзистенциалист! Его мысль о спасении человечества посредством марийской духовности — это то же самое, что и ZORGE Ясперса.

  13. Шпенглер

    Комментарий удален, поскольку автор постоянно меняет свои имена и IP.
    MariUver

  14. Том Круз

    Улыбнуло 🙂 Марий Эл — центр вселенной, марийский народ самый древний, а роль марийцев в развитии истории человечества — исключительная. Осталось перевести на марийский язык труды Ницше, Шпенглера, назвать настоящими арийцами марийцев, перевести труды немецких военных теоретиков на марийский, внушить марийцам, что они суперчеловеки, а все остальные — люди второго сорта, дать в руки автомат и послать завоевывать весь мир

    • Эрвий

      Ваша «улыбка» больше похожа на оскал…))) Глядите, не зарычите с досады!

    • sam.

      Пробуждение самосознания и национальной гордости народов не входит в планы нынешней власти. Управлять бесправными и голодными всегда проще. И тем более всегда легко за корку хлеба в такой среде найти и предателей и подлецов. Поэтому в самой богатой стране народ вымирает, а любое проявление достоинства и гордости, в том числе национальной, для захвативших власть в России братков смерти подобно. Поэтому и резвится здесь тролль Том Круз, отрабатывая свою корочку хлеба, передергивая и утрируя, выставляя якобы на смех чужие ему чувства и мысли. Вас, как я понял, коробит чужая пафосность и самомнение? Что ж давайте Вас проверим на объективность. Прокомментируйте, пожалуйста в свойственной Вам смелой и лихой манере пусть не деятельность, а хотя бы вирши Маркелова, уверен изучив Ницше и Шпенглера, Вы знаете и такого поэта и государственного деятеля вашей эпохи. Эпохи жуликов и воров.

  15. Эльвира К

    …ну, да.., конечно, народу надо дать миф, великую идею, зажечь…
    немного напрягает вольное обращение с историческими фактами, но, видимо, цель оправдывает средства, а она столь привлекательна, такой интонацией задушевной и возвышенной подана…
    А можно автору вопрос по поводу высказывания: «Именно анимизм, развиваемый всеми направлениями современного марийского искусства, придает им особое вселенское звучание,»
    О чем конкретно речь?

  16. poleon21

    Мне то же понравилась статья. Два года назад проехал я по полям и лесам Марий Эл. Очень тяжело живут сельские жители, носители языка. Поля не пашутся и зарастают лесом. У деревенских жителей нет интереса к жизни и они ее легко разменивают на водку. Такая картина не только в Марий Эл. Это я видел и в Воронежской и Ростовской областях. Когда земельный вопрос не решен, когда земля ничего не стоит (для банков), то аграрным регионам нет никаких шансов подняться. Обрусение идет такими темпами (особенно удивило у татар, у них темпы выше, потому что их больше), что есть опасение, что марийские языки скоро будут утеряны. Четыре года назад я познакомился с двумя девушками в Зальцбурге (Австрия). Когда я спросил, на каких языках вы говорите, то они назвали несколько европейских языков и потом назвали :»Marisch». Я сначала пропустил это мимо ушей и мы говорили на немецком. Потом что-то стрельнуло в мозгу, брякнул просто в пустоту и спросил: «Марла моштет?»…Это было для меня шоком, но мы говорили худо-бедно на марийском (они на луговом а я на горном и слабо на луговом), …Вот и получается, что внуков придется отправлять учить марийский в университеты Германии и Австрии.
    А дома говорить стесняемся, а дети это чувствуют и они уже стесняются быть носителями языка.
    Да уж! Ситуация….

    • Аноним

      >А дома говорить стесняемся

      Ну если ты стесняешься и не говоришь прямо так и пиши я стесняюсь и не говорю и моих внуков надо отправить учить марийский язык в Германию. Я вот никогда в своей жизни не стеснялся своей национальности и родного языка, самостоятельно выучил литературные нормы марийских языков, по-горномарийски понимаю. Да и пишите под своим конкретным именем. А то залезаете анонимно в Интернет и от лица марийцев навешиваете всем марийцам свои индивидуальные отрицательные качества.

      • Аноним против анономности… куда катится мир ))))

      • poleon21

        Уважаемый Аноним Иваныч! Спасибо за замечания, очень в точку! Я говорю о марийцах, проживающих в РМЭ. Они стесняются говорить дома на родном языке. Я носитель языка волжских булгар. Мои дети говорят на чувашском. Я сам выучил оба марийских. Знаю еще 7 языков. Если хочешь пообщаться-пиши poleon21@rambler.ru

  17. Аноним Анонимович

    Я носитель языка волжских булгар. Мои дети говорят на чувашском. Я сам выучил оба марийских. Знаю еще 7 языков. Если хочешь пообщаться-пиши poleon21@rambler.ru
    ————————————————————————————-
    На этот сервер заходят иногда очень скромные люди 🙂

  18. Аноним

    Давайте лучше нашу энергию направим на расшифровку топо-годрнимики народа меря!!! 🙂
    В Иваново есть речка Вычуга, мы долго гадали как же называлась она у народа меря? Оказывается: Вуд Йога. Давайте всю карту Ивановской и нижегородской областей сделаем на марийском (лугомарийском, ведь меря — это выходцы лугомари)

  19. Tsikma

    Пиш яжо шанымаш.

  20. Аноним

    Аноним! Ты плагиатор!

  21. Пурлакид эрге

    Я вчера дал почитать эту статью своей дочери. Думал, что ей, как марийке, будет интересно и приятно читать статью о марийской религии. Но она резко отрицательно восприняла все. Мы с ней немножко поспорили и я еще раз, более внимательно, прочитал статью. Да, есть у марийцев своя религия. И говорят что, в Европе только у марийцев осталась древняя такая языческая религия. Но все, и марийцы в том числе, считают, что своя религия у мари сейчас как старая одежда, которую донашивают. Жалко выбросить, но все равно придется выбросить из-за ветхости. Считают все, и мари в том числе, что религия языческая у мари дожила до наших дней из-за отсталости марийцев, из-за того, что жили в глухих лесах, и что просто цивилизация не добралась еще до марийцев. Вот такое восприятие о МТР у большинства людей. И я так же думал. Но вот проходил мимо один мудрый человек, прикоснулся к марийской вере. Это русский человек, писатель, мыслитель, философ. Он увидел нечто, увидел то, что никто не замечал. Как художник видит красоту поляны цветочной, моря, голубизну неба, тайну ночи, так мыслитель увидел глубинный смысл МТР, увидел искорку чего-то загадочного. Александр Зенкин увидел, что от марийской религии исходит божественный свет. Увидел, что на плечи марийцев падает мягкий белый свет и этот свет божий пронизывает всю жизнь марийца и ведет по жизни. Александр Зенкин никому ничего не доказывает, он обращается к марийцам и вот его последние строки: «… каждый мариец исходя из своей сути, исторически в ней заложенной, может и должен стать Творцом, претендуя на мировое свое значение. Развивайте Веру Отцов и культуру отцов всех других народов, и станете отцами всех и подлинными братьями всего сущего. Все только за вами!» Александр Зенкин увидел не только божью благодать, но сказал еще такое, что трудно поверить. Он сказал, что «Марийская религия может стать путем для спасения человечества» Религия небольшого народа и «…путем для спасения человечества»?! Я не могу поверить! Я просто удивлен! Я очень удивлен! Мне нужно переосмыслить такое. Сейчас в это трудно поверить, я не готов в это поверить. Требуется время. Но уже вижу ошибочность суждении о МТР как о старой одежде. Ведь и другие народы жили в таких же лесах, а некоторые в более дальних и глухих. И вспоминаю детские годы…Вижу нашу Священную Рощу, вижу вековые огромные деревья. Какие это были деревья? Я не знаю. Но для маленького мальчика казались они толще американских секвой и выше эвкалипта. Вижу, как священный огонь поднимается к небу. Языческий жрец, друид марийских лесов, величественный, с лицом Зевса, развевающими волосами поднимает руки к небу. Слышу его зычный голос: «А, Кугу Юмо!…» Ни один православный священник не сравнится с ним по величию, величавости, ни один священник не обращается к богу так страстно, и с такой непоколебимой верой…Я все это помню! Это ни один непосвященный или чужой не увидит. Могу только сказать, что православный священник обращается к богу как бы по телефону, и ему никто не ответит. А языческий жрец обращается к богу открыто, громогласно и ответ он слышит и видит! Я все помню!

    • Gennady Smirnov

      Кого тау, Пурлакид Эрге!
      Очень красиво написано и, хоть я испытываю смешанные (если не сказать — смешные) чувства к мессианской роли моего народа в планетарном масштабе, но ваше описание марийского языческого обряда меня искренне взволновало. Я очень желал бы, чтобы все священные рощи, керемет-каремы и другие сакральные объекты на марийской земле были хотя бы сохранены в памяти. Думается мне, что пока еще старые люди помнят о каких-либо забытых святилищах, нужно общими усилиями нанести их на карту. Возможно, такую карту можно составить даже в maps.google.com. Я, например, помню возле своей деревни Юнго-Кушерги три керемет-карема, куда нам, деревенской детворе, старики почему-то запрещали ходить… А следом за этим хорошо бы описать каждое святилище по какой-то выработанной схеме. Найдутся наверное старые люди в каждой деревне, расскажут молодым энтузиастам, а те могли бы записать и опубликовать в интернете ценнейшие сведения о сакральных местах, издревле почитаемых марийским народом.
      Спасибо вам, уважаемый Пурлакид Эрге!

      • Пурлакид эрге

        Вот тут написано о марийских священных рощах Нижегородской области: http://www.gttp.ru/text/152.htm Священные рощи выявлены, изучены, составлены паспорта и получили статус памятников природы регионального значения.

        • Ираида

          Понимаю, что каждому свое время , чтобы приоткрыть занавес открывающий сущность молельной рощи. Вышла книга, которая может вам пригодиться на этом пути. Книга»Кусото» (Святая роща) Ираиды Степановой вышла в г. Йошкар-Ола 2012г.

  22. Николай Иванович

    Александр Анатольевич, ты не отразил главное — взаимопонимание марийцев и славян в сущности их пребывания в мироздании. И славяне, и марийцы — не язычники, как это трактуют христианские проповедники. Они православные,т.к. славят право человека жить на земле и славят своих предков. Разница лишь в том, что марийцы в дополнение ко всему славят природу, которая дает им все блага жить на Земле. Спасибо, Н.И.Сазонов, Йошкар-Ола, 2916 год.

    • Аноним

      Извините Н.И.Сазонов вы не указали самое главное — мари (черемисы) и славяне славили в первую очередь Бога(богиню) Солнца, а затем уже остальные природные силы. Огонь на земле является символом Солнца, вот поэтому во время молитв всегда присутствует костер или как вариант свеча. Благодарю.

Добавить комментарий