Русизмы засоряют марийский язык, в городе он не развивается

Инфоцентр FINUGOR представляет эссе общественного деятеля и журналистки Айвики Алексеевой о проблемах сохранения и развития марийского языка на современном этапе. В преддверии IX Съезда марийского народа молодежь, активисты и общественники бурно обсуждают идеи, предложения и персоналии этого мероприятия. Своими соображениями поделилась с читателями Инфоцентра А.Алексеева. Жительница Йошкар-Олы, она предпочла представить их на суд общественности под марийским именем.

Одно их фундаментальных прав человека — это право на родной язык. Язык — это душевное состояние и сила человека. Если и наш народ с языком, он не станет сиротой.

Марийский язык (горный и луговой) в Марий Эл является государственным языком. Есть закон о языке, который принят в 1995 году. В 2001 году Госсобранием республики он был переработан. В условиях многонациональной республики язык присутствует в традиционных сферах применения: системе образования, культуре, средствах массовой информации. Мы свободно пользуемся им в частной и общественной жизни. В республике родным языком марийский считают 88,4 процента марийцев, а в целом по России этот показатель составляет 82,6 процента (например, в Башкортостане родным марийский язык признали 93 процента проживающих в этой республике марийцев).

Есть проблемы состояния и функционирования марийского языка. Ослабление трансмиссии языка между поколениями, постепенное сокращение численности его носителей становятся главными аргументами в пользу приоритетного внимания к развитию национальной культуры, и в первую очередь – к организации соответствующей системы образования, гарантирующей обучение родному языку.

Сегодня практически во всех школах республики ведется преподавание марийского языка и литературы, истории и культуры марийского народа. Да, язык преподается, но как предмет, а сами предметы – на марийском языке не преподают. Например, два часа в неделю выделяют на язык, а уроки литературы проходят лишь один раз в неделю. Можно сказать, что язык преподается, есть литература, издаются книги, выходят газеты, журналы. В театрах идут постановки на марийском языке. Есть Национальный театр, Театр юного зрителя, Горномарийский театр. А больше ничего и нет. Язык не используется в предпринимательстве, в политике, в судебных делах. Язык общения в официальных мероприятиях — русский.

Все законы переводятся на марийский язык. Их печатают в газете. Но их никто и не читает, и не видит. Почему в правительстве Республики Марий Эл и Государственном Собрании не звучать марийскому языку?

В последнее время на улицах городов и районов стараются переводить вывески, названия учреждений, магазинов, улиц, рекламные объявления на марийский язык.

Отдельных слов заслуживают средства массовой информации. В Республике Марий Эл выходит более 120 периодических печатных изданий, в том числе республиканские, городские и районные газеты на марийском (16 изданий) и русском языках. Из 11 изданий, финансируемых из республиканского бюджета 8 издаются на марийском языке. К сожалению, с каждым годом тиражи марийскоязычных изданий, вещание на государственном телеканале и на радио сокращаются. Хотя они имеют широкую аудиторию. Необходимо признать важность программ и передач на родном языке. Большой популярностью среди марийского народа пользуется и «Марий Эл Радио», который по сравнению с филиалом ВГТРК ГТРК «Марий Эл» имеет большой объем вещания.

Родной язык широко стараются использовать в Интернете. Созданы сайты на марийском языке, электронные разговорники, издаются электронные словари, переведены компьютерные термины. Постоянно возникают новые понятия, предметы, явления, которые надо изучать, вводить в речевой обиход.

В современном мире и наш язык старается адаптироваться. Но все больше и больше в нашем языке русизмов. За счет заимствований лексики, грамматических форм и других особенностей русского языка. Таким образом, не только в разговорной речи, но и в письменности марийский язык теряет свой стержень. Это ведет к более быстрому отказу от родного языка в пользу русского. Таким образом молодое поколение (в особенности) ломает свой язык, старается выговориться на полуязыке. Зачем, если то же самое можно сказать по-русски чисто? Необходимо развивать «высокий» марийский язык и навыки его использования, дать свободу всем желающим его развивать, ввести мораторий на критику такой деятельности.

В сельской местности язык сохранится, а в городских условиях он не развивается, так как национальных детских садов, национальных классов единицы. Но все начинается с семьи, внутреннего духа каждого марийца. Если ребенка, не научившегося хорошо говорить на родном языке, будем учить на другом, у него не только языки, но и ум, и знания перепутаются.

В последнее время много смешанных браков. И это приводит к русификации мари. В семье язык общения русский.

Ждем цивилизованного решения языкового вопроса, государственно грамотного, системного подхода.

Айвика Алексеева

Источник: FINUGOR

Фото: kominarod.org

33 комментария

Filed under Статьи

33 responses to “Русизмы засоряют марийский язык, в городе он не развивается

  1. Аноним

    Ну вообще русизмы в марийском языке примерно с 30-х годов густо поселились. А что сам язык не развивается, тут уже русский язык не при чем. Айвика эта — она вообще откуда? )

  2. Аликсендер

    «…тут уже русский язык не причем».
    Интересно было бы узнать соображения анонимов на предмет кто (что) «при чем».
    «Сам язык» действительно не может развиваться.

  3. sam.

    Странная какая-то статья все в кучу намешано. Одно противоречит другому. И смешанные браки для нее плохо , но и за цивилизованный подход Айвика. И цифры и факты ни как не впечатляют, а даже наоборот показывают, что вроде многое делается, но вот мы здесь живем и видим результата нет- марийский язык умирает. Ни чего не понял. Вы действительно откуда, Айвика?

  4. +1
    Кстати… там еще много забавных удверждений. Типа почему в парламенте и в бизнесе мар.язык не звучит. Хы-хы. Ответ прост, на никто (окромя марийских филологов с красным дипломом) в таком качестве языка не знает, чтобы на нем передать большой объем специализированной информации без искожений и разночтений.
    Многие слова в языке попросту отсутствуют. Конечно, есть специальная группа, которая их придумывает… но толку от этого мало.
    Есть еще одно удтверждение, но там попахивает оголтелым национализмом, поэтому я озвучивать его не буду ))))) но вы додумайте сами )))))))))))))))))

  5. Том Круз

    Есть проблемы состояния и функционирования марийского языка. Ослабление трансмиссии языка между поколениями, постепенное сокращение численности его носителей становятся главными аргументами в пользу приоритетного внимания к развитию национальной культуры, и в первую очередь – к организации соответствующей системы образования, гарантирующей обучение родному языку.
    ————————————————————————————————
    Улыбнуло 🙂 Сильный аргумент 🙂 Лапти тоже уходят в прошлое. Давайте, чтобы лапти не исчезли, ходить в лаптях. Иначе народ забудет, что такое лапти. Давайте переходить на свечное освещение, иначе оно тоже исчезнет. Давайте снова носить кафтан — иначе про него вообще забудут и помнить не будут, что это такое.
    Давайте перейдем на гужевой транспорт! Будем ездить и пахать на лошадях! Иначе народ забудет что это такое. Давайте вернем посиделки и будем ходить друг к другу в гости, откажемся от телевидения, радио, интернет. Да что там. Давайте вообще вернемся в пещерный век и будем жить в пещерах и землянках общиной! Общие жены, общие мужья, общие дети и все такое. Иначе этот образ жизни бесповоротно уйдет в прошлое. Инженеров и ученых, которые постоянно что-то придумывают, отправим на Колыму — пусть не будет ничего нового на планете. Давайте попытаемся остановить развитие и историю и сохранить то, что было раньше!

    • Ален Делон

      Давайте и русский перестанем учить, сразу на китайский перейдем — зачем тормозить историю.

      • Том Круз

        Конечно учите. Я же вам не запрещаю. Но я против того, чтобы на реализацию ваших желаний выделять финансовые ресурсы федерального бюджета.

  6. Аноним

    Ну, колонизаторы никогда колонизируемые народы не считали полноценными, также как их культуру и язык. Поэтому от Frayd-а и Тома Круза, с массой его других имен, понимания ждать не приходится. В Российской империи сначала сделали все, чтобы ограничить сферу употребления нерусских языков, преподавание этих языков свели к минимуму. Марийский язык в школах в лучшем случае изучается 2-3 часа в неделю да и то только половиной школьников-мари. Марийский язык вот десятилетиями не развивается как язык науки, технологии, на это никогда и не выделялось средств. Марийцам постоянно внушалось, что их язык неполноценен, что он никак не может быть языком науки и техники. 10 терминологических словарей 2011 году вышли за счет Совета Европы, а электронная версия 10-томного марийского языка была сделана на средства Программы родственных народов Эстонии и того же Совета Европы. Последний академический Русско-марийский словарь вышел аж 1966 году. Марийское радио и ТВ вещают несколько часов в сутки и то они доступны лишь небольшой части мари. Так откуда марийцам знать литературный марийский язык, не говоря уж о неологизмах?
    Причем преподавание марийского языка с каждым годом уменьшается. «Оптимизация» школ ведет к тому, что закрывают марийские национальные школы. А в укрупненных школах марийский язык изучается чисто формально, как государственный, или вообще не изучается.

    • И? Полностью подтвердили мои слова. Я понимаю, что вам это не по душе. Но что делать.
      А теперь перейдем к вопросу — кто в этом виноват?
      Государство? Из-за того, что денег на язык (звучит то как) не давало? Вы говорите взаимоисключающими параграфами: пытаетесь гордо расправить плечи и одновременно клянчить подаааяния.
      Вы говорите про колонизацию, как буд то это что-то плохое. Где был бы весь народ Мари без этого?

      • Аноним

        Я благодарна русскому народу, живущему в Марий Эл, ведь я с детства слышала, что я марийка, особенно в ситуациях, когда аргументов не остаётся и крыть больше нечем. Таким образом сформировалось моё национальное самосознание)))

  7. Tsikma

    НУЖНО ПИСАТЬ ПЕТИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ О ДИСКРИМИНАЦИИ МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА И НАРОДА В МАРИЙ ЭЛ!

    А так нужно стремиться модеринизировать марийскую школьную систему, эчежӹ интересвлӓ доно мары клубвлӓм ӹштӓш. Принципшӹ ти клубышты: лач марла попенӓ. Техень клубвлӓ шукы йиш лин кердӹт: шамаклан, Йошкар-Олашты Джон Леннонын мырывлӓжӹм яратышвлӓн клуб, Модернизм литература клуб, Модерн архитектурым яратышвлӓн клуб, Маркеловын архитектурыжы вӹкӹ шӹвӹшӹвлӓн клуб, Сола пичӹм торлӹшӹвлӓн клуб, Алангы колым качшывлӓн клуб, Суасламары сырам яратышвлӓн клуб, Мары сырам шолтышывлӓн клуб, Кӓршӹзӹвлӓн клуб, Парнингӓш солан автоклубшы, Йынгым ирештӹ кычышывлӓн клуб, Морко кымдем дон Кырык сир лоштыш кӹлвлӓм кычышывлӓн клубышты, Театрым яратышывлӓн клуб, Ленин верц ылшывлӓн клуб, Марынвлӓн цӓшӓн лимӹштӹ верц ылшывлӓн клуб, У Торъялым виӓнгдӹшӹ бизнесменвлӓн клуб, Провой кымдем бизнес-клуб, Чорайыштыш садывичӹ ландшафт клуб, Микрӓк ечӹзывлӓн клуб, Шернур Полицейвлӓн клуб, мары чиновниквлӓн клубышты, мары министрвлӓн диннер-клуб, мары миллионервлӓн гольф-клуб, мары миллионервлӓн яхт-клуб, мары политиквлӓн чӓй йумӹ клубышты, Мары Элым Кугижӓкымдемӹш (Королевство) сӓртӹмӹ верц клуб, Мары Элыштыш Кугижӓкымдем ваштареш ылшывлӓн клуб. Дӓ эчежӹ 1000 махань-шон клуб лин кердеш.

  8. Аликсендер

    Давайте сосредоточимся на проблемах сохранения и развития марийского языка. То, что в этом не все, мягко говоря, заинтересованны, ничего нового в этом нет.
    Не стоит на них реагировать. Отвлекаться. На отвлечение всё и расчитано: «пусть лучше обижаются (для этого и навешивают всех собак), нежели думают».
    Отношение к проблеме, её видение, принятие решений, что необходимо для решения проблемы зависит от уровня её осмысления. Осмыслением и следует заняться. Тем более что языковой вопрос — не сам по себе, это вопрос и политики, и экономики. Состояние языка — лакмусовая бумажка положения народа, его состояния в «семье народов-братьев», отношения к нему властьпредержащих от имени большинства…
    Айвика предложила свои соображения, спасибо. Что мы можем предложить ?
    Есть такая закономерность в сожитии языков: чем меньше сфер функционирования предоставляется языку в окружении других языков, тем интенсивнее происходит вымывание лексики (да и не только лексики: происходят изменения и на других уровнях языка), его засорение. На переходном этапе, ведущего к утрате языка, имеет место «полуязычие» (ассиметричное двуязычие, когда один язык — обязателен, другой — не обязателен…). В данном случае ответственность лежит, в первую очередь, на государственных мужах, осуществляющих конкретную языковую политику, т. е. не только — на носителях миноритарного языка, от которых требуется упорство в грамотном, аргументированном отстаивании своих, декларированых государством, прав.
    Языковые проблемы — везде. Имеем возможность сравнивать и видеть, где, при каких условиях, какой языковой политике миноритарные языки, составляющие языковое (а значит и культурное) богатство планеты, выживают, сохраняются и развиваются. Надо заметить, само понятие «языковое богатство» — ценность не для жлобов с сугубо колбасно-буттербродной аргументацией, таким же умом.
    В пожелании Айвики «дать свободу всем желающим его (марийский язык) развивать, ввести мораторий на критику такой деятельности» обращается внимание на СЛЕДСТВИЕ такой политики, которая предполагает не то чтобы мораторий,
    а своей бессистемностью, голой декларативностью, в том числе, законодательной, не обеспечивает реальную возможность «сохранения и развития» марийского языка, формирует у трудящихся и «братьев» соответствующее ОТНОШЕНИЕ к миноритарным языкам. Не буду перечислять цифры, указанные Айвикой, можно ещё больше сказать на эту тему, лучше будет обратить внимание на УСЛОВИЯ, которые уже реализуются в отношении миноритарных языков и имеют ощутимый позитивный результат — там, где подписана и РАТИФИЦИРОВАНА европейская Хартия миноритарных языков (в Росси она, как известно, не ратифицированна).
    Цитирую из московского издания «Функционирование демократического государства на примере Швейцарии», в частности — из «Положения о языке»:
    «Языки меньшинств охраняет так называемый «территориальный принцип» — соблюдение языковых границ и употребление в школах, судах и учреждениях языка, принятого в регионе».
    «Последовательное соблюдение территориального принципа — достаточная гарантия сохранения существующих языковых границ, препятствующих смешению языков. Однако для лиц, меняющих место жительства, требуется быстрая ассимиляция, что в некоторых случаях затруднительно. Так, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТЫ НА ВНАЧАЛЕ ЧУЖОМ ДЛЯ НИХ ЯЗЫКЕ, пожилым людям приходится с трудом изучать ещё один язык, чтобы исправлять необходимые административные формальности»… (!) Потому-то и 5 ретороманских диалектов в одном из кантонов Швейцарии, с численностью в несколько тысяч носителей каждого диалекта, на протяжении столетий не исчезают.
    Главная причина этого — власть не подыгрывает трудящимся в «непрактичности» миноритарных языков, руководствуясь известной формулой «нет людей — нет проблем». («нет «инородцев» — нет проблем»), осуществляет системную, не декларативную языковую политику, ориентированную на сохранение и развитие миноритарных языков. Фээсбэшная параноя в России не позволяет проводить чесную, грамотную языковую политику.

  9. Кирилл Мерецков

    Фээсбэшная параноя в России не позволяет проводить чесную, грамотную языковую политику
    ———————————————————————————————
    Да не ФСБ-шная паранойя не позволяет проводить честную, грамотную языковую политику, а слабая экономика Марий Эл, слабая налоговая база, отсутствие налоговых поступлений в достаточном объеме для реализации этой политики, дефицитный бюджет.
    Когда пишут о том, что для реализации ваших желаний нужны финансовые ресурсы самого региона, финансовая самодостаточность, профицитный бюджет — вы этого понять не хотите. Вам все время кто-то должен, вы все время пытаетесь обвинить Москву и Кремль в своих бедах. Нет инвестиций — виноват Кремль, не работают предприятия — виноват Кремль, высокий уровень безработицы — виноват Кремль. А чем занимается руководство вашего региона и руководители районов? Почему они не работают с потенциальными инвесторами? Почему они не тянут в свои регионы бизнес и производство? Подумайте над этим.

    • Аноним

      Кирилл Мерецков, он Том Круз и масса др. имен… Вот скажите зачем Вам зарплату платят? А я уверен Вы получаете раз 10 больше марийского филолога. Вы целыми днями сидите и флудите здесь, и думаю на др. сайтах. За что? Типа боретесь с экстремизмом? И вот еще сколько таких людей получают зарпалту и штат ваших структур раздут неимоверно. А сколько денег уходит на содержание главы Марий Эл, его охрану, обслуживающий персонал? Сколько бюджетных денег грохнули на всевозможные памятники, постройки, православные церкви? А они нужны? Дело не в недостатке средств, а в том кто их и на что распределяет. На марийский язык и др. нерусские языки в РФ выделяются жалкие копейки, а мы марийцы тоже работаем, платим налоги, являемся гражданами страны, соответственно г-во должно должным образом заботиться и о нашем языке.

  10. Валерий Комаров

    To господин Аноним!
    Кирилл Мерецков, он Том Круз и масса др. имен… Вот скажите зачем Вам зарплату платят? А я уверен Вы получаете раз 10 больше марийского филолога. Вы целыми днями сидите и флудите здесь, и думаю на др. сайтах. За что? Типа боретесь с экстремизмом? И вот еще сколько таких людей получают зарпалту и штат ваших структур раздут неимоверно.
    ——————————————————————————————
    Не надо меня обвинять в том, что я получаю зарплату в 10 раз больше марийского филолога (я даже представления не имею о том, сколько получает марийский филолог). Деньги просто так никто не платит. Каждый человек получает ровно столько, сколько он заслуживает. И не надо заглядывать в чужой карман. Это первое.
    Во вторых, я сижу здесь не целыми днями, и пишу комментарии не чаще, чем пишут другие. Например, тот же Tsikma.
    Деньги я зарабатываю на совершенно другом фронте, нежели борьбе с экстремизмом.
    ——————————————————————————————
    А сколько денег уходит на содержание главы Марий Эл, его охрану, обслуживающий персонал? Сколько бюджетных денег грохнули на всевозможные памятники, постройки, православные церкви? А они нужны? — Эти вопросы можете задать своему губернатору. К нему я тоже не имею никакого отношения.
    —————————————————————————————
    Дело не в недостатке средств, а в том кто их и на что распределяет. На марийский язык и др. нерусские языки в РФ выделяются жалкие копейки, а мы марийцы тоже работаем, платим налоги, являемся гражданами страны, соответственно г-во должно должным образом заботиться и о нашем языке
    ——————————————————————————————
    Дефицитный бюджет региона свидетельствует о том, что вы платите налогов меньше, нежели получаете из федерального бюджета. По сути, вы больше проедаете, нежели платите. И вы, похоже, хотите еще больше.
    По этой причине вам и вашему губернатору следует заниматься экономикой и инвестициями в свой регион, реализовывать инвестиционные проекты, решать проблему безработицы и наполнять свой бюджет.

  11. Спасение утопающих дело рук самих утопающих, сохранение марийского языка дело рук самих марийцев, кто мешает разговаривать на марийском, говорите и всё, объединяйтесь и говорите и сохраняйте и развивайте сами. Вот у евреев ни страны ни родины, не было и язык восстановили из мертвых. И весь мир почти молится еврейскому богу. А все почему? А вера у них такая, возлюби господа бога твоего, да не будет у тебя других богов кроме Иегова. А у нас сколько богов? Множество…., и нет поэтому единения. Поэтому надо вспомнить всем марийцам великого святого Курык Кугызя, воплощенного на земле как Чумблат, а после смерти вошедшего в пантеон богов как Кугурак. А много ли марийцев знают имя своего Эгрегора? Чтут ли? возносят ли ежедневные молитвы? Понимают ли что лишь в единении можно сохранить свой народ?
    Ответ мне кажется очевиден, большинство кто задумывался над этим понимает, а кое кто уже начал объединяться пусть для начала и виртуально в группе http://vk.com/chimbulat. И про памятник Чумблату заговорили, теперь дело за практической реализацией идеи. А как вот объединить народ под знаменем Чумблата? может кто ответит?

    А памятник Чумблату будет стоять на центральной площади города!

  12. Рустам

    Каждый народ имеет право на выражение своей воли!
    Каждый ребенок каждой национальности должен знать свой родной язык, историю, культуру и религию. http://tatar-centr.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html

    • Гебельс

      Каждый народ имеет право на выражение своей воли!
      Каждый ребенок каждой национальности должен знать свой родной язык, историю, культуру и религию.
      ——————————————————————————————
      Никто не спорит. Но все должно быть в меру. Иначе начинает попахивать национализмом.

      • Ой, да тут среди комментариев этого навалом. Можно каждого пятого привлекать к уголовной ответственности, а кождому третьему выносить предупреждения 🙂 . Нет у нас меры, то есть нигде не указана конкретная черта — где национализм, а где защита собственных национальных прав.

  13. Аликсендер

    Кем «нигде не указана», геббельсами ?
    Да но геббельсы, как известно, определяют «МЕРУ», исходя из ГЛОБАЛЬНЫХ и сугубо своих «жизненных интерессов»…
    Процитирую «Гебельсу» его партай-геноссе, Адольфа Гитлера
    (в отношении «где национализм, а где защита собственных национальных прав» и чем именно может попахивать, благодаря заинтересованным пропагандистам, «неуказание конкретной черты» или, вообще, отрицание нации и национализма):

    «Я ИСПОЛЬЗУЮ идею нации, руководствуясь соображениями текущего момента. Я сознаю ценностную БЫСТРОТЕЧНОСТЬ
    этой идеи. Наступит день, когда даже у нас, в Германии, мало что останется от того, что мы называем национализмом. Над всем миром поднимется содружество хозяев и господ…».

    Ленин, вскормлённый на деньги кайзера:
    «Мы заботимся о самоопределении НЕ НАРОДОВ, а пролетариата в каждой национальности».
    То есть, что глобализм нацистско-фашистский, что ленинско-троцкистско-сталинский… и тот, и другой ЗАКОНОМЕРНО отрицали нации и национализм, ибо сама идея, ГЛОБАЛЬНАЯ, противоречила существованию наций…

    Пропагандистам якобы «пролетарского интернационализма»
    уместно процитировать Геббельса:
    «Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм». Меньше знаний, меньше способности самостоятельно мыслить —
    больший успех дела геббельсов.

    В связи с этим и вопрос: Если «Деньги просто так не платят. Каждый человек получает ровно столько, сколько он заслуживает» (Валерий Комаров), то, например, заслуженный Маркелов, братья Одинцовы и иже с ними получают ровно столько, сколько заслуживают ?..
    Вопрос «экономистам»: Кто создает «дефицитный бюджет региона», т. е. в Марий Эл ?.. Кто должен «работать с потенциальными инвесторами» и кто «не тянет в свои регионы бизнес и производство» ? Кто ныне уполномочен это делать в Марий Эл ? У кого реальная власть ?

    • Продолжу мысль.
      Каждый человек получает ровно столько, сколько он заслуживает. Это и к власти относится, сами выбирали Маркелова… хы-хы.

  14. Tsikma

    *Вы говорите про колонизацию, как буд то это что-то плохое. Где был бы весь народ Мари без этого?*

    Если бы не было русской колонизации Страна Мари была бы на карте была бы независимым государством. Это одно.

    На счет бюджета Марий Эл — у каждого государства много денег уходит на содержание чиновников, полиции, органов Безопасности. Вот и подумайте кто в Марий Эл чиновники, какие у них зарплата? У каждого государства много долгов перед разными банками. Самый яркий пример пустого бюджета государства — Греция. Практически Греция на краю банкротства. В Европе почти все страны должники- разве что Норвегия за сет газа и нефти не имеет внешних долгов. Внешних долгов также не много и у Эстонии, хотя в этой стране нет никаких особых полезных ископаемых. Эстония за все время освобождения от СССР делала акцент на молодых, на интеллектуалов, старалась как можно быстрее за основы управления государством взять принципы демократии, а нее автократии, не коррупционно-клановый принцип. В Марий Эл же все проблемы как экономические, так национальные и политические из-за Маркелова.

    • Маркелова я защищать не буду, он мне за это не платит )))))
      Но. Такие же удтверждения были раньше, типа во всех проблемах виноват Вячеслав(Железный кулак)Кислицин. До этого народ кричал, что за все в ответе Владислав(Миг-17)Зотин. Скоро в кресло «виноватого» сядет какой-то другой человек.
      Классика, кто виноват и что делать.

  15. Аликсендер

    Говоря о Европе, следует не упускать из виду то, что именно те европейские страны, которые жили не по средствам (к примеру, Греция), пользуясь выгодами союза, и являются, в первую очередь, проблемными, долговыми.
    Желательно понимать, что с чем сравнивается, не валить всё в кучу с тем, чтобы потом прийти к «утешительному» выводу: «у них там проблемы, значит у нас лучше». Нам бы только ихние проблемы…
    К ихним (общим и для нас), к сожалению, имеем ещё и свои, «специфические».
    Далеко не надобно ходить — в рассуждениях «где кто был бы»…
    Где финны, которым удалось выскочить из тесных объятий империи в 1918 году ?
    Где эсты, литовцы, латыши (по сравнению с мари, коми и т. д.) ?…

    • slavko ukrainec

      Да,точно.Истинно счастливы те народы,которым удалось вырваться из цепких лап имперского зверя.Вспомните сколько в начале девяностых пугали эстонцев,латышей,литовцев,украинцев «голодной независимостью.Однако видим обратное.РФия корчась от экономических катаклизмов только тщетно пытается нагадить новым независимым государствам.То поднимая мифическую проблему языка в Латвии,Эстонии и Украине,то переодически перекрывая газ.О русизмах в языках колонизированных народов можно сказать одно.Основная причина их появления это засилие русскоязычных СМИ и как последствие подрыв престижа национальных языков.Если в ваших республиках существуют какие-то ТВ-радио каналы на нац языках,то у нас в Республике Алтай алтайский язык в открытую запрещают и игнорируют.Носителей алтайского языка насильно вытесняют из столицы республики в сельскую местность и увольняют с престижной работы.

  16. рол

    » О русизмах в языках колонизированных народов можно сказать одно.Основная причина их появления это засилие русскоязычных »
    за 50000 лет этногенёза языковые группы и диалекты поменялсь несколько раз , как мне утверждали раз в 2 000 лет .

  17. Skeptik

    Г-н slavko ukrainec! В начале 90-х пугали по-моему Россию тем, что у неё не будет продовольствия, хлопка, электроники, фруктов и бог знает чего ещё, а все угнетённые народы расцветут, зажив счастливой независимой жизнью. И как-то всё случилось не так. И Россия не померла и «братские» народы не расцвели. И как жить дальше, тоже не очень ясно. Ясно только, что во всём опять виновата Россия и подлые русские. А проблемы «братских» народов не решаются не по причине импотентности и сумасшествия соответствующих правителей, а из-за политики России. Ну, коли вы все такие умные и талантливые, чего же не работаете, показывая всему миру примеры великих свершений? Что касается национальных языков, то их проблемы никак не связаны с ужасами колониальной русской политики. Это просто оправдание собственных неудач. Более того, как должна развиваться экономика в той же МЭР? Суслонгер с Параньгой торговать будут? И всего им хватит? Или всё же продавать своё придётся и в Казань и в Рязань, а покупать и в Челябинске и во Владивостоке? Думаю, что второй вариант ближе к истине. Так вы чего хотите, чтобы в Казани и Рязани с вами разговаривали по-марийски? Может, лучше пользоваться одним языком? И как ни противно, именно что русским, поскольку на нём говорят все в России. Не нравится, так давайте перейдём на английский, как в той же Латвии. Скоро там латышского языка вовсе не останется, как, возможно, и самих латышей тоже, поскольку работы в Латвии на всех не хватает, а за бугром, пардон в Западной Европе, даже и не догадываются о существовании латышского языка. Да и марийского тоже.
    PS. Желающим возродить великий и могучий марийский язык предлагаю потренироваться, решив простейшую задачу: переписать на марийский язык, скажем курс теоретической физики Ландау и Лифшица. Интересно, сколько процентов текста там будет на марийском языке? Удачи!

    • Нацмен

      >то их проблемы никак не связаны с ужасами колониальной русской политики

      Интересно, а кто довел нерусские языки России, что их даже никто в Европе не знает и они не развивались как языки науки для переписки теоретических текстов? После колонизации мари, половину лучшей части русские уничтожили, марийцам запретили металлообработку, наложили неимоверными налогами, что из кожанной обуви с металлическими украшениями пришлось перейти на лапти. Марийцев изгнали из городов, обзывали «черемисами», грамоте стали обучать с целью крещения и русификации, марийцам постоянно долбят что их язык не нужен, не развит (и не развивают и не дают возможности преподавать на нем). Эстонцам и финнам русские также долбили в Российской Империи, к счастью они освободились от вас русских. И пожалуйста сегодня на финском не только научные тексты по физике можно писать, но и вся компьютерная терминология переводится на финский. Также и с эстонским языком — преподавание в вузах на эстонском. А марийский язык нисколько не хуже эстонского и финского, просто марийцам и др. нерусским языкам России крупно не повезло, что попали и остаются под властью таких наглых русских как Вы, которые никогда нерусских за людей не считали, уничтожали, топтали их культуру язык.

    • Gurd

      Скептик,зачем все переворачиваешь с ног на голову. Мари желают только одного, чтобы с ними на их родной земле считались, уважали право мари на самоидентификацию.Скептик , представь; многие поколения твоих предков уничтожены захватчиками, на земле своих предков ты стал человеком 2 го сорта, как тебе понравится, что тебе с детства начнут вдалбливать например китайскую грамоту, мусульманское мировоззрение и папуасскую культуру и ты должен быть благодарен захватчикам ,за то что твоя родная культура, язык не развиваются столетиями. Государственная псевдорусская экспансия на марийской земле была и продолжается до настоящего времени, ну не желают правители, что бы все народы были равные-земля, богатства для русских(точнее под прикрытием русских для особой части населения,которые процветают в любой стране ) а чухонцам, черемисам, татарам объедки . Поверь, если российское государство развалится( чего никто не желает), народы не пропадут, может через лишения и беды, через многие годы но научатся жить без ярма чужих правителей и у них все равно появятся свои великие свержения.Но этот вариант развития самый наихудший. История свершилась, мы живем многие столетия вместе, народ мари не злопамятен и помнит все хорошее , что дали русские для мари.Но теперь давайте жить наравне-вы русские, украинцы, татары живете на земле мари, извольте изучать культуру и язык народа ,который поделился землей для вашего проживания. Русский язык остается языком межнационального общения и вас никто не заставляет разговаривать на марийском языке, но вам все равно придется изучать историю края изучать марийский язык, для того что бы понять собеседника мари, Вы должны понять, что мари уже не те, что были совсем недавно- забитые, униженные,стесняющиеся своей национальности( и наверное вы уже замечаете перемены ,все больше людей, и что заметно особенно, молодежи, в городах говорят на родном марийском языке)- народ мари поднимает голову ,медленно, с трудом. И может придет время, когда , скептик, станет энтузиастом марийского языка.

  18. Венера

    Марийцы это уникальный народ, но спасение марийского языка только в руках марийцев, марийцы-это люди живущие в гармонии с природой, безмерно любящие свой родной край, конечно трудно выжить нашему родному языку, т. к. по сравнению с соседними народами нас по численности меньше, пусть рождается больше людей марийской национальности, кугу юмо полшо.

Добавить комментарий