Юрий Ерофеев: Надо ликвидировать Марий Мер Каҥаш

Всемарийский форум. Взгляд в перспективу

Сложившиеся обстоятельства заставляют меня в очередной раз высказаться по поводу предстоящего в апреле 2012 г. мероприятия, поскольку съезд марийского народа и съезд межрегионального общественного движения – это всё-таки разные форматы народного представительства. Первый по сути является порождением революционной «вольницы» эпохи февральской революции 1917 г., а затем восстановленной её матрицей в условиях таких же бурных перемен XX столетия. Второй же следует рассматривать как попытку цивилизованно «обуздать» первый вариант рамками принятого 19.05.1995г. Федерального закона «Об общественных объединениях», призванного отструктурировать и отрегулировать возникшие общественные отношения уже постсоветского периода.

К сожалению, в сознании большинства людей эти отличительные черты до сих пор остаются непонятыми. Отсюда происходит путаница, а точнее, полная мешанина. Граждане намного успешней усваивают теорию и практику коммерческого права, новации партийного строительства, думских и президентских выборов, но продолжают оставаться нигилистами в постижении правовых норм, касающихся формирования демократического общества и гражданской нации.

Поэтому, живя в одном и том же государстве, мы видим совершенно разные подходы к оформлению национальных этнических движений. Например, в Татарстане этот вопрос решился быстро и юридически грамотно. Здесь на фундаменте всетатарского съезда в 1997г. возник Всемирный конгресс татар (ВКТ), причём, как союз национальных общественных объединений, имеющих госрегистрацию, куда вошли разноформатные многочисленные организации, движения, фонды, центры и федеральная национально-культурная автономия татар и т.д., созданные практически во всех регионах РФ и в большинстве стран СНГ.

Являясь таким образом союзом общественных объединений с ассоциированным членством, ВКТ умело выстраивает взаимоотношения с администрациями субъектов РФ. Сама же титульная Республика взяла на себя основное бремя ответственности за финансовое содержание руководящих органов всетатарского конгресса.

Примерно таким же образом структурировался и Всемирный курултай башкир, ставший правопреемником всебашкирских съездов. То есть в их названиях уже нет слова «съезд», которое больше характерно партийному строительству в ранге высшего органа партии или в роли организационно-процедурного предназначения.

Несколько по-иному с этим делом распорядились в Коми Республике, где был принят общественный региональный закон «О статусе съезда коми народа». Здесь упор был сделан не на строгом учёте требований ФЗ «Об общественных объединениях», а на сохранении отдельных элементов прошлого опыта под патронажем местных властей как на стадии подготовки и проведения самих съездов, так и в процессе реализации принятых решений. Однако постановлением Верховного Суда Республики от 17.08.2002г. принятый закон был признан не соответствующим действующему законодательству РФ. И среди причин его отмены суд особо указал, что «общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на объединение, не являются предметом нормотворчества субъектов РФ».

Извилистым стал путь и марийского национального движения, возродившегося на III съезде марийского народа в октябре 1992г., что объясняет многие его пороки организационного роста, где не последнее место занимало определённое пренебрежение к федеральному законодательству в данной сфере. К большому сожалению, это сохраняется до сих пор, дойдя до хронической стадии правового волюнтаризма, допускаемого порой людьми, оказавшимися в структурах самой исполнительной и законодательной власти.

Сказанное стало проявляться с середины 90-х годов со стороны функционеров-общественников и чиновников-кураторов. И тем, и другим захотелось как можно скорее заговорить от имени всего марийского народа, хотя в РМЭ в ту пору проживала лишь вторая его половина.

Наряду с этим у некоторых лиц вдруг проснулась болезнь «вождизма», питающаяся древними традициями марийской (языческой) религии. Им грезилась надежда на форсированную консолидацию этнического самосознания и гармонизацию отношений с республиканской властью. Именно тогда произошла окончательная подмена понимания роли и места съезда марийского народа в контексте с законодательной природой межрегионального общественного движения «Марий Мер Каҥаш», в силу чего затмившая историческое значение старейшей национальной организации «Марий Ушем».

Возможно, я ошибусь в оценках прошлых событий, ибо, живя в Москве, ничего не знал про марийские съезды и про тактику, стратегию национального строительства, ставших предметом тогдашних острых дискуссий.

Но, пользуясь определённым багажом представлений, вынесенных по опыту изучения общественной деятельности, в т.ч. так называемых «народных фронтов» Прибалтики и Закавказья, посмею сказать, что общую платформу марийского национального движения в широком понимании данного термина следовало создавать на базе уже существующих разветвлённых сетевых структур межрегиональной организации «Марий Ушем».

Новодел в виде МОД «Марий Мер Каҥаш», во-первых, нужен был больше республиканской власти как пример и доказательство её единения со всем марийским народом, разбросанным волею судьбы примерно в 40 регионах Российской Федерации и находящемся в состоянии компактного или дисперсного проживания. Во-вторых, благородные идеи туманились в умах новой волны общественников, попытавшихся «оседлать» практику массового движения без опоры на опыт руководящего актива «Марий Ушем», зачисленного второпях в число ортодоксов-консерваторов.

Поэтому «Марий Мер Каҥаш» с точки зрения организационного строительства, предполагающего в каждом регионе с марийским населением свои местные ячейки в виде отделений, состоящих из физических лиц – сотрудников движения, а также наличия хотя бы координаторов, назначенных «сверху» в роли руководителей филиалов и представительств, как общественная структура потерпела крах.

Этот главный вывод сегодняшнего дня должен, наконец, образумить всех – исполком и президиум межрегионального движения, национальную общественность и администрацию главы РМЭ, Правительство и даже Госсобрание Республики, почему-то полностью ушедшего в тень.

Это наглядно проявилось, например, в ходе выборов делегатов на предстоящий всемарийский форум, где были задействованы и региональные структуры «Марий Ушем», и московское «Землячество Марий Эл» (по просьбе столичного Правительства на основе обращения к нему властей из РМЭ), и значительный отряд чиновничества различных субъектов РФ и т. д. То есть, выборной компанией занимались все, кроме самих первичных подразделений МОД «Марий Мер Каҥаш», которых в оформленном виде практически не оказалось.

Второй главный вывод напрашивается сам – необходимо ликвидировать МОД «Марий Мер Каҥаш», тем более, что движение за всё время своего бесславного существования так и не получило государственного признания в форме регистрации в установленном законом порядке. Оно должно остаться в нашей памяти как серьёзный урок, зафиксировавший подъём и падение пассионарности марийской нации, жертвенность и предательство со стороны тех, кто гражданскую свободу и людское уважение променял на личное благополучие и презрение товарищей.

Действительно, жалеть нечего. Общественной объединительной структуры, как таковой нет. Правда, имеется жалкая горстка людей, приватизировавших «Марий Мер Каҥаш» и вносящих всеобщую сумятицу, выдавая себя за единственных выразителей чаяний марийского народа.

Таким образом, имеются достаточные объективные и субъективные предпосылки для создания на объявленном съезде новой межрегиональной, а может даже международной, общественной организации как союза (ассоциации) марийских общественных объединений, имеющих статус юридических лиц, в состав которого вошли бы не только этнокультурные образования, но и местные, региональные национально-культурные автономии, экологические, молодёжные и иные общественные формирования. При этом сами учредители никуда не исчезают и не теряют самостоятельности.

На сегодня это единственно верный и правильный путь, по которому, как сказано выше, уверенно идёт Всемирный конгресс татар. Всё иное работает на разъединение, раздробление по принципу – кто главнее среди других, кто ближе к властной кормушке и т.д. Междоусобица крайне вредная и опасная для нас, чем умело пользуются наши недоброжелатели.

Следует также признать, что МОД «Марий Мер Каҥаш», наплевав на свой Устав, ныне пытается само действовать в формате союза (ассоциации). Более того, не являясь юридическим лицом, оно незаконно присвоило право командовать нами как своими подчинёнными сотрудниками. Но хуже всего, отчитываться за работу, проводимую нами, цинично приписав себе и исключительное право говорить за марийский народ, хотя на сегодняшний день никто не знает – а какова реальная численность движения «Марий Мер Каҥаш»?

Подобные действия лично я называю мошенничеством с участием высокопоставленных чиновников и с позволения республиканской прокуратуры, которая согласно статье 38 ФЗ «Об общественных объединениях обязана осуществлять надзор и контроль за соблюдением законов со стороны МОД «Марий Мер Каҥаш». Если бы движение являлось зарегистрированным, то этим параллельно должно было бы уже заниматься Министерство юстиции РМЭ. Пока же, что первое, что второе ведомства смотрят на данное безобразие сквозь пальцы. Видимо, этим и отличаются правоохранительные органы РМЭ от Коми Республики, поставившей заслон нарушениям федерального законодательства.

Образование новой современной общественной структуры в виде союза юридических лиц сулит и другие преимущества. Исходя из общей задачи создания массового всемарийского движения появится потребность в полноценных, суверенных, этнокультурных и этнообразовательных объединениях на территориях компактного и дисперсного проживания марийцев в РФ и за рубежом, рассматривающих подобного рода ассоциацию всего лишь как условие для достижения равноправных партнёрских связей и проведения разовых национальных форумов с актуальной для всех повесткой дня или традиционных праздников типа «Пеледыш пайрем» поочерёдно в том или ином регионе при наличии в нём марийского населения.

Такой подход выведет нас из-под обязательной и жесткой опёки со стороны титульной республики, расширит представления о жизнедеятельности иных частей единого марийского этноса и простимулирует рост активности граждан каждой принимающей стороны. Мы не должны забывать, что первые Всероссийские съезды мари удачно прошли за пределами РМЭ, организаторами которых как раз выступали, как это было в г.Бирске Уфимской губернии, местные марийские общества. Подобное может совершиться и в нынешнее время, скажем, и на территории Москвы либо Московской области. Важно понять, что марийский народ не может принадлежать лишь одному субъекту федерации, как бы это кому-то не хотелось! Но об этом более подробно будет сказано во второй части статьи.

Юрий Ерофеев

27 комментариев

Filed under Статьи

27 responses to “Юрий Ерофеев: Надо ликвидировать Марий Мер Каҥаш

  1. Игорь Изерге

    интересно было бы знать: автор выложил статью всего лишь на обсуждение или намерен предпринять какие-либо действия? писать можно многое.

  2. Активист

    Почему г-н Ерофеев постоянно требует от марийского национального движения подстраиваться под несовершенное российское законодательство? В РФ вообще отсутствует система защиты интересов нерусских коренных народов. Может надо требовать усовершенствования рос. законов и признания Съездов народов России? Почему формальное признание государством общественной организации ставится на первый план? Международный МАФУН и Консультативный Комитет, Всемирный конгрес ФУ народов тоже не зарегистрированы официально, ну и что? Эти движения вынуждены признавать как в РФ и в мире. Суть гражданского общества не признании г-ва, а в инициативе граждан, народов.

  3. Игорь Изерге

    мер канашым пытараш, вара марий ушемым, погыным? айда эша Москошко кусарена марий ру:дым? мом тудо тиде статья дене каласынеже? мыйын шонымаште тидын дене мыланна торешла уда лиеш.
    Марий калыкын тун верже-Марий Эл, кеч кушто иле, но Калык Погыным кугезе мландыште эртарыман, а нимогай Моско, Киров але Уфа.

    • koramas

      Мыйын шонымаште пеш кулешан статья. Тудо(Ерофеев) пытараш ок ойло,а юридитеский сайын оформитлаш.А погынымашым чыла вере эртараш лиеш,лишь пашаже веле каен шогыжо. Тыште адак лидер-шамычым кыраш туналыт.

      • Cseremisz

        юриспруденций могырымат, шотан шонымаш-аклымаш могырымат чыла тыште да тидын деч Мер Маҥаш шотышто возымыжо муторгаж.

        Законым тудлан келшыше семын интерпретла. Моланжым тидым лучо возыжо ыле: могай амал дене тидым возгала? Марий мер толкыным йӧршеш пытараш але шкаланже иктаж пайдам лукташ?

  4. Аноним

    А по-моему, Юрий Ерофеев высказал очень здравую мысль. Ряд руководителей исполнительной власти узурпировали право говорить от имени всего марийского народа, прикрываясь общественным движением. Свою точку зрения на происходящие события они оформляют протоколами и тезисами съездов. И нет на этих съездах никакого представления интересов народа, там есть определенные и вовсе не случайные люди, приближенные к власти, которые приезжают на съезд и выдвигают заявления от имени простого народа. А они вообще общались с простыми смертными?
    Tsikma, например, на этом сервере честно признался, что он не общается с теми, которые зарабатывают мало и сводят концы с концами.

    • _______

      Ты думаешь в Москве нет таких людей удобных администрации? Конечно есть, просто диалог они ведут все равно со всеми. Тоже мне оппозиционеров нашли. Ну уберут съезд всемарийский кому это больше всего выгодно? Тогда можно попрощаться вообще со съездами, разобьемся на автономные группы друг друга в глаза не видевшие. Мне иногда кажется просто кто то лоббирует свои интересы дабы привлечь внимание к себе. Были уже общественные организации марийские, каждый претендовал на роль ключевой фигуры. Почитайте статьи в сети 10 летней давности, заголовки будут Марийские общественные организации конфликтуют друг с другом и где эти деятели сейчас? Они смылись давно из Марий Эл только самые честные остались на своих местах как капитаны тонущего корабля.

      Республика Марий Эл. Марийские общественные движения конфликтуют между собой.
      27.04.2002 12:12

      Республиканское общественное движение горных мари «Туан вел» («Родная сторона») выступило с заявлением по поводу критики своей позиции со стороны отдельных лидеров другой марийской национальной общественной организации «Марий ушем». По мнению руководства «Туан вел», сегодня отдельные лидеры «Марий ушема» тянут республику к национальным распрям: «Они считают себя политиками и постоянно пытаются давать политическую оценку действиям властей. Но народ говорит так: «Политикивсегда думают только о предстоящих выборах, а государственные мужи о будущих поколениях»».
      В свою очередь, председатель «Всемарийского совета» Виктор Николаев и глава общественной организации «Марий Ушем» Валерий Мочаев, встречаясь с журналистами, вновь критиковали республиканские власти. Что касается, появления на политической арене «Марийского национального конгресса», то, по словам, Виктора Николаева, в обществе должны быть разные точки зрения. По его данным, за пределами республики весьма настороженно отнеслись к созданию конгресса. Однако, все зависитот конкретных, положительных дел новой общественной организации. Говоря о возможном сотрудничестве с властями, господин Николаев заявил, что руководству национального движения не нужны никакие должности: «Чтобы республика процветала мы готовы в этом деле помочь».

      Мы все это давно слышали. Новые люди нужны из мест проживания марийцев настоящие патриоты. Пиар слушать осточертело.

  5. Проксима

    А мне понравилась статья и позиция Юрия Ерофеева. Молодец! Федеральное законодательство надо соблюдать! Очень правильно покритиковал «Марий Мер Каҥаш»! Молодец!

  6. Местный

    Пока маркел у власти , съезд или конгресс проводить в другом регионе, а не по инициативе » Мер Канаша» в Йошкар- Оле.

  7. йӱлышӧ чон

    Автор йӧршеш Марий Элысе мер илышым ок палыла чучеш. Могай «Марий Мер Каҥаш» нерген ойла? Марий Эл Республикыште «Мер Каҥаш» веле уло. Пытараш, сӱмыраш, петыраш лиеш, но автор кеч ик ушемым почын, чоҥен, пашажым вӱден шоген. Ала-мо дене ойлымыжо Жириновскийын койышыжым шарныкта. Ала тиде ойым пуышо марий ӱмбакыже шорык коваштым пыштыше чодыра янлык? Мер илышыште мо улым арален илыман огыл мо?

  8. Браузер

    Так в Японии делают. Все всё до тошноты исполняют, так что больше никому не мила идея господства, ходят блевать за угол все. А потом прилюдно рыгают, по закону. Отмирает быстро любая охота обуздать необузданное.

  9. ямак

    Одо кундемыштат одо-влакын «Удмурт кенеш» ассоциацийышт уло. Тушко турло форман и шуко вер гыч одо калыкын общественный организацийышт-влак пурат и пырля канашен пашам ышташ толашат. А марий-влакын туге огыл мо?

  10. Арбор

    Хочется поблагодарить Юрия Ивановича за очередную довольно содержательную аналитическую статью. Приходится признать, правоту многих (но не всех, о чем он сам признается) его высказываний. Юрий Иванович прав в том, что съезд народа не является мероприятием только Межрегионального общественного движения «Марий мер канаш». Однако не следует забывать, что 8 съезд народа путем голосования утвердил изменения в Уставе межрегиональной общественной организации, признав тем самым ее полномочия в качестве исполнительного органа, осуществляющего решения съезда.
    Конечно, делегаты съезда не имели возможности, а скорее всего и не хотели особо обсуждать перспективы дальнейшего развития этого общественного объединения. Все понимали, что такую организацию никто создавать, тем более формировать первичные структуры на местах не будет, что все это придумано только с целью нейтрализовать радикально настроенных активистов предыдущего состава «Мер канаш», возглавляемого В.Н.Козловым. Тогда перед делегатами была поставлена негласная задача – убрать с поста «Оньыжи» В. Козлова, поставив вместо него близкого к правительственным кругам человека. Главная задача, поставленная перед министром Васютиным М.З. была выполнена – непослушные активисты потеряли поддержку делегатов съезда, а национальное движение «стреножено».
    За 1992-2012 годы в национальном движении марийцев произошли радикальные перемены. В 1990-х годах оно выступало за демократические преобразования и максимально полную реализации принципов федерализма в стране, национального суверенитета и национально-культурной автономии марийцев. Активисты национального движения активно участвовали в законодательной деятельности, в осуществлении программы культурного возрождения, налаживании связей с финно-угорскими странами и народами. В нынешних изменившихся политических условиях марийское национальное движение оказалось в загоне, руководят им не общественные деятели, а работники министерства культуры и лично М.З.Васютин. Л.Н.Яковлева, В.А.Мочаев и другие члены «новой волны» общественников нынешнего «Мер канаша» являются лишь прикрытием проводимой негласной политики руководства РМЭ. Члены «Мер Канаша» прекрасно понимают свое положение, но пригретые властью молчат, надеясь заслужить ее признание.
    Власть боится передать руководство национальным движением общественникам. Она сейчас готовит новую рокировку: вместо Яковлевой собирается назначить бывшего помощника М.Васютина, ныне заместителя Председателя Госсобрания. Такая рокировка выгодна властям во многих отношениях, но будет ли польза от этого всему марийскому народу? Делегаты съезда, которые собираются для того, чтобы обсудить будущее народа в XXI веке, должны четко осознавать, что они в ответе перед настоящим и будущим марийского народа и не должны поддаваться сиюминутным интересам и потребностям местной власти.
    Да, в истории национального движения за последние 20 лет были и взлеты и падения. Не только Юрий Иванович, но и многие сознательные участники общественного движения понимают, что марийцам удалось реализовать лишь малую часть тех возможных позитивных перемен, которые были предоставлены судьбой в годы демократических перемен. Но мы не должны забывать, процесс «закручивания гаек» только начинается. Многие политики активно призывают сократить число национально0-территориальных образований. В республике активно муссируется слух о присоединении РМЭ с Кировской областью. В этих условиях призывы к проведению съезда за пределами марийского национально-территориального образования вызывают только удивление. Да, конечно, администрация республики постарается извлечь максимальные выгоды от этого съезда. Но и марийская общественность не должна дремать. Почему не выходят газеты, нет специальных публикаций, посвященных предстоящему съезду. Нужны конкретные предложения, способствующие консолидации народа, укреплению национального суверенитета, преодолению нигилистичекого отношения руководства республики по отношению к марийской хозяйственно-политической и культурной элите и т.д. Чтобы разговаривать с федеральными и республиканскими властями необходимы конкретные предложения.
    Теперь о союзе МОО. Он мог бы возникнуть, если бы в этом были заинтересованы руководители общественных организаций, руководство РМЭ. К сожалению, в России нет определенной национальной политики. В стране господствует идея создания российской нации. Интересы малых народов не волнуют большинство руководства страны и в целом ее населения. В этих условиях съезды народов имеют, пусть не большие, но некоторые шансы заявить о своих экономических, социальных и культурных потребностях и призвать руководство страны не забывать о том, что Россия является федеративной страной.

    • Дед Мазай

      Дед Мазай, Юрий Михайлович Лужков Ваш комментарий удален, поскольку, как мы уже предупреждали, постоянная смена имен и IP администрацией сайта и системой воспринимаются как спам и флуд.
      MariUver

  11. Tsikma

    Не дадим угробить Марий Эл! Марий Эл — наша единственная Родина для всех марийцев и ни русские, ни евреи типа Жириновского, ни другие народы и некотроые сумасшедшие «строители» современной Российской Империи не имеют права посягать на родину марийцев. Если так, то пусть в Москву приезжает какой-нибудь новый Рюрик и будет распоряжаться страной как хочет, и русские при этом не имеют права даже пикнуть об этом. Марийцев сейчас некоторые государственные деятели поставили именно в такую ситуацию — оказывается не мы, марийцы на своей исторической Родине хозяева, а какие-то пришлые. Пора выходить бунтовать, если будем сидет и ждать, то от русских чиновников добра не дождешься.

    Протест семӹнь: Марий Эл школвлӓштӹ ик ӓрняэш рушла тыменяш пырахаш, Йӹлмӹ законвлӓм шотыш нӓлӓш, Плакатвлӓм марла веле сирӓш, Протест акцивлӓм эртӓраш, марынвлӓ ваштареш ылшы чиновниквлӓн, министрвлӓн лӹмвлӓштӹм интернетышты сӓкӓлташ. Кӱ эче мам темлен кердеш?

  12. сказочница Шахерезада

    Протест семӹнь: Марий Эл школвлӓштӹ ик ӓрняэш рушла тыменяш пырахаш, Йӹлмӹ законвлӓм шотыш нӓлӓш, Плакатвлӓм марла веле сирӓш, Протест акцивлӓм эртӓраш, марынвлӓ ваштареш ылшы чиновниквлӓн, министрвлӓн лӹмвлӓштӹм интернетышты сӓкӓлташ. Кӱ эче мам темлен кердеш?
    ——————————————————————————————-
    Опять Tsikma собирается сказки рассказывать. Такое впечатление, что якобы проблем у народа, как только культурные и языковые проблемы, больше не осталось. И проблема безработицы решена, и средняя зарплата в три раза превышает средероссийскую, и темпы строительства жилья в Марий Эл превышают 3 квадрата на гражданина в год, и инвестиции в Марий Эл текут рекой. Не жизнь, а малина. Осталось только языковую проблему решить и народу будет Щастье.

  13. Аликсендер

    Во многом согласен с Юрием Ивановичем, однако, трудно не согласиться и с Арбором. Дело в том, что вместе с «суверенными этнокультурными и этнообразовательными объединениями» (полномочия и ресурс этого вопроса — ?) вполне можно прийти к итоговой «самодостаточности» бурановских бабушек…., которые «отражают самодостаточность российского поликультурного пространства, о чем в Европе могут только мечтать» (Yury Longo) ?!!… (Вопрос только в том, кто в Европе о «самодостаточности российского…» может мечтать ? В Европе
    так же — разные представители разных народов — разных интересов).
    Помрут бабушки и… «нет бабушек — нет и проблем», нет этнокультуры, этнообразования…
    Для национального и национально-культурного выживания мари
    в РМЭ — одни возможности, Башкортостане — другие, Кировской области — третьи и т. д. Одни возможности предоставляются компактным проживанием, другие — дисперсным.
    Глобальность тезиса «марийский народ не может принадлежать лишь одному субъекту федерации» впечатляет, но и несколько уводит нас от происхождения проблем «жёсткой опёки» в самом компактном месте… — Марий Эл.
    Согласен с Арбором о необходимости выдвижения требований реализации ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАЛИЗМА. То есть необходимо смотреть в корень, ибо «процесс закручивания гаек только начинается». Это ведь очевидно. Смогут ли делегаты внятно, грамотно, системно (исходя из междисциплинарного подхода) сформулировать принципы федерализма и положение дел с их соблюдением ? Будет ли кому это выполнить в ситуации, когда
    «в России нет ОПРЕДЕЛЁННОЙ национальной политики ? Ведь самый лучший способ манипулирования сознанием — это «размытость», неопределённость…, тогда ведь можно декларировать всё, что угодно и… не выполнять: «размытость» это позволяет (так же как и — фигуры общих выражений, «страшилки», экспресивная лексика «благих намерений» и т. п.). В результате» —
    не знаем, за что голосуем…
    В отношении тезиса «Федеральное законодательство надо соблюдать» (Проксима) надобно бы конкретизировать, что именно
    не соблюдается и можно ли на основании ТАКОГО законодательства говорить об этнокультурном выживании ? Сформулировать, почему не соблюдаются федеральные законы: проблема в возможностях толкования, которые предоставляются буквой и духом законов или в незаинтересованности их выполнения ? Или — и в том, и в другом ?..

  14. Аликсендер

    Вопрос «Сказочнице….»:
    Вся проблема Марий Эл в том, что власти «РЕШАЮТ» культурные и языковые проблемы мари, но не решают проблемы экономики ?

    Ну дак о проникновенности трудящихся масс именно такой аргументацией: «третьего не дано» (т. е. — или экономика, благосостояние, или этнонациональная культура) власти и мечтают.
    Всегда рады поддержать такое, совсем не сказочное, направление мыслей…
    «Шехерезада», вас точно поощрят, приголубят… Оценят.

  15. советский

    ну ну

  16. Ямак-Одо кундем

    Ончем кодшо съезд гыч видеосюжетым Мый туналтыш кадрыште шогем ончен, очки дене улам. Шуко шонымаш пура вуйышкем: президент-прием, съезд т уналтыш, шуко выступлений. чыла пеш сай…, но ала-можо мемнан марий движенийыште чаракже уло . Садлан дыр съездлак лийыт , седе чарак-влакым коранкаш.

  17. советский

    съезд галочкылан кора веле эртаралтеш. Список делегатов чыла ямде.

  18. Никитин С.П.

    Не высказывался, ждал, пока выступят те, для кого Юрий Иванович самый большой авторитет, «аналитик», политик. Не дождавшись, кратко выскажусь. Юрий Иванович выступил здесь, как юрист, для которого, с времен зарождения Римского права, на первом месте постулат: — Пусть провалится весь мир, но восторжествует Юстиция! (Примерно так). Он прав, что МНД, как и все общественные движения стреножены властью. МНД не может развиваться, пока не поймет гибельность нынешней отсутствующе-торжествующей национальной политики! нет отдельной национальной политики! не существует в отрыве от прмышленной, аграрной, демографической, социальной, военной, образовательной и т.д. и т. п.! Мы, как граждане, если не можем изменить государственную политику, то только потому, что при этом не хотим изменяться сами. Кто то бы нам принес на блюдечке с голубой каемочкой. Двадцать лет мы бежали куда то, и оказались во вчерашнем дне. Для нового, другого руководящего марийского органа нужно новое движение. Существующее не поддается ремонту! не обижайтесь, Юрий Иванович, не надо ломать мер Канаш. Сегодня это преждевременно. Пусть стоит. Но рядом нужно строить новые детские площадки, посадить деревья мрийской духовности, спортивно-игровые площадки, марий парк, школу, фермы, мастерские, экологичный энергосберегающий дом. И тогда, старая халупа будет радостно снесена, ее даже под музей не оставят.

  19. sarze

    Был участником 7 и 8 съезда, а также немного присутствовал на 6 внеочередном съезде народа мари вместе с одним другом. Шестой и седьмой съезд были вершиной роста национального движения последнего периода. На 8 съезде «марийскую вольницу» поставили в стойло, а «Оньыжой» назначили женщину. На этом спектакль и закончился, хотя съезд проходил в основном не в театре. Как голосуют делегаты по вопросам повестки для строго контролировалось (со слов самих же делегатов). Поэтому с Юрием Ерофеевым согласен, так как 8 съезд показал себя не съездом марийского народа, а чем-то другим. Поэтому очень жаль не только делегатов, но и всех сценаристов и режиссёров данного действия. У некоторых «артистов» даже руки тряслись, когда они выполняли свою «роль» по отстранению Владимира Козлова, так как они умные люди и понимали что творят, и знали как это называется. При этом меня больше поразило неуважение к марийскому народу, и к самому себе со стороны «активистов». Остаётся надеется, что у сегодняшних «активистов» хватит совести и ума хоть частично исправить ситуацию, так как в будущем необходимость как в «артистах», так и в «активистах» может исчезнуть, так как уже «задвигать» почти некого.

  20. Местный

    Никитин С. П. понятно ваше желание приехать в Марий Эл
    и выступить со свими предложениями. Это похвально.
    Но перед кем вы собираетесь выступить и кто вас будет слушать, вас не волнует? Да на очередную болтовню приедете с марионетками из Мер Канаша. Нужен ли такой Мер Канаш? Подумайте. Вы приезжие делегаты погоду не сделаете, все под контролем будет у мочаевцев.
    Sarze не будьте наивными, «активисты» будут ту же линию гнуть и еще больше опозорят нас. Поддерживаю Ю. Ерофеева — не нужен нам такой Мер Канаш, а съезд или вообще не проводить или проводить в другом регионе

  21. ned !

    А ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПРОВЕСТИ СЪЕЗД В ЯРАНСКЕ??
    рядом с республикой исторический городишко яранчане хотят присоединиться в Марий Эл, можно поразмышлять.

  22. _______

    Есть информация что заранее существует кандидатура от правительства и спектакль этим и закончится.

  23. Да надо не только яранский район но и другие районы, но если не районы, дак деревни где проживают марийцы, присоединить к Марий Эл, провести референдумы, голосования и объединяться, конечно если большинство народа захочет.

    А памятник Чумблату будет стоять на центральной площади!

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ