Марийский родник бьет ключом

Фольклорно-этнографический ансамбль «Марий памаш» («Марийский родник») — один из ведущих фольклорных коллективов Республики Марий Эл. Это действительно родник талантов, который не только не иссякает, а постоянно пополняется новыми силами, людьми и идеями. Мы поговорили с художественным руководителем Марией Соловьевой.

— Здравствуйте, Мария Лазаревна, я неоднократно была на ваших выступлениях. Расскажите о том, как и когда организовался ваш ансамбль?

Мария Соловьева: Организационное начало ансамблю положил директор Республиканского Дома народного творчества Иван Казанцев. Первым художественным руководителем этого ансамбля стал известный композитор Виктор Данилов, который закончил Музыкальное училище г. Йошка-Олы и Казанскую консерваторию. После учебы он работал в нашем училище, а потом ему предложили собрать фольклорный коллектив при Центре народного творчества. Он с радостью согласился. Вначале этот коллектив был вокальный — пели и играли на национальных инструментах. Потом уже, когда балетмейстером пригласили тогда уже известную заслуженную артистку РФ и народную артистку Республики Марий Эл Надежду Кузнецову-Дружинину, коллектив, можно сказать, расцвел. Рождением ансамбля считается октябрь 1974 года, хотя, конечно, собираться и репетировать они начали немного раньше. Первое выступление состоялось в 1975 году в деревне Челдымирово Сернурского района. Оно положило начало счастливой концертной деятельности ансамбля. Первыми участниками этого коллектива были студенты, рабочие и служащие.

— В чем же заключается особенность вашего коллектива?

Мария Соловьева: «Изюминка» нашего коллектива состоит в том, что изначально наш ансамбль был создан для сохранения, развития нашего народного творчества, в целом народа мари и разных этнических групп в городских условиях, чем до сих пор мы и занимаемся. Если в районах (Моркинский, Сернурский, Медведевский) стараются сохранить танцы и народное творчество своего района, то наш ансамбль имеет собирательный образ, поэтому у нас в программе есть песни и танцы разных этнических групп мари — луговых, восточных, горных, теперь и Кировских.

— Кто составляет основную часть ансамбля?

Мария Соловьева: В основном это молодежный коллектив. Старшее поколение, конечно, тоже есть. В основном к нам приходят дети, которые родились и выросли в деревне, у нас, как правило, записываются с 15 лет. Совсем еще школьниками они приходят в наш коллектив, а позже они становятся студентами, и те, у кого не пропали желание и стремление, продолжают заниматься в нашем ансамбле. Например, есть такой фольклорно-этнографический ансамбль «Мурсескем» в Куженерском районе, солисты этого ансамбля являются выходцами нашего ансамбля. Та база, которую они получили в «Марий памаше», позволила им создать свой собственный успешно действующий коллектив. Также из нашего ансамбля вышла Татьяна Денисова. Ее-то и узнали, благодаря тому, что она была солисткой нашего ансамбля с песней «Яндар-яндар», которая была в репертуаре «Марий памаша». Она наша участница второго состава. Также из нашего ансамбля вышли «Каче влак», дуэт «Вената», Эльвира и Вадим Красновы.

— Какие трудности присутствуют в привлечении молодежи в ансамбль?

Мария Соловьева: Проблемы, конечно, есть, потому что молодежь по большей части не увлекается народным творчеством. Их больше влечет эстрадный танец, современная музыка, все же ощущается нарастающее влияние Запада. Если раньше в деревнях посиделки были, под гармошку пели, то сейчас даже свадьбы под гармошку не гуляют. Все делается сейчас под современную музыку. Радует то, что все же в деревнях остались еще подобные энтузиасты, которым не все равно, которым важно сохранить национальную культуру марийского народа.

— Как, по-вашему, стоит поддерживать национальную культуру среди населения Марий Эл? В особенности, среди молодежи?

Мария Соловьева: Поддерживать национальную культуру нужно поэтапно. Для этого надо учить детей не с рождения, конечно, а с садика. Любовь к языку, к культуре нужно стараться привить в семье. Если в семье будут говорить, петь и танцевать на марийском языке, проводить традиционные марийские праздники, и ребенок будет все это видеть, то он уже с молоком матери впитает в себя национальную культуру. В садике, конечно, занимаются этим уже системно. Например, раз в неделю занимаются марийским языком, 1-2 раза в неделю марийской хореографией. Третий этап — это школа. К сожалению, не во всех школах есть такая возможность, потому что заниматься марийской культурой и языком должны специалисты. Как минимум, это должны быть музыкант, хореограф. У нас к счастью, есть Президентская школа искусств. Я сама там преподаю и прививаю детям любовь к марийской культуре. При работе с детьми чувствую, что не все хотят изучать культуру марийского народа. Даже если у ребят в первое время нет желания заниматься, нужно постоянно им напоминать, а кто, если не мы, будет сохранять и развивать культуру и быт марийского народа, кто будет заботиться о марийских танцах, песнях, обрядах, кроме нас самих. Сразу же у детишек появляется дугой настрой на урок, и они с энтузиазмом берутся за дело.

— Мария Лазаревна, в каких конкурсах участвовал ансамбль «Марий памаш»?

Мария Соловьева: Наш ансамбль участвует в подобных мероприятиях достаточно давно. Допустим, в 2001 году мы участвовали во всероссийском конкурсе-фестивале фольклорных ансамблей в Великом Новгороде, где мы стали лауреатами, дипломантами первой степени. А в 2007 году мы ездили в Карелию на международный фестиваль финно-угорских народов. Там наш ансамбль стал лауреатом этого фестиваля. За пропаганду марийской национальной культуры наш ансамбль «Марий памаш» отмечен правительством РФ, и мы получили звание заслуженого коллектива народного творчества России. В республике мы первый коллектив, который носит такое звание. Я как нынешний руководитель и балетмейстер этого коллектива получила звание лауреата премии правительства РФ «Душа России».

— В каких странах выступал ансамбль «Марий памаш»?

Мария Соловьева: Через 2 года нашему ансамблю будет 40 лет. За это время коллектив побывал за границей много раз — Голландия, Испания, Венгрия, Финляндия. В прошлом году мы ездили в Финляндию на фольклорный фестиваль «Jutajaiset», который проходил городе Рованиеми.

— Как Вас принимают за рубежом?

Мария Соловьева: Везде нас принимают очень гостеприимно и уважительно, потому что хранителями и носителями марийского языка и культуры являемся только мы, жители марийского края, и тем интереснее на нас смотреть. Когда мы были в Венгрии, мы увидели коллектив, который приехал из Замбии. Для них, что вполне естественно, мы были как экзотическая группа, а для нас, соответственно, они.

— Расскажите, как у вас обстоят дела с финансированием. Сами ли оплачиваете расходы?

Мария Соловьева: Наш ансамбль относится к Республиканскому центру народного творчества, поэтому основную часть расходов берет на себя Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Конечно, где-то мы и сами зарабатываем. Например, поездками по районам республики, также нам помогают спонсоры.

— Поделитесь планами на ближайшее будущее?

Мария Соловьева: Скоро у нас начнутся гастроли по районным центрам нашей республики, весной 2012 года планируется поездка в Свердловскую область к уральским марийцам. Нам предложили поехать в Испанию на три месяца на работу в летнее время. В Испании во всех городах проходят такие всевозможные фестивали для отдыхающих. Это что-то вроде коммерческих гастролей.

Участники ансамбля «Марий памаш»:

— Как вы пришли в ансамбль «Марий памаш»?

Иван Малышев: Меня пригласил в этот ансамбль Иван Рябинин в 1966 году. В то время как раз у нас не стало барабанщика. В ансамбле я уже 63 года.

— Что вас привлекает в ансамбле и заставляет приходить сюда снова и снова?

Иван Малышев: Знаете, нас ничего не может заставить. Я уже на пенсии, но продолжаю работать. Я дома не могу спокойно находиться дома, меня магнитом тянет в ансамбль. Допустим, что-то в коллективе не в порядке, у кого-то из участников настроения нет, поддержишь их, потом смотришь человек улыбается.

— Были ли у вас интересные случаи?

Иван Малышев: После очередной поездки я и Лариса Шабдарова сильно заболели. Наш коллектив уже на сцене выступает, а мы не привыкли подводить друг друга, выступать же надо. Как гармошка сыграла, так сразу болезнь и ушла. Мы с ней, как ни в чем не бывало, вышли, сплясали. Большинство в это не верит. Я могу ручаться, что это было на самом деле. Ведь, не зря же в народе говорят, что музыка нам жить и строить помогает!

— Как вы пришли в ансамбль «Марий памаш»?

Анатолий Иванов: Раньше я ходил в детский ансамбль «Изи памаш». После 9 класса меня пригласили в «Марий памаш».

— Что вас привлекает в ансамбле и заставляет приходить сюда снова и снова?

Анатолий Иванов: Для меня ансамбль «Марий памаш» что-то вроде духовной подпитки. Я без ансамбля я как без воздуха. Меня в ансамбле привлекает общение. Мы все рабочие люди, а тут мы встречаемся, и вот это общение дает мне душевное спокойствие, равновесие. Также во время поездок мы общаемся и с другими ансамблями – узнаем культуру других народов.

— Как вы пришли в ансамбль «Марий памаш»?

Сергей Смирнов: Пришел я в ансамбль «Марий памаш» случайно, в январе 1995 года. Я увидел этот коллектив тогда, когда они выступали у друга моего, там был юбилей организации. Мне понравилось то, чем они занимаются, и они пригласили меня к себе, хотя я сам по национальности русский и я не умел по-марийски ни петь, ни плясать, но у меня было огромнейшее желание научиться всему тому, что они умеют. Так я и начал здесь заниматься.

— Что вас привлекает в ансамбле и заставляет приходить сюда снова и снова?

Сергей Смирнов: Это для меня как «наркотик», вот мне не хватает в повседневной жизни какого-то адреналина, драйва, этот ансамбль дает мне силу и энергию для дальнейшего творчества.

— Как вы пришли в ансамбль «Марий памаш»?

Виолетта Чиванова: В 2007 году я закончила Медведевскую школу им. Смирнова, отделение хореографии, сразу после школы папа посоветовал мне прийти в ансамбль. Мои родители ходят в «Марий памаш» давно. Я с детства здесь была, видела, как проходят репетиции. Пришла, мне понравилось, здесь собрались замечательные люди. В этом году исполнится 5 лет, как я здесь занимаюсь.

— Что вас привлекает в ансамбле и заставляет приходить сюда снова и снова?

Виолетта Чиванова: Меня привлекает непринужденная обстановка. Тут никто с тебя не требует, сколько можешь, столько отдаешь, когда можешь, тогда приходишь. Мне нравится то, как принимают зрители. За рубежом нас принимают намного лучше. Я думаю, это связано с тем, что марийцы уже видели свою культуру, все свое уже премногое количество раз, сколько веков они уже живут в этом. А вот когда мы выезжаем за пределы республики, там не каждый человек знаком с нашей культурой, им это интересно. Чем марийские танцы знамениты?! Конечно, дробушками. Так как у нас в каждом танце разные дроби, особенные костюмы, движения, поэтому нас везде ждут с распростертыми объятиями. Наш ансамбль всегда танцует именно так, просто и от души. Мне кажется, что именно это и привлекает иностранных гостей в нашем ансамбле.

Беседовала Людмила Сорокина

Источник: Гражданин

Фото: Veikko Stöckel, Jutajaiset

15 комментариев

Filed under Статьи

15 responses to “Марийский родник бьет ключом

  1. Сколько же интересного и самобытного в каждой национальной культуре! А национальная политика в РФ построина таким фашистским образом,что люди ничего не знают даже о культуре соседей.Повсюду в СМИ только низкопробный русский «фольклор».Даже на канале Культура одни попы,кресты да государи императоры,а других народов как бы и нет.В школах республик практически нет курсов по истории,культуре и языку коренных народов.Идёт насильственная русификация.А потом в Кремле притворно восклицают.»Откуда в РФ такой рост ксенофобии и популярность фашизма ?!»

  2. Tsikma

    Пиш яжо. Хорошо, что есть «Марий Памаш». На счет: За рубежом нас принимают намного лучше. И далее, идет правильное разъяснение почему это так.

    Еще раз подчеркиваю, уважаемые марийцы, давайте же хотя бы в 21- веке начнем привносить в марийскую культуру что-то новое, модернисткое, вы сами же видите, что народными танцами нас самих уже не удивишь, давайте писать новые песни и создавать рок-группы (а не интернетовские фонограммы), у нас такая богатая музыкальная история и мы до сих пор еще не смогли уловить новые веяния. Нам нужно выходить за пределы фольклора, нам нужно смотреть не только на деревенском уровне, нам нужно развиваться и знать многие течения современной музыки. Я за то, чтобы расширить музыкальные тона марийской песенной музыки, в ней должны быть разные элементы, включая даже не традиционные для нас джаз, блюз, фугу, рок и др. Марийская современная музыка должна выходить за рамки пентатоники. Самое — главное, песни будут звучать на марийском.

    • _______

      Это хорошо бы донести до тех кто в музыкалке и консерватории играет. А так марийские песни на уровне любительских сейчас низкопробная попса. Хорошо с точки зрения что на марийском языке и плохо во всех составляющих музыки.

  3. Аликсендер

    Согласен, «… звучать на марийском», но всё же — со своей ритмикой, мелодикой. Тогда «джаз, блюз, фугу, рок и др.» не будут ПЛОХОЙ КОПИЕЙ иностранных (а потому и не интересной ни нам, ни представителям других культур).

  4. Никитин С.П.

    Давайте приносить что-то новое, но при этом оставить как образец старые, традиционные марийские песни, напевы, мелодию! Не трогать их! А то, что ни певец, то старается подделать на свой лад народную песню. Считаю, что песенное наследие должно быть в неприкосновенности. А новые песни пусть будут новыми, а не реставрированными жалкими копиями.

  5. Игорь Изерге

    можно соединить рэп или рок с фольклором….это как раз сможет привлечь молодежь.. для примера -творчество SomBy- молодежной саамской рок группы. конечно не стоит копировать все и вся. но по чуть чуть да можно отщипать, т.к я не видел чтобы у нас был базис для всех этих вещей. а фольклор, как мне кажется, приелся молодежи. его можно слушать дома, на массовых народных гуляниях, а на дискотеках как раз подошел бы музыкальный симбиоз. может для кого то это является контркультурой, но зачастую контркультура становилась массовой культурой. нужна новизна, а то все наше марийское может зачахнуть

  6. джаз: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%E0%E7,
    блюз: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%B7
    фуга: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%B3%D0%B0
    рок: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA
    марийская музыка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
    Вот ссылочки для понимания о чем идет речь. А вообще надо просто любить свою марийскую культуру и развивать его во всех направлениях путем гармоничного соединения и исторического наследия и новых направлений и западноевропейской и афроамериканской музыки, и других направлений и создания новых оригинальных звучаний. Удачи и успехов «Марий памашу» и всем кто любит свои родные марийские ритмы!

  7. Tsikma

    Все новое начинается с маргинальной, корпоративной, клубной тусовки-вечеринки. Проводятся ли такие тусовки среди марийских поэтов, писателей, художников, музыкантов, журналистов, артистов? Знакомы ли марийские молодые культурные деятели со свежими веяниями как внутри Марий Эл, Рф, в соседних республиках: в ф-у мире, и в Европе и вообще в мире. Какую толику культурных семян забрасывает в головы молодых марийцев школа и университет? Знакомы ли выпускники, скажем, марийского филфака европейскими литературами хотя бы на минимальном уровне? Конечно, думаю знакомы, например работами Шекспира и других классиков, но ведь для современного молодого человека этого недостаточно. Нужно знать работы более современных авторов и особенно современных философов, потому что европейские философы далеко вперед продвинулись в области этнофилософии, этносоциологии, этнокультуры. этнолингвистики. Хотя в марийской прессе запад часто преподносится в негативных тонах, но там есть очень много поучительного, даже в области этнопедагогики можно поучиться у запада.

    • _______

      Насчет тусовки что там что то новое появляется, ну не знаю Валерий, дело то может и в индивидуальном порядке обстоять. Блюз например это интиликетуальная музыка например играть то сложно. По моему мнению новое это когда не по стандартам творческий человек действует, он может и нот не знает, но из 10 аккордов хит творит. Каждому поколению нравится разная музыка, кроме классики так как подавляющее большинство ее истоками как таковой музыки признают. В нашем случае добавляется национальный компонент, соглашусь с комментом в этой теме, что национальные песни которые не поддаются никакой смене жанровой и перекодировке по звучанию лучше оставить такими какие они есть. Национальные песни это и есть фолк в большинстве трактовок, на торрентах лежат конечно марийские сборники, но лично для нас это как бы в порядке вещей ну марийский язык и что тут такого, cкорее русский язык фолк для нас чем свой марийский по честному. Если коснутся вообщем марийской музыки то еще раз, национальные песни пусть таковыми останутся табу, не надо каверкать там где изначально звучание не будет на уровне той же самой попсы, потому что это не попса сочинители в своей среде находились. А вот в остальном есть масса претензий к исполнителям. И хочется задать вопрос ГОСПОДА ВЫ ЧТО РАДИО НЕ ВКЛЮЧАЕТЕ, ДЕТИ ЧТОЛИ В МОБИЛЬНИКАХ ПЕСНИ НЕ ВКЛЮЧАЮТ? ДАЖЕ БИТЛОМАНЫ ПО МОЕМУ ПЕРЕВОРАЧИВАЮТСЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ И МУЗЫКИ КАК ИЗ ДЕНДИ? Даже песни советских времен марийские 70х годов намного лучше, чем куча эстрады которым надо давно сказать что это не интересно и не современно, а то не разберающиеся люди потом думают что мы эти продукты медиаиндустрии слушаем. Мы ЗА МАРИЙСКУЮ МУЗЫКУ, УВАЖАЕМ СВОЙ НАРОД, НО НАДО БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМИ ИНАЧЕ БЕЗ КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ РАЗВИВАТЬСЯ МУЗЫКА НАШЕ НЕ БУДЕТ.

      • О, да! Восмибитная марийская музыка.
        Хорошее название еще для книги: «Марийская музыка, 50 лет без развития».

  8. Tsikma

    Не только музыка, даже культура в общем не может развиваться без критики. Как на счет марийской литературы в прошлом году? Сколько книг выпущено?

    • _______

      наверно ровным счетом как и методический пособий либо ноль либо единицы. во всяком случае не слышно.

  9. Tsikma

    Да не слышно. Марийский народ готовится к съезду народа, забыв своих интеллектуалов- писателей. забыв литературу, книги — МАРАЗМ! В 21-м веке вместо того, чтобы широко развивать литературу и выпускать книги, по выпуску книг на марийском языке мы скатились к уровню 19-го века?

    • _______

      я могу ошибаться но по моему в Марий Эл литературой как таковой занимается больше центр Колумба, хотя я там не был но книги там есть говорят. Если взять новые европейские течения в этом плане подойти ну скорее нет, чем да. Замости статейку Валерий по литературе может ты в курсе в чем различие идет между европейской и отечественной современной литературой сейчас

  10. Tsikma

    Как же замостить статейку например о литературном явлении в марийской литературе 2011 года, если не пишутся и не выпускаются книги? Для меня отечественная литература — это марийская литература.

Добавить комментарий для TsikmaОтменить ответ