Ответы Никитина С.П. на вопросы читателей MariUver

Благодарю читателей за ваши предложения, высказывания, мысли, вопросы. Статья написана в результате долгих раздумий, неоднократно переписывалась. И вот уже три месяца вновь и вновь возвращаюсь к ней, размышляя над высказываниями. И сразу — почему не на марийском? Не для марийцев? — друзья мои, нельзя замыкаться на марийскости, строить марийское «гетто», «бантустан». Ни марийский, ни финно-угорский — мы часть мировой цивилизации. Выскажу крамольную мысль, но может, эта ограниченность и «сожгла» наших великих мыслителей, поэтов В.Колумба, В.Абукаева-Эмгака, композитора Э.Сапаева, драматурга Ю.Байгузу? Вы можете назвать и другие фамилии, тех, кто задохнулся в тесноте, не был поднят к свету, к воздуху.

Rongo: Что защищают и должны защищать делегаты Съезда? На предстоящем в апреле Съезде будет присутствовать электорат выпестованный и собранный господином Мочаевым. С почетом и сожалением проводят Л.Н.Яковлеву и выберут другого назначенного председателя.

Арбор указывает путь выхода из выборной круговерти, иллюзий иждивенчества: «Защищать свои интересы путем самоорганизации». Не вручая свою судьбу другим людям.

Шемермучаш во 2-й части написал готовую резолюцию. Ни прибавить, ни убавить! «Если не изменится политический строй — то народ мари исчезнет». Согласны все. Ну, а если не изменится политика? Как быть? А если мы не изменимся? То народ исчезнет. Что первично: Я должен сам измениться, или политика должна сама измениться? Был на знаменитом «танковом митинге», заметил, что народ, его идеалы измельчали. Улучшать качество гражданина, народа, гражданского сообщества. Через семью — род — улицу – коллектив — деревню – город – партию — народ. Марийское движение уже не может решить эту задачу даже на уровне семьи. Надо встраиваться в общероссийское движение. И когда Asses говорит о «перспективных активистах», значит, мы должны дать им перспективу, размах, решение амбициозных задач в той сфере, в которой они сильны, а не просто заставлять их плясать и «обсуждать» проблемы.

Сохранение Васькинской школы, сылвенских марийцев может быть решено в условиях единства и постоянных контактов в рамках этнической группы уральских марийцев. Это первый уровень. Необходимы не только контакты, но и общий проект, и Соглашение на уровне правительств, законодательных собраний Свердловской области и Пермского края. Не зря заметили, что «особенно быстрыми темпами идет ассимиляция…» в указанных регионах. Нужно защищать права на правовой основе. Например, при обсуждении устава Красноуфимского района в 1995 году, к словам «Администрация района проводит свою работу с учетом исторических, географических особенностей района…», я предложил добавить — «и национальных». Эта поправка вошла в устав, который был одним из первых в области и стал образцом для остальных районов. В новом, от 2005 года уставе нет ни слова о национальных особенностях! На каком основании мы защищаем свои права?

Вену: Что сделал для народа? Во-первых, жил с народом, и не отрывался от него. Жил в 90-е так же, как весь деревенский люд — трудился, иногда не имея денег даже на спички. Помню, два дня семья ела хлеб, выпеченный из отрубей, потому что не на что было размолоть зерно. Для улучшения работы марийской областной организации, укрепления финансовой базы и массовости предлагал и требовал гласности и открытости в расходовании финансовых средств. Именно этого и не могут простить те, кто «погрел руки» тогда, и сегодня фактически у власти в СОМО «Мари». НИКИФОРОВ АЛЕКСЕЙ говорит, что главное «деньги, а не болтология!». Ну, все-таки, как говорится, «вначале было Слово». Идея движет прогрессом, а деньги лишь инструмент. Деньги есть и были. Вопрос — куда вкладывать? Нужна идея, облеченная в программу, алгоритм действий, «дорожную карту», проект, бизнес-план и тогда деньги принесут результат! Но не наоборот. Если я не прав, то поправьте.

Скажите, где неправда, ошибка. Но не надо за инакомыслие (мысли отличные от ваших) отправлять в «ссылку» в духе маоцзедуновского «перевоспитания» — в деревню! (И лучше, в ту деревню, где живет автор коммента.) Если я ошибаюсь, то ошибаюсь искренне, и не предлагаю, мол — выберем марийца Главой республики, и он нам устроит рай земной! Еще в 2008-м внес предложение – выбрать Путина или Медведева в Оньыжа. И, еще раз повторю: Не надо замыкаться в марийском мирке! По той же деревенской общине, если нет образцовой марийской деревни, то есть положительный опыт, фрагменты, штрихи, лоскутки опыта. Не у нас, так у коми, карелов, коми, манси, ханты, у ненцев, у «зеленых», у движения «Звенящие кедры». Было бы желание!

Здесь меня назвали, т.е. хотели обозвать «Лениным». Весьма польщен! Ведь на Урале, никто из марийцев не написал больше меня в жанре публицистики. И то, что называют социально-образовательной деятельностью, очень важно. Только на эту статью и ответы на вопросы ушло около пяти месяцев, и это еще не завершение. Разве мое время, и время других пишущих людей не имеет цены, по-вашему? Если бывший руководитель «Мари» Кандыбаев за пятнадцать лет не написал ни одной строчки, хотя бы в районную газету о своей работе — разве это пример для подражания? Общественная деятельность не сводится только к преподаванию языка. Об этом мои статьи в «Областной газете» (ОГ): «В родную школу с поклоном» — о Малотавринской школе», там же — «Кто поможет деревне выжить?» О работе учреждений культуры, музыке, духовности: «Исцеление мелодией» (ОГ), во вкладыше на Красноуфимский, Ачитский, Артинский районы (3р) — «Блеск и тени «Ныжыл сем». Программная статья — «Где вы, «горячие финноугорские парни?» (ОГ). Страница о марийцах «Внуки бога живут на Урале», в одном из номеров «Вечернего Екатеринбурга». Статья в газете «Марийский мир» ред. Ю.А.Юсупов. И не вошел в статью материал о моих поисках мест моления в селе Юва и Карзи. В «ОГ» статья о состоянии коневодства среди марийцев «Кони как люди. Прекрасны и в работе и в полете». Большие интервью в (3р) с министром образования Ю.И.Биктугановым, с замминистра сельского хозяйства области М.Н.Копытовым.

Моя книга, сборник документов и воспоминаний «Урал и марийцы», тиражом 200 экземпляров, половина подарена, а половина продана по 50 рублей за книгу, при затратах только на книгопечатание 18 тыс. в ценах 2004 года. Не говорю о гонораре, о потраченном времени. Благодарю за помощь в издании книги сестру Илееву Раису Петровну, ее мужа Евгения Илимановича, брата Германа, свою семью. Разве 13 тысяч рублей пожертвованные на марийское дело – пустяк? А если каждая семья вложит по те же пять тысяч, разве это будет мало? После прочтения, признался один из глав района: «Стал по иному смотреть на марийцев, понимать их». По ней пишут школьные рефераты, студенты пишут курсовые и дипломные работы. Краеведы цитируют целые абзацы и главы уже в своих книгах.

В рамках российско-германского проекта «Толерантность» вышли 13 брошюр о народах Свердловской области. Моя статья о марийцах стала калькой, по которой написали другие статьи. Замечу, что татары не смогли скоординироваться и написать о своем народе.

Участвовал в научных конференциях в Бирске, в Михайловске, дважды в Йошкар-Оле, в Екатеринбурге, на «круглых столах», в Берлине, Ханты-Мансийске, в Саранске. Назову две озвученные темы: «Язычество – это молодость мира» и «Песня – сплав истории, мифологии и философии народа мари». Перед концертами распространял книги, раздавал газету «Марий Эл», брошюры. Разве моя вина в том, что екатеринбургские активисты «переводят стрелки» — «Обращайтесь к Никитину, он больше знает про культуру, историю, религию марийцев»?

Поэтому не завидуйте и не клевещите, что «Никитин в своих выступлениях занимается самовосхвалением». Пою о своем малопопулярном народе. Как сказал деятель культуры, по национальности татарин: «В книге «Урал и марийцы» каждая строчка пропитана любовью к своему народу». Мы с Эчиком Барцевым выступили на ежегодном «Поэтическом марафоне» со своими стихами на марийском языке. Перевожу популярные русские песни, исполняю их на праздниках. Заканчиваю работу над сценарием марийского телеспектакля.

Насчет «Последней пятилетки», могу предложить Л.И Канакаеву: Перенесите ее на бумажный носитель, уберите ФИО автора, раздайте активистам и уважаемым Вами людям. Скажите, что это Вы написали. Не ошибусь – подавляющее большинство читателей восхитится и выразит желание работать в претворении этих идей в жизнь. У свердловских марийцев имеется несколько выдающихся людей. Самый «большой начальник», «человек, сделавший себя сам» — министр Ю.И.Биктуганов. Хозяйственник, главный спонсор, и теперь лидер-политик В.И.Айметов. Религиозный лидер – Б.А.Александров. Руководитель общественной организации и официальный онаеҥ Красноуфимского района Л.И.Канакаев. Человек, имеющий связи среди политиков, бизнесменов, деятелей культуры, образования и общественников – Р.П.Илеева. Писатель А.И.Сапин. Краеведы В.Д.Ганькин и В.Б.Бакетов. Могу назвать таких же людей среди екатеринбуржцев, не включая себя. Это же прекрасно, что у нас не «один парень на деревне»!

Хорошо, что в MariUver-е высказался А.И.Радыгин, а теперь и Л.И.Канакаев. Многое становится понятным. Даже то, почему вопрос «Кто должен это сделать?» задан в состоянии большого волнения. Потому что далее раскрывается, и дается ответ на «а Вы что сделали, Сергей Петрович?» Первое, Леонид Иванович признается, что из «Программы действий первичной ячейки общества «Мари» выполнили два первых пункта — создали ячейку в Сарсах, и провели подворный обход (мониторинг). Но далее забросили работу, не уведомив и не проконсультировавшись. Можно было идти дальше. Но нет, выбросили результаты своей работы. Второе, «Вы так и работали без печати!» Да, мне не отдал печать г-н Кандыбаев, и никто из вас не посодействовал, а теперь злорадствуете. Без печати, без регистрации, без счета в банке пришлось работать на низком уровне. Не участвовать в борьбе за гранты (в чем упрекнул Мочаев), не поощрять своих активистов в связи с юбилеями. Пришлось толкать машину, а не ехать на ней. Вы фактически признались в том, что активом и Вами производился саботаж, ставили руководителю палки в колеса. И затем критиковать меня за отсутствие результатов? Право, я был лучшего мнения о вас, если назначил, выдвинул в свои заместители. В ноябре 2008 года пытались расколоть областную организацию, создав районную. Люди встревожились, но вы продавили решение: Канакаев и Изибаев работают в районах, а Никитин в области (в Екатеринбурге). «Мы в районах будем писать проекты и выбивать деньги из администраций» — резюмировал Канакаев. Главным в моей работе было – не раскалывать марийцев, а объединять. Поэтому, пришлось отказаться от работы в районах, чтобы не ставить под удар сторонников.

В декабре 2009 года не поставив меня в известность, созвали отчетно-выборную конференцию. Плохая или хорошая, но организация «Общество «Мари»» существует с 1995 года, и нужно сохранить единство и действовать в рамках закона и приличий. За 11 лет работы в Екатеринбурге, при активном участии во всех мероприятиях, за исключением последних трех лет, мне лучше известно, кто есть кто, и что сделал для марийцев.

Если следовать Вашей логике, то председателем Всемарийского Совета надо выбрать братьев Одинцовых. Что сделали Яковлева, Мочаев, Васютин по сравнению с ними? В «Фараоне» проводятся мари дискотеки; в торговых сетях проводят акции по скидкам, в т.ч. и марийцам; возят мари на Газелях, а не телегах; продают марийские диски и т.д. Не сравнивайте работу общественников и коммерсантов! Как говорят в народе: Не надо сравнивать работу разных органов, только потому, что они немного похожи по форме и размеру.

А по Самырык слету, вообще промолчу – в 11-м году организация не направила ни одного делегата!!! И не стоит упиваться результатами выборов от 10 февраля 2010 года: Канакаев – 44 голоса, Никитин – 22. Если бы за меня проголосовал, хотя бы один из этих 22-х, я и то бы гордился, что мне поверил профессионал, грамотный специалист, известный человек, честный руководитель, личность! По сегодняшний день при встречах и по телефону люди просят понять и простить за то, что не поддержали. Я понимаю их – открыто выступить против односельчан, родственников, работодателей, спонсоров отважится не каждый. В 90-х годах правдоискателей в марийской организации запугивали криминальными группировками, поэтому, и остаемся одинокими воинами, но отнюдь не «актерами». (Эта мода «намеков на близость к криминалу» пришла и в Екатеринбург). Думаю, те из читателей, кто требует от меня отчета, поймут, в каких условиях приходится работать.

Тыге каласем: Тау, Леонид Иванович, статьям серымыланда. Ала, вес вуйлатыше-влакат мутым каласат. Возымашыштыда эн шергыже, шӧртньӧ падырашыже – паша нерген серымыда, молыжо – арва, мардеж пуал шалата.

Тендан возымодам лудын, ме ужына, умылена – могай шонымашан, могай кумылан самырык тукым, мер толкынышко толеш, кузе вуйым налаш тырша.

Ужына, могай шнуй, ар койышан улыт рвезе онаеҥ-влак, илалше онаеҥ тӱшкам вашталташ ямдылалтмаште.

Аклена, висена, могай улыт кок кӱшыл образованиян интеллигентна-влак, кузе шкеныштым кучат, кӧм да мом йӧратат да пагалат.

Тау! Поро пашада ушныжо, мер илышыште корныда кужу да тӧр лийже! Тау, поро кумыллан, кинде-шинчаллан, полшымашлан. Вуеш ида нал – шкаланем огыл, тылада верч тыршенам. Илен-илен умыледа манын, ужына манын, ӱшанен кодам.

Никитин Сергей Петрович,
Екатеринбург, 05.03.12.

Фото из сайта ИЦ «Финноугория»: Никитин Сергей Петрович

52 комментария

Filed under Статьи

52 responses to “Ответы Никитина С.П. на вопросы читателей MariUver

  1. Cseremisz

    Оригинальный пассаж во вступительной части про «…эта ограниченность и “сожгла” наших великих мыслителей, поэтов В.Колумба, В.Абукаева-Эмгака, композитора Э.Сапаева, драматурга Ю.Байгузу?»
    Может просто признаемся, что мы не умеем ни формулировать-писать, ни читать-понимать по-марийски тексты такого класса.
    Каких только оправданий марийцы не находят для оправдания своего полуязычия… Вот нам еще одно.

  2. энсай

    «Дорогу осилит идущий».Спасибо, что ВЫ есть.Главное то,что появился в Вашем лице луч света в темном царстве.Будет и расвцет!

  3. Я искал ответа на вопрос: есть ли кандидат на пост президента Марий Эл из среды марийцев?. Теперь вижу ЕСТЬ!!!

  4. Asess

    «Без печати, без регистрации, без счета в банке пришлось работать на низком уровне». Не надо бояться этого низкого уровня. главное , чтобы душа болела за народ. А то многие с печатями. а уважением как с местными властями так и с другими национальными организациями не могут похвастаться. Спасибо Вам, что Вы есть.

  5. Пурла кид эрге

    В интернете много информации о С.П. Никитине. Я давно знаю, что есть на Урале очень активный мари. С.П. Никитин много печатается, выступает, занимается активной общественной деятельностью. Т.е. очень много делает для народа мари. Он для меня является самой заметной фигурой на Урале. Других я просто не знаю, о других слышал мало. Но вот глянул на эту фотографию на MariUver, а в глазах у него печаль, растерянность. Он очень добрый и мягкий человек. И сразу вспомнились его слова о вакууме вокруг себя, о нежелании молодежи заниматься общественной работой…И показался он мне белкой в колесе. Белка бежит, бежит и чем быстрее бежит, тем быстрее крутится колесо. А народ стоит и ахает, восхищается белкой. Бежала белка, бежала изо всех сил, а осталась на месте. Простите меня за такое сравнение, Сергей Петрович. Вы много работаете, много пишете, выступаете, а результата нет. И не о Вас речь — о всех марийцах. В РМЭ та же история. Много известных, работающих на благо народа, людей, но…результата нет. Марийский народ уменьшается, язык исчезает. Что-то не то делают марийские общественники, что-то не то говорят лидеры и народ их не слышит. Главное упустили, говорят неправду? Не ругайте меня сильно за мои слова, я просто рассуждаю и хочу понять. Как достучаться до сердца народа? Вы сказали о своем народе, как о малопопулярном. Вот смотрите, читайте комментарии: http://roizman.livejournal.com/tag/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 Марийцы очень даже популярный народ, наверное, один из самых любимых в России. Эчик Барцев – очень хороший художник и с его рук капает благодатный дождь. Но этот дождь льется и освящает русский народ, а не марийский. И все наши ученые, артисты, художники наши известные, спортсмены работают на благо русского народа, а марийцы остаются в стороне. Как бы забытый всеми народ. Нация не развивается. На благо нации никто не работает. Даже карты. Понимает ли кто меня?

    • ABTOXTOH

      Такой безысходностью и грустью повеяло от ваших искренних слов, аж сердце защемило. И к сожалению, видимо, мы на одной волне. От льющегося из уст жуликоватых правителей откровенного вранья, убийственной несправедливости к простым людям, от того , что все всё понимают, все всё видят, но что то изменить не могут, или хуже того, не хотят, становится тошно. И что же нас ждет в ближайшем будущем….

      С младенческих лет мы мари, живущие в Чарле, были черемисинами, «черепками» -людьми второго сорта, из нас выбивали, вытравливали всё нерусское : тем кто провел свое детство в своей родной языковой среде и оказались в русском обществе уже сформированном возрасте не понять. Уже в зрелом возрасте проанализировав, я понял почему же мари в Йошкар-Оле стали почти изгоями. И дело не в политике Советского строя, как раз при социализм в 60-80 г. не вел политики уничтожения нерусских народов, как это было до и после него.Банально все происходило на бытовом уровне.В 60 годах в Йошкар-Олу хлынул огромный поток » голодных беженцев » из Яранской и особенно из Санчурской областей, русского населения, состоящего из потомков разбойников- укшуйников и высланных каторжан с которыми северные мари всегда были в непримиримой вражде ( и пусть кто нибудь мне докажет , что ненаучно утверждать , что агрессивность и ненависть не передается по наследству). Вот это к мари они и принесли с собой в Чарлу. Именно «санчурята» создали в городе атмосферу презрения и ненависти ко всему марийскому в самом центре марийского мира. Мари , которые переехали из других областей ( из той же Кировской обл. но уже из Уржумского р-она) были шокированы отношением к мари в городе. В сельской местности же местные русские жители или городские , но переселенные из других мест и во всей России к мари относятся вполне дружественно.В деревнях встречал много русских отлично говорящих на марийском языке. Но с приходом во власть Маркелова , вновь появилось забыто детское чувство непонимания и унижения , но уже за весь марийский народ.

      Какие мы, народ мари ? В основной массе деревенские, в городах рабочий люд — обслуживающий класс.Основные черты- терпеливость к невзгодам и унижениям, наглых и хитроскроенных немного.В общем милый народец- без проблемный для правителей.Так может ради выживания нужно стать другими
      -смелыми, более агрессивными в отстаивании своих прав начиная на бытовом уровне, за каждого обиженного не по делу мари «наказывать» всех кто это действо совершил .В каждой деревне, предприятии создать негласный кулак, совет наиболее
      «энергичных» заступников, вокруг которых будет сплачиваться народ. И знаете я встречал такие объединения мари которые были в действительности эффективные- никто не смел даже «пикнуть» против мари. Скажете дикость, да наверное, но в современных условиях, в данных обстоятельствах, я выхода не вижу. Стать сильным и сплоченным народом- стать сильнее каждому в отдельности и в маленьком коллективе.После можно решать все остальные проблемы.

      • sam.

        Вот была 4-го марта возможность поменять власть или серьезно обратить внимание на наши проблемы. Нет, больше половины населения и в том числе мари, проголосовали за Путина=Маркелова. Да еще и подтасовывать результат помогали. Ну как это можно понять? Сколько можно бояться жуликов. Один больше 10 лет грабит и унижает народ, а другой покрывает его. Путин ни разу за 12 лет здесь не был. Был везде в округе-много раз в Казани и в Чебоксарах и в Киров приезжал. К нам ни ногой, будто и не существует такого народа. Может пора просыпаться и отбросить страх??? ведь вымрем скоро.

      • горный мари

        опять и снова один смелый и сильный мари предложил реальную вещь: сплотиться нам всем и отстаивать права мари кулаками или нет, но сильно и жестко в зависимости от ситуации. я за и только за, но другие мари менятся видимо не хотят, начинают вот были выборы путин маркелов, да им насрать , опять кто то должен прийти решить за вас все проблемы, да не будет ни когда , только мы и только мы можем решшать проблемы и все в наших руках АВТОХОН молодец на все 100% согласен.

        • Пурла кид эрге

          Почему АВТОХТОН один? Я тоже считаю, что любая марийская организация должна иметь боевое крыло. Пусть старики болтают, а молодежь кулаками и не только кулаками, если потребуется, защищает этих стариков и всех марийцев. Тогда сто раз подумают, прежде чем закрыть марийские школы, рубить Священные Рощи, поднять уровень ЧГЭС.

    • карт

      «Нация не развивается. На благо нации никто не работает. Даже карты. Понимает ли кто меня?»
      Полностью согласен и прекрасно понимаю пурла кид. Складывается такое впечатление, что кое-кто страдает комплексом неполноценности несостоявшегося человека (из-за внутренних обид, несбывшейся мечты или неумения самореализовать себя).Может быть, и не так. Но для этого надо знать человека, его черты характера, конкрентные дела, поступки, образ жизни и род деятельности. В противном случае недостаток полной информации порождает порой обратное представление о человеке.Есть такая заповедь: если хочешь прослыть хорошим человеком, не хвали себя, а чтобы другие тебя хвалили.Народ не любит и не уважает хвастунов,выскочек и тех, кто много говорит, если за этим ничего не проглядывается в виде конкретных дел. Говорильня и писанина, как бы их их много не было, ни в какое сравнение не идут с реальными результатами. Вот в чем причина того, что вас не понимает или, еще хуже того, вашу позицию, внутренние посылы отвергает окружение или,скажем, народ, как любят выражаться здесь, на страницах этого сайта. Меня, например, кроме Ерофеева , никто из авторов не заинтересовал на этих страницах своей последовательностью, серъезностью рассуждений, конкретикой своей логики и аналитическим мышлением. За исключением нескольких комментов отдельных. А все остальное — вода, щенячье скуление и скидывание на эти страницы теорий, предложений из проектов, решений( в большинстве случаев не выполненных и не выполнимых) предыдущих общественных форумов, политических тезисов и т.д.Вообщем, плагиатство в рамках своего труда. Вот какое представление складывается у непосвященного человека, столкнувшись с подобными рассуждениями в инете.А где факты,господа? Где результаты и конкретика? Например: вот я сделал то-то, написал столько то (куда,зачем, с какой целью), получился такой -то результат, помог там-то, сдвинул с места то-то…Или,может быть, вы очень много работаете, а результатов должны добиваться другие?И кто они? Кто это должен делать?
      Указывать каждый мастак. К сожелению, не видно и не слышно тех, кто ДОЛЖЕН ЭТО ДЕЛАТЬ.
      О популярности.Давайте в этом плане тоже попытаемся быть реалистами..Популярность человека на сайте — это самообман и возвеличивание.Это усеченное измерение, а не абсолютное. Несколько десятков человек, может, чуть побольше,посещающих сайт, а это, прежде всего единомышленники (одинаково мыслящие, с единообразным мироощущением, мировозрением и т.д.), не могут отражать точку зрения всего народа, большинство которого не знает даже о существовании этого сайта, не говоря об отсутствии доступа. Приведу пример.Под нажимом одного из комментаторов ( скажем мягче: просьбе) админ сайта пошел навстречу: выставил на голосование вопрос о проведении съезда.Потом понял, что допустил ошибку и попыпытался исправить ее, убрав цифру, указывающую количество голосовавших и оставив только процентные цифры.Число участников голосования, по моему, не достигло и сотни. И это глас народа? Это количество тех, кто пытается говорить голосом народа и выдавать отношения «кукушки и петуха»,сложившиеся между собой», за популярность в народе.
      Как-то я предложил одному человеку заглянуть на этот сайт, ознакомиться с последними материалами и написать о себе, сколько, куда и чего написал ( не только статей, немало у него серьезных трудов, опубликованных в серъезных изданиях, в том числе центральных, начиная с советских времен)написал книг, совершил добрых потупков, благотворительных и разных, кучу других полезных дел для своего народа. Знаете, что он ответил?
      «Я в этом не нуждась.Кому надо, и так знают.И отвечают мне добром. Если я ,начну себя навязывать, перечислять свои заслуги, люди от меня отвернутся. Это,во-первых, нескромно, во- вторых, зачем внушать, публично заявляя, то, что и так видно?»
      Действительно, если есть результаты, их видят, они и не нуждаются в рекламе, особенно саморекламе. Некачественные товары нуждаются в этом, а качественные и так раскупаются, поризводителям не приходится вкладываться,чтобы они разошлись в народе.
      Можно вспомнить и о целителях. Среди них тоже есть разные.Одни трубят о себе, рекламируют, демонстрируют себя где только и как только могут, у них особые тарифные расценки.Но клиенты разочаровываются в большинстве из них после первых сеансов. Есть и другие, которые не нуждаются в рекламе, не занимаются этим и говорят так: кому нужна моя помощь, сами найдут меня. Действительно, такие и цены себе не набивают, и тарифов лечения нет: кто сколько может.Если не может расплачиться, это не означает то, что целитель (если,конечно,он настоящий) должен отказать ему в помощи. Вот так-то,господа,жаждущие чего-то от народа.

      • Пурла кид эрге

        Всегда была велика роль марийских жрецов в жизни народа. Когда жрецы выполняли предназначенное им богом – Ош Кугу Юмо – марийцы успешно противостояли христианизации и русификации. Все ученые и исследователи прошлых веков отмечали это. Древнерусские летописцы писали, что марийские жрецы были не только жрецами, т.е. руководили молениями, но и были военными вождями, а также были главными целителями своего народа. Сейчас марийский народ серьезно болен. Страшные душевные болезни у народа: алкоголизм и суицид. Как лечат современные жрецы эти губительные для народа болезни? Ответьте, раз назвались картом. Вот здесь смотрите: http://mariuver.info/rus/soc/polit/ Марийцев враги начали избивать и убивать – как жрецы защитили свой народ от преступников? Ответьте, раз назвались картом. Вы руководите молениями в Священной Роще, жертвуете животных Ош Кугу Юмо, просите у него милости для народа, так? Ош Кугу Юмо принимает дары и возлагает на Вас защиту и лечение марийцев, заботу о них. Как Вы выполняете божье предназначение?

        • карт

          Спасибо за правильные вопросы, но за всех жрецов ответить не могу.Карт карту тоже рознь, оказывается. И уповать на то, что болезнь нации можно излечить с помощью только жрецов, тоже не приходится. Слишком она запущена. Отчитываться о том, что я делал и делаю, сколько чего написал и куда, считаю бесмыссленым и глупым для себя занятием . Во-первых, пока нет желаемого результата, что очень коробит.А о конечном и мечтать не приходится.Во-вторых, публикации ни о чем не говорят с точки зрения результативности, потому что народ перестал читать книги и другие издания, в том числе газеты. И здесь, казалось бы, карты тоже должны взвалить на себя ношу по просвещению народа. Но захотят ли, и, главное, сумеют ли ? Здесь должен быть комплексный подход со стороны всей интеллигенции, общественных деятелей, и прежде всего представителей просвещения и образования. Утраченные навыки чтения карты не восстановят, чтобы просвещать народ.Предлагаете им вместо учителей занять место учителей перед партами в классах? Я утрированно ставлю этот риторический вопрос. А представляете,как это будут делать жрецы со средним образованием? То есть, если не обучать в буквальном смысле, а хотя бы заниматься росвещением. Есть и такие среди картов.Мне кажется, жрецы должны занимать эту нишу в обществе по призванию, а не волею случая или перевоплощения от нечего делать по выходу на пенсию из-за отсутствия в данной местности карта. Например, взял и обьявил себя жрецом. Если нет соотвествующего авторитета среди населения,образовательного и интеллектуального уровня, как он будет вести свою работу, ведь на дворе не 19-й век? Народ грамотный нынче.А где готовят наших жрецов, хотя бы подтягивают тот самый необходимый образовательный и интеллектуальный уровень? Нигде. А у представителей других религий отбирают в духовные учебные заведения по вступительным экзаменам, их готовят специально. Поэтому духовный потенциал у них такой, что приятно разговаривать с ними, просто заслушаешься.И они по праву являются духовными лидерами, а не по принципу самопровозглашения. И еще. Карты должны работать по велению сердца, по призванию ОШ КУГО ЮМО, а не ради наград от чиновников. Самая большая награда — это признание народа, это увеличивающийся поток к местам моления во время совершения обрядов.А то глядишь, кое-кто ни молений массовых не проводит, ни народной тропы к нему не наблюдается, зато на торжествах и во время вручения наград — в первых рядах. Ради бога, пусть. Должны быть,наверное, свадебные генералы и в этом деле.Ничего не поделаешь.Я ничего против не имел бы, если бы в духовной деятельности был реальный результат. А пока, признаюсь, похвастаться нечем
          В некоторых мепстностях просят провести показательные моления, мол, хочется посмотреть и научиться. Но это не театральное представление. Что мешает собраться и поехать туда, где ежегодно проводятся массовые моления? Опять- таки, на мой взгляд, неинформированность и невежество самого населения (или полнейший нигилизм), нежелание или неумение мобилизовать людей своей деревни, района со стороны тех же местных общественных национальных лидеров,в том числе и духовных, коим себя причисляют, если их можно так назвать,
          А жрец сам по себе один в поле — не воин. Действительно, как белка в колесе.

          • Asess

            Когда говорят о будущем религиозных конфессиях. кроме учебных и молельных домов. кроме количество приходов. верующих, в последнее время говорят о молодёжи. Да, о молодых людях, если так можно назвать, около религиозных. на Западе их бы назвали волонтёрами. Их надо сорганизовать и в тесном контакте с картами проводить работу, создать волонтёрское движение «Во имя Любви и Согласия — за Духовную Силу МТР» Дело даже не в названии,название вторично, главное вызвать интерес у молодых людей что-то предпринять в поддержку МТР.

            • Пурла кид эрге

              ВКонтакте есть самая большая(так говорят) финно-угорская группа «Чыла элласе..», их там15-20тыс. Там тусуется, в основном, молодежь. Как-то я тоже с ними пообщался. Так вот, марийская молодежь там явно интересуется своей религией: как это у мари сохранилась своя вера, ведь, все давно в Европе перешли в христианство? Даже самые агрессивно настроенные атеисты не прочь отправиться в Священную Рощу. Вы правильно говорите, нужно организовать волонтерское движение. Молодежь пойдет, нужен призыв. Вот только кто бы взялся?

        • Пурла кид эрге

          Благодарю за ответ. А я думал и сейчас думаю, что с теми болезнями(алкоголизм и др.) могут справиться только священнослужители. Кто будет бороться с алкоголизмом? Чиновник? Да ему лишь бы наворовать побольше успеть, пока не посадили. Интеллигенция? А есть марийская интеллигенция? Нет ее. Есть марийскоподобная русская интеллигенция. Маркеловское правительство? Которое все делает, чтобы уничтожить марийцев? Вот и остается надеяться только на священнослужителей-картов. Но в современных условиях картам, по моему мнению, надо пересмотреть свое отношению к МТР. Пересмотреть роль жреца в религии, роль жреца в жизни народа. Пока, на мой взгляд, у жреца потребительское отношение. Надо вернуться к тому, кем был жрец у народа несколько веков назад. Жрец был священником, военным вождем, главным целителем и обладал непререкаемым авторитетом. Сейчас народ стоит на грани, еще шаг и начнется необратимый процесс исчезновения народа. Только марийские жрецы могут спасти народ.

  6. Asess

    Очень глубокую тему затронули. Работаешь среди марийцев и на благо марийцев — это один уровень. Если уровень известности становится российским, то и талант «уходит» из марийской жизни, работает в столичных городах. И занимается талант уже на потребу «столичной» среды. Как бы корни сохранились и листья тянутся к свету, а роста в марийском направлении нет. Если листья цветов завернуть в полиэтилен, то и солнце светит. а цветок будет чахнуть. Наверное. надо «раскручивать» талант в глубинке. тем более сейчас есть и Интернет, и самиздат, и люди, которые могут помочь в пиаре таланта в глубинке. Просто об этом мало кто задумывается — сразу талант «выталкивают» в мегаполисы. вместо того, чтобы дать ему свободу и пиар на местном уровне. Тогда точно марийцы не останутся в стороне, ведь о них и ради них трудится талантливый человек.
    И пусть талант может писать на русском языке или на другом языке, но его произведения надо переводить на марийский язык, надо иметь таких же талантливых переводчиков, как Самуил Маршак, чтобы произведение , переведённое на марийский язык, работала на марийский народ, было таким же талантливым, как и оригинал.

  7. Аноним

    интересно кто будет Оньыжой на этот раз.

  8. карт

    Интересно, кто такой никитин? Кто он по образованию, где и кем работает?

  9. Олык марий.

    Оньыжа лийшаш Анатолий Николаевич Иванов.
    Тудо веле келшен толеш.

    • шотан вате

      Чын ойлет.
      Тольык тый марий могай эше «олык» марий улат? олык гыч интернеште возгалет мо?

  10. ABTOXTOH

    прошу прощения за ошибки и выпадения слов-писал на тлф наш одном дыхании.Продолжу.Сейчас перед очередным сь’ездом мари нужно договориться, что сейчас самое важное. Известно,что историю делают личности,вот как раз лидера,вождя на сь’езде пора выбрать.Выберем сейчас болтливого, интелигентного но слабого — таким мы и будем,будем дальше жаловаться наш жизнь . Станет у руля харизматичный, крепкий, идейный-дело сдвинется. Глядишь найдется среди мари кандидат на роль главы республики. Перед тем как написать комментарий случайно посмотрел конец передачи мрази Малахова, где он с улыбкой до ушей от имени всех мужчина поздравил нищую одинокую 82 летнюю женщину, доживающей жизнь в гнилой избушке,сразу вспомнил передачу рег12, где такая же всенародно избранная мразь надменно на «ты » разговаривал с престарелой женщиной-агрономом. В настоящее время малаховых-маркеловых-путиных нужна достойная противосила, чтобы не стать им подобными. Нужно как то держаться вместе -стать дружным народом наконец.

  11. Никитин С.П.

    Друзья, проблем много. Одна из них втом, что МНД всегда было расколото по признаку: корысть — подвижничество. Есть деятели богатеющие в результате работы с марийцами; и есть те, кто растрачивает и теряет в результате работы «для марийцев». Поэтому и нужен более массовый, высокий уровень работы, в который вовлечены специалисты и профессионалы разных отраслей. Нельзя 20 лет «крутиться в колесе». Следующее — «вакуум» вокруг наших руководителей не обошел никого из них — начиная с Николаева. предщественник предшественник

  12. Никитин С.П.

    Если это постигло и моего предшественника и меня, то не хотелось бы, чтобы случилось и преемником. И думаешь — пусть делают, что могут, и может не надо смущать их, не вмешиваться. Но вновь, тревожные вещи — на той неделе по каналу «Культура» сказали, что карелов Людикского диалекта осталось около десяти тысяч, но это уже не этнос, потому что они утратили традиции. И марийскоязычные австрийцы и японцы никогда не будут марийцами. Но я, как всегда, наверное забегаю вперед. Лучше скажу — Спраздником, дорогие женщины! Хорошо, что вы ЕСТЬ!!!

  13. Пурла кид эрге

    Что же произошло с марийцами и что происходит сейчас? Вот ответим на эти вопросы, тогда и о будущем можно говорить. И о съезде тоже. Я житель дальней стороны и информация у меня только из интернета, поэтому могу ошибиться. Я беру период после развала страны и сравниваю РМЭ с соседними республиками. Вот Рахимов стал президентом Башкортостана. На форумах интернета татары и башкиры говорят, что Рахимов из ничего создал башкирский народ. У башкир ситуация была хуже, чем у марийцев. Сейчас башкирам не грозит исчезновение нации. В этом заслуга Рахимова, что бы не говорили о нем недруги. А Зотин начал президентство в РМЭ с изгнания известных влиятельных мари и с учреждения Йошкар-олинской православной епархии. И на следующих выборах все мари проголосовали за Кислицына, но его подмяла под себя чеченская мафия. С этой мафией пришлось потом бороться Маркелову. И на кого он опирался? У марийцев никогда не было своих криминальных структур, тут они ничем не могли помочь. Он мог опереться только на русскую мафию, но она бы проиграла чеченцам. Маркелов нашел выход: соединил русскую мафию с русскими националистами. Этот союз нацистов с мафией нейтрализовал чеченскую мафию. По крайней мере у них до войны не дошло. Сейчас в РМЭ что-то чеченцы контролируют, что-то татарская мафия и все остальное под жестким контролем Маркеловского мафиозно-нацистского правительства. В 2005 году у Маркелова числились 2 тыс. боевиков, которые и нейтрализовали чеченскую мафию и разгромили полностью марийское национальное движение. http://mariuver.info/rus/soc/polit/ Сейчас у Маркелова 5 тыс. боевиков по словам посетителей этого сайта. Всемарийский съезд состоится в окружении 5 тыс. вооруженных железными трубами русских боевиков?

    • Asess

      Пурла кид эрге. Вам бы с вашим напором надо выдвигать себя на должность Депутата (своего региона или берите выше. в ГосДуму). У Вас хорошо получается — свёртывать информацию до однозначных формул. И риторически задавать вопросы: Что происходит с марийцами? И тут же выдаёте — «легли» под пятью тысячами русских боевиков. Да, Вы ещё могли предсказать, что в дни работы съезда, а именно 20 апреля мэрия города Йошкар-Ола разрешит митинг русских националов, после которого самые радикальные боевики «прорвут» немногочисленное оцепление МВД и пойдут маршировать по центральному проспекту Йошкар-Олы. Давить кавказцев, татарскую мафию и бить железными трубами тех, кто не успел спрятаться. И это в дни работы марийского съезда. Ужас какой! Может быть, Вы уже пробуете себя в риторике и тренируетесь на запугивание делегатов марийского съезда — так сказать «разминка» перед выборами. Удачи Вам в «словоблудии»!
      А что касается Рахимова, то пусть на меня не обижаются башкиры, но даже такой человек как Рахимов не в силах создать из ничего башкирский народ. А если и создал. то, как на некоторых сайтах в Интернете. это обозвали «вирус башнационализма». Любой вирус опасен. потому что ему надо «распространяться». А где можно распространяться — только на оттоке тех же приезжих мигрантов и тех, некоренных, которые уезжают из родных мест. Обезлюденные села и маленькие города — это похлеще, чем тысячи боевиков «Маркеловского мафиози-нацистского правительства».
      Пурла кид эрге.Настоятельно рекомендую следовать словам профессора Преображенского — одного из главных героев книги «Собачье сердце» , который настоятельно рекомендовал не читать газет на ночь (и не просматривать Интернет в полуночное время).

  14. Местный

    КАРТУ /Приведу пример.Под нажимом одного из комментаторов ( скажем мягче: просьбе) админ сайта пошел навстречу: выставил на голосование вопрос о проведении съезда.Потом понял, что допустил ошибку и попыпытался исправить ее, убрав цифру, указывающую количество голосовавших и оставив только процентные цифры.Число участников голосования, по моему, не достигло и сотни. И это глас народа? Это количество тех, кто пытается говорить голосом народа и выдавать отношения “кукушки и петуха”,сложившиеся между собой”, за популярность в народе./
    Этот «камушек в мой огород». Позвольте спросить уважае-
    мый карт: это не вас на 8 съезде народа мари маркеловские
    » боевики» охраняли и возили по городу?
    Что вы конкретно делали на выборах в декабре и марте?
    Какие вопросы и с кем собираетесь обсуждать, на так называемом съезде, в апреле- месяце?
    Если сайт МАРИ УВЕР для вас непопулярный, то назовите другой сайт,где марийцев на голосовании больше соберёте?
    А ваш глас народа, где можно услышать?

  15. Уважаемый карт, количество голосовавших я в опросе убрал, потомучто считаю, что предварительные итоги голосования влияют на сам процесс голосования. Если бы можно было бы я бы даже % голосовавших сделал невидимым до тех пор пока человек не проголосует. В опросе о съезде на сегодняшний день 84 голоса, а, например, в опросе «Как вы оцениваете деятельность Маркелова в качестве президента Марий Эл?» — 547. Что касается популярности сайта. В прошлом году по данным статистики WordPress.com в среднем за день посещали 1660 раз, в этом году за 2000.

    • карт

      Благодарю за обстоятельный ответ. Но я говорил не о популярности вашего или другого сайта, а о популярности человека на сайте и вообще в жизни, в народе, что это разные измерения. Что касается количества, сколько раз посещают сайт, то я, например, если что-то для себя интпересное нахожу, могу посещать несколько раз в сутки, бывает, что несколько раз в год.Последние полгода вообще не заглядывал. Мой знакомый посещает по 10-15 , а то и 20 раз в сутки. Это ведь не означает,что столько людей сидят на вашем сайте.Цифры 84 и 547 тоже ни о чем не говорят в более чем полумиллионной массе марийцев. И не надо принимать в штыки мнения других посетителей, если они решились высказать свою точку зрения или что-то наболевшее. Разве не для этого создавали сайт? Тогда для чего? Это не дает повода судить по принципу: если не с нами, то против нас. Не могут люди все одинаково думать, соглашаться с теми или иными позициями, тогда и мозгов не надо иметь, и мысли из головы выкинуть и занять согашательскую позицию с теми, кто выдал свою идею как истину последней инстанции. Извините, это уже называется зомбированием.Если человек не согласен с вашими мыслями, это не означает, что он идет против своего народа или поддерживает какого-то тирана, люто ненавидимого вами.Если со мной кто-то не согласен,это хороший повод задуматься, все ли правильно я говорю и делаю.

  16. Tsikma

    В дополнение Автохону из городских эпизодов по отношению к мари.

    Помню в 1980-годы в Цикме на пристани был туалет, где еще по-горномарийски были тексты нападобие «рушынвлӓ — тӹрӹк вуйвлӓ». То есть тогда было хоть какое-то невидимое противостояние со стороны марийцев. Такие тексты можно прочитать в туалетах Марий Эл сейчас? На западе, например, такие тексты психологичекси считаются даже нормальными, потому что, выражают мнение одной группы населения, относительно другой группы.

    На счет смелости. Смелым нужно быть. Помню другой эпизод в Цикме. Это тоже было в 1980-е гг. Мы с одним другом шли по улице Цикмы и разговаривали свободно на родном. Вдруг к нам подбегает тейнеджер-девочка и начинает кричать: «Че это такое! Вы че не можете говорить по-человечески? Балакают тут в городе по-марийски!» Я тогда уже не жил в Марий Эл, и поверьте, услышав такое от какой-то девочки, был поражен. И несмотря на то, что недалеко от нее были ее взрослые родственники, я эту девочку решительно взял за руку и сказал: примерно:»А теперь девочка, за такие слова, поедем в милицию и КГБ!» От страха у девочки глаза вылезли из орбит, она заплакала, а ее стоящие в стороне взрослые родственники, в недоумении не знали что и делать. Конечно же история на этом закончилась, но может после этого эта девочка стала хоть как-то уважать марийцев, а может наоборот, работая где-то чиновницей в Марий Эл, все еще вымещает свою злобу на марийцах.

  17. Аликсендер

    Автохтон: «Скажете дикость… (в «агрессивном отстаивании своих прав»). Нет, не скажу: Только народы, «агрессивно» отстаивающие свои права, и могут выжить в современном мире ! И не только в современном. Каждому человеку нужна определённая мера агрессивности, ибо мир людей, животных, растений… — это КОНКУРЕНТНЫЙ МИР. И даже если мы заменим «некрасивое» слово «агрессивное» на «твёрдое» (отстаивание своих прав), агрессивность не упразднишь… Ибо не устранима конкурентность. Нынешняя агрессивная политика провоцирует во мне ответную агрессию — реакцию на несправедливость, произвол, хамство. И я ищу союзников в отстаивании своих прав. В этом я совершенно не оригинален… Чем больше нас станет, тем сложнее нас будет проигнорировать. Да и ничего ведь противозаконного мы не требуем !
    Отстаивая свои права, оставаясь самими собой.
    Русским, татарином, евреем… да кем угодно, ведь не запретишь быть !
    Тогда почему мне могут запрещать ?!
    Мне кажется, на уровне подсознания настолько крепко «внедрилось»
    (конечно, не самими нами) иррациональное ощущение «предосудительности» быть мари, что мы, зачастую не сознавая этого, «прячемся», боимся заявить о себе, обнаружить себя…. Боимся там, где и бояться то нечего… В отстаивании своих как политических, экономических, так и культурных, языковых прав.

  18. Пурла кид эрге

    Уважаемый Asess! Как я понимаю, вы являетесь депутатом Карельского парламента. Ну и каково положение карельского языка в Карелии? Интернет говорит, что положение карельского языка просто катастрофическое. Ошибается интернет? Понимаете ли, что 20 лет назад положение башкир было не намного лучше карел в Карелии? Башкир в Башкортостане в процентном отношении тоже очень мало было. И реальная угроза ассимиляции. И выбери тогда президентом не Рахимова, а русского человека, то сейчас бы мы говорили уже о катастрофическом состоянии башкирского языка тоже. А «вирус башнационализма» — на каком сайте русских нацистов откопали? А на фотографиях выглядите серьезным и солидным человеком. Ошибается интернет? Сравните количество КАРЕЛЬСКИХ школ в КАРЕЛИИ и количество МАРИЙСКИХ школ в БАШКОРТОСТАНЕ и увидите, разницу между «руснацизмом» и «башнацизмом». Еще отмечу, что единственный депутат-мари нынешнего созыва в Государственную Думу России как раз от Башкортостана, а не от Марий Эл, как следовало бы ожидать. Кажется, тут мы продолжаем обсуждать предстоящий съезд, но некоторые стали переходить на базарную перепалку. Я задал простой вопрос, высказал свое мнение по этому вопросу и предлагаю всем высказаться.
    Что происходит в Марий Эл?

    • Asess

      Вы ошибаетесь, я не депутат ЗС РК. Так что хорошо использовать в своих целях Интернет, но выводы надо делать исходя из своего жизненного опыта. Что касается положения карельского языка в Карелии. то Вы правы — есть национальные районы (2 района) но нет школ. которые ведут уроки на карельском языке. И проблемы здесь намного глубже, чем Вы вкладываете в слово «ассимиляция». Вопрос о главе Башкирии я не могу обсуждать, так как я не выбирал его на этот пост. Что касается национальности главы национальной республики, то это существенный фактор, но не единственный должен быть в выборе избирателя кандидатуры на этот главный пост национальной республики. По поводу «вируса» -это я пошёл по Вашему алгоритму — в Интернете это гуляет, а значит проблемы есть, также как из других источников читал, что есть проблемы межнационального согласия в Республики Башкорстан. Да. замечу, что марийские школы в Башкорстане — это не дар благородных Рахимов,и других глав, а именно объективный процесс, сложный и трудный, для сохранения своих прав восточных марийцев в Башкортостане. Что касается «марнацизма» в самой Марий Эл или «руснацизма» в Карелии — я этого нигде и никогда не слышал. Так что посоветую Вам следить за своей речью. Да. вопрос о депутатстве в ГосДуме . К сожалению, нет депутатов от национальных объединений, а есть депутаты от политических партий, и депутат от Башкирии в первую очередь работает на свою партию, во-вторых, на территорию, которая этого кандидата поддержала. Так что нет смысла радоваться за то, что в депутатах ГосДумы есть мари. Если посмотреть национальный состав депутатов, то там можно найти представителей других национальностей, и не только русских.
      И вопрос , заданный Вами — что происходит в Марий Эл -заставляет меня не отсиживаться в Карелии. а приехать в Марий Эл. к себе на родину, и своими глазами увидеть. Увидеть и «не молчать в тряпочку». А то , если судить по Интернету, смелость у нас только виртуальная. Это я к тому, что Ваш призыв создавать боевое крыло общественных объединений, не самый удачный Ваш смелый «слоган» в Интернете. Намного тяжелее работать и отстаивать интересы каждого марийца в будничной жизни, смело и открыто, добиваясь поставленной цели. И дай бог, чтобы каждый мариец осознал ответственность и за себя, и за свой народ .Не просто сказать, а главное действовать, не бояться, что тебя могут не понять, будут ставить «палки в колёса».

      • Пурлакид эрге

        Уважаемый Asess! О чем мы говорим в преддверии съезда? Все лишнее в сторону! Да и зачем мне следить за своей речью, анониму? Я бы еще не такое сказал, да админ MariUver-а забанит. Многие говорят и я предполагаю, что Маркелов постарается превратить предстоящий съезд в фарс. Руками своих шестерок превратить съезд в послушного и скулящего щенка. И Мер Канаш будет тогда опять под властью Маркелова. Последствия будут печальны для народа. Настоящие марийские лидеры на съезде вступят в бой, но шестерки будут действовать по указке Маркелова и, значит, будут действовать как один кулак. А наши лидеры, в основном, приедут из-за пределов РМЭ и пока действуют поодиночке. И кулаком(шестерками) Маркелова будут разбросаны, уничтожены, изгнаны поодиночке. Предлагаю марийским лидерам – Никитину(Урал), Радугину(Удмуртия), ММ(Тоншаево), Ерофееву(Москва), Asess(Карелия) и другим неравнодушным к судьбе своего народа объединиться и выступить единым фронтом. И очень серьезно подготовиться к съезду.

  19. Никитин С.П.

    Благодарю всех за обсуждение. Вот и прошло 4-е марта. Жизнь продолжается, но что-то изменится. Страна не та, что 90-е, и не та что в 00-е. Все меняется. Главное то, что старые подходы и схемы, методы и способы не срабатывают. Мы выбросили изношенную штопанную советскую кожу. Но все еще создаем видимость активной деятельности. Деятельности, ведущей в никуда. Спасиба сайту Мариувер за предоставленную возможность высказаться. Популязируйте народ, через популяризацию отдельных марийцев. Или только народ, в общем, на примерах истории, как латинян? не противопоставляю себя другим мыслителям, как их ученик, и последователь. Только почему марийцы все еще велики только среди своих? В междоусобной войне? Но мудрецы мудро молчат. Льстецы требуют, чтобы все молчали, если мужи молчат. Немые на празднике песни. И встает выбор: — быть сосвоим дремлющим народом, или не лтстать от времени? Если кого то очень задевает, что мною много сказано — Я, я, я! то это в условиях признания вашего Я.Я, Я! Признания ваших трудов и усилий. Если они в правильном направлении, и не есть обман. Если вы не ставите целью использовать более слабого, как личный пьедестал. Ош Кугу Юмо, пуэн шого мылана вий куатым уэмаш, тошто вожын у арвондожо лияш!

  20. sarze

    Мари исчезнут только вместе с остальным миром, если то будет угодно богу. Прогнозы «вождей» марийского народа осуществятся в отношении их самих. Действительно через 50 лет останутся только настоящие мари, обладающие хорошими генами, которым не будет необходимости прятаться в толпе. Самое главное, таких как Никитин достаточно, хотя и мало.

  21. метрий

    мемнан калыкын лийшашыж нерген шӱлык кумылан шукыж годым тугай мари улыт кӧн шочшышт рушыш савырненыт, нунын мари тукымышт кошарген, шке ешыштым ончен уло калыкат пыта ман шонат. Но ида тургыжлане пыташ шонышо мари-шамыч, чылан тендан гай огытыл))) Тендан тукымда рушыш пура тидын дене рушын урлыкшым пытара(эн ӱскырт да тале огыт рушаҥ) руш калыкын уже аламыняр курым отрицательный отбор кая, руш тиде чыла ден келшыше «народ-терпилыш» савырнен.

    • sarze

      Пеш чыным ойлет Метрий. Виян тукым веле мари лийын кодеш. Тыглай ончалат гын руш калыкше йолагай лияш туналын. Ик йочам ыштат да тудын йырже кушталыштыт. А мари-влак кокыт-кумытшым садакат куштат. Тыге 30 ий каласат: Марий Элыште 43 % мари, а руш шукурак. Чынже дене мари-влак кок пачаш шукун улыт. Сандене, мый ом ойгыро мари пыта манын. Онайлан сакыза шке автомашинаш мари тамгам, мари йула почеш ыштымым, да тунамак ужыда мыняр шуко виян мари уло. Кызытлан Сергей Карпов гына мари улмыжым ончыкташ огеш вожыл. А тыге изи мари тамга, Мари Йулан тамга же, калыкыште ойлыме «фура» дечынат арален кертеш изи автомашинам. Ом отале — шке умбалне тыгак лийын.

  22. Никитин С.П.

    P.S. — в адрес того, кто прикрылся под «карт». Вы совсем не карт, а скорее сокращенное от «картежник», «картузоносец» и т.п. Вы оцениваете общественников по тому, какой пост они занимают, сколько у них денег, званий, наград, дипломов и т. д. Далее Вы пишете фамилию человека с маленькой буквы, значит, для вас только вы сам и есть авторитет. Где и кто Вас учил относиться к человеку — подобию божьему, как к козявке? Как сказала моя теща сельскому учителю: — Тинь ятыр ий тунемынат. Каласе, могай институтышто тыге игылташ, мыскылаш туныктат? — И рассуждаете о служении людям? Йукшыктарен реш моштеда,

  23. Никитин С.П.

    «Черемис»у — ограниченность марийского мира заключается и в том, что у нас много «полуязычных», как правильно заметила Р.М.Данилова -«Сергей, видно что ты не изучал марийский язык». — Да, не изучал. Но ценно не то, что человек сидел на уроках марийского, а то что уже взрослым постигает его путем самообразования. Дважды бал в жюри областных олимпиад по марийскому языку, и не в восхищении от уровня знаний не только марийского нои других предметов, которые получают ученики нашей Знаменитой школы с Замечательным директором. Ограниченность и в том, что труды наших мыслителей знают немногие. Они не всколыхнули, не изменили народ. Язык — как пирамида: — внизу — говорящие, выше — изучающие; еще выше — те кто изучает в ВУЗах, учит, преподает; выше — кто пишет прозу и стихи; еще выше — те кто мыслит, осмасливает и обновляет язык. Если я где то внизу — то это уже хорошо. Цените каждого насителя языка! Сознаю то, что многое из написанного мною — еще преждевременно, мы ведь, задним умом сильны — когда уже произойдет что либо неприятное. Да поздно! Сегодня в силе те, кто ждет Чуда — вот выберем Президента Республики! — Вот выберем президента России! — Вот сходим на митинг! Съезд! — Не ждите. Ничего не изменится. И «кто сделает»? — Никто кроме нас. Тех, кто живет в деревне, никто не будет вытаскивать, кроме них самих. Нужен посыл, инициатива снизу, а то опять инициаторы со стороны, да и местные останутся одни при первых трудностях. Я не единожды оказывался в такой ситуации, поэтому, без приглашения и без конкретной договоренности уже не сунусь «спасать народ». Хватит. Быть бескорыстной игрушкой можно раз, или два, но не трижды. И споры и упреки: — много хвалишь себя! А с другой стороны — а что ты сделал? У нас прав тот, кто мудро молчит. Но все таки, надеюсь, что мои мысли и предложения хоть кому то помогут. Главное — что «Шошо толеш! Все уйдет как растаявший снег…»

  24. Пурлакид эрге

    Марий-влак, ончыза! Метрий йолташ, допустим у вас есть ребенок, вы постарались и научили его марийскому языку. Пошел он в школу, там дают в тарелке ему два яблока: одно яблоко от дикой яблоньки и другое яблоко от культурной садовой яблони. Конечно, яблочко от дикой яблоньки — маленькое и зеленое, а яблоко от культурной яблони — крупное, спелое и красное. Какое яблоко выберет ваш ребенок? Если даже возьмет яблоко от дички, надкусит и выплюнет кислое яблоко. А спелое, красное, сладкое яблоко съест с удовольствием. Дикую яблоньку грызут грызуны, ветви ее ломают дикие звери, корни едят черви, вредители часто нападают, паразиты. Никто не ухаживает, никто не поливает, не удобряет, не заботится и плод яблоньки маленький, невкусный, кислый и зеленый. Вот такая дикая лесная яблонька и есть наша марийская культура. А русскую культуру обрабатывают, удобряют, ухаживают, заботятся, на нее льется финансовый дождь потоком. На примере Марий Эл мы это видим. Сколько русских церквей построили!? Сколько памятников русским(чуждым для марийцев) построили!? Сколько ненужных псевдодворцов, памятников типа Йошкин Кот!? А на памятник Чумбылату не денег, а на Молельный Дом для марийцев нет денег, а театры марийские ютятся по подвалам! Будет расти ваш ребенок и русские будут угощать его сладкими красными яблоками. Вырастет ваш ребенок, придет получать паспорт и назовется он русским, а отца будет презирать за то, что он ленился и не ухаживал за яблонькой, не защищал от паразитов, не боролся с вредителями, не поливал, не обрабатывал землю вокруг яблоньки. Будет презирать за то что был «терпилой», когда памятник убийце марийцев поставили в центре Йошкар-Олы. И не надо марийцев уничтожать, перестань финансировать культуру и марийский язык, марийцы сами зачахнут. Вот тыге мари калык пытен кертеш, кунам шып шылын коштыт марисарзе-влак.

    • метрий

      Ачажым презиратлыше (марлаже тыгай шомакшат уке чай) эрге — тиде ачажын языкше. Мари Йӱлам мари культурым олма ден таҥастарымет изиш гына чын, шукыжым шылтет але йоршынжак почын от пу. Кызытсе саманыште окса вийым кучылтме, окса йогыным виктарыме шукыштлан эн кугу вийла коеш. Туге шонышын эргыжат ачажын оксаже шагалда ачажым лохлан шотлаш тӱҥалеш. Но вет тидыже тугакак. Чын мари суас ма руш ма але чечен коклаштат шке шочшыжым мари патриотым куштышаш, мый тыге шонем.

    • метрий

      Пурлакид эрге, а мом ышташыже? Тиде туткар саманыште илен лекташлан да утларак виян лияшлан мом темлет?

    • Пурлакид эрге

      Метрий йолташ! Почему марийский язык, скажем прямо, исчезает и марийцев с каждым годом все меньше и меньше? Я считаю, в основном, из-за различного финансирования марийского и русского языков, точнее, культур. И не где-то в России, а именно в Марий Эл. Как я сказал выше, финансовый поток льется на русскую культуру и совсем не финансируется марийская культура. Можно сказать и иначе. В Марий Эл на русскую культуру столько денег выделяется, что она может позволить купить современный крутой джип. А марийская культура едет на телеге, которую везет дряхлая лошадь. И какой вид транспорта выберет ваш ребенок, когда вырастет? На какой сядет? В данный момент самым главным врагом марийского языка и культуры является глава РМЭ, который фактически создал русское национальное правительство в Марийской Республике, т.е. оккупационный режим. Почему оккупационный? Правительство полностью русское, бюджет РМЭ финансирует только русскую культуру, марийцы изгоняются или даже уничтожаются без суда и следствия криминальными структурами главы республики(русское гестапо?) И марийцы вынуждены или сотрудничать с оккупантами или бежать. И что делать? Не вижу в РМЭ сил, способных восстановить справедливость. Народ, который сейчас находится даже не в пассивной глухой защите, а в пассивном бегстве из РМЭ? Может, есть сильная, многочисленная, сплоченная организация, способная к сопротивлению? Тоже нет. Если только найдется пяток молодых людей, готовых ради свободы своего народа рискнуть своей жизнью и свободой, которые начнут борьбу с режимом Маркела. И достаточно серьезную, хотя бы как баски в Испании, и тогда появится угроза межнационального конфликта в РМЭ, и будут вынуждены убрать Маркела из республики.

  25. Никитин С.П.

    По съезду: — каждый съезд, как лестница, ступенька за ступенькой поднимает наш народ все выше. Это в идеале. Фактически 8-й съезд сломал решения и дух предыдущих съездов. Поэтому, вновь «до основанья разрушив» строим новое.Ситуация у будущего Оньыжа нелегка и сложна. У Яковлевой было проще: — она человек партии власти, действующей в предвыборное 4-х летие. И в этом она была чуть независима от властей Йошкар-Олы. И она работала в период т.н. «тандемократии», когда небыло раскачивания лодки. Новым руководителем Мер Канаш может «быть только А.Н.Иванов» только он «келшен толеш». Вот это выражение в марийском имеет двойной смысл — первый — «годится» и второй — «соглашается». Иванов стопроцентный мариэльский чиновник, и сделает все, что велит начальник. Второе — выборов в ближайшие 4 года не намечается, если только Главы Республики. В условиях социально отягощенного бюджета страны, недовольства людей, произойдет укрупнение регионов под формулировкой «сокращения расходов на бюрократический аппарат», улучшения управляемости. Четыре ода назад мою сказано на Съезде: — Выбрав послушный Мер Канаш и назначенного Председателя, вы — делегаты Съезда, сделаи первый шаг в уничтожении Республики! — Так вот — Иванов если будет Оньыжа (и если не будет), явится проводником такой политики. Ему не сделать «шаг вправо — шаг влево». Это мой прогноз. А рещать всем — и делегатам, и тем, кто даст им наказы. Хотя, всем в Мер Канаш заправляет г-н Мочаев. Это то ли «серый кардинал», то ли чиновник для особых поручений, то ли «смотрящий над марийцами». Но отвечают то первые лица, а не исполнители, вот в чем изюминка. Итак, до Съезда!

  26. Аликсендер

    «Выбрав послушный Мер Канаш и назначенного Председателя, делегаты Съезда сделали первый шаг в уничтожении Республики»
    (Никитин С. П.).

    Чтобы не делать второй шаг, следовало бы быть готовым к известным уже сюрпризам… Во-первых, предварительно поставить бы вопрос необходимости соблюдения принципов легитимности
    (избранные делегаты или назначенные ? Если назначенные, то это уже не легитимно, т. е необходима информация с мест, чтобы не было «избрания» втихаря) во время и подготовки, и проведения Съезда.
    Во-вторых, учитывая то, как именно проводилась подготовка, предварительно условиться (на тот случай, если власти удастся сорганизовать послушное большинство) о единстве меньшинства
    в акции протеста и отказа от дальнейшего участия в работе Съезда. То есть, предварительно подготовив соответствующее заявление от имени делегатов, неназначенцев ( указав в заявлении на конкретные нарушения принципов легитимации), покинуть зал заседаний.
    Иначе, думаю, кто нам тогда доктор ?… Если дать себя использовать и в очередной раз.

    • sam.

      Аликсандер, абсолютно прав. Власть и особенно эта всегда будет стремиться поставить все под свой контроль, чтобы продолжать творить все, что ей заблагорассудится.

  27. Эрвий

    Кӧ вара тудо — А. Иванов? Молан ты марте тудын нерген нимомат огына пале? Колынна, что тудо чиновник, да моло пашаж нерген нигуштат возалтынат огыл, шкежат нимогай пашаж нерген палдыртен огыл. Тышеч вигак раш коеш — уэш мыланна кучем шкенжын еҥжым шогалтынеже. Калык кокла гыч лекше альтернативе укеак мо?

  28. Смирнов А.Н

    Эрвийлан вашмут семын:
    Тенийысе Погын марте кажне гана кандидат –влак «альтернативный» лийыныт.
    Пектеевым кок ганажат кö темлен да кö сайлен? Калык! Тудо жапыште «Мер каҥаш» кучемлан (правительствылан) кÿлдымö лийын. Йыгыжтарыше –шамыч ала мо нерген яра мутым мутланыше кÿлдымо тÿшкала чучын. «Мер каҥашлан» нимогай ончалтыш тунам правительстве велым ойыралтын огыл. «Мер каҥаш» дене мыйын нимогай пашам уке ида йод тудын нрген ида мутлане мыйденем тыгай теме дене веле маныныт кучемысе еҥ-влак.
    Кучемыште лийыныт икмыняр еҥ-влак кудыштым «симпатизирующие» манаш лиеш.
    Варарак «кучемысе яндар» еҥ-влак нунын деч паша верыштым тÿрлö йöн дене поген нальыч.
    Визымыше Погынышто В.Л.Николаев шкетын лектын шогалын да тудым тунамак пеҥгыдемденыт? Уке! Тудо жапыште Оньыжалан Николаев ваштареш генерал Григорьев шоген. Шарналтышда? Альтернативе эре лийын. Николаевше веле калык ÿмбаке шÿвале да шке пашажым вораҥдарашлан Моско велке чымалте. Внеочередной манме Погыным чумыраш логале.
    Шымыше Погыныш вара кöмытын лÿмыштым луктыч да кöмытым колыштна? Чын. Тунам основной претендент семын Е.А.Хлебников дене В.Н.Козлов ыльыч. Мыйын фамилий демонстративный семын веле лийын. Иктат ида аптране, ида вожыл, теат лукса шкендан лÿмдам лÿдде:- тыге веле ме лÿдмö деч, вожылмо деч эрнен кертына манме семын.Зал гыч -«мыланем мутым пуыза», манын ячен шинчыме дечын лук шке лÿметым кандидатла да ойло шке шонен коштмо мутетым уло калык ончылно. Тидат кÿлешан йöн.
    Кандашымыше Погынышто пытартыш гана Яковлеан лÿмжö улмылан кöра вес лÿмым лукташ ышт тошт. Мый адак луктым шке лÿмем. Кеч тиде ошкыл мыйын могырым икмыняр еҥ умлен вес семын.
    Ешарем: кеч ала мыняр альтернативым луктын шогалте, массе уке гын, тÿшка уке гын чыла тÿҥалме паша арам. Тÿҥалме паша тÿшкаште вожшым колтышаш.

  29. Ямак-Одо кундем

    Ончем кодшо съезд гыч видеосюжетым Мый туналтыш кадрыште шогем ончен, очки дене улам. Шуко шонымаш пура вуйышкем: президент-прием, съезд т уналтыш, шуко выступлений. чыла пеш сай…, но ала-можо мемнан марий движенийыште чаракже уло . Садлан дыр съездлак лийыт , седе чарак-влакым коранкаш.

  30. Ямак-Одо кундем

    Марий активист-влак, серза шке шонымаштам, вет съезд ик гана 4 ийлан лиеш и кузе ме тудым эртарена.да могай устав организаций дене илаш туналына умбакыже тугай илыш мемнам вуча Ида вожыл, чыла шонымашда серыза Шукырак марийым погыза интернет гоч кылым кучаш………..

  31. Никитин С.П.

    Не могу заметить, что обсуждение опять высветило наличие «детской болезни» — декларативной политизированности в МНД. Но статья не только о росте до политических требований и защите своих интересов в рамках правового поля. (Политика — защита интересов — лат.) Нет. речь о том, что с потерей поколения, являющегося носителями национальной культуры, духа, менталитета, и если мы это не переймем — то марийцы останутся бледной тенью черемисов. Не будет самобытности — останется аляповатость. Призываю сохранить дух! Обряды, праздники, говор, интонации, мастеровитость, ремесла — не для потребы туристам и любителям экзотики, а для воспитания себя, детей и внуков. Для того, что только сильные духом и телом, самобытные и уверенные в себе люди могут быть успешными и конкурентноспособными в этом веке. Наши беды — именнов утрате чувства национального достоинства, собственного достоинства. Для тог, чтобы перенять духовное, этическое богатство, усвить правила и нормы, не требуется НИКАКИХ денег! Как и в создании мононациональных семей. Как и втом, чтобы на урок марийской истории и культуры пришел карт с неполным средним образованием. Если не карты придут в школу — то придут те, кто будет проповедовать немарийское мировоззрение. Чужие мысли, нормы, они уже с наи ежечасо — в ТВ.радио. одежде и т.п. Не время спорить, время идти в марийский мир, без ожидания команды и лидера. Каждый — сам себе вождь, мудрец и воин. У нас нет времени. Оно уходит. не ждет нас. Мари «коста конкордия» сползает в пучину, а мы еще пляшем и атакуем буфет. У марийцев осталось пять лет, чтобы остаться полноценным народом!

Добавить комментарий