Как жители деревни вернули в школу марийский язык

В Каракулинском районе Удмуртии есть замечательная марийская деревня Шопкер, другое название — Усть-Сакла. В стороне от дорог эта деревня сохранила удивительный национальный колорит. Здесь проживает около 500 человек. Сохранилась традиция помогать возводить дома. Соседи бескорыстно принимают участие в строительстве и за неделю вырастают дома. Здесь около 80 детей школьного и дошкольного возраста.

Впервые я познакомился с жителями деревни несколько лет тому назад, когда Союз марийцев принял решение провести здесь праздник «Семык». Меня насторожило, что администрация района долго не соглашалась с нашим решением и всё же решение съезда никто отменить не мог. На первый сход по случаю подготовки праздника собрались многие жители.

Через месяц деревню было не узнать. Исчезли рытвины на улице, убран скопившийся мусор и главное: молодёжь своими силами восстановили Дом культуры, здание которого многие годы разрушалось. Жители деревни, земляки широко известного финноугорскому миру журналиста газеты «Ямде лий», писателя Валентина Исенекова, преобразились, поверили в свои силы. Дом культуры стал центром возрождения марийской культуры. Песни и пляски коллектива из Усть-Саклы стали украшением районных и республиканских праздников.

Многие годы я вспоминал прекрасно проведённый праздник, всегда с интересом воспринимал новости из этой деревни. А новости были разные, в том числе и тревожные. Сгорел детский сад, на его восстановление не оказалось средств. Хозяйство пришло в упадок. По-прежнему нет газа, мужчины уходят на заработки.

Осенью 2010 года узнал и о закрытии школы, оказалось, что техническое состояние здания не может обеспечивать безопасность учащихся. Детей перевели в соседнюю новую, прекрасно оборудованную школу, и каждый день на трёх автобусах они уезжали за знаниями в соседнюю русскую деревню Кулюшево.

Всё бы было прекрасно, но оказалось, что в школе нет учителя марийского языка. Не желая принимать на себя дополнительные хлопоты, чиновники из управления образования подсказали директору принять от всех родителей заявления о временном отказе изучать марийский язык. Так по дороге от одной школы к другой дети потеряли своё право изучать язык родителей, марийский язык.

Как поправить положение? Я понимал, что письма, обращения в инстанции, походы в министерство образования или министерство по делам национальностей не помогут, однако открыто выступить против администрации Каракулинского районе тоже не выход. Любое проявление активности с лозунгом — верните детям возможность изучать родной язык — повлекло бы социальную напряжённость и конфликт.

Посоветовавшись с марийским активом Каракулинского района, я принял решение о проведении выездного заседания Президиума Союза марийцев Удмуртии в деревне Усть-Сакла с докладом об итогах 5 съезда марийцев Удмуртии и задачах по выполнению его решений Каракулинским отделением Союза. Надо было на месте узнать настроение родителей, чьи дети лишились предмета «Марийский язык и литература». Отчёт был назначен на выходной день, чтобы активистам не пришлось отпрашиваться с работы. Министр национальной политики Владимир Завалин по моей настоятельной просьбе направил своего сотрудника.

На заседание президиума пришли многие жители деревни Усть Сакла, актив во главе со Смирновой. Из Ныргынды приехала делегация во главе с главой муниципального образования Леонардом Коростиным, из Быргынды приехал глава муниципального образования Вернер Ушков, он же сопредседатель Союза марийцев Удмуртии.

Первый вопрос, который был задан мне жителями деревни еще до начала заседания, был неожиданным: «А когда у нас вновь будете проводить праздник «Семык»? Может быть, тогда можно будет вновь на республиканский уровень поднять проблемы деревни?»

Мой отчёт и обсуждение решений съезда длились более трёх часов. В протоколе в адрес администрации района были высказаны чётко сформулированные решения:

1. Организовать с начала 2011 года изучение марийского языка и литературы по полной программе.
2. Принять решение о подготовке проектно-сметной документации о строительстве школы-сада.
3 Оборудование в Доме культуры спортзала.
4. О разъяснении программы газификации района.

Актив нашего Союза и родители на заседании приняли решение собрать письменные заявления от каждого родителя и представить его в администрацию района. Решение выездного заседания и протокол яотправил в администрацию Каракулинского района. Спустя несколько дней Вернер Ушков представил в администрацию необходимые заявления родителей. Вторые экземпляры заявлений остались у него.

Буквально на следующий день я получил несколько звонков из администрации района. Сперва посыпались возмущённые вопросы: почему собрание проведено без уведомления администрации и т.д. На все вопросы аккуратно ответил. Получилось, что формально придраться не к чему. Мы провели не сельский сход, а выездное заседание общественной организации; собрались в выходной день, а значит, главы муниципальных образований приехали в своё личное время…

Когда все материалы нашего заседания легли на стол главы администрации, когда он убедился, что нами были соблюдены все процедурные вопрос, тон сотрудников администрации существенно изменился. Оказалось, никто не против организации обучения детей марийцев их родному языку. Оказалось, родители виноваты сами, подписавшие при приёме их детей в кулюшевскую школе заранее подготовленные заявления об отказе изучения родного языка.

Письменные, рукописные заявления родителей с требованием предоставить реальную возможность изучения марийского языка не оставляло выбора для администрации, но и здесь был найден повод для сомнения.

Ими было предложено провести сход граждан и повторно убедиться, что родители написали свои заявления без давления, самостоятельно. Я был болен и не мог приехать на сход, о чём сообщил в администрацию, тогда сход был отменён до моего выздоровления. Спустя три недели я смог вместе с представителем министерства национальной политики приехать в Кулюшево. Здесь был солидный десант из районной администрации. Мне поставили условие: мы должны знать мнение детей, а хотят ли они учить родной язык, посему проведём анкетирование. Я представил себе состояние детей, когда целая куча взрослых дядек и тёток зайдут в класс и потребует от ученика или ученицы заполнить анкету — а ты хочешь учить родной язык? И отказался от такого эксперимента. Тогда мне было предложено провести анкетирование вдвоём с учителем. Пришлось согласиться. Не скрою, я был уверен в положительном результате анкетирования, при этом я оговорил порядок проведения анкетирования. Сперва беседа с детьми, на которой объясню детям, что такое Союз марийцев Удмуртии, чем занимаемся, затем ответы на их вопросы и после этого анкетирование. Районная комиссия согласилась, В результате все дети (до единого!) ответили, что хотят учить свой язык по полной программе. Я несказанно был рад, рад, что наши активисты из Усть-Саклы не подвели и обстоятельно повстречались с каждым родителем и детьми.

Получив результаты анкетирования, члены районной комиссии предложили поехать в д. Усть-Сакла и вновь провести сход. В качестве аргумента о необходимости повторного схода был выдвинут вопрос о необходимости принятия решения, а сколько часов в неделю будет необходимо для изучения марийского языка – два часа, три или все четыре из 7 предусмотренных региональным компонентом. Я ответил, что есть программа изучения языка и там давно всё определено. Но комиссия решила, да и уже заранее был организован сход жителей деревни, тех самых жителей, которые встали на защиту будущего своих детей, будущего своей нации.

На сходе на родителей посыпались вопросы, смысл которых заключался в одном: ваши дети будут изучать родной язык, однако при этом они меньше времени будут тратить на изучение информатики и других предметов, необходимых для поступления в вузы. Вы не хотите, чтобы ваши дети получали высшее образование? Родители выстояли: наши дети должны знать язык отцов и матерей. Знание родного языка обогащает и закаляет ребенка. Это единственный путь сохранить свою национальную принадлежность, сохранить и развивать культуру своего народа, обычаи и традиции, сохранить свою индивидуальность. Ради этого стоит жить.

Наступил новый учебный год. При помощи Ныргындинской и Быргындинской школ наши активисты собрали учебники, вернулась в школу замечательная учительница Т. Л. Абышева…

Я уверен, жители деревни Усть Сакла, на деле убедившись, что только от них зависит своё будущее, будущее их детей, преодолеют и экономические трудности. Деревня по-прежнему будет дружной, и никогда не изменит заветам предков: хранить родной язык, приумножать народное богатство. И появятся у них новые Исенековы, Смирновы, Абышевы, а наш Ош Кугу Юмо пошлёт им своё благословение.

А наш любимый праздник Семык в этой деревне мы обязательно проведём.

Анатолий Радыгин,
Председатель Союза марийцев Удмуртии «Одо мари ушем»

Журнал «Марийский мир» №4 2011 год

Источник: Тоншаево.Ру

28 комментариев

Filed under Статьи

28 responses to “Как жители деревни вернули в школу марийский язык

  1. Никитин С.П.

    Хорошая новость. Жители деревни совместно с республиканской организацией, грамотно, в рамках правового поля, без ходоков из Йошкар-Олы вернули родной язык в школу. Вот что значит — быть юридически грамотным! Жаль только, когда защитники Васькинской школы обратились за помощью к юристам, Союз марийцев Удмуртии ничем им не помог.

  2. П.кид эрге

    Вот, подковырнет ведь всегда! Каждый должен находиться на своем месте. А вы сами, чем помогли Васькиной школе? Вы много лет являетесь лидером мари Свердловской области, сколько марийских школ отстояли и сколько помогли открыть? Радугин реально работает, не пустословит и будь все марийские лидеры хоть немного похожи на него, ни одна марийская школа не закроется. Вот Джереми Бредли один(!?) открыл курсы марийского языка в Вене(!), а несколько тысяч марийцев Тоншаевского района не могут открыть одну марийскую школу в Тоншаево или не хотят?

  3. MM

    Про Тоншаево.
    Последняя марийская школа в Тоншаевском районе Нижегородской области закрылась в 1938 году. Последнее официальное моление в роще состоялось в 1943 году. Последний визит марийского филолога в Тоншаевский район (И.Г. Иванов) состоялся в 1971 году. Единственный учебник на северо-западном наречии марийского языка — Маре Букварь издан в 1995 году. О том, что в Нижегородской области живут марийцы, знают всего несколько десятков жителей Йошкар-Олы — в основном специалисты-филологи и журналисты, плюс некоторое количество интернет-деятелей. За последние четыре года район неоднократно посетили А.И. Таныгин, А.И.Рукавишников, В.М. Мамаев, В.А, Мочаев. Найдите себя в этом списке и расскажите, что вы сделали для нации.

  4. Пурла кид эрге

    Уважаемый ММ(Ю.А.Ю.)! Я зарегистрированный читатель вашего сайта, есть комменты мои на вашем сайте. Иногда я с завистью и печалью просматриваю заметки о Тоншаево. Меня чрезвычайно интересует ваш край и мечтаю побывать у вас. Неоднократно обращался лично к Вам, задавал вопросы, но, ни ответа, ни привета. Я же обычный житель России и последние вопросы Ваши к простому человеку мне показались немного некорректными. Ну да ладно. Я знаю, что в Тоншаевском районе действовали 8(восемь!) марийских школ. Почему же их закрыли? Такое массовое закрытие всех восьми школ как сейчас объясняются? Что же тогда произошло? И как сейчас можно открыть хотя бы одну школу? Что для этого потребуется?

  5. MM

    Преподавание в этих марийских школах велось на марийском литературном луговом языке. Обучение не было популярным из-за малой понятности. По мере того, как население овладевало русским языком, марийские школы закрывали. У нас есть понимание, что в начальной школе ребенок должен говорить на диалектной форме родного языка. В настоящее время открыть марийскую школу в районе невозможно. Вопрос обучения марийскому языку обсуждался несколько лет назад в кабинете у главы района в присутствии руководителя отдела образования. Нужен учебник (которого нет), нужен преподаватель (которого нет). В 2009 году при участии профессора Ивана Григорьевича Иванова был решен вопрос о буквенном отображении на Юникод-основе двух дополнительных редуцированных звуков северо-западного наречия марийского языка. Сейчас мы в состоянии подготовить учебное пособие для факультатива на местном диалекте и летом 2012 года провести месячные (двухмесячные) летние курсы.

    • Аноним

      А что Вам лично мешает начинать публиковать статьи на родном диалекте на своем сайте? Вы же нас постоянно упрекаете в том, что мы тут попусту болтаем, а Вы у нас такой единственный кто что-то делает. Правда тех кого Вы упрекаете, делают не меньше Вас. Хорошо, что вы что-то делаете: несколько публичных мероприятий в год и русскоязычный сайт… Это ситуацию не меняет — тоншевские мари ассимилируют быстрее всех. Так может Вам тоже надо начинать «болтать», т.е. поднимать проблемы мари Вашего региона на боле высоком уровне. Надо проанализировать ситуацию с мари Нижегородской области, как сделали это Никитин, Ерофеев, выйти с политическими требованиями к властям области. Тогда может быть что-то изменится, а так, извините, Вы лишь создаете видимость деятельности за которой умирает ваша диаспора.

    • Пурла кид эрге

      «…Обучение не было популярным из-за малой понятности. По мере того, как население овладевало русским языком, марийские школы закрывали.» — Вы поняли, что написали? Т.е. русский язык более понятен, чем марийский?! Как я понял, в Тоншаево живут сорокан-мари, т.е. замужние женщины носят сороку. Сорокан-мари живут также в Медведевском и Оршанском районах РМЭ. Численность сорокан-мари в этих двух районах не менее 50 тыс., если не больше. И я не слышал, чтобы у сорокан-мари РМЭ были какие-то проблемы с литературным языком. И хочу сказать, что все сорокан-мари этих двух районов РМЭ – переселенцы с Ветлуги, т.е. все они по происхождению относятся к северо-западным. Под давлением русских марийцы уходили на восток все дальше и дальше. На вашем же сайте есть статья, где говорится, что раньше(лет сто назад) еще поддерживались родственные отношения с марийцами РМЭ. Все эти сказки «о малой понятливости» литературного языка – выдумки врагов марийского народа. Кстати, г-н Осокин, глава Суксунского района Пермской области по той же причине хочет закрыть Васькинскую школу. Говорит, что литературный как «иностранный» для пермских марийцев.

    • Пурла кид эрге

      Скажу еще несколько слов о том, почему литературный язык стал малопонятливым или даже «как иностранный» для северо-западных и пермских марийцев. Предположим, живет в деревне Ошары или в Одошнуре марийская семья. Все разговаривают меж собой и с детьми на марийском языке. И в Сызганке Пермской области тоже живет семья, тоже говорят на марийском языке. Но в этих деревнях нет марийских школ. Поэтому все жители Ошар, Одошнура и Сызганки знают только БЫТОВОЙ марийский язык. А бытовой язык содержит не более 8-ми тыс. слов. А житель Кугунура РМЭ окончил марийскую школу и знает литературный язык. А литературный язык развивается, с каждым днем в литературном языке появляются новые слова. Новые слова вводят лингвисты, литераторы, историки, технари…В первоначальный момент, сто с лишним лет назад, в марийском литературном языке были те же 8 тыс. слов. Но с тех пор, через 100 с лишним лет, литературный набрал уже 40-50 тыс. слов! И если сейчас приедет житель Кугунура в Ошары или Одошнур, то он уже будет использовать в своей речи 50 тыс. слов, а местные смогут понять только каждое шестое слово! Т.е. практически они ничего не поймут. Вот откуда малопонятливый и «иностранный» литературный марийский язык для марийцев! На сайте же Тоншаево.ру прочитал, что приезжие из Йошкар-Олы(знающие литературный язык) понимают местных, а местные марийцы их не понимают. И с каждым годом жители Ошар, Одошнура и Сызганки будут все меньше и меньше понимать марийцев, знакомых с литературным марийским языком. Совсем недавно появились терминологические словари для школ – это еще 5 тыс. новых слов. Добавляются новые компьютерные термины…

      • MM

        Пурла кид эрге, это ваша личная точка зрения, ни на чем не основанная. Дело не в количестве слов, которые знают здесь или там. Догадайтесь о значении нашего слова «Кац». Если в Йоле оно звучит «Коч». Две буквы из трёх не совпадают. Это очень много, чтобы не понимать друг друга. Таких слов очень много.

        • Пурла кид эрге

          Всем известно, что сорокан-мари цокают. Цоканье – не повод для вашего утверждения о различии. У вас даже не диалект, а говор. Русские тоже и окают и акают, и акающие не требуют для себя отдельного акающего букваря. Мне понятны все слова сорокан-мари. Приведу пример. Вот на вашем сайте: http://tonshaevo.ru/229-desjat-marejjcev-v-parallelnom-mire.html «Десять марейцев» в параллельном мире. Ваши слова: ««Теде Юра, Анисян эргеже лиеш Пижымбал гоц». В этом предложении только один звук «ц» отличается от общепринятого всемарийского. И должен сказать, что литературный не совсем соответствует народному из-за того, что русский алфавит не может передать все звуки марийского языка.

  6. Perm mari

    Данная ситуация далека от случая с Васькинской школой. Васькинцы добиваются сохранения марийской школы в своей марийской деревне, а здесь люди сдались и добровольно отпустили своих детей в русскую школу в русской деревне. Пример Сызганской школы показывает, что смешанные школы ведут к ассимиляции, дети перестают разговаривать на марийском и родители тоже с детства начинают учить своих детей только русскому. И вряд ли несколько часов марийского помогут сохраниться марийцам марийскоязычными. Так в чем «героизм» Радыгина, что его аж на обложку выставили? Просто Радыгин свой человек мочаевскому провластному ядру нынешнего Мер каҥаш. То же самое ядро упорно не замечало Ваькинскую школу и даже не удосужилось выделить маленький уголок в своем журнале проблемам Васькинской школы. Но мы боролись не зря, сохранили на 2 года школу и марийский язык и культуру из факультативного сделали 3-часовым в неделю.

    • Молодцы! Тау! Как говорится есть еще порох в пороховницах! Есть еще положительные моменты в жизни мари. Но надо бороться и дальше и не только сохранять марийские школы, а и открывать новые. Интересно что больше положительных моментов за пределами республики, тут объединились, там провели съезд, а в республике дак наоборот, тут притеснили, там обидели… Или это пресса так преподносит, или я не все читаю.

      • Пурла кид эрге

        Калян! Ты же в Йошкар-Оле живешь, тебе ли не знать о ситуации в городе и в республике? Я где-то читал, что когда-то в Йошкар-Оле действовали несколько марийских школ. Это правда? Если правда, то тебе и карты в руки. С твоей-то настырностью, ты эти школы откроешь. Так?

  7. Никитин С.П.

    Много положительного естьв деятельности «Одо мари ушем», и в частности в работе ижевской организации. Но все таки — почему проблемы пермских мари, остаются проблемами только пермских, точнее сылвенских мари? Даже городской «Памаш» струсил, хотя бы приехали в Васькино. И Радыгину, заместителю Яковлевой ничто не мешало оказать юридическую помощь Николаевой Луизе. Опыт — это хорошо! Но его надо распространять, передавать другим, тогда мы все будем сильнее, а не только в одной региональной организации. А то, получается, что мы только на фуршетах дружны и едины. разве боль моего соплеменника — не моя боль?

  8. Никитин С.П.

    Насчет моей помощи васькинской школе. Первое — я открыто, а не анонимно выступил в поддержку школы и марийцев. Второе — в какой то мере причастен к тому, что вопросом заинтересовалась Венгрия, что дало передышку в полгода. Третье — я донес эту проблему до председателя АФУН России Петра Тултаева, и только после его вмешательства Яковлева приехала в Суксун. В ситуации со школой — Марий Мер Каҥаш просто струсил, поэтому его члены утратили право входить в его новый состав! И еще — я работал на укрепление региональной организации, а не прыгал туда-сюда по науськиваниям вашего спеца Мочаева!

  9. Пурла кид эрге

    Я помню нашу всеобщую борьбу за сохранение Васькинской школы на Мариувере. Помню и Ваше обращение, уважаемый С.П. Никитин. Кажется, это было единственное обращение известного публичного человека. Вы тогда здорово поддержали всех. Но самым активным среди нас был, наверное, Юрий, молодой парень из Владивостока. Он поднял обсуждение в интернете на всероссийский уровень и шесть раз обращался к губернатору Пермской области и вынудил того публично высказаться по поводу Васькинской школы. Но когда уже весной закрывали школу, вопреки заверениям губернатора, Юрия уже с нами не было. Неужели его достали какие-то злые люди?

  10. Аликсендер

    ММ : «По мере того, как население овладевало русским языком,
    марийские школы закрывали», ибо марийский самим марийцам
    стал малопонятным… Вот вам и плоды «культурной автономии»
    за пределами РМЭ. Подходим к такой же — и в пределах марийской «губернии» с «выравниванием прав» субъектов РФ.

    В отношении «малопонятности».
    Диалектные языки в качестве языков учебников дорого стоят. На это не будут раскошеливаться. Проблема в другом — учителях, качестве их подготовки, уровне владения литературным луговомарийским языком, количестве часов на обучение. Для действительно образованного человека знание диалекта наряду с литературным, близкородственным, — не проблема. Овладевая БЛИЗКОРОДСТВЕННЫМ литературным языком в иноязычной среде, в условиях диаспоры, приобретаешь возможность обогащения и развития, в том числе, и своего диалектного языка.
    За «малопонятностью» кроется та же проблема, что и в «аргументаци», когда обвиняется марийский язык в том, что он «мешает» русскому… «Мешает» даже 1 — 2 часа в неделю.
    Русский язык и так доминирует. Если детей мари обучать в школах с русским языком обучения, естественно темп приближения к «малопонятности» возростает. Это несложно спрогнозировать.

    Но в этом результате («малопонятность») и заключается магистральная «языковая политика»…

  11. Аноним

    То, что мы обсуждаем только преподавание языка, не задевая другие сферы — это не совсем правильно, а по духу статьи «Последняя пятилетка» — недостаточно. Преподавание языка, уборка мусора, восстановление Дома культуры, выступления коллектива худ. самодеятельности — это бесспорно достижения. Но это только первый шаг. А дальше? — «Сгорел детский сад». Трагедия для села. Это потеря рабочих мест, воспитание детей в домашних условиях, когда один из родителей «привязан» к ребенку, отьезд молодых семей, снижение рождаемости. Это объект стратегического значения, детсад. И должно быть выработано трепетное отношение к нему, как к богатству, как к собственному дому. Значит вопросы противопожарной охраны, сигнализации, охраны в лице нормального сторожа, дружины

  12. Никитин С.П.

    тоже должны быть «моими», для каждого жителя. Далее — «развалилось хозяйство». Но это же не карточный домик, и не произошло в одно мгновение, а длилось несколько лет. Почему и как разваливаются сельхозпредприятия, кто разваливает, а кто противостоит — осмысления и анализа таких процессов нет, как нет и влияния общественности на это. Если нет предприятия дающего рабочие места, пополняющего бюджет, дающего социальный заказ на подготовку кадров для образовательных учреждений, являющегося гарантом перспективы для населенного пункта, в.т.ч. и проведения газа — то эта деревня как бы «умерла» — в ней нет юридического лица и налогоплательщика. Статья показывает, что поле деятельности общественной организации — обширно, и только вместе, двигаясь в одном направлении можно добиться успеха. Но правильно ли иметь на семь тысяч населения «Одо марий ушем», «Одо мари вате ушем» и «Одо мари самырык тукым ушем»?

  13. Никитин С.П.

    Статья уважаемого Анатолия Ильича побуждает думать, взвешивать и находить выход. Это одна из самых работоспособных марийских организаций. По моему мнению, отсутствие горизонтальных деловых контактов не дает развиваться национальному движению. Плюс взаимное недоверие. Желаю всего наилучшего марийцам Удмуртии, и с наступающим праздником всех женщин Удмуртской республики!

  14. Asess

    «Но правильно ли иметь на семь тысяч населения “Одо марий ушем”, “Одо мари вате ушем” и “Одо мари самырык тукым ушем”?»
    «Плюс взаимное недоверие.». !!!!!!!
    Это очень большая беда, как моль разъедает целое национальное движение, бьёт по всему марийскому народу. А то вырисовывается «зазеркальная» картина — мало-мальский руководитель -общественник в первую очередь должен выучить азы общественника -профессионала. Всё время обучаясь, он ещё должен быть лидером в своей организации, работать с людьми.Это не кружок кройки и шитья организовать.. Во-вторых, направляя работу своей организации на сотрудничество с организациями и учреждениями в самой Марий Эл, надо отстаивать свою независимость и находить достойное место в общественном движении того региона. где живёшь ты, работают твои члены общественной организации. Это очень трудно — быть независимым и чтобы тебя слышали как власть, так и твои коллеги -общественники данного региона. Это опять работа с людьми, уже через проб и ошибок двигаешься к тому,чтобы с твоей организацией считались все, от местной власти до региональной. Это как на войне, нужно вперёд просчитывать свои шаги в этом направлении. И получается. что лидер общественной организации должен не почитать на лаврах. а думать, решать, встречаться, действовать постоянно. А что у нас получается? Создаются различные организации — от национально-культурных организаций различного территориального деления, общественные местечковые организации. крупные общественные движения, региональные отделения головной организации — и что мы получаем.? А получаем людей. которые имеют только организаторские способности и желание «продвинуть своё дело». именно свои интересы. иногда сочетающие с личными «шкурными» делами, чтобы его заметили. Иногда в голову приходить мысль, что для таких руководителей организаций самая заветная мечта — попасть на приём в Йошкар-Оле, который организует Правительство Республики Марий Эл.
    И получается, что мы теряем свою гордость, идя на поводу у своей региональной власти того региона, где мы живём и работаем. Благо -для этого у региональной власти есть возможности — кидать кости для таких общественников в виде грантов, выполнение за счёт местной власти госуслуг в небольших денежных размерах. Ну и стоим мы в ожидании того, что нас заметят. А если таких марийских организаций на местах уже не один, а несколько. то и можно «нагадить» своим же. Приученные кормиться из рук региональной власти, мы уже и в самой Марий Эл также покорно выстраиваемся в ряд, как перед дверями в зал, где будет дан Приём от имени Правительства Марий Эл.
    Пришло время собирать камни.

  15. Rongo

    Что о Тоншаеве, в Воскресенском районе Нижегородской губернии по соседству с Юринским районом много марийских деревень. О них никто не вспоминает. Проживающие там марийцы уже забыли свой родной язык, а что такое марийское моление они вообще не помнят. Если собрать все земли на которых марийцы являются местными аборигенами, то территория Республики Марий Эл увеличился бы в два раза, чем в настоящее время. Остается только разочарование, сколько народ мари потеряли в связи с насильственным присоединением их к Русскому государству, при этом с родных мест много марийцев ушло от русского насилия, насильственного крещения в другие восточные регионы. а при Советской власти в ходе определения границы территориального деления от Республики отошло много районов с густо населенными марийцами в Нижегородскую, Кировскую области, Республики Татарстан и Удмуртию. Это не поправимый урон нашего народа.

    • Пурла кид эрге

      Ронго! Мне жаль марийцев Воскресенского района, но сейчас в опасности судьба мари в самой РМЭ! И главная угроза – угроза со стороны русских наци во главе с Маркеловым. Их всех надо изгнать из РМЭ! После изгнания фашистов, можно помочь и братьям из Воскресенского района.

  16. Аликсендер

    С ликвидацией национально-территориальной автономии и в пределах нынешней маленькой РМЭ будет то же самое, что и в Нижегородской, Кировской… В принципе мы уже ныне видим работу, ориентированную на ликвидацию автономности. Идёт подготовительный период.
    Думаю, если сейчас грамотно, системно не ставить вопросы условий и принципов, обеспечивающих возможность существования автономии, по прошествии нескольких лет, может оказаться, что уже будет поздно «поднимать волну» протестов. Некому и некем будет…
    Такие вопросы и следует ставить на Всемарийских съездах, ибо если на съездах делать вид, что «ничего такого не происходит», тогда где их ставить ? И кому это нужно ? Каким «братьям» ?

  17. Rongo

    Уважаемый. О чем ты «Аликсендер» рассуждаешь. Что будет иметь съезд народа мари. Мы уже много проходили, много раз обжигались, теряли, а ничего не приобрели. Возьмите чеченцев, на мой взгляд они поступили правильно. К ним уже никогда, ни с чем и никто не сунется.

  18. Аликсендер

    Что предлагаете, Rongo ?

  19. Аноним

    Все больше марийцев начинает понимать, что надо бороться с оружием в руках. Другого выхода нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.