Мнения по установке памятника в Йошкар-Оле Чумбылату разошлись

Как мы уже писали, в Интернете подняли вопрос об установке в Йошкар-Оле памятника древнему марийскому герою и князю Чумбылату. Если Верховный жрец марийских язычников за, то некоторые комментаторы сомневаются.

Верховный карт (жрец) Марийской традиционной религии (МТР) Александр Таныгин поддержал установку памятника древнему марийскому князю и святому МТР Чумбылату в Йошкар-Оле.

«Я с вдохновлением узнал о том, что группа марийцев предложила установить памятник нашему великому князю, — отметил верховный карт. – Я последние два года посвятил изучению Чумбылата, изучал следы его деятельности в Кировской, Костромской, Нижегородской областях – чем он занимался, что совершил, какие походы были у него. Он во всем достоин того, чтобы ему установили памятник. Я обязательно напишу о нем статью в газету «Марийская правда».

По мнению А.Таныгина, в столице Марий Эл следует увековечить и память о других исторических деятелях марийского народа. «Сейчас очень кропотливо изучаю князя Мамич-Бердея, попробую поговорить о нем с ученым-историком Ксенофонтом Сануковым. Это неоднозначная личность, но мы должны знать, что хорошее сделали наши предки. Ему тоже можно поставить памятник», — заключил верховный карт. Об этом он заявил Инфоцентру FINUGOR.

Комментатор под именем Cseremisz пишет на нашем сайте:

Надо крепко подумать:

— Нужен ли нам марийцам памятник в европейском понимании?
— Наша ли это традиция ваять исторических и духовных героев, придумывая их образ (мы их никогда не видели)?
— Должен ли герой, имеющий в наших душах духовный образ, превращаться в образ конкретного человека? Не будет ли это таким же кощунством над божественным смыслом как создавать иконы и статуи святым и Христу?
— Должен ли ВООБЩЕ памятник Чумбылату быть поставлен в Йошкар-Оле — на земле болот, уничтоженных деревень и кладбищь? (памятник «Дерево жизни» в Центральном парке с тремя человеческими фигурами, например, стоит ровно на месте кладбища. Интересно на чьей могиле стоит?). Какой великий смысл установки памятника в Йошкар-Оле? По этой логике Акпарса надо было ставить в Козьмодемьянске. Благо у горцев хватило креатива — поставили памятник там, где это действительно нужно. Теперь нет человека в Г-м р-не, кто хоть раз в жизни не видел бы памятник Акпарсу. А сколько луговых хоть раз видели (я уж не говорю «поклонились») памятникам Чавайну, Палантаю, Кырле, Дерево жизни??? Или мотив установки в Йошкар-Оле взять реванш и показать ИМ!?

Да, могут сказать: например, в Китеке есть памятник Акпатыру с его изображением. Что же поделать так исторически получилось. Люди, которые его ставили, конечно, были искренни в своем порыве, стремились к хорошему. Но, находясь под влиянием чуждой нам культуры икон, подсознательно создали еще одну. Теперь уже неправильно будет исправлять и навязывать местным людям другое понимание. Но это не означает, что надо повторять эти ошибки. Разговоры о памятнике Чумбылату ведут просвещенные, всеобще, культурно мыслящие люди. Наверное, надо хорошенько подумать, осмыслить, чем же и для кого будет этот памятник… и, соответственно, каким и где.

Должны ли мы уподобляться тем, кто сейчас втыкают памятники и символы своей веры повсюду (уж извините за грубое сравнение: словно млекопитающие метят свою территорию). Как будто от этого Великой Веры и Духовности в народе прибавится…

MariUver

Ссылки по теме:
В Интернете голосуют за установку в Йошкар-Оле памятника Чумбылату
Чумбылат (на марийском)
Чумбылат — марийский национальный герой

72 комментария

Filed under Статьи

72 responses to “Мнения по установке памятника в Йошкар-Оле Чумбылату разошлись

  1. Аноним

    Я согласен с Cseremisz-ом действительно надо хорошенько подумать прежде чем ставить памятник Чумбылату. У марийцев не было традиции ставить где-то посреди деревни, села, города памятники кому-то. Марийцы хоронили всех на кладбище и свое почитание к ним показывали посещением их могил. Я понимаю протест читателей данногого сайта: почему так много памятников русским и православным в Й-Оле и почему нет марийским героям. Я не согласен с политикой Маркелова по тотальной застройке Й-Олы православными церквями и установкой памятников исключительно правславным и русским «героям». Но не надо уподобляться этому недалекому человеку. Возможно памятники марийским героям нужны, но действительно надо хорошенько подумать в какой форме.

  2. ЧынЧимари

    Таныгин — продажный клоун в обличии МТР, властям Марий Эл не нужны настоящие марийские язычники. Не удивительно, что эта продажная группа официальной МТР ни слова не поднимает о том, что в рамках изучения религий в школе нет марийского язычества, СМИ Марий Эл игнорируют марийские языческие праздники. Эти клоуны навязали зороастрический календарь марийцам как традиционный марийский и объявили новый год весной и год этот типа год Медведя. Но надо же быть такими ********! Все финно-угорские народы Новый год справляли по лунному календарю после дня зимнего солнцестояния, т.е. где-то после 20 декабря, у марийцев после этого на новолуние с пятницы была новогодняя неделя Шорыкйол. Наши **** этого элементарного не понимают…

    • Михаил С.

      Мало кто об этом задумывается, но настолько очевидно что не поспоришь. Тема сознательно обходится во избежание противоречий мне так кажется. Просто если посмотреть со стороны на веру наших с вами соотечественников ну настолько очевидное искажение происходит. Пытаются соединить настолько такие противоположные вещи как христианство и вера мари. Первое что бросится в глаза даже не посвященному человеку будет вопрос » А не ничего, что религии должны быть обособленны друг от друга особенно при исполнении ритуалов?» А то собираются представители разных конфессий и за всем наблюдают и участвуют. Мне как человеку православному не поддерживающего современную продажную ЗАО РПЦ дико раздражает весь маразм который твориться в РМЭ. Одно из двух должно быть а не все в куче и на равных для всех условиях тк никто национальную республику еще не отменял давайте больше уважать друг друга, но молится своим богам ходить будем все таки в разные места, исповедующий мари веру в роще, мусульманин в мечети, православный в старой церкви содержащейся на балансе прихожан, а не из кармана всех остальных. А за продажных картов просто стыдно, роют яму для своего собственного народа пытаясь навязать ими же и придуманные догмы, истинные традиции предков еще никто не отменял совесть должна быть у людей в первую очередь.

      • Cseremisz

        Для марийца, исповедующего Юмыйӱла, нет религиозных противоречий в том, чтобы почитать христианские догматы, Христа, святых, совершать связанные с этим почитанием ритуалы. Таково традиционное дохристианское мировосприятие: есть боги, духи, их надо уважать, им надо поклоняться (если от них зависит жизнь человека и гармония мира). Поэтому Христос или Петро-юмо, или Миколо-юмо — это одни из многих для марийца.
        Для марийскости мне кажется в этом нет проблемы, Проблема в другом: привносимые вместе с «новыми богами» ритуалы, понятия и мировосприятие вынуждает изменяться (эволюционировать/прогрессировать, разрушаться/деградировать — кому как нравится) собственное традиционное мировоззрение. У мариэльских марийцев уже доходит до маразма. Примеры ЧынЧимарий выше одни из многих. Ну действительно, не извращение ли привязывать марийские праздники и моления к православному календарю? (про глупости некоторых деревенских философов типа введения зорастрического календаря даже и не говорю). Такое привязывание — надругательство над смыслом, догматом нашей Веры.
        Ключевым для отсчета марийского календаря является не день рождения Христа, а дни солнечного годового цикла и далее учет состояния луны. Шорыкйол — начало нового цикла, Кугече — начало весны-лета (весеннее равноденствие). Кеҥеж кӱсӧ — середина года (день убывает), Шыже кӱсӧ — завершение цикла. Между ними праздники — Агавайрем, Ӱярня и т.д.
        Сейчас из за того, что календарь подменен умудряются иногда проводить весенние и летние моления даже на убывающую луну, что в принципе абсурд (можно назвать и святотатством)
        Конечно, в одну секунду все это не исправить. простые люди привыкли, это вошло в местную традицию. Но хотя бы активу понимать это и двигаться в правильном направлении надо!

        К чему это все говорю. Мы не занимаемся поиском своего, настоящего. Мы не умеем этого делать.
        1. Мы либо упираемся в свою собственную правду. Попробуй твердолобому лесному воину или его хозяйке сказать, что праздник у него неправильный. Ответит: «у нас так, ничего знать не хочу».
        2. Либо для достижения некоей придуманной цели не задумываясь используем шаблоны, стереотипы, идеи, стандарты, пришедшие от других, из других культур. А своего стесняемся, не знаем, не уважаем, не создаем, не придумываем — как сохранить свое и построить свой мир в этом современном глобальном мире.
        Шаблонный способ реализации идеи с памятником Чумбылату разве не пример? (мы «краснокожие, узкоглазые» хотим чтобы у нас не хуже, чем у «бледнолицых» было)
        Или почему Йыван Кырля на ж/д вокзале не похож на Йывана Кырлю, почему он не такой же щекастый МОНГОЛОИД? Стесняемся? Под бледнолицых косим? (вместо того, чтобы пропагандировать эту НАШУ красоту)
        Или почему (говорим) что акцент у ребенка будет и не учим марийскому? (вместо того, чтобы пропагандировать, делать нормой НАШ акцент)
        и т.п.
        к сожалению нет у марийцев мыслителей, вырабатывальщиков идей. Великая лень. А также СТРАХ быть зачморенным своими же соплеменниками. Современные марийцы удивительно не толерантны — вместо того, чтобы обсуждать проще грязью облить.
        Есть, конечно, попытки систематизации и создания идей. Вот, например, статьи Никитина на днях вышли. Здорово! Хоть кто-то берется за перо. Но и там шаблоны и политическая ангажированность не дает развернуться и консолидировать вокруг идей, чтобы их развивать дальше. Эээххх! Вместо того, чтобы все время куда-то к кому-то аппелировать, с кем-то соотносить себя(нас) не пора ли делать свое, основывая это на корнях и СВОЕМ понимании «что такое есть хорошо» — описывать и утверждать свое мировоззрение, чтобы потом правильно его реализовывать в реальных проектах типа установки памятников, проведения праздников или организации местного самоуправления.
        Были ведь когда-то такие свободно мыслящие марийцы, которые четко формулировали «что есть хорошо».
        «Кугу Сорта» — очень хороший пример.

  3. Поро

    Привожу текст «Аноним» 16.01.2012 в обсуждении на тему » Быть или не быть черемисскому народу?»

    «Уважаемый РОНГО! Со всеми вашими доводами согласен. Ко всем участникам форума: Хотелось бы узнать? Занимается ли кто- нибудь разработкой учебных пособий по Марийской Традиционной Религии для изучения, хотя бы, в рамках предмета Истории культуры народов.МТР- это и история, и наша культура, Это наконец то, что выделяет марийцев от остальной части населения Земли. МТР-намного, если не в 2 раза а то и более, старше православия, старше ислама, не говоря уже о других конфессиях. Всем понятно, что политика христианизации и исламизации рассматривается как выход из кризиса,и в данном случае никаких разговоров о толерантности не ведется.Она вспоминается когда есть необходимость в обосновании своего присутствия, но такие масштабы агрессии по отношению к марийскому народу ( имею в виду строительство церквей)и ущерб традиционному миропониманию недвусмысленно приводят к выводу, что идет целенаправленное вытеснение МТР. (Это признается и священнослужителями, которые преданы вере и пониманию предназначения церкви). Всем спасибо.»

    Насколько известно последователи МТР не являются сторонниками установки каменных (бронзовых и т.д.) памятников, в отличии от исламистов (черный камень «капа»), иудеев (стена плачя), христиан (скульптуры «святых» в католических храмах). Думается причина массовой устанавки в городе различных памятников кроется в попытке навязывания другой идеологии, чуждой народу мари. Традиционно сторонники МТР поклонялись природе, обращаясь к Ош Кугу Юмо. При этом выбирали посредником деревья, а не камни и фигуры.
    Лучшим памятником выдающейся личности является вновь посаженное дерево или аллея памяти, а также память в народе. Наверно так

    «Это наконец то, что выделяет марийцев от остальной части населения Земли.»

  4. Вен

    Мне конечно известно, что под именем Cseremisc выступает известный в РМЭ человек, государственный чиновник. Но он работает под руководством Маркелова(известного марифоба) и что тогда он может доброе предложить марийцам или сделать? Разберем вопросы Cseremisc, разложим по полочкам. Он пишет: «… Должен ли ВООБЩЕ памятник Чумбылату быть поставлен в Йошкар-Оле – на земле болот, уничтоженных деревень и кладбищь?» В Россий есть великий город, построенный на болотах и там тоже были и кладбища и деревни. Каждый из нас мечтает побывать хоть раз в жизни в этом городе и побродить по улицам, посмотреть достопримечательности, разглядывая памятники великим сыновьям России. Говорю о культурной столице России — Санкт-Петербурге. Памятник Чумбылату должен стоять в Йошкар-Оле и в других городах и поселках РМЭ.
    Вот другой его вопрос: «Должен ли герой, имеющий в наших душах духовный образ, превращаться в образ конкретного человека? Не будет ли это таким же кощунством над божественным смыслом как создавать иконы и статуи святым и Христу?» — Этот вопрос вообще провокационный, еретический. В каждом доме православного, даже неверующего, стоят иконы. И каждый молится, находит утешение и, быть может, икона –более приближенный к человеку образ бога (найденный человечеством), чем веточка или дерево.
    И марийцы могут в будущем прийти к такому же образу. Еще один вопрос Ceremisc: «…Наша ли это традиция ваять исторических и духовных героев, придумывая их образ» До 1917 года марийцы находились под таким жесточайшим прессом власти – о каком ваянии героев можно было думать?! Даже природные памятники героям уничтожались. Даже под Гору Чумбылата подложили 100 пудов пороха и взорвали. Вот еще один его вопрос: «…Нужен ли нам марийцам памятник в европейском понимании?» А в каком понимании вы памятники советуете ставить? Что вы имеете в виду? Желаете исполнить повеление Маркела и отправить « всех черемис в лес»? Хотите, чтобы марийцы носили лапти, жили в кудо? Уверен, что на вас европейская одежда, модные современные туфли, а не лапти и живете в современной благоустроенной квартире, а не в кудо. Понимаете ли, что марийцы – европейский народ, менталитет у нас европейский и только у нас сохранилась древне-европейская языческая вера. Памятники нужно ставить всем марийским князям, всем марийским героям и в Йошкар-Оле, и в Кукарке, и в Цикме, и в других поселках. Памятники нужно ставить Онару, Чумбылату, Акпарсу, Акпатыру, Чоткару, Мамич-Бердею, Пашкану и всем другим марийским героям. Не поставим памятники нашим героям, враги поставят памятники убийцам марийцев — Оболенскому и таким же врагам марийцев, или Йошкину коту, в конце концов! «Свято место пусто не бывает!» Надо строить «ку: перты» — дворцы марийских князей, известные по преданиям или враги марийского народа будут строить псевдоитальянские дворцы на марийской земле! Надо строить в городах и поселках марийские Молельные Дома , или враги построят церкви! Свято место пусто не бывает!

    • Cseremisz

      ВЕН! Тебе, конечно, известно…
      Да ты, как я посмотрю, информирован! Где информировали то?
      Ты не допускаешь, что ник Cseremisz может кто угодно использовать? Надо лишь в отличие от тебя научиться правильно писать его.
      Вот что я имел ввиду выше, когда говорил о СТРАХЕ быть зачморенным. Какая может быть дискуссия и нахождение истины после того, как ты уже тамгаленат оппонентетым: «Но он работает под руководством Маркелова(известного марифоба) и что тогда он может доброе предложить марийцам или сделать?»
      И будет ли Александр Таныгин участвовать в дискусии после того, как его тут заклеймили всякими словами?
      И о какой нахождении истины может идти речь, если часть из нас просто откажется участвовать? Сами найдете?
      Лохи мы!

    • Cseremisz

      Я удивился, когда это прочитал у Вен´a (тӱткын лудман!):

      «Этот вопрос вообще провокационный, еретический. В каждом доме православного, даже неверующего, стоят иконы. И каждый молится, находит утешение и, быть может, икона –более приближенный к человеку образ бога (найденный человечеством), чем веточка или дерево. И марийцы могут в будущем прийти к такому же образу.»

      Вы кто, уважаемый оппонент? зачем вы здесь?
      «еретический» — с точки зрения какой религии?
      «провокационный» — кого провоцирует и на что?
      для вас икона лучше, чем веточка или дерево?
      желательно, чтобы в будущем марийцы молились идолам? (см.фразу: «…прийти к такому же образу.»)
      …..
      при чем здесь тогда Чумбылат?

      P.S.
      не так ли подменяются понятия? (не берусь судить: без умысла или целенаправленно)
      не так ли поддерживается профанация — замена истинного календаря, уважающего Солнце, Луну, Природу, на календарь другой религии?
      не так ли вытесняется коренная истина?
      P.P.S. я и сам грешен — не способен в таких ситуациях вести вежливую дискуссию. Уж извините! Хотя и был спровоцирован.

      • Cseremisz

        «»»икона –более приближенный к человеку образ бога (найденный человечеством), чем веточка или дерево»»» ———— вот уж действительно ересь, святотатство для Марий Юмыйӱла

        • Вен

          Что ты придрался к моим словам, йошкин кот?! Я говорю о том, что в Йошкар-Оле и в других городах и населенных пунктах РМЭ должны стоять памятники марийским князям и героям или иначе поставят чуждые нам или вообще оскорбляющие нас памятники. Не согласен со мной? Я также говорю о том, что в Йошкар-Оле мы должны строить ку: по:рты(каменные дворцы) марийских князей, известные по преданиям или иначе построят псевдоитальянские дворцы чужих народов. Согласен со мной? Я также говорю о том, что в Йошкар-Оле, в столице марийского края, должны стоять марийские Молельные Дома или иначе построят чуждые марийскому народу церкви, мечети, синагоги…Согласен со мной?

          • Cseremisz

            Как же тут без пристрастия то, йолташ! Если прежде, чем начать со мной дискуссию ты меня уже «пометил».
            Если же по содержанию, то и было к чему придраться: то, что пишешь в твоем последнем коменте несколько отличается от первоначальной записи.

  5. Cseremisz

    я и сам, конечно, лентяй.
    и боюсь.
    Может хорошо было бы открыть блог, в котором ввести определенные правила, чтобы можно было свободно обсуждать тему «Марийлык». (когда-то вроде такие попытки были, но не было «никитиных» одновременно умудренных жизнью и владеющих интернетом)
    При этом, конечно, нужна правильная структура, чтобы не превратилось в болтовню обо всем и ни о чем.
    Ну и конечно, нужен тот, кто все будет модерировать (правильно ставить вопросы и провоцировать ответы), анализировать и обобщать — нужен философ с навыками интернет-модератора.
    к сожалению интернет-тусовка в коментах на мариувере — выхлоп в никуда.

    • йыван дурак

      чем конкретно может помочь развитие данного портала?
      без активистов в реале, он также превратится в болтологический блог

  6. Суховей

    Ёшкину коту памятник поставили… Так зачем образ национального героя низводить до такого уровня?

  7. Cseremisz

    ВЕЛИКИМ ПАМЯТНИКОМ ЧУМБЫЛАТУ были бы ухоженные, облагороженные, огороженные, выделенные, видные, сияющие кӱсото. Чтобы стыдно было жителям деревни, если в их кӱсото пасется скот, бегают собаки, гниет лес…..
    Разве не за это стоял Чумбылат?
    …………………………
    Чтобы Нурсола Ото на торъяльской повертке была местом возле которого без сигнального приветствия или пары добрых слов водители не проезжают. Чтобы к нему вела хорошая дорога. Чтобы были красивые и на века построенные ворота. Чтобы была безопасная автостоянка на трассе на тот случай когда в рощу идти нельзя, чтобы люди могли остановиться, постоять, подумать, сфотографироваться, чтобы там стоял камень возле которого останавливались бы путники, молодожены, друзья…. чтобы сфотографироваться, помянуть, помолиться, детям рассказать и объяснить…
    Как люди назовут этот камень?
    Памятник Чумбылату?
    Памятник роще, которая находясь на самом видном месте за все большевистское время не была вырублена???? (вот уж действительно ЧУДО — пашня вокруг по самой кромке на абсолютно ровном возвышающемся над округой поле, а Она стоит!)
    Памятник Марий Юмыйӱла?
    или просто камень у которого можно остановиться? как испокон веков было принято: у камня, у родника, у ручья, у дерева, у реки, у перекрестка дорог, у озера…?

    не будет ли от этого больше пользы, чем от еще одного бронзового идола в городе идолопоклонников?

    а другие места? а другие рощи? а во всех местах, где живем мы?

    • Аноним

      Противопоставлять одно другому неверно, оба памятника будут прекрасно дополнять друг друга. Памятник да моло знак-влак койдымо, но ик тӱҥ пашам ыштат — айдемылан подсознанийыштыже тыште кӧ оза манын ойлат. Садланак марий знак шамыч чыла марий мландыште лийшаш улыт, да шукырак. Пырдыж ден печыште сӱретлаш йӧратыше шамычат ӧрдыжтӧ кодшаш огытыл. М. окмак огыл, тидым умыла. «Кӱлдымӧ» памятник шамычым шогалтен тудо пашам тора перспективыште ышта.

  8. Cseremisz

    Йошкин кот — это либо тупость, .ибо изощренное издевательство.

    Говорят будто йошкин кот — это наше местное. На самом деле это завуалированное ругательство производное от известного матерного, распространенное повсеместно в России.
    Словами «йошкин кот» (и другие аналогичные варианты с «йошка») ругаются не только у нас, но и в других регионах России. При чем ругались задолго до появления города Йошкар-Ола.

    Человек, придумавший этот памятник либо невежда, либо изощренный циник.

    • sam

      Согласен. И первая буква не «Й», а «Е»,с двумя точками на верху…и к Йошкар-Оле это не имело ни какого отношения, а вот теперь благодаря нашему королю леониду имеет. Можно, по такой логике, еще памятники «Е-мое» или «Х.. моржовому» поставить.

      • Михаил С.

        в Перми рассказывали из бруса сделали извояние буквы П около вокзала.

    • sam

      Вот что такое Ёшкин кот (Кот-Баюн) — кот Бабы Яги
      Кот-Баюн — из мифологии славян. Мать Кота-Баюна — Мать-Сыра-Земля. Обладает ужасной силой, черпаемой от Мать-Сыры-Земли. Уносит похороненных покойников. Может сглазить, особенно ребенка. Может ходить под землей и по земле. Боится гор, но пещеры — это его дома. Вообще боится открытых пространств, где много воздуха. Сторониться степей.
      Название «Ешкин кот» получил от того, что придя «в срок» за Бабой Ягой, был приглашен ею в в погреб, где ел человечьи кости. С тех пор в установленное время приходит к Бабе Яге, которая оставляет ему открытые двери погреба, набитого угощениями. Сама же Баба Яга улетает на ступе, и ее Кот-Баюн достать не может.

  9. sam

    Если ставить памятник, а лучше камень(как предлагалось выше) нужно, чтобы он был действительно народным нужно объявить сбор средств. Воровская власть пусть к нему вообще не прикасается, чтобы потом не попрекали «осликами- часиками» и е-котами.

  10. ABTOXTOH

    Больше нужно «марийского» на марийской земле. Памятники легендарным героям необходимо ставить в столице Марий Эл.Традиции народа с течением времени изменяются и развиваются. Вот в России до петровских времен тоже не ставили памятники- что то не слышно ,чтобы кто то был против увековечивания в памятниках русской истории.В мусульманской традиции вообще существует табу на изображения человека, но памятники героям стоят во многих городах, например Тамерлана в Ташкенте, Салавата Юлаева в Уфе, Исмаилу Самани в Душанбе, Манану в Бишкеке и т.д. Что из того, что раньше не ставили марийцы памятники героям — а теперь нужно и как можно больше. Народ должен знать и почитать своих предков и героев .Зачем Cseremisz вы смешиваете религиозные традиции и облик современного города. Или вы против что бы Йошкар Ола стал красивым обустроенным европейским городом с марийским национальным колоритом, которого как раз в столице не стало совсем? Надеюсь, что скоро с уходом маркелова с марийской земли, облик города начнет изменяться.

    А вообще, прежде чем ставить памятник Чумбулату, марийской общественности нужно добиться от российских и кировских властей, что бы могила богатыря Чумбулата, гора и вся окружающая местность стали историческим и ландшафтным памятником, запретить строительство ,закрыть известковый карьер, восстановить взорванный камень на могиле обожествленного героя марийских легенд. Нужно поднять вопрос на съезде о сохранении святого для марийцев места и потребовать от властей Кировской области принять меры по сохранению исторического памятника, а также если это необходимо, объявить сбор народных денег для его восстановления.

    Здесь осуждают действия верховного карта Таныгина.Ранее на страницах этого же сайта, будучи под другим никнеймом я сам первым изобличал деятельность и инициативы этого человека. Это очень плохо, что Таныгин закрытый человек, как и маркелов единолично бездумно принимает судьбоносные для марийцев решения ( которые как ни странно приживаются в марийском обществе). Но скажите есть в марийской среде сейчас ему замена? Есть хотя бы такой человек , который бы хоть как-нибудь развивал МТР. Если есть, то на съезде необходимо этот вопрос решить.

  11. nashviktor

    А что будете делать с христианами- марийцами?

    • Михаил С.

      Вести диалог о сохранении языка, даже культуры и взаимопомощи но на равном участии в диалоге, не исключено что среди нас есть и процент мусульман и представители других религиозных течений, и эти вещи не должны мешать развиваться народу в целом. Многие вещи от нас как зависят, так и нет. Зависят то каких мы детей воспитаем и какими они станут марийцами в жизни, и увы от нас не зависит на данный момент экономическая и политическая жизнь в республике и за её пределами, от тех же причин страдают все смертные люди в стране. И в заключении хочется добавить, что ритуалы наших религий должны проходить отдельно друг от друга во всяком случае там где порядок черным по белому запрещает, Но в тоже время должна появится наконец общественная организация где мы все вместе уже будет заявлять о своих правах и наконец дать по лбу бюрократам которые загнали народ ниже плинтуса.

      • sam

        В целом согласен с Вами Михаил С., но возражу в одном, что ничего от нас не зависит. 4 марта многое можно изменить. Пусть не во всей стране, а в республике-так точно, как это странно не звучит.

    • Cseremisz

      много ли Вы знаете марийцев-христиан? Я лишь пару человек — настоящих адептов православия, ну и еще есть лютеране искренние.
      Да, эти «искренние» действительно серьезно относятся к своей вере. Но если внимательно на них посмотреть, то они ведь уже и не марийцы вовсе! Я даже знаю одного человека, который перестал общаться с родителями за то, что они в рощу ходили молиться. Это даже по православным канонам грех. Но вот так интересно у них мозги работают.
      Если мариец крещен, это еще не означает, что он истинный христианин. Истинность в поступках, а не в названиях. Так что никакой проблемы не вижу. К сожалению, как правило истинные христиане-марийцы — ни в поведении, ни в своих ценностях, культуре, языке — уже не марийцы вовсе. Речь веду о луговых. горцы — несколько другая история. Сформируется ли когда-нибудь истинная (именно)марийская христианская культура, как, например, у чуваш, коми, карел и др.? Сильно сомневаюсь.

      • Cseremisz

        это кстати, интересная тема: что значит быть марийцем.
        Например как ответить на вопрос:
        Крещение и и почитание Христа и христианских догамтов является ли утратой «марийлык»?
        ((я отвечу — НЕТ))
        ну и другие подобные типа:
        можно ли быть марийцем не зная марийского языка?
        ((мой ответ — я не знаю ответа))

  12. nashviktor

    Поро кас изак-шольяк влак! Мое мнение: не надо сейчас ставить памятник Чумбылату. Народ марийский религиозно не просвещенный. Это приведет к еще большему идолопоклонству. У татар строго запрещено поклонятся другим богам кроме Аллаха. Там памятники не спровоцируют идолопоклонство. Творение новых святых -это подражание православным от комплекса отверженности, неполноценности, от чувства оставленности Богом. Когда марийских святых еще не было кому народ поклонялся? Ош Кугу Юмо! Но мы Бога то не видим, поэтому народ всегда ищет то что ему ближе ( лес, дерево, небо…) Но Юмо мландышке шке Эргыжым волтен. Тудо Ош Поро Кугу Юмын Эргыже. Ко* мыйым ужеш, тудо мыйын Ачам ужеш манын.

    • Cseremisz

      согласен! это привычка от культуры икон — изображать того, кому молишься. Но сильный человек тем и силен, что в его сознании и душе живет образ (совсем не обязательно визуальный).
      Зачем подражать тому, что не есть хорошо?
      А второй момент — любой образ — это работа художника-субъективного человека. Можно ли доверять человеку придумать заново то, что создано Юмо?
      В тоталитарных режимах является возможным ваять образы и навязывать их всему обществу. Примеры: Ленин, Николай Угодник, Мадонна с Младенцем и др. Разве мы хотим быть тоталитарным обществом? Мы — люди, которые испокон веков избирали своих князей и, даже, картов (как бы странно это современному уху не звучало)?

  13. Rongo

    Со слов С.П.Никитина «хорошим памятником Чумбылату должен быть поток людей на место его захоронения». С этим я согласен.
    Давайте определимся кто такой Чумбылат: князь марийский, если национальный герой где он отличился, в каких сражениях или легендарный персонаж, может быть религиозный подвижник? Вот лично я не пойму людей радующих поставить памятник Чумбылату, ведь не знают кто он такой, кроме национального героя. Я знаю марийских князей Акпарса, Мамич Бердея, Болтуша, которые действительно были, проходят в исторических документах, которые сражались за свободу марийского народа в средине 16 века, а вот Чумбылата я не знаю, правда читал детскую сказку о нем. Марийский народ его боготворит и на месте его предполагаемого захоронения проводят моление. Вот с этой точки зрения признаю его религиозным культом. Коль так тогда думается не следует богохульствовать, а затея с установкой в его честь памятника в Йошкар-Оле не уместна. Вот за установку памятников национальных героев Мамич Бердею и Болтышу я голосую.
    На счет высказывание «Черемиса» по Йошкину кот, его называют по разному Ёжкин кот и Йошкин кот, данный персонаж по сказкам Кот Баюн принадлежащий Бабе Яге, а в разговорной речи Йошкин кот употребляется как междометие, имеющее значение: возглас выражающий эмоций, чаще всего негодования, разочарования, возмущения, иногда изумления, некоторое недовольство происходящим. Скульптурное сооружение Йошкаин кот расположен у двух высших учебных заведении, многие студенты идущие на экзамены подходят к Йошкину коту, погладят его за кисть, за нос и идут на экзамены с надеждой что Йошкин кот принесет им удачу в задаче экзамена, суеверные люди тоже проделывают такую процедуру с надеждой на удачу в жизни. Так что данное скульптурное сооружение в наши тяжелое время для любого народа является необходимостью. Вот лично мне не нравится когда люди начинают бороться со скульптурными сооружениями, застройками. Мне кажется, что всем марийцам нравится грязные улицы, загаженные заросшие бурьяном и чепыжником набережные, где кучковались алкаши, другие злодеи, для совершения все возможных правонарушении. Вот были у нас президенты Зотин, Кислицин. А при Кислицине весь город был заросший бурьяном. Почему они не предпринимали что нибудь построить, соорудить. Во всем мире города благоустраиваются, украшаются, содержатся в чистоте. Как немного город стал благоустраивается так все в один голос начали ныть, мол в городе нет национального колорита, а где его взять, коль у нас марийцев нет этого национального стиля, колорита в строительстве, как к примеру в юго-восточных и западных странах, взять тех же Венгрию, Эстонию, Финляндию. Коль Маркелов взялся то пусть строит и сооружает с собой их не увезет.

    • Вен

      Rongo! Вы из Ронго? У меня в Ронго и в окружающих деревнях куча родственников. Вы, может, тоже один из них? Хочу возразить на одно ваше утверждение: «… в городе нет национального колорита, а где его взять, коль у нас марийцев нет этого национального стиля, колорита в строительстве…» Есть такая страна – Казахстан, слышали, может? До 1917 года все казахи вели кочевой образ жизни, жили в юртах. Значит, у них нет традиции строительства и колорита в строительстве, по вашему , не может быть. Совсем недавно, после получения независимости, казахи построили самый прекрасный город в своей стране – Астану. И кто теперь посмеет сказать, что столица Казахстана не имеет своего казахского лица, что у Астаны нет казахского колорита? А теперь о марийском строительстве и о марийских князях. Если вы не читали о Чумблате, не читали о дворцах марийских князей, то думаете их не было? И Чумблат не существовал? Почему не читали? Да, потомучто никто не пишет и никто не печатает. И, в основном, из-за таких чиновников, как Cseremisz и, похоже, Ронго. Если книг нет, то в электронном виде можете найти. У древних марийцев были и каменные дворцы, и каменные крепости. Почему бы не восстановить каменные дворцы марийских князей, а не строить псевдоитальянские дворцы? Вот вам и марийский колорит. Зачем мне эти ненастоящие итальянские дворцы в Йошкар-Оле (какие несочетаемые слова: Италия и Йошкар-Ола)- я их посмотрю в Риме и Неаполе, зачем мне этот ненастоящий кремль – я посмотрю кремль в Москве. Постройте марийские дворцы в Йошкар-Оле, хочу видеть дворцы марийских князей.

      • Cseremisz

        С чего это ты так уверен, что Cseremisz это некий чиновник?
        Уж коли так уверен, то и писал бы открытым текстом: чиновник такой-то сволочь — из-за него не издаются книги и вообще много чего не делается. ((или ты не уверен, что это он???))
        И тебе за это ничего не будет. Представляешь! Обосрал и ничего за это не будет.
        Из-за такого наезда в суд подавать глупо, да и искать какой засранец (или гений?) скрывается под ником «Вен» тоже идиотизм.
        ВОТ ИМЕННО ПОЭТОМУ, как я писал выше не будет никогда между марийцами разговора, дискуссии, результата, будущего.
        Просто бессмысленно даже начинать обсуждать в таком контексте.

        • Вен

          Извини, брат, если был излишне резок и несправедлив. Это наверно все еще википедийный конфликт продолжается. Нам нельзя ссориться. Но если ты тот самый Cseremisz, то я уважаю таких – молоток, браток.

  14. Никитин С.П.

    Марийский народ ведет начало от Юмыну*дыр и земного мужчины. Надо почитать Ее, а не использовать в коммерческих целях! Я возмутился тем, что календарь с полуобнаженными натурами назвали святым именем. Кто-то меня поддержал? Хотя бы Таныгин, остальные карты и черемисы? Вы то ведь каждый день встречаетесь с «деятелями» «приватизирующ», нет — ворующими наши святыни. С защиты, отстаивания святынь, традиций. начинается настоящий мари, черемис.

  15. Никитин С.П.

    Никто из нас не против памятника марийским героям. Просто мы видим их различными: — в европейском стиле — статуя; в марийском — ото, камень; в еще каком либо. Лишь бы было наПОМИНанием! И одно другому не мешает — пусть будет памятник в Йошкар-Оле для нас, и для тех, кто приезжает в город, пусть будет место паломничества на Немде. Согласен с Черемисом: — о национальной красоте; о Кугу Сорта; об отношении к ото и окружающей среде. Не надо вовсем «косить под европейцев (русских)», не надо стесняться самобытности! — вот вэтом смысле я за толерантность. Но не должно быть безграничной толерантности, как доброта переходит в наивность и глупость, как тепло переходит в жар. Так и толерантность, по выражению европейских традиционалистов -это инструмент разрушающий европейское общество, это идеология базирующаяся на чувстве вины европейцев перед народами колоний, за нацизм, и подспудно — за инквизицию ( сжигание ведьм, сексменьшинств и пр.) Всему должен быть предел. Пределы определяем на основании «марийскости». Радует, что несмотря на различия во взглядах — мы едины в

  16. Никитин С.П.

    И еще одно: — есть люди, спокойно несущие нашу общую ношу: — в Малмыже музей им. В.Колумба обустраивает Памятник князю Болтушу. И всем привятским марийцам, в моем понимании. Полтора гектара — только огородить территорию — тоже труд. Лайд — в каком состоянии ваш проект? Куда можно перечислить деньги?

  17. нашатыр

    А что в Йошкар-Оле делает главный карт Таныгин? По идее его резиденция должна быть в районе горы Чумбылат. Вообще-то нужен ли нам главный карт? Такой должности во времена моих предков не было.

  18. потомок Чумбылата

    самые интоигующие выдержки из высказываний маркелова в марправде, я долго смеялся
    http://www.marpravda.ru/news/politics/2012/01/17/informaciya-k-razmishleniyu/

    • Аноним

      Из этой статьи:
      [QUOTE]
      О выборах губернаторов
      Человек, который не прошел предвыборные баталии, не общался с избирателями, не может руководить регионом. У меня есть три года полномочий, я буду работать и буду делать то, что я делал. Жизнь покажет, что я буду делать дальше. Очень много людей, способных руководить республикой, и пусть народ выберет и с него спрашивает. Пойду ли я на выборы, на этот вопрос я сейчас ответить не могу. Судя по голосованию йошкаролинцев, есть над чем задуматься.
      [/QUOTE]
      По ходу дела Людовико осталось 3 года нам мозги парить. Сейчас собираются вернуть выборы, которые он однозначно проиграет, поэтому похоже даже не будет выдвигать свою кандидатуру, о чем сам прямо говорит (см. выше его слова).
      Теперь надо предпринять все меры, чтобы к власти не пришел его ставленник. Надеюсь, найдутся лидеры, способные выдвинуть свои кандидатуры на посте главы Марий Эл и победить.
      Что касается памятника. Он обязательно должен быть. Причем вместо памятника Ноготкову, который не имеет никакого смысла.

  19. А. Курык-кӱ

    Уважаемые Мариуверовцы! Всем известны памятники Древнейшей истории Египетские пирамиды, гробница Тутанхамона, фараонов и их жен. Представьте себе, что мы являемся продолжателями частицы той веры, о которой они оставили нам память через свои творения. Что бы мы имели сейчас -не будь их?Это по поводу основ мировоззврений. Т.е. именно традиционной вере присуще увековечение истории в памятниках. А христианство? Никак в толк не возьму, почему Алексию поставили памятник, а местные еще его освящают? Все это в диаметральной противополжности с канонами той веры, которая призывает молиться ТОЛЬКО об спасении души. Это я к тому: нужен ли памятник Чумблату? Моя позиция такова: ДА! и это чем быстрее тем лучше. и не только ему, а всем героям.Это то, чем мы можем гордиться сейчас, и должны что-то сделать, чтобы это сохранить для того, чтобы было будущее марийского народа. Очень жаль, что музей под открытым небом находится далеко от Й-Олы. А не как, н-р, Rocca al Mare в Таллинне. Было бы где разместить и историческое прошлое, и современную тенденцию, в том числе и проведение молений и марийских праздников. Было бы неплохо объявить конкурс на предложение ( выбор) такого места здесь в Й-Оле и создание архитектурной композиции (комплекса) с отражением и исторического прошлого и настоящего, вообще, музея марийского народа (герои сов. союза, выдающиеся личности мар. народа). Думаю, настала пора начать возвращать ЗЕМЛЕ МАРИЙСКОЙ долг за то что приютила когда-то всех кому было тяжело. ТО, что построено — пусть это сохранится, (не есть факт, что все это выдержится — земля не прощает, как и небо тоже) но дальнейшее такое строительство начинает давить и ложится тяжелым камнем (Если очень тяжело земле,то она может уйти под землю) . Всем спасибо.

    • Cseremisz

      Не могу согласиться. Гробницы и пирамиды (суть те же гробницы) — это для нас памятники. Для тех, же кто их создавал они не были памятниками, а утилитарными (имеющими практическое значение) строениями, украшенными статуями, стеллами, орнаментами, архитектурными изысками того времени.
      Я не понимаю почему в век развития транспорта, дорог и информационных технологий все надо стягивать в Йошкар-Олу. Не пора ли остановить эту постоянную тягу из села в город? Не пора ли красиво и комфортно научиться жить на селе, на обширной территории, завещанной нам предками?
      (сейчас меня обвинят, что я хочу загнать марийцев обратно в деревню 🙂 )
      Посмотрите на Финляндию: как здорово люди живут не в городах, как они совсем не стремятся в мегаполисы, как там на селе живет культура, какие шикарные фестивали проводят в сельской местности, на которые съезжаются со всего Мира и т.д., и т.п.
      Зачем сливать все в Йошкар-Олу?

  20. Rongo

    Уважаемый «Вен», гор. Астана, это бывший город целинников — Целиноград, там я не видел казахского стиля и колорита в строительстве, кроме мечетей. Далее прошу не смешить народ по поводу каменных дворцов черемисских князей. Черемисы после прихода русских на территорию Марий Эл, скопировали их жилища и стали строить полностью деревянные дома, ранее у них жилища было полу земляные. К тому же у черемисов князей не было,а были лужавуи. А теперь будь любезен подскажи где этот перво источник в электронном виде о Чумбылате? Что то я их не обнаружил нигде уважаемый «Вен». Чумбылат это легендарный персонаж.По поводу национального стиля и колорита в строительстве. Почему при Советской власти такие вопросы не поднимали. Да по простой причине, тогда строили однотипные хрущёвки и на первом и пятом этажах выделяли некоторым марийцам одно или двух комнатные квартиры. И никто не жаловался на отсутствие марийского колорита в строительстве. Сейчас строят разнообразные дома, но квартиры платные. Иногда слышу что на эти деньги строили бы народу жильё. Кому надо квартиры их сейчас много покупай хочешь б/у, хочешь новую. Как итальянцы говорят «Ноу проблем». Правда халява кончилась, народ хотел частную собственность. Разнообразие при однотипном строительстве должно быть. Так что не выделяйте злостную желчь по поводу итальянского колорита. Я Маркелову посоветовал бы еще к западному стилю строительства прибавить японский, скандинавский стили, чтоб обогатить город разнообразием. Это было бы здорово.Вот все говорят о национальном (марийском) стиле и колорите в строительстве, подскажите пожалуйста незнающему что такой марийский колорит, марийский дух? Но нет у нас у черемисов кроме кусото национального колорита, а так же неухоженного полуразрушенного деревянного зодчества в сельской местности, которая не отличается в стиле строительства ни от русского или от татарского жилища, правда у них жилища ухоженные и приличные. Хоть что говорите, но нет марийского стиля и колорита и взять негде. Простите меня уважаемые соплеменники за мою упрямство в споре с вами, но я так считаю.

    • Калян

      Нет колорита значит надо создать его! А не только копировать с миру по нитке, чтобы и нас кто-нибудь скопировал.

    • Вен

      А я то обвинял Маркелова в том, что он опустил марийцев ниже плинтуса! Да марийцы сами лезут под плинтус! Как меня достали такие манкурты, не помнящие родства…

  21. чимари

    «И, как повествует народная молва, он помогал людям в трудное время. Но однажды нашелся среди них негодяй, который решил проверить, встанет ли Чумбылат из могилы. Князь обиделся на неверующего и больше не вставал на помощь».

    ————————————————————————

    И сколько же сейчас негодяев среди них развелось, что все князья гор от них отвернулись? Однозначно, памятник не поможет. Не надо было предавать свою веру.

  22. nashviktor

    Зачем такой обидчивый князь нам нужен!

    • ЛомЭр

      Тыланда ала огешат кӱл, марийын вуйжым йот йӱла дене аҥыртылаш мешаймыжлан кӧра. А мыланем кӱлеш. Икшывемым тендан гай дечынат аралаш полша.

  23. nashviktor

    Умершие марийские кназья не обиделись, а просто они мертвые лежат в своих могилах и ждут второго пришествия Ош Поро Юмын Эргыжым. Тогда они встанут и спросим у них. Если они сейчас с Богом, то сами по себе они ничего делать не могут. Если они не воскресают сейчас и не помогают нам, то на то есть причина. Это препятствие не сложно понять: многобожие, идолопоклонство, поклонение умершим…но в первую очередь отвергание Его Сына. Бог протягивает нам руку помощи, а мы Его отвергаем. Он единственный, Кто марийцам хочет помочь!

    • И тут Остапа понесло…

    • Совершенно верно! Кто еще марийцам поможет как не Чумбылат! Древний покровитель марийского народа!

      • Чем поможет? Вот финансовые вливания в сельское хозяйство помогут, строительство школ и библиотек на селе. А вот медный истукан — вряд ли.

  24. nashviktor

    Поэтому находимся в стеснении, один из низких уровней жизни по России, самоубийство выше среднего, пришельцы поднимаются, а мы все ниже-ниже, дети в плену (у алкоголя, наркотиков, блуда), » дома культуры» в запустении, а ночные клубы процветают, земля не принадлежит народу…еще продолжать? Все это проклятие -за не исполнение заповедей Божиих. Если хотите, Иисус -это Чумбылат, воскрес, грехи наши взял на Себя и Он на земле- Шнуй Шу»лыш !

  25. А. Курык-кӱ

    Уважаемые! Согласен с Вами, что наши родственные народы живут лучше , чем мы. Пусть они родственные, но, смею заметить, что менталитет,отношение к труду, к земле, наконец, межличностные отношения имеют значительные отличия. Уклад жизни каким-то образом еще сохраняется (н-р, до любого хутора в лесу проложена гравийная дорога, пусть один раз в неделю, но туда проедет бульдозер и расчистит дорогу, выгодно содержать домашний скот-было, по крайней мере, куда сдавать молоко и мясо), но все же уже не тот, который был в начале 80-х. Вступление стран Прибалтики в ВТО не лучшим образом отразилось на сельских жителях. По всей видимости старшее поколение доживает в своих домах , а молодежь уже тоже разъехалась. По поводу марийского колорита и национального стиля: нужно любить свой народ, свою землю, ценить красоту, которая окружает тебя во всем: от раннего Солнца до полной Луны над ЗЕМЛЕЙ МАРИЙСКОЙ,и песчинку , и овраг, и старый дом ,и мать- старушку. Мужчину — марийца, и марийку, которая работает, считай не за что на поле и на ферме по настоящий день. Вы назовите мне деревни, где живут русские и др. Не осталось их, разъехались они по городам и райцентрам в поисках легкой жизни( 5 дневная раб.неделя, 8 час. раб.день, готовая квартира, отпуск и т.д.)) и большого рубля. Слава богу, сохранился хоть один колорит-марийский, пусть деревенский. К чему эклектика для Й-Олы? А Черемиссы умели строить и дома, и города (г.Кукарка), и крепости (Ор).Только они разрушены и сожжены, а восстанавливать их было некому, т.к. от Казани (г. Озан:) до Вятки, а потом и далее все предано огню, а мужчины и женщины и дети-преданы земле.Если строили новые крепости, то под присмотром и усмотрению новых воевод, которые копировали строения, имеющиеся в Маска Ава, Костро-мары( Оры)и др н.п. Для убедительности добавлю, что Марийские крепости были очень серьезны препятствием на пути продвижения войск. Если считать, что Черемисская война длилась 30 лет, то не имея свою тактику ведения войны, не владеть искусством маневра и концентрации сил в сжатые сроки на определенных участках (как на суше, так и на воде , имеется ввиду р.Волга (Юл) и притоки) столько времени не возможно оказывать такое сопротивление регулярным войскам. Кроме того , еще надо учесть, что за 30 лет нужно было и растить хлеб, создавать семьи, строить жилища и т.д., но более всего любить свободу и свою землю, и за нее сражаться не на жизнь, а стоять на смерть. А это уже идеология. Так еще вопрос: кто у кого и что копировал ?(Это так бегло, для сведения).А Марийский колорит-это категория уже философская: от материального до духовного. И во всей ипостаси имеет » быть свое место.» «Не говорите плохое о своем народе, это могут сделать и чужие.Сказать хорошее- не всем дано. Так давайте будем некоторыми из них». Спасибо.

  26. А. Курык-кӱ

    К сказанному «Не могу согласиться. Гробницы и пирамиды (суть те же гробницы) – это для нас памятники. Для тех, же кто их создавал они не были памятниками, а утилитарными (имеющими практическое значение) строениями, украшенными статуями, стеллами, орнаментами, архитектурными изысками того времени.» хочу добавить, все может быть. Но, как видим, обыденность времен фараонов до сих пор загадка для нас.( бродят экспедиции вокруг них, попасть внутрь не могут) Велико же было искусство маскировки потайных входов и др. Если обыденность, то должны быть и парадные (надо же гостей встречать, не всегда же воевали)……. Это уже так к слову. Но вывод должен быть из всего о чем говориться. И на мой взгляд, что нужно что-то предпринять такое, чтобы сохранить Мари. Если поколение 60-х годов уйдет из жизни — активной части сельского марийского населения уже не будет. А уйдут 80-е — все марийцы растворятся в общей людской массе. Спасибо. Извините за столь мрачный прогноз. Времени очень мало.

  27. Аноним

    Надо ставить хоть какой то памятник, связанный с марийцами….ато что тут у нас….всех почти понаставили…и Пушкина с Онегиным, Йошкин Кот и Князя там какого то…ведь у нас марий эл, а что то реально связянное с этой республикой ничего!!!!

  28. А.Курык-кӱ

    Поро кас, марий-влак! Пеш шуко ойлымаш лектын шарныктыше кӱ, але пушеҥге, кӱ сото шотеш. Мый ойлынем кугу таум айдемылан кӧ «Йошкин Кот» кӱрнтньӧ шарныктышым Йошкар-Олалан пӧлеклен. Мыйын шонымаште тиде ик шарныктыше верыште лу ий утла шап погалтын да ончыкталтын. Сандене вурсаш огеш лий шонем шарныктышын авторжым, да кӧ тидым пӧлеклен. Шымлен гына моштыман, мом тушто ончыктымо. Мый ончен шогымем годым ужынам: пырысым, тудо теҥгылыште пеш куанен шинча; воктенже нултен пытарыме колын лулегыжым ( скелет рыбы). А тиде лулеге «Марийская правда» газет ӱмбалне кия. Ялт шке ушем дене умылен ом керт: кузе келшеныт (разрешенийым пуэныт) тыгай шарныктышым тыгай верыште шындаш. Рашемден шоналташ гын «марий чыным» тиде коя пырыс нултен пытарен. Вес семынже ик оҥай ойлымаш шарналтеш. Тудым тыланда возем. Киоск деке марий мия да ӱдырамаш деч йодеш: Дайте «Марийскую правду», ӱдырамашыже ойла «В Марийской правды нет». Тыгакак тиде «Йошкин кот» марий чыным кочкын, да пеш куана ынде. Тиде возымем деч вара, очыни, тиде «Йошкин кот»- ым жап шудымек реставрацийыш колтен кертыт, да тудын почеш икмыняр чиновникым паша гыч луктын шуат. Молан тыге возем? Ончыза: Марий калык галерей полатыште ынде вургемым гына огыл, тыгакак кочкыш ужалыше кевытым почыныт, ик еҥ ора- влак вокзалым гына огыл, тудын дене пырля ик уремын шканышт поген налыныт. Тидыже мо: марий писатель лӱмым нумалше урем дене марий кудалын огеш керт, кок тореш вара ( шлагбаум) уремым петырен шогат, тыге умбакыжат лиеш шуяш. Ик мут веле: чыным муаш огеш лий, тудым «Йошкин кот» кочкын пытарен. Ида вурсо тиде пырысым, тудо тачысе илыме кечынам мыланна ончыктен шога. Лудшо-влаклан кугу тау.

  29. Геннадий

    Ребята-а мы то славяне сами язычники-а плохих губернаторов везде хватает-нас русских тоже много полегло от крепостного права и от иго коммунизма страдали вместе с мари.Мы один народ-Россияне!!!

  30. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    Ставить памятник духу это дурасть.Таныгин был лектором общества Знание,по ведомастям за лекции получал деньги за проведение лекций в народе по селам Марий Эл(сейчас) по борьбе с религией в СССР и такая метаморфоза,организованаяВасютинскоий бандой скоро все убегут в Англию.Списки членов Ошмари-Чимари уже давно мною опубликованы(среди них стукачи и сот.мвд были сами знаете)Пока их не уберут,народ знает,кого добра не жди.Моления на Чембулате были РАЗ в пять лет.Все превратили в комерцию Вот и Получайте покойников организаторов.А Кугу сорта(список мною опубликован)официально нет!Я имею ввиду конец 90годов.Как то мне сказали,показали Кугу Сорта на наших так называемых картов,свечки были созжены и руками меня просили к ним не прикосатся,пусть эти люди сами думают,что творят,перед Кугу Юмо все едины и наказание лживым картам и каштанам будет по их заслугам перед народо
    С уважением ко всем верующим независимо от национальнлстей Вячеслав Юзыкайн.

  31. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    Памятник Чумбулату,кроме глупости несет и конфликт в разжигании национальной розьни.Неужели не понимаете марийцы?Один великий деятель уже совершал нечто подобное издевательство в Свияжске,поставил памятник святому Пантелемону и открывал его.Правда народ убрал его,а деятеля зарубили ледоколом в Мексике по указанию Сталина говорят.Очень мне приятно видеть,как Таныгин стоит на всех приемах и на молениях в традиционной одежде и шапку не ломает,возвели Ушип в великий головной убор,это бальзам на душу.Но безграмотность приводит до абсурда Карту тем более считающим себя первым и значительным среди народа пора знать повседневная народная одежда не является отрибутом старшинства и ума.Марийские жрецы сами изготавливали головной убор и народ их узнавал.Изготавливался он из бересты и был личным до одного метра длиной в виде колпака,как у других народов(для связи с космосом)Есть десятки зарисовок марийских жрецов и даже фото начиная с Ломоносовских времен и ранее.Просто надо читать и знать документы.А молитвы написаны еще на санскрите и все в стихотворной форме изаговоры также.Почитайте хотя бы супругов Вихманов,есть и переводы на немецком,марийском и русском языках.Коро покажу молитвеник Попова с ошибками специально подчеркнутыми моим отцом,который40лет этим занимался.Эрик Юзыкайн хотел украсть и присвоить себе труды отца,но забыл,что отец работал не один и даже переводчика есть все материалы.Васютин совершил глупость за которую поплатился и еще поплатится,ничего у них не выйдет.Создавайте память онародной культуре обьективную и с умом.Не позорь предков они этого не заслужили,смотри честно в глаза своему народу и детям своим и будет тебе ПАМЯТЬ!!!
    Вячеслав Юзыкайн.5апреля2013года.

    • Аноним

      С чего это памятник Чумбылату разжигает рознь, каким образом?
      Памятник ноготкову значит ничего не разжигает, а Чумбылату разжигает? Мы всего лишь хотим поставить памятник своему национальному герою, где здесь разжигание?
      Марийцы на своей земле не имеют даже своих представителей во власти, подвергаются дискриминации и в этом нет разжигания?
      А стоит нам только заговорить о своей культуре и своей истории, так повсюду начинаются вопли о разжигании. Вы хотите, чтобы мы забыли свою историю и культуру? Ничего у вас не выйдет
      И не надо прикрываться именем Юзыкайна, вы к нему никакого отношения не имеете.

  32. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    Аноним,ты наверно не глупый,но провокатор!Зайди на мою страницу в контакте и однокласниках Вячеслав Юзыкайн, боишся,там и телефон есть,задай чесный вопрос отвечу.Сегодня ночь хорошая да Кугу Сорта хорошо горит за твое здравие.кураторы сайта знают меня и тебя и управление К тоже,чего боятся.Народ все поймет сообщу в интерне об ананиме.Вячеслав Юзыкайн,Александра Михайловича эргеже.10ареля2013года.

    • Аноним

      Тебе сколько лет, 15? В 20 таким идиотом уже стыдно быть. Сидишь в своей убитой квартире в изгвазданных до полного непотребства трусах и пытаешься кого-то напугать, управление К приплел, сообщит он народу )))), а на вопрос так и не ответил: против памятника Ноготкову ничего не имеешь, а против Чумбылата выступаешь? Ответь на вопрос, как может памятник Чумбылату разжигать межнациональную рознь, почему русские против этого памятника?

  33. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    Чавойтааа,Ананим утух!Что с тобой родимый случилось,свечки испугался.Таких ананимов нас в70х годах учили не только по фонетике,внешнему виду,но и по запаху определять и гнать и сажать,чтоб к иностранцам на 50 метров даже не думали подходить.Работу свою ценили хоть и в интуристе была и куратор на всю жизнь один был,совесть тогда имели и ни скем больше не работали ни когда,не то,что в нынешнее время,мать родную продадут и стучат друг на друга,а то и бегут Родину за 30серебрянников продают за бугор.Ананим тебе не к лицу гадостю заниматся,тебя маска свои продали,знаем мы тебя,не шути больше,с приветом,Вячеслав Юзыкайн,даже мофон определился.

    • Аноним

      Я сюда редко захожу, а уж с тобой дискутировать мне просто времени жалко.
      Сам то понял, что написал, словесный понос изрыгнул.
      Кто тебя чему учил? Писать сначала грамотно научись.

  34. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    А если по серьезному,то это для даже личной совести перед народом большая радость,что мало марийцев в Маркеловском правительстве.Остальным народ не простит,всю дальнейную судьбу перед народом стыдно будет и мы всех этих людишек помнить будем!Будут подыхать на чужбине,жалко дети их будут страдать,это касается и месных приблудных шестерок,пора фатиру менять и валить,кто поумней уже разбежались и попрятолись тараканы.
    Вячеслав Юзыкайн.

  35. Аркадич

    Марий калыкын национальный колоритшат, шкежын мировозренийжат уло. Тыгай кугезе калыкын чылажат уло. Шкенан ту:выранат уло. Марий калык таклакн огыл шкежым Ош Марий манеш. Мый возенам ыле: Марий Ушемым угыч ылыжтарыме жапыште (8О-шо ий – влак) мыланна мемнан ученыйна – влак лекций – влакым лудыт ыле. Марий калык йытыра по:ртышто: илен. Тушто руш семын вольыкым ашнен огыл, эсогыл вольыклан кочкышым посна кудышто ямдылен. Руш семын кон:гаште огыл, а мончаште капшым ырыктен, да эше выньык дене. Руш – влак мемнан мончам рушыныш савыреныт, куэ – влакат нунын лийыныт, пуйто нуно куэм пеленышт конденыт. Угарманат Нижнийыш савырнен, Чарла – Царевококшайскыш, Какшан – Кокшагыш да тулеч молат.
    Эше мемнан самырыкрак улмо годым марий вате – влак даже терысым лукташ ош тувыр дене кошты тыле. Марий – влак пашамат эре ош тувы-йолаш дене ыштеныт. Потомучто нуно шкеныштым Ош, йытыра Марийлан шотленыт.
    Тынар Ор, ялла улмо у:мбач векат мемнан калыкын шкешотан архитектурыжат улмаш, вес семын лийынжат ок керт, чылт окмак калык онал-ыс. Маркелов толмеш оланан ту:сыштышт мо- гынат марий ола улмыштым ушештара ыле.
    А марий философийым эше тунемаш кулеш, вет материалжат уло. Мый В. Колумб лу:меш ру:дерыште «Юлла-н» ик ужашыжым гына «йылме нерген» лудым гынат, «шинчам карышым». Тидыже вет теософ — влакын акрет годсо шинчымашышт (мудрость Древних). Эше могай клыкын тыгай шинчымашышт уло?
    Мый шонем, мемнан ученыйна – влак тыгай лекций – влакым тенесе самырык вийлан угыч лудшаш улыт.
    Руш нерген тыгайым возымемлан ида шоно, что мый нунын ваштареш улам, мо:н:гешла – мый нуным пагалем. Нуно чынжымак пагалыме калык улыт. Нуно Юмын планжым шуктымаште посна ойырен налме улыт, нунын эртыме корныштат, ончыкылыкыштат пеш жаплыме лийшаш улыт. Просто Марий калыкем нунын корно у:мбакышт верештын. Садлан мыланна руш – влак дене пырля лийман.

  36. Элте

    Тыгай сокыр и умылен моштыдымыланда верчын тендам ,,Аркадич» чаманаш веле кодеш! Руш калык -шонен лукмо калык. Тиде йодыш пеш кугу и неле. Мыят тиде калыкым чаманем,вет тиде калыкым эре кучылтыт ,,буфер» семын . А ко? Тиде проблема адак пеш кугу пласт историйыште. Но жап чыным пален налаш эркын лишемеш. А мый-марий шамыч илшаш улына шарнен шке кугезе шамычнам и кугешнен нунын дене , виян»ын и тузланен. Тиде годымак пагелен моло калык шамычым,келшен илаш нунын дене!

  37. Аноним

    Мнения разошлись, а голосование в интернете показывает, что подовляющее большинство за установку памятника Чумбылату в Йошкар-Оле.

    1) Великий князь. Памятник Ленину поменяют на скульптуру народного героя http://smartnews.ru/regions/mariyel/5347.html
    2) «Архитектурное сооружение» невежества http://yoshkarola.bezformata.ru/listnews/arhitekturnoe-sooruzhenie-nevezhestva/10232847/
    3) Чумбылат против Ленина? http://mariuver.wordpress.com/2013/03/06/chumbylat-lenin/

  38. Антон

    Народ! Вы давайте экономикой республики сначала займитесь. Экономика вообще как начала после с распадом СССР падать, так и падает. Остановите уже падение тогда на каком-либо уровне и сохраняйте этот уровень. Нельзя обсуждать установку всем памятников при проблемах в экономике. Правильный порядок обсуждения в мире такой: сначала решаем экономические вопросы, и только на 110 месте обсуждаем памятники и цветники.

    • Алексей

      Что есть правильный порядок пусть решает народ, а народ за то чтобы памятник Чумбылату установить: см. данные интернет-опроса. Строятся же православные церкви, а почему титульный народ, сохранивший несмотря ни на что свою веру и традиции не может прославить своего национального героя!

Добавить комментарий