Размышления перед Съездом народа мари. Часть 2

Последняя пятилетка

(Продолжение. 1 часть здесь)

Как из столь невыгодного положения, и в столь тяжелых условиях, превратить 21-й век в «Век марийского процветания»?

Во-первых, нужна корректировка курса, вектора развития. Вектор всегда имеет прямолинейное направление. Мы имеем три точки: прошлое, настоящее, будущее. Они должны расположиться на этой прямой. Если прошлое мы не в состоянии изменить, настоящее – в зоне упадка, то никакого счастливого будущего не может быть. В данной ситуации перед нами стоят две задачи: не дать унизить прошлое; передвинуть настоящее, т.е. изменить сегодняшнее положение. Здесь и сейчас, не оставляя на завтра.

Выполнить столь тяжелую работу может только Гражданин. Кроме вышеперечисленных качеств он должен быть трезвым, здоровым, бодрым, патриотом своего народа. Он должен быть чуть выше уровня среднего гражданина. Иметь собственное мнение, и уметь отстаивать его. Собственное мнение, опирающееся на традиционные ценности – справедливость, силу, божественную миссию. Не зависеть от работодателя, политиков, авторитетов, вредных привычек. Не быть привязанным к власти, к финансовым структурам, к моде, идеологическим течениям. Но его надо направить, организовать, и помочь.

Божественной миссией марийского народа является сохранение и передача традиционной религии всему человечеству. Это мировоззрение было присуще многим европейским и азиатским народам. В симбиозе с христианством оно создало православие, с исламом – традиционный ислам народов Поволжья и Кавказа. Где сильны традиции, культ предков, дохристианские и доисламские праздники и обряды (Масленица, Навруз, законы адата и т.д.) Именно общие основы и не допустили в истории России межрелигиозных столкновений. Все почитают одну Землю, Воду, Солнце, Небо, Хлеб.

На нынешнем этапе, когда человечество фактически зашло в тупик, необходим марийский (финно-угорский, северный) путь выхода из мирового кризиса. Я бы назвал его «Цивилизацией твердой воды». Цивилизации экологичной, экономичной, базирующейся на скудости: солнечного тепла, вегетационного периода, почвы, финансовых и людских ресурсов. Примеры северной цивилизации, возведенные в ранг государственной политики: страны Скандинавии, Канада. На севере солнечная энергия аккумулируется в древесине, которая используется в виде дров, жилищ. Трава перерабатывается в мясо, молоко, жир, одежду. Даже бурьян на полях – не мусор, а органика.

Будущее не явится завтра, оно уже родилось и взращивается нами. И самой ясной и простой целью, является достижение нашим народом миллионной отметки. Причем, не как у ханты и манси, когда увеличение численности сопровождается таким же уменьшением числа владеющих родным языком. Миллион должен знать родной язык! И к тому же, он должен знать свою философию-веру. Не зря, в христианской пока Европе, несколько направлений: католики, протестанты, лютеране, англикане, православные, старообрядцы, а также множество течений – баптисты, иеговисты и другие. Можно сказать: у каждого языка – своя вера. Сохранены национальные костюмы, музыкальные инструменты, праздники.

Зачем марийцам далеко уходить от своей философии? Ведь вся наша культура – традиционалистская. И в Марийской традиционной религии – и религия, и философия, и богословие, и риторика, и общественная жизнь, и история, и мифология объясняющая мироздание.

На Третьем съезде предлагали создать учебное заведение изучающее и пропагандирующее духовное наследие народа. Но воз и ныне там. Мало того, нет ни курсов по подготовке священнослужителей, ни храмов – молельных домов, или Марийских домов. Не подготовлена социальная концепция МТР. Марийцы всегда говорили: «Всевышний един, в различных ипостасях. Веруйте в Него, как можете». Но не отрицайте того, что черемисы тоже молятся Богу. Не топчите религию предков своих.

В эпоху активизации религиозных идей, недопустимо ограничиваться одним-двумя молениями в год. Нужны «миссионеры», подвижники. В МТР настало время, по иному, взглянуть на роль и место женщины. В какой-то мере унифицировать проведение обрядов и молитвы. Определить допустимые и недопустимые блюда, сервировку на тех или иных обрядах. Ограничить употребление алкоголя на похоронно-поминальных ритуалах, применяя слабоалкогольные напитки, и ритуальную посуду меньшей вместимости. Предусмотреть «вегетарианские» жертвоприношения. Но отказываться от традиционных жертвоприношений нельзя – жизнь не такая умильная и рафинированная. Жизнь жестка. Незачем врать. Надо идти в народ. Не надо ждать, что люди придут сами. Они уходят. И уходит время.

Жрецам недопустимо уклоняться от острых проблем стоящих перед людьми. На Восьмом съезде, разговаривая и споря об общественно-политической жизни, о ситуации на селе, городе, о семье – мы не услышали точку зрения приверженцев МТР. Вашего слова ждали! Но вы ушли от народа, от его проблем, словно вы – не часть народа. Вы ушли на «свою», шестую секцию, не предусмотренную регламентом съезда. Вы проиграли. И в проекте повестки работы Девятого съезда стоит: секция «МТР». На мой взгляд – это ловушка. Вы на том съезде поступили, как «сектанты». Если вы – карты, жрецы – уйдете отдельно сейчас, создадите свою секцию — это будет непоправимой ошибкой. Идите к людям. Или придут другие. Я много сказал об МТР, но почти ничего о представителях других конфессий. Не потому, что не признаю их, а только потому, что за ними мощные структуры, и им есть где, что и как сказать.

Следующей задачей активных, дальновидных мари является подготовка народа к опьяняющим праздникам и деморализующим потрясениям. К подмене смысла и понятий. Кричат – свобода! А нам не нужна свобода пыли, летящей по ветру. Нам нужна свобода почвы, пронизанной корнями, укрытой прелой листвой, выставившей новые проростки, получающей влагу сверху и снизу. И никакой ветер — ни северный, ни южный, ни западный, ни восточный — ей не страшен!

В результате такой подготовки, мари не будут вешаться от жгучего стыда, как сернурский лесник. Не буянить, приняв «сто грамм для храбрости» и желая добиться справедливости. А направят свою энергию на преобразование себя, на формирование «прежнего черемисина». В противном случае, мы на самом деле превратимся в «вате калык». Надо понять, что если мир не живет по нашим принципам, не как мы, то это не повод, уходить из этого мира совсем.

Надо жить, быть, как рывыж! Сгладить ту трещину, что образовалась в результате отказа от названия «черемис». Скрытой политике «царевококшайскизации», противопоставить политику «черемисизации». Нет «Нью-Царевококшайску» — городу с аляповатым видом, и уездной, захолустной судьбой! Если бы не черемисы – не было бы крепости. А если бы не МАССР – это был бы «Мухосранск», с судьбой Кокшайска.

Далее. Нужно создавать положительный имидж марийца. Активистам – укреплять свой авторитет в массах, в местах проживания и на работе. Взять в союзники чиновников местного, районного уровня. Тех самых, которые получив «сверху» законы и бюджеты, в ужасе хватаются за голову, и затем «героически» пытаются исполнять свои функции. МНД должно помочь местному самоупавлению.

Необходимо реально смотреть на вещи. Уяснить, что при сохранении нынешнего состояния, наш народ НИКОГДА не будет богатым, обеспеченным, самобытным народом. А значит, наши творческие личности – артисты театров, певцы, литераторы, журналисты, художники, учителя – тоже будут небогаты. Как и теперь.

Признать, что проводимая с 90-х годов политика Кремля ведет к гибели российской деревни. А значит, к исчезновению национальных меньшинств. Фактом является то, что мы – малочисленный вымирающий народ! (МВН) Опыт советского выживания непригоден. Нет опыта выживания в условиях антисоциалистических реформ. Для нас – представителей МВН, все в ином цвете. Даже поговорка звучит по другому: Время – не деньги, время – люди, носители национальной культуры! Они уходят. Если мы не такие качественные марийцы, как наши отцы-матери, то наши дети еще хуже, чем мы.

Поэтому, следующая задача — сохранить традиции! У нас осталось пять, от силы семь лет, чтобы перенять все от знающих людей старше 70-ти лет. Укрепить слой носителей национальной культуры за счет приобщения 30-40-50 летних. Необходим «период тишины», «заповедные годы» — на протяжении 3 – 5 лет, чтобы национальные праздники, обряды и моления проводить только в марийской атмосфере – используя язык – речь и пение, и одежду. Не допуская иноязычных, иноверцев, любопытных на эти мероприятия. Оттачивая и закрепляя умение распорядителей ритуалов. Причем, стадия ликбеза и обучения азам, должна пройти ранее. Повторяю – у нас осталась последняя пятилетка для сохранения народа!

Во главе угла всех проводимых праздников, фестивалей, концертов, радио-телепередач, форумов, танцев, слетов, должна быть одна идея — стать после них еще «марийскее» (извините за выражение). У каждого мероприятия – своя идея, своя изюминка. Становиться «марийскее» от чувства гордости, сопричастности, ответственности. И начинать действовать.

Один из углов «марийского дома» — язык. Официальное признание языка закрепляется его использованием в присутственных местах и изучением в школе. Летом 2011г. в Свердловской области, Председатель Всемарийского Совета Лариса Яковлева поддержала мысль о том, что в первом классе должен изучаться родной язык – тот, на котором разговаривают дома. Не литературный, а местный диалект. Но она не согласилась с тем, что преподаватель марийского языка должен быть самым уважаемым и авторитетным человеком деревни. Мол, выпускник ВУЗа — это просто молодой специалист. Вот этот ответ показывает степень зрелости общественного деятеля. Ответ хорош для работника образования, для депутата. Но это плохой ответ для национального лидера, для члена партии.

Для МВН, преподавание его языка, имеет скорее идеологический, чем образовательный аспект. По той причине, что преподавание негосударственного языка, всегда было инструментом идеологического воздействия. Какие первые книги на языках «инородцев, туземцев, аборигенов», национальных меньшинств издавались в разных странах, в России? – Церковные. После революции – коммунистические. Ныне, в эпоху всеобщего владения государственным языком, государству не нужны языки национальных меньшинств. Конечно, вроде бы, это богатство, но если язык не котируется на фондовой бирже, то, по мнению «новых русских», какое это «богатство»?

Поэтому, ждать, по выражению одного из наших «лидеров», что «министр образования напишет приказ об обязательном изучении учениками-марийцами, родного языка» — утопия. Школа выполняет родительский заказ – получить знания для получения востребованной, хорошо оплачиваемой специальности; и госзаказ (по Фурсенко) – выпустить грамотного потребителя.

Родители боятся, что родной язык даст акцент для ребенка, что помешает тому быть конкурентоспособным. И дети, вырастая в окружении людей говорящих с акцентом, перемежающими речь выражениями «для связки слов», и со словарным запасом чуть выше Эллочки-людоедки, на самом деле слабо конкурентоспособны. Хотя, в области русского языка, теперь и русские дети – слабаки.

В вопросе преподавания, нужно признать, что не в каждой школе можно ввести родной язык. Где-то он должен присутствовать на уроках краеведения, или факультативом, или немного на каждом предмете – обозначения явлений природы, термины, события. Такой опыт имеется.

Для повышения престижа языка, очень важна поддержка республики. На областных олимпиадах по родному языку, победители по татарскому и башкирскому, из уст полномочных представителей, получают право поступления в престижные ВУЗы Казани и Уфы – авиационный, нефтехимический и другие. А марийцы? Для них молчащая Йошкар-Ола, видится, как йывылдик-ола.

Возвысить язык в глазах народа можно через популяризацию научных трудов, показывающих связь марийского языка с финно-угорскими, тюркскими, иранскими, славянскими, германскими языками и санскритом.

В какой-то степени, многолетние разговоры по поводу преподавания, обнажают то же иждивенчество. Видимо, мы во многих случаях хотим «сбросить» язык на школу, и махнуть рукой. Ведь постоянной, планомерной работы с родителями, детьми, педагогами, работниками ДОУ – нет. Не спекулируем ли мы на этом вопросе? Упускается из виду важность сохранения сферы применения языка. Развалены многолюдные трудовые коллективы, иссякает художественная самодеятельность, мало семейных, общедеревенских мероприятий, помочей. Нет многочасовых очередей, посиделок. Язык ушел из молодежного общения.

Что делать? Ценить каждого носителя языка. Вернуть язык в жизнь каждого марийца – под девизом «100 + 100 =100»! Ежедневно: произнести сто марийских слов + сто слов прочитать + сто слов услышать от собеседника (вызвать его на разговор). Завести дневник с отчетом: что прочитано, с кем поговорил, о чем. Этот метод я отношу к тем, кто мало говорит на родном языке — в городе, в смешанной семье. А говорящим можно изменить условия: выучить стихи, новообразования, народную малоизвестную песню, написать стихи, письмо, СМС, реферат, выступление на диспуте.

Наш язык находится в предсмертном состоянии, для его спасения нужны кардинальные меры. Уроки марийского, будут привлекательны и полезны тогда, когда на них детям дадут новые навыки, подготавливающие к взрослой жизни: усидчивость, терпение, любознательность, созерцательность, активность, решительность, оригинальность, коллективизм, патриотизм, подготовка к семейной жизни, к службе в ВС. Это такие направления: вышивание, чистописание, история, шахматы, народные игры, история народа и России в свете мировой истории, развитие ремесел и промыслов, технологии использования того, что нас окружает (лес, растениеводства, животноводство, овощеводство). Мифология, литература, в т.ч. русская литература и ее переводы на марийский. Но такие уроки не укладываются в рамки школьной программы. Это или факультативы, или воскресная школа. И проводить уроки должны мудрые, авторитетные люди, влюбленные в марийскость, фанаты в хорошем смысле этого слова. Люди, которые стали Личностями, хотя всю жизнь использовали марийский язык! А главное – не замыкаться в себе, а помогать тем людям, партиям, движениям и кандидатам, кто борется с дебилизацией образования.

Простое изучение сложносочиненных предложений, глаголы и суффиксы – в какой то мере дублируют русский язык. А повторение – всегда неинтересно. Нужно, что-то новое, имеющее прикладное значение, вызывающее интерес.

Наш язык теряет свою мелодичность, фразеологические обороты, интонацию. Его корежит от выражений «проститлаш», «извинитле», «разрешите», «весела», а особенно от «но». Это «НО» стало «лежачим полицейским» на марийской автостраде. Это камешек в каше. Из-за этого «но» приходится не только слушать, но и думать по-русски, чтоб понять марийское предложение. И язык все больше становится переводом с русского. Чему в некоторой мере способствует кириллица. Например, при всем желании прочитать по-марийски слово АГыТАН, с коротким звуком-придыханием «ы», мы прочитаем по-русски – АГЫТАН. В этом случае нужна другая буква. А в словах подобных «когыльо», «чӱчӱньӧ», для правильного произношения нужны особые буквы, обозначающие мягкую «л» и «н», как в мансийском языке. Даже национальные газеты, по внешнему виду, по шрифту должны отличаться от русскоязычных. Марийский шрифт, видимо, должен походить на вышивку геометрической формы. Возможно, и расположение материала может быть отличным от общепринятого.

Язык должен стать и обрядово-ритуальным, семейным, секретным. Нужен свод мифов и молитв, заговоров, календарь МТР. Причем, отдельный свод, цикл книг для детей. Аудиокниги, радиоспектакли, обращение карта, привлекут новых слушателей, почитателей. Марийский должен услаждать наш слух мягкостью, напевностью. Наполнять души светом и верой. Это мы услышим из уст детей читающих простые, сентиментальные стихи. Связь между писателями и читателями надо укреплять каждодневно. Для чего необходимо знать любителей словесности, расширять их круг. Активистам работать в тесной смычке с библиотеками, журналом «Ончыко», Союзом писателей. Нужно учить людей культуре чтения, потребности в чтении. Спасти язык можем только всем миром!

(Продолжение следует)

Сергей Петрович Никитин,
член Всемарийского Совета,
г. Екатеринбург

53 комментария

Filed under Статьи

53 responses to “Размышления перед Съездом народа мари. Часть 2

  1. Сергей Петрович!У ИЙ ПАЙРЕМ ДЕН!Статья пеш сай .Пагытле!Эн тун йодыш-йылме нерген.КАлык ойлан гына йылмым мондаш тунале!Статьям лудмо годым вуйыш толеш ик шонымаш:нежели немыч калык шке кокла француз йылме ден ойласа!?

  2. Аноним

    А когда съезд народа Мари состоится то?

  3. Вачис

    Браво, Никитин! Вам мало быть членом всемарийского Совета! Вас надо выдвигать как минимум в какой-нибудь ученый совет или , еще лучше, министром образования, желательно в Республике Марий Эл. В Свердловской области уже есть министр-мариец, чего доброго, подумает еще, что его подсиживают. Как это мы раньше не узрели? В противном случае съезд готовить некому и не свершатся чаяния народа, а решения нелегитимного форума опять не претворятся в жизнь.

    Вторая часть комментария удалена, поскольку содержит оскорбительные фразы в адрес автора (другого человека). Напоминаем, что в комментариях пишут свое мнение на темы, поднятые в статье (новости). Переход на личности не приветствуется.
    MariUver

    • Аноним

      гражданин Вачис! Упражняйтесь в своём сарказме -или там иронии — в другом месте. Здесь Ваш комментарий неинтересен, ибо не несёт никаких конструктивных идей кроме критики. На мой взгляд размышления и идеи Сергея Никитина очень актуальны для моего народа. Спасибо что он излагает их.

  4. Вачис

    Господин Никитин!
    Научить детей писать,читать,разговаривать по-марийски тоже съезд нужен? Или большие деньги?Поддерживать свой язык на диалектном уровне тоже дополнительно что-то нужно?Бытовое общение, всего лишь. А кто этому мешает? Другое дело, если речь идет о развитии языка, его совершенствовании и т.д. Тут нужны учебники, литература, специалисты, в общем, вложения требуются.

    • Аноним

      Вачис, может сначала своих детей научишь марийскому? Твоя гнилая сущность в том, что ты сам ничего не делаешь в пользу марийцев, но еще всех делающих пытаешься облить грязью, оскорбить, обидеть, отстранить. Ты преднамеренно поступаешь так, к людям у кого болит душа за свой народ и пытается свою боль, тревогу и обеспокоенность за свой народ выразить через этот сайт. Твоя же цель отстранить людей от марийских патриотов, от этого сайта.

      • Вачис

        В мои обязанности не входить марийцам приносить пользу. Мый Андри-казна огыл, чтобы оказывать им материальную помощь.

        • Аноним

          Так все давно поняли, Вачис, что тебе наплевать на марийцев, марийский язык и народ. Ты ничего не сделал, чтобы сохранить язык — твои дети русскоязычны, сам ты пишешь безграмотно. Зато делаешь все чтобы уничтожить марийцев, унизить, оскорбить тех, у кого душа болит за свой народ и делает.

  5. Rongo

    Вачис, великая просьба не иронизировать над предложениями С.П.Никитина. Он ведь прав на все 100. Вот Вы ничего не предлагая, иронизируя над его предложениями хотите выглядеть умным, а зря. Пожалуйста будьте по вежливей над высказанными предложениями других, коль у самого их нет. Если имеете какую то мысль то добавьте к высказанному предложению. Лично я мысли высказанные в предложениях С.П.Никитина ценю и желаю чтобы оно нашло отражение в резолюциях съезда Мер Канаш и дошло бы до внимания Госсобрания и Правительства РМЭ. Спасибо за внимание.

  6. Abwehr

    Вачис, как и некоторые другие имена, — это проекты одного нам всем известного и «любимого» органа. Я удивляюсь вашей наивности, наши марийские патриоты… Неужели вы не понимаете, что их цель развести вас, разозлить и показать себя излишне эмоциональными, неадекватными?.. Просто игнорируйте вачисов 🙂

    • Аноним

      «Просто игнорируйте вачисов» — совершенно верно: вместо того чтобы обсудить предложенную Сергеем Никитиным тему, получается пишут комменты в адрес вачиса — забудьте про него не тратьте время и буквы и не реагируйте — надо обсуждать изложенную С.Никитиным статью, не отвлекаясь на пустое.

  7. Никитин С.П.

    Да, мы разные. По взглядам на мир, по уровню образования, понимания и культуры. Но, необходимо находить «точки соприкосновения», то общее, что нас объединяет, что может сплотить. Предлагаю, марийцам — представителям разных религиозных взглядов встретиться, изложить суть своей доктрины, найти то общее, что поможеть нашему народу выстоять и развиваться дальше. Не дискуссия, не бесплодный спор — а желание понять друг друга со своей точки зрения. Мы пришли к тем или иным

    религиям разными путями, в разных обстоятельствах — но мы ОСТАЛИСЬ МАРИ! Давайте, вместе пойдем в Будущее!

  8. Никитин С.П.

    Миссией восточных марийцев является сохранение традиционного мировоззрения, культуры. Увеличение численности, накопление богатства и знаний. Знаний, полученных от соседних народов, в результате труда в различных отраслях, приобретенных в учебных заведениях Удмуртии, Перми, Башкирии, Урала и Сибири. И отдать свой долг мы обязаны путем всесторонней помощи и марийцам, и Республике Марий Эл, и марийцам Кировской и Нижегородской областей. Взвесьте, какой вклад других регионов внесли в культурную, научную, производственную сферу Республики! о теперь, Йошкар-Ола потеряла привлекательность, и печальная реальность в том, что сюда уже не едут молодые, талантливые марийцы.
    Вместе с миграцией из Марий Эл творческих личностей и образованной молодежи, возрождение народа становится невыполнимой задачей. Поэтому, центрами марийской культурной, научной, политической, экономической, спортивной жизни, должны стать Казань, Ижевск, Нефтекамск, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург,Ханты-Мансийск. Эти «Центры» будут сильны при наличии горизонтальных связей, автономности, специализации. Задача – сделать Екатеринбург одним из Центров, была поставлена сразу после Восьмого Съезда. Что то было сделано, однако, дело застопорилось из-за амбиций, непонимания, отсутствия дисциплины

  9. Шемермучаш

    С удовольствием прочитал статью. Она весьма содержательна и интересна, заставляет на многие вещи посмотреть иначе.
    Из статьи видно, что народ мари находится в духовном тупике. Духовная ассимиляция мари, начавшаяся с XVIII века, в начале XXI века получила новый импульс. В ее осуществлении теперь участвует не только Православная Церковь, учреждения культуры и образования, но и западная массовая культура. Политические институты не проявляют должной заинтересованности в сохранении и развитии народной культуры. В тупике оказались национальная художественная культура и искусство. Они теряют национальный колорит, не отражают особенности народного мировоззрения. не стали духовным стержнем национальной культуры.
    Современная марийская культура, традиционная марийская религия оказались не в состоянии определить перспективные приоритетные мировоззренческие ценности, четкие, соответствующие современным этапам общественного развития, жизненные ориентиры, принципы и приоритеты формирования личности. Нет своей общенациональной этики, религиозной идеологии, способной управлять процессом духовного возрождения народа, преодолеть все возрастающие процессы аккультурации и ассимиляции.
    И наконец, отсутствует цивилизационная модель развития марийского народа, национальной общности. Национальная интеллигенция не озабочена вопросами разработки концепции марийской цивилизации. Народ мари не имеет четких ориентиров своего существования и развития. Отсутствуют институты, способные возглавить цивилизационное развитие народа, наладить непосредственные и прямые культурные контакты с европейской культурой. Существующие традиционные ценности размываются, они нуждаются в корректировке.
    Целиком и полностью поддерживаю предложения Сергея Петровича и считаю, что они обязательно должны найти отражение в резолюциях съезда.
    На мой взгляд, деятельность активистов национального движения в ближайшие 10-15 лет должна быть ориентирована на:
    -выработку цивилизационной модели развития марийской нации и культуры, опирающейся на традиционное религиозное мировоззрение, базовые ценности и приоритеты;
    — определение духовного стержня марийской культуры на базе реформированной традиционной марийской религии;
    — идейное, организационной и структурное развитие самой традиционной марийской религии, ее доктрины, ориентации, места и положения в обществе;
    -определение современных идеалов личностного развития современного высокоинтеллектуального марийца, ориентированного на познание мира, Вселенной, самосовершенствование и максимальную реализацию своих творческих потенциалов;
    -создание национальных институтов формирования личности, развития национальной духовности и культуры;
    — укрепление и расширение прямых, непосредственных контактов марийской нации, национальной культуры с культурой народов России, европейской и мировой культурой.

  10. ABTOXTOH

    Извините за назойливость, но повторюсь -все проблемы марийского народа давно были акцентированы на всех прошедших съездах и в работах наших пассионариев ( решусь с некоторыми оговорками так их назвать, посмотрите работы Ксенофонта Санукова или высказывания В.Танакова). Все Ваши умозаключения и предложения будут иметь смысл только после честных выборов «народного» президента России. Если в политическом строе России ничего не изменится, то на риторический вопрос Юрия Ерофеева «Быть или не быть черемисскому народу?» ответ будет однозначным -нет, не быть. Главная беда и боль марийского народа — принудительная искусственная ассимиляция, станет историческим фактом и через какие- то 50 лет, как предрекли кремлевские стратеги, народ мари исчезнет. А поэтому (об этом говорят и думают многие люди: и политологи и простые люди, и о чем Вы старательно обходите в своих «размышлениях»- предстоящие выборы это реальный шанс изменить судьбу этой страны, судьбу каждого члена семьи народов, которых в России более 100. Проблемы у этих народов одинаковые, беды одни и те же, и не решив сейчас главную беду- путинскую олигархическую заразу, все ваши съезды так и останутся «корпоративными сходняками» наиболее предприимчивых марийцев,( Конечно, будут среди делегатов съезда и искренно переживающие за судьбу народа мари, но они в конечном счете ничего не решают.) Никитин С.П.,вы все правильно в своих статьях написали и ведь никто не скажет что ,вы не правы, но хотел бы я посмотреть содержание резолюции съезда ,если он пройдет в назначенный срок.Тем более, мне кажется всё уже решено и она уже написана, и написано в ней будет примерно так ; » Есть проблемы, нужно решать, под управлением ЕР и всенародно-избранного Путина мы все решим.» Если мы все хотим изменить существующее положение марийского народа и страны в целом, то необходимо проявить больше чем волю- необходимо стать смелее и решительнее всем( делегатам 9 марийского съезда в первую очередь) и высказать свое отношение к существующему антинародному режиму. Значение съезда, который необходимо в таком случае однозначно провести до 3 марта, будет гораздо весомее, чем все Ваши высказывания и предложения , и тем более всё то, что будет происходить на съезде , если он пройдет в апреле и когда всем нам будет понятнее — кто есть кто. А так всё, что сейчас происходит на сайте это бла бла бла.

    • koramas

      Целиком поддерживаю высказывания Автохтон.Съезд нужно провести до выборов президента,потом будет бла-бла.

  11. Вен

    Я тоже внимательно прочитал « Размышления…». Могу подробно рассмотреть каждый пункт, кое с чем я согласен, с чем-то не согласен категорически, но боюсь быть неуслышанным, боюсь не получить ответа от автора, т.к. не отвечать стало нормой у авторов. Но общий вопрос ко всем поставлю. Мне кажется, что все те задачи, которые озвучил автор, уже ставили перед марийским народом лет 20 назад. С.П. Никитин – член Всемарийского Совета, ветеран национального движения, неужели он не помнит об этом? Т.е. когда-то говорили об этих же проблемах, прошло 20 лет и ничего не сделано? И народ в беде, язык уже на грани исчезновения? И мы опять повторяем те же слова: надо, нужно, должен… Пройдет еще 20 лет и совсем седой уже один старик на страницах одного эстонского сайта скажет: « Я последний человек, который знает марийский язык…»

  12. Сергей Петрович,мы так и не обменялись телефоном .Мой телефон 89028786361 Есть разговор.

  13. Доброжелатель

    Ходят слухи,что Республиканский центр марийской культуры Марий Эл вновь переезжает на другое место. Также (уже более 20 лет ютится Марийский ТЮЗ.Почему нет у них постоянного места? Почему не поднимаете этот вопрос?

  14. Asess

    Читая комментарии, на ум приходит финская пословица «Немного полаяла, но ни разу не укусила». Кто-нибудь, в первую очередь те, кто отвечает за духовное наследие народа, подготовил и готов выступить с содокладом ( первый доклад -яковлевский) на съезде Мер Канаш?.

    • sam

      Да убрать нужно эту яковлеву и срочно, как это не понятно? Она же подстава. Она как Моисей евреев еще 30 лет по кругу будет марийский народ водить куда ей укажет власть. А значит в яму.Ни чего с ней не решить , не сделать и не поменять. Потому что у власти задачи другие. Власти нужно сделать национальное движение ручным кукольным театром, балаганом на праздник, для имитации заботы о нации.

  15. шемуермучаш

    Для сведения будущих участников съезда
    Регионы РФ Численность марийцев по данным переписей
    2002 — 2010 — %
    Кировская обл 38 930 — 29 598 — 76%
    Пермский край 5 395 — 4 121 — 76,4%
    Нижегород обл 7 757 — 6 415 — 82,7%
    Свердловская обл 27 863 — 23 801 — 85,4%
    Удмуртия 8 985 — 8 067 — 89,8%
    Росс Федерация 604 298 — 547 605 — 90,6%
    Марий Эл 312 178 — 290 863 — 93,2%
    Башкортостан 105 829 — 103 658 — 97,9%
    Хант-Манс округ 7309 — 7289 — 99,7%
    Татарстан 18 787 — 18 848 — 100,3%
    Республика Чувашия 3 542 — 3 648 — 103%

    • sam

      что-то цифры не понятные.

      • Аноним

        В Кировской области в 2002 г. было 38 930 мари, а в 2010 г. 29 598, т.е. 76%.
        Не зря пермские мари били в набат на этом сайте, а мы их даже не услышали и не помогли. Положение у них и у Кировских наихудшее. Так что Васькинскую основную школу надо любыми средствами СОХРАНИТЬ!

  16. nashviktor

    «Чынак, чынак тыланда ойлем: Мый шорык-влаклан капка улам, Мый дечем ончыч толшо-влак чылан вор да агыше лийыныт. Но шорык-влак нуным колыштын огытыл. Мый капка улам: ко* Мыйын гоч пура, тудо утаралтеш: пура, лектеш, олыкым муэш. Вор агаш, пушташ да пытараш веле толеш. Мый илышым, тичмаш илышым, кондаш толынам. (Ош Поро Кугу Юмын айдеме Эргыже).

  17. Шемермучаш

    Наиболее быстрыми темпами ассимиляция марийцев идет в Кировской, Пермской, Нижегородской, Свердловской областях, то есть там, где на развитие национальной культуры немногочисленных нерусских народов не обращают внимания. Проблемным регионом стала и Удмуртия. В РФ число марийцев за 2002-2010 годы уменьшилось на 9,4%. В Марий Эл число марийцев уменьшилось на 21315 человек, В среднем каждый год число марийцев в титульной республике сокращалось на 400 человек. Если ассимиляционные процессы пойдут такими же темпами, то ко второй половине — концу 21 века действительно не останется в РМЭ ни одного человека, осознающего себя марийцем и владеющего родным языком.
    Почему в титульной республике столь высоки темпы ассимиляции марийцев, в то время как в Татарстане число мари возросло. Взять тот же Горномарийский район, где администрация района обращала внимание на развитие культуры местного населения и, как результат, численность горных увеличилась. Подобное явление наблюдается и в Мордовии. Есть чему поучиться не только руководителям районов, членам Правительства РМЭ, но и активистам национального движения.

  18. Аноним

    Уважаемый ШЕМЕРМУЧАШ! Ваше Определение направлений развития для меня близки и предложил бы их дальнейшую разработку в плане структуризации на экономическую, политическую, культурную, религиозную, и другие варианты, составляющие. И, мне кажется, необходимо добиваться , чтобы решения съезда были отражены в планах работы (развития) правительства ( конкретное отражение решений съезда в планах министерств). И в данном случае , где бы не проходил съезд, на съезде должен работать Глава Марий Эл. Только прямой диалог, без посредников, даст , возможно, какое-то движение.Без властных структур, которые обязаны работать для народа, а мы народ,накопившихся проблем не решить.Те вопросы, которые предложены для обсуждения на съезде — они не серьезны и не отражают проблем , которые накопились в сфере экономики,в образовании и др. отраслях, тем более политическую ситуацию.Предлагаю:за оставшееся время излагать вопросы для обсуждения на съезде.

  19. Местный

    На интернет- голосование: Как вы относитесь идее проведения 9 съезда народа Мари?
    Варианты ответов:
    а) не поддерживаю;
    б) не поддерживаю, так как Пленум Мер Канаш в ноябре не легитимный и нет актуальных вопросов;
    в) поддерживаю проведение в апреле г. Йошкар -Ола;
    г) поддерживаю проведение в апреле 2012 года, в другом регионе;
    д) поддерживаю на более поздние сроки в г. Йошкар- Ола, после Всенародного обсуждения конкретных актуальных вопросов, предварительного доклада Оньыжа, проекта резолюций съезда;
    е) поддерживаю на более поздние сроки в другом регионе,
    после Всенародного обсуждения конкретных актуальных вопросов, предварительного доклада Оньыжа, проекта резолюций съезда;
    ё) поддерживаю проведение до 04 марта 2012 г. в другом регионе с главным вопросом-Выборы Президента России.

    Мари Увер! Так будет и честно, и демократично. На второстепенные темы отвечаете, а на жизненно важные — тишина. Вас купили что-ли? Тогда других блогеров попросим
    и всё равно узнаем мнение народа, а не «придворных».

  20. Rongo

    Местному. Ну Вы и провокатор.

  21. Местный

    Кто из нас провокатор это большой вопрос????? «Вылез из норы, ляпнул незнамо что и дальше дремать.» Лучше, если Премудрому пескарю созерцать в глобальной сети молча.

  22. Rongo

    Местному. Что заело, а результат голосования не в Вашу пользу.
    Не надо вносить раздор в Мер Канаш, хватит делить шкуру не убитого медведя, надо всем марийцам консолидироваться, находить правильные решения во имя развития марийского движения.

  23. Никитин С.П.

    Не углубляясь в вопросы культуры, замечу, что нужно мнение экспертов по состоянию национальной культуры. Театральный фестиваль «Майатул», показывает, что наши театры неплохо смотрятся. Среди ФУ театров! причем, венгры и финны представлены не грандами. Вопрос — а как мари театры смотрятся среди всех российских? Очень жаль, например, что Самырык театр, не участвует в «Коляда — фестивале» в Екатеринбурге, хотя имеет его пьесы в своем репертуаре. В прошлом году, Театр был в Екатеринбурге, почти в это же время. Неприятно, но на просьбу об информационной поддержке, рекламе, визите министра культуры, мне ответили, что, мол, это не дело Минкульта РМЭ, а проблема тех, кто пригласил театр!?

  24. Никитин С.П.

    Значит Театр, должен сам выкарабкиваться и выживать. Но мы, мари Урала, видим, что на высшем уровне встречают президентов Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министров Чечни, Алании, Мордовии. В рамках визита открываются выставки, проходят концерты, показы кино. И наше желание видеть на той же «Уральской финноугории» высокопоставленных чиновников, не от желания лицезреть начальников, а видеть подтверждение, что мы «уровне». Смешно и грустно, но за четыре года было два визита из Саранска, а из Йошкар-Олы ни одного! За 10 лет, дважды приезжала зам. мин. культуры Ширяева Г.С. — в Красноуфимск и Екатеринбург с рабочими визитами. Один раз Яковлева — с кратким визитом в три деревни. Значит

  25. Никитин С.П.

    Фактически, программа «Марийская диаспора», в Свердловской области не выполняется. Или мнение, что «марийцев Нижегородской области мы потеряли», касается и Урала? И наши проблемы — это Наши проблемы? Хотя, вывод, что «Йошкар-Оле мы не нужны», оглашен уже пятнадцать лет назад еще теми лидерами уральцев. Но, слава богу, еще есть молодежь, которой предстоит пройти все этапы — от эйфории до разочарования. Поэтому, в МНД выдвигают молодежь — она несведуща, наивна и доверчива. В культурной сфере нужен творческий прорыв, что то новое. напрмер, в

  26. Никитин С.П.

    Например, в Екатеринбурге есть дуэт барабанщиков, с зажигательными композициями. А почему нет марийских барабанщиков-новаторов? Или мы не способны творить, а можем только копировать? Нравится или нет, но марийские песни в сопровождении оркестра руских народных инструментов звучат не совсем по-марийски. Мне кажется, что наша культура развивается по кругу, а не по восходящей спирали.

  27. Никитин С.П.

    Хотя, нельзя отметить, что имеются «прорывы» в песенном творчестве. Нет, не «марий попса», а некоторые песни Вячеслава Осипова звучат так, словно — «он получил мелодию свыше, из Космоса, от Бога», — как сказал один из слушателей после прослушивания «Кидыштемже пеледыш аршаш». Такую же оценку можно дать и В.Юшкину. А Станислав Шакиров — один из тех, кто в современную песню привносит традиционные мотивы.

  28. Чотркар

    Республикысе Марий культур рӱдерын да мари еҥын пӱрымашыже.

    Марий тӱвыра рӱдер “Автодор” культур полатыште, Орай уремыште, верланен. Тудо шинчалан перныдыме. Совет жапыште чоҥалтше полат лач корным чоҥышо организацийын («Марийскавтодор») яра жапым пайдалын эртараш шонымаш дене шочын. Тунам тыгай тӱвыра порт-влак ола мучко ятырын лийыныт.

    Шарналтена «ВОС» ДК, Дзержинский лӱмеш тӱвыра, Офицер-влакын портыштым, Совет армий пӧрт да т.м. Нуно ансамбль, семӱзгар, сценылык вургем дене кугешнен концертым шынденыт, вуйышто аяр дене ушым аҥыртылаш шонымаш озаланен огыл. Но жап вашталтме семын нине тӱвыра пӧрт-шамыч петыралтыч, озаштат вашталте.

    Тиде пӱрымашым “Автодор” культур пӧрт пален ыш нал, молан манаш гын 2002 ий гыч тушко Республикысе марий тӱвыра рӱдер тольо да чулымын пашашке пиже. Пӧлемым 8 еҥан организаций «Марийскавтодор» деч айлен налын, арендылан шийвундым тӱлен.

    2002 ий гыч 2011 ий марте 9 идалык эртен. Тиде жапыште ятыр оҥай мероприятий-влак эртаралтыч. Кажне арнян эртаралтше Марий касышке калык чулымын кошташ тӱҥале, вӱргече еда марий самырыкъеҥ “Автодорышко” вашкен.

    Вес регионышто тӱп илыше марий-влакат ик гана веле огыл уна семын але же семинарышке толын каеныт. Шорыкйол, Ӱярня, Кугече йӱла пайремым эртарымашке ялла гыч фольклор ансамбль-влак вашкеныт, йоча дене паша шолын: «Самырык тукым», «Пеледыш тукым» ятыр мастар йочам куштен.

    2012 ийыште «Автодор» тӱвыра полатын озаже вашталте, «Марий Эл Дорстрой» акционер ушем лие. У оза толмеке паша у семын кайыш. Сентябрь тылзын ремонт тӱҥале. Калыкыште манеш-манеш кошташ тӱҥале: Автодорым петырат?! Но рӱдерыште паша тыгак каен: октябрь тылзыште Марий кас 25 ияш пайремжым палемдыш, марий дискотекышке марий гына огыл оласе руш калык коштын.
    Але вара Марий рӱдер петырымаш Марий погынлан пӧлек лиеш?

    Чоткар.

  29. Доброжелатель

    То, что убирают Республиканский центр марийской культуры из ДК «Автодор»- это предвиденное явление. Попробую доказать. В пошлом году из этого здания был вытворен, а потом закрыт, Департамент дорожного хозяйства РМЭ. Надо сказать, что руководителем этого ведомства являлся Смирнов Ю Н, мариец. А теперь стал неугодным кому-то и республиканский центр марийской культуры. Спасибо правительству РФ, что вносят закон о защите малых народов. Может быть потом перестанут давить марийский народ …

  30. Rongo

    То с одного места, то с другого места выгоняют Республиканский центр марийской культуры. А не пора ли объявить сбор средств на приобретение здания для центра и выкупить пригодное для этой цели здание в собственность Республиканского центра марийской культуры.
    Вопрос будет решен раз и на всегда.

  31. Иван

    А ведь татарскому центру нашли место.. А марийскому-нет…Странно! Жаль марийцев.

    • Аноним

      Татарский центр тоже был под угрозой ликвидации. Просто сами татары смело и открыто выступили за свой центр, их кстати поддержал данный сайт и обращение переправили Шймиеву. Шаймиев позвонил Маркелову, тот быстро отреагировал и тат. центр оставили в покое:
      http://mariuver.wordpress.com/2009/03/10/pokoe-tatrskii/
      Марийцы сами сидят трясутся, боятся, никто открытых писем не пишет, татары нас тоже забыли — не поддерживают.

  32. Rongo

    Уважаемый «Аноним» у Вас очень хорошие мысли, но мне кажется, что большинство марийцев не желают быть марийцем, не хотят знать язык своей матери. Правильно Вы говорите, чтобы решения съезда Мер Канаш нашло отражение в планах работы Правительства и в решениях Госсобрания в вопросе сохранения идентичности марийского народа, оказание духовной помощи марийцам проживающим за пределами Республики в организации их сплоченности. Но вряд ли это получится, потому что
    в Правительстве и Госсобрании отсутствуют доброжелательные и сочувствующие люди к марийцам. Вот в чем проблема.

  33. Аноним

    Спасибо Rongo. Согласен с Вами, в правительство да и в глав районов попали те, кто просто спекулирует на нац. вопросах, и использует коренное население в личных целях. А местные всегда верили тем, кто говорит о проблемах села, обещающим решить незначительные проблемы, как провести водопровод, расчистить дорогу, подарить автобус для школы и таких моментов очень много. Конечно, водопровод стоит денег, но не было, я полагаю, вести Президента России в деревушку, где нет водопровода, но расположены там дачи чиновников из серого дома. Их, конечно, не показали. Но через 3 месяца водопровод появился почти под эгидой ЕР, следовательно, Президент Медведев-хороший для всех, особенно, для чиновников, так как за счет бюджета водопровод прокладывается при наличии в деревне около 80 домов и то только при наличии денег и нужно обязательно попасть в какую-то опять программу. И народ увидел хорошего царя, и ЕР сработала отзывчиво на чаяния народа, и как красиво стало жить народу в деревне.( вопрос какому?). На данном историческом этапе народ должен выживать только сам (если сможет). правительсто и гос. собрание — это трибуна для льва и зал для соответствующих послушных, других нет. А если были , то их уже…Если съезд марийцев пройдет в том же ключе, и не будет заявлено во всеуслышание, что о тех проблемах, хотя бы, которые уже заявлены в Мари Увер, то стыдно будет называться марийцем, т.к. очередной раз вытрут об нас ноги и мы все это будем терпеть. А Иуды марийские будут (все конечно относительно, пример Яковлевой-кому она нужна стала, что была очень послушной и т.д.) (см. i- удо,или I-удо опять марийское слово- икте удо ( в переводе,I ( один) плохой) «почивать в лаврах» Предателей никто не любит. Времени остается очень мало ,но все молчат. Молчат о выборе делегатов, о нормах представительства, имеются и др. вопросы. Всем спасибо.
    ,

  34. Rongo

    Недавно по Московскому каналу смотрел передачу о митингах, депутатов и об устройстве порядка. Мне очень понравилось выступления населения и депутатов местного самоуправления.
    Мы сейчас в комментариях говорим об очень высоком и не досягаемым. Мы говорим про выборы Президента РФ, депутатов ГД.
    Эти вопросы мы одни комментаторы не решим, это решит народ. Быть Президентом РФ Путину или кому то другому наших республиканских голосов очень мало, тем более марийских. Надо сейчас вести разговоры о сельских, районных и городских депутатах. Чтоб там были больше марийцев и через них решать все вопросы. Как раз эта мысль проходила в той передаче.

  35. Местный

    Аноним, хорошие мысли. Только, чтобы не повторилось прошлое, все силы сейчас надо консолидировать на выборы. Именно от наших голосов на выборах будет решаться судьба Республики. А Rongo лучше игнорируйте, он только бла-бла-бла в маркеловское русло.
    А вопрос съезда ещё даже не решили — проводить или не проводить?

  36. Никитин С.П.

    Еще раз — о культуре. Считаю, что почти в каждой деревне, в развитие марийской культуры вкладываются миллионы, или сотни тысяч рублей. Имеются ДК, они отапливаются, платят зарплату директору, худруку, библиотекарю, техничке, кочегару. Пока есть возможность — эти учреждения должны работать именно на национальную культуру! Вот поле деятельности для общественников. Наполняемость залов, охват всех возрастов, несколько кружков, истрепанные читаемые книги, небольшие мероприятия в семьях, домах, усадьбах.Как активный читатель и селькор, самодеятельный певец, танцор, артист, организатор мероприятий, причем и мои сыновья учасствовали в самодеятельности, и жена

  37. Никитин С.П.

    могу сказать, что низовое звено, активисты самого массового уровня еще слабо организованы и обучены. Во мгогих ДК работники задавлены рутиной, засиделись. Поэтому, вместо состязательности имеем неприятие, зависть к успешно работающим специалистам. Есть, есть творчески работающие, но есть и те, кто просто отбывает время, и ничего не делает для народной и общей культуры. Познавательность, и воспитание, укрепление чувства гордости, желания жить и творить — вот над чем надо работать активу, помогать учреждениям культуры.

  38. Никитин С.П.

    Уважаемый МариУвер, наверное, пора выпустить третью часть статьи.

  39. Rongo

    Местный, незнай кто бла-бла-бла, но данный термин мне лично не понятен, разъясните его значение не понятному. Вот вы что то ждете от съезда, а что конкретно никто не называет, только и говорят Яковлеву вон. Да она уже вон, её политическая карьера завершилась. Говорите про выборы. Но что решит наше 370 тыс голосов от страны лимонии в большой России, если еще проголосуют так? Вернусь к съезду. Если решения съезда не будет услышан Правительством и Госсобранием Республики Марий Эл, то грош ему цена. На съезд надо выходить разумными предложениями и их отстаивать, чтобы быть услышанным. На съезде выступления должны быть яркими, резонными, выводами и предложениями, чтоб предложения нашли отражения в решениях. Если собраться на форум и покричать с трибуны и нести все возможные несуразные лепеты, выпустить свой пылкий пар, то такие собрания никому не нужны.

Добавить комментарий