В Интернете голосуют за установку в Йошкар-Оле памятника Чумбылату

В Интернете голосуют за установку в столице Марий Эл Йошкар-Оле памятника древнему марийскому герою и князю Чумбылату. Голосование проходит в группе «Йошкар-Ола» в социальной сети ВКонтакте.ру.

На момент опубликования новости за установку памятника Чумбылату высказалось 45,8 процента принявших участие в голосовании, против — 29 процентов, не выразили определенную позицию 25,2 процента.

Один из участников голосования предложил снести в Йошкар-Оле все остальные памятники, но увековечить память о древнем марийском князе. «Надо ставить, где нибудь на набережной, если там вообще найдется место. А то Мари парк снесли, куда деться коренной нации, только в церкви и ходить», — прокомментировал другой посетитель группы.

*** Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию. Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке (ныне город Советск), куда она была перенесена из Кокшарова (ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укрепленные центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне Киров), в результате которой их стерли с лица земли. По этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. Чумбылат прожил долгую жизнь. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки Немда.

По преданию, он завещал своему народу в случае большой беды прийти к его могиле и попросить помощи. И, как повествует народная молва, он помогал людям в трудное время. Но однажды нашелся среди них негодяй, который решил проверить, встанет ли Чумбылат из могилы. Князь обиделся на неверующего и больше не вставал на помощь. Несмотря на это, народ продолжал ходить на гору молиться Ош Поро Кугу Юмо и Чумбылату, которого позже в молитвах стали называть Кугу Курык Кугыза (Царь Большой Горы). Марийцы верили, что Чумбылат помогает марийцам молиться, доносит их молитвы вышнему богу.

Гора Чумбылата на берегу Немды в 2010 году стала победителем международного конкурса «Семь чудес финно-угорского мира», а сам князь Чумбылат вошел в число победителей международного конкурса «Имя финно-угорского мира», который прошел в 2011 году. Организатором конкурсов выступил Инфоцентр FINUGOR.

Источник: FINUGOR

Ссылки по теме:
Мнения по установке памятника в Йошкар-Оле Чумбылату разошлись
Чумбылат (на марийском)
Чумбылат — марийский национальный герой

48 комментариев

Filed under Новости

48 responses to “В Интернете голосуют за установку в Йошкар-Оле памятника Чумбылату

  1. Очень верное предложение, давно бы надо поднять данный вопрос, а также организовать установки скульптур марийским лужавуям (князьям) Мамич Бердею и Болтушу. Кто меня поддекржит и предложить где эти скульптуры разместить

  2. Никитин С.П.

    А переименовать Оболенского-Ноготкова в Мамич-Бердея?

  3. Rongo

    Сергей Петрович, уважаемый, да не трогайте этого Оболенского-Ноготкова, коль поставили то пусть стоит и нечего его переименовывать, а оставить как первого воеводу русского завоевателя. В период его правления начал возникать населенный пункт Царев град, мы должны осознавать и помнить то что он первично приложил усилие возникновению города Йошкар-Ола. Вот у меня есть другое предложения рядом стоящего с Оболенским святого Игоря перенести во двор Вознесенского храма, на место его поставить скульптурное памятное сооружение Чумблату, С патриаршей площади скульптуру Алексию II переместить во двор храма что рядом с русским драмтеатром, а на его место водрузить скульптурное памятное сооружение Мамич Бердею. Я лично хочу сказать всем будущим коментаторам, мы научились за Советское время все разрушать, а памятного ничего не создавать. Что поставили то все за наши рубли и пусть стоят, кушать не просят.

    • nashviktor

      Когда филистимльяне теснили израильтан за ихние грехи,( в основном идолопоклонство, поклонение умершим…) так, что кушать нечего было, израильтяне взывали к Богу Авраама, Исаака, Иакова т.е. к Богу Всевышнему. И Бог взращивал у них лидера, люди каялись перед Богом за поклонение другим богам и Бог через лидера спасал от захватчиков. Я думаю нам более вдумчиво посмотреть на свою религию.

  4. Арбор

    Помните Rongo и скажите своим детям и внукам: Оболенский-Ноготков не только завоеватель, но и каратель!

  5. Аноним

    «Йошкар-Ола»- это закрытая группа. А как же проголосовать? Совершенно согласна с комментаторами что в Й-0ле нужно ставить памятники Чумбылату, Болтушу и Мамич Бердею и надо за это бороться ( особенно сейчас), иначе непонятно любому гостю столицы Мари Эл — в каком городе он находится, — нет национального лица столицы в отличие от других столиц республик россии.

  6. Местный

    снова «аноним» теперь женщина.» особено сейчас» не памятниками надо заниматься, а подготовкой к выборам, и национальное лицо столицы будет только в отсутствие пришлого «поэта».

  7. Вачис

    «Шорык йол» пайрем дене, марий шамыч!

  8. сельчанин

    вотвот почему в Йошкар-оле столице марийской республики нет ниодного памятника национальным героямм и истрорическим личностям нашего народа. одни пушкины, монархи-патриархи, ноготковы.
    видимо незря пушки которые стоят на площади оболенского смотрят на дом правительства)) былибы они ещё рабочие их бы народ пошол использовать по прямому назначению))

  9. Rongo

    Арбору. Если хочешь знать: в карательных операциях против луговых черемис в 1 черемисскую войну участвовали воеводы Б.И.Салтыков, Д.Адашев, С.Микулинский, А. Курбский, И.Мстиславский, Ф.Троекуров, Д.Одоевский, во 2 черемисской войную войну воеводы А.Д.Палецкий, Я.Г.Наумов, в 3 черемисскую войну Ф.Лобанов-Ростовский, И.О.Ноготков-Оболенский, И.Елецкий, Х.Залеский, Ф.Масальский, Е.Плещеев, И.Воротынский и другие.
    Наши читатели узнали и ополчились на И.Ноготкова-Оболенского после установки его скульптурного памятного изображения на площади в честь его имени. О нем большинство марийцев ранее ничего и не знали. Кто в то время не были карателями против луговых мари, да все русские, даже свои же марийцы горной стороны, которые предали Мамич-Бердея. Уважаемый Арбор немножечко полистай исторические издания и учебники. Лично я считаю надо знать все исторические личности наших завоевателей и наших лужавуев, сотенных князей, повстанцев которые отважно сражались против завоевателей и надо отдать должное нашим героям, а также не забывая таких лиц как И.Ноготков, который положил основу для возникновения нашего города. Мои дети немножечко историю российского народа знают, а внуки изучают в школах. Когда то один умный человек на лекции сказал:» Физиками или математиками Вы может и не будете, но историю своего народа должны знать»

    • nashviktor

      Что посеешь то и пожнешь, посеешь ветер пожнешь бурю. Марийцы участвовали в захвате и разгроме старого Киева вместе с татаро-монголами (Карамзин ), потом долго бесчинствовали в Московском княжестве убивая и захватывая людей. Перед взятием Казани десятки тысяч( как в Чечне сейчас) пленные русские рабы жили в татарии. На месте Ивана Грозного я -мариец поступил бы также.

  10. где голосование то?

    залез в группу чёт ненашёл там этого голосования(

  11. Местный

    Rongo, что уже совсем да? Сравнил карателя Ноготкова с горными. С какой целью хочешь поссорить луговых и горных? Междоусобицы нам только не хватало.

  12. Арбор

    Дорогой Ронго! Спасибо за историческую справку. Марийцы правильно сделали, что забыли об этих карателях, ушедших в преисподнюю к Сатане… В исторических документах нет четких сведений о том, что слуга дьявола -каратель, изображенный всадником на площади перед Серым домом, действительно доехал до города на Кокшаге. А город основали еще до него. Причем марийские легенды говорят, что на месте Йошкар-Олы еще до основания города существовало большое селение.

  13. Вачис

    Не понял, от результатов голосования Маркелов выделит деньги на установку памятника? И Вы верите этому? А у него, как всегда, для марийцев нет денег. А сами ради своего национального героя не хотите выделить ни копейки? Давно бы собрали по 100-500 рублей и установили памятник. Так, проявите же свой «патриотизм». Укажите р/с, сам первым перечислю деньги на установку памятника.

    • Вачис

      Предлагаю всем, кто проголосовал «за» в социальной сети, перечислить каждому по 500 рублей на памятник.

      • Вен

        У меня тоже лежат припасенные для этой цели 1тыс. рублей. Где-то директор музея им. Колумба собирает деньги. Но там какой-то сомнительный адрес.

      • Аноним

        Если проголосую мне 500р перечислят?

  14. Никитин С.П.

    А все таки, самым-самым памятником Чумбылату будет, если к его камню, на Немде не иссякнет людской поток.

    • А этот поток никогда не иссякал, всегда были люди кто туда ходил, потому мы об этом и помним. И этот поток с каждым годом только расширяется. А памятник Чумблату будет стоять на центральной площади и площадь Ленина станет площадью Чумблата!

  15. Rongo

    Местному, боже упаси, чтоб поссорить горных и луговых. Об этом говорит история, а не я.

  16. Вачис

    «На момент опубликования новости за установку памятника Чумбылату высказалось 45,8 процента принявших участие в голосовании, против — 29 процентов, не выразили определенную позицию 25,2 процента.»

    —————————————————————————————————

    Интересно, как выглядят эти цифры в количественном соотношении, а не в процентном?

    Сколько человек приняли участие в голосовании?

    Просьба к организаторам голосования выложить эти цифры в количественном соотношении.

  17. Чирмишхан

    Rongo, каратель марийского народа в центре нашей столицы — это абсурд! Может ещё посоветуешь цветы ему подносить и периодически поклоняться за то, что он «положил основу для возникновения нашего города»? Да по большому счёту всё равно, сколько было этих имперских полководцев…, это погоды не делает, не должен стоять Ноготков как устрашение, как доминант над марийцами и как хозяин на НАШЕЙ земле! Психологически присутствие этого памятника призвано указать коренному народу своё место в углу и показать, кто в доме хозяин. Ни один другой памятник в Й-Оле не несёт такой гнилой смысловой нагрузки, как памятник Ноготкову! Поэтому я твои доводы не принимаю.

    Кроме того, история говорит о том, что ещё до Ноготкова на месте Йошкар-Олы было марийское поселение, которое русские именовали Тутаев, и когда оно было основано — одному Богу известно. Каратель не ставил своей целью создать столицу для марийского народа, а наоборот — наладить военное управление завоёванным краем и пресекать любые попытки освободительного движения… А до этого он участвовал в карательных операциях по «усмирению луговых черемис». Короче, гoвнo этот Ноготков… Если ты считаешь, что твои дети/внуки «должны знать историю своего народа», скажи им об этом.

    Ни один нормальный народ не допускает ставить в центре своей столицы памятник покорителю. Только у нас-дураков это возможно. Со стороны руководства республики это по крайней мере не этично, а для коренного народа это как красная тряпка для быка. Наше руководство, похоже не знает меры с установкой оккупационных символов, а когда переполнится последняя капля народного терпения, под раздачу могут попасть даже невинные памятники. Полетят «клочки по закоулочкам» так, что мало не покажется. Пока не поздно, я предлагаю передать памятник Ноготкову в другой регион, и пусть ТАМ им гордятся. Если он никому не нужен, по крайней мере отправить его в «закрома». А вообще, пока он стоит на центральной площади, его каждый день нужно забрасывать тухлыми яйцами. Пусть администрация знает позицию коренного населения, а образ «усмирителя» будет знать своё место.

    В центре Йошкар-Олы как символ марийской государственности должен стоять памятник Мамич-Бердею, который смог объединить под свою руку не только марийцев, но и татар, и удмуртов и др., а памятнику губителя марийского народа — НЕ МЕСТО!

    • Вачис

      Так стоит же там памятник основателю МАССР В.И. Ленину. Еще что надо? В принципе, там памятники должны стоять большевикам марийским и не марийским, как основателям МАССР.

    • Я

      Чирмишхан, здорово. класно во всём прав. поддерживаю вас!!

  18. Общественность Йошкар-Олы требует установить еще один памятник
    http://www.marimedia.ru/news/item/14610/

    …для установки нового памятника инициативной группе потребуется написать заявление на имя мэра, далее прошение пойдет в комиссию по рассмотрению вопросов установки мемориальных досок и памятных знаков.

    ИА «МариМедиа»

  19. Аноним

    nashviktor, хватит марийцам тут проповеди читать, это не христианский сайт. Истину знает только Бог и какая религия «правильная» и кому поклоняться знает только Бог. Все религии придумали люди и некоторые сторонники некоторых религий почему-то считают, что знают истину. Т.е. человек ставит себя на место Бога, не это ли грех?

    • nashviktor

      Дети божии знают отца, поэтому знают истину. Неужели бог не делится с нами истиной, неужелы мы обречены жить во тьме своих убеждений. Люди придумали религии от того, что все народы ищут бога. Значит людям нужен бог. Согласен, мы не знаем и не видим его. Но он сам спустился на землю стал человеком, и сказал* кто видит меня видит отца небесного.*

    • nashviktor

      Я проповедую Ош Поро Кугу Юмо. Какой смысл христианам проповедовать?

  20. Rongo

    Чермишхану, Вачису и Я. Во первых это не памятник, а скульптурное сооружение основателю г.Йошкар-Ола, к вашему сведению памятники ставят на могилах усопших. Только не согласен с надписю «Воеводе Ноготкову», если было бы написано «Основателю г.Йошкар-Ола» то не было бы никаких настоящих споров. Во вторых проходя мимо скульптурного сооружения Ноготкову не вижу следов тухлых яиц. В третьих родовое поселение Тутаевых по легенде располагалось на р.Ошле. У древних марийцев крупных населенных пунктов как в настоящее время не было, а были родовые имения. Уважаемые, не Чумбылату надо создать скульптуру, а сотным лужавуям Мамич Бердею и Болтушу, так как последние были настоящими борцами против завоевателей, а Чумбылат это легендарный персонаж. Вот правильно высказался С.П.Никитин «Самым-самым памятником Чумбылату будет, если к его камню на Немде не иссякнет людской поток». Вот будет правильно если соорудить памятник Чумбылату на месте его захоронения. Не надо путать основателя МАССР с основателем г.Йошкар-Ола. Надо уметь различать муху от котлеты уважаемый Вачис. Уважаемый «Я» откуда Вы знаете что Чермишхан прав. У него даже прозвище оканчивается на «хан». Я уважаю высказывания всех и Вши уважаемые выше перечисленные Чермишхан, Вачис и «Я». По моему уже историю нам с Вами не вернуть, я уже неоднократно высказывался по поводу скульптурных сооружении немощному и больному царю Алексею, и неизвестному священнику Игорю, который стоит рядом с Ноготковым и патриарху Алексию 2.
    А вот разрушительные мысли не следует вынашивать, а то мы привыкли все созданное разрушать, и больше ничего не умеем. В годы Советской власти по разрушали все храмы, а сейчас вновь воссоздаем. Любые архитектурные и скульптурные сооружения это памятники истории. Я вот сожалею что разрушили гостиницу Йошкар-Ола. Это был брент нашего города, архитектурный памятник периода развитого социализма, так же сожалею по уничтоженному к/т «Рекорд» со сквериком, «Мари парк». Я боюсь, если Главой останется Маркелов, то могут снести и Маргостеатр. Как Вы уважаемые думаете? С добрыми пожеланиями ко всем местный абориген.

  21. Аноним

    Чирмишхан прав и мое уважение ему!
    Ноготков — не был основателем Царевококшайска, который построен на месте марийского поселения, а у мари были свои крепости и города до завоевания русских. Вот, что пишет уважаемый историк г-н Сануков о Ногокове:
    http://mariuver.info/rus/articles/soc/2006/12/03.html
    Никаких общественных слушаний, обсуждений по памятнику Ноготкову не было, твой ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН, решил и поставил.

  22. Аноним

    Чумбылат — легендарный герой Марийского народа. По легенде ОН начал обучать народ мари грамотности, ОН видел будущее нашего народа, забывать ЕГО мы не должны. Я за то, чтобы установить памятник в центре Йошкар-Олы памятник Чумбылату.

  23. Яшметов Е.И.

    Чумбылат является почитаемым, легендарным героем марийцев. Ему ежегодно народ поклоняется на Чумбылат горе. Это история всех народов живущих в Марий Эл.

  24. Чирмишхан

    Rongo, удивляюсь я твоим мыслям, вроде зрелый человек… Памятник — это не обязательно на могилах усопших, пора бы уж и знать. А вообще, какая разница — памятник, скульптурное сооружение, да хоть как назови, НЕ МЕСТО Ноготкову на центральной площади столицы Марий Эл!

    Тухлых яиц не видишь — и плохо, я тоже не вижу. Я бываю в Й-Оле редко, но если прохожу мимо, плюю в сторону убийцы наших предков, хотя это и некрасиво, но его присутствие ТУТ — оскорбительно. Тухлые яйца были бы в самый раз.

    Мне не интересно, где было родовое селение Тутаевых, я лишь привёл факт из истории, что крепость поставили в марийском поселении, именуемом русскими Тутаев, в одном из центров волнений.

    Да, у меня прозвище оканчивается на «хан», и что? Продолжай! Очень интересен твой дальнейший ход мысли. Хочу понять, дружишь ты с головой или просто ляпаешь, что взбрело.

    Прав я или не прав, пусть каждый решает сам. А в твоих словах я логики пока мало наблюдаю. Одно дело — безобидное здание, другое дело — памятник Ноготкову, разрушительно влияющий на сознание мари и затаптывающий его «Я» конём карателя. Ты правильно говоришь, что нужно отделять мухи от котлет, только сам, к сожалению, не пользуешься этим. Как можно сравнивать по своей сущности сохранение нейтральной к народу мари архитектуры и сохранение памятника, символически затаптывающего наш народ?! Включи мозги, Rongo!

    Кто хочет сохранить этот памятник, пусть хранят его В ДРУГОМ МЕСТЕ!

  25. nashviktor

    Стоять памятнику Ноготкову или не стоять зависит от того, свободный марийский народ или не свободный. Марийцы сейчас больны, надломлены и уголек тлеет чуть-чуть. Если будем пребывать в таком состоянии, то памятник будет стоять сотни лет как ушедшим в небытие марийцам. Если обретем свободу (прежде всего в душе), станем целостноми личностями, снимем груз прошлого, освободимся от комплексов неполноценности , будем уверенно смотреть вперед, то все равно памятник я бы оставил нашим потомкам, как память о временах несвободных. Ик юмо уло: «Трости надломленной не сломает, льна курящего не угасит».

  26. ABTOXTOH

    Да вообще л.м. ставит памятники сомнительным, российским деятелям- ничтожным царям,иноземным принцессам, кровавым карателям.К каждому установленному в Йошкар-Оле есть вопросы-почему памятник этому священнослужителю,а не другим. десяткам принявщих мученическую смерть на Мендурском кладбище,почему нигде в России нет такого большого колличества скульптурных изображений святых,ничем исторический не связанных с местом их установления (да и вообще не в традициях православия ставить памятники святым, католики ставят, но тогда л.м. опять что то попутал). Ставить их с такой маниакальной настойчивостю на языческих землях-это или паранойя или мания величия. л.м. Кстати князь Ноготков был склочным и неуважаемым человеком-в истории они знаменит местническими спорами с князем Сабуровым. Даже к изображению Йвана Кырли есть претензии-почему не похож? почему изображен неистетично. Вопросы без ответов.

  27. ИМХО, памятники должны ставить не за гос.счет, а на деньги народа. Т.е. инициативная группа собрала деньги, заказала, поставила. Никаких вопросов тогда не будет, пусть хоть фиолетовым гномикам ставят. А пилить деньгу таким способом — не есть гуд. Даже когда пилят деньги на здании, как-то лучше. Все таки останется строение, иногда полезное.

  28. Поро

    Привожу текст «Аноним» 16.01.2012 в обсуждении на тему » Быть или не быть черемисскому народу?»

    «Уважаемый РОНГО! Со всеми вашими доводами согласен. Ко всем участникам форума: Хотелось бы узнать? Занимается ли кто- нибудь разработкой учебных пособий по Марийской Традиционной Религии для изучения, хотя бы, в рамках предмета Истории культуры народов.МТР- это и история, и наша культура, Это наконец то, что выделяет марийцев от остальной части населения Земли. МТР-намного, если не в 2 раза а то и более, старше православия, старше ислама, не говоря уже о других конфессиях. Всем понятно, что политика христианизации и исламизации рассматривается как выход из кризиса,и в данном случае никаких разговоров о толерантности не ведется.Она вспоминается когда есть необходимость в обосновании своего присутствия, но такие масштабы агрессии по отношению к марийскому народу ( имею в виду строительство церквей)и ущерб традиционному миропониманию недвусмысленно приводят к выводу, что идет целенаправленное вытеснение МТР. (Это признается и священнослужителями, которые преданы вере и пониманию предназначения церкви). Всем спасибо.»

    Насколько известно последователи МТР не являются сторонниками установки каменных (бронзовых и т.д.) памятников, в отличии от исламистов (черный камень «капа»), иудеев (стена плачя), христиан (скульптуры «святых» в католических храмах). Думается причина массовой устанавки в городе различных памятников кроется в попытке навязывания другой идеологии, чуждой народу мари. Традиционно сторонники МТР поклонялись природе, обращаясь к Ош Кугу Юмо. При этом выбирали посредником деревья, а не камни и фигуры.
    Лучшим памятником выдающейся личности является вновь посаженное дерево или аллея памяти, а также память в народе. Наверно так

    «Это наконец то, что выделяет марийцев от остальной части населения Земли.»

  29. Rongo

    Уважаемые, видите в спорах рождается истина. Во первых, где не свободны марийцы, я вот мари и никогда не ощущал что я не свободен, захотел поступить в учебные заведения на какие я хотел, поступал, выучился. Русским, татарам я благодарен, которые иногда мне помогали и поддерживали, где хотел работать, поступал туда и работал. Благополучно вышел на пенсию. Будучи на пенсии приглашали на работу. Ну никто меня не притеснял по национальным мотивам. В ходе учебы и трудовой деятельности со многими людьми другой национальности разговаривал о происхождении народа мари и его развитии, спорил по некоторым вопросам, не согласных моими доводами убеждал что они не правы в некоторых исторических вопросах и они соглашались. По моему никто марийцев не притесняет, а вот которые себя ведут неадекватно, высокомерно и совершают необдуманные поступки различного толка, таких просто игнорируют. Вот такие действия марийцы считают притеснением. Никакой малочисленный народ не будет свободным от других народов. Если освободятся от одних, то попадут в зависимость другим или сами попросятся. Возьмем к примеру горномарийцев в 16 веке, тогда горномарийцы как и луговые были под татарским игом. В ходе военных действии Русского государства и Казанского ханства горномарийцам доставалось от обоих. Вот в этой ситуации горномарийским князьям пришлось выбирать одно зло из двух и они били челом Русскому государю, чтобы Русское государство взяло бы их под свое крыло. А в настоящее время произойдет тоже что и в 16 веке. Если мы живем в Российском государстве то свое отношение надо строить со всеми народами по добрососедскии. Россия нас никуда не отпустит.
    Если мы марийцы хотим быть, то почитайте что мною было предложено на сайте «Быть или не быть черемисскому народу?»
    Вот вы ратуете на счет скульптурного сооружения Чумбылату, кто знает его черты лица. С.П.Никитин дал очень хороший ответ в выше упомянутом мною сайте. Уважаемый «Frаud», предложил, давайте соберем деньги у марийцев и соорудим скульптурное сооружению, кого народ пожелает, через общественный опрос. Это верное дело и народ будет почитать этот «памятник». Я ведь тоже не в восторге, от так называемых памятников (скульптурных сооружений) Ноготкову, надо было именовать его Д.Елецким, святым Игорю, Алексию 2, царю Алексею. Я и ранее был противником данных сооружений не имеющего никакого отношения к Марий Эл. Коль их соорудили пусть стоят, только определить им соответствующие места, где они должны по праву находится.

  30. Cseremisz

    надо крепко подумать:
    — Нужен ли нам марийцам памятник в европейском понимании?
    — Наша ли это традиция ваять исторических и духовных героев, придумывая их образ (мы их никогда не видели)?
    — Должен ли герой, имеющий в наших душах духовный образ, превращаться в образ конкретного человека? Не будет ли это таким же кощунством над божественным смыслом как создавать иконы и статуи святым и Христу?
    — Должен ли ВООБЩЕ памятник Чумбылату быть поставлен в Йошкар-Оле — на земле болот, уничтоженных деревень и кладбищь? (памятник «Дерево жизни» в Центральном парке с тремя человеческими фигурами, например, стоит ровно на месте кладбища. Интересно на чьей могиле стоит?). Какой великий смысл установки памятника в Йошкар-Оле? По этой логике Акпарса надо было ставить в Козьмодемьянске. Благо у горцев хватило креатива — поставили памятник там, где это действительно нужно. Теперь нет человека в Г-м р-не, кто хоть раз в жизни не видел бы памятник Акпарсу. А сколько луговых хоть раз видели (я уж не говорю «поклонились») памятникам Чавайну, Палантаю, Кырле, Дерево жизни??? Или мотив установки в Й-Оле взять реванш и показать ИМ!?

    Да, могут сказать: например, в Китеке есть памятник Акпатыру с его изображением. Что же поделать так исторически получилось. Люди, которые его ставили, конечно, были искренни в своем порыве, стремились к хорошему. Но находясь под влиянием чуждой нам культуры икон, подсознательно создали еще одну. Теперь уже неправильно будет исправлять и навязывать местным людям другое понимание. Но это не означает, что надо повторять эти ошибки. Разговоры о памятнике Чумбылату ведут просвещенные, всеобще, культурно мыслящие люди. Наверное, надо хорошенько подумать, осмыслить чем же и для кого будет этот памятник —— и, соответственно, каким и где.

    Должны ли мы уподобляться тем, кто сейчас втыкают памятники и символы своей веры повсюду (((Уж извините за грубое сравнение: словно млекопитающие метят свою территорию.))) Как будто от этого Великой Веры и Духовности в народе прибавится…

  31. Да много разных памятников есть, но нет ни одного памятника марийскому воину, воину победителю. Одни гусляры, да могильные камни. Чумбылат и воин непобежденный, и учитель новых знаний и умений, и проводник божественной истины и много еще чего…

  32. Как можно спорить нужен памятник или нет, конечно нужен. Память о нем народ сохранил, несмотря на все гонения и препятствия, не смотря на то что взорвали камень. Так вот нам как-то может выразить то что мы помним в материальном виде? Может нам хотя бы восстановить то что было разрушено?
    «Древнейшее известие о нём — у путешественника Адама Олеария: С одной стороны — глубокая пропасть. У подножия скалы и на крутых спусках была вырублена аккуратная лестница. Алтарь, где возжигался главный костёр, помещался налево от лестницы, в сторону сухого оврага, и представлял собой огромный кубической формы камень. Он был гладко обтёсан и нависал над оврагом.
    Процитирую уважаемого мною Никитина С.П.: «А все таки, самым-самым памятником Чумбылату будет, если к его камню, на Немде не иссякнет людской поток.» Все согласны. И я тоже, хотя как мне кажется это утверждение выражает несогласие с тем что нужен памятник в Йошкар-Оле. Я не утверждаю что именно так, но мне так показалось. Поэтому вопрос: Как вы думаете памятник в Йошкар-Оле будет способствовать сохранению и даже расширению этого потока? А возрождение Алтаря будет материальным выражением благодарности народа, своему святому, своему небесному покровителю?
    Каждый год в июне или в июле, верующие собираются и едут на берег Немды, чтобы поклониться ему, поведать о своей жизни, попросить помощи в решении своих жизненных проблем. А если хочется сделать это чаще то можно собираться в группе в контакте: http://vk.com/chimbulat. Может таким образом тоже будет расширяться людской поток к Курык Кугыза?

Добавить комментарий