Размышления перед Съездом народа мари. Часть 1

Последняя  пятилетка

В нашу торопливую эпоху, самым ценным оказывается время. Глядь, и пролетел срок: службы, беременности, заключения, президентства, депутатства, гарантии и т.п. Но истинные марийцы не считают время — они учитывают периоды жизнедеятельности, сроки функционирования того, что свершили. Например, Зойка-акай из Ювы, на вопрос «А сколько Вы прожили на этой усадьбе?» Ответила: «Я трижды сменила забор огорода». Применительно к марийскому народу, сказав «мы провели восемь съездов, и готовимся к девятому», не увидим в глазах собеседника ничего, кроме удивления. Потому, что съезды не стали событиями, как-то влияющими на жизнь народа. Для активистов марийского национального движения такой вывод является обидным. А все-таки, давайте поразмышляем.

Наш народ является частью «многонационального российского народа». Частью финно-угорского сообщества. Частью человечества. У нас нет особого пути, не созданы оригинальные условия существования. Так стоит ли заниматься деятельностью по сохранению марийской самобытности и ментальности? Если, несмотря на бой тюмбыров и сотрясания воздуха на фестивалях и съездах — процесс ассимиляции все набирает обороты. Может, вся т.н. «общественная марийская деятельность» лишь средство отвлечения народа от насущных проблем, своего рода «опиум для народа»? Ведь в мире и стране набирает обороты механизм разрушения основ стабильности: финансовой системы, политических режимов, государственных суверенитетов. Каток глобализации подминает все бугорки оставляя после себя ровную пустошь, засеваемую тем, что угодно закулисному «мировому правительству». Информационно-культурное воздействие на сознание и подсознание людей называется Информационной войной. А «на войне — как на войне». Как мы противостоим, на чьей стороне, стоит ли сопротивляться? Как глобализация повлияет на жизнь марийцев?

Что мы имеем, и что нас ожидает? Мы имеем пусть и рыхлое, но национальное движение, или его контуры. Сохраняя национальные особенности — становимся на позиции антиглобализма. Особенно опасна для нас, сопровождающая глобализацию «культурная революция». Она происходит каждый раз, при смене социально-экономической формации, идеологических основ государства. В России происходит «революция в кубе» — и социально-экономическая, и технологическая и национальная. И даже религиозная. Воздействию подвергаются и финно-угры, и тюрки, и кавказцы и русские. Растет уровень взаимного недоверия и отчужденности. Изменяется национальный характер, менталитет, ориентиры — что хорошо, а что плохо. Над чем смеяться, над чем плакать. Что дозволено, а что – ойӧрӧ, табу!

Иногда инструментом антинационального воздействия вольно или невольно становятся национальное СМИ: газеты, и даже «Радио Марий Эл» — с плоскими шутками переведенными с других языков, и песнями задуманными для иных народов. Телевидение и компьютерное виртуальное пространство — поистине «кувалда» культурной революции. Они действуют на сознание, убивают время, отпущенное нам, заменяют живое общение – и семейное и на родном языке. Говорят, что современная техника дает возможность познать мир. Но это значит – «объять необъятное», оставляя в стороне возможность, познать самого себя, как часть семьи, рода, народа, страны, мира и вселенной.

Неприятной реальностью становится следующая: если опираться на мнения независимых экспертов, то всем придется работать в условиях сокращения социальных программ и социальной направленности политики государства. Этот прогноз не на основании предвыборных обещаний, а общемировой тенденции. При спешном встраивании России в фарватер финансовой политики Запада, это будет происходить по принципу «Два шага вперед — шаг назад». Будут принимать «крутые» законы, и если возникнут протесты, то немного смягчать законы. Высказывание членов правительства, о нерентабельности средних и малых городов (о поселках и деревнях и речи нет), предполагает, в итоге, полную деиндустриализацию провинции, ее деградацию и дебилизацию. А значит, нет единой России, а есть территории первого и второго сорта. А регионы и районы, в которых проживают марийцы, и сегодня, по всем признакам можно отнести к депрессивным территориям, или, как называли раньше — «неперспективным». Здесь нет предприятий производящих готовую конкурентоспособную продукцию, и нет налоговой базы, создающей прочную основу местного самоуправления. Нет рабочих мест, дающих уверенность в завтрашнем дне, требующих постоянного повышения квалификации, с достойной оплатой. Нет превышения рождаемости над смертностью, а значит — нет увеличения мест в учреждениях образования. В условиях «семейного капитализма» (кланового, этнического), хорошие рабочие места и дивиденды, в первую очередь распределяются за «своими». И так — по всем направлениям. Впереди — запустение.

Признано, что деревня является колыбелью народа, хранительницей национальной культуры. Но двадцать лет реформ привели к ее упадку. Вступление России в ВТО (расшифровывается сельскими мудрецами, как «Вот тогда опомнимся»), может окончательно добить село. Вслед за Русским Севером (и карельским, вепсским, коми), наступает очередь Нечерноземья, Сибири, с мордовскими, марийскими, удмуртскими, мансийскими и хантыйскими селениями. В некоторых деревнях уже некому рожать – молодежи нет. Живут только пенсионеры. Нет деятельности, к которой привязана традиционная культура. Уже сейчас тормозом развития бизнеса на селе является нехватка добросовестных, квалифицированных рабочих. Резко, до критической отметки упала доля национальной интеллигенции в сельской местности. Все больше иждивенцев и пьющих. И поэтому подрастающее поколение слышит маргинальную марийскую речь. Село больно! Надо спасать деревню! А может, у нас нет национальной интеллигенции, как социальной группы сознающей свое предназначение и ответственность. Редкие экземпляры марийских интеллигентов являются только подтверждением отсутствия. Сельская интеллигенция стареет и утрачивает влияние.

По большому счету, мы не знаем, чего хотим для марийцев. Чего хотят марийцы, как этнос? Где идеология? Могут ли наши идеологи открыто высказать свое мнение, или они предпочитают молчать?

На «культурном фронте» происходит размывание границ между марийской и марийскоязычной, т.е. псевдомарийской культурой. Исчезла массовость: нет любительских спектаклей, вечеров поэзии, диспутов, обсуждений литературных произведений. А только концерты, дискотеки, фестивали. Остается потребитель, но уходит творец.

Марийский народ, по выводу профессора Санукова пережил несколько «психологических надломов»: первый после Черемисских войн, а последний – в результате репрессий 30-х годов. Но затем была Великая Отечественная война с миллионными жертвами, затем – переломные 50-е, после — политика «неперспективных» деревень. Эти периоды не прошли бесследно для народа. Но события 90-х годов и, как сказал Д.А.Медведев – «продолжение курса на необратимость реформ», «переломали и измочалили» дух народа. Марийцы всю свою историю, метр за метром превращали лес в пашню. Сейчас пашня сотнями гектаров зарастает лесом. Марийцы боготворили и молились Воде, Земле и всему, что их окружало. Сейчас земля и вода продается. Бог продается? Нет войны, но родители хоронят детей. А должно быть – наоборот. Все поставлено с ног на голову. Как и где нам найти себя? Кто есть кто? С кем был бы сегодня тот же Йыван Кырла? Наградили бы его памятной медалью? Во имя чего были многомиллионные жертвы, страдания, если результаты Великой Победы бездарно профуканы? Психологический надлом привел к потере силы духа черемисов – безволие, неверие в собственные силы, почитание чужого, социальное иждивенчество и буйный расцвет пьянства. И надо же – именно пьянство стало национальной чертой, им даже гордятся, и на больших встречах бравируют «Давайте, покажем, как марийцы (финно-угры) пить умеют!»

Пришло время распрощаться со сказкой о едином марийском народе, как об «однородной крестьянской массе». Происходит расслоение: на богатых и бедных; начальников и подчиненных; обманщиков и обманутых; разделенных на конфессии и атеистов; по партийным предпочтениям; и прочая и прочая. У нас впервые в истории появилась своя буржуазия. К сожалению, не буржуазия производственная в лице фабрикантов и заводчиков, а обслуживающая, услужливающая, в т.ч. торгующая «этническим компонентом» и доверием народа. Эта буржуазия «национальна», пока национальное приносит ей, какую либо выгоду. Произошел окончательный разрыв между общественниками-энтузиастами и чиновниками-«профессиональными общественниками». Марийское движение коммерциализуется: главенствующие позиции занимают спонсоры, деятели этнического туризма, продавцы сувениров, т.е. кто «едет» на марийской «телеге», а не «тянет» ее. В семьях появились более «авторитетные» персонажи, чем родители – телевизор и компьютер. Марийский язык стал «лапчык йылме» — лоскутное употребление по времени и месту, лоскутное изучение.

Бэби-бум 80-х годов не сработал на увеличение численности мари. Среди них большой процент межнациональных браков, значит – их дети не будут марийцами. Даже дети из «чистомарийских» семей, воспитывающиеся у деревенских бабушек-дедушек, говорят только на русском. В подобной ситуации, мечтать о миллионном народе – фантастика. Это на Третьем съезде говорили о семистах тысячах. Но – не сбылось. А пока, прогнозируют дальнейшее сокращение численности.

Вывод: людям, отстаивающим национальные традиции, язык, промыслы, историю, веру – отступать некуда!

Кто прикладывает силы для сохранения марийского народа? Ответят: Марийские организации, Всемарийский Совет, короче говоря – Марийское национальное движение (МНД), с его раскрученными лидерами, функционерами. Была надежда, что в смычке с властью удастся дать мощный импульс общественному МНД. И в какой-то степени, надежды сбылись. Но в объятиях власти – не задушен ли общественный порыв? Ведь, общественность, актив МНД не является эталоном, он далеко не лучшего качества. И сколько организаций мы бы не создавали-почковали, актив только перетекает туда, где ближе власть, где усилия оплачиваются. Уже мудрецы-общественники подвизаются на ролях массовиков-затейников. Но, это не только «актив» — это люди, которых относят к лучшим людям, к элите народа. Однако, не бывает «скороспелой» элиты. Она должна выкристаллизоваться, выковаться и закалиться в деятельности на благо народа. Что требует жизни трех-четырех поколений. И качество национальной элиты привязано к качеству народа, т.е. у пьяного народа не может быть трезвой элиты. В указанном случае, ее нельзя назвать «элитой», или – она должна сделать народ непьющим. Народ не стадо, а сообщество граждан. Поэтому, главная цель общественных организаций, интеллигенции, элиты – воспитание достойного Гражданина своей страны! Конкурентоспособного, классного специалиста, профессионала, реалиста.

Не зря на 8-м Съезде обсуждали создание гражданского общества. И избрание Председателем Всемарийского Совета депутата Госдумы РФ Яковлевой Л.Н., показало бессилие гражданского общества. Бессилие, граничащее с отсутствием оного. Не было его, и нет, по сей день! И ежегодно проводимые форумы, не сколько демонстрация массовости сторонников Мер Каҥаш, а скорее, попытка привлечения профессионалов к деятельности национальных организаций. Это и привлечение спонсоров, и оценка общественной значимости их труда, моральная поддержка, и напоминание о долге перед соплеменниками. Но не присвоение их достижений: если на Совете выступит мариец-миллионер, это еще не значит, что он заработал миллион при помощи Мер Каҥаш. Наша задача в том, чтобы предпринимателей, спонсоров-«молочных коров» становилось больше! Не усиленно вовлекать бизнесменов в деятельность МНД, а в первую очередь — оберегать их. Как марийские школы оберегаются учениками-марийцами, так и предприниматели оберегаются предпринимателями, т.е. чем их больше, тем лучше.

Замечу, что вопросы бизнеса, образования, культуры, демографии намного легче решаются на местном, региональном уровне, а не из Йошкар-Олы. Поэтому, недопустимо вмешательство в общественно-политическую жизнь регионов. Где за каждым активистом стоят сторонники, родные, знакомые. «Уполномоченные» со стороны, зачастую руководствуются субъективным подходом и сиюминутной пользой. Мы, «посторонние» марийцы, лучше осведомлены о положении в Марий Эл, чем мариэльцы о наших регионах. Простой общественник в своем районе принесет больше пользы землякам, чем высокопоставленный чиновник из Йошкар-Олы. И местные, региональные проекты решаются успешней, чем «всемарийские», или «афуновские». Тем не менее, «новые активисты», вместо скрупулезной вдумчивой работы на местах, трудятся на «экспорт», летая в Йошкар-Олу, на различные мероприятия. «Новым», энтузиастам, надо «все и сразу», они похожи на первых комсомольцев, на хунвэйбинов, считающих, что нужно устранить «старые» кадры, победить в «войне цивилизаций», и придет процветание. Как в советской поговорке «Каждый выпуск из институтов и техникумов считает, что совершит переворот в производственной и общественной жизни». В МНД нет преемственности. А время уходит…

Иждивенчество, в т.ч. на общественном поприще усиливается тем, что Мер КаНаш выбивая «почву» из под ног энтузиастов и подвижников наподобие Владимира Козлова, Эрвел Семона, демонстрирует преуспевание приспособленцев и карьеристов. Тем самым раскручивая процесс…

«Чем больше – тем лучше», относится и к количеству публичных деятелей, к чиновникам, к мастерам. Прав был господин Мочаев, задаваясь вопросом «Почему, мало марийцев на вершинах власти?» (Газета «Марий Эл» 03.12.11.) Вот, сосредоточив в одном лице должности депутата Госдумы и Председателя Всемарийского Совета, вы – делегаты Съезда, столкнули с «вершины» общественника. А было бы две Личности, два лидера: депутат, представляющий власть и марийцев; и выборный духовный лидер независимый от власти. Чем создали бы равновесие для сближения позиций – вот марийский идеал гармонии и справедливости. Делали бы шаги друг к другу «Единая Россия» и народ. Нельзя не заметить, что выбрав Большого Начальника руководителем общественной организации, мы еще раз демонстрируем иждивенчество и лень — «Пусть он сделает из Москвы! Выполнит нашу работу!»

Коротко о АФУН России. Во время визита в Екатеринбург, председатель Ассоциации Петр Тултаев и Александр Лузгин, в выступлении стали жаловаться на несовершенство законов о НКА, общественных организациях. Мол, не дают развернуть работу. Было стыдно и жалко смотреть, как первые лица АФУН и Республики Мордовия, что-то лепечут в свое оправдание. Я спросил: «А почему вы – от лица Ассоциации, как министры, не выходили с законодательной инициативой по внесению изменений в перечисленные вами законы?» На что последовал ответ: «А почему именно мы? Вы сами, почему не выходите?» Вот так, ноем, жалуемся, просим. И если в Саранске я назвал АФУН «ширмой, за которой происходит исчезновение финно-угорских народов», то теперь, политкорректно назову так: это организация обслуживающая «хоспис для финно-угорских народов». Это произошло потому, что политика соглашательства привела к исчезновению политики и политиков, отстаивающих национальные интересы.

(Продолжение следует)

Сергей Петрович Никитин,
член Всемарийского Совета,
г. Екатеринбург

30 комментариев

Filed under Статьи

30 responses to “Размышления перед Съездом народа мари. Часть 1

  1. Уважаемый Сергей Петрович, хочу в продолжении этой статьи прочитать о том, что лично Вы сделали как общественный деятель в своей деревне, районе, городе. Просто возьмите и перечислите: первое, второе, третье… И напишите еще, что Вы планировали сделать, но не сделали из-за того, что Мочаев и Яковлева или кто-то другой Вам помешали. Тогда разговор будет предметным и принесёт пользу таким как я жителям отдалённых мест.

  2. Rongo

    Уважаемый Сергей Петрович Вы сто раз правы, я с Вами полностью солидарен. Во первых делегаты все марийского съезда не сознают куда они попали и не ориентируются в цели и планах съезда и ведут соглашательскую политику с властью которые стараются подчинения работы съезда в своих целях путем обмана и давления на делегатов отстаивающих национальные интересы народа мари. Заранее перед делегатами съезда надо ставить задачи на защиту национальных интересов, проводить инструктивные занятия.

  3. пеледыш

    ЭХ. ТУРНЯ УЛЫНА! МО:МО: ГАЙ ЕНЫМ ВОШТЫЛТЕНА-ПОСНАК РУШ ДА МОЛО КАЛЫКЫМ. КАЖНЕ ГАНА НУНО СОТАРАТ-МОЛАН ИК ОЙ ДЕНЕ ОДА ЛЕК САЙЛЫМАШКЕ.МОЛАН ЛАВРАМ КАНАШ ГОДЫМ ИКТЕ- ВЕСЕ У:МБАК КЫШКЕДА.ОГЫДА КЕРТ МО ОНЧЫГОЧ КЕЛЫШТАРЕН ТЕМЛЫМАШЫМ…
    САДАК ЧЕРЕТАН МЕР КАНАШЫМ ЭРТАРАТ ГОССЛУЖБЫСО ФУНКЦИОНЕРЫН КУ:ШТЫМЕ СЕМЫН- ЛУ:МЖЫЛАН ГЫНА. ДА КОНГРЕССЫШ КУДАЛ-МИЕН ТОЛАШ — САТУ НАЛАШ.ВАРА АДАК МОНДАТ 4-5 ИЙЛАН СУ:РЛЕН ТОЛАШЫМАШЫМ. А РУШ КУГЫЖА ИЛА ШКЕ СЕМЫНЖЕ — «А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ» НАС …
    МОМ ЫШТЕНЫТ — МОГАЙ ПАША КЫШАМ КОДЕНЫТ ДЕЛЕГАТШЕ-НАБЛЮДАТЕЛЬЖЕ? А ВЕТ НУНЫМ САЙЛЕН 8-ШЕ СЪЕЗД!
    КО; ЛИДЕР МК ОНЫЖАЛАН САЙЛАШ? ШОНЕН МОШТЫШО. ЛЮДДЫМО КОЙЫШ ОНЧЫКТЫШЫМ О:РДЫЖКЕ ШУ:КАЛМЕ…САМЫРЫК КУШКЫН ШУШО КУШТО? АЛА МАРИЙ КУНДЕМ ДЕЧ ВЕС ВЕРЫШТЕ ИЛА? АЙСТА — У:ЖСА, ТЕМЛЫЗА… ОНЛАЙН ВАШЛИЙМАШЫМ ЭРТАРЫЗА — КОРНЫЛАН РОСКОТ КУГО ГЫН? ТИДЕ АМАЛЖЫМ КУЧЫЛТМАНАК.
    АТО КОМПЬЮТЕРЫН ЙО:НЖЫМ ПОГЫНЫШ ТОЛШО ЕНЛАН ОНЧЫЧАК КУГЫЖАНЫШ ПОЛКАШТЕ ЯМДЫЛМЕ СПИСКЕ ДЕНЕ АНГЫРТАРАТ. КЕЧ ТИДЕ ЙО:НЫМ ПОГЫН ГОДЫМ КУЧЫЛТМАН — ….
    КУНАМ ЛИЕШ МАРИЙ ПОГЫН? ПАЛЕДА? КУШТО ? КУНАМ? МОГАЙ КВОТА ДЕЛЕГАТ САЙЛАШЛАН? МЫНЯР ЕН КАЙШАШ ВЕНГРИЙЫШ? ТУШТО МОГАЙ ТУ: ЙОДЫШ.
    РУБРИКЫЖЫМ ИНТЕРНЕТЕШ ПОЧЫН САКАШ КУ:ЛЕШ!

  4. Никитин С.П.

    Пагалыме йолташ-влак, дорогие друзья — статья состоит из трех частей. Там и ответы на ваши вопросы и размышления. То, чего нет — отвечу дополнительно. Просто я хочу поразмышлять с вами, а не носить в себе эту тяжесть.

    • поп

      чаплын возымо, вучена умбакыже шонымашетым. сай тюналтыш!

    • Эрвел Семен лум дене

      «Выбивают почву из-под… ЭрВел Семонымат ушештаренат,господин Никитин. А тудыжо тылат вашмутымат пуэн ок керт МариУвер гоч.Молан манаш гын компьютер дене пользоватлалтын ок мошто, не тот возраст, да кулешыжат уке тудлан манеш-манешым инетыште йонышташ.Тудо конкрентный ен да конкрентный пашам ышташ йоратыше. Тиде мыйын личный шонымашем, тудо мый дечем йодын огыл тидым сераш. Вуеш ок нал, шонем. Но тудо тыйын возыметлан вашмутым (Пошкыртышто мер пашам,культурым пеш сайын палышыла, фестиваль нерген оценкым тушкыметлан) кагазеш шке кидше дене возен пуэн ыле.Мый тудым набиратлен МариУверыш коммент семын ЭрвелСемон ник денак колтышым. А администратор, как всегда (маныт тыгай годым) забанил.Молан кулеш тудлан вес семын шонымашан ойым печатлаш?Тушто кок-кум ен гына чын шона да чыным ойла.Молыжым пуртыман огыл але уштыл кудалтыман.Особенно когда на фактах припирают.И тидым ышта «демократичный, марий верч шогышо сайт»,могайже большо уке. Тыге ойледа огыл мо?
      Ато пеш эскерат, ко могай ник дене возгала, молан вашталтылеш да тулеч молат.А вот кон компьютерже уке, але ко кучылт ок мошто, но шонымыжым каласымыже шуэш — мый дечем йодешат, мо, компьютерым ом пу? Тек возыжо, але шке набиратлен пуэм. Но никше мыйын лийшаш огыл, шкенжын.Тек шке семынже кучылтшо. А МариУвер эскераш пеш толаша. Шкенжым , шкенжын ойжым аклыше, тыгак сайтын админжат, тыге ыштышаш: тушко только регистрироватлалтын пурыман лийже, ко улметым шылтыде.Чын верч шогет гын, молан лудат ко улметым ончыкташ? Уке гын ниголанат ушаныман огыл, албаста гай ляпкаш кеч-коат кертеш.Ерофеев деч примерым налза. Вот ком пагалаш лиеш.Ушан-шотан, конкрентный аналитический статьям воза, на фактах и примерах, без эмоций и шатаний.

      • Пагалыме Эрвел Семен лум дене возышо. Комментарийыште статья нерген шке шонымашым возаш йӧн пуалтын, возышым да вес еҥым вурсаш, шудалаш да игылташ огыл. Те адак возышылан, Эрвел Семенлан да MariUver-ым кучышылан акым пуэда. Тыгак эре шке лӱмым вашталтен шогымаш сайлан ок шотлалт.

  5. Rongo

    Сергей Петрович, поступаете правильно. Предложение: в ходе размышления надо направлять мысли делегатов съезда мысль по недопущению соглашательства с властной структурой. С Пеледышем я согласен, функционеры будут стремится цели и задачи съезда повернуть в свою пользу. Надо это иметь виду. Чтоб делегаты во время работы съезда сумели различить муху от котлеты.

  6. Asess

    1. «Пришло время распрощаться со сказкой о едином марийском народе, как об «однородной крестьянской массе».
    2. «Наша задача в том, чтобы предпринимателей, спонсоров-«молочных коров» становилось больше! Не усиленно вовлекать бизнесменов в деятельность МНД, а в первую очередь – оберегать их»

    В корне не согласен и с первым постулатом и со вторым. По поводу первого постулата — единый марийский народ, как веник из прутьев. только может в виду своей государственности в лице республики Марий Эл противопоставить себя тому движению. который набирает силы благодаря федеральном Правительству, тому движению, который лишает народы России национальности и переводит их в этническое многообразие. превращая их в россиян. Если мы разделяем такую точку. что наша национальность указана только в загранпаспорте. то действительно говорить больше нечего — о том, нужна ли нам Республика Марий Эл в лице Главы. правительства, языка, гимна. герба, того движения. который есть сегодня у марийского народа — как гаранта единения марийского народа — или всё наплевать — в борьбе с пришлыми или с «лизоблюдами — мы Республику Марий Эл. марийское движение сделаем «рыхлым». разбежимся по своим углам. сделаем. как страну СССР. в СНГ? Сегодня действительно настал момент истины — только единый и неделимый марийский народ может дать отпор всему антимарийскому.
    По второму постулату. Надо понимать суть капитала. Любой спонсор — капиталист приходит в общественную жизнь. чтобы подмять это движение под себя. поставить своих «ревизоров». и чтобы общественность работала на его личные цели. Общественное движение и «молочные коровы» могут где-то соприкасаться, но параллельно они никогда не могут идти в одну ногу. Где же искать спонсоров? У государство, но сами чиновники. рангом пониже. говорят, что всякая помощь в виде грантов и т.д. несёт с собой коррупционные откаты в размере от 15 до 30 процентов выделяемых грантов.Обратите внимание на тех марийцев. которые имеют небольшие предприятия. работают на земле, работают в строительстве, в других сферах реальной экономики ( а не только в сувенирной отрасли) в самой Республике Марий Эл.. Может быть — стоит это вопрос -слышим ли мы мелкий бизнес марийцев в самой Марий Эл -вынести отдельным вопросом на съезде?

    • Аноним

      Забавно читать ваш коментарий о сути капитала. А как вам такое мнение? Бизнес приходит в общественную жизнь, не только подминать, но и развивать. В условиях рынка, марийское население республики это прежде всего потребители услуг и товаров. И как бизнесмен ведет себя по отношению к народу мари, так и в перспективе возможно народ поведет себя по отношению к его бизнесу. НО судя по всему в порядочность бизнеса сейчас трудно многим поверить. Все понимаю, убеждать в обратном не буду.
      Далее. У меня создается впечатление, что часть народа просто сидит ждет помощи, не важно откуда, но помощи. Помощи, чтобы открыть свое дело. Вот вы мне помогите, тогда я покажу на что способен. Опомнитесь, никто вам помогать в открытии своего дела не обязан. Хотите расчитывать на помощь, начните хотя бы с чего-то. В пустоту не вложит никто. По грантам, тут еще интереснее. ПОлучить грант реально, если у вас детально проработанный и просчитанный бизнес-план, да и опомнились вы не в конце года, а занимались вопросом его получения тщательно и досконально. Может тогда и откатывать не придется… А вот с проработкой и просчитыванием у нас проблемы. Был на слете марийской молодежи и видел идеи участников по развитию собственного бизнеса. Слезы. ПОддержать большинство таких проектов — это просто выкинуть деньги на ветер. Конечно была пара не плохих идей, которые кстати, денег то совсем и не требовали. А большинство просто мрак. Люди не умеют считать, летают в облаках. Не о том говорим. На мой взгляд проблема в качестве образования, в уровне знаний , в умении адаптироваться в социуме, в культурном уровне основной массы нашей молодежи. И с этой проблемы и надо начинать. Сегодня невозможно стать успешным будучи неграмотным. Век интернета дает огромные возможности для самообразования, многие используют эту возможность? Единицы.
      Я считаю что надо всем раз и на всегда уяснить. Надеятся можно только на себя.

  7. Аноним

    Извините за резкость — переливание из пустого в порожнее из года в год. Все всё знают, все всё понимают. Очередное описание проявлений простуды у пациента больного проказой.Только избавившись от основного заболевания — дермократического путинизма, исчезнут многие проблемы в организме, под названием марийский народ, впрочем как и у любого другого народа в этой стране. А провести съезд перед мартовскими выборами и решительно заявить о своём отношении к действующему режиму , слабо? Рад был бы ошибаться…. В политике решающее значение имеют действия личности, лидеры. Какие слова будут говорить представители народа, как будут они действовать ,так их и будет поддерживать народ. Депутаты,представители — должны представлять интересы ,права и чаяния народа. Если же все будет как на 8 съезде, то все очень плохо. Я же, от съезда жду ,что наконец у народа появится настоящий лидер — безусловный , авторитетный ,харизматичный и главное некорыстолюбивый.

  8. Аноним

    Тау, Никитин йолташ, за то, что опубликовали свои размышления. Многие размышляют на кухне. Написать что-то — это уже труд. Но ведь вы понимаете, этого недостаточно. Надо от размышлений переходить к реальным делам.

  9. Сергей Петрович!Статья пеш сай. Только марла возаш кӱлеш ыле. Лудмо годым вуйыш шонымаш толеш пуйто моло калыклан (марийлан огыл) возенда! У ИЙ ДЕН! Юрий Салимгареев.

  10. Сергей Петрович!Мутет турыс!Лудмо годым вуйыш шонымаш толеш-марла возаш кулеш ыле! Мари улам марла ойлем-тыгай -девиз лияш тийыш мари ушемын! У ИЙ ДЕН!Юрий Салимгареев.

  11. Местный

    Никитин С. П. во многом прав. Но если мы хотим добиться результатов, а именно восстановления национального движения, то необходимо выбрать, а не назначать администрациями, толковых делегатов. Во- вторых съезд проводить в любом регионе( Москве, Башкирии например), только не в Марий Эл. Причина думаю всем понятна.

  12. Аноним

    пора уже создавать независимую марийскую организацию и объединяться с прогрессивными финно-угорскими обществами.

  13. Смирнов А.Н.

    Дорогой наш автор Аноним!
    Если бы до сегодняшнего дня работал только один «Марий Ушем» было бы значительны успехи чем сегодняшний показатель. В том то и дело, что мы не боремся за укрепление дисциплины, не учим своих сподвижников вести общественную работу. По вашему методу в свое время от тела «Марий Ушема» отломили кусочек для «Кугезе мланде» таким же образом отломили кусочек для «Мер Канаша» таже отпочковались и другие поздние организации с марийскими названиями.
    Для полмилионного марийского народа один «Марий ушем» был самодостаточной организацией при наличии дисциплины.
    В рядах марийских организации о необходимости укрепления дисциплины никогда не говорили. Отсутствует и граница его влияния. Все так аморфно,, не ясно.
    Если кто серъезно думает о судьбе всеобщего марийского движения то в первую очередь начинать вести разговор надо с дисциплины. Хотя Сергей Петрович отрицательно отозвался о моей схеме. Назвал ее архаичной. Не думаю что в ближащее время схема взаимоотношений по схеме -сын — отец — дед превратится в архаичную.

  14. Никитин С.П.

    Юрий Салимьянович, марла возымо статья уло гынат — рушла серенам. Молан? — А те ончалза сайтыште «марла» рубрикам. Вет тушто кум-ныл коммент веле. — Молан тыге? Але ме ямде она огыл? Але тыгай акылна (койышна) уке? Минь тыге ойлем, и айдемылан и конференцийыште: — изирак мер пашам-сомылкам, концертым, спектакльым марла шонен — ойлен эртарыза. Вара сылнемут касым, книга, спектакль нерген диспутым, Учашымашым. Ялыштыда, район конференцийыште марла ойлыза, научный статьям, «Съезды народа мари» книгам лудса, и тунам веле ме келгын шонен, торашке: — и эрлашке и тен*гечышке ончалын каласен кертына. Лийынам ятыр гана конференцийыште, кушто — «ме вет мари улына, айста пырля, мурен-куштен, икте-весым нулен илена» — маныт, да чыла у*й да му*йышко савырат. вуеш ида нал — йылмына пеш пушкыдо кен*еж гай, але пеш торжа теле гай. Шкеат йылмына гай улына. Рашрак возымо лийже, манын, рушла серенам. Сандене «марийлан огыл» манаш ок лий, статьям марийжат, моло финугоржат, да российысе калыкшат ун*ылат. Ятыр ситыдымашна «марла» огыл, а «ту*няумбалсыла» йон*га.

    • карт

      Потомушто тушко кулешан, актуальный материалым огыт шынде. садлан тушко,очыни, чучкыдын огытат пуро, учашышаш тематикат уке.

  15. карт

    Содержание статьи и суть — правильные .Очень правильные слова. Но как бы они не остались,как всегда, пространственными размышлениями о пространственных вещах. Можно согласиться, что на местах лучше знают о своих проблемах и лучше разбираются. Хотелось бы действительно увидеть или услышать, где эти места и что там конкрентно делается. Лично Вы,господин Никитин,можете показать, что делали по этому поводу как член Всемарийского Совета у себя на родине? В период между съездами рабочий орган собирался ли, обсуждали там вопросы,излагаемые в инете?Выносили Вы, опять же как член избирательного органа, эти вопросы на конкрентных заседаниях Мер Канаша? Иначе это так и останется как бы разговорами на базаре.Да, стало модным «лезть» в Мер канаш, называться «лидерами», членами правления или представителями этого общественного органа, потому что это льстит, потому что награждают по этому принципу медалями Йывана Кырли и т.д., а не по принципу личного вклада в развитие общественного института, языка, культуры… Так появились «новые марийцы», а дело угасло.Скорее всего погасили искусственно. Вообще в Мер Канаш надо выбирать строго,принципиально, по деловым и моральным качествам, а если конктрентно: по делам, которые не на словах должны рисоваться в виде отчетов на бумаге или литься ручьем с трибуны съезда или Мер канаша.
    Предприниматели и бизнесмены могут помогать в общественных делах, если захотят, но не могут и не будут вести общественную работу, потому что им не до этого, у них своего «производственного груза» хватает, иначе свое дело развалится. Легко ли нести ношу предпринимателя в наше время? Не каждый это может.Только тот, у кого под это заточены руки и ноги, мозги — самое главное.Остается ли частичка доли в этих мозгах для общественной работы? И надо ли это им? Умный это понимает. Поэтому их можно соблазнить какими то «пряниками» в виде наград или других поощрений,но это временно. Эту подачку они проглотят, а затем возьмутся снова за свою личную работу. И они правы. Потому что это жизнь, это их перспективное направление. иначе они обречены. Поэтому надо правильно подходить при определении ( при предложении им) их места в иерархии общественной работы, а не сулить им гору золота. Есть среди них немало порядочных, хороших,совестливых людей, стремящихся помочь, содействовать. Именно помогать, а не тащить этот груз, иначе быстро сбросят его со своих плеч.Они,большинство, созданы для другого, у них талант проявляется в другом, приносящем прибыль. А общественная работа только отнимает: и время , и деньги. Нужно ли это предпринимателям-хозяйственникам? Поэтому по отношению к этой категории лиц, к их роли тоже нужно выработать правильный подход, а не устраивать с ними игру в «друзья», тем более в корыстных интересах. Есть и такие «общественники». А это отбрасывает, охлаждает предприимчивых людей от такого «движения». И вообще, у членов Мер канаша должен быть(тем более, если претендуют в следующий состав) свой отчет о проделанной работе, и не липовый,как правило, своя программа, как у кандидатов в депутаты, и он должен отвечать на вопросы делегатов по своей проделанной работе и что он конкрентно планирует на будущее. А пока их » выбирают» либо по смазливой физиономии, либо по красноречию с трибуны, либо по принципу » ты -мне, я — тебе». Нужны ли такие деятели в общественном движении, которых можно отнести к категории «от съезда к съезду»? Вот в чем один из главных пороков Мер Канаша.

  16. Rongo

    С.П.Никитин тулар пеш сай мутым луктыч. Тиде сайтыште утларакшым рушла возена и шукын вес калык мемнан тергынымам лудыт да шонымашнам кадырген вес семыныш луктын мемнамак каргат. Если шке шонымаш пашам марла серена, утларак пайда дене толеш. Шуко марий-влак моло калыкын возымо комментарийм лудыт да шонымашышт вуй коркаштышт лугалтеш да дисциплина манмет ёжек кая. Чыланат марла возаш и мутланаш туналыт, тунам вара мари калык ваш ушнаш туналыт.
    Смирнов А.Н. лачак ойледа. «Мари ушем» общественный организации веле марий калыклан сита. Моло организации-влакым властный структур лумын почыныт, чтобы марий калыкым ойркалаш, а мемна мари калык шонат, что тиде или весе органгизаций сай пашам ышташ туналыт. Но нигоат огыт шоналте тыгай паша лумын мари калыкым лугаш ышталтеш. Дисциплина огыл, а вуй торык пенгыде лишаш огыл мо?

  17. ял гыч

    Не вникаясь в «размышления» (читать долго и нудно — слишком много букв) думаю, что надо меньше размышлять, а больше думать как привлечь к этому марийцев со всех регионов, включая Западную Сибирь. (Нужен конкретный план, а не размышления). Сейчас такая ситуация, что молодые не хотят по старому, а старики не могут по новому — хотят вариться только в собственном соку по старинке, не привлекая молодых лидеров. Нужны новая свежая сила, свежие идеи, новые способные лидеры.

  18. Смирнов А.Н.

    Чыным ойлаш гын марий мер толкын, тудын илышыже да ыштыме пашаже Марий Элын кучемжылан (властьлан) 2004 ий марте, руш манмыла «предметно» кÿлынжат огыл. Кунам ме сайлышна Николаевым, уло калык ончылно, йÿкын, президент Кислицын сöрыш:
    — Вы говорите о трехстах тысяч рублей необходимых для жизни вашей организации? Для нас это не такая уж большая сумма. После съезда, мы с Виктором Леонидовичем, обсудим этот вопрос. Могу вас заверить, что вопрос будет решен положительно.
    Ужыда, «Мер Каҥашын» мероприятийышкыже Кислицин саҥга йымач ончаш толын огыл. Поро кумылжат лийын тунам.
    Кучем «Мер Каҥашым» шке тушманже семын ончаш тÿҥалын Маркелов толмеке веле. Тунам тÿҥалше война 2008 ийыште веле «Мер Каҥашын» сеҥалтмыже дене пытыш. Кызытсе «Мер Каҥаш» мер организаций огыл. Ыштыме пашажым ончен каласаш лиеш: «Единый Россий» политический партийын национальность шотышто «пöлкаже» веле.
    Тиде ганат мый ом вучо иктаж можо сай велыш тайна манын. Районласе калык дене иктаж-кö эртара мо вашлиймашым? Уке. Мо тугай мер паша иктаж кö умылтара мо? Уке. Ме изишак «Марий ушемын» ветеран пöлкаже лÿм дене калык коклаш лекташ тöчена, но кучемын виян йÿкшым ме сеҥен огына керт. Шарнеда докан ик коментарийыште шке телефон номерем пуенам ыле. Шарнеда? А ваштареш могай игылтмаш? Мыйым изиш веле преступник ышт ман. Поро йодмашлан тыгай вашмут. Чылан ик гаяк огынал. Кöн гынат чон йÿла, коржеш. Коло ийым икте-весе дене вурседыл-ÿчашен эртарышна, но старт позиций деч ик сантиметрланат ыжна торло. Эре ик верыште тошкыштына.
    Мый ямде улам яллаш лектын кошташ, тошто палыме калык дене вашлийын угыч ошкылаш «по тропе войны», но шкетын коштын нимогай результатым от пого. Так воштылотышым ыштыл коштмо семын коштмо огеш шу.Ала иктаж- кöн шонымашыже уло мемнан чумыркаш ушнаш?. Адак шке номерем пуем: 91- 43 – 08. Мутланен келшена гын, графикым ыштен пашалан пижына веле.
    Умылтарыме пашам шаркалыме годым шкаланнат палаш кÿлеш мо тугай мер паша да мо тугай «Мер Каҥаш». Марий мер паша моло калыкын мер пашаже деч иктаж мо дене ойыртемалтеш але огеш ойыртемалт. Ӱчашыме годым южгынам оҥай результатым вашлийына.
    Пеш келшыш КАРТын мутшо: Остается ли частичка доли в этих мозгах для общественной работы?
    Оньыжан кышкарыштыже мый ончыктенам ыле молан Оньыжа лийшаш кудло кок ийым эртыше пеҥгыде тазалыкан марий пöръеҥ. Карт тидымак ойла. Оньыжан вуйыштыжо эн ончыч эн кугу кумдыкым айлыше паша – тиде «Мер каҥашын» пашаже. Кудло кок ияш пöръеҥын йочаже лийыныт гын школым тунем пытарены, ÿдырымат налыныт, марланат лектын шке ешым чумыреныт. Уныка–шамычат шаҥгак тунем пытареныт, кочалан кугезе уныкамат (правнукым) шаҥгак пöлекленыт.Нунын верч шонаш кÿлеш? Уке! Тиде проблеме Оньыжан ончылно ок шого. Моло причинат улыт, чылаштым огына шерын шинче. Иктым ончыкташак кÿлеш. Тиде — политически неликвидность! Кучем тудым нимогай госслужащийын пÿкенышкыже огеш ÿж! Тиде моткоч «определяющий элемент» манаш лиеш. Шынден ончо иктаж могай тудым зав.отделлан, але пом,зав. отделлан? Тунамак ургышышто ош шÿртö волгалтеш. Моло нергенат ойлаш лиеш но кызыт огыл, варарак. Ужалалтын кертме ваштареш тÿрлö чаракым ямдылаш кÿлеш ондакак. Ме ныл ийым арам эртарышна,но чылалан огыл докан ныл ий арам эртыш. Иктаж-кö да иктаж-мом шотыш нална шонем тиде пагытыште.

  19. Арбор

    Сергей Петрович поднял много важных и второстепенных вопросов. Начну с важных. Это: цели и задачи национального движения («не знаем, чего хотим для марийцев»). Автор говорит об испытываемых представителями марийской интеллигенции чувствах беспомощности и неудовлетворенности современной экономической, политической ситуацией в стране, психологическом надломе («все поставлено с ног на голову, как и где нам найти себя, пьянство стало национальной чертой…»). Никитин не удовлетворен тем, как идет процесс смены поколений в национальном движении («новым», энтузиастам, надо «все и сразу», они похожи на первых комсомольцев, на хунвэйбинов), коммерсализацией общественной деятельности, разрушением традиционных устоев семьи, сокращением числа детей, говорящих на родном языке.
    С.П. приходит к важному выводу: «людям, отстаивающим национальные традиции, язык, промыслы, историю, веру – отступать некуда!»
    Никитина С.П.. считает, что опыт работы «Мер Канаша» показал бессилие гражданского общества и его отсутствие (Не было его, и нет, по сей день!). Его не удовлетворяет неосведомленность высокопоставленных чиновников РМЭ и непродуманное их вмешательство в деятельность национальных объединений в регионах.
    О наших целях и задачах. Марийское общественное движение зародилось с целью возрождения марийской национальной культуры, сохранения и развития языка, народных традиций, сплочения и самоорганизации народа, усиления его роли в общественно-политической, социальной и культурной жизни страны. Эти цели и задачи остаются актуальными и в наши дни. Поэтому говорить о том, что национальное движение не имеет четких ориентиров будет не совсем правильно. Да, политическая и экономическая ситуации в стране изменились, меняются и личностные жизненные позиции граждан, но народ и его насущные социальные, экономические, культурные и национальные интересы остались и их необходимо защищать и защищать путем самоорганизации. Не отменены и задачи формирования национального единства, укрепления пусть призрачной, но своей государственности. Республика Марий Эл, какой бы она не была – является единственным национально-государственным образованием народа. Это наше национальное достояние, наша наждежда, которая должна стать и нашей опорой в сохранении самобытных черт народа, в отстаивании национальных интересов. Для этого и создавались такие гражданские институты, как «Марий ушем», «Мер канаш», «Кугезе мланде», «Ошмарий-чимарий», марийские культурные центры, национально-культурные объединения и т.д. и т.п. Это все институты гражданского общества. Можно их критиковать, но они существуют! Другое дело во имя чего направлена их деятельность?
    На 8 съезде впервые был поднят вопрос о гражданском обществе. Развитие этой формы самоорганизации актуально для России и участие марийцев в этом процессе оказало бы положительное влияние на развитие его общественной активности, позволило бы качественно улучшить самоорганизацию и самоуправление, наладить жизнь на местах.
    Но увы! Делегаты съезда, представляющие «новую волну» бюрократизированных активистов Мер Канаша, совершили антидемократический переворот, избрали тупиковый путь. Власть сумела взять под контроль национальное движение. Лидеру Мер канаш поручили или она сама предпочла заниматься строительством мостов, дорог, продвижением проектов бизнесменов, налаживанием межрегиональных культурных связей и т.д., но не развитием общественной инициативы самоуправления, защитой национальной культуры, школ с преподаванием на родном языке. Национальное объединение лишилось поддержки народа, объединение чиновников и рвущихся к «кормушке» функционеров стало «пятым колесом», как образно выразился Никитин «своего рода опиум для народа».
    Что делать? Чтобы общественное объединение стало «честью и совестью народа», надо освобождаться от чиновничьего диктата и контроля, всевозможных тенет, плесени и коррозии, сверить свой курс с демократическим движением в стране.

  20. Никитин С.П.

    В этой части статьи, я пытаюсь констатировать то, что мы имеем. Если среди мари идет социальное расслоение, если народ раскалывается на группиповки, чтобы защитить свои интересы — то как он может быть един? У нас все еще нет идеи, работы, которая обьединяла бы нас в едином порыве.
    Единственное, что общее — чувство страха. За здоровье свое и близких, перед завтрашним днем, перед нехорошими людьми, перед дураками на дорогах и за рулями, и прочее и прочее. Как говорят экономисты — именно страх и дураки движут рыночную экономику. А как мы избавляемся от страха? — Добровольно переходим в состояние дурака. — Верим красивым словам, пьем алкогольные напитки, или наркоту, гонимся за красивой жизнью. Мы — потребители, расходный материал Рынка.
    В стране проводится курс на то, чтобы не было наций и национальностей, как, напрмер во Франции — там нет цыган, а есть «люди в кибитках». В России наверное, тоже будут сословия, касты: — торговцев, певцов и танцоров, юмористов, полицейских, грузчиков, нефтяников-газовиков, батраков, помещиков, и т.д.. Каждая «каста» будет иметь свой жаргон, праздники, обрядовый костюм, святые места (родину предков), права и обязанности. Воспринимайте, пока, как мои фантазии. Но сможете ли опровергнуть?
    О спонсорах, предпринимателях — еще в 2004г, в «Марий Эл» была статья о Фермерах Айметовых, где я написал: — Общественники научились «доить» спонсоров. А пора бы, научиться «кормить» их — помогать, рекламировать продукцию. А самое главное — защитить их от «дыма и грязи», и даже от «железа». Потому что, они — наши! наша гордость, наши защитники и наше будущее. Наш народ в экономическом смысле еще очень слаб. И сельское хозяйство находится в самом низу социальной и финансовой лестниц. И согласен — надо помочь тем, кто имеет свое дело на селе, и в городе. Определить — кому и как, вот наша задача! Эта работа негромкая и долгая. Но дающая отдачу. Скажите, где наши знаменитые предприниматели: «первый марийский бизнесмен» Максимов? Где и как — фермер И.М.Кудрявцев? И легко ли работается другим бизнесменам, работающим в МНД? И мы все знаем, что курс прошедших двадцати лет надо менять. Дума проиграна, остался Президент. Или сейчас, или за последующие семь лет, Россия перестанет быть узнаваемой.
    Установить нерушимую связь между всеми группамив народе, можно, если мари будут жить, как диаспора. Надо умножать силы, а не разбазаривать.
    Необходимо уйти от мечты -«быть, как европейцы». У нынешних европейцев, как народов и наций — нет будущего. Процесс Великого переселения народов поглотит несопротивляющуюся Европу. И Европа пытается перенацелить мигрантов в пустеющую Россию. А туземцы и аборигены, всегда были рабами.

  21. Никитин С.П.

    Не понимаю, как можно вслух высказывать, что «нужна свежая сила, свежие люди», потому что, видите ли, «лень читать, слишком много букв». Стыдно, уважаемый, видимо, обидевшийся сельский интеллигент. Вам лень прочитать 33 буквы русского алфавита! Так, что бы Вы сказали, если бы я употребил марийский алфавит? «Слишком много букв» — это демонстрация, митинг Торжествующего Невежества!
    Могу отчитаться, что, мною всегда проводилась политика выдвижения свежих перспективных профессионалов. И нынешный руководитель общества «Мари», мой преемник — Л.И.Канакаев был привлечен к общественной работе, с тем, чтобы он сменил меня. И бывший танцор анс. «Марий Эл», Алексей Янгильдин получил в свое время поддержку и раскрутку, чтобы создать «Яндар памаш», который уже несколько лет успешно работает не только в Екатеринбурге и области, но и за пределами. Конечно, мне не удалось, довести их до «созревания», как лидеров областного масштаба. Жаль…
    А.Н.Смирновлан — ала Тылада, шонымо пашадам эртараш Сайлымаш йогын ден? Те — ик «пушышто», йолташда — вес «пушыштат» кертеш. И чылан — кугу ойлымашыште — каласаш, ушышко пышташ калыклан, Мер толкын нерген тӱҥ ойым. Лиеш вет, агитатор йолташ-влак? Вет ме, Россий ваштареш она шого, шалаташ тудым она шоно. Айста, ты ойым шарена, ӱдена. Вашлиймаш деч вара, кеч ик айдеме полшышаш лиеш гын — тидыжат сай!
    На самом деле — МНД на сегодняшний день, находится в худшем состоянии и худших условиях, чем двадцать лет назад.
    Спасибо, Арбор — Вы очень правильно рассказали о целях и задачах Марийского движения.
    Уважаемый Мариувер — наверное, пора перейти ко второй части статьи?

  22. Asess

    Да, я с нетерпением жду продолжения Вашего разговора. если мы определили. что наш больной в коме — то от этого нам не легче. Если нужно переливание крови. то есть перспективные активисты, то давайте и в этом плане говорить.

  23. Rongo

    Пагалыме родо — влак. Пеш шуко кутыреда Мер Канаш нерген. Ко делегат лиеш шке шонымашыжым да ойжым кагазыш возен съезд паша протоколыш ушыкташ кулеш, али мутым пуат, трибуно гыч ойлымыдам протоколыш пуртышт, кунам тергыме кагазым возат, шке ойдам туш пурташ тыршыза.
    А мыйын шонымаште съезд йук онгыр йук гай лияш кулеш и тиде йук Госсобраний марте йонгалтше.Если тиде ок лий то съезд паша пучрик леш, марий калыклан нимогай пайда деч посна. Вет шкеак мутланеда, что Мер Канаш легетивный огыл и тудын резолюций же закон деч посна. Если законный лийже маныда гын мер канаш делегат — влакыш мари районный да госсобраний депутат влакым сайлаш кулеш, съезд паша годым Мер Канаш шонымашым как депутатский наказ семын нунылан пуаш кулеш. Если тиде паша ок ышталт, то съезд пашалан нуль акше.

  24. Никитин С.П.

    Эрвел Семен лӱм дене ойлышылан:
    Кок ий ончыч, мый декем пошкудо аулын, пошкудо йылман йоҥгырта: «Сергей Петрович, статьям возыза, манеш, район газетышке». «Областнойышкат возен кертам», — малдем. Тудо: «Уке, ок кӱл, туштыжат корреспондент-влакым палена. Мылана Те кӱлыда, Тылада калык ӱшана», — манеш. Ик арня гыч мый йоҥгыртем: «Ом керт, манам, статьям ок келше шкаланем». «Нимо огыл», — манеш. «Те возен колтыза, веле. Мом кӱлеш — тудым шке ешарена», — манеш — «Тендан фамилийда гына лийже!»
    Тидым тидлан ойлем: Семен Сергеевич ден, теве гына телефон ден ойлышым. Нимо мыскылмашым, игылтмашым шым возо, мане. «Адак из пустого в порожнего» возкаледа, констатаций ден, мане. И Даниловам вурсаш нимолан, «Чолман йӱк»-ышко толмыжлан, аҥра вуй-влак. Вот тыге.
    Поро уверым кольым: Семен Сергеевичын, эрвел мари нерген книгажын: — Кудымшо!!! томжо лектын!
    Вот Книгажым окен, ойлымашым да ак пуымашым эртараш лийже ыле! Айдемым илымыже годым моктыман, тудо еще ятыр пайдам ышта калыкланна.

Добавить комментарий для АрборОтменить ответ