Китеж был местом моления черемис-язычников?

Ветлужская археологическая экспедиция музея Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского обнаружила недалеко от озера Светлояр остатки средневекового русского поселения, предварительно датируемого XIV — началом XV веков.

Кроме многочисленных черепков русской гончарной керамики найдены обломки средневековых ножей, кресальное огниво и фрагмент каменного жернова для размола зерна.

Такого открытия не ожидал никто. Дело в том, что находящееся в Нижегородской области озеро Светлояр известно на всю Россию. Побывать на его берегах заветная мечта многих православных паломников. И конечно, его исследовали ученые. Еще в конце 60-х годов здесь побывала научная экспедиция под руководством археолога Татьяны Макаровой, организованная «Литературной газетой». Тогда ученые сошлись во мнении, что на берегах легендарного озера вплоть до XVII века никто не жил.

Русские люди приходили сюда только, чтобы справлять православные праздники и моленья, а черемисы (марийцы) осуществлять языческие обряды, да и то не ранее XVII-XVIII веков. После завершения исследований в «Литературке» было, в частности, написано: «В результате разведки было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра».

Некоторые исследователи считают, что легенды об исчезнувшем граде Китеже могли сложиться на базе народной исторической памяти о некогда стоявшем на берегах Светлояра поселении или городище, часовне или святилище, уничтоженном в результате оползня. В этой связи обнаруженное нижегородскими археологами средневековое поселение, вполне вероятно, могло послужить прообразом легендарного города, затерянного в Заволжских лесах. Но без проведения полноценных археологических раскопок уникального селища делать какие-либо далекоидущие выводы пока рано.

Надо отметить, что экспедиция проведена, по сути, на средства самих ее участников. А это и ученые, и студенты, и журналисты, и просто энтузиасты.

Дмитрий Карабельников,
Нижний Новгород

Источник: Российская газета

3 комментария

Filed under Новости

3 responses to “Китеж был местом моления черемис-язычников?

  1. Чирмишхан

    Китеж — наш город. Марийцы там жили. Светлояр — ославяненное марийское название Сотыйӓр. Более подробно о марийском Китеже написано в работах учёного Н.В. Морохина, например здесь: http://www.ecoethics.ru/old/b26/305.html

  2. Аноним

    Однозначно название озера финно-угорское, в конце -яр «озеро», ср. фин. järvi, эст, järv, мар. ер

    >да и то не ранее XVII-XVIII веков.
    это спорное утверждение, марийцы просто так на новом месте не начинали молиться, скорее всего это древнее святое место мари (фугров)

  3. Аликсендир

    Да-а-а… С руссоудревлением ну никак не выходит…
    Проблема же в «разыгрывании на беоегах озера целых битв из культовых фантастических книг Толкинена….». Вот это уже — дебилизм «цивилизованной» маргинализации не помнящих своего родства.

Добавить комментарий