Уйдут ли в небытие финно-угорские народы?

Российский финно-угорский мир многолик, а составляющие его народы живут подчас в диаметрально противоположных условиях.

Наибольшую активность в России демонстрируют карелы, благодаря близости к финнам – как географической, так и этнической – осуществляющие многие проекты совместно с западным соседом, а также марийцы, удмурты и коми-зыряне, причем сила их не столько в отдельных действиях, сколько в сплоченности всего этноса.

Например, марийцы не теряют связь с родиной и своим народом ни в республике, ни за ее пределами: они обязательно создадут на новом месте общество марийской культуры, даже если в него будет входить только два члена. Замечательным примером единения марийцев может служить проведение этнодискотек, на одну из которых мне как-то посчастливилось попасть в Санкт-Петербурге. Мероприятие шло целую ночь, причем диджей и ведущие говорили исключительно по-марийски, современные мелодии и танцы чередовались с национальными, а в зале присутствовали представители не только молодого, но и старшего поколения, исполнявшие, в частности, марийские народные песни. Подобные мероприятия проводят и удмурты.

Есть финно-угры, которые гордятся традициями, принадлежностью к своему народу, но есть и такие, которые стесняются своей идентичности: не секрет, что в советское время, несмотря на провозглашение СССР де-юре многонациональным государством с равными правами для всех народов, де-факто проводилась политика подавления, а нередко и искоренения традиционных культур.

Показателен в данном отношении пример коми-пермяков. С XV века, или начала русской колонизации Северного Приуралья, коми-пермяки, как и многие другие народы будущей Российской империи, подвергались постепенной русификации. Как ни странно, первые годы советской власти стали периодом расцвета коми-пермяцкой культуры: в 1925 году был образован национальный округ, Андрей Зубов и Михаил Лихачев заложили основы коми-пермяцкой письменности и литературы, на коми-пермяцком языке издавались произведения русской литературы, учебники и пособия, а в 1932 году был даже разработан – в ожидании всемирной пролетарской революции — латинизированный алфавит, просуществовавший до 1935 (по другим данным — 1938) года. Однако в период репрессий относительно свободному развитию коми-пермяцкой культуры пришел конец: Зубова и Лихачева расстреляли, письменность снова перевели на кириллицу, а в язык все чаще проникали русизмы.

На протяжении нескольких поколений коми-пермяков «научили» стыдиться своей идентичности; многие сознательно стали делать выбор для себя и своих детей не в пользу родного языка, записываться русскими, поскольку из-за самобытного акцента окружающее русское население смеялось над коми-пермяками и считало их недалекими. Даже исконные имена русифицировались по соответствующему образцу – так, Питю Öньö зазвучал как Андрей Никифорович (Зубов). (Кстати, подобные процессы характерны и для других финно-угорских народов: например, создатель эрзянской «Википедии» Андю Петрянь зафиксирован в паспорте как Андрей Петров). Ситуацию не спасло даже образование автономии в 1977 году, упраздненная, кстати, в 2005 году с объединением Пермской области и округа в Пермский край.

Недолгий период возрождения интереса к традиционной культуре с распадом Советского Союза сменился ужесточением политики в течение 2000-ых годов вплоть до закрытия школ с этнокомпонентом, сокращения телерадиовещания на коми-пермяцком языке и даже обсуждения низведения округа, в настоящее время поделенного на семь административных частей, до статуса Кудымкарского района.

Самое главное заключается в том, что большинство коми-пермяцкого населения явно или косвенно поддерживает уничтожение собственной идентичности, что ставит язык, лексический запас которого теперь насчитывает уже более половины слов с русскими корнями, не принимая во внимание флексии и другие словообразовательные элементы, и культуру на грань вымирания.

История убедительно доказывает, что в естественном отборе наций побеждают те из них, которые сохраняют высокий уровень самосознания. В данной связи финно-угры принадлежат едва ли не к наиболее уязвимой языковой семье на территории Российской Федерации. Согласно переписи населения 2002 года, в России оставалось 8240 вепсов, 3122 бесермянина, 1991 саам, 327 ижорцев, 314 ингерманладцев и 100 человек, идентифицирующих себя как водь; при этом необходимо отметить, что статистика умалчивает, какой процент из них говорит на родном языке. Кажется, что коми-пермякам с численностью в 125 235 человек (данные на 2002 год) бояться нечего, но проблема именно в отсутствии интереса к языку и обычаям у самого народа, так что качество здесь важнее количества.

Замкнутость финно-угорского сообщества представляется серьезной угрозой для сохранения отдельных этносов. Федеральная власть подливает масла в огонь, называя любые попытки возрождения и развития традиционных культур «национализмом». Но и сама попадает в заложники политики, бросившей все силы на выправление социально-экономической ситуации в стране и пустившей на самотек проблемы в других сферах, и остро стоящий национальный вопрос, в том числе. Как следствие, сепаратистские настроения в Татарстане и Башкортостане, взрывная обстановка на Северном Кавказе и еще более усугубившееся положение после расформирования в 2001 году Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики.

В условиях дезориентации власть сама провоцирует относительно спокойное финно-угорское сообщество России на обострение межнациональных отношений. Даже лояльность к федерации не спасает от наступления на традиционные культуры. В Мордовии, где проживают два родственных народа – эрзя и мокша, редко выступающих с критикой касающихся их постановлений, ведется их планомерное объединение под экзоэтнонимом «мордва». Не умаляя официального названия республики, подавляющее большинство мокшан и эрзян рассматривают насаждаемый сверху термин как ругательное слово, а в сельской местности жители одной деревни на вопрос, не принадлежат ли они к мордве, обязательно ответят, что мордва селится по соседству, во «вражеской» деревне.

Не все в порядке и с возможностями культурного развития обоих этносов. Достояние двух наций – фолк-ансамбль «Торама», по популярности сравнимый разве что с «Бурановскими бабушками» из Удмуртии, — страдает от произвола чиновников с тех пор, как его участники вышли из-под крыла управления культуры Саранска из-за отсутствия элементарной поддержки со стороны города. Как следствие, уникальный коллектив перестали приглашать на различные мероприятия, хотя еще в 2007 году «Торама» выступила на Фестивале «Шумбрат, Финно-Угрия!» перед Владимиром Путиным и Ференцем Дюрчанем, в то время Президентами России и Венгрии соответственно, а также Президентом Финляндии Тарьей Халонен.

Есть лишь некоторая надежда, что ситуация с ансамблем «Торама» и другими актуальными вопросами финно-угорского мира разрешится с помощью тематических организаций. Среди них – Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), Президентом которой с августа 2011 года является представитель Мордовии Василий Немечкин, сменивший на этом посту Алексея Цыкарева. В настоящий момент наметилась тенденция к расширению статуса МАФУН не только на Российскую Федерацию, но и на другие финно-угорские страны: в частности, в члены ассоциации недавно была принята одна организация из Эстонии, а одним из вице-президентов МАФУН стал гражданин Финляндии.

Все же вопрос о будущем финно-угров остается открытым. Уйдут ли они в небытие, как это уже случилось с мерянами, о которых снял свой неоднозначный фильм «Овсянки» Алексей Федорченко? Или так же будут чтить свои традиции и обряды, общаться на родном языке, как герои нового фильма режиссера «Небесные жены луговых мари», где слышна аутентичная марийская речь, зависит не только от властей, но и от самих представителей финно-угорских народов? Ведь даже эстонцы – финно-угры, создавшие свое национальное государство, не могут быть спокойны за будущее национального языка и культуры и совсем не случайно провели в октябре этого года в Тарту конференцию «Язык и идентичность», одной из тем которой стало развитие традиционной культуры в условиях глобализации.

Сергей Терешенков

Источник: Русский Журнал

27 комментариев

Filed under Статьи

27 responses to “Уйдут ли в небытие финно-угорские народы?

  1. Мариец

    >Например, марийцы не теряют связь с родиной и своим народом ни в республике, ни за ее пределами: они обязательно создадут на новом месте общество марийской культуры, даже если в него будет входить только два члена.

    Спасибо за комплимент. Может марийцы в общественном плане действительно активны: и создадут общество, и проведут мероприятие, напялив на себя в советском стиле стилизованные (очень часто безвкусные и далекие от традиционной) и прокричат об этом на весь мир. Только большинство этих активистов и членов обществ разговаривают со своими детьми на русском языке. Пройдитесь по активистам Москвы, С-Петербурга, Карелии, Уфы, Перми и даже Й-Олы… Даже в свободной Эстонии большинство марийских семей разговаривает со своими детьми на русском, за исключением Алексндра Рябчикова, и то потомучто, наверное жена удмуртка 🙂
    Да в России, особенно в Марий Эл, воспитать ребенка марийцем очень сложно, там негативное отношение к мари (и ко всему нерусскому), в частности в поселках и городах. В Эстонии такого нет и вроде марийцам приехавшим туда, использовав свою национальность и получившим/получающим стипендию Родственных народов Эстонии сам бог велел с детьми разговаривать на родном языке, поскольку цель программы – сохранение родных ФУ языков.
    Знаю еще одну марийскую патриотку в Финляндии – Юлию Куприну, которая с рождения своей дочки с ней разговаривала только на горномарийском языке, хотя муж финн. Побольше бы Куприных-Рябчиковых и марийская нация бы сохранилась, а так псевдоактивисты-мари, разговаривающие с детьми на русском, только создают видимость «живучести марийцев».
    Положение мари на данный момент очень серьезное и одним «Марий Эл Радио», перепевкой русской попсы на марийском и этнодискотеками марийцев не спасти.

  2. Никитин С.П.

    Если коми-пермяки тихо угасают, то марийская активность — это агония (видимость активности).

  3. Соглашусь с Марийцем. Возможно, это естественный процесс. Так пропали культура мэря, мещеряки и т.д. (Получается, что русские — это винегрет из финно-угров и булгар, и никакими там славянами и не пахнет. Они остались за Днепром. ) И для совместного выживания нужен универсальный язык, иначе будет вечная междуусобица. И этот процесс идет во всем мире. Сохранить это возможно только в рамках государственного образования и то только для доминирующего народа. Хотя, Швейцарская Конфедерация сумела сохранить диалекты 4 языков.

  4. Комментатор

    История говорит о том, что народ борющейся открыто принося многочисленные жертвы за свое сохранение выживает как народ. На данном этапе истории пример-чеченцы. Народ думающий только о своем сохранении любой ценой постепенно теряет адекватность восприятия действительности, не чувствует, как лягушка, как на медленном огне закипает котел ассимиляции (Казан-котел) и исчезает из истории. Наглядный пример-татары. Хочешь сохранится как народ-воюй, борись, погибай и ты выживешь как народ! Вот таков парадокс истории. Что было бы с финнами и вообще с миром, если б они не поднялись на борьбу с русским фашизмом в 1939 году?

  5. Tsikma

    Подозреваю, Вы господин Никитин неправы. Сейчас в марийской культуре, политике, в бизнесе происходят разные брожения, кторые в конечном счете могут привести к очень даже положительнынм результатам в отношении марйского народа. В настоящее время у марийского народа есть энергия на переход к новой культуро-политико-финансово-экономической формации. Самое главное в этом то, что марийцы уже не берут пример как слепые котята у русских. Мы достигли новых высот в в воспитании своего народа. То, что говорит наш русский брат, мы уже не воспринимаем высказывания его на 100 процентов за истину. Поскольку он нас обманывал в течение почти 500 лет. А маркелы, швецовы, панченко и им подобные только дают этому только повод. Сколько можно верить русским обманщикам?

  6. А.Н. Смирнов

    Дорогой Tsikma!
    Скорее соглашусь с Никитиным чем с вами. Никитин свое убеждение подкрепляет от ежедневных фактов виденных им. То же самое вижу и я. Нет основания полагать, что целыми курсами студенты учебных заведений, чувствуя необходимость защищать свой народ выйдут на баррикады. Мало этого, сельские ученики начиная с 5-6 классов своих родителей называют не авый(авий) ачый (ачий) а на отличительный иностранный лад мама, папа делая ударение на последнем слоге.
    Методов спасения нации от полной ассимиляции очень мало. На первом месте я вижу только зарождение или возрождение марийской национальной дисциплины, которая должна находится полностью в руках «Мер канаш».
    У кого-то может есть еще другие методы?

  7. Йыван

    Почему Министерство культуры, власти Йошкар-Олы почти не проводят детских, школьных конкурсов на марийском языке?! Где изучающим марийский язык молодым людям применять свои знания?

    • Аноним

      Встречный вопрос. Почему дети мари не принимают участие в тех конкурсах, которые все-таки проходят? Живой пример — детский конкурс эстрадной песни «Песенка года». 12 ноября. Театр им. Шкетана. Телевизионный эфир, отличная площадка для выступления, прекрасная аппаратура, все лучшее детям. И заметьте никакой дискриминации по национальному признаку. Говорю со знанием дела, потому что сам занимаюсь его организацией уже третий год. Считаю, что сегодня это одна из лучших детских «площадок» в Поволжье. Кажется, сам бог велел показать все лучшее,что есть у нас, и что? Ни одного исполнителя на марийском языке. Это тем более непонятно, если вспомнить, что в прошлом году победила песня на марийском языке. Дуэт Яндар с песней Марий Лум. Да можно и 10 конкурсов провести — где желающие на этих конкурсах выступать? Похоже возмущаться всем и вся гораздо проще, чем подготовить реально сильных исполнителей. А выступать надо, и выходить на сцену надо. И выходить не в своей тусовке, где может быть и петь комфортнее, и публика не так строга, а выходить на сцену вместе со всеми. Неважно на русском поют или марийском, татарском или английском. Потому что только в конкуренции с другими можно чему-то научиться и стать настоящими профессионалами.
      А.Герасимов.

  8. Tsikma

    Пуры вады А. Н. Смирнов.
    Возможно, и Вы и Никитин правы. Но я питаю надежду и исхожу из примеров из другив народов Европы, котроые не имеют своей государственности. У марийцев вроде бы на бумаге и есть свое государство, а во главе стоит какой-то ненавистник марийского народа. Парадокс. Но в то же время, пример уэльцев показывает, что молодое, образованное поколение, вопреки тому, что родители не говорили на родном языке, смогли поставить статус родного языка совершенно на новый уровень. Для этого нужна энергия уважения родного и максимальный отход от старых стереотипов. И культурой должно заниматься не только Мин-во культуры. Нашу культуру делаем мы — все предствители марийского народа. (Этому министерству при Маркеле нужна статистика, а не результаты. А у Швецову вообще пороа отправить в тюрьму, потому что она является вторым после Маркела губителем марийскости.)

  9. Йыван

    Это всё правильно. Нашу культуру делаем мы все. Но нельзя забывать о том, что из наших денег (налоги) формируется госбюджет. Мизер (но хоть что то) из этого бюджета выделяется на культуру. Но даже эти копейки идут не бессмысленные совковые мероприятия. Я не верю, что нет инициативы от креативных модераторов культуры.

  10. Tsikma

    На днях позвонил одному знакомому в Казань. И я был поражен, как он ненавидит Маркела. Он рассказал, что каждый раз, приезжая в Й-Олу старается зайти в церковь и поставить свечку против Маркела (читатели, наверно, знают куда ставятся такие свечи). «А теперь же, когда он понастроил больше церквей, если есть время, стараюсь зайти даже в две» — резюмировал он. В следующий раз нужно будет спросить по какой цене он покупает свечи против Маркела.

    • Христианин

      Ваш знакомый грешит против себя. Христианство не предусматривает месть и ставить свечки против кого-то — это большой грех. Христос победил зло любовью и в Библии сказано «Возлюби врага своего». Истинный христианин должен любить и молиться за Маркелова и просить Бога, чтобы Бог наполнил Маркелова любовью, искренней любовью и заботой ко всем жителям Марий Эл, в т.ч. и марийцам.

      • Владимир

        Враньё! Глупости! Как не стыдно писать вздор и называть себя христианином?
        Христос победил зло любовью? Это как? Он же не в одиночку победил любовью: у него было семь любовниц, из которых одна была чёрная (Нама); а Нафка отличалась удивительной распутностью.
        Истинный христианин должен иметь подлость и ненавидеть и презирать родину. Это у тебя есть, нещасный!

  11. Tsikma

    Не знаю какой христианин мой знакомый и какой христианин Маркелов. До сих пор Маркелов как гражданин в отношении к марийцам, показывал себя только челвеконенавистником. Подозреваю, что он даже к своим собакам (если у него они есть) относится лучше чем к человеку.

  12. кргори

    Христианин! С какой целью даешь свои подловатенькие советы! Бог дал тебе разум для добрых дел, а не для подленьких делишек !

  13. Никитин С.П.

    Я исхожу из того, что «Бытие определяет сознание». Гражданское сознание уэльсца, ка и любого европейца не сравнить с сознанием россиянина, точнее россиянца.
    И второе — уэльссцы практически полностью утратили свою культуру, и теперь героически возрождают его. Согласитесь — совершать подвиг публично, более легче и почетней, чем сохранять то, что не очень то и нужно обществу и властям. Например, Лайд Шемъер опять переезжает с музеем им. Колумба (марийского поэта), и кто ему помогает? Он сам грузчик, экспедитор, каменщик, бетонщик, уборщица. Где помощники? Значит, марийский язык, марийская мысль, марийские писатели никому не нужны? Или это «мелочи» для тех, кто любит кричать: — МЕ МАРИ УЛЫНА! МЕ ЧОЛГА УЛЫНА! МЕ ТАЛЕ УЛЫНА!!!!!

  14. Tsikma

    Шотеш пиштӹмӹ Никитин. Позвольте высказать мнение: Уэльсцы как раз никогда не утрачивали своей культуры. И язык тоже существовал и жил, только больше в имплицитной форме и не очень котировался среди носителей. Но в 1990-е годы группа интеллектуалов начала активно пропагандировать свое уэльское. И началось это с корня — т.е. от народа, начали появляться рок-группы с репертуаром на уэльском, в пубах и барах (читай на самом начальном социальном уровне общества) все чаще стали говорить на уэльском, появились радиостанции, теперь есть и ТВ, появились детские сады и школы на уэльском, появились интересные уэльские писатели, начали печатать книги, а народ их читает. В отличие от марийцев, уэльцы, в поисках нового, не стали зацикливаться на старых традициях и фольклоре. Взяв элементы и символы своего героического прошлого, уэльские интеллектуалы, а затем и более широкие массы, стали создавать современную уэльскую культуру, основным элементом котрой является их родной кимр йӹлмӹ.

  15. Tsikma

    Пуры вады, Герасимов. Вы уже третий год проводите конкурс и видите поблемы в участниках. К Вам вопрос: может Вы недостаточно рекламировали? Три года — это такой срок, когда можно раскачать и публику и привлечь участников. Здесь что-то не то. Что ни говорите, а марийцы народ музыкальный — дай тлоько повод попеть. Возьмем например, конкурс горномарийской песни «Мыры 2010» (а скоро будет и Мыры 11), который приобретает популярность с каждым годом и для того, чтобы этот конкурс могли посмотреть зрители просят увеличивать количество концертов. Может Вам как организатору, нужно больше внимания уделить рекламе конкурса? Конкурсын шанмашыжы, попашат уке, пиш яжо.

    • Аноним

      Возможно, не буду спорить по поводу рекламы. Но однако 69 ребят приняли участие. ИНформация об этом конкурсе есть во всех отделах образования республики. Упоминание о нем есть и на этом сайте. Все таки конкурс проходит под эгидой министерства образования. Город Козьмодемьянск, кстати, традиционно принимает участие, а вот район к сожалению нет. У вас в г. Козьмодемьянске проходит всероссийский конкурс «Камертоша», на котором в этом году в одной из номинаций победила девочка с марийской песней. И проходит уже 11 лет. Так что, кто хочет ищет возможность, кто не хочет — причину. А по поводу «Мыры». Да. Отличный конкурс. Согласен с вами. И в этом году очень хотели привести на него «Яндар», но к сожалению не оказалось пока в репертуаре песни на горномарийском, а без нее нам вежливо намекнули что не стоит.

  16. Tsikma

    Да, в культуре, как и в бизнесе роль рекламы велика. Но информация в районном отделе культуры — еще не реклама. Потому что очень даже часто бывает, что «заторопившийся» чиновник впопыхах положил эту информацию на стопку бумаги, а другой чиновник на эту бумажку — другую, и в итоге для какого-нибудь юного марийского певца Ваша Ценная информация осталась лежать до следующего года там. Т.е. Ваша информация не дошла до адресата. Но, сегодня, например, читая одну вечернюю газету натолкнулся на рекламу, где эта газета в рекламной форме призывает финских детей участвовать на конкурсе самого интересного рассказа (сказки) о Рождестве. Техень конкурсвлӓм мары газетвлӓ эртӓрӓт ма?

    • Аноним

      Хорошо, я понял узкое место, и во многом с Вами согласен. Полагаться на чиновников абсолютно бессмысленно. Хотя в течении года многие родители подходили ко мне лично и интересовались будет конкурс или не будет. Как в нем принять участие. Можно ли исполнять песни на марийском языке. И всем неоднократно говорилось, что можно и нужно петь на родном языке. Дуэт «Яндар» — яркий тому пример. Известны они стали благодаря именно этому конкурсу.
      Ну ничего. Это все-таки только III конкурс. И не ошибается тот, кто ничего не делает. На будущий год постараемся уделить больше внимания рекламе непосредственно в районах республики. Надеюсь, что ситуация изменится.

  17. Вообще всех нужно объединить и перемешать… а то поубиваете же друг друга (с).

  18. Да,конечно вопрос языка и культуры финно-угорских народов,вопрос жизни и смерти этих народов.Так уж сложилось,что русские (а точнее московиты (москалi)) по языку близки к нам украинцам и белорусам,а по культуре и менталитету ближе к финно-уграм.Поэтому московское влияние так опасно для нас.Русские (москалi),всегда были слепым инструментом империи по ассимиляции народов.Рос.империя за всё время своего существования занималась этноцидом коренных народов.Посмотрите статистику народонаселения.Процент «русских» (искусственно русифицированных постоянно растёт,а процент коренных народов уменьшается.Если финно-угорские народы можно было легко «переварить» переселив на их земли московитов из центр.губерний,то в Украине,где непокорных украинцев было «слишком много»,империи для их сокращения понадобился голодомор-геноцид.Эта имперская политика продолжается и сейчас Едроссией.Для сохранения нас,как народов необходима смена нац.политики.Это станет возможным лишь когда будет отстранена от власти фашистско-бандитская Едроссия.

  19. кргори

    Уважаемый Цикма(Валера)! ! ! 17.11.11.один из моих друзей присутствовал на совещании рабочей группы по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища в сером доме.Попытаюсь пересказать вкратце его взгляд и выводы на происходившее .На совещании были представители ОАО » Русгидро»,проектных и других институтов,главы Горномари,Юрино,Килемар районов.Совещание открыл и несколько минут побыл Николай Куклин,потом ушел сославшись на выборные дела.Т.е. правительству Марий Эл это неинтересно.Поэтому в дальнейшем совещание вел дуректор ОАО «РусГидро» Расим Хазиахметов,который представил слово для приехавших деятелей из Москвы и других городов.Все они усиленно говорили,что усиленно работают и все замечания примут к сведению и ответят на них.С 5.12.11 откроют помещения для открытых слушаний

    ,где все желающие могут вызказать свои замечания.Когда глава горномари Леонид Кубеков спросил как будут оганизованы открытые слушания,кто будет объяснять людям ситуацию,представитель гостей ответил,что ответственный за слушания по горномари Васюков Алексей Арсентьевич,из местной администрации и с ним уже есть договоренность.Глава Леонид Кубеков не знает, что без его разрешения уже подобран человек из администрации.Это говорит об качестве управления.Спраедливости ради надо сказать ,что Леонид Кубеков был единственный из присутствующих ,кто активно выступал и задавал вопросы гостям.Он сказал, что только на 10-15 процентов выполнены предыдущие работы,а хотят затопит еще восемь деревень и несколько десятков тысяч га горномарийской земли.Один из гостей в последующем сказал ,что деньги были все выделены и будет только залив в Покровском,через который будет перекинут пешеходный мост.Таки образом гость обвинил как минимум Леонида КУбекова,что он не владеет цифрами.
    Вывод моего друга.Рус ГИдро и его коллеги неофициально согласовали подьем уровня воды с республикой ,а остальное это иммитация и блядовство.

  20. Asess

    Как я понял, проектная документация будет передаваться частями от проектного института и соответственно, будет подаваться выборочно. Так что надеяться на общественные слушания -все эти мероприятия и гроша ломанного не стоят. Если говорить о сером доме, то если вверхах «кровь из носа» лоббируют этот проект, то чиновникам в Йошке остаётся только выборами и заниматься. Надо составить всех тех, кто против подъёма или хотя сочувствует нам и вести с ними работу(даже те, кто сидит в сером доме, если они есть) Только выборы нам дадут, если это донести до избирателей, людей, которые будут горой за нас. И вот уже депутаты всех мастей должны уже в конце этого года поднять вопрос о полном прекращении всех дел, связанных с достройкой Чебоксарской ГЭС. надеюсь, что выборы будут такими, чтобы в Думе были в этом плане разумные люди. Нужны и депутатские запросы, и вопросы к местной власти. И письма на верх, ведь так дело пойдет, то что останется от горномарийской культуры? Оказывается, легче утопить нашу землю. . Нет культуры народа — нет и проблем с народом.

  21. Местный

    Меня тоже очень смущает, как пройдут и будут ли вообще эти слушания. Пусть будет публикация в газете с указанием места и времени не только в Йошкар- Оле , но и в районах.
    Смотрите уважаемые земляки до чего мы дожили, что даже нас слушать не хотят, пришлые уже за нас решили. Вот где сказывается отсутствие местных у власти, нет местных депутатов в ГосСобрании Республики, ответственный за поднятие уровня до 68 метров по РМЭ — тоже пришлый, вроде с другого региона. То есть москалям ( как Славко- украинец называет их) купить серый дом, проектные институты «проще пареной репы».
    Конечное, перед выборами надо поднимать этот вопрос — пусть
    жители задумаются, что нам партия власти готовит. А про депутатские запросы, письма — не будьте наивными, ерунда.
    Только акции протеста, демонстрации, митинги.

Добавить комментарий