Финно-угры едут в Нью-Йорк

От редакции Русского журнала: Недавно проездом из Перми в Петрозаводск в Москве был один из лидеров молодежного финно-угорского движения Алексей Цыкарев. Мы встретились, и он рассказал «Русскому журналу» о новой волне национального возрождения финно-угорских народов, о проблемах финно-угров и о финно-угорском общественном движении, в которое пришел в 2005 году. Эта беседа продолжает серию публикаций РЖ о региональных культурных идентичностях (см. Вадим Штепа, Мария Митренина и др.).

Алексей Цыкарев — общественный деятель, переводчик, журналист, президент Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (2009 – 2011 гг.), член Совета Республиканской молодёжной общественной организации «NuoriKarjala», учредитель и член правления Карельской молодёжной общественной организации «Триас».

* * *

Русский журнал: В последние годы заметно оживление финно-угорской темы в общественном и даже политическом плане. По отдельным сообщениям трудно понять, каков контекст этого процесса. Расскажите, когда этот процесс начался, кто его инициировал?

Алексей Цыкарев: Существует мнение, что этнические процессы протекают по принципу маятника. Бывают периоды подъема и спада активности, могут использоваться различные модели отношений внутри сообществ и взаимоотношений с властью: от симбиоза и сотрудничества до жесткой конфронтации.

Я бы охарактеризовал нынешнюю ситуацию как новую волну национального возрождения финно-угорских народов. Она сопровождается сменой лидеров, конкуренцией между регионами и организациями, поиском новых моделей развития и позиционирования всего финно-угорского движения.

Нельзя сказать, что инициатива сегодня принадлежит только общественным организациям. Российская федеральная власть в лице Минрегиона и региональные правительсва также озабочены финно-угорской активностью. Их интерес имеет множество мотивов. Во-первых, у России сегодня есть серьезные амбиции обеспечить лидерство в такой чувствительной сфере как защита прав коренных народов. Это важно для престижа страны на международной арене. С другой стороны, политика патернализма по отношению к гражданским организациям финно-угорских народов должна сделать незаметной или заменить полностью финансовую поддержку из Филяндии, Венгрии и Эстонии. Нельзя исключать и искреннее желание властей сохранить этнокультурное разнообразие страны.

Все эти тенденции имеют безусловный позитивный эффект для финно-угорских народов, но несут в себе и ряд вызовов движению. Постоянная конкуренция между регионами, попытки разместить абсолютно все руководящие органы движения в одном месте вносят долю недоверия между элитами, а коллеги из общественных организаций дружественных стран теряют интерес к сотруничеству. Не секрет, что республика Мордовия при поддержке федерального правительства претендует на роль безусловного лидера всех финно-угров.

Кроме того, продвигая государственные интересы в финно-угорском мире, власть душит инициативу снизу, пытается поставить под контроль все финно-угорские проекты, пишет сценарии для съездов финно-угорских народов. Плоды этой политики на виду. Всеми значимыми финно-угорскими организациями руководят чиновники или депутаты. Конфликт интересов очевиден, но в обозримом будущем ситуацию не переломить. Видимо, такое представление о гражданском обществе имеет власть.

РЖ: В чем сейчас основные проблемы финно-угров, живущих на территории России? И существует ли общая проблематика для российских финно-угров и жителей Венгрии, Эстонии и Финляндии?

А.Ц.: Для российских финно-угров самой основной является проблема сохранения и развития языка. Недаром темой очередного Всемирного конгресса финно-угорских народов, который состоится в Венгрии в 2012 году, станет «Язык и народ». Нет непрерывной системы обучения языкам «детский сад – школа – вуз», ни один финно-угорский язык не включен в систему ЕГЭ, они также не являются языками обучения, а лишь предметом изучения. Все это сопровождается тем, что становится все меньше и меньше семей, в которых язык передается от родителей детям естественным способом. На некоторых финно-угорских языках молодежь уже не говорит. Последняя тенденция – снижение интереса абитуриентов к изучению языков в вузах. Все замыкается на престиже языка, многие родители и дети не видят его значимости, поэтому предпочитают изучать английский. Молодежь прагматична, она должна видеть перспективу. А если даже языки, имеющие в национальных республиках статус государственных, не используются в судебной практике, делопроизводстве, а часто даже на народных праздниках, интерес к ним снижается. Я уже не говорю о финно-угорской диаспоре, проживающей за пределами национальных республик.

Хотя существует множество примеров, когда интерес к языку, наоборот, повышается. Например, создание «Марий Эл Радио» вызвало к жизни огромное количество современных марийских песен, популярными стали этнодискотеки.

Те же марийцы, коми и удмурты активно внедряют свои языки в Интернет-пространство. Стали появляться интерфейсы популярных социальных сетей на финно-угорских языках. Создаются мультиязычные он-лайн словари, словари в мобильных телефонах, мультфильмы и глянцевые журналы. Это модернизирует язык, развивает его, появляется новая современная лексика, что привлекает интерес молодежи.

Конечно, есть и другие важные задачи. Нужно стимулировать этническую идентичность молодежи, гражданскую активность, сохранять и создавать современную культуру, заботиться об экологии, защищать права коренных финно-угорских народов на участие в принятии решений, традиционное природопользование.

В других странах у наших коллег тоже есть различные озабоченности, в том числе в отношении языка. Финно-угорское движение озабочено сохранением языка меянкиели и языка квенов в Швеции. А вот саамы Норвегии, Швеции и Финляндии делают большую работу по защите своих прав на природопользование и исконные земли. Народ ливы в Латвии, давший некогда название Ливонскому ордену, давно ассимилировался и находится на грани исчезновения. Самый многочисленный финно-угорский народ венгры очень обеспокоен правами своих соотечественников, проживающих в Словакии, Румынии и Украине. Территория проживания одного из самых малочисленных финно-угорских народов сету разделена российско-эстонской границей. Все это является частью повестки дня международного финно-угорского движения.

Вопросы серьезные, а дискуссии бывают чрезвычайно жаркими. Однако всегда представители народов приходят к согласию, потому что консенсус является главным принципом движения.

РЖ: Как устроен культурный обмен между представителями финно-угорских народов разных стран? Какие идеи высказываются о развитии этого культурного обмена?

А.Ц.: Культурное сотрудничество финно-угорских народов началось с конгрессов ученых финно-угроведов столетие назад, а общественно-политическое движение оформилось лишь в начале 90-х годов. Центральная площадка для взаимодействия – это Всемирный конгресс финно-угорских народов, который проходит раз в четыре года в Венгрии, России, Финляндии и Эстонии по очереди. Следит за исполнением решений конгрессов Консультативный комитет финно-угорских народов, в который входит по два представителя от каждого народа. Конгрессы пользуются большим авторитетом, так как в их работе участвуют президенты четырех стран.

В финно-угорском мире большое количество различных объединений. Активно работают Ассоциация финно-угорских народов России, Ассоциация финно-угорских университетов, Ассоциация финно-угорских журналистов, Ассоциация финно-угорских литератур. Студенты финно-угроведы имеют свою площадку – ежегодную международную конференцию IFUSCO, которая за почти тридцатилетнюю историю проводилась не только в финно-угорских регионах, но и там, где сильное финно-угроведение – в Германии, Австрии, Польше и других странах. В молодежном мире инициатива принадлежит Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), которая отстаивает интересы молодежных общественных организаций.

Одна из последних инициатив молодежи – Конференция по брендингу финно-угорского движения, которая состоялась в октябре в Таллинне. Там появилось немало первоклассных идей, среди которых проведение конкурса «Культурная столица финно-угорского мира».

Главный организатор конференции Оливер Лооде подчеркнул, что не существует финно-угорского мира России, Финляндии или Эстонии. По его словам, существует единый финно-угорский мир, единый оркестр, где у каждого народа первая скрипка.

В Интернете нет-нет да появляются различного рода статьи о том, что финно-угорское движение якобы несет в себе серьезную угрозу безопасности России, что это интеллектуальный сепаратизм похуже кавказского. Мы считаем, что авторы этих материалов попросту дилетанты и не разбираются в ситуации, либо же являются вредителями, сознательно бросающими тень на финно-угров. На самом деле финно-угорское движения — это явление, лежащее в плоскости прямой народной дипломатии. Это мостик, связывающий Россию и Евросоюз, позволяющий развивать культурный обмен, делающий отношения между гражданами стран более прочными. Финно-угорское движение способствует созданию позитивного имиджа наших стран внутри друг друга, положительно влияет на общественное мнение и позволяет решать даже глобальные вопросы повестки дня на переговорах Россия – ЕС. Такие вопросы как отмена визового режима, например. Поэтому всем странам, которые вовлечены в финно-угорское движение, оно выгодно. В том числе и России.

РЖ: Как и когда возникло молодежное движение? Как долго Вы его возглавляли? В чем заключается его деятельность? Расскажите о своей деятельности. У Вас есть инфоцентр, Вы участвовали в работе комиссии ООН по проблемам коренных народов. Каковы Ваши личные впечатления от общения в среде активистов финно-угорского движения?

А.Ц.: В молодежном движении всегда много динамики, и лидеры меняются часто, чтобы как можно больше людей прошло эту школу. Я проработал в правлении МАФУН два года и затем два года возглавлял организацию. Считаю, что этого вполне достаточно для самореализации и достижения конкретных результатов.

Мое «президенство» выпало на знаковую дату – двадцатилетие молодежного финно-угорского движения. Мы провели два серьезных мерпориятия: одно для ветеранов, отцов-основателей движения – в Йошкар-Оле, а второе для действующих активистов – в Хельсинки. Главный результат – обновление программы развития движения. Финно-угорская молодежь хочет быть более включенной в процессы принятия решений на разных политических, экономических и медийных площадках. Одну такую значимую площадку сама финно-угорская молодежь создала – Международный финно-угорский социально-экономический форум.

Кстати вопрос об участии коренных народов в принятии решений был одним из основных в повестке дня Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, в котором я дважды участвовал в Нью-Йорке. Сейчас зачастую коренная молодежь не имеет институциональных возможностей для участия в принятии и даже в обсуждении важных для нее решений (в области экологии, природопользования, образования, сферы применения родных языков).

Думаю, что могу записать в том числе и на свой счет, что международная деятельность финно-угорской молодежи активизируется. Для молодых удмуртов, коми, карелов, мари очень важно – почувствовать себя полноценным членом дружной семьи коренных народов мира, участником мировых процессов. Это чувство сопричастности дает силы вкладываться в поддержание своей уникальности, сохранение своей идентичности, поскольку именно она и свой особый взгляд на мир делает молодежь интересной для остального мира.

С этой точки зрения особо ценным выглядит решение МАФУН провести очередное заседание правления в Нью-Йорке. Задача амбициозная, но выполнимая. Ее реализация даст десяткам, если не сотням молодых людей стимул участвовать в национально-культурном движении.

Беседовал
Александр Морозов

Источник: Русский Журнал

11 комментариев

Filed under Статьи

11 responses to “Финно-угры едут в Нью-Йорк

  1. Старый, но настоящий ФИНУГР

    Пиара, гонора много, а где реальные результаты, наше молодые креативные финно-угры? Осбобенно у марийцев? Мы, «отцы», «старые», «консервативные» активисты ФУ/марийского движения в Марий Эл добились признания марийского языка государственным, открытия Марийского ТЮЗа, газеты «Кугарня», журналов «Саман», «У сем», воссоздали «У вий», «Марий ушем», Съезды народа мари, своим «нытьем» на mari.ee открытия хвалимого тобой Алексей «Марий Эл Радио». Мы рисковали собой и защищали марийцев и добились их бития как физически так и морально! А чего вы, молодые добились?

  2. Vana Fennougr

    Да, действительно. У «нулевого» (2000-е г.г.) поколения марийцев нет реальных результатов. Марийское молодежное движение находится в глубоком кризисе. Марийские чиновники от культуры по сути предали свой народ. Не верится, что в марийской культуре нет модернистских начинаний. Скорее всего минкульт «глушит» интересные начинания.

  3. Финноугор среднего поколения

    Да, очень жаль, что происходит с новым марийским поколением. Народ мари всегда был флагманом финно-угорских народов. Были инициаторами многих конгрессов, фестивалей и т.д. Но надо понять, для активного марийского движения препятствуют несколько факторов. Главным является псевдоподдержка со стороны правительства республики. Важным является и боязнь марийских активистов из-за давления со стороны чиновников со стороны правящего режима.

  4. Аноним

    «активисты ФУ/марийского движения в Марий Эл добились признания марийского языка государственным, открытия Марийского ТЮЗа, газеты «Кугарня», журналов «Саман», «У сем», воссоздали «У вий», «Марий ушем», Съезды народа мари,…» Вара тидыже кушто кызыт? Ниможат уке, чыла кагаз Умбалне, реально илышыште ниможат уке. 90 ийла тУНалтыште Маркелов президент лиеш ыле гын, тыгакак нимо огеш лий ыле, нерым йоктарен шинчеда ыле. А мари верч чылан пырля шогенна, ну сеНалтынна гын, чыланат сеНалтынна.
    С 2000 года в РМЭ пришла новая волна молодежи. Несколько организации, в том числе и «Союз марийской молодежи» своей активностью участвовала в формировании новой молодежной политики республики. Ситуация не простая была. Поддержка почти никакой. В Марий ушем шла борьба за власть между старой и новой командой. До молодежи им было по барабану. Со стороны власти очень интересной. Поскольку во времена Кислицына многие марийские чиновники привыкли к легким деньгам, они знают откуда, туда нам ходу было никакой. Мы начинали сами по себе, жили для себя, и проводили мероприятия для молодежи, но уважение к старшим сохраняли до сегодняшних дней. В конце концов мы поднялись на уровень, где играли доминирующую роль в Молодежной политике республики. Вышли с серьезными предложениями в финно-угорские регионы страны, такие же задачи ставили на общероссийском уровне, к сожалению ситуация молодежи на местах неоднородная. Такие задачи они не могут ставить и по сей день(((.
    Кугыраквлакше вет огыда полшо, шеНгечын шылын коштыда, кертмыда семын чалаштым ужаледа, Ушанже уке тыланда.

  5. Аноним

    «… У «нулевого» (2000-е г.г.) поколения марийцев нет реальных результатов. У кого оно есть? у вас «ненулевых» (1990-е г.г.) есть что ли результатов?! Профуфукали всё, сдали все позиции, республику загнали на самое дно, когда у вас были реальные шансы, чтобы в республике был свой глава, свой Кугыжаныш и т.д. купились на дешевы подачки и перегрызли друг друга. Сегодняшняя ситуация — результат вашего бездействия! В 2000 году, когда я возглавил «У вий», она была почти мертвой. Один устав, и ничего и никого. Никакой команды, ни протоколов, ни помещения и т.д. Собрал свою команду и начал потихоньку работать, наблюдая, как старшие братья грызут друг друга, а в это время третья сила не спит и не дремлет, а делает свое дело. В 2003 году возглавил МАФУН, тоже почти мертвая организация, с 2000 по 2003 ассоциация тоже бездействовала, связи с сложившейся ситуацией на конгрессе в Хельсинки в 2000 году. Тоже также потихонечку начинали вместе работать. Наши плоды будете наблюдать с 2010-2020 г.г.

  6. Старый, но настоящий ФИНУГР

    Вы господа путаете общественников и тех кто был у власти. Профукали они. Я в 90-е и после был и остаюсь простым общественником как и многие др. молодые активные и все названные вами организации создавались нами и при нас. Возьмите почитайте прессу Марий Эл, ФУ регионов! На каком уровне было национальное и ФУ движение тогда в Марий Эл. И какое после 2000-го. Протоколов может корректно не вели, но работу вели огромную и создавали др. марийские, международные ФУ организации, положили начало многим международным фестивалям и т.д. Конечно и политическая ситуация была в эти годы разная. Остается только надеяться, что после долгого застоя в Марий Эл вновь будет сплеск национального и молодежного движения 🙂

  7. vasilek

    «»»Вы господа путаете общественников и тех кто был у власти. Профукали они.»»» не надо ля-ля-ля, вместе профукали, поскольку не смогли объединиться и ничего путного не предложили. В 2000 году что вы нам оставили. Ноль, ничего, голую площадку, злую молодежь, беспредел на улице. Мои сверстники стеснялись общаться по-марийски. В 2000 году, когда я проводил первую марийскую этнодискотеку, в Рамках денй родсвтенных народов, куда собрались около 300 молодежи, мало кто занет, чего это мне стоило. С одной стороны Серый дом душит, с другой криминал, и простому студенту куда нужно было деваться?! Марийская глупость вытащила из дерьма тогда.
    Время покажет, кто прав!

  8. vasilek

    Говорят, если критикуешь, то предлагай. Предложение есть какие-нибудь?
    Лично у меня есть.
    Во-первых , Алексею не надо палку перегибать, потому что Президент МАФУН уже Немечкин Василий. Молодежь верит в него, и давно ждем от Мордовии успешных действий. Василий действительно готов объединить нашу молодежь, поэтому вот эти «игры» Алексея с Правлением мне не совсем понятны.
    Во-вторых, приоритетным направлением МАФУН всегда было и остается сельская молодежь, мне бы очень хотелось, чтобы МАФУН действительно помогала и поддеживала своим членам-организациям на местах, глубинках и т.д. Это корни МАФУН, отсюда ассоциация берет силу, энергию и жизнь.
    Ну ООН, ФУЕН и т.д. им ничего нового нам не предложить, все это уже пройдено. А нам есть что предложить, только давайте сначала дойдем до этого уровня!

  9. Вачис

    Пускай едут. Не жалко. Марийцы дорогу в нью-йорк финно-уграм уже открыли. Одна марийка оттуда недавно вернулась чемпионкой мира по гиревому спорту.

    • Вачис

      Она покорила Нью-Йорк:
      Шукерте огыл ме Кристина Самойлован (снимкыште) кир спорт дене Тӱнямбал первенствыште сеҥен толмыж нерген возенна ыле. А таче тудын дене лишкырак палымым ыштена.

      Кристина Бирск районысо Памаш ялеш шочын-кушкын. Школым тунем пытарымыж деч вара Бирск кугыжаныш социально-педагогический академийын историй факультетышкыже тунемаш пурен. Таче тудо визымше курсын студенткыже улеш.
      http://www.cholman.ru/archives/43-vypusk-46-997/201-seash-en-kshk-nltalaltash.html

  10. Старый, но настоящий ФИНУГР

    Я прекрасно знаю как было в 2000-х… О роли отдельных личностей наши мнения не совпадают. Зачем тратить силы на пустые споры, давайте за дело. Ждем активную деятельность обновленной «У вий» или др. новой марийской организации, у которой будет свое помещение, свой бьюджет и активная проектная деятельность.

Добавить комментарий для Старый, но настоящий ФИНУГРОтменить ответ