Финно-угры Москвы провели Неделю родственных народов (ФОТО)

Концертами, посещением музея и проведением автобусной экскурсии «Москва финно-угорская» отпраздновали московские мари Неделю родственных финно-угорских народов. Неделя была приурочена ко Дню родственных народов, который по традиции отмечается ежегодно в третью субботу октября.

Празднование Недели родственных народов открыл вечер-концерт, проведенный 14 октября в Венгерском культурном, научном и информационном центре Землячеством Марий Эл в Москве. Открывая вечер, директор центра д-р Андраш Барани отметил, что славная традиция празднования Дня родственных народов была заложена в 1928 году, когда он впервые был отмечен в Финляндии. С тех пор этот День празднуется во всем финно-угорском мире, знаменуя собой межрегиональное и международное сотрудничество во имя сохранения родственных культур.

Одним из примеров такого сотрудничества стала презентация на вечере брошюр «Вейся, вейся, «Серебряная веревочка»!» и «Кандра», автор которой – представитель башкирских мари, кандидат философских наук Александр Ямурзин стал гостем вечера. Презентация брошюр сопровождалась показом телефильма о проведенном в этом году в Республике Башкортостан I Открытом региональном фестивале-конкурсе «Ший Кандыра» по традиционному марийскому танцу «Кандыра» («Веревочка»), в котором участвовали московские мари и делегация Московского Дома национальностей. Символика танца «Кандыра» — единение и сплочение народа актуальна для всех финно-угров России, отметил председатель московского общества мордовской культуры «Масторава» Антон Тултаев.

Концерт «Новые имена» открыл страницу творчества молодых финно-угров столицы: прекрасные выступления певиц Елены Афанасьевой, Ирины Чупровой, Агаты Смирновой, гуслярш Ирины Синяковой и Эльзы Яковлевой оставили неизгладимое впечатление. Вечер завершился совместным исполнением «Кандыра» и других традиционных марийских танцев под зажигательные мелодии гармониста Владимира Ермакова.

17 октября члены Землячества Марий Эл стали гостями Государственного Кремлевского Дворца, где проходил фестиваль мастеров искусств Приволжского федерального округа. Феерическое зрелище, в котором наряду с русскими, башкирскими и татарскими артистами принимали участие и коллективы из Марий Эл, Мордовии и Удмуртии, вызвало чувство огромной гордости за посланцев финно-угорских регионов.

Интерактивная экскурсия «Финно-угорский след в истории Москвы» в Музее археологии, прошедшая 19 октября, открыла удивительные факты. Дьяковская – финно-угорская культура I тысячелетия до н.э. — VII в. н.э. в бассейне Москвы-реки предшествует всем последующим культурным слоям, а это значит, коренными жителями Москвы были финно-угры. Всего на территории Московского региона известно около 40 поселений Дьяковской культуры, распространявшейся по всему Волго-Окскому междуречью.

Дьяковцев принято считать предками народов меря и весь (вепсов). Существует мнение, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» — конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплянка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу.

Живой и увлекательный рассказ руководителя отдела Г.Л. Новиковой сопровождался показом экспонатов, найденных при раскопках на Манежной площади, на территории Боровицкого холма в Кремле, в Кунцевском и Дьяковом городище. Костяные и первые железные ножи, ручная «текстильная» керамика, глиняные куклы-обереги, «грузики» для ткацких станов и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле открытых очагов воочию рассказывали о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами.

Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец) составляют гордость экспозиции.

Исторический экскурс подытожила автобусная экскурсия «Москва финно-угорская», состоявшаяся 23 октября, где в сопровождении историка, этнографа Сергея Михайлова и кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН, автора обширной монографии «Дьяково городище. Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э.» Николая Кренке мы посетили древние городища Дьяковской культуры.

Эта экскурсия стала первым этапом по подготовке путеводителя «Москва финно-угорская». Помимо исторических памятников мы посетили памятные места, связанные с именами славных представителей финно-угорских народов, внесших заметный вклад в историю развития российской науки и культуры. С каждым из них связана отдельная страница национальной памяти и гордости.

Из представителей марийского народа это Йыван Кырла, творческая династия Эшпаев, Павел Тойдемар, Василий Мосолов, Иван Ямбердов и Сергей Алдушкин, Валентин Колумб, Александр Юзыкайн, Яныш Ялкайн.
Коми: Питирим Сорокин, Николай Фролов, Геннадий Юшков, Василий Лыткин, Василий Налимов, Евгений Чазов.
Коми-пермяки: Екатерина Плотникова, Михаил Вавилин, Александр Клещин.
Удмурты: Кузебай Герд, Игнатий Гаврилов.
Эрзя: Степан Эрьзя, Михаил Ерошкин, Лидия Русланова.
Мокша: Василий Шукшин, Олег Табаков.
Ингерманладцы: Арина Родионовна.
Поморы: Михаил Ломоносов.
Эстонцы: Петр Юргенсон, Авро Метс.

Несомненно, имен этих значительно больше и составление путеводителя непременно продолжится. Важно, что благодаря этой поездке мы ощутили свою связь с духовной работой предыдущих поколений финно-угров, живших и трудившихся в Москве с глубокой древности и до наших дней.

Восхождение к Дьякову городищу

Елена Минилбаева

13 комментариев

Filed under Статьи

13 responses to “Финно-угры Москвы провели Неделю родственных народов (ФОТО)

  1. Вачис

    Можно ли это шоу считать фестивалем, если не был избран оргкомитет, не разработано положение о фестивале, не было соответствующего указания или распоряжения о проведении фестиваля? Была ли в установленные сроки подана заявка? Кто имеет право проводить этот фестиваль или право проведения этого фестиваля уже «приватизировал» Эрвий?. Если этот фестиваль имеете законную силу, то выложите, пожалуйста, соответствующие сюда документы или просьба к юристам – высказать об этом свое мнение.
    Посмотрел видеоролик этого мероприятия.Ничего похвального в адрес организаторов сказать не могу.Та эстрадная мелодия которая звучала никак не соотносится с «веревочкой».
    Не было подобных конкурсов ранее ни в Янаульском,ни в Мишкинском районах.Интересная манера подавать информацию,только из чьих уст – непонятно.А были там обыкновенные танцы,естественное массовое исполнение «веревочки»,а не соревнования, в удовольствие для участников.В Мишкино в 2007 году в райцентре плясали длиной в 450 метров в честь республиканского праздника вхождения Башкирии в состав России,в прошлом году в Кульчубаево Мишкинского района сплясали в 380 метров в честь 380-летия деревни, а в деревне Шудымарий в прошлом году объявляли межрегинальный (так же,как нынче в Калтасах) конкурс «веревочки» с подачи Шаймратова, но худо=бедно обошлись деревенским праздником районного масштаба.Никаких там 450 метров не было,как написано в презентационной брошюре.Удивляет слово «рекорд». Ради рекорда или ради сохранения,дальнейшего развития самобытного танца все это проводится?
    Хорошо, что Бирский и Мишкинский районы дали отпор этим самозванцам. Приехали в гости, а ведут себя по хамски, как хозяева. Не уважают местные традиции, обычаи. Одним словом можно сказать – москальские путиноиды, а не марийцы. Они же весной в Москве разрекламировали себя, что они крутые и все могут, что поедут в Мишкино на фестиваль, а оказались в Калтасах – устроили пикник (шоу) в Калтасах с шашлыками и с «веревочой». Калтасинский глава, мне кажется, тоже не считается с мнением местных марийцев. Тоже ищет себе дешевый пиар. Надо главой в Калтасах выбрать марийца.
    http://finugor.ru/node/22091

  2. Вачис

    предвыборная кампания едросов в москве началась

    • Аноним

      Вачис, ты че-то запутался в своих мыслях и предпочтениях 🙂 Помнится раньше ты был за Маркелова и Единую Россию и охаивал всячески коммунистов. В последнее время ты, как хамелеон, перестроился и начал кидать едкие фразы в своих бывших любимцев едросовцев, понял что народ их здесь не любит. ФУ и марийское национальное движение Москвы никакого отношения к ЕдРу не имеет. Ты просто пытаешь дискредитировать наших активистов там в Москве. Ты себя показал как ненавистника ФУ движения и независимого марийского нац. движения. Вообще-то сам фестиваль «Ший кандыра» придумали московские мари. Тебе и «Ший кандыра» не нужен, тебе бы внести раздор, рассорить марийских активистов в Башкирии, противопоставить их. Тебе надо создать здесь неприятную атмосферу, калыкым сайт деч йыгыжтараш. Дураку понятно откуда такой заказ и на кого ты работаешь.

      • Аноним

        Слышь умник, кто тебе позволил перейти на личность???
        Для меня что едросы, что КПРФ – коммуняки. Просто едросы – это большевики, потому-что больше воровали; КПРФ – меньшевики — меньше воровали.
        Если маскали придумали «ший кандыра», то пускай в Москве и проводят, а не в Калтасах. Покажите мне пальцем это независимое национальное марийское движение и кто лидер и где оно зарегистрировано. Может меня тоже возьмете?

  3. Сколько меропиятий гуманитарного цикла проводится в Марий Эл за год. Это что? попытка демонстрации благополучия и цветущего края? Или все таки стремление увести общественность от более значимых и злободневных проблем? Скоее всего — это второе. Школы закрывают-поем, землю под воду- пляшем, леса жгут-спектакль смотрим, с половины мира гостей собираем и в Национальной галерее показываем полотна в туманном изображении, а выставку , посвященную МАРИЙ АВА досрочно сворачиваем за один день до начала мероприятий и список можно продолжить дальше. Чем-то начинает напоминать пир во время чумы.Все это сиюминутное и не прочное, выстраивается в цепочке: нет земли-нет жизни, нет жизни-нет проблем. Обращаюсь к конгрессменам ГД и ГС, а то Л.Я считает, что если ругают значит находиться в поле внимания, не будет народа- от кого будете избираться в дальнейшем.Что сделали для сохранения ЗЕМЛИ МАРИЙСКОЙ????? По-моему, не в длине веревочки дело, а дело , все таки, в тех, кто веревочку вьет.

  4. Tsikma

    Пиш яжо.
    К сожалению в марийском списке не указано имя первого марийского, горномарийского профессионального художника, Владимира Ивановича Григорьева (1897-1963), похороненного на Новодевичьем кладбище. В маршрут экскурсии также можно включить Кремль, где у его стены похоронен уроженец города Цикма. Было бы также интересно узнать, где находилось издательство в Москве по выпуску национальных, в том числе и марийских книг в 1920-е годы?

  5. Аноним

    Tsikma-м поддерживаю, чыным ойла.

  6. аноним

    Было бы вообще интересн создать сайт куда бы вписывать имена великих и знаменитых людей , связавшись с марийской землей, внесших вклад в ее процветание и прцветание земли русской, их много также почему бы не вспомнить В Мосолова, Горбунова.спасибо.

  7. Tsikma

    В список нужно включить также и имена карлика-диктатора и массового убийцы Ежова, Великих марифобов современности
    Маркела и Министра образования Швецовой, редактора Панченко и имена другх шовинистов Марий Эл. Их имена написать на фоне адского пламени. Таким образом душу Маркела не спасут все новопостроенные церкви и символы православия и колонизации марийцев! А марийцы Москвы на родном доме Маркела могли бы установить памятную доску, где написали бы: «Здесь родился Л. Маркелов». Марийцы приходили бы к этому дому и совершали бы свои обряды со всеми своими молитвами и пожеланиями ему ….

  8. Tsikma

    Из текста выпал конец: и пожеланиями ему кто что хочет.

  9. Аноним

    твой?

  10. Tsikma

    Нет, конец фильма.

  11. Rongo

    Уважаемые. Не надо перепалок, что делается в Москве я считаю положительным моментом в ФУД. Это же хорошо.
    Но Вас уважаемые комментаторы туда не пригласили, что поделаешь, не беда, не расстраивайтесь, в будущем если будете себя вести хорошо, может и пригласят и на экскурсию свозят.

Добавить комментарий для ВачисОтменить ответ