Московские мари учились в Финляндии проектной деятельности (ФОТО)

Недавно члены московской общественной организации «Землячество Марий Эл» и Объединения марийской молодежи вернулись из поездки в Тампере (Финляндия), где приняли участие в завершающем этапе Российско-Финляндской программы обучения проектной деятельности представителей неправительственных организаций. Московские мари представили на семинаре два проекта – он-лайн курсов марийского языка и фильмотеки финно-угорского кино.

«Нам посчастливилось пройти все три этапа обучающих семинаров, – рассказывает преподаватель курсов марийского языка при Поликультурном центре г. Москвы Снежана Александрова. – В течение этого года мы побывали в разных регионах – Удмуртии, Карелии и Финляндии. Каждый этап дал нам что-то свое – мы учились создавать грамотные проекты, представлять их и руководить воплощением параллельно со знакомством с культурой республик. Семинар в Тампере отличался особенной насыщенностью – он подытожил полученные знания и открыл нам новые возможности».

Шестилетняя Российско-финляндская программа была организована Обществом «Финляндия-Россия» совместно с межрегиональными общественными движениями «Коми Войтыр» и «Удмурт Кенеш» при поддержке Фонда культуры Финляндии и Консультативного Комитета финно-угорских народов. За эти годы обучение в рамках Программы прошло более 600 участников. Ими были реализованы проекты в самых разных областях – от выпуска CD-дисков с популярной этнической музыкой до проведения фестивалей.

Темой семинаров 2011 года было сохранение языков, что особенно актуально для российских финно-угров, более половины этносов которых составляют малочисленные коренные народы. По мнению многих филологов, при нынешних темпах ассимиляции из 17 финно-угорских и самодийских народов, проживающих в России, половина может исчезнуть уже в течение ближайших ста лет.

«В Москве проблема сохранения родного языка усугублена как статусом многоязычного мегаполиса, так и общим фоном острых миграционных проблем, – говорит заместитель председателя РОО «Землячество Марий Эл» в Москве Елена Минилбаева. – Чтобы сохранить язык хотя бы в качестве бытового здесь требуется приложить в несколько раз больше усилий чем в титульных регионах. Поэтому нам так важно было побывать на семинарах – в процессе совместного обучения, в атмосфере сотворчества рождаются новые, интересные идеи».

Для чего это нужно? – спросят некоторые скептики. Не в финно-угорской ли глубинке родилась присказка «родной язык нужен только до околицы»? Да и привычные варианты социальной адаптации московских мигрантов предполагают негативные сценарии использования родных языков вплоть до полного растворения в русскоязычной среде.

С другой стороны, Москва сегодня находится в уникальной ситуации, когда здесь может быть выработан новый, более продуктивный подход к сохранению национальной идентичности в многонациональном сообществе. Только за последнее десятилетие численность жителей Московской области за счет мигрантов увеличилось в семь раз, а в самой Москве проживает более 120 национальностей. Столичный регион представляет собой весь срез межэтнических взаимоотношений в России в его укрупненном варианте, поэтому здесь возможна апробация различных подходов к межэтническому взаимодействию.

«Язык есть дом бытия», – говорил известный философ М. Хайдеггер. «Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» – еще более конкретно высказался великий педагог К. Ушинский. Возможность общаться и получать информацию на своем языке является необходимым условием баланса между понятиями «я» и «общество», а значит, фактором успешной социализации личности. Добавим, что, по мнению психологов, наиболее креативные идеи рождаются на стыке культур. Вот почему сохранение своего родного языка наравне с общегосударственным русским является гарантом общественного развития. И здесь огромным резервом для социального творчества обладают этнические и земляческие общественные объединения.

«На семинаре в Тампере было представлено немало интересных проектов, рассказывают участники. – Это и выпуск CD-дисков с произведениями классиков национальной литературы, организация летних этно-лагерей и турслетов, проведение Недели национальной книги в библиотеках, фестиваль современной песни на финно-угорских языках и даже конкурс красавиц. Обмен опытом способствовал рождению новых, теперь уже межрегиональных связей и совместных проектов».

Сейчас московские мари готовятся к проведению Недели родственных финно-угорских народов. Уже 14 октября в Венгерском культурном, научном и информационном центре состоится вечер-концерт, где будет проведен мастер-класс по традиционным марийским танцам, затем 19 октября – экскурсия «Финно-угорский след в истории Москвы» в Музее археологии на Манежной площади, а 23 октября завершающим аккордом станет посещение мерянских городищ VI в. до н.э. в столичных районах Кунцево и Коломенском. Добавим, что последние мероприятия проводятся в рамках реализации нового проекта – создания путеводителя «Москва финно-угорская», где на карту столицы будут нанесены памятные места, связанные в том числе с известными деятелями финно-угорского мира.

Оксана Вайтина

5 комментариев

Filed under Статьи

5 responses to “Московские мари учились в Финляндии проектной деятельности (ФОТО)

  1. Марийская молодёжь (самая активная часть финно-угорской молодёжи столицы) и “Землячество Марий Эл” в Москве показывают пример того, как можно без нытья жить активным и независимым социальным творчеством, как сохранять и развивать язык и культуру мари в условиях мегаполиса, как реализовывать самоокупаемые проекты и без помощи чиновников!

    • Гость

      Если бы не было помощи чиновников из РМЭ или бывших чиновников врядли бы они там так свободно и независимо организовывали столь крупномасштабные мероприятия. В других регионах тоже есть актив определенный и интеллигенция, однако они подпадают под такой прессинг, что их усилия сводятся к энтузиазму. Я бы не торопился отписывать дифирамбы по поводу того, что кроме них никто ничего делать не хочет. Хотя мне кажется этим людям дали больше возможностей для деятельности, потому что никакого намека на социальный подтекст и критику тому бардаку как в РМЭ нет. Польза от этого кружка марийцев заключается в развлекухе для них самих, баловство какое то.

  2. Аноним

    Ну марийцев в Москве не так уж и мало и надо сказать потенциал там очень большой. Там масса мари с высшим образованием, там и бывшие и настоящие студенты театралы для марийского театра, люди с консерваторским муз. образованием, политологи и т.д. и т.п. А все ваши мероприятия, московские мари, на уровне самодеятельности. А где независмые частные марийские театральные труппы или хотя бы моно-тетары? Где марийские мюзиклы, вроде господин Апталиков и др. известные по “МЭ Радио” певцы там? Где независимые марийские газеты, журналы, сайты? Где профессиональные видоклипы на марийском? Где молодые политики-мари? Ничего нет! Так чем хвастаетесь, г-н Калягин? Да и еще хотел добавить, если в Москве что-то есть, то это никак не Ваша заслуга, а Землячества Марий Эл и просто личной активности др. (молодых) мари. А вы казачок-то засланный…

  3. Oron

    Давайте, если уж судить и обзывать кого-то, то уж поделом.
    Обозвать “казачком” того, кто проявляет активность, не надо и из дома выходить. Просто присесть поудобнее к компьютер и давай пасквили строчить… Даже сколько душе угодно.
    Чувствуется “Аноним” московский или имеющий хорошие контакты.
    Тогда вопрос: аноним внес хоть капельку вклада для решения, т.е. создания… открытия… проведения… вышеназванных им же?
    В Бирске не открыт марийский театр – это критикует мариец из Москвы, в Москве нет марийских мюзиклов, нет там молодых политиков-мари – это критикует мариец из, скажем, из Нижнего…
    Безадресно и неконкретно критиковать – из пустого в порожнее. Адресовали что ли тогда все это поконкретнее.
    Или анонима задел тот камень, который был брошен Калягиным на чиновников. (Конечно московские марийцы делают без чиновников, я сам не раз был очевидцем таких мероприятий). Никто из них в рот т.н. главы-мари не смотрит. Работают.
    В чем-то с анонимом все-таки придется согласиться – потенциал Московских марийцев большой. Но он не реализуется вровень с требованиями динамичной жизни.

  4. Tsikma

    Пуры ирок. Молодцы московские мари. Я нисколько не понимаю объекта критики. Мне кажется, что многие их мероприятия организовываются на энтузиазме и в духе чувства принадлежности к марийскому народу. Например, в Хельсинки есть горномарийский клуб, куда собираются те, которые заинтересованы марийской культурой и новостями из Марий Эл. У клуба нет штаб-квартиры и собираемся в основном в кафе или ресторанах и обсуждаем разные новости. И это нам ну, никто не может запретить. Это наше право. В Москве мари тысячами и они имеют право собираться, проводить разные вечеринки, диско, веселиться и грустить как обычне граждане. Уважаемые комментаторы, у нас нет никакого морального права им указывать что делать и что не делать. Думаю, что у них есть активные члены-генераторы, которые продвигают свои дела вперед и они что-то всегда делают. В данном случае проблема критики в том, что в самой Марий Эл в культурной жизни настал духовный и эстетический кризис – я например, следя за культурной жизнью родного народа, за последние 10 лет не заметил ничего нового, модернистского, экспериментаторского. И это большая беда марийской культуры. Казалось бы мы хотим изменений, и в то же время сразу, как появится что-то незначительное новое начинаем кричать что это не марийское традиционное. А ведь многие новые явления в культуре появляются именно как игра и баловство.

Добавить комментарий