Россия заняла третье место по числу самоубийств

По инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 10 сентября объявлено Всемирным днём предотвращения самоубийств. Для России это более чем актуально. Наша страна занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения, а уровень суицида ВОЗ оценивается как критический. Ежегодно покончить с собой удаётся 24 тыс. россиян, причём каждый третий погибает, находясь под действием наркотиков. А ведь к этому ещё надо добавить тех, кого удалось спасти. А к 2020 году, по прогнозам учёных, число самоубийств в мире составит более 1,5 млн ежегодно.

В Советском Союзе данные по самоубийствам были засекречены, Госкомстат опубликовал их только в 1989 году. Скрывать было что – в 1984 году страна занимала по числу самоубийств второе место, уступая только Венгрии. Затем ситуация несколько улучшилась, но с 1988 года началось обратное движение, и в 1994-м количество самоубийств возросло чуть ли не вдвое – 2,7 % всех умерших были самоубийцами. В середине 1990-х Россия вышла на второе место в Европе после Литвы. Другие места в первой пятёрке также принадлежали бывшим советским республикам – Латвии, Эстонии, Казахстану. Ну а в 2003 году наша страна стала первой в Европе по числу самоубийств на 100 тыс. населения. Последние данные – на 2009 год – вновь показывают улучшение: 26,5 случая на 100 тыс. человек по сравнению с 42,1 – в 1994 году. Но это цифры относительные, а в абсолютном исчислении (учитывая большое население) Россия по-прежнему в числе лидеров в скорбной статистике.

Каждые 40 секунд в мире один человек добровольно расстаётся с жизнью, и ежедневно совершают самоубийства около 3 тыс. человек. За год, по данным руководителя отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского профессора Бориса Положия, число самоубийц приближается к миллиону. Суициды находятся на восьмом месте в списке причин смерти и на первом месте среди насильственных смертей. Количество не отражённых в статистике неудачных попыток ухода из жизни может в 20 раз превышать число успешных. Нередко истинной причиной смерти от несчастного случая – например, передозировки лекарственных препаратов, падения с высоты, ДТП, – на самом деле является суицид.

«Вся статистика суицидов ведётся по факту, и в России сейчас их количество чуть ниже, чем в США, – рассказала «Нашей Версии» профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Клименко. – К сожалению, часто психически больные люди попадают к специалистам поздно, когда у них уже сформирована тяжёлая депрессия, которая чаще всего и бывает причиной суицидальных попыток».

По словам Татьяны Клименко, на частоту суицидов влияют разные факторы, и уровень развития экономики, благосостояния и т.п. здесь далеко не главное. Характерная для государств с высоким уровнем жизни урбанизация, напротив, увеличивает число самоубийств, поскольку больше разобщённость людей. Там, где живут большими семьями, к примеру в закавказских республиках, нет страха одиночества, меньше одиноких стариков, детей-сирот, меньше и суицидов.

Традиционно меньше самоубийц среди женщин. «Вопреки утвердившемуся мнению о меньшей эмоциональности мужчин у них бывает больше психогенных срывов, – поясняет профессор Татьяна Клименко. – Потому-то больше у них и соответствующих заболеваний – язвенные болезни, гипертония, инсульты и инфаркты, больше и самоубийств. Для женщины важнее семья, её проблемы. У мужчин интересы шире, политические, социально-экономические причины оказывают на них большее влияние, их устойчивость, толерантность к общей ситуации ниже». Впрочем, если «успешных» самоубийств мужчины совершают в среднем в четыре раза больше, то вот покончить с собой в четыре раза чаще пытаются женщины. А значит – женщины просто выбирают более «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

Достоверных данных о связи суицидов с возрастом нет, но известно, что большая доля их приходится на подростковый период. «Этот возраст сложен, в это время происходит падение «розовых очков», – полагает профессор Клименко, – а дети не готовы к восприятию реальной жизни. Наше мнение – готовить ребёнка к реалиям нужно раньше. Ещё одна особенность возраста – группирование, дети легче идут на групповые суициды, особенно если в группе есть сильный деструктивный лидер, оказывающий влияние на психику подростка». Рецепт профилактики – система социально-общественной занятости, наполнение жизненными ценностями. Почти все подростки, предпринимавшие суицидальные попытки, боятся родителей, имеют опыт домашнего насилия. Также выяснилось, что склонные к суициду чаще меняли место жительства. Дети особенно чувствительны к малейшим изменениям в жизни, в частности к тем, что происходят вне зависимости от их собственного выбора, отмечают психиатры.

Сегодня особую роль в формировании «культа» самоубийства играет Интернет, говорят психиатры. Существует множество виртуальных «клубов самоубийств», где даются подробные рекомендации и советы тем, кто хочет уйти из жизни. С одной стороны, авторы этих ресурсов предлагают психологическую поддержку нуждающимся, с другой – здесь же описаны разные способы, как покончить жизнь самоубийством, вплоть до расчёта длины верёвки для повешения, силы тока и способов получения фенобарбитала из доступных в аптеках лекарств. Такие сайты укрепляют в сознании людей понятие нормальности самоубийств, что недопустимо. Только один из четырёх (24%) человек, кто совершил попытку само-
убийства и остался жив, соприкасается с системой здравоохранения.

Самоубийства входят в первую тройку причин смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет, тогда как в общей статистике смертности занимает 13-е место. А вот причиной суицидов у стариков чаще всего выступает социальный вакуум. «Старикам не только деньги нужны для полноценной жизни, – говорит Татьяна Клименко. – Им нужны клубы общения, взаимопомощи. Элементарные посиделки на лавочке у подъезда – уже психотерапия для людей старшего возраста. Государственные службы должны решать для стариков вопросы досуга не так формально, как сейчас, нужно активное вовлечение людей во взаимопомощь, и это будет профилактикой депрессий, поскольку основа депрессии, толкающей к суициду, – ощущение ненужности.

Есть данные и о связи этнических факторов с количеством суицидов у населения. Так, профессор Борис Положий несколько лет назад сравнивал динамику самоубийств по этому признаку. Скажем, у финно-угорских народов (удмуртов, марийцев и др.) число суицидов выше, чем у представителей других народностей. Среди коренных народов Удмуртии суицидность составляет 120 на 100 тыс. населения, эта республика по количеству самоубийств на душу населения входит в первую пятёрку среди регионов РФ. У малых народов российского Севера суицидов существенно больше, чем в популяции. Причины кроются в религиозно-культуральных особенностях населения. У ряда народностей отношение к жизни и смерти таково, что порой запрет на суицид оказывается стёртым. Если, к примеру, у христиан в убеждениях есть некий психологический блок, подтверждающий греховность самоубийств, то у малых народностей Севера вера в жизнь после смерти и отсутствие греховности в акте самоубийства дают такой грустный эффект, как большее количество суицидов.

Среди профессий наиболее высок риск суицида у ветеринаров, врачей, медсестёр и фермеров, поскольку им легче достать вещества, которые могут привести к самоубийству. До 90% самоубийств обусловлены психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией. Покончить с собой нередко пытаются и люди, пережившие серьёзный стресс.

Вообще ВОЗ называет 800 причин самоубийств. Среди них наибольший процент составляют страх перед наказанием – 19%, психические заболевания – 18%, бытовые причины – 18%. Люди, страдающие тяжёлыми заболеваниями, такими как судорожные припадки, ВИЧ, эндокринные нарушения и др., склонны высказывать суицидальные намерения. Лечение антидепрессантами также способно спровоцировать самоубийство. Немаловажным эксперты считают стимулирование неуверенности в завтрашнем дне, тревожности, стрессов со стороны современной массовой культуры и СМИ. Также выявлена прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса человека. Высок уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров.

Психиатры говорят, что инстинкт самосохранения у человека самый сильный из инстинктов. Он должен быть существенно поражён, чтобы человек предпринял суицидальную попытку. И тем не менее, по их прогнозам, к 2020 году количество самоубийств в мире может вырасти до 1,5 млн в год.

Ольга Зайцева

Источник: Версия

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий