Марийцы Югры не забывают родную культуру

Во времена царствования Ивана Грозного последние язычники с Волги не сумели дойти до земель своих предков. Остановились в Предуралье. И до сих пор в Башкирии живут эрвел-мари, а в свердловской области целый район населен выходцами из марийского Поволжья.

В наши дни Марий Эл называют «российской Финляндией» за живописные леса и чистые озера. Красота местной природы вдохновляла поэта Николая Заболоцкого и до сих пор вдохновляет композитора Андрея Эшпая. В Югре марийская диаспора насчитывает около 2 тысяч человек.

Первая югорская общественная организация, объединившая выходцев из Марий Эл, была создана в декабре 2005 года в поселке Федоровский Сургутского района. Это было местное отделение движения «Марий ушем», центр которого располагается в столице республики Йошкар-Оле. Основателем общественной организации был известный в финно-угорском мире художник Юрий Таныгин.

– 26 марта 2006 года в Федоровском мы организовали Дни марийской культуры. Это была наша первая громкая заявка в качестве национальной общественной организации, – рассказывает Юрий Таныгин. – В дальнейшем такие мероприятия мы стали проводить регулярно. Кроме того, мы уже много лет являемся активными участниками праздника национальных культур «Соцветие», который проводится накануне Дня независимости в Сургуте. А в марте этого года мы в КДЦ «Премьер» устроили пятилетний юбилей. Наши труды отмечены благодарностями и грамотами окружных и районных властей. Мы всегда желанные гости на праздниках других национальных обществ. Стараемся поддерживать связь с марийцами соседних поселков и городов. В марте этого года начали выпуск газеты, рассказывающей о жизни нашей национально-общественной организации.

Юрий Иванович приехал в Югру в 2001 году. По его признанию, идея перебраться в Ханты-Мансийский округ принадлежала супруге. Она некоторое время уже работала на Севере и успела привыкнуть к здешней суровой природе.

– Приехав в Сибирь, я на некоторое время забросил высокое искусство – как говорится, быт заел. Надо было решать уйму проблем: жилье, трудоустройство, опять же тоска по родным и близким. Все это было, – продолжает повествовать марийский художник. – Первые три года я работал в структуре ОАО «Сургутнефтегаз».

Работал-то я художником-оформителем, а вот числился, самое интересное, автослесарем. Не было в штатном расписании предприятия, куда я устроился, должности оформителя. Надо сказать, что над автослесарями был жестокий контроль. В начале и в конце рабочей смены их проверяли на наличие алкоголя в организме. Я хотя и работал оформителем, но кто там будет разбираться, вникать в нюансы. По документам автослесарь – будь добр каждое утро и вечер дуть в трубочку…

Лучшая картина Юрия Таныгина «На женитьбу» вывешена в Республиканском музее изобразительных искусств г. Йошкар-Ола. Художник уверен, что она приносит счастье. Через несколько месяцев после ее написания он обрел свою любовь и сыграл свадьбу. Многие работы художника пронизаны детскими воспоминаниями. Это отражается в их названиях: «Букварь детства», «Время думает о детстве», «Колыбельная». Но Север, по мнению искусствоведов, наложил неизгладимый отпечаток на творчество Юрия Таныгина. Картины стали суровей, как и местная природа. Каждая картина напоминает многотомную книгу по философии, которую надо читать очень внимательно. Юрий Таныгин переплетает марийскую, хантыйскую и мансийскую культуры. Первые картины, рожденные в Югре: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Мать Севера». Все они отражают югорскую тематику, фольклор северного народа.

Здесь же, в Сибири, по мнению художника, он создал свое лучшее творение – дочурку Элвику.

Два года Юрий Иванович возглавлял марийскую диаспору в Федоровском. А в 2008 году по собственному желанию стал заместителем нового председателя Ларисы Тимченко.

– Меня на Север забрал, если так можно выразиться, мой нынешний муж Юрий. До нашего знакомства он уже долгое время здесь работал. Мы познакомились с ним в Марий Эл. Долго переписывались. А в один из приездов в республику он предложил мне поехать с ним. Я согласилась, – вспоминает Лариса Борисовна. – Тогда, в начале века, у меня было такое ощущение, что в Югре никто не знает, кто такие марийцы. На вопрос, где находится Марий Эл, шутя, отвечала: «в Финляндии». А если серьезно, то в первые месяцы очень тосковала по родным местам и близким людям, часто ревела. Хотелось видеть марийскую природу, особенно весной, когда все цветет. Мне не хватало общения на своем языке, бурных деревенских праздников с марийскими частушками и плясками.

В то время, по словам Тимченко, ее часто посещала идея, каким образом объединить местных марийцев. Знакомство с Юрием Таныгиным добавило знаний. Оказывается, он тоже горел подобными мыслями. В итоге в Федоровском было открыто отделение «Марий ушем» и создан ансамбль «Сибирь марий».

– Я тогда взяла под свою ответственность руководство фольклорно-хореографическим коллективом, – продолжает Лариса Тимченко. – И первая проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие национальных костюмов. У марийского народа богатая культура. На каждый случай полагается отдельный костюм. Когда я посмотрела на сценический гардероб, у меня руки опустились. Но подвернулся счастливый случай: концертно-досуговый центр «Премьер» в Федоровском помог нам с приобретением костюма для выступлений. Тем не менее хотелось показать соседним народам все разнообразие, поэтому пришлось самой садиться за машинку, шить наряд и учиться вышивать национальные узоры.

Ансамбль «Сибирь марий» широко известен в Сургутском районе и за его пределами. А не так давно участники ансамбля принимали активное участие в выступлениях команды КВН НГДУ «Федоровский» ОАО «Сургутнефтегаз». По версии команды, Юрий Тимченко оттого такой счастливый и может танцевать часами, что ему присвоено звание «Заслуженный нефтяник Республики Марий Эл».

На данный момент отделения «Марий ушем» существуют в Сургуте, Лянторе, Нижневартовске, Когалыме, поселке Салым Нефтеюганского района. Но центром марийской культуры до сих пор остается Федоровский.

Александр Конев
Заместитель главного редактора газеты «Сургутская трибуна»

Источник: Новости Югры

10 комментариев

Filed under Статьи

10 responses to “Марийцы Югры не забывают родную культуру

  1. Олег

    В названии статьи слово «не забывают» исправьте

  2. Опанас

    А марийцы Югры со своими детьми в семьях разговаривают на марийском? И местные власти организовали курсы марийского языка для мари, выписывают прессу, книги, аудио-видео материалы на марийском в местные библиотеки и школы?

  3. Вачис

    Не ,Югра, а ХМАО. Вроде в РФ конституцию и федерализм еще не отменили. Официальная пропаганда уже давно ЯНАО и ХМАО переименовали в Ямал и Югру, а вы что поддакиваете? Я принципиально эти регионы признаю как ХМАО и ЯНАО. Вот, например, если Марий Эл переименуют в какой — нибудь Онар или в финиугорию, или Вятский край, тоже будете поддакивать, хренов югор марий шамыч?

  4. Вачис

    Какой кой последние язычники? Откуда взяли? Оглянитесь, пол страны — язычники, если не больше. Это попам выгодно говорить так, что остались в Европе последние язычники. Попы только мечтают об этом, они ночью спят и видят как последнего марийца чокындарат (тынеш пуртат). Язычников полно даже в самой Европе.

  5. Вачис

    Нищие в нефтяном царстве.
    За красивым фасадом одного из самых богатых регионов России — бедность, злость и отчаяние
    http://svpressa.ru/society/article/47766/
    Югор марий шамыч, «Время жить в Марий Эл!», там хоть картошка растет.

  6. татьяна

    и сколько лет будет еще продолжаться такое скотское отношение к людям??? Чем Путину ездить по футбольным матчам заглянул бы в бараки трудяг… позорище нашим властям!!!

Добавить комментарий для MariUverОтменить ответ