Алексей Федорченко: Это кино о марийском народе

Алексей Федорченко, режиссер таких нашумевших проектов, как «Первые на луне» (2005, Гран-при в номинации «Горизонты» Венецианского кинофестиваля) и «Овсянки» (2010, номинация на Золотого льва, премия ФИПРЕССИ и премия экуменического жюри Венецианского кинофестиваля), возобновил работу над своим новым фильмом.

Картина будет называться «Небесные жены луговых мари» и включать в себя несколько киноновелл, повествующих о марийский женщинах и людях, которые встречают их. Одну из главных ролей сыграет в картине Юлия Ауг, снимавшаяся у Федорченко в «Овсянках». Съемки фильма проходят в лесах Марий Эл.

Алексей Федорченко в эксклюзивном интервью рассказал «РГ» о своем новом фильме:

«Я снимаю эту картину уже год. Съемки были приостановлены, но сейчас возобновляются опять. Картина совсем не о «роковых» женщинах, как пишут в новостных лентах. Это 24 новеллы — 24 маленьких фильма от 3 до 10 минут — у каждой из которых есть своя героиня, марийская женщина. Это кино о марийском народе и снимается на марийском языке», — рассказал режиссер.

«Очень интересный сценарий написал Денис Осокин, с которым мы уже работали вместе. «Небесные жены луговых мари» — картина-орнамент. В каждой новелле разные жанры, от комедии и мелодрамы, до триллера и детектива. Срез современной жизни, но при этом с большим количеством мистики и эротики», — отметил Алексей Федорченко.

«Снимается в фильме очень много актеров, только героинь — двадцать четыре. Их играют и марийские, и российские актрисы. Из известных широкому кругу зрителей: Яна Есипович, Юлия Ауг и Дарья Екамасова. Я планирую закончить съемки в ноябре. И полностью завершить работу над фильмом весной следующего года», — добавил он.

Справка «РГ»

Российский режиссер Алексей Федорченко, получивший мировую известность после фильма «Первые на Луне», который удостоился приза Венецианского фестиваля, родился в 1966 году в Соль-Илецке Оренбургской Области. Когда режиссеру был год, его семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург). В настоящее время живет в Екатеринбурге.

Аглая Смирнова

Источник: Российская газета

30 комментариев

Filed under Новости

30 responses to “Алексей Федорченко: Это кино о марийском народе

  1. Аликсандер

    «…при этом с большим количеством мистики и эротики» —
    в «картине-орнаменте» со специфическим использованием «марийской экзотики». Ну да это не сложно спрогнозировать, зная, что такое Денис Осокин. Как только не поимеют — на сей раз марийскую — экзотику «получившие мировую известность».

    • Аноним

      Бездари всегда завидовали талантам. Сами создайте что-нибудь такое марийское, что бы обратило внимание мира на финно-угров и мари! Боюсь кроме завистливых желчных комментов Вы ни на что не способны!

  2. Аликсандер

    Не согласен на «ЧТО-НИБУДЬ такое…» — только бы «обратить внимание мира на финно-угров и мари»…
    Хотел бы оказаться «бездарью», хотел бы ошибиться…
    Мне не всё равно, какое видение, «прочтение» марийской судьбы, «марийских женщин и людей» предлагают осокины народу мари, «вниманию мира» в этом торгашески-конкурентном, «цивилизованном» мире с его фестивалями… Для желчных комментов, на мой взгляд, были основания. Вашим восприятием, прочтением, пониманием сути «Овсянок» вы так и не поделились. Одних восторгов для обоснования своего принятия или непринятия, согласия или несогласия, думаю, недостаточно.

  3. Oron

    От такого слышу.
    В комментариях не нуждаюсь.

  4. prokisergen

    «Большое количество мистики и эротики» выдаются за традиции марийского народа.Аноним ,видимо не знает о чем речь идет,не прочитал эти 24 новеллы,эти 24 оскорбления марийского народа( надо признать ,несколько новелл не содержат мистики,но эротика на грани порнухи присутствует во всех рассказах).Если «аноним» прочитал вышеуказанные опусы,то напрашивается вывод о том ,что он не представитель нашего народа,если он к тому же мари,значит ему дали конфетку.

  5. Никитин С.П.

    Это кино — тонкий срез из жизни марийского народа. Есть что-то мистическое, т.е. фантастическое. Осокин написал то, что Федорченко воспримет по-своему, оператор увидит по-своему, а зритель — тоже по-своему. Пусть снимает Федорченко, может, появятся и оппоненты его, со своими фильмами. Не кипятитесь раньше времени, никто не останется равнодушным. После просмотра фрагментов «Лед. Сага о хантах», я сказал ТВ, что мы не останемся прежними после этого фильма. Так вот, после «Небесных жен» мы не останемся прежними. Какими?

  6. Аликсандер

    Молодых героев фильма «Овсянки», потомков до сей поры сознающих себя «инородных» меря, одолевает «половая распущенность» (прозренная сквозь глубины веков «своеродным» казанским прозаиком и сценаристом Осокиным) и они… уходят в мир иной, не оставив после себя плодов своей «половой распущенности», ибо такова их инородческая «традиционная культура», такова преемственность — из прошлого в настоящее. Нам дано обогатиться эротико-коллапсирующей «глубинной культурой», по-осокински, представителей древних меря… туда им и дорога: за кадром в финале кинематографического откровения звучит сентенция:
    «НЕ ВЕРНУТЬ ТОГО, ЧТО ДОЛЖНО УЙТИ».

    Не отрицаю талантливости Федорченко или Осокина.
    Не говоря только о них, в литературоведении, искусствоведении известно, что и в искусстве, и в литературе могут быть, были и есть талантливые геи или, к примеру, некрофилы. Может быть кому-то и интересно:
    как воспринимает, как относится, чего желает, какой распущенности, гей или некрофил в отношении людей, скажем так, обычных, традиционной ориентации, культуры; здоровой, жизнетворящей сексуальности (а это всё же большинство в популяции Людей Разумных), но мне это неинтересно. Даже если это интересно членам жюри международных кинофестивалей.

    Понимаю и желание быть услышанным, увиденным, но не могу быть равнодушным к содержанию, подоплёке, довольно прозрачной, увиденного и услышанного.
    Сознаю, что мир людей (народов) иерархичен и конкурентен.
    Понимаю, что осознанно и не вполне сознаваемо эта конкурентность, иерархичность подчиняют себе видение, восприятие, понимание и отношение представителей одних народов по отношению к другим (в данном случае — в среде творческой интеллигенции), к примеру, — приводящие к «умиротворяющим» символическим похоронам попыток возрождающегося самосознания народа меря в «Овсянках».
    Именно в этой связи возникает вопрос на сей раз и в отношении близкородственных мари.
    — Вопрос подоплёки всепоглощающего эротического энтузиазма…

    Эротизацию общества, превращение половых отношений в средство забавы, кстати, неизбежно сопровождающееся снижением рождаемости, коллапсированием популяции людей, испытали на себе еще древние римляне (а ведь наш местный микро — «император», как известно, берёт пример с Римского…). Ничего «модерного» в этом нет. Зная об этом, в том числе и по этой причине я нетерпим в оценках содержательной стороны «Овсянок» осокина-федорченко, «наилучшего средства пропаганды для трудящихся» в недавнем прошлом, а ныне — комерческого или «модного», «пикантного» (пусть и невольного) потряфляния. Скажем так, мягче: не всё в трактовке, видении, понимании (попыток понимания) традиционной культуры сценаристами-кинематографистами отвечает её подлинной сути, роли, предназначению. Думаю, есть резон в словах «не сотвори себе кумира».

  7. Ден

    Для того чтобы критиковать фильм, надо его хотя бы посмотреть. А кто его уже смотрел?

    • prokisergen

      Для Дена, обособленно объясняю,про фильм ни слово не сказал,читал эти «божественные » новеллы-лучше бы не читать.

      • Ден

        Для prokisergen, ну фильм то смотреть люди будут или читать? Я вот лично хочу посмотреть на конечный результат. Потому как может сценарий и говно, но есть же у нас в стране люди которые делают из говна конфетку. Одно дело писать, а другое дело экранизировать, согласен?

        • Аноним

          Речь не идет о плохом сценарий,выдуманные некоторой больной головой традиции марийского народа,очень меня оскорбили.На самом деле «создатели фильма хотят выразить то что думают,что видят «больным своим воображением

          • Ден

            Я же написал «может сценарий говно», т.к. сам сценарий не читал и поэтому конкретных оценок не даю.

  8. Зоя Дудина

    Хочется верить: что создатели фильма хотят выразить то, что думают, что видят, не страшась противодействия вековых предрассудков. Если они покажут только светлое, хорошее, вряд ли мы им поверим. Невозможно изобразить света без теней…
    Народ мари накопил достаточно знаний, опыта для создания художественного фильма, но мы не имеем таланта, который был бы и историком, и поэтом, и философом, и наблюдателем, и режиссером, и сценаристом…

  9. Аликсандер

    Дело не в таланте… Среди мари столько же талантов, сколь и среди немарийцев. Нужно учиться режиссуре, вообще нужно учиться (история, литература и т. д.) и ПРОБОВАТЬ СНИМАТЬ, но для того, чтобы пробовать снимать, нужны деньги. Кинематограф — дорогое удовольствие… Пожалуй, это основная проблема для мари-талантов. Но со временем будут и марийские сценаристы, кинорежиссёры.

  10. Аликсандер

    В истории театра, кинематографа режиссёрами нередко становились не только актёры, но и художники, а в актёры приходят люди из разных профессий, т. е. нужно только попасть нужным людям в нужное место, среду. Обеспечить себе возможность заниматься нужным тебе делом.
    Знаю гениального актёра (а впоследующем и режиссёра) из многодетной нищей семьи из глугой лесной деревни… Он очень хотел играть, знал историю, душу своего народа, хотел учиться. Благодаря его актёрскому искусству весь мир узнал о существовании его народа. Конечно, вначале он был актёром. Из актёра же вырос в режиссёра. Конечно, учил и историю, и литературу. Увлечён был…

  11. Аноним

    Я знаком с творчеством Осокина и Федорченко. Эти люди никогда не создавали порнографию… А что марийские женщины абсолютно фригидны, а марийцы-мужчины импотенты? И у мари как «в СССР секса нет»? Почему тема эротика и секса в кино про мари должна быть запретной? Некоторые и в картинах Джорджоне, Ботичелли, Рафаэля, Ренбрандта с обнаженными телами видят порнографию… Но это проблема не художников и создателей, а воспринимающих их творчество ограниченных людей…

  12. А Н О Н И М

    Ложил большой и толстый на на Осокина и его «творчество»! Суть в том — кто снимает и создаёт фильм? Этнический мари, ощутивший особенности нашего финноугорского мира, или российский капиталист развивающий этническую тематику ради зарабатывания бабла и наград? Судить пока рано!
    Это сугубо моё мнение!
    Но … но … но когда выдёт этот фильмец, все вы пишущие здесь опусы и восхваляющие комменты в защиту данного «интелектуального» продукта будете морально ответственны — нет, не перед всеми, а перед самими собой, своей совестью …
    Не надо надумывать какие мы есть, включать свою воспалённую фантазию, внедрятьв реальность ахинический бред …
    Наша правда — правильно и красиво преподнесённая реальность … тут же пахнет чертовчиной!
    Посмотрим — увидим!

    P.S.: для тех, кто пишет в стиле «прежде чем хаять, попробуй сам, сделай, напиши», дак если бы были финансовые возможности у национал-патриотов, то давно бы всё сдвинулось с мёртвого места! Успокойтесь — каждый имеет право на собственное мнение — и у нас этого не отнять!

  13. Аноним

    Ну если этнические мари кроме как на примитивную мелодраму в стиле индийского кино телефильма «Салика» ни на что не способны, что делать? Хотя DVD «Салика» очень нужен как экранизация марийской классики, но и эту класску талантливый человек мог бы преподнести очень оригинально и современно… Я очень надеюсь, что фильмы Федорчено и Осокина заставят и марийцев по другому посмотреть на театральное и киноискусство и дадут импульс для новых, интересных постановок в тетре и в кино.

  14. Аликсандер

    Марийское жанровое однообразие имеет целый комплекс причин, к сугубо искусству не относящихся. То же самое и что касается эротики. Дело в том, что она — не «сама по себе». В данном случае «революционной» эротикой и сексом, обнажением тел на экране и … «внатуре» проблему жанрового однообразия в искусстве и реального раскрепощения в жизни не достичь. Согласен, «традиционная» колхозная худсамодеятельность не является вершиной марийской культуры и поэтому меня больше интересует смысл кино-новелл в «Небесных жёнах» — «сквозь эротику и секс».
    Каков, на мой взгляд, смысл, контекст и подтекст «Овсянок» в отношении меря частично я поделился в прошлых комментах (конечно, в фильме несколько смысловых линий, отражающих реальные, верно подмеченные проблемы, понуждающие к размышлению, однако…).

    Речь не о том, чтобы «устранить» эротику или секс с экранов или интимной жизни сексопильных или «прогрессивных» мари… Хотел обратить внимание на то, в отношении кого и как, в каком контексте, в связи с чем предлагается, нет, не порнография, упаси бог!.. а «просто» эротика и секс.
    Явление эротизации многозначно. В конце 90-х прошлого столетия лощённому молодому французу, правозащитнику в сфере работорговли («сексиндустрия») задал вопрос: «Скажите, проститутки во Франции это ведь не француженки, не так ли ?». — «Да это преимущественно женщины из среды нацменшинств, мигрантов, для которых характерны низкий уровень жизни, образования…», — последовал ответ.
    Не знаю, в рыночно-информационном обществе «Небесными жёнами» можно привлечь к марийской эротической экзотике более состоятельных, нежели местные мужчины секстуристов ? Это ведь «модно», «прогрессивно»… Может, именно поэтому — на интуиции, авторской озабоченности, по «глубокомыслию» — в сценарии «эротики так много»?
    Эротика — «не сама по себе», интересно будет увидеть, как она «работает»…
    Хотел бы ошибиться после «Овсянок».

  15. Аноним

    >Речь не идет о плохом сценарий,выдуманные некоторой больной головой традиции марийского народа,очень меня оскорбили.
    А у вас самих-то, критики неснятого фильма, головы здоровы? Как можно критиковать то, чего еще нет? «Я Булгакова не читал, но осуждаю»?
    Вы все, наверное, из семей бывших кгбшников, или людей сидящих при цензуре и Главлите… Ни от одного марийца я не слышал что-то плохое про первый фильм Федорченко и Осокина «Шошо», наши карты были довольны и в восторге от создателей.
    Думаю, вы искусственно нагнетаете ситуацию вокруг данной темы, дабы отвлечь читателей от насущных проблем и актуальных материалов:
    о положении марийского народа в РФ,
    о Васькинской школе,
    о ситуации в Марий Эл,
    о дискриминации нерусских народов РФ.

    • prokisergen

      Еще раз хочу отметить ,речь идет о сценарий к фильму который снимают в настоящее время.Там имеются безобразнейшие сцены,которые придуманы автором и приписаны марийским традициям.Именно такие моменты я считаю оскорбительными для любого марийца.Вы ,уважаемый понятия не имеете об этом ,но в общей куче одобрямс получается.Булгакова читал-не осуждаю.Осокина читал-сильно осуждаю-имею на это право.Что касается «Шошо»- это был пробный шар.Сильных восторгов карты не испытывали,тем бодее после заявления Федорченко о том,что он с марийскими картами в священной роще водку пил многие снимавшиеся в том фильме разочаровались в создателях фильма.По происхождению я крестьянский сын.Данную тему я никогда не выносил на обсуждение,но время от времени она появляется ,не могу просто ее обходить.О нагнетании мною ситуации вокруг этого фильма говорить более чем абсурдно Некоторые товарищи(господа),которые пишут хвалебные коменты по поводу снимающегося фильма активно за ДЕНЬГИ сотрудничают с командой Федорченко,поэтому вынуждены восторгаться как авторами ,так и самим сценарием.

  16. Аноним

    >Вы ,уважаемый понятия не имеете об этом

    Я читал сценарий Осокина и традиции марийского народа, думаю, знаю лучше Вас. Это Ваша субъективная оценка по отношению к сценарию и снимаемому фильму…

    >после заявления Федорченко о том,что он с марийскими картами в священной роще водку пил

    Таких заявлений от Федорченко не было — это Ваши домыслы, был материал на этом сайте намекающий что Федорченко и Осокин решили снять этот фольм поле распития водки в священной роще, но это не потвердилось. А о пьющих с ними картах не было и речи. Приведите конкретное осуждение конкретного карта к Федорченко и Осокину! Чего напраслину наводить?

    Осокин и Федорченко не снимают документальный этнографический фильм о мари, они снимают больше художственный фильм, фильм-фантазию на документальной основе. Осокин и Федорченко имею право вырзить себя и свой взгляд на мари в своем творчестве, нравится ли Вам это или нет! Вы и др. критики ведете себя как представители цензуры и кгб при Советской власти…

    Хорошо, господа, а что Вы думаете
    о положении марийского народа в РФ,
    о Васькинской школе,
    о ситуации в Марий Эл,
    о дискриминации нерусских народов РФ.

  17. prokisergen

    Отрывок из интервью с Федорченко :Ты попытался взглянуть на сегодняшнюю жизнь с точки зрения не официальной православной идеологии, а языческих верований. Тот же ракурс и в следующем сценарии «Небесные жены луговых Мари», который ты давал мне читать.
    — В этом направлении мы близки с моим автором Денисом Осокиным. У нас пять практически готовых сценариев. А «Овсянки» возникли так. Мы снимали документально-игровую ленту «Шошо», героями которой стали марийские жрецы. Когда заслужили их доверие, они разрешили нам снимать в священной роще. Там мы привязали тряпочки к деревьям, загадали желания. Выпили водки. Денис сказал: «Следующий наш фильм будет «Овсянки». Повесть уже была. И сценарий он написал быстро. Мне интересны древнейшие верования, они дают иную оптику во взгляде на сегодняшнее

  18. prokisergen

    От точки до точки читать надо как сказал он сам ,а не поправку Осокина.Ладно ставлю свою точку.О школах солидарен с Вами.Дискриминацию нерусских народов на себе испытал в какой то мере,положение марийского народа в РФ оставляет желать лучшего.Что касается ситуации в Марий Эл,про это можно рассказывать много и долго,но болтовней ситуацию не изменишь.

  19. А Н О Н И М

    Такая бурная реакция на подобное творчество о нашем народе идёт не зря, судить можно даже о эмоциях комментирующих на данную тему и колличестве самих комментариев на МариУвере.
    Однако взгляните из далека — как не кнрути ну есть два лагеря, двая мнения по этому поводу. Есть и всё — это реальность.
    Одни говорят, что развитие этнокинематографа это здорово и хорошо что под «креативным углом зрения» сейчас снимают фильм о мари; другие — что проблемы марийского народа (Васькинская школа, ситуация в Марий Эл, дискриминация нерусских народов РФ) никак не связана с данным творчеством и моральный облик наших женщин («срез современной жизни, но при этом с большим количеством мистики и эротики») однозначно дискридитирует нашу нацию, выставляя тем самым нас перед другими, мягко говоря, в неловком свете.
    Не стоит искажать суть и проблему взаимного недопонимания, зогвоздка именно в эротике … конкретно в эротических моментах.
    Я вот задаюсь вопросом, а что бы сделали, допустим чеченцы, даги или татары, когда подобный фильм с «художественно-эротическими моментами» снимался о них представителями другого народа. Ответ ясен: был бы грандиозный скандал.
    Развиваться, конечно же нужно, но не так же, что бы дискридитировать себя.
    Многие национал-патриоты гордятся за свой народ именно из-за того что они чисты, уважают традиции, а их девушки не распущенны.

    P.S.: Федорченко, пошёл на х*й!

  20. Аликсандер

    Вы думаете, что художнический «взгляд на мари», «фильм-фантазия на документальной основе» ( «Небесные жёны»), никак не может соотноситься с «положением марийского народа в РФ» ? Уж как-то очень отвлеченно получается… Может, именно в этой несоотнесённости — цензура, кэгэбэшная, и даёт знать о себе или, может, самоцензура — уже как следствие внешней цензуры, а Осокин с Федорченком смелы лишь в эротике и сексе, воображаемом ?..

    Вообще-то, у Дениса интересные ассоциативные связи: от марийской молильной рощи («Шошо») к заупокойной «половой распущенности» меря, дающей ему, Денису, «иную оптику во взгляде на сегодняшнее» («Овсянки»)… Интересно всё же, какова оптика в «Небесных жёнах» даёт творцам взгляд на сегодняшнее мари, даже если это «фильм-фантазия» ?

  21. Аликсандер

    Читайте комменты, узнаете, что думаю.
    В данном случае предложена тема «кино о марийском народе».
    Думаю, авторы-единомышленники спешат с «тем же ракурсом в следующем сценарии…». Вы думаете по-другому. Будем жить, будем видеть, в каком ракурсе, благодаря какой оптике и как именно представят нам марийский народ, точнее, «фантазию на документальной основе» о марийском народе.
    Интересно то, с чем мы выходим после просмотра фильма: какие мысли, чувства, ощущения вызывает увиденное, услышанное. Об этом мне (и не только мне) интересно было бы узнать от вас, моего оппонента..

Добавить комментарий для АликсандерОтменить ответ