Танаков хочет построить в Йошкар-Оле Марийский Молельный Дом

Председатель Совета Старейшин – Он Каҥаш, руководитель религиозной общины «Ошмарий-Чимарий» Виталий Танаков обратился к мэру города Йошкар-Олы Олегу Войнову и Оньыже Владимиру Козлову.

В своем первом обращении к главе города В. Танаков пишет:

Совет Старейшин – Он Каҥаш Республики Марий Эл и всего марийского народа, учитывая мнение адептов религиозной общины марийской традиционной религии г.Йошкар-Олы, принял решение построить в городе Йошкар-Ола Марий Кумалтыш Пӧрт – Марийский Молельный Дом, из-за отсутствия которого нарушаются в данное время установленные древние каноны Юлла – ведические традиции.

И в настоящем обращаемся к Вам с просьбой выделить земельный участок под строительство Марий Кумалтыш Пӧрт – Марийский Молельный Дом.

Во втором послании к бывшему председателю Всемарийскогого совета, Оньыже, он отмечает:

Во исполнение решения Совета Старейшин – Он Каҥаш народа мари, и учитывая многочисленные пожелания и обращения о строительстве Марий Кумалтыш Пӧрт (Марийский Молельный Дом), и также осознавая, что предыдущие обращения в мэрию г.Йошкар-Олы о выделении земли под строительство Кумалтыш Пӧрт оставались без внимания, считаю целесообразным обратиться к Оньыже – Владимиру Никифоровичу Козлову с просьбой выступить казначеем общины и организовать сбор пожертвований и средств для строительства Марий Кумалтыш Пӧрт.

Нельзя упускать из внимания то обстоятельство, что под строительство Кумалтыш Пӧрт, вероятно, придётся выкупать землю у физических лиц.

MariUver

28 комментариев

Filed under Новости

28 responses to “Танаков хочет построить в Йошкар-Оле Марийский Молельный Дом

  1. Чирмишхан

    Тошнит уже от «ведических» традиций…
    Зачем мешать зелёное с квадратным?

    Ведическая традиция — чуждая традиция, Юлла — нет такой традиции, молельный дом — чуждая традиция. Кому кроме Танакова это надо и зачем?

    • ABTOXTOH

      Танаков ,я надеюсь на это-умный человек, и если во всем этом нет меркантильного интереса, то он одумается.Иначе вся это вода

      http://mariuver.info/rus/soc/relig/pagan/oboge.html http://mariuver.info/rus/soc/relig/pagan/ozhertvop.html http://mariuver.info/rus/soc/relig/pagan/osnovymtr.html

      гроша ломанного не стоит. Танаков и кое-кто из молодых упорно стараются сделать популярной среди молодежи МТР, отсюда шарахание в сторону зороастризма. Но на мой взгляд, МРТ уже так и останется только культурологической страницей народа мари, и никакие молельные дома ситуацию не изменят, более того МРТ будет восприниматься как еще одна секта со всеми вытекающими последствиями.

  2. Виктор

    Не надо молельного дома. Лучше обустраивайте кусото, а то там не порядок. Огородите их, сделайте ворота туда оборудойте огневое место, стелажи согласно канонам язычества, сделайте вывески с описанием что там можно и что нельзя делать.

  3. Вен

    А вот у меня есть вопросы к Чирмишхану и к другим марийцам, которые не поддерживают Таныгина. А когда вы были последний раз в кӱсото? И не как зрители. Слышали когда-нибудь настоящего марийского жреца? Слышали его обращение к Ош Кугу Юмо? Или вы о марийской вере судите по книгам, по русским(православным) и маркеловским СМИ? В наше время каждый может попасть в сложную ситуацию. Беда, горе, болезни… Или просто высказаться надо, решить какой-то неразрешимый вопрос. Любой христианин может пойти в церковь, помолиться, да и священник поговорит с ним, посоветует. Если нет церкви, каждый может взять библию и найдет там ответы на любой вопрос. А куда пойдет чимарий? В магазин за водкой?

    • Чирмишхан

      Вен, о чём ты говоришь, дорогой? Ты вообще отличаешь Танакова и Таныгина? Хотя не скажу, что Таныгин тоже идеал (в то время как я уважаю обоих). Я недавно уже высказывался по поводу его трактовки АГАВАЙРЕМ. Отгадайте с трёх раз, что по его мнению это значит.
      По МТР нужны объективные работы, а не высосанные из пальца умозрения, которые не укладываются в традицию, и тем самым только отталкивают от МТР.
      Если уровня интеллекта у кого-то хватает только в магазин за водкой ходить, навряд ли он будет вдаваться в религию. И уже это точно будет не чимарий.

  4. Опанас

    Если Марийская традиционная религия (МТР) хочет выжить должна совершенствоваться и развиваться, соответствовать современным реалиям, иначе она действительно превратится в «культурологическую страницу» (ностальгическое прошлое, «отсталое» в действительности). Современное марийское язычество не удовлетворяет духовные потребности людей. После пика нац. возрождения 90-х гг. XX в. количество ее сторонников, если МТР не изменится, будет сокращаться… Молельные дома нужны и, прежде всего, в Йошкар-Оле. Где-то надо проводить курсы для картов, собирать материалы по МТР, пропагандировать идеи МТР, проводить просветительскую работу. Нужны лекции, беседы, еженедельные моления, душопопечительская работа с людьми. Когда мариец попадает в беду, как пишет Вен, ему остается идти только за водкой или еще хуже в петлю… Поэтому среди мари и процент алкоголизма и процент самоубийств выше, чем среди русских. Только Танакову не надо так агрессивно навязывать свои взгляды на традиционную религию и связывать этот с «ведической религией» и «Юллой»…

    • Чирмишхан

      Опанас, с таки целями можно снять/купить помещение, но это, судя по целям, будет не молельный дом.

  5. MM

    Тёмная история. Тёмный «Совет старейшин». В противовес А.И. Таныгину? Дайте список участников.
    А что мешает взять в аренду помещение и начать работать? Так поступают многие религиозные организации. в том числе и совсем нетрадиционные для России.

  6. Laid

    Нет ни «темноты», ни «меркантильности» (в вашем понятии), есть просто неравнодушие и стремление.
    Мы, комментаторы, — пустота. Подкидываем умные «мыслишки», а не действуем. А кто делать, развивать, решать будет?..
    Почему все непривычные предложения стараемся брать в штыки. Кто нам мешает? Кто нам указ? Прислушивайтесь сердца и разума своего, подаренных нам предками. Будьте достойными для подражания своим внукам.
    Ида куржтал шорык гай кудо велке сола дене лупшалыт — тушкыла магырен-магырен. Лийза пеҥгыдырак, икоянрак. Уке гын — Марий мландышке «солан» еҥ-влак утларак да утларак толаш тӱҥалыт. Да марий кокла гычат ала-кудыжлан солам кучыктен пуат — шкенжынымак лупшаш. А толшо-влак чыл атидым шеҥгеч ончен воштыл шогаш тӱҥалыт.
    Лач тидак кӱлеш йот еҥлан.
    А Танаков таче эше темла веле вет — те вигак кержалташ.
    А эрла Йошкар-Ола покшелне Кумалтыш пӧртым ышташ негызым пышта гын, тунам мо, ваштарешыже шугынь дене куржын толыда?..

  7. Вен

    Наш деревенский карт часто рассказывал разные божественные истории. Его истории (мы называли йомаками) любили слушать и взрослые и дети. Помню, только все его истории были очень длинные. И всегда в них бог помогал добрым и справедливым людям. Сейчас я думаю, что все его истории были своего рода притчами. Если знал эти истории наш карт Тимош, то знают, наверное, и другие карты. Вот бы выпустить такую книгу притчей! У мусульман есть Коран, у христиан есть Библия. У марийцев должна быть своя подобная божественная Книга.

  8. Виктор

    У нас молельный дом назывался КУДО, где оправляли моление. Почему молельный дом, а нужно построить Кудо, если не хотите бережно содержать кисото,

  9. Виталий

    А почему, нет — стройте. Только не нужно только молильный дом. Я родился в Йошкар-Оле, мои родители Мари. Мать крещеная, отец вне религий, меня в детстве тоже крестили. В последние 3 года, разочаровался в РПЦ, мне все больше интересна традиционная религия предков.
    Давайте сделаем что-то больше, место где можно пообщаться, купить книги, возможно марийскую одежду. По этому прошу не превращать просто в молильный дом, если такие как я придут сразу на молебен — то боюсь не поймут происходящего.
    И еще, если стройку одобрят — смело размещайте реквизиты для пожертвований — помогу чем смогу.

  10. ABTOXTOH

    Виталий Дмитриевич, у марийской религии свой путь-не нужно искать костыли в виде ведических традиций,по крайней мере необоснованно муссировать мысль о ведизме МРТ тем более сравнивать ее с зороастризмом — нужно все обосновывать и исследовать, хотя возможное влияние индоариев никто и не отрицает.

    Мари всегда молились в кюсото. Каждому божеству соответствовало живое самое красивое дерево.А в молельном доме пеньки поставите? Смысл и содержание марийской религии в родстве души мари с природой и окружающим миром.Вы так красиво все обосновали в своих трудах.Я с детства знал- мы мари об окружающем мире и мире предков знаем,то что другие народы не могут знать.Что-же раньше не додумались молиться в домах ? Да потому что в домах жизнь земная- рождения детей,свадьбы, похороны, а дух предков, божественный дух марийских богов и кереметей обитает в пространстве в лесах,озерах, кюсото. И если молельный дом построят, то это уже не будет марийской религией-это будет что то непонятное, по крайней мере для меня.Я глубоко уважаю Вас, Виталий Дмитриевич, за активную жизненную позицию,за смелость в защите интересов народа мари, но путь развития МТР мне видится в другом: в первую очередь нужно собрать всех кому не безразлична судьба мари-создать альтернативное истинно народное объединение пассионарных мари на основе МТР -только она еще может объединить всех нас.И больше молодежи из других регионов.За пределами Марий Эл интерес у молодежи к народным истокам в последнее время заметно растет. Открыть «школу» где бы воспитывали молодых картов.Что бы священные рощи были, как раньше у каждой деревни,что бы в каждой деревне ,был человек ответственный за сохранность, порядок и чистоту кюсото.Должен быть единый центр сбора средств и информации-начать можно с единого сайта и помещения , но никак не молельного дома.Я согласен полностью с Виталием.И народа вернется в кюсото, если они будут повсеместно -вначале это будет «модно» а потом МРТ окрепнет.И еще я думаю — Чарла не лучшее место для этого дела.

    • Опанас

      Уважаемый, ABTOXTOH, Вы глубоко ошибаетесь, большинство марийских молитв, особенно семейных и индивидуальных произносились в домах, перед различными праздниками перед печкой, перед красным «углом», в кудо, только кудо был многофункциональным сооружением, не только местом моления, и не только у мари, но у многих ФУгров. Только большие, общинные, общемарийские молитвы произносились в кӱсӧто. Это было до начала 20 в., когда марийцы еще жили общинами в деревнях, сегодня абсолютно другая жизнь. Сегодня многие мари не занимаются с/х, охотой, не живут в деревнях и их моления раз в свящ. рощах с просьбой об обилии урожая, здоровья скоту и пчелам не удовлетворяют. Людям нужно чаще встречаться и духовно общаться. Ни одна религия не возникла и законсервировала себя такой какой есть, все живые, нормальные религии развиваются, а сторонники чистого «традиционализма» хотят видеть МТР в качестве музейного экспоната. Пожалуйста, вы оставайтесь ортодоксальными традиционалистами с 1-2-разовыми молениями в священных рощах с жертвоприношениями в виде животных. Меня это не удовлетворяет, как и большинство др. мари, особенно интеллигенцию. В христианстве масса конфессий и сект и это сделало ее универсальной и популярной религией. Также и МТР могут быть различные течения и должны быть иначе МТР исчезнет.

      • Вен

        На мои вопросы Автохтон не ответил. Но видно, что он сведения о марийской вере берет из русских(православных) книг. Поэтому он не знает о семейных и родовых молениях. Только к Вашим словам, Опанас, хочу добавить, что не до начала 20 века марийцы так жили. В глухих лесных деревушках традиционный уклад ( с общедеревенскими молениями и семейными молениями в домах) поддерживался вплоть до конца 20 века. В нашей деревушке так было, пока все не разъехались. И последняя жительница(как раз жена деревенского жреца) умерла от голода.

  11. Tsikma

    В журнале «Цикмä» около 10 лет назад были размышления по поводу марийской религии. В ней было отмечено, что данной религии нужно свое духовное учебное заведение и свои храмы. Это не просто молельный дом, это храм, где можно послушать дуновение ветра, шелест и шум листьев, журчание ручья, пение птиц и другие звуки природных явлений, и все это переплетается с чтением марийской молитвы. Храм должен быть не только молельным домом, он должен носить религиозно-эстетическую нагрузку. Архитектонически такой храм — Ыдылмы Куды (кырык марла) может быть даже очень модерном, и отличаться от православных храмов. Для примера предлагаю посмотреть :http://fi.wikipedia.org/wiki/Temppeliaukion_kirkko. Посмотрите также эстетический момент японской традиционной религии (шинды?).

  12. Аноним

    Пусть называется как угодно, хоть просто — марийский дом. Во всяком случае он будет намного нужнее, чем всякие голубковские шахматные дворцы и кремли, и хоть какое-то лишнее напоминание о хозяевах этой земли.

  13. Аноним

    В Новоторъяльском районе появился офис Общины Новоторъяльского района, ведутся работы по благоустройству помещения, в помещении не будут проводится молебны, офис расчитан на разъяснтельные беседы с населением о МТР, поведения в священных рощах и т.д. Здесь можно приобрести литературу.
    В Советском районе в п. Совесткий также недавно выделили помещение в бывшем здании школы №1. Ведутся ремонтные работы

  14. Аликсандер

    Танаков прав, и с ним согласны большинство блогеров. Марийское сакральное пространство, среда общения мари с высшим миром должны предполагать и Кудо. В том числе и по той причине, что нужны не только сезонные сакральные действия — моления, но и сакральный логос, текст, искусство, музыка — неустанное совершенствование всего этого, ежедневный труд души… В традиционной культуре, основанной на ценностях родового общества другая ситуация была и — ориентация не на развитие, а на сохранение. В современном мире, современных условиях для выживания необходимо развитие, — безусловно, не утрачивая, сберегая традиционную культуру ! В связи с этим можно приводить примеры «тигров» Китая, Японии, Индии… и не только. А нужно ещё вспомнить и обряд бракосочетания, инициации свадьбой, рождение человека, которые ныне как бы «выпадают» из сакральной культуры… И многое другое. А ведь надо ещё и обеспечить возможность совершенствования культуры священнослужения (школа картов). Нужно Кудо ! Только вот на всё нужны деньги…
    А для этого можно начать с малого — нести деньги не попам, а картам, от Бога, Ош Кугу Юмо — для Кудо. Конечно, нужно привлечь науку, хорошо продумать «функционал», эстетику и многое другое, — поверив в себя, услышав друг друга. Дело интересное, нужное. Душе полезное, дающее ощущение, сознание «не зря живу» !

  15. Вен

    Уважаемый Чирмишхан! Разве я говорю о Таныгине и Танакове? Мне трудно признать современных картов за настоящих жрецов, т.к. я слышал обращение к богу настоящего марийского жреца. Жреца, который родился еще до революции 1917 года, и который не знал(или почти не знал) русского языка и который писать-то толком не умел. Но он великолепно и талантливо владел риторикой, умело использовал ораторское исскуство. Знал марийские божественные истории и притчи. Откуда? Думаю, что только другой жрец, живший уже в 19-ом веке, передал ему все. Чирмишхан! Я часто здесь вижу слова, типа: «Настоящий чимарий не пойдет в магазин за водкой», «Кто хочет, найдет дорогу к Чумбылату», «Кто хочет, будет читать книгу на марийском языке», «Кто хочет, изучит марийский язык». Это неправильные слова, неправильная позиция. Т.к. прикрываясь такими лозунгами закрывают марийские школы, прекращается выпуск марийских книг, на горе Чумбылата карьерные камнедробильные агрегаты грызут и дробят кости Чумбылата, под такими лозунгами рубят наши Священные Рощи. Давайте представим ситуацию такую. Русские фашисты Маркелова закрыли марийскую школу, сожгли марийские книги, отправили карьерные самосвалы к горе Чумбылата, вырубили Священную Рощу возле Йошкар-Олы. Такое сейчас происходит на самом деле в РМЭ. Вопрос у меня к Вам, Чирмишхан, и к другим марийцам. Вырубили его Священную Рощу. Куда пойдет чимарий? В водочный магазин или в оружейный?

    • Чирмишхан

      Уважаемый Вен, не надо идти ни в водочный, ни в оружейный. Надо иметь народного лидера, организационную структуру и сплочение народа. В случае губительного для народа действия лидер принимает ответное решение, структура передаёт и организует, народ осуществляет протестное действие (митинг, перекрытие дороги и т.п.) до отмены губительного решения. Главная наша проблема — отсутствие лидера и взаимопомощи — каждый за себя, кугу начальником стал и давай своих же топтать. Это моральное уродство.
      А вообще насколько народ в целом себя уважает, такое он и имеет место. Если мы как народ в целом проглатываем все плевки и пинки, кто с нами будет считаться? А если кто-то пошёл за водкой или в оружейный магазин, он решит проблему? Да никогда! Один в поле не воин. А вот если бы все мари поголовно завалили местные администрации и отделы народного образования требованиями ввести преподавание на марийском языке или открыть марийские классы и добивались бы получения желаемого, всё бы было. ..

  16. Аноним

    Мариувер,может вывести эту новость на первую полосу?В части сбора пожертвований..А то статья совсем затерялась.

  17. ABTOXTOH for MariUver

    Хотел бы предложить интересный ролик http://rutube.ru/tracks/4788305.html?v=4f3466655e865e13221a661e8c25960 . Деревню Тюм-Тюм можно назвать северо-восточным форпостом марийской культуры. Ролик самодеятельный, но очень познавательный. Прошу простить за оффтопик, но другого способа обратиться к автору сайта не не знаю.

  18. Игорь

    тыланда можо ок келше? тек тиде порт лийже…. теве те кунам марий тистым алмаштыме годым тыге пучым нолталыза ыле…

  19. Калян

    Надо! Надо построить молельный дом!

  20. А может для начала собираться, где-нибудь снимать помещение и там начать изучение основ МТР, проводить еженедельные моления, например по пятницам. Вроде пятница у марийцев священный день. Вот кто из картов может это организовать?

  21. Дом конечно хорошо! Но может надо начать с распространения учения МТР. В чем основы? с чего начинать? Может начать с цикла статей и уроков, ответов на вопросы читателей. А есть ли интерес у народа? Если судить по комментариям к книге Танакова, то его практически нету, нет диалога нет обсуждения. http://onajeng.wordpress.com/2009/12/29/tanakov-julla/#comments
    Да вообще как мне кажется (судя по отсутствию отзывов в группе посвященном Чумбылату: http://vk.com/chimbulat) у многих мари нет желания публично высказывать свое отношение к своей религии, тем более делиться своим опытом общения с теми или иными богами, помогают и ладно зачем рыбные места выдавать. Но может известные, знающие карты скажут свое слово?

Добавить комментарий для ЧирмишханОтменить ответ