«Серебряная веревочка»: вейся на века! (ФОТО)

16 июля делегация Московского дома национальностей посетила село Калтасы Республики Башкортостан – здесь состоялся I Открытый региональный фестиваль-конкурс «Ший Кандыра» по восточно-марийскому традиционному танцу «Кандыра пунымаш» («Веревочка»).

Этот массовый традиционный танец восточных (эрвел) мари имеет особое значение – считается, что он связывает собой три мира (у мари Вселенная трехчастна и состоит из мира живых, мира богов и «нижнего» мира предков) и в этот момент боги и предки танцуют вместе с людьми. В своеобразном танцевальном ритуале участвует вся деревня и приезжие гости. Ни один марийский праздник или особый день, например, проводы юношей в армию, не обходится без «Веревочки». Длина «Кандыра» может протянуться на всю деревенскую улицу.

В самом начале дорожки гостей встречали красочно разукрашенные башкирская юрта и марийское подворье. Затем участников фестиваля приветствовали представители исламского духовного сословия Башкортостана – в республике сосуществуют несколько религий и более 100 национальностей, и тем более важно, чтобы на территории республики укреплялись добрососедские отношения. По словам главы администрации Калтасинского района Рависа Нурытдинова, проведение фестиваля-конкурса по уникальному танцу «Веревочка» на территории Башкортостана немало способствует сохранению традиций и культуры восточных мири, .

Фестиваль открыло интересное зрелище, призванное продемонстрировать ритуальное боевое начало «Веревочки». Четверо патыров в костюмах воинов показали виртуозное владение древним оружием мари – луком, ножом и саблями. После торжественного поднятия флага фестиваля начался сам конкурс.

Каждый коллектив в составе 20-25 человек – а в этом фестивале участвовали 14 муниципальных образований, включающих иногда по две-три деревни, приехавшие из восьми разных районов Башкирии – показывал свою манеру дроби-«тывырдык» и пение задорных частушек-такмак. Жюри под руководством заслуженного работника культуры РБ, хореографа-балетмейстера Геннадия Анищенко, оценивало не только танцевальное мастерство участников, но и их аутентичное музыкальное сопровождение, и костюмы.

Здесь было чем полюбоваться! Красота этнических нарядов и их убранство поражали воображение – уникальная ручная вышивка домотканых нарядов, старинные «царские» монеты на нагрудниках, и даже лапти на специальных деревянных подставочках! Удивительно, что все это сохранилось в своей первозданной красоте! Трудно было выбрать лучших, но первое место заслуженно отдали коллективу деревни Калмаш Калтасинского района – их «Веревочка» была оценена на твердую «десятку».

I Открытый региональный фестиваль-конкурс «Ший Кандыра» (Серебряная Веревочка) впервые документально зафиксировал и рекордную длину — танец на калтасинском лугу протянулся длиной в 1 км! Общее число участников вместе с гостями и зрителями составило свыше 2600 человек. Отрадно, что отныне этот фестиваль решено проводить на постоянной основе – мало где в мире можно увидеть такое этническое своеобразие!

Организаторами этого удивительного праздника танца выступили: Филиал Республиканского Центра народного творчества, администрация Калтасинского района Республики Башкортостан и общество любителей деревенского массового танца «Кандыра пунымаш» (Веревочка). Материалы фестиваля станут основой для подготовки документов по включению традиционного танца восточных мари «Кандыра пунымаш» в число шедевров нематериального наследия под эгидой ЮНЕСКО.

Гульнара Исакова

9 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

9 responses to “«Серебряная веревочка»: вейся на века! (ФОТО)

  1. Кандыра тений йӧсынрак пуналтын
    http://wp.me/phQkI-CK

  2. Эрвел мари

    Видно в этом году фестиваль прошел на более высоком, цивилизованном уровне. Выпустили прекрасную брошюру к празднику. И впервые фестиваль так широко освещается в Интернете и СМИ. Спасибо московским мари. Надеюсь «Кандыра» удастя включить в список культурного достояния ЮНЕСКО. Рад, что есть марийцы, которые мыслят намного шире и выше, чем некоторые ограниченные местные мари.

    • Ондри

      Я бы не сказал что фестиваль прошел на уровне,да и можно ли назвать все это фестивалем

  3. Вачис

    Эрвел мари:
    «Видно в этом году фестиваль прошел на более высоком, цивилизованном уровне.»

    Эрел мари, это всего лишь так называемй 1 Открытый региональный фестиваль-конкурс «Ший Кандыра». Вот проведете II-й, тогда будете сравнивать.
    Уже до того заврались, что уже начали придумывать какие то сравнения.

    Название «Ший кандыра» себя оправдывает — как видно из снимков, участники — одни женщины. Поэтому было верно, если «Ший кандыра» в Калтасах назвать женским фестивалем.

    Надеюсь, что на следующий год мишкинцы проведут настоящий праздник «тывырдык».

  4. Ял марий

    если автор этой статьи назовет еще участников благодаря которым назвали региональным,было бы совсем неплохо.Где участники из других регионов? Ала могане эрвел марилак манын серкален шинчат саште шояк выдумщиклак.Мемнан-влак серат манын шонышым. Укешол, эрвел марий огыл Качырук манаш келша ткендам.Моло огыл мосвкалак тыге серкалат выдавая себя за восточных марийцев. Пеш миен куштен толам ыле ялыштем.Уке вет огыт кушто . А миньын ялемым т уге сереныт будто тушто клубышто куштат.Тенгече кушташ туналыныт мо калер! Ожно рвезе годым аламон кугут клуб улмаште пошкудо ялыш вечеркаш коштына ылеарий пу клубыш. А кизыт куштат ли еш.Калмаш,Качмаш,Келтей могане кугу яллак кугу клубан СДК манылтеш ко тушто погынен кушта кандрам?Екесуколакым серкаледа саште. йораш очен.Те тыге мкультурым пытараш точышолаклан полшаш точеда.Т.Е. скрывать истинное состояние дел деревенских тарнцев на местах

  5. Ондри

    Кугу Шу:кшан гыч толыныт,ко:-влакым вара конденыт?Тиде ялыште клубшат уке,ала могай чара вича веле шога.Эше ала могай олмым налыныт тиде конкурсышто.

  6. Вачис

    «Кандыра» у шУлышым налешю

    «Боди-арт — авангард шÿлышан искусство, вес семынже тудым кап-кыл искусство але айдеме кап-кылеш сÿретлыме искусство, маныт. Ме тудым марий тема, бриллиант гай шергакан «кандыра» куштымашна дене кылдынена. Тудым шукыж годым калык вургемым чиен куштат, а ме тошто йÿлам у семын пойдарынена. У искусство дене кылдыме годым «кандыра» у шÿлышым налын кертеш, шонена», — каласыш, пÿртÿс лоҥгаш икмыняр мастар еҥын лекме амал дене палдарышыла, республикысе лÿмлö художник Г. Г. Калитов.
    http://www.cholman.ru/archives/29-vypusk-32-983/105-lkandyrar-u-shylyshym-nalesh.html

  7. Вачис

    Ала-кушто тиде «кандыран» кужытшо ик километрыш шуын манын палемдыме ыле, чынжым туге ыш лий гынат, пашаже тыште огыл вет… Пайремжым межрегиональный манын лÿмденыт лийын улмаш. Мемнан умылымаште, тиде моло регионла гыч конкурсант-влакын ушнымыштым ончыкта огыл мо? Молан вара нунышт лийын огытыл? Ала ужде кодынна… Каласышаш мут шуко, чылажым ойлен от пытаре, ик йодышым гына пуэна – мемнам, пычкемыш калыклан шотлен, тыге ыштышт ала иктаж-могай вес амал лийынат, пайрем шот дене ыш эрте?

    http://www.cholman.ru/archives/30-vypusk-33-984/115-ala-uzhde-kodynna.html

  8. Вачис

    «Не успели еще остыть эмоции после публикации о бесчинствах банды «крысят», и вот снова тревожная весть из Калтасинского района — снова коррупция, снова злоупотребления властью местными начальниками, которые за 20-лет байского режима привыкли жить по им только понятным законам».
    «…жители Калтасинского района, РБ сильно возмущены тем беспределом…»
    http://openufa.com/index.php/2011-07-12-14-26-37/2011-07-12-14-30-32/69-2011-07-29-05-12-20

    Вот о чем надо писать госпоже Минилбаевой, а не «лапшу» вешать марийцам про «Серебряную веревочку» в угоду политике москалей.

Добавить комментарий для Эрвел мариОтменить ответ