Деревня Ӱжара отметила восьмидесятилетие

Восемьдесят лет назад в деревне Ӱжара появились первые поселенцы ― Саляй Шангареевич Шангареев с женой и сыном. Целый год жили в одиночестве, потом к ним присоединились другие ближайшие родственники, а также жители близлежащих населенных пунктов Москово, Шелканово, Ольховки (была такая деревенька почти совсем рядом) татарской и марийской национальности. Жизнь налаживалась: построили мельницу, организовали колхоз, старательно трудились, радовались хорошему урожаю.

Многие уроженцы этих мест стали известными людьми. Сейчас уже нет того колхоза, проживают здесь лишь чуть более восьми десятков человек, в основном марийцы, за продуктами по причине отсутствия магазина ездят в Шелканово, Бирск. Впору загрустить, но не такой это народ, чтобы унывать, тем более в юбилейный год деревни.

Инициативная группа в составе продолжателей рода Альбины Михайловны Салимгареевой (Нефтекамск), Ольги Олеговны Шангареевой (Бирск) решили―празднику коренного рода Шангареевых и дню рождения деревни быть и заручились финансовой поддержкой нефтекамского предпринимателя Владимира Камаевича Зайнакаева (родом из Шелканово) и его супруги Людмилы Сайрановны.

Свой род эти женщины изучили досконально и подготовили обширную родословную, где имена первых жителей деревни Айсуло, Салим, Саляй, Аксыле, Масай дополнились современными: Света, Марина, Марат, Диана, Катя… Ямила Искаковна Шангареева со своей снохой Елизаветой Ахтямовной накрыли стол прямо на улице―с блинами, медом, свежим вареньем из лесных ягод, квасом. Подходи и угощайся на здоровье!

С двух концов деревенской улицы к месту проведения торжества, где разместились сцена и скамейки для зрителей, с приветственными песнями и плясками двинулись группы нарядно одетых сельчан. Про марийское платье разговор отдельный. Оно не выходит из моды, добавляя современные элементы к разноцветной радуге оборок и пышно вышитым розам. Пожалуй, ни один другой народ не относится так бережно к своим традициям по части одежды.

Всеобщая «веревочка» собрала в круг чуть ли не всех жителей деревни. Вот где проявляется истинно народный характер! С задором и хорошим чувством юмора праздничную программу открыла Альбина Салимгареева. Всем нашлось место в ее рассказе о славном роде Шангареевых. Особых аплодисментов удостоилась старейшина рода, 80-летняя Асылбика Салимгареева.

Доброго здоровья и процветания пожелали именинникам депутат Совета муниципального района Бирский район В.П.Кочубеев, глава сельского поселения Маядыковский сельсовет И.К.Мулюков, которые приехали разделить с жителями Ӱжары радость события. А руководитель ООО «Шелканово» С.З. Сарбашев пообещал почистить озеро и подсыпать гравием дорогу на Чишму.

Музыкальные подарки преподнесли юбилярам известный певец Серей Байназов с группой «Канде кава» и ансамбль Чишминского СДК «Ший помаш». Всех очаровал своим вокалом Дима Янипов, приехавший на лето погостить к бабушке. Спеть и сплясать мог любой― было бы желание!

Праздник не обошелся без сюрпризов―призы и подарки были вручены старожилам и новоселам деревни, тем, у кого самый чистый огород или двор, самая красивый палисадник или подоконник, у кого больше домашних животных.

Долго звучали над деревней лирические народные песни про родной край, любовь и верность, простое человеческое счастье. Малая Родина ― край, который даруется судьбой на всю жизнь и притягивает к себе незримыми нитями родства.

О.ПЛАТОНОВА

Источник: Победа

8 комментариев

Filed under Статьи

8 responses to “Деревня Ӱжара отметила восьмидесятилетие

  1. Вачис

    Вот теперь ясно, почему Байназова не было на фестивале «Ший кандыра» в Калтасах.

  2. Аноним

    Вот тыште чон ужмо почеш ласка кумыл дене погынен мурен-куштышт, чылт марий пайрем семын эртыш. Ик ялын пайремже ямлынрак эрта региональный але межрегиональный манме дечат. Молан манаш гын кутум поктен кондымо гай чиновник-влакын шудымышт почеш огыл, а шке кумылын чумыргат,ончылгочак ямдылалташ туналыт. Организаторжат шкеныштын, марий ен. Нимогай сверхзаслуженный режиссер да БАЛЕТМАЙСТЕР-влак деч посна.Тыгай пайрем эре сай кукшытытшто эрта,молан ман аш гын калык шке чумырген, шке организоватлен, ТЫГАЙ ВЕРШОРЫШТО марий калыкын культурыжо аралалт кодеш, изи гына ялыште, клубшат уке гынат. НИМОГАЙ фестиваль чын марий шулышым,куатым да тудын ТЫВЫРДЫКШЫМ искусственно вашталтен ок керт.Кушто марий шулышан пайрем,кушто марий суан аралалт кодын,кушто погынен мурен — куштат икте-весыштлан куанен пырля-пырля лиймыштлан, тушто тату илыш ворана, тушто марий культура саклалтеш.Тиде Мишкан да Бирск районлаште, а огыл Москваште але Калтасаште. Марий калыкым «кандыра» иктыш ушышаш, а куштымашым танасымашыш савырен, искусственый шоушто искусствено шогалтыме судья-влак гоч турло районышто илыше марий-влак коклашке ишкым кыраш амалым пуышаш огыл.Танасымашым эртараш гын, сценический, образный куштымаш гоч, кушто кон могай творческий фантазийже, талантше,мастарлыкше сита, тек туге тырша да танаса.»Кандырам» тыгай цель дене кучылтшо-влак изначально тудым «курышташ» шонен пыштеныт дыр.Умышленно или нет, но нунын пашаштын последствийже тышке конда.ТИде КАЛЫК КУШТЫМАШ,кудыжым те бытовой манын лумденда.Тудым соревнованийыш савыраш ок лий,вет тун шотышто ни прибавить,ни убавить чыла вере почти икгай куштат,тывырдыкше (дробьшо) да семже дене веле ойыртемалтеш.А танасаш гын мом гынат ешарыман,уэмдыман,вияндыман,моло дечын сайрак лийже манын,молым сенаш манын. Икгайлык дене кузе сенет,кузе тудым жюри аклышаш?Костюм моторлык дене? Тунам тиде национальный вургем конкурс лиеш.Сайын ямдылалтат гын танасымашлан, тиде сценический танец маныт. Молан тунам ялысе йула почеш пакчаш терысым щупшыктымаш дене танасымашым эртараш огыл? Тунам оценкым пуашат йосо огыл: ко эн тале, чулым да эн шуко нумалын кертеш.Ончет, пайдажат лиеш. Чаманаш веле кодеш, тидым ПРОСЛАВЛЕННЫЙ БАЛЕТМАЙСТЕР-влак ОГЫТ УМЫЛО: мом танасымаш семын ыштыман, а мом просто пайрем семын.Или фестиваль, или конкурс лийшаш. Тидат -тудат икганаште -тиде «черле» енын тургоч кайыше фантазийже.Тем более регион кокласе танасымаш манын лумденыт. Тунам правительство кукшытышто решений лийшаш.А республиканский ме роприятийлан — как минимум на уровне минкультуры. Районын постановлений кукшыт дене гын, район коргысо, на худой конец, межрайонныйлан шотлалтеш. Пошкырт марий «Кандырам» межрегиональный манын «ужален» колтынешт.Юмылан тау, ушан-шотан серъезный марий специалист-влак ышт «ужалалт».

    • Эрвел марий

      Уважаемая, не лопните от своей зависти и злости и не утоните в своей собственной желчи! Праздники и фестивали нужны разные. Молодцы московские марийцы, провели фестиваль на уровне и цивилизованно. У Вас нет права на монополию танца «Кандыра пунымаш», «Кандыра» танцуют не только в Башкирии, но и в Татарстане, а башкирские мари разбросаны по всем регионам России и даже странам, так что межрегиональный фестиваль мог бы объединить башкирских мари и др. мари со всей России и обратить внимание на танец «Кандыра» именно в бытовом повседневном плане. Вы не можете понять разницу между живым и постановочным танцем. «Кандыра» уникальна тем, что пока еще живет в народе, НО УЖЕ постепенно исчезает и организаторы именно хотят, чтобы он пропадал, что люди задумались и учили бы своих уже полуобрусевших детей этому танцу. Займитесь полезным, положительным делом! Мне Вас жаль, что Вы так много своей энергии тратите впустую – на зло, ненависть, зависть, необоснованную критику других. Кстати московские мари намного выше Вас, никогда не опускались до такой злобной критики…

  3. Ял марий

    Ынде умлышым ко тыде эрвел марий.Тудак Эрвий манын серкала.Калтасан дыр шонышым. Москваш каенат гын шинче туштет.Марий кува марий кувак коч Америкаш кае. Эшо эврел марий манын серкалаш точа. А мо чын лумедым ончыкташ лудат? Калтаса-влак ныгунам молодцы московские марийцы манын огыт сере тыге манметлан сангашет пуат потомучто Калтаса огеш тарвате гын тыгай пайремжат огеш лий иле.То-то сера марла куштат манын мемнан ялысе клубышто.Шинчам карет.Ком шояклет москва кува?Мемнан ялыште музиканчат уке, пытартыш трет кодшо курымын совет пагытыштыжак куштышна.Вес ийлан тендам республикышкат огыт пурто тугай впечатленийым коденда тыге куктылмыда дене.Эртарза тушто,кушто иледа.Турло вере куштат гын кайза тушко да эртарза мом тыште кычал коштыда? Акият-влак.То0то шол, моловере тендан гай шояк-влакым огыт колышт..

    • Аноним

      Марийцы народ трудолюбивый они никогда не пропадут.Спасибо огромное .что соблюдают
      свои марийские традиции.

      • Вачис

        А вот в фильме «Небесные жены луговых мари» продюсер фильма Дмитирий Воробьев «хочет уловить … постепенно исчезающие обычаи и обряды марийского народа как одного из последних оплотов языческой веры» .
        А я так не считаю. Думаю, что, наоборот, обычаи и обряды возрождаются.

    • Вачис

      Полина Итал(ь)еван шужарже?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.