Фестиваль «Ший кандыра» собрал около 1500 человек (+ВИДЕО)

В Калтасинском районе республики свили «Серебряную веревочку». Первый открытый фестиваль-конкурс марийского танца «Ший Кандыра» прошел там накануне. «Кандыра» или по-русски «Веревочка» — один из редчайших массовых несценических танцев, сохранившихся в мире. У восточных марийцев он до сих очень популярен и может вовлекать в себя от пяти до пяти тысяч человек одновременно.

«Кандыра» собирает марийцев! Звонкими переливами частушек, национальными танцами и яркими костюмами пестрел первый и пока единственный в мире фестиваль традиционного танца восточных марий «Ший Кандыра». В эти выходные в Калтасах собрались около полутора тысяч человек.

Соревнования по кандыре уже проводились в Мишкинском и Янаульском районах, но столь масштабного конкурса еще не было. В Калтасы посоревноваться в мастерстве «плетения веревочки» и пения марийских частушек приехали 14 коллективов из 35 деревень республики. Каждый из участников конкурса старался поразить компетентное жюри как яркостью костюмов, так и своим профессионализмом.

«Кандыра» сформировалась именно на территории Башкортостана, и у марийцев этот танец является центром любого празднества. Гениальность его — ив простоте. Как вьется веревочка из нескольких прядей, так и марийская кандыра плетется из трех жгутов национальных религии, языка и культуры. На первом фестивале готовилось и установление нового мирового рекорда! Марийская танцевальная «Ший Кандыра 2011» растянулась на 1000 метров, а участие в ней приняло более 1000 человек.

Будет ли эстафетная палочка фестиваля передаваться из одного района в другой или останется в Калтасах, вопрос пока открытый. Но уже сейчас очевидно, что «Кандыра» – это танец, который может стать национальным брендом республики. Ведь он является не только носителем вековых традиций, но и символизирует объединение целого народа.

Анастасия Панина

Источник: ТРК «Башкортостан»

См. также ИА «Башиинформ»
В Калтасах прошел I Межрегиональный фестиваль марийского танца «Серебряная веревочка-2011»

62 комментария

Filed under Новости, видео

62 responses to “Фестиваль «Ший кандыра» собрал около 1500 человек (+ВИДЕО)

  1. Вачис

    Остается только поздравить, молодцы! А где москали? Что-то про них не пишут, что участвовали, а пишут про 14 коллективов из 35 деревень республики или москали лидировали только за банкетным столом? Ведь больше всех кричали они.

  2. Аноним

    что ты так к московским марийцам цепляешься,Вачис?

    Надо отделять мух от котлет-уточняй,кого ты имеешь в виду под «москалями»-молодежь там активна и достойна уважения.А некоторые старшие играют в свои амбиции и политические игрища..Дабы не грести всех под одну гребенку-уточняй..А то обидишь всех-и правых и направых…

    • Вачис

      Много говорят о их «заслугах», но конкретных персон не вижу, тогда выразился бы поточнее. Сколько знаю, там в основном «активные»(бесятся от жира) богатые буратины, как говорил поэт — сынки купцов и дворян (нефтянников и газовиков), а калтасинским средства не только на учебу, но и на жизнь не хватает, а тут еще им навязали этот фестиваль. Лучше было бы, если они калтасинских вывезли туда и усроили им там фестиваль. Хорошо, что с Бирского района не клюнули на их провокацию.

      • Вачис

        А самые заядлые и лучшие «кадыра пунышо-влак» в Бирском районе, особенно в Забелье (Чишма, Шелканово, Кузово, Усаково, Акуди, Акуди-Баш, Старо-Базаново и т.д.) и также Виче умбал-влак ( Кужнур, Курмызак и др.)

      • Опанас

        Так никто людей туда на фестиваль не загонял, они сами пришли — значит людям фестиваль нужен. И фестиваль в этом году получился более масштабным и пробился даже в СМИ, а в этом заслуга московских мари и КУГУ ТАУ им. Никто с калтасинцев в обязательном порядке на фестиваль денег не собирал. При твоем любимом и хвалимом Муртазе марийцы бесплатно 1-2 дня в обязательном порядке должны были отработать в фонд Курултая башкир, ты Вачис об этой дискриминации мари молчал. Тебе ничего марийское не нужно: ты своих детей марийскому не научил, ты просто звидуешь и ненавидишь тех кто что-то делает. Это чисто марийский деревенский менталитет: сами ничего не делают, а вот делающик активистов просто ненавидят…

        • Вачис

          Опанас, я не перехожу на личности, только высказываю свои мнения, привожу аргументы и факты, а вот у тебя настоящий деревенский менталитет — когда нет аргументов или нечего казать, переходишь на оскорбление оппонентов. А это первый признак слабости и недоразвитости или проявление марийского менталитета. Ты еще вчера вместо того, чтобы ответить на мои вопросы, начал оскорблять меня. Что, не можешь по нормальному ответить?

  3. Тулвий

    Не было подобных конкурсов ранее ни в Янаульском,ни в Мишкинском районах.Интересная манера подавать информацию,только из чьих уст — непонятно.А были там обыкновенные танцы,естественное массовое исполнение «веревочки»,а не соревнования, в удовольствие для участников.В Мишкино в 2007 году в райцентре плясали длиной в 450 метров в честь республиканского праздника вхождения Башкирии в состав России,в прошлом году в Кульчубаево Мишкинского района сплясали в 380 метров в честь 380-летия деревни, а в деревне Шудымарий в прошлом году объявляли межрегинальный (так же,как нынче в Калтасах) конкурс «веревочки» с подачи Шаймратова, но худо=бедно обошлись деревенским праздником районного масштаба.Никаких там 450 метров не было,как написано в презентационной брошюре.Удивляет слово «рекорд». Ради рекорда или ради сохранения,дальнейшего развития самобытного танца все это проводится?В калтасах. например,сама»веревочка» в самом конце прошла как то вяло под неуправляемую не слышимую мелодию.Во-первых, под фонограмму эстрадного варианта . которую не было слышно дальше 50=70 метров от трибуны,а не под живое сопровождение народных инструментов(Тальянка,гармонь,барабан).Во-вторых,дальше 200 метров все оборвалось,отрезки были отмечены указателями через каждые 100 метров(н-р,100,200 и т.д.)Там уже заиграла гармошка и совсем другая мелодия,чем в центре.Танцующие растерялись,развернулись обратно и стали ходить по узкому дощатому настилу взад-перед.И никто из жюри там не стоял и ничего не фиксировал,и так было понятно,что из затеи ничего не вышло. И самое обидное, самых лучших исполнителей деревенского клубного танца(условия были такие) из д.Сосновка Мишкинского района не отметили призовым местом,это было видно всему народу.Они заслуживали быть лучшими по всем параметрам:по муз.сопровождению и высочайшему уровню гармонистов-виртуозов(это тоже было одним из условий конкурса) — три тальянки и два барабана!А какая красивая композиция была показана ими в лучшем стиле деревенских клубных танцев: и «веревочка», и элементы «пар кычалын», «латкоктын» и т.д.По признанию зрителей, которые больше знают толк в национальных танцах,чем жюри незвестно из кого состоящее и неизвестно где находилось в это время, сосновцы были на высоте. Они даже в призы не попали,а первое место дали коллективу станцевавшему в количестве 12-13 человек пожилых женщин,каажется, среди них была пара мужчин, под пиликание гармошкой какой-то женщины. Вообщем,призовые места раздали тем,где как раз не культивируется веревка ни в клубе ,ни в деревне вообще. Кому нужна такая дискриминация под видом конкурса национального танца?Естественно, узкому кругу лиц организаторов.Это называется дележка пирога , испеченного под соусом праздника танцев.Кстати,заранее распределенными долями кусков, еще до начала конкурса.Такое сложилось впечатление у зрителей, и горькая досада в сердцах лучших исполнителей. И зачем смешить людей названием «региональный»? Кое-как собрали из нескольких районов республики 14 коллективов, и то смешанные-перемешанные, залатанные из нескольких деревень(были и такие).А по условиям, по требованию которых строго готовились сосновские к конкурсу, каждый коллектив должен был представлять свою деревню. И это в разгар летней страды, когда… «попрыгунья стрекоза,лето красное пропела…» И еще обиднее то, что люди собрались на праздник не рекордами баловаться, а на любимых исполнителей:Шакирова,Данилову,Байназова,Садретдинова,Зайннитдинова и джругих. Но не увидели и не услышали. После ппраздника стало известно, что они не просто не смогли приехать, но и не знали, что их имена использовали в целях пиара для привлечения зрителей.Некоторые из них даже не знали, что,оказывается,приглашены.

    • Вачис

      Не расстраивайтесь, калыкын да мыйын пагалыме С.А. Шакиров приедет на гастроли в Бирский район в начале августа. Следите за афишей. Это — достоверная информация.

    • Эрвий

      Приз-влак эн сай коллективлан логалыныт — тидыже чылалан раш иле! Костюм шот денат, мурен куштымашышт денат. Сосновка але Пу:нчер ялын организаторжо фестиваль эртарыме деч ончыч рабочий вашлиймашыш толын огыл, садлан фестиваль-конкурсын условийжым шуктен огыл: тиде деревенский БЫТОВОЙ а клубный куштымашым огыл ончыктыман ыле. Ялысе илыше-влак дене огыл, а артист художественной самодеятельности коллективым конден. Условий шукталтын огыл, садлан нунылан жюри дипломым ыш кучыкто.
      Адакшым лийдымымак ойледа: «Кандыра» 1 км. гына огыл, эше савырнен умбакыжат шуйныш, енг-влак вакшыме онгам эртен каен, олыкышкат кок могырчынат лектыч — тидыжым тыланда чыланат каласат. Семжат пеш сай йонгалте, да эше шкат мурен-мурен куштышна!

      • Вачис

        Эрвий, что ты зациклился (ась) на своем километраже? Хочешь сказать, что в будущем подобные мероприятия на каком бы уровне не проводились, чтобы отсчет ввели с вашего официально «запентованного» (зафикцированного) километража? Я вообще не могу понять, почему все это измеряется только километражом, а не другими достижениями. Не хочу повторяться, тулвий об этом хорошо изложил(а). В крайнем случае, какими бы лозунгами о международном согласии не прикрывались, ваши выходки в Калтасах не способствовали согласию между марийцами. Москалям вот запретили в области проводить пикники с шашлыками, вот они приехали на пикники в Калтасы да еще впридачу им досталась халявная «веревочка».

  4. Опанас

    «Переходить на личность» — значит обсуждать какие-то твои личные качества: твою сексуальную ориентацию, наличие любовников, пристрастие к наркотикам, алкоголю, азартным играм и т.д. Я ничего такого не затрагивал. Я не понимаю людей, которые типа беспокоятся о марийской нации и при этом даже не сумели передать свой родной язык и культуру своим детям. Вачис, марийского национального движения не надо, надо чтобы каждый мариец в своей семье говорил по-марийски и жил марийскими традициями и передавал их своим детям, внукам. Не будет этого – марийцы исчезнут. Потом, самое противное то, что марийцы всегда обсирают и ставят палки другим делающим марийцам. Мой принцип не нравится – не говори или сам сделай что-либо получше. Вот проведи в своем любимом Бирском районе свой фестиваль «Ший кандыра» — настоящий и лучший! Так ведь ничего не делаешь, чего постоянно воняешь и обливаешь грязью других, кто что-то делает?

    • Вачис

      Опанас, тебя заклинило что ли? Ничего нового не можешь сказать. Тылдычишь одно и то же.

  5. Тулвий

    А организаторы и жюри так увлеклись,в смысле отвлеклись от сути праздника,что даже флаг праздника забыли спустить, самое смешное, поднять подняли торжественно в начале праздника, а опустить забыли.Все торопились на пиршество, значит,праздник и поныне продолжается. Флаг-то не спущен. Долго народ смеялся…

  6. Аноним

    Тулвий вам видимо кусочек пирога не достался поэтому так злобно пищите. Так может вы башкирские марийцы местные, московские И Вачис все же объединитесь и создадите рабочую группу по проведению следующего фестиваля? Если вам действительно нужно сохранить танец «Кандыра пунымаш», а так у вас у всех свои амбиции и вы не можете поделить неиспеченный пирог… А Тулвий испугался что из-за мощного пиара московских мари она самый главный организатор останется в тени. Жалко на вас смотреть и читать ваши комменты

    • Вачис

      От тулвий несет искренностью. Тулвий пишет правильно.

    • Тулвий

      «Аноним,открой свое личико.» Во-первых,не пищат,подбирай выражение, а говорят языком фактов свидетели события,без всяких комментариев. Если такой умный,предложи тему,более близкую для тебя,в чем ты хорошо разбираешься — наяву,на фактах. А я попробую по твоему принципу комментировать эту тему, в которой я не разбираюсь по обьективным причинам на расстоянии( н-р,не знаю фактов, причин развития того или иного события, хода подготовки мероприятий,способов и методов их проведения, не общаюсь с населением, не вижу их настроения и т.д.,но упорно буду учить тебя уму- разуму чисто по своим сображениям на теоретической базе).Ну как, понравится?Во-вторыХ, не пытайся разглядеть нас через призму анонимную, не увидишь.И не надо жалеть о неувиденном. Мы в твоей жалости не нуждаемся.Хочешь увидеть, откройся,приезжай.Тогда поговорим, что такое хорошо,что такое плохо.На конкретных примерах.А то по инету ерничать и поучать, тем более анонимно,каждый мастак.

  7. Тулвий

    Видеоролик на сайте говорит красноречиво.Редкие ряды танцоров и смена мелодий на разных участках= не мои пищания.Когда дальше 200 метров все оборвалось,народу не хватило, а музыки не слышно,нашлась одна шустрая женщина,сообразила, быстренько сбегала до конца,где стояла табличка с надписью «1000» и прибежала в толпу плясать с табличкой.»Веревка» — национальный танец башкирских мари с мужским началом, мужская сила и мощь заложены в «тывырдык», и дроби соответствующие в такт мелодии и барабанного звука.И этот такт, и плясовая мелодия , и движения должны синхронно сочетаться на всех участках танцующей «веревочки», ни в коем случае не обрываться, не переходить в безропотное топтание, произвольное хождение.Посмотрите на кадры — одни женщины,словом ,матриархат.Женщины — украшение танца,как и всего живого в нашем бренном мир,, но основу,мощь и ударную силу «веревочки» представляла исконно мужская составляющая. Вот о чем надо задумываться,чтобы наш танец сохранить и развивать дальше, а не о рекордах надуманных. О привлечении утраченных мужских позиций, их роли в национально-бытовых обрядах.Их надо вовлекать, заниматься над этой проблемой, учить, на худой конец, приобщать к танцам.Как бы ни были красивы женщины и их наряды,без мужчин не будет жизни на земле.Точно так же сохранение «веревочки» без мужских исполнителей в ее первозданном сущностном варианте обречено, как бы мы ни «пищали» все вместе взятые. А за то,чтобы организовать, не беспокойтесь.Это не ваши проблемы. Займитесь лучше своими, у себя на местах, во благо развития нашего народа,культуры и языка. У каждого свое место в жизни.Помимо этих показух, у нас многое делается, но скромно и без пиар-акций.Поэтому мы сохраняемся и количественно,и качественно.И результаты такого труда взойдут не сегодня,может и не завтра, но непременно будут.Рассчеты делаются на перспективу.А организовать массовку такого характера можно на уровне деревни,хотя не всякой.Кстати, они организовываются и проводятся. Не на один день рассчитанные.И они проводятся действительно делающими свое дело людьми искренне, ради народа и для народа, а не «реккордов», прихоти и славы. Последннее свойственно для «делающих»

    • Опанас

      Я со многими пунктами Вашей критики, Тулвий, согласен. Внизу видофайлы с предыдущих фестивалей, к которому Вы, видимо, имеете прямое отношение. И там та же самая проблема — «безропотное топтание, произвольное хождение», «одни женщины», и плюс масса пьяных. Одна «крутая» марийка из города, наверное, вообще залезла на сцену вдупель пьяная и кривляется как обезьяна… Т.е. раньше фестиваль был на уровне колхозного праздника с массой пьяных… На этот раз, благодаря московским мари, хоть фестиваль вывели на уровень новостей в Интернете и даже на ТВ. Предыдущие организаторы на это не были способны. Я согласен с Анонимом, если Вас Тулвий и Вачиса действительно интересует судьба фестиваля, то Вы должны объединяться с московскими мари и с др. заинтересованными лицами. Создать рабочуую группу по организации следующего фестиваля. Такие крупные фестивали планируются миниму за год и организация начинается минумум за несколько месяцев, а не так как у вас башкирских мари «шыгыр-вугыр вшакерак ала-мыняр арня ончыч». Сейчас, кроме московских мари, др. стороны показывают себя очень с нелицеприятной стороны — завистливые, думающие только о себе, а не о фестивале, конфликтные, недалекие люди… Придержите свои амбиции, научитесь уважать других и работать с другими, может сумеете вывести фестиваль на более высокий уровень, добиться республиканского или даже федерального финансирования. Удачи всем вам!

      http://www.youtube.com/watch?v=tq0rl8K5dRg

    • Ондри

      Посмотрел видеоролик этого мероприятия.Ничего похвального в адрес организаторов сказать не могу.Та эстрадная мелодия которая звучала никак не соотносится с «веревочкой».

  8. кышкывий

    Пагалыме Юрий Андуганов ойла ыле: кандыраште ӱдыр-влак огыт таве, йӱксӧ гай коштыт манын. Тыгодым шкеже туге йорган тавалтен! Эрвел пӧръеҥын койышыжым куштымаш гоч ончыктен. Кандырам чын кушташ туныктымо мастер-класс уто огылла чучеш.

    • Тулвий

      Пеш чын.Кызыт» кандырам» пужен пытареныт.Удыр-влак торштыл куштымаш — тиде кавказкий танцыштат уке,несовместимо.Рушла манаш гын, «кандыра» — тиде удаль молодецкая, мощь и сила в сочетании с грацией и женственностью. Ато кызыт нигом,нимом туныктыде шорык куту гай калыкым луктын шогалтен рекорд-влакым ыштынешт.А туныкташыже ко туналеш?Тиде вет пужымашке да локтылмашке нангая.20-30 ий гыч ончыкылык тукым»марий кандыра» манын лезгинкым кушташ туналеш мо?

  9. Виктор

    Вачис и Опанас! Оба больше всех хамите друг другу задевая национальные (марийские) темы. Таких знаете как называют: п….болами. Хотите что то сказать скажите нормальным языком не оскорбляя друг друга и марийский народ. Вам все не нравится что делается. Сами что нибуть сделали? Мне кажется ничего абсолюдно, кроме как только читать коментарии и обгаживать всех. Хорошо устроились братцы «кролики». Прошу обоих Вас извенить меня за резкое высказывание, просто иногда хочется высказатся резко, читая неимоверную чепуху.

    • Вачис

      а таких как ты называют долбо-бам. меня тут интересуют ( задевают) только марийские темы, а не какие-нибудь мифические хреноугорские. Покажи пальцем, где хамил опанасу. тамбовский волк тебе братец.

  10. против всех

    НА ВСЕ СТО СОГЛАСЕН

  11. Тулвий

    Хорошо,что есть такие умные,как Опанас.Поучает всех и вся.Ато совсем скучно было бы в жизни. Не надо соглашаться с пунктами моей критики или вставать в позу.Это не критика, а изложение собственных мыслей и попытка делиться с информацией сквозь призму фактов,которыми я располагаю.Никому я ничего не навязываю,не призываю соглашаться или опровергать, а предлагаю на «обсасывание» и размышление.К видеороликам я никакого отношения не имею, в тех событиях не участвовал. Изложил свои доводы по материалам,которые рассмотрел на сайте.А теперь переходим к фактам,которые я добыл у компетентных источников,обратившись к организаторам и людям,имеющих отношение к событиям.Кстати, Вам были заданы конкретные вопросы:где,в каком издании работают упомянутые Вами уважаемые люди? В частности,которые называются журналистами, и какое конкретное полезное дело делают?Хотелось бы знать, на самом деле, а не из праздного любопытства.Вы уклонились от ответа,требующего фактов и конкретности.А общие разглагольствования ни к чему.
    Далее.В деревне Шудымарий и Янаульском районе как раз организатором был Шаймыратов,москвич, впомнивший через многие десятилетия свою родину (это его деревня).
    В этом году фестиваль состоялся в Калтасах не благодаря ему, а вопреки. Нынче он предлагал провести в Мишкино,но его там вразумили, что так не делается,наскоком. Переметнулся в районы, но уже везде знают его репутацию по опыту Янаульского района.Фестиваль провели центр народного творчества РБ(*точнее,его филиал на северо-западе республики) и администрация Калтасинского района.Соответсвенно, и расходы взяли на себя организаторы. Роль москвичей.- быть приглашеными в качестве почетных гостей, подчеркнуть свою высокопоставленность. А скольких артистов и людей подставили?Чтобы людей собрать,рекламировали и Шакирова,и Данилову? Но это же удар по имджу,репутации артистов,подстава перед поклонниками.Для чего?И это считаете нормальным — не продуманную,опрометчивую пиар-акцию?Так можно и карьеру, и судьбу перечеркнуть кому-угодно.Они то и не знали об этих событиях,что они тоже участвуют. Второе.Почему они не устаривают,например, межрегиональную фестиваль, конкурс-соревнование на базе плясовой горных мари?Улавливаете?Скажете, это же культивируется только в Горномарийском районе, отчасти в Килемарском и нечто похожее в примыкающих к РМЭ местностях Кировской области.Почему в других республиках компактного проживания мари не устараивают,в том числе Марий Эл?Обьявить межрегинальным танец, свойственный только башкирским марийцам, это же бред и плоды больной фантазии,равносильно подобному фокусу с горномарийским танцем.Третье. Почему именно фестиваль,громкое название и показуха?Несомненно,его нужно проводить. но с умом.Чтобы популизировать это танец,сначала нужно возродить в деревнях и районах.Это кропотливый и долгий.труд.Не нужно его учить,могут плясать все без подготовки до 10 тыс.человек.- так заявляет Шаймратов, балетмейсте,где-то вычитал его высказывания..Не укладывается в голове. Он держался и развивался через клубную,школьную самодеятельность,где учили молодежь,занимались с ними. Как только все это пропало на селе,так зачахли и пляски, исчезли гармонисты-виртуозы.Фестиваль, на мой взгяд, не популизирует этот шедевр,а вскрывает пороки,недоработки.Нужно бросить силы на низовые звенья,тогда будут и масштабные мероприятия.Это попытка скрыть истинное состояние культуры на селе:смотрите,мол,какой феерический праздник организовали.А на самом деле? Срочно вызывают из деревни в район и соответсвующих лиц и в предпоследний день дают предписание везти коллектив в калтасы.Кого? Ага, давайте отправим певицу. ??? Потому что некого,нет танцующих.Лишь бы отчитаься,что отправили.А из другого района приехали, и не знают, что предстоит делать им,никто не обьяснял,никаких условий не знают.Сказали: езжайте.. Ага,нужно плясать.Попросили фонограмму у кого-то,ладно те выручили, дали.Сплясали на сцене что могли и остались довольнЫ. что выкрутились. Опанасу и иже с ним такие фестивали нужны?

    • Вачис

      Хорошо, что Бирский и Мишкинский районы дали отпор этим самозванцам. Приехали в гости, а ведут себя по хамски, как хозяева. Не уважают местные традиции, обычаи. Одним словом можно сказать — москальские путиноиды, а не марийцы. Они же весной в Москве разрекламировали себя, что они крутые и все могут, что поедут в Мишкино на фестиваль, а оказались в Калтасах — устроили пикник (шоу) в Калтасах с шашлыками и с «веревочой». Калтасинский глава, мне кажется, тоже не считается с мнением местных марийцев. Тоже ищет себе дешевый пиар. Надо главой в Калтасах выбрать марийца.

  12. Опанас

    Мый вет осалым шонен «туныктен ом ойло», порым шонен: фестивальым сайрак эртараш да кандыра пунымашым калык коклаште сайрак шараш ман. Тидым тӱшка вий дене веле ышташ лиеш, чаманен каласыман те тушто вийдам так коклаштыда вурседыл, пуредыл кияш да Моско марий-влакым шудалашак арамак пытареда…
    Да мом мый пиар маньым — увер-влак интернетыште да тушеч Мари Эл ТВ-шкат логалын ыле, тушто нимогай лӱмлӧ артист-влак толыт манын сӧрымӧ огыл ыле, садлан арамак еҥ ӱмбак лавырам кышкеда, мый ом пале кӧ тушто тендан тыгай шоя информацийым шарен.

  13. Официальный сайт муниципального района Калтасинский район
    Серебряная веревочка
    http://adm-kaltasy.ru/news/rus/a-583.html

    «Кандыра» куштымашын юзо вийже
    http://mariuverm.wordpress.com/2011/07/19/kandyra-juzo/

  14. Вачис

    Не добрый дядя.:
    19.07.2011 в 16:32

    Опанасу: Это не советская власть так воспитала хамов а воспитала рыночная экономика за каких-то 12-15 лет! 7 -8 лет уже эти хамы являются «цветом» страны и вы тоже, Опанас, воспитаны этим режимом и потому такой у тебя способ выражать свои мысли.

    Мне понравилось

    • Вачис

      Это относится и к москальским путеноидам: «мемнан-влак», «у гвардий-шамыч», да москаль марий шамыч.

  15. Аноним

    Вачис,назови фамилии «москалей»,еще раз прошу..А то гребешь всех под одну гребенку-нехорошо же…

  16. Ха-ха

    Мом ойлет,Эрвий? Тый жюрижте шинчышыт мо?Кушеч тыгай подробности? Конкурсын организаторжо-влак Калтасаште шинченыт,Пунчерыште огыл.Пунчер коллективын вуйлатышыже кузе организатор лийын кертеш?Во-вторых,конкурсын условийыштыже участник=влакын представительыштын ончыч ала-могай собранийыш обязательно мийышыш условий лийын огыл. что за чушь несешь? Или тый тыгай условийым шынденат ыле? МОЛАН нуно уэш пачаш ала-мыняр гана коштшаш улыт? Видео-фотозапись-влак кодыныт, намиен ончыкташ тыланда нунын куштымыштым да судыш пуаш вас вместе с жюри.Ончыктыза,кудыжо нунын кокла гыч ансамбльыште кушта,могайыште? А ко жюриште лийын,каласен кертат?Паша
    колан мом пуымаште але рекордышто огыл вет,шойыштмаште, марий калыкым ондалымаште.Марий куштымаш да фольклорым палыше гыч тыгак костюмыштат разбиратлалтын кертше ен жюриште лийын мо? Тек пуэныт тушто, тек лийже, чын але огыл,призовой верым налше-влак ваштареш мый нимат тореш омыл.Но игылташ ок кул марий культурым,фольклорым,чын куштымашым. Конкурсын условийже почеш костюмым,инструмент-влакым,живой музыкым ончышаш ыльыч.Пунчер-влакын целый оркестр гай тальянка тумыр дене вживую шоктышт.А ончыктышт как раз клубный куштымашын (модмаш-влакын,ожно ялыште тыге куштат ыле,турлын-турлын, мучашлан кандыра)элементышт -влакым в комплексе.Слабо? А мом тый палет клубный,самодеятельный куштымаш нерген? Шкежат нимом от умыло, эксперт семын ойлаш толашет. Бытовой ден клубный куштымаш — тиде иктак, калык куштымаш, а сценический огыл. Лач тидым ончыктыман ыле, калык куштымашым, но моторын,конкурслан келыштарымым. Шорык куту гай ик рядыш шогалын огыл. Тидым любой пайремыште любой йушыжат ыштен кертеш,ямдылалтде да тунемдеак.Доскам 200 метр кутышышто мландыш опталтын ыле,лийынат гын, мо дене ончышыч?Тушто чынак . табличка-влакым шогалтеныт ыле,чын серат. 200 метр манын ончыктымо деч вара шудо туналеш, тушто шаланен кайышт, семым колдымылан ик гармонист,Музек могырым мийыше маньыч,пеш мотор марий тувырым чиен ыле,шке семжым шокташ тунале.А сценысе аппаратура гыч улыжат опа=опа=опа манын кычкырыме веле солна.Ко опа манын кычкыра марла кандырам куштымаште,изишак историйжым шымлыза,полезно для кругозора.» Опа-опа-опа-па, конгамбалне ко папа?» Умбакыже ом возо.Тиде йолко ен нерген мыскара муро.А калыкыште тендан пайремдам йолко енын пайремже манын лумдышт. Ты жапыште ушан-шотан пашаче марий шудым ышта, артист-влакат хозяйствым шонат.Садлан миен огытыл.ПАЙРЕМЫН моторлыкшо — тушко мийыше уна-влакын сорастарымаште. Кон пакчаже,вольыкшо уке,тудо тарватен тиде шоум кенеж покшелне, тыгай-влакак чумыргеныт.Исторический эпизод запечатлен: КТО есть КТО.
    А первый верым налше-влакын музыкальный сопровожденийже гармонь дене шокташ тунемаш толашышым ушештарыш.Оказывается,шкеныштын ялыштышт гармонист кодын огылат, ала-кушеч конденыт,олаште ила маныт.Тудын шоктымыжо — мыйын куваван балерина улмыжо… Учашаш тоштат? Тугеже документальный м атериал гоч кутыраш туналына.Видеом да фотом саде коллективетынетым интернетыш луктына. А тушто чылан ужыт да палаш туналыт ко могай ял гычын да кузе шоктен куштен.Шындыза рекордым, куанаш гына туналына,молодцы манына.Но шойыштын огыл, айдеме семын. Марий коклаш,район ден район коклаш ишкым кырен огыл.Тидыже марий огыл организатор-влаклан выгодно, а тый нунылан подпеваешь.Можыч шкат нунын коклаште шинченат дыр.

  17. Аноним

    Мыланна пеш келшыш. Шудо деч изиш канен толна.

  18. Вачис

    Кодшо шуматкечын Калтасаште “Кандырам пунен куштымаш” фестиваль-таҥасымашке республикысе 7 районышто илыше марий-влакын 13 коллективышт чумырген ыле: Благовещенск районысо Изяк ял гыч, Балтач район гыч кавырга-влак, Янаул районын коллектившым Тумна, Тошто Оръя, У Оръя, Шуадымучаш ялласе калык гыч чумыреныт, Бурай район марий-влакын куштымашыштым Кугу Шÿкшан ялысе-влак конденыт, мишкан-влакын койышыштым сценыште ончыкташ Пÿнчер марий-влаклан ÿшаненыт, Калтаса район гыч Калмиямучаш, Калмаш, Ўлыл Качмаш да Ўлыл Тыхтем ден Келтейын пырля чумырымо коллективышт (чылаже нылыт), Краснокам район гыч Корий, Музек, Арлан, Пÿрнÿш ялысе куштызо-влак шке мастарлыкыштым ончыктеныт. Жюрим Уфа ола гыч хореограф-балетмейстер, БР культурын заслуженный пашаеҥже Г. В. Анищенко вуйлатен.

    источник: http://www.cholman.ru/archives/26-vypusk-29-980/91-keezh-pokshelne-kaltasa-selashte.html

  19. Ха-ха

    Увер лукмын мо пайдаже,результатшым, мо миен лекшашым ончылгоч палыде,оргйодыш-влакым решатлыде.Могай кугу достижений улмаш — манешым колтен ТВ-ш луктыныт.А вот пашажым ямдылен шуктен,сорымо семын сай кукшытышто эртарен колтымек (межрегиональный кукшытышто,кузе растрезвонили) кулеш семын ончыктеда ыле гын ТВ да чыла шкендан пиар-каналда гоч,цены бы вам не было.Только моктен ойлена ыле.А тыге мыскылтышым ыштышда марий-влак нерген.Кушто саде ТВ гоч пиаритлыме пайремын конечный результатше нерген телематериал? Молан толын огытыл? Тунам положительный пиар лиеш ыле.То-то.Туштат умыленыт дыр варажым нимо шот ок лий манын.Межрегиональный огыл,Пошкыртыштат поген сенен огытыл .Москвич-влакым больше на пушечный выстрел не подпустим маныт ондалалтше-влак.
    Йошкар-Ола,Питер,Москва,да моло регион гычат конкурсыш кушташ толыныт манын башкирский сайт-влакын информаци
    йыштлан Мариувер ссылка-влакым шынден.Пеш онай.Но ме нигом ни тышеч,ни тушеч ышна уж.Ни тележурналист-влакым,ни моло корреспондент-влакым.Толын ужын серат ыле гын,рекорд да мо нерген мутымат огыт лук ыле. А так телефон дене йодыштын возеныт дыр с подачи какого-нибудь пиарщика из оргкомитета или чиновника.Ох как они любят себя возвеличивать и восхвалять!кузе пиарили вслепую до начала праздника, так и продолжают пиарить.Намысыштат уке.Тиде тирыште шинчам пидын луйкалыме дене иктак, или пальба из пушки по воробьям. И так,и так результат — сами знаете,какой получается.

  20. Эрвий

    Ой, кузе шкендан сита дыр намыста тыге возаш! Шкендан нерда деч умбакрак ончалза, вет главный результат — тыгай фестиваль лийын! Верын-верын недостаткыже лийын гынат, могай фестиваль тудын деч посна эрта! А «Ший кандыра» икымше ганалан пеш сай да весела эртыш! Калтаса районалан таум каласыза — ту:нгалмеке, чакнен огытыл, пытарымашке шуктеныт. Ындыжым 2011 ий гыч «Ший кандыралан» ту:нгалтыш пышталтын, умбакыже шуяш лиеш — тиде пеш кугу паша!. Вес гана эртарыме годым эрвел марий-влак Моско гычат, Питер гычат толыт — традиций гына пышталтше! Тыгай куштымаш марий фестиваль пытартыш ала-мыняр ийлан гына огыл — курымлан Пошкырт кундемыште икте гына вет, и то садым вурсен киеда! Кузе йылмыда савырна!…

    • Вачис

      Можно ли это шоу считать фестивалем, если не был избран оргкомитет, не разработано положение о фестивале, не было соответствующего указания или распоряжения о проведении фестиваля? Была ли в установленные сроки подана заявка? Кто имеет право проводить этот фестиваль или право проведения этого фестиваля уже «приватизировал» Эрвий?. Если этот фестиваль имеете законную силу, то выложите, пожалуйста, соответствующие сюда документы или просьба к юристам — высказать об этом свое мнение.

    • Вачис

      Эрвий, напиши, кто является учредителем этого фестиваля?

      • Эрвий

        Монденда гын, фестивальым эртарыше-влак ончылгочак палемдалтын ыле: Филиал Республиканского Центра народного творчества МК РБ, Отдел культуры муниципального района Калтасинский район, региональная общественная организация любителей деревенского бытового танца «Кандыра пунымаш»(«Веревочка»).

        • Ха-ха

          А что за организация любителей деревенского бытового танца? Где,в какой деревне регистрирована и кого представляет?Почему БЫТОВОГО танца? Типа семейного,,ограниченного? Массовый и бытовой — это разные вещи.

          • Эрвий

            Организаций гай организаций — «Ший кандырам» эртараш ту:шка дене погынымаш ку:лын, ко: гынат лекшаш вет инициатива дене. Тиде пашам вуйлатышыже М. Шаймратов налын. Тудын дене пырля А.А. Ямурзин, Г. Калитов, П. Сайранов да молат сомылым намиеныт, кажныже шке могырчын.
            Бытовой — значит, сценический огыл. Быт дене, тыглай илыш дене кылдалтын, тугаяк естественный, шу:лымаш да ошкылмаш гае. «Кандыра куштымашын» именно бытовой лиймыже шергакан. Сценический куштымаш чыла калыкынат уло, а вот бытовой куштымаш — ала-мыняр калыкын гына кодын.

  21. Аноним

    Ой, пеш сай эртыш вет, пешат кугу тау организатор- влаклан!!!

  22. Аноним

    мыйын икымше классыш коштшо йочам-влак тыге мурат ыле;
    «Печым печен огыт моштат-
    казалан йолам ыштат,
    Мурен-куштен огыт моштат-
    мыланна йолам ыштат.»

    • Ха-ха

      Ясно: членами жюри были Аноним,Опанас и Эрвий. И хватит анонимничать. Я вам предлагаю вариант открыться и бросаю перчатку: вызываю на конкурс танца «Тывырдык,» т.е. среди участников этой перепалки, комментаторов-теоретиков. Интересно убедиться на деле, на что вы способны. Не слабо? Тогда вперед, побольше практики и конкретики,чем словесной перепалки. Чур,по условиям конкурса,проведенного в Калтасах.Выложите,пожалуйста,в инет.Но только это будет соло-конкурс.На том же месте. Ваши предложения,господа!
      «ОШ перчаткын мо пайдаже,
      Лавыраш возеш — лавырга.
      Шенгеч ляпкен мо пайдаже,
      Изи пийлан — аныргаш»

      • Эрвий

        Вот тиде паша! ))) Слаболан мемнам от нал, ме тугак моштена — тывырдыкшымат, мурен-куштымашыжымат! Тывырдыкнам тангастараш вара ко:м у:жына? Мыйын предложений тыгай: ты верышкак мияш йо:сырак, айста тидым кокымшо фестиваль годым ыштена! )))

        • Ха-ха

          Соревноваться будем я,Эрвий,Аноним,Опанас.Если будут желающие — не возбраняется.Место встречи ни в коем случае изменить нельзя.Там же.Предлагайте дату и время. Я же сказал,что это будет теперь сольный конкурс,индивидуальный.Массовый уже прошел. Будем соревноваться на деле, кто на что способен и кто в чем разбирается,чем словесной перепалкой заниматься.Все.Точка.Конец связи. А напоследок я скажу:
          «Шудым солен от мошто гын,
          Фестивальыш колтена.
          Мурен-куштен от мошто гын,
          Вичаш илаш колтена»

          • Эрвий

            Пеш сай! ))) Тольык «Кандыра пунымашым» шкетын огыт кушто, как минимум, кум енг ку:леш. Лектына гын, кумытынат иканаште лектына, тидыжым «брейн-ринг» семын программыште отдельный пункт дене палемдаш лиеш. ))) Ко:н ушнымыжо шуэш, ушна. А куштымаш мастарлыкнам тек калык тангастара да оценкым луктеш. «Приз зрительских симпатий» семын.
            Тидын дене келшеда гын, тугеже 2013 ийыште (кок ийлан по:рык ыштат манын предложений иле але кунам эртараш шонат гынат, короче, Калтасаште сценыште II фестивальыште вашлийыме марте!)))
            Пытартышлан мыят мурен кодем:
            Ончыч ву:дым кондыза,
            Вара чайым шындыза!
            Ончыч шкендам ончалза,
            Вара енгым ойлыза!

      • Ондри

        Тидыжым миемак ончаш)))

  23. Ха-ха

    Выжидали,выжидали… и решились что-то вякнуть в свое оправдание. Кто прав,тот не оправдывается.И не скули ,пожалуйста,Эрвий.Никто не высказывается против фестиваля,бросьте привычку читать через строчку и принимать на себя, если вашей вины нет там и если вас не касается.НЕ району, а вашему главе надо спасибо сказать, даже низкий поклон ему,что взял на себя непростую миссию провести совершенно не подготовленный праздник. Я не против праздника высказываюсь,а против лжи и вранья. Тебя родители в детстве не учили и не говорили,что врать нехорошо?Ты хоть понимаешь,что такое фестиваль и что такое праздник танца или просто концерт или Сабантуй? Если понимаешь,жду конкретного ответа.Почему-то и ты, и Опанас отмалчиваетесь,когда ставятся конкретные вопросы.ни на один не ответили. А потом опять оживляетесь.То что в клубных,народных,сценических танцах не разбираешься — это понятно,не ответила.Кто еще был членом жюри вместе с тобой- еще раз задаем вопросы.Мы специально приехали из Уфы с радостью на МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ конкурс танца «Ший кандра», с длагодарностью за это организаторам, что предоставляют возможность увидеть самый широкий спектр конкурса де ревенского танца и большого эстрадного танца,посмотреть на любимых артистов и поотрываться вмсете с ними.А нас, в том числе артистов, обманули…Это красиво,правда? Вместо Ший кандра увидели Муш кандра.И кстати,кто придумал это название?Откуда у марийцев Ший кандра? От приверженности в прошлом наших предков к утвари из серебра? Чушь какая=то. Серебристая кандра- это слабое,рвущееся звено, не прочное.В этом смысле правильно обозвали праздник.У марийцев есть Веревочка, которая называется Тывырдык, по всем статьям отражает внутреннюю суть танца и широту души исполнителей.Теперь,изучив весь материал(видео-фото и СМИ) до и после праздничного периода (наши ребята тоже все это снимали, но,скажу искренне, с целью запечатлеть редкий праздник и накопления богатого,редкостного материала из традиций марийского народа,именно с таким настроением ехали. Теперь следующий конкретный вопрос,потому что дискутировать с вами бесполезно,сразу встаете в позу обиженного: где,в каких деревнях вашего района культивируется клубный танец,в каком клубе веревочку пляшут в праздники ли,после концерта?Перечисли, не поленись,пожалуйста.Это будет весомым вкладом с твоей стороны в начало популизации народного танца.Не беда, если даже у вас не пляшут в клубах,как раньше.Зато,может,у вас совесть проснется и начнете работать в этом направлени, понимая,что фестивали начинаются с этого.
    Самый массовый первый танец Веревки был в райцентре Мишкино в 2007 году,если не располагаешь видеороликом этого праздника, сообщи свою электронку, с удовольствием пришлю.Смотри и наслаждайся, сравнивая с вашим райцентровским танцем.
    А упоминания о рекордах напоминают анекдот.
    Это то же самое, что в стране решили подтянуть отстающий вид спорта,некогда являвшегося национальной гордостью. Мол,чтобы он стал вновь популярным,нужно поставить нашим спортсменам мировой рекорд , и немедля, сегодня-завтра же.
    Мол,тогда будет слава,все пойдут заниматься этим видом спорта. А как поставить рекорд ?На хилой основе? А не наоборот ли нужно,чтобы поставить рекорд,чтобы придти к нему,нужно поднять массовость, начиная с низовых структур, вовлекая с малых лет детишек и подрастающее поколение?
    Иначе

  24. Эрвий

    Культур сомылым шуктеда гынат, шкеже путырак культурный огыдал! ))) Вякатлаш да скулитлаш тыланда кодена. Садыгак шкендам оправдыватлаш…Уфа гай шкендам ода кучо, шкеже ида шойышт. Уфа гыч лийыда гын, чыла жюрижымат паледа ыле.
    Мый жюриш пурен омыл, усталыкем дене ом моктане. Но сайын гына колыштым, ко: тушко пурен. И, паледа, — мый тиде жюрилан чотрак у:шанем, чем ала-могай ха-ха- да тулвондо-влаклан. Тушто «Мирас» ансамбльым шуко ий вуйлатыше РБ сулло культур пашаенгже, хореограф-балетмейстер Геннадий Анищенко, журнал «Рампа»н калык ту:выра отделын тунг редакторжо Горячинская, «Ший кандыра» фестиваль эртарымаш идейын авторжо, сулло РБ су:ретче Георгий Калитов, сулло РБ да Марий Эл мурызо Полина Итальева, сулло РБ ту:выра пашаенгже, хореограф Александр Байбулатов ильыч. Мемнан деч шукырак умылат вет тиде айдеме-влак!
    Вара Мишкан видеода уло гын, молан инетыш луктын огыда пыште? Тек чыланат ончышт, кузе мотор да куатле куштеда!
    Калтаса районым налаш гын, тыште любой марий ялыште «Кандырам» пунат — кеч Келтейым нал, кеч Калмиябашым, кеч Качмашым. Калтаса нерген омат ойло.
    Иктыж дене гына тендан дене келшем: «Кандыра пунымашым» куштен моштымаш йымач ку:зышаш, ялысе самырык-влак кокла гыч. Как раз тидыжлан фестиваль «Ший кандыра» ку:леш(Ший — марий-влаклан проста огыл, ритуальный металл, шо:ртньо: дечат ку:кшырак) — престижым но:лталаш. Фестиваль толкын дене ялысе куштымашнат вуйым но:лталеш, самырык-влак тунам иже толыт, «Кандыранам» умакыже шуят. Тиде — главный цель, рекорд огыл. Рекорд садлан гына палемдалтын, чтобы ЮНЕСКОн реестрышке марий калык куштымашымат пурташ — тидын нерген Калитов пеш сай статьям май тылзыште «Чолманеш» возен ыле.

  25. Эрвий

    Кычал огыда сенге гын, статьяжым тыштак лудын кертыда:

    I ужаш
    Адак по:рык каласена…

    Марий еҥлан «кандыра» куштымашын вийже илыш-йÿлам ончыктышо тыглай куштымашын деч ала-мыняр пачаш виянрак, куатлырак. Тудын семжым, пералтышыжым колмаш да сÿретшым ужмаш вÿргорныштына генетический шарнымашым ылыжта. Кажныланна «марий калык» лÿман кугу куткышуэсе изи кутко гай улмыла чучын колта. «Кандырам», южышт эрвелмарий-влакын куштымашышт маныт гынат, чумыр марий-влакын путырак оҥай да шкешотан этнический куштымашыштлан шотлаш лиеш. Юл да Урал кундемласе чыла калыкын мемнан гай вигак ушеш шыҥен кодшо, сакральность шÿлышан куштымашышт укеат, манаш лиеш.
    Куштышо-влакын «кандырам пунымышт» ДНК спиральым да тыгодымак «мучашдыме движений» символым ушештара. Тыште, очыни, пешат келге шонымаш, марий калыкын кодшо шыҥдаралтыныт. Кажне еҥ куштышо да ончышо-влакын изишак транс манме гай шижмашыште улмыштымат ужеш докан. Тидым тÿмырым пералтыме йÿкат вияҥда.

    Марийын «кандыражым» тÿнямбалне чапланыше венгр «чардаш», грек «сиртаки», лезгин «лезгинка», испан «фламенко» дене ик кÿкшытыш шындаш лиеш. Нуным кумдан шараш шагал огыл вийым пыштыме. Нине да эше ятыр калык куштымашым «тÿнямбал калык-влакын материальный огыл культура поянлыкышт» семын ЮНЕСКО-н реестрышкыже пуртымо. Мемнан куштымашнат шке жапшым, шке продюссержым, иктаж-кöн ЮНЕСКО-ш йодмашым колтымыжым вуча. Кö сылне марий куштымашнам тÿнямбал поянлык радамыш пурта гын? Шкенан деч посна нигö ты сомылым огеш тарвате дыр, садлан, öрдыж еҥын тÿҥалмым вучыде, шкаланнак кид кергалтен пижман. «Чолман» газет йыр чумырген, вийнам иктыш ушен, ты шотышто мом шонымына дене палдарен кертына.
    Виян, вуйлатыме кÿкшытыш нöлталтше марий-влакын, моло калыкын полышышт деч посна тидым ышташ пеш неле лиеш, садлан тыгай еҥ-влакым «кандыра» куштымашым кумданрак шараш йöным ышташ таратымашат изи огыл надыр лиеш.
    Янаул да Мишкан районлаште тидлан тÿҥалтышым пыштеныт, манаш лиеш. «Кандыра куштымаш» икымше фестивальым эртарыме. Мишкан селаште 450 метр кужытан «кандырам» куштеныт, а 2011 ийыште район вуйлатыше-влак тудым сабантуй олык йыр тарваташ шонат. Район администрацийыште марий калыкын культурыжым вияҥдыме верч чон йÿлен тыршыше еҥ-влак пашам ыштат — тидат ÿшаным пуа.

  26. Эрвий

    II ужаш

    А молан Мишканыште идалык еда «Кандыра кече» але «Ший кандыра» фестивальым эртараш тÿҥалаш огыл? Бирскыште ий сайын эртарыме «Крещенские морозы» республикысе фестиваль гаяк, Мишкан селанат шке ойыртемже — брендше — лийын кертешыс. Ала, илен-толын, «Кандыра кече» фестиваль йÿлаш савырна, шке номинацийже, жюриже, кубокшо лийыт, марий сувенирым ужалымаш дене сöрастаралтеш? Тиде вуйверже ты селаште верланыше марий историй да культура рÿдерын, мер толкынын пашаштым у шÿлыш дене пойдара ыле. Тыгай кÿкшыт частный да бюджет капиталым «шупшылаш» полшен кертеш, вет руш-влак манмыла, финанс деч посна романсат ок лий. Адакшым Мишканыште «кандырам» сайын палыше лÿмлö куштызо, РФ культурын сулло пашаеҥже Я. Янгубаев ила, чапланыше куштышо коллективат уло.
    Мишкан районын шочшыжо, философий наука кандидат А. Ямурзин шке жапыштыже профессионально кушташ тунемын. «Кандыра» куштымаш нерген газетлаш икмыняр статьям савыктен. Ындыже кумдан шарлыше куштымашнам ЮНЕСКО-што регистрироватлаш темла. Мом тиде пуа? Мыйын шонымаште, куштымашым марий калыкын семын тÿнямбал кÿкшытыштö юридически пеҥгыдемда, аралтышым ешара, эксклюзивный да аудентичный ойыртемжым саклен кода.
    Март мучаште ме А. Ямурзин дене ЮНЕСКО-н Башкортостанысе пöлкашкыже миен коштна. Лектышыште сайымат, тургыжландарыше татымат палемдаш лиеш.
    Чаманаш логалеш, кызытеш Российын ЮНЕСКО дене «тÿнямбал калык-влакын материальный огыл культура поянлыкышт» шотышто конвенцийже уке. Документым ямдылат, но пашам мучаш марте шуктымеш, идалык, кокыт але утларакат эртен кертеш. Ты шотышто Россий гыч ЮНЕСКО-ш колтымо ик йодмаш — якут-влакын «Оолонхо» эпосышт — шотышто гына сай вашмут уло. Кузе тидым ыштымышт нерген тогдаяш гына кодеш (можыч, мемнан АФУН гай ТЮРКСОЙ организацийышт гоч колтеныт).
    Мемнан гын идалык еда эртарыме «Кандыра кече» фестивальым учредитлыме огыл. Тудын календарьыште палемдыме раш жапше уке. ЮНЕСКО-н республикысе пöлкашкыже пуаш проектым возен да ямдылен кертше эксперт тÿшкамат чумырымо огыл.
    Ты проектыште тыгай пункт-влак лийшаш улыт:
    «кандыра» куштымашын могай улмыжым умылтарымаш, ончыктымаш;
    специалист-влакын экспертный иктешлымашышт;
    темлымаш-влак;
    ты йодышым шымлен иктешлымаш;
    ЮНЕСКО-ш йодмашым пуаш манын, могай сомылым шуктымо да шукталтеш.
    Шонымашке шуын кертшашлан ÿшанашат лиеш, вет
    ЮНЕСКО-н республикысе пöлкаштыже мемнан ойна дене келшат;
    кÿлеш документ ден адреслам пуаш ямде улыт;
    республикыште илыше этнический диаспора семын консультироватлаш тореш огытыл;
    тÿнямбал калык-влакын этнический куштымашышт ЮНЕСКО-што «тÿнямбал калык-влакын материальный огыл культура поянлыкышт» лÿм дене пеҥгыдемдалтыныт, тугеже, мемнан «кандыра» куштымашланнат корно петыралтын огыл, шонымашна илышыш шыҥдаралт кертшашлык.
    Башкир-влак кызыт шке йодышышт шотышто утларак тургыжланат: икмыняр ий годсек ты номинаций денак «Урал-батыр» башкир калык эпос, мÿкшым вопшышто ашныме, Оренбург оласе «Караван-сарай» комплекс шотышто ЮНЕСКО-ш йодмашым ямдылат. Нунат ЮНЕСКО ден Россий коклаште конвенцийым пеҥгыдемдымым вучат. Но мемнан эше ик ÿшанна уло — «кандыра» финн-угор калыкын этнический тÿшкажын, эрвелмарий-влакын, куштымашышт улмым шотыш налын, ЮНЕСКО-ш йодмашым финн-угор калык-влак ассоциаций гоч колташ. Можыч, «Кандыра» — марий куштымаш» темылан научно-практический конференцийым эртарашат жап шуын?
    Йодыш ятыр. Тидын нерген лудшо-влакын шонымыштымат палыме шуэш ыле. Возыза.

    Г. КАЛИТОВ, художник.
    Уфа ола.

  27. Вачис

    Эрвий: «Монденда гын, фестивальым эртарыше-влак ончылгочак палемдалтын ыле: Филиал Республиканского Центра народного творчества МК РБ, Отдел культуры муниципального района Калтасинский район, региональная общественная организация любителей деревенского бытового танца «Кандыра пунымаш»(«Веревочка»).
    «Мыйын предложений тыгай: ты верышкак мияш йо:сырак, айста тидым кокымшо фестиваль годым ыштена! )))».

    Кушто улыт тиде организаций-влак? Эрвий, коммерческий тайна огыл гын, луктын пыште гыст тышке тиде организацийын Устав да Положений мнаме насташт-влакым.
    Келша гын (налыда гын), ала мыят тушко пураш заявленийым серем иле, а то получается Калтасаште всего лишь сабантуй «Ший кандыра» гына эртен. Вет «Крещенские морозы» фестивальын интернетыште Положенийже уло — нимогай секретат огыл.
    Эрвий, кушто доказательствет (фестивальым эртараш кУлшаш документ-влак), что Калтасаште икымше фестиваль эртен. Хотя бы фестивальын утвержденный Положенийжым или иктаж могай Постановлением на уровне республики тышке луктын пыште. Мыйынат фестивальын эртарыме условийжым палыме шуэш. Новый Уренгой марий-влакат мийнешт, только шалтай-балтай гына огыл гын, а на соответствующем уровне. Управление культуры «МОП Новый Уренгой» финансироватлен кертеш. Садланак тенийак готовитсе лияш туНалаш кулеш. Или тиде фестиваль огыл, а «тяп-ляп» манме наста эртен или обыкновенный сабантуй.
    Фестиваль «Ший кандыран» соответствующий юридический документ деч посна, мемнан дене мэрна огешат ойласе. Ты марте мемнан мэрна марий калыклан ик ганат отказатлен огыл. Например, благодаря поддержке мэра города, тышке ик пагыт по просьбе инициативной группы, марий артист-влак толын коштыч: Нефтекамский Филармоний гыч да Йошкар-Ола гыч, а марий калык артист С.Шакиров уже кок гана толын кайыш. Теве тений тудым эше вучена. День города (День нефтяной и газовой промышленности) лан толаш тийыш.

    • Вачис

      Кстати, нефтекамский филармоний гыч тышке ик марий артист удыр толын иле, Раиса Иса(е)нбаева чай. Тунаре талантливо ценыште марла куштымашым ончыктыш. Мый тугайм ик ганат ужын омыл иле.

      • Вачис

        Куштызын фамилийже Исеметова или чай, а мурызыжын — Исенбаева или Исанбаева.

  28. Вачис

    Теве гыст гына «Мари Уверын»You Tube станицыштыже «Фестиваль «Ший кандыра» (Серебряная веревочка)» сюжетым ончшым. Оказывается лумжо тиде «фестивальан» келшен толеш: куштат эртак удрамаш-влак. Тиде фестивальым женский «Ший кандыра» фестиваль манын лумдаш кулеш, а вес ийлан Мишканыште настоящий марла кадыра пунымаш «Тывырдык» фестивальым эртараш кулеш. Вед чын марла куштымашыште мужик-влак шкеныштын тале улмыштым ончыкташ тийыш улыт, а огыл удрамаш-влак.. Молан Калтасаште организаторышт-влаклан «километраж» кулеш тожым умлышым: куштышт эртак удрамаш-влак да эше гыст женский сайт-влакыште москаль удрамаш-влак кумдан обсуждатлат темым «размер имеет значение». Наверне, сандене километражын «йолжо» тушеч кушкеш.

  29. Ха-ха

    Спасибо,Эрвий.С калитовым нельзя не согласиться,не спорю,умный мужик.Но опять врешь.Его не было в составе жюри, он об этом не знал и никто его не наделял такими полномочиями. Он приехал по собственному желанию, был на празднике. Как и Ямурзин,который прекрасную брошюру о танце восточных мари выпустил, они там же раздавали. Оба заслуживают быть членами жюри серъезных конкурсов,если это касается Веревочки. А так, как потом выяснилось, Калитов был всего лишь включен в список, но его никто официально не приглашал в состав жюри.Он был сам удивлен после праздника,когда узнал об этом. Не веришь,позвони ему.Вот так и делаются результаты — пуская пыль в глаза ложной информацией.Ты в это искренне веришь или умышленно подогреваешь страсти, распространяя ложь? Или по незнанию? Если там действительно были указанные тобою люди в комиссии, то тогда действительно мыйын кувавамат балерина. Поэтому такой результат.Там были заслуженные имена, но не специалисты, тонко разбирающиеся в специфике бытовых,как ты выражаешься,марийских танцев.
    Все,спасибо на этом.Больше нам не очем разговаривать.Что и требовалось доказать.

  30. Эрвий

    Мыят ынде тендан дене мутласен нойышым, пытартыш мутемым возен кодем. ))) Калитов кеч мо-гынат жюри коклаште палемдалтын ыле.Тендан кувавадам ом пале, тендан дечат тугерак мошта дыр Кандырам куштен, а вот молыжын компетенций але профессиональный шижмашышталан у:шанаш ала-мо:дырло: лиеш. Анищенко коло ий деч утла марий куштымашымат шынден, Байбулатов нерген омат ойло, тудын гае энтузиаст да поро кумылан, марий шу:лышан айдеме-влак шукырак шочышт! Итальева мурызо-влакым аклен, Горячинская общий этнический шкешотым да костюмым — кажныжын шкенжын пашаже лийын, чыла могырчынат коллектив-влакым ончаш. Результат садлан сай лие — кажне ял шкенжын мастарлыкшым да куштымо койышыжым ончыктыш. Что и требовалось доказать.)))

  31. Вачис

    Всеобщая «веревочка» собрала в круг чуть ли не всех жителей деревни. Вот где проявляется истинно народный характер!

    http://www.birskpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5685:2011-07-22-10-04-14&catid=57:rodoslovnaja&Itemid=215

Добавить комментарий