На моление Чумбылату пришли около 700 человек (ФОТО)

Моление древнемарийскому князю-богатырю Чумбылату, получившему статус святого в Марийской традиционной религии (МТР), посетили представители руководства Марий Эл и Кировской области. Моление прошло 1 июля на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области.

Как сообщил Инфоцентру FINUGOR один из участников моления, в религиозной церемонии приняли участие около 700 человек из Марий Эл, Татарстана, Кировской и Свердловской областей, Пермского края.

Моление посетили высокие гости — первый заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Марий Эл Александр Егошин, заместитель председателя Госсобрания Марий Эл Анатолий Иванов, заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких и глава Советского района Андрей Тихомиров.

«Мы гордимся, что на вятской земле есть такая святыня марийского народа, — заявил в разговоре с участниками моления А.Галицких. — На вятской земле в течение многих веков всегда мирно жили и работали и марийцы, и татары, и русские, и удмурты».

Отметим, 14 южных районов Кировской области, включая Советский район, являются территорией, где исторически проживают марийцы.

Тему марийского родства с нынешними вятчанами поддержал Верховный карт (жрец) МТР Александр Таныгин. Назвав современный город Советск древним марийским именем Кукарка, он сказал, что у него всегда поднимается настроение, когда он посещает здешние марийские места.

Открыв моление, А.Таныгин напомнил собравшимся о заветах Чумбылата и призвал их хранить память о своих предках, почитать многовековые традиции народа, жить в мире и согласии с окружающими людьми. Непосредственно ходом моления руководил председатель общины МТР Сернурского района Марий Эл Вячеслав Мамаев – поскольку этот район ближе всего расположен к горе Чумбылата в Кировской области, сернурская община традиционно выступает организатором моления древнему князю-святому. Группа членов общины и молодых марийцев из республики прибыла на место моления за несколько дней для подготовки к проведению религиозного ритуала. Организаторы расчистили поляну, где проводится моление, от сухостоя, принесли воду и дрова для приготовления пищи (гусиный бульон и каша), которую вкусили верующие после окончания церемонии.

В этом году проводившие моление карты – всего их прибыло 32 человека – запретили проводить фото- и видеосъемку на священной горе. Кроме того, как сообщил В.Мамаев, женщины должны посещать моление в платках и не в брюках.

На молении карты и верующие традиционно просили у Курык кугыза счастья и взаимопонимания марийцам и всем остальным народам мира. Жрецы в молитвах просили святого князя дать всем земли, хорошего урожая и приплода скота, благоприятных природных условий, защиты от бед и несчастий. Также карты молились за выздоровление больных, просили у Хозяина горы понимания и взаимоуважения всех религий.

*** Считается, что князь Чумбылат жил примерно в IX-XI веках и защищал свой народ от врагов, столицей его княжества был город Кукарка (ныне Советск). В некоторых источниках утверждается, что Чумбылат был князем северных марийцев и долгое время успешно сопротивлялся проникающим в Вятку новгородским ушкуйникам: однажды он смог взять штурмом Хлынов (нынешний Киров). После смерти он был похоронен в горе над рекой Немдой и со временем прибрел статус святого, а также имя Курык кугыза («хранитель горы») или Немда курык кугыза.

При Чумбылате у древних марийцев сложились традиции богослужения в МТР, порядок жертвоприношения. Он дал названия дням и месяцам марийского календаря, научил сородичей считать, словом, стал культурным героем народа.

Ученый-этнограф XIX века Степан Кузнецов в одном из очерков привел легенду о Чумбылате. Согласно преданию, и после смерти князь-богатырь по просьбе марийцев выходил из горы и поражал нападавших врагов, продолжая защищать народ. Но однажды дети, подслушавшие у старших заклинание, вызывавшее героя, сами произнесли его для забавы. Богатырь разгневался и отныне помогает своим потомкам только после проведения моления с жертвоприношениями.

*** Гора Чумбылата вошла в число победителей международного конкурса «Семь чудес финно-угорского мира», который прошел в 2010 году в России, Венгрии, Финляндии и Эстонии. В 2011 году древнего князя-богатыря Чумбылата выдвинули на конкурс «Имя финно-угорского мира».

Источник: FINUGOR

Фотографии В.Градобаева из газеты «Марий Эл», 06.07.2011

9 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

9 responses to “На моление Чумбылату пришли около 700 человек (ФОТО)

  1. Маривате

    Пагалыме сайтоза! Салам! Мамаевын мутшым журналист йоҥылыш умылен: ӱдырамаш-влак кумалтышыште шовыч дене лийшаш улыт. Чумбылатым такшым «царь» манмыжат пешыжак сай огыл. Тиде марийлан йот умылымаш. Тӧрлатыза, пожалуйста.

  2. Вачис

    А я считал, что Чумбылат был защитником марийской веры и его могила (Чумбылат курык) — языческая святыня марийцев и что он свою жизнь посвятил защите марийцев от москалей и борьбе против насильственной христианизации марийцев. Не зря же 1830 году по просьбе попов или РПЦ ( Святейшего Синода), гора была взорвана.
    Он, оказывается, всего лишь « долгое время успешно сопротивлялся проникающим в Вятку новгородским ушкуйникам». Как ловко в угоду современно политике Кремля FINUGOR опустил значимость Чумбылата и его святыню всего лишь до уровня защитников от разбойников. Осталось только сказать, что он тоже был разбойников и нападал на бедных и мирных христиан (в нынешний Киров на ушкуйников).

  3. Вачис

    Читать «до уровня защитников» — «до уровня защитника», а «был разбойников» — «был разбойник».

  4. Политики используют языческие святыни в в своих интересах. Но святыни всё-равно остаются народными!

  5. tymai

    Вачис еще пару лет и наш хренов Иоан это всеуслышанье скажет и осветит гору!

  6. Аноним

    Священнослужители РПЦ в своих мрачных черных одеяниях,убежденные в своей непогрешимости и правоте и так уже направо и налево «освящают» марийские святыни,родники и источники…По какому праву?На каком основании?

  7. Виктор

    Да пусть освещает. Бог у всех один. Только понятие и рассуждения о боге разные.

  8. Аноним

    Да Виктор ты не прав! Пусти козла в огород а церковника домой… ничегошеньки хорошего в этом нет!

Добавить комментарий для MariUverОтменить ответ