Марийский язык хранит знания о Вселенной

Совсем недавно увидела свет брошюра марийского жреца Виталия Танакова «Верьте живому слову. Марийский язык хранит знания о Вселенной».

В сборник включена глава из книги «Юлла» — «Язык», написанная в контексте размышления, обобщения и систематизации древних зананий о Боге – Юмо.

Стиль изложения больше ориентирован на раскрытие древней теософии – Юлла. Основой информации служат мифы, сказания, предания, молитвы (кумалтыш мут), обряды, жреческая династийная преемственность. «А главным наследием, откуда можно черпать знания, является марийский язык», — отмечает автор.

Безусловно, не следует считать «Верьте живому слову» научным трудом, но автор проделал громадную работу по изучению теософии в марийском языке. «С помощью языка, с помощью родного языка, его звукового информационного составляющего обеспечивается связь человека с энергетическим полем Юмо…».

Юлла – ведическая концепция видит Бога как Гармоничного Абсолюта – Единого Творца – Отца, способного наказать (страх) и поощрить (любовь), и человек является частью этого Абсолюта, а язык является средством общения между человеком и Богом.

В.Веэс

Фото: репродукция картины Измаила Ефимова «Священная роща», 1993

16 комментариев

Filed under Новости

16 responses to “Марийский язык хранит знания о Вселенной

  1. Аноним

    Где можно почитать эту брошюру?

  2. Лайд

    Могу помочь. Звоните по телефону 91-99-65 или / +7-902-671-99-65.
    Пишите на электронный адрес laid@nm.ru
    Без надобности не беспокоиться.

  3. Azim

    А я вот не понимаю, почему марийскую веру постоянно за уши притягивают к «ведической концепции». Мне кажется, это разные традиции, даже если они в чём-то и схожие. Кто-нибудь может объяснить?

  4. А Н О Н И М

    Так или иначе Марийская Традиционная вера нуждается в срочной реформации (коррекции), как в организационно-структурном плане, так и во внутренне-религиозным. Это можно назвать и обновлением.

    (обидеть или оскорбить данным коментарием — личным мнением никого не хотел)

    • ABTOXTOH

      Так или иначе Марийская Традиционная вера нуждается в срочной реформации (коррекции)
      Ага, даешь МТР инновацию, модификацию и модернизацию: в каждом кюсото WiMAX, каждому карту по суперкару. Жить в ногу со временем и народ потянется…

      У МТР сейчас положение в основном культурно-этнографическое(и в этом ее ценность и неповторимость ,мало кто серьезно принимает ее религиозную основу) любые обновления только испортят девственную чистоту марийской веры, пусть уж все остается на своих местах.»Корректируемых» религий на нашу шею итак хватает.

  5. Dyoko

    Индийская религия очень хорошо сохранилась,поэтому интересно сравнивать и находить общее,и реконструировать утерянное.
    Любая философия должна постоянно развиваться что бы соответствовать потребностям настоящей ситуации.При этом, конечно,сохраняя традицию.

  6. Опанас

    >девственную чистоту марийской веры

    Где Вы видели девственную чистую марийскую веру? МТР в современном виде скорректирована, додумана, частично реставрирована… Ничего плохого в этом не вижу. Почитайте современную Библию марийских язычников «Юмын йӱла» — язычество подогнали под «цивилизованные, популярные, мировые религии». Застеснялись слова «язычество» надо говорить «традиционалисты»… Учитывая, что марийцы – это смесь индоиранских и ФУ племен, то поиски корней на Востоке и в Индии вполне оправданы. Только не надо дело доводить до абсурда и комизма как с «Марийским календарем» и Новым годом весной. Все же Новый год у марийцев, как и других ФУгров был, в день зимнего солнцестояния, а не весеннего о чем говорит и слово Шорчол, Шартял и поздняя версия Шорыкйол. Надо писать теологические труды по марийскому язычеству, надо ее модернизировать, если мы хотим сохранить свою нацию. Извините, но язычество с молениями и жертвоприношениями раз-два в год уже не удовлетворяет большинство марийцев, особенно интеллигенцию. Нужны языческие молельные дома, нужно реставрировать и сдавать нечто Нео-Кугу Сорта. Иначе, марийские моления превратятся в нечто архаическое, музейное, сохранившиеся в современной жизни с участниками пожилыми и старыми людьми…

  7. А Н О Н И М

    «Нео-Кугу Сорта», «молельные дома», «теологические труды» и т.п. — всё это правильно. Интересно, где нибудь (на форумах, круглых столах, совещаниях, в общественных организациях и т.д.) — подымалась данная очень серьёзная и актальная тема?? Вообще широко ли живёт (хотя бы в головах) это направление в марийском обществе (интеллигенции)??

  8. Чирмишхан

    Проблема МТР в том, что у неё нет чётких догматов, т.е. принципов, которые определяют каждую религию. В каждом районе свои традиции. Есть безусловно славянское влияние, например:
    1. Раньше у мари праздничным днём всегда была пятница (Кугарня), сейчас все праздники сместили на субботу-воскресенье.
    2. Что за термин такой Свет Илян? Какой ещё Свет (!) может быть в марийском языке и тем более в древней марийской религии?
    3. Даже здесь в комментах полно идей по созданию «молельных домов», что как-то не согласуется сутью МТР в моём понимании.
    Я уважаю онаеҥов за их благие стремления изучить, объяснить и модернизировать МТР, но в их объяснениях (Юмын йўла, Онаеҥ ойла, Юлла) есть откровенные косяки, которые видно невооружённым глазом, а поттягивание к «ведической традиции» нисколько не украшает МТР, а наоборот унижает. Карты представляют будто ведическая традиция это круто, а у нас почти что ведическая вера. Сами свою веру в грязь затолкали (типа, наша вера, конечно, не оригинал, но с оригиналом общие черты есть…) К чему это всё?
    А что-за новая трактовка Агавайрема: ага – пространство, вайрем – творение??? Даже школьник знает, что Агавайрем – это праздник весенних полевых работ, где АГА – плуг, а ПАЙРЕМ (в слитных словах переход согласных – вайрем) – это праздник.
    АГА + ПАЙРЕМ = АГАВАЙРЕМ,
    КУДО + ПЕЧЕ = КУДЫВЕЧЕ,
    ПУНДЫШ + ПОҤГО = ПУНДЫШВОҤГО и т.п.
    Карты, похоже, сами запутались и людей за собой тянут.

    Надо просто откинуть всю шелуху и сформулировать единое видение, основанное на традиции, а не на домыслах.

    По поводу Нового года. Опанас, ты и сам прекрасно знаешь, что в формировании мари принимали участие иранские племена, это подтверждают и марийские предания, и анализ языка (http://www.nnov.org/Нижегородское_Поветлужье), и что корни весенного Нового года (Навруза) у мари растут из иранской составляющей. Вполне возможно, что впоследствии финно-угорская составляющая взяла верх при формировании традиции отмечания нового года, и он приурочился к зимнему солнцестоянию. Я согласен с тобой, что надо поддерживать финно-угорскую традицию.

    Ещё интересен вопрос о традиции похорон. Раньше в некоторых местах (а может быть и повсеместно?) похороны устраивались с песнями и плясками, праздновался переход души человека в духовный мир, в состояние бессмертия. Просьба не путать с русской традицией «хоронили тёщу — порвали два баяна». Как на это МТР смотрит сейчас?

  9. Опанас

    Что касается традиции похорон, то по марийским поверьям в течении 40 суток после смерти человека его душа гуляет среди близких в доме и поэтому его надо 40 дней кормить (сийлаш) и лишь потом она уходит в нечто лучшее. Думаю, похороны старого человека лучше все отображают традицию похорон. Когда умерла моя некрещеная бабушка, на похороны пришли ее подруги, знакомые, жители деревни. Вначале поплакали, погоревали, спели похоронные марийские песни – очень древний пласт марийского фольклора, песни глубоко философского характера, их просто так не поют (табу, можно накликать смерть). Потом пришедшие начали вспоминать случаи из ее жизни, в т.ч. и смешные, был и смех. Марийские похороны – конечно трагедия, грусть, как у всех народов (чем моложе умерший чем трагичнее), но в то же время и праздник души умершего, на который приходят души других умерших предков и их надо ублажить: напоить и накормить символически = сийлаш, устроить им праздник с песнями и плясками, дабы они не обиделись и в дальнейшем не тревожили родных и близких. В этом различие марийских похорон и для сторонних (русских и др. представителей западной культуры) это может показаться диким. Сорочины – последний праздник гулявшей среди нас души умершего, поминки по праздникам – праздник умерших душ предков, поэтому марийцы иногда устраивают песни и пляски, не от радости от того, что люди умерли, а от того чтобы умершие души не разозлились на живущих и не мстили. К тому же потусторонний мир у мари (финно-угров) – мир без проблем. Думаю, именно последний момент причина высокого процента самоубийств среди мари, удмуртов и др. финно-угров.

  10. Чирмишхан

    Спасибо, Опанас, доступно объяснил.

  11. Никитин С.П.

    Все четче проявляется тенденция среди «интеллигенции» мнение об «отсталости» марийских верований. Ее всячески упрощают и не допускают мысли о философской составляющей. Например «Шорчол» упростили до дебильного «Шорыкъол». И почему не может быть Ан*а парем»? Ведь «ан*а» — на уралмарийском диалекте — надел пашни, пашня. Т.е, окультуренное пространство, сотворенное пространство. Вполне возможно, что в средние века под влиянием «Акатуя» и «Сабантуя» название упростили. и подогнали под общепринятые. И «потусторонний мир у мари — мир без проблем» — притянуто к библейскому и мусульманскому Раю. У нас всегда говорили, что «вес ту*нчаште» пашамат ыштат, орланенат илат». И работают, и страдают за свои проступки на белом свете. Там не болеют, но рая у мари нет. Причина в самоубийствах не в том, что люди хотят на тот свет, потому что там рай. Не упрощайте пожалуйста.

    • Он

      Скоро будет всё. И не надо ничего придумывать. Колесо уже завертелось

  12. Аноним

    раньше черемисы поклонялись Керемет

    • Аноним

      У академика А.А.Зализняка на ютубе имеется лекция посвященная разбору письмён на бересте. Так вот при расшифровке этих писем Зализняк указал, что в некоторых письменах вместо буквицы «Ч» встречается буквица «К». Ну это примерно как в словах «Кол» и нужГол». И если мои рассуждения верны, то слово «черемис» можно читать как «кере мис», что созвучно слову Керемет.

Добавить комментарий для ABTOXTOHОтменить ответ