В Башкортостане появится первая марийская гимназия

В Башкортостане появится первая марийская гимназия. Открытие ее планируется в начале будущего учебного года на базе общеобразовательной школы в селе Чураево Мишкинского района.

Сейчас в районной администрации готовят документы на получение лицензии. Решение об открытии национальной марийской гимназии было принято в рамках республиканской программы сохранения и развития языков народов Республики Башкортостан. Планируется, что учиться здесь будут примерно 230 учеников.

В этой гимназии будет сделан дополнительный акцент на изучение марийского языка, культуры и литературы. Необходимую национальную литературу уже приобрели в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл.

Источник: Вести.Ru

97 комментариев

Filed under Новости

97 responses to “В Башкортостане появится первая марийская гимназия

  1. Tsikma

    Пиш яжо! Пӓшӓдӓ ашныжы!
    И в Марий Эл пора открывать марийские гимназии в каждом районном центре.

  2. Вачис

    почему не в райцентре? почему марийцев отправляют все дальше в леса, в отдаленные селения. почему, например, не в Бирске, Мишкино или Уфе? В Бирске столько марийцев, что можно открыть не одну гимназию. В райцентрах марийцев заманивают только или в лютеранскую церковь, или в РПЦ. Если хочешь молиться по марийским обычаям или в гимназию, то тогда, пожалуйста, езжай в Чураево или в ближайщий от райцентра в лес.

  3. Вачис

    В Чураево и без гимназии одни марийцы.

    • Аноним

      поэтому марийскую гимназию открывают в Чураево. марийская гимназия нужна детям, говорящим на марийском, а не обрусевшим городским марийцам.

  4. ПешСай

    Чисто как предположение..
    Может просто школы Бирска, Мишкино, и Уфы не проявили должной инициативы, а в Чураево такую инициативу проявили?

    • Вачис

      Чураево райцентр огыл, чтобы инциативу проявить. Чураево — глухая деревня на отшибе Мишкинского района. Все делается по инициативе главы Мишкинского района. А глава Мишкинского района без укзания Уфы там даже, мыйын кувай манмыла, шуран шанчашымат ок тарвате.
      В Чураево и так будут учить родной язык. Молодцы, Чураевцы. Это у них хорошо поставлены и есть там талантливые люди. А вот в Бирске,например, марийцам нет такой возможности, поэтому тут идет массовая руссификация марийцев. Я был бы очень рад если в Бирске открыли марийскую школу, чтобы в Бирске марийцы могли учить родной язык в школах, гимназиях наравне с русскими, башкирами и не принуждали здесь марийцев учить родной язык через всяких попов, включая лютеранов.

  5. Tsikma

    В открытии марийской гимназии в Чураево я вижу позитивное начало, потому что, насколько знаю это первая в мире марийская гимназия. Может я ошибаюсь. Есть еще где-нибудь другая марийская гимназия?

  6. Вачис

    «Решение об открытии национальной марийской гимназии было принято в рамках республиканской программы сохранения и развития языков народов Республики Башкортостан», потому-что в Чураево можно открыть эту гимназию почти-что не тратя бюджет РБ. А Бирске, например, требются значительные вложения. А кому хочется в Бирске тратиться на марийцев.

  7. Вачис

    требуются значительные вложения

  8. Эрыкан

    Открыть–то можно где–где угодно.А смысл? Я имею ввиду в достижении конечного результата.Здесь как раз все зависело от инициативы мишкинцев, и от того,где удобнее открыть и целесообразнее дальнейшее гиназическое развитие, в том числе и наличие основополагающей традиционной образовательной базы, квалифицированного, опытного кадрового корпуса в вопросах национального обучения.Мишкинцы сочли нужным открыть в Чураево, а не в райцентре.И правильно сделали, надеюсь, не ошиблись с выбором.А открыть в Уфе, в Бирске… Надо сначала проанализировать,взвесить все, и картина станет понятна,как ясный день.Главным условием здесь нужно считать активность самих марийцев, а не количественное их наличие в том или ином населенном пункте.В Бирске, например, есть педакадемия с марийским отделением.И что? Почему–то туда абитуриенты не рвутся,скорее,биряне побегут в лютерянскую церковь.А кто их заставляет?В административном порядке?НЕт уж, это их гражданская позиция или личные убеждения.Как–то вычитал в прессе, что в таком многомарийском городе Бирск газеты на родном языке выписывают всего лишь около 30 человек.Если нет языковой среды, то какой смысл открывать марийскую гимназию? Чтобы загубить?

    • Вачис

      заработало бы марийское отделение в педакадемии если в Бирске, Мишкино,Уфе, Калтасы, Нефтекамске, Благовощенске и в деревнях были марийские школы

    • Вачис

      Разбрасывать имеющиеся в «наличие основополагающей традиционной образовательной базы, квалифицированного, опытного кадрового корпуса в вопросах национального обучения» в периферию от райцентра,от городов(подальше от цивилизации), когда уже марийцы почувствовали вкус цивилизации в городах и райцентрах — это попытка обратно затащить марийцев в пещерный образ жизни. Вот именно этого старается достичь, например, администрация Бирского района т.е не дать объединиться марийцам в Бирске по национальным и по традиционным религиозным признакам вплоть до того, чтобы они организованно не могли учить родной язык или учиться на родном языке. Если бы марийцы смогли объединиться в Бирске хотябы под флагом традиционной религии, то представляли бы значительную силу. Тогда бы точно администрация Бирска в каждом квартале Бирска открыла бы марийскую школу.

  9. Вачис

    мариувер, почему меня банишь — не печатаешь мои комменты?

  10. Вачис

    Чураево райцентр огыл, чтобы инциативу проявить. Чураево – глухая деревня на отшибе Мишкинского района. Все делается по инициативе главы Мишкинского района. А глава Мишкинского района без указания Уфы там даже, мыйын кувай манмыла, шуран шанчашымат ок тарвате.
    В Чураево и так будут учить родной язык. Молодцы, Чураевцы. Это у них хорошо поставлено и есть там талантливые люди. А вот в Бирске,например, марийцам нет такой возможности, поэтому тут идет массовая руссификация марийцев. Я был бы очень рад если в Бирске открыли марийскую школу, чтобы в Бирске марийцы могли учить родной язык в школах, гимназиях наравне с русскими, башкирами и не принуждали здесь марийцев учить родной язык через всяких попов, включая лютеранов.
    «Решение об открытии национальной марийской гимназии было принято в рамках республиканской программы сохранения и развития языков народов Республики Башкортостан», потому-что в Чураево можно открыть эту гимназию почти — что не тратя бюджет РБ. А в Бирске, например, требуются значительные вложения. А кому хочется в Бирске тратиться на марийцев.

    • Ольга

      Вачис:Чураево – глухая деревня на отшибе Мишкинского района. Почему так грубо. Если бы Чураево — это было глухой деревней, вы думаете, кто-то вздумал бы основывать там марийскую гимназию. Чураево — это то место, где ценности народа мари не теряются, где язык уважают и ценят, развивают, именно поэтому СЕЛО ЧУРАЕВО выбрано местом для гимназии, а не город Бирск или Мишкино, где нет такого отношения к этому языку!

      • палыше

        Но несмотря на это все чураевские «продвинутые» переехали в Бирск и живут в «Дубках», «Солнечном», водят своих детей в русскую гимназию и лютеранскую церковь)

  11. эрыкан

    Мне близки и понятны переживания Вачиса за развитие национальных языка и культуры.Но мне кажется,у него эмоциональные составляющие преобладают больше,чем владение практической ситуацией.Идея создания марийской гимназии давно вынашивалась (не только вынашивалась,а пробивалась годами,обсуждали и на уровне общественности на заседаниях и собраниях при марийскои иторико-культурном центре «Мишкино» с участием представителей из других районов компактного проживания марийцев),первоначально предусматривали открыть ее в райцентре.Эта инициатива пробивалась в свет с переменными успехами.Но,взвесив все «за» и «против», когда дали «добро», решили обосновать гимназию все-таки в Чураево.Это не закуток и не окраина,а базовая республиканская школа по обучению марийскому языку,исторически и традиционно сильная,к тому же родина классика марийской литературы Я.Ялкайна.Важно то,что лед тронулся и будет первая марийская гимназия. А с затратами или без… Неправильная трактовка.Затраты предстоят, да еще какие.Старая Чураевская школа (в буквальном смысле,если иметь ввиду состояние его здания),знаменитая своими выпускниками не только в нашей стране,но и за рубежом(в Сорбонне,например, преподает одна из них — О.Д.Ерусланова),давно заслуживает,чтобы ее обустроили и создали условия обучения, соответствующие современным требованиям.Заместитель командующего дальневосточного военного округа генерал Шамшиев В.А. — тоже выпускник этой школы,кстати, свободно владеет и, не стесняясь,разговаривает на родном языке.А сколько знаменитых спортсменов, научных. сельскохозяйственных и других деятелей с учеными степенями ,известных марийских писателей,поэтов,артистов и других выпустила на широкую дорогу эта школа!Сколько медалистов-отличников вырастила!Всех не перечесть.Надо просто вдуматься, сесть и изучить,в чем кроется феномен данной школы и потенцила ее педколлектива,который силен своей преемственностью и великолепными традициями.
    Само по себе открытие марийской школы — это не панацея от всяких бед и влияний. Цепь рвется там,где звено слабое.Чтобы оно не рвалось в Бирске,надо работать с со своим народом.Нельзя человека огульно охаивать или очернять за выбор того или иного вероисповедания,каждый имеет право свободного выбора.Законом не запрещается.А вот другое дело,когда убеждение формируется под влиянием каких-то течений,сил воздействия и т.д.Здесь тоже зубоскальством не поможешь.Значит,лютеранцы у вас работают лучше,формы воздействия на умы марийцев более привлекательны.Они умны и образованны.Значит,надо брать с них пример и учиться у них, использовать их методологию для того,чтобы отыскать ключ к разгадке познания души марийской.Почему к ним идут марийцы именно в Бирске?Значит, слабо поставлена просветительско-пропагандистская работа в вашем регионе по приобщению к национально-культурным и традиционным духовным ценностям среди марийцев. Язычество тоже не должно находиться в залежалом состоянии,оно нуждается в развитии,продвижении,пропаганде и применении.Обсуждением и ругательством только этому не поможешь.Для этого требуется умный,грамотный,образованный,авторитетный духовный лидер.И не один.Свои просветители нужны,ходоки в народ.А кто этим должен заниматься? Пришлый дядя? Вот-вот, они и пришли, нащупали…Были же попытки лютеранцев и в других районах и городах республики привлечь марийцев к себе под видом финно-угорских родственников. Не получилось.Не прижилось.Потом переметнулись в Бирск.Там и освоились.Выводы сделайте сами.Зри в корень,говорят в таких случаях.

    • Вачис

      В Бирске тоже такая политика, типа того — организуйте свое марийское где угодно, но только не в Бирске. Например, не выделили место для проведения обрядов традиционной религии. Мол, если хотите молиться, разбегайтесь по своим деревням ( кусотыш), только не в городе.
      Кстати, моими учителями в нашей деревне с 5 по 8 класс были чураевцы: Ибраев Б.И. и Ибраева А.Г. Ибраева А.Г. была даже классным руководителем. Я сейчас нахожусь в Бирске, могу пообщаться на эту тему даже при встрече. Если, Эрыкан, Вы из Чураево, то передайте от меня привет моим учителям. Скажите, что от Вачиса. Они меня по этому имени и знают.

    • Вачис

      Как бы не говорили, я считаю, что надо открыть гимназию в Бирске и не одну. Ведь уважаемый Я. Ялкайн тоже в 1920-24 годах учился в специально созданном тогдашнем для марийцев педакадемии Бирска (тогда педтехникум). Начиная с 1917 и в последующие годы именно в Бирске были раскрыты таланты среди марийской интеллигентции. Наверное, Ваш знаменитый командир Шамшиев тоже учился в Бирске.

  12. Вачис

    Я не студент первого курса, чтобы тут писать такие длинные рефераты. Я, например, не отправлю из Бирска своего ребенка в Чураево, чтобы учить его там в марийской гимназии. Наоборот, уже пол-Чураево живут в Бирске или в Уфе. Там, наверное, одни пенсионеры. Честно говоря, я за свою жизнь ни разу не был в Чураево, потому-что деревня стоит на отшибе от цивилизации и неудобная транспортная схема. Для меня даже Красный Холм или Калтаса, даже Нефтекамск — глухомань. Не представляю, как можно там жить.

    • Эрыкан

      Каждый кулик хвалит свое болото.А что дальше болота, для него это – глухомань,потому что не видел.

      • Аноним

        не возражаю…

        • kulbestan

          Я тоже не возражаю

          • Игорь Изерге

            Вачис, тый кутырет тыгелай пуйто ик книгам лудынат да шкендым чыла палме гай ончыктет. ойлымет почела тый ни Чорайыште, ни Нефтекамскийыште лийын отыл. Мишканым ойлет. тый палет Мишканыш пураш лиеш, но лекташ ок лий. шонем тушто илет гын, мутемым умылшаш улат. Глухомань шотышто, тый шке глухомань улат. Тыге ойлыметлан кучен кыраш веле кодеш ласа

    • Аноним

      жизнь заставит не на таком отшибе будешь жить

      • не заставит

        Прошли те времена, когда жизнь заставляла. Даже паралимпийский чемпион Кирилл Михайлов бросил свой Мишкан и давно в Бирск переехал и дети у него в русской гимназии учатся, а Чураевские — в мкр. «Солнечный» и «Дубки»)).

  13. Ирина

    я считаю что учить марийский язык это глупо, учишь в школе марийский язык, а аттестат о среднем образовании дают ученикам такой же кто не учит родной язык, так зачем пудрить мозги ученикам? мне жаль мою дочь которую заставляют учить марийский язык, все должно быть добровольным, хочешь учи родной язык, хочешь русский. Марийский язык как и все родные до порога, а потом все разговаривают на русском, кто хорошо, кто с обалденным акцентом. И в глухомани нечего заставлять учить родные языки. Правильно поступают наши чиновники, которые попусту не тратят бюджетные деньги на родные языки, давно пора тратить деньги на обучение информационных технологий, вот в изучении компьютеров у нас действительно глухомань. Нет ни интерактивных досок и учителя компьютеры используют как печатные машинки, для распечатывания своих отчетов. Пусть со мной не соглашаются многие марийцы, но я по своему права и меня не переубедить. Вот бы написать матьки учеников, в том числе и моей дочери которые они направляют в адрес тех кто придумал учить родные языки. Чтобы знать хорошо русский язык надо учить не родной, а отправлять учить русский.

    • Чирмишхан

      Глупая ты баба!

      • Эрыкан

        Действительно,глупая. Если тебе суждено родиться редькой, то стремись к тому, чтобы вырастить из себя сортовую особь, чтобы тебе, твоему вкусу радовались те , кому ты предназначена своим рождением. А пытаться стать похожим на скороспелый помидор, привлекательный и соблазнительный по внешнему виду, может привести к тому, что и редькой настоящей не станешь, а просто посредственностью типа хрена… К сожалению, хрен редьки не слаще. Но помидором все равно не станешь. Не дано природой и Богом. Так что занимайтесь оздоровлением, укреплением и развитием своего рода, только так можно заслужить уважения не только в своей среде, но и со стороны другого народа. Этим будете привлекательны для всех.

        • Встану на защиту женщины (мне все равно, а ей приятно 🙂 )
          Она не глупая, а дальновидная. Хоть вы абрикос, слива или томат ))))), или другой овощь (я прям тащщщщщусь от сравнений на сельхозтематику), хочется жiть нормально. А для этого нужно что-то делать, добрый дядя не придет, ничего просто так не даст.
          И если у ребенка в школе есть выбор — изучать марийский язык или английский, даже выбора не стоит.
          Уважение можно заслужить не развитием своего рода, до этого всем паралельно. Уважение достигается трудом и не нужно путать теплое с мягким.

  14. Диана

    Во-первых, Вачис, если вы считаете, что Нефтекамск — это глухомань, то вы глубоко заблуждаетесь. Вообще-то, в Нефтекамске проживает самое большое количество марийцев по сравнению с другими городами РБ. А Мишкинский район самый «марийский» район РБ. И во-вторых, почему вы говорите, что в Чураево живут только пенсионеры, раз никогда здесь не были?

    • йынаулмари

      Нефтекамск глухомань — это точно: неудобная автотранспортная схема, самолеты туда не летают, поезда не ходят, ближаюшие жд станции от Нефтекамска — это Карманово и Янаул, где даже пассажирские поезда как-будто нехотя останавливаются, где-то минут на две, а в соседних станциях, в маленькой «Камбарке» (Удмуртия) или «Куеде»(Пермский край) поезда стоят по два часа.

      • Вячеслав

        Вахтовики-марийцы постоянно жалуются, что билет на поезд Казань-Новый Уренгой из Янаула невозможно купить и что их заставляют купить билет на маршрут Вятские Поляны — Новый Уренгой с посадкой в Янауле.

  15. Диана

    Вачис, языком чесать и я умею.

  16. Ольга

    Вачис: Чураево – глухая деревня на отшибе Мишкинского района????? почему так грубо? если бы Чураево была бы глухой деревней, то вряд ли кто-то тут собирался бы основывать гимназию. Вы хоть раз там были? В глухомани, на отшибе Мишкинского района? И, Ирина, вы не правы! Почему учить марийский язык — это глупо? Знать родной язык — это не пудрить мозги. Если отношение самих марийцев к своему языку будет подобным, то кем же они тогда будут? Русскими? Башкирами? Потому что живут в Росии в РБ? Нет, конечно же!А что будет с языком? Он пропадёт и все рукой махнут, потому что марийский язык не такой важный или я бы сказала «неизвестный» в России, в мире. Каждый должен знать свой родной язык! Хотя бы из интереса, из уважения к родителям и предкам! А к аттестату это никакого отношения иметь не должно, это относится только к человеку! Говорит человек с акцентом на русском или нет: этом тоже нет вины родного языка, потому что он обязателен в любом случае. Кому надо, тот и без акцента и, при этом отлично зная родной язык, научится говорить! Читайте книги! Если учить марийским даже марийцам не надо, тогда давайте башкиры не будут учить башкирский, татары — татарский,чуваши — чувашский и т.д…. Будет по-честному! Только вряд ли на это согласятся! С таким грубым безразличием, Вачис, Ирина, вы смеете критиковать народ мари… Чем он заслужил такое отношение……..

  17. Вачис, почему так грубо?Как вы смете так говорнить?! Вы хоть раз были в Чураево? В Чураево уважают марийский язык, здесь небезразлична судьба этого языка, именно поэтому Чураево выбрано местом для гимназии, а не в Бирске или в Мишкино, где нет такого отношения!

  18. Ольга.

    Полностью согласна с Дианой!!! Вачис, если вы давно не были в Чураево — не надо делать поспешных выводов, что Чураево -«это глухая деревня на отшибе Мишкинского района». Сейчас Чураево Растет с каждым годом!!!! И строяться молодые семьи!!! И школа наша одна из сильнейших в районе.

  19. Аликсендер

    И всё же, вопрос: В чём, конкретно, будет выражаться «дополнительный акцент на изучении марийского языка, культуры и литературы» (сколько часов в неделю — на язык, литературу, культуру) ?
    Вообще-то, национальной есть какие-то основания называть гимназию только при условии преподавания хотя бы нескольких предметов (не только марийского языка в качестве предмета преподавания) на марийском языке. А если точнее, такие школы называют двуязычными, но не «национальными»: двуязычные школы не дотягивают до статуса «национальное учебное заведение», ибо задача двуязычных школ определяется адекватно и честно: необходимостью погружения в миноритарный язык в условиях доминирования мажоритарного языка. Т. е. в данном случае — подмена понятий. Людям, чесным, смотреть бы правде в глаза, называть бы вещи своими именами… К стати, такая же «национальная» гимназия, к сожалению, и в столице Марий Эл…

  20. Эрвий

    Вачис шкенжын репертуарыштыже…))) Кö вара мешатла Бирскыште почаш? Значит, иктат тыгай сомыл дене лектын огыл! Тиде йодышым шкендан верысе марий-влаклан шынде! А Чураев школышто туныктышо-влак чылтак молодеч улыт — кертыныт! Пашашт ушнен шогыжо, кугешнена тендан дене! ))) Умбакыже келгындарен пашам ыштат гын, марий йылме дене предмет-влакымат туныкташ лиеш, 11 класс марте. Тем более, Чураевыште марий гимназийым почыт гын, Пӱрӧ да моло марий-влакланат куштылгырак лиеш варажым почаш…

  21. Tsikma

    Нужно ли учить марийский язык в школах. Ответ однозначно: нужно и для этого государство должно помогать миллиардами, а не подбрасывть мизерные суммы на преподавание нерусских языков. Почему: в России сейчас модно во всех невзгодах ругать Америку и английский язык, типа: «караул! Американцы наступают! Караул нас осаждают англицизмы!» А в самом деле мы даже не замечаем какими семимильными шагами по РФ идет процесс русификации. На государственном уровне, это называется перекладывать проблемы национального вектора не во внутрь государства, а на внешнего врага. Марийцы и все нерусские Российской Империи посмотрите на действительность! Любите и берегите каждый свой язык как зеницу ока. А для размышлени приведу в пример слова одной обрусевшей дамочки по происхождению с Украины, и живущей ныне в Эстонии: «Почему эти эстонцы хотят говорить на родном? Почему все нерусские России хотят учить родные языки? Почему вообще мир не говорит только на русском? Если бы все говорили по-русски, было бы так приятно чувствоать русской везде.» И в то же время против таких сумасшедших бредней дамочки выступила сама ее дочь: «Что ты мама, такие глупости говоришь?» Так что у каждого народа, наверно, есть такие люди как эта дамочка и как Ирина. Опасно в том, когда такие мысли приобретают характер массового психоза.

  22. Том Круз

    Нужно ли учить марийский язык в школах. Ответ однозначно: нужно и для этого государство должно помогать миллиардами, а не подбрасывть мизерные суммы на преподавание нерусских языков.
    ———————————————————————————————-
    А кто именно возложил такой «долг» на государство? И еще. Государство понятие очень широкое, государство состоит из множества элементов. Например, есть федеральная власть, есть региональная, есть муниципальная власть и органы местного самоуправления. Кто именно «должен помогать миллиардами»?
    Вопрос второй. Может быть в подтверждение своего тезиса Tsikma приведет пример того, как эта помощь осуществляется в мире? Например как в США поддерживали индейцев или как в прибалтике поддерживают русские школы (их ведь там уже явное меньшинство).
    Фактически ведь все государства в мире многонациональные. Наберите в поисковике что-то вроде «многонациональные страны зарубежной европы» и вы увидите, что это именно так.
    Tsikma, по моему, хочет даже больше от государства, нежели дают в других странах, когда пишет, что «государство должно помогать миллиардами». В США, например, федеральная власть не только не дает миллиарды на поддержку национальных школ, там вообще образование платное, ровно как и медицина и другие услуги государства. Зато федеральная власть в США дает почти триллион долларов в год на национальную оборону. Вот это факт! Те, кто не доверяет мне, загляните на sipri.org

  23. Tsikma

    Том Круз-лан.
    В РФ когда нужно смотрят «Вот в Америке так!»: а когда надо «Вот в Европе так!», как бы ублажая себя, лишь бы ничего не делать во благо национальных меньшинств своей Империи. Том Круз национальная политика в Европейских странах очень отличается от национальной политики Америки. Например, во всех Европейских странах действует хпотия и закон о региональных языках. (РФ до сих пор не ратифицировала этот закон). Том Круиз зхотел конкретики о государственных миллиардах, пожалуйста, посмотрите пример саамов, живущих в Норвегии, Финляндии и Швеции. Их численность ок. 70 000 чел. и как у них поставлено политическое, экономическое, культурное-языковое регулирование и планирование. Какиое у них законодательство в пользу саамов. У них есть Верховный Орган- Парламент саамского народа. У саамов есть своя школьная система от детского сада до вуза. Они имеют право получать высшее образование на родном языке, у них есть ТВ, Радио, газеты, выпускается множество книг и они свободно могут выражать свое мнение на родном языке на разных уровнях, начиная с местного, кончая государственным или Европейском. У саамов за последние годы стала выше степень самоуважения себя как народа. Саамы такжы живут в РФ (Мурманская обл) (их всего ок. 5000 чел,), но они настолько унижены и оскорблены русскими чиновниками и российскими законами, что каждое любое стремление высказать свой голос в защиту родной культуры и языка у этих русских чиновников вызывает страх и какую-то фобию. Но российские саамы же, в отличие от марийцев, в последние годы намного продвинулись вперед в отношении лоббировния своих национальных интересов.

    В отношении русских Латвии? Том Круз, чтобы выражать мысль о положении русскоязычных гражданах Латвии вы хоть соизволили съездить туда и воочию убедиться «все ли правда, что пишет путинская пропаганда о русских Латвии?» В Латвии функционируют русскоязычные школы, в Марий Эл же, нет ни одной марийской школы подобного типа, какие есть русские школы в Латвии. В Латвии русские представлены в Правительстве большим составом министров. В Марий Эл в Правительстве сколько министров?

  24. Tsikma

    хпотия, извините за опечаток — нужно читать «хартия»

  25. Том Круз

    Уважаемый Tsikma! Я читаю ваши комменатрии на этом сервере. Поймите, что я желаю марийскому народу добра и только добра. И полгаю, что вы неправы в том, что ставите язык выше экономики. Полагаю, что народ, проживающий на территории Марий Эл был бы гораздо больше счастлив, если бы имел работу, доход на уровне хотя бы в тысяч 20…30 в месяц, и уверенность в завтрашнем дне. Полагаю, что и вы хотите только добра марийскому народу, но понимание о том, как решать проблемы марийского народа, к сожалению у нас отличаются. Если бы у марийцев, проживающих на селе была бы работа, то молодежь бы и женилась и рожала детей, и воспроизводство марийцев на территории Марий Эл было бы на достаточном уровне. В общем я считаю, что решение проблемы коренного народа лежит в плоскости экономики и решении социально-экономических проблем.
    Цашан лида!

  26. Tsikma

    Том Круз. Иктӹм ам ынгылы. Самое изначальное для любого народа, живи они как норвежцы и швейцарцы в очень богатом обществе так и для марийцев, живущих при ньюколониальном обществе самым сакральным элементом и символом народа является народ. Да, я хочу чтобы марийцы жили достойно, и под этим прежде всего я понимаю что наш язык, наша культура, наша литература были уважаемы сейачс, сегодня, а не через какие-то годы, когда экономика будет развиваться будет стабильно. Этими обещаниями нас уже кормят в течение всего периода правления Маркелова. Том Круз, представтье себе марийский народ через 20-30 лет, живущий благосостоятельнее, но не знающий своего языка. Как можно назвать этот народ? Каждый имеет право говорить или не говорить на родном языке, но нельзя постоянно делать прессинг на марийский язык. Нужно ему дать развиваться, а не поворачиваться к нему спиной, т.е. нам к самому себе.

  27. Аликсендер

    Том Крузе не желает марийскому народу добра, ставя экономику выше языка (а значит и культуры: язык — код культуры):
    Попробуйте поставить экономику «выше» русского языка, культуры… Законы выживаемости для всех языков одни.
    Нельзя так ставить вопрос: «или — или». Так у людей не бывает. Это всё равно, что задаться вопросом: «что «выше» — желудок или мозги в черепной коробке ?»…
    Понятно, кто склонен «валить в кучу», осуществлять подмену понятий, например: автохтоны — диаспорные национальные меньшинства (к примеру: мари — в Марий Эл, русские — в Прибалтике).
    Том Круз желал бы, чтобы мари в Марий Эл «обогатились» опытом индейцев в отдельных штатах США ?.. Понятен американизм нынешней власти России в её проектах устранения национально-территориальных автономий. Не понятно такое «желание добра» марийскому народу со стороны Тома Крузе.
    Если мы говорим о федерализме в связи с «желанием добра для марийского народа», других «инородцев» в своей стране, имеет смысл обратить внимание на Швейцарскую федерацию (в недавнем прошлом — конфедерацию) — феномен выживаемости миноритарных языков, культур в этой федерации. Так вот в вопросе выживаемости в РФ — по сравнению со Швейцарией — всё ровным счетом наоборот. В Швейцарии принцип территориальности для носителей языка соблюдается. Рето-романский язык в одном из кантонов существует в пяти диалектах, и все пять финансируются, изучаются, живут, на них общаются. Но это «фантастика» в условиях РФ…
    В РФ осуществляются попытки устранения принципа территориальности, ссылаясь на пагубность (а не вынужденность, как это было на самом деле) «большевизма» по сравнению с благостным американизмом.

  28. Том Круз

    To Аликсендер
    17.03.2012 в 18:54
    В Швейцарии принцип территориальности для носителей языка соблюдается. Рето-романский язык в одном из кантонов существует в пяти диалектах, и все пять финансируются, изучаются, живут, на них общаются.
    ———————————————————————————————
    О практической значимости и актуальности таких исследований для самих ученых никто не спорит. Еще бы. Такие деньги осваиваются!

    Но вот остается вопрос: в чем же заключается актуальность, новизна и практическая значимость таких исследований для налогоплательщиков, то есть простых смертных и для государства?

    Или же у простых смертных больше проблем не осталось? А государству больше денег девать некуда?

    Например, если государство финансирует какие то проекты, связанные с медициной — это я понимаю. Все мы болеем, стареем, есть очень много проблем, которые не по зубам современной медицине.

    Оснащение современной медицинской техникой медицинских учреждений — тоже очень актуальная тема и практически значимая.

    Ремонт дорог, школ, медицинских учреждений тоже понятно. Поиск альтернативных источников энергии, топлив, разработка реакторов нового поколения, исследование процессов, происходящих внутри Земли — тоже тема понятная. Эти процессы влияют на землетрясения, активность вулканов и т.д.

    Исследования в области гиперзвуковых течений, создание гиперзвуковых аэродинамических труб тоже имеет большое практическое значение. Трудно с этим не согласиться. На замену носителям на твердотопливных ракетных двигателях могут прийти гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели, что перевернет технологию по запуску искусственных спутников Земли. А это снизит и стоимость запусков, и позволит запустить в космос и спутники связи и метеоспутники и спутники слежения.

    У меня возникает вопрос. Чего хотят добиться (кроме бюджетных денег) те, кто заявляет, что нужно изучать языки, поддерживать на должном уровне, пишут о равноправии языков. Какова практическая значимость громких заявлений о том, что марийский язык ущемляется?

  29. Пурлакид эрге

    Том Круз! Вы считаете, что нужно вкладывать деньги в технику, строить дороги, осваивать гиперпространства, гипердвигатели, ракеты, космос…А как же музыка? А как же поэзия, литература, язык? Кто мы без языка? Ведь, без языка не будет ни дорог, ни машин, ни ракет. Без языка не будет у нас гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей и никто не перевернет технологию по запуску искусственных спутников Земли. В Библии сказано, что сначала появилось СЛОВО, а потом — все остальное.

    • Э… По вашему, государство должно спонсировать музыку, литературу и другую подобную гуманитарию? Зачем?
      Писатель должен (капитан очевидность в курсе) писать, композитор — сочинять, скрипач — пилить на скрипке. За это они должны получать деньги. С продаж книг, билетов на концерты и т.д. Рыночные отношения в действии.
      В Библии тоже много другого сказано, но как раз чтобы жить нормально — нужно прежде всего «все остальное».

      • Пурлакид эрге

        Если у вас не будет головы — зачем вам «все остальное»?

        • Хы-хы. Ви таки реально отвечаете вопросом на вопрос?
          У нас так заведено, что люди считают, что государство им что-то постоянно должно. Хотите культуру — развивайте её, поддержку нац.языка — сами его поддерживайте. Правильно, стоять с протянутой рукой — вам не нравится, оттуда и общее количество возмущений.

          • Пурлакид эрге

            Я работаю и хорошо работаю. Я не стою с протянутой рукой, а вот ви со своими жуликоватыми руками лезете каждому в карман. Ти залез в мой карман, в карман марийца, в карман коми, в карман алтайца, в карман ненца… Ти ограбил нас, ти украл и пастраил десять церквей. Ти вор, жулик и бандит.

  30. Том Круз

    Ведь, без языка не будет ни дорог, ни машин, ни ракет. Без языка не будет у нас гиперзвуковых воздушно-реактивных двигателей и никто не перевернет технологию по запуску искусственных спутников Земли. В Библии сказано, что сначала появилось СЛОВО, а потом – все остальное.
    ———————————————————————————————
    Первое. Это — голословное утверждение. Это надо обосновать!
    Второе. Если речь идет про язык, то возникает вопрос — без какого языка не будет ни дорог, ни машин, ни ракет?
    Третье. Для вашего сведения. Большая часть научно-технической литературы, экономических идей, медицинская литература, и другие прогрессивные идеи публикуются на английском языке. И немцы, и японцы, и китайцы, и русские публикуют свои материалы в журналах на английском языке. И инженеры и технические работники вполне успешно эти иди понимают и претворяют в жизнь. Конечно, есть информация зыкрытого характера, и технологии двойного назначения, о которых не пишут инженры в открытом виде и открытых изданиях. Но это — другая история.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для определенного круга лиц, в основном интеллигенции, тех, кто пытается почерпнуть передовые идеи и ознакомиться с материалами в оригинале, знание английского языка имеет практическое значение.
    Для работников сельского хозяйства, водителей, трактористов, продавщиц знание английского языка не имеет никакого значения. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока Россия не вступила в ВТО.

    Опять же остается вопрос. На каком основании сделан вывод о том, что марийский язык имеет большое практическое значение? Вопрос второй. Для кого именно марийский язык имеет большое практическое значение? И третье. Где нормальное обоснование этих тезисов, а не голословное утверждение?

    • Пурлакид эрге

      У меня нет времени отвечать на ваши глупости, но хотя бы на – «Первое. Это – голословное утверждение. Это надо обосновать!» – отвечу. Есть очевидные вещи. Например, я утверждаю, что Земля круглая. Мне обосновать мое голословное утверждение? Или вы считаете, что Земля лежит на трех китах? В древние времена жили обезьяны. Много различных групп обезьян. И вот в одной группе по каким-то причинам обезьяны стали меж собой общаться с помощью слов. Появился язык, язык общения. И эта группа в своем развитии обогнала другие группы и превратилась в людей. Мне обосновать мое утверждение?

      • То Библия у вас, то Дарвин. Вы таки определитесь. ))))

        • Пурлакид эрге

          Нет такой необходимости. У каждого человека в библиотеке должны стоять Библия, Дарвин, Толстой, Пушкин, Чавайн, Колумб…А вы, значит, определились. И какая книга у вас есть?

      • Том Круз

        Пока что марийцы не обогнали очень много народностей. Например японцы ушли гораздо дальше в развитии технологий, страны азиатско-тихоокеанского региона клепают электронику как пирожки, в США, Германии, Японии автопром выпускает столько автомобилей, что вам даже и не снилось. И самое интересное — они вообще не знают марийский язык.
        Я вообще не имею ничего против марийского языка, я только за. Но я абсолютно не понимаю, почему на реализацию чьих то фантастических проектов и желаний налогоплательщики должны платить свои налоги.
        Изучайте тихо и спокойно, но не бурчите.
        Иначе кто-то будет требовать денег у Кремля на изучение марийского языка, кто-то будет требовать деньги на изучение бабочек, кто-то на изучение комариков, кто-то на изучение птичек, кто-то на изучение физико-химических процессов в пищеварительной системе в ночное время своей жены. Как будто бы федеральный бюджет — это бездонная бочка.

  31. Tsikma

    Том Круз. Ваши выступления против сарийского, а ровно против любого нерусского языка должны получить отпор со стороны интеллекталов. Прежде всего, посмотрите международные законы о языках, где написано, что все языки для мирового сообщества являются равными и ценными.

    • Том Круз

      Том Круз. Ваши выступления против Марийского, а ровно против любого нерусского языка должны получить отпор со стороны интеллекталов. Прежде всего, посмотрите международные законы о языках, где написано, что все языки для мирового сообщества являются равными и ценными.
      ——————————————————————————————-
      А никто и не говорит, что марийский язык не представляет ценности абсолютно. Просто-напросто представления о ценности у всех разные. Например, для какого-то нумизмата медная монета номиналом в 10 пенни, выпущенная при Александре 2 в 1876 году имеет огромную ценность. А для меня та же самая монета не имеет никакой практической ценности.

      Для какого-то филателиста коллекция марок может быть бесценна, а для кого-то эта коллекция марок — мусор.

      Для кого-то какой нить журнал, тем более на английском языке, возможно не имеет никакой практической ценности. А в этом журнале, возможно, опубликовано решение, над которой бились ученые всего мира на протяжении нескольких десятков лет.

      Я хочу сказать следующее.
      Во-первых, понятие ценности — категория весьма субъективная.

      Второе. В законах, тем более международных законах может быть написано много хорошего. Но это не означает, что все эти законы работают идеально во всех странах одинаково.

      Например, многие демократические страны, указывая на проблемы с демократией в России, в упор не видят проблемы с демократией в Ираке, Афганистане, Югославии, Ливии и других странах, где побывали наши самые большие «демократизаторы» в мире.

      Третье. Приняв красивые законы о языках и прописав, что все языки для мирового сообщества являются равными и ценными, ряд стран, и главным образом блюстители демократии не собираются исполнять даже в малейшей степени этот закон о языках.

      Например, в ряде стран Прибалтики, похоже, не считают, что русский язык настолько же ценен и равен по статусу их своим прибалтийским языкам.

      К сожалению, многие очень красивые законы носят декларативный характер. Кроме того, принимая красивые законы, следовало бы подумать этим международным деятелям об их финансовом обеспечении.

      Ато получается очень некрасиво со стороны таких международных деятелей. Красивые законы принимают они, а финансовое обеспечение этих законов пытаются свалить на Правительство России.

      Я тоже так могу. Напечатать на принтере какой нить указ или Постановление, что дескать Сидоров Иван Николаевич должен купить своему старшему сыну три кило Щеколаду. И пусть исполняет Сидоров Иван Николаевич мое Постановление.

      Не исполнит мое Постановление — обзову его негодяем. А если исполнит и прогнется, то на следующий раз придумаю еще что-нить круче.

      Если же серьезнее, то все такие инициативы со стороны международных и общественных организаций есть не что иное, как непрямое вмешательство во внутренние дела России

  32. Tsikma

    «сарийского» — нужно читать марийского

    • На заборах тоже много чего написано… Хотите поспорить, что все языки «равные»?

  33. Аликсендер

    Хамство, свинство и тупость (в том числе, эмоциональная)
    не предполагают способности «нормального» обоснования тезисов.
    С таким «набором», «если серьёзно», не полимизируют.
    Апологетам провластных «внутренних дел» ничего доказывать
    не следует, ибо именно такой «набор» качеств предполагает
    такую же «аргументацию».
    «Аргумент» «непрактичности» марийского языка, предъявление «альтернативы»: или язык (естественно, марийский… не русский же, в самом деле) — или дороги, машины, ракеты… обращает наше внимание на особенности языковой, культурной, экономической политики государства российского. Невитиеватые (несмотря на многословие) томы крузы переизлалагают эту политику на «нормальный» (в понимании «технологов» — «грамотеев») язык, расчитанный на таких же «грамотеев».

    В ответ на «аргументацию» «грамотеев» от «технологии» полезно ознакомиться с докладом Президента Международной ассоциации центров исследования федерализма», Рональда Л. Уоттса:
    «Функцией федерации является не устранение внутренних различий, а скорее, наоборот, сохранение региональной самобытности в пределах единой государственной системы».
    «Практика большинства МНОГОКУЛЬТУРНЫХ федераций убеждают нас в необходимости признания официальными языков национальных меньшинств, обеспечения конституциональных и ПОЛИТИЧЕСКИХ гарантий защиты ГРУППОВЫХ и индивидуальных прав от дискриминации».
    Ибо «Попытки навязывания федерации унитарной модели государственного управления доказала свою несостоятельность…
    Необходима стратегия, которая сочетает в себе как меры, направленные на поддержание лояльности к федерации, так и решения основных проблем недовольных региональных груп».
    Для этого следует учитывать закономерность:
    «Там, где разные виды социального неравенства (в том числе — культурное, языковое неравенство) усиливают друг друга, где федеральные институции оказываются несостоятельными ликвидировать это неравенство, но даже способствуют его углублению…, там, как правило, имеет место послабление желания (говоря мягко, — дипломатическим языком…) и способности идти на компромиссы, там и развиваются кумулятивные (накопление) процессы ПОЛИТИЧЕСКОЙ поляризации».
    Т. е. если даже политические партии с «национальным лицом» и вне закона, отсутствуют (как это имеет место в России), накопление недовольства, имеющего «национальное лицо» всё равно не избежать». Всех охмурить не реально.
    В самом деле, кто будет довольствоваться положением бедного «родственника» (ведь «братья» же, народы наши…) на своей земле ?!. Ибо «Всё кругом колхозное — всё кругом моё» в условиях государственного, олигархического капитализма (привет зюгановцам !) — явная утопия, явный обман трудящихся, до сей поры скучающих по сильной путинской руке.

  34. Хы-хы, а количеству коооовычек на одно предложение, Алинсандер просто чемпион.
    “Аргумент” “непрактичности” марийского языка, предъявление “альтернативы” — нужно было закавычить все слова )))))

    Эээээ… где вы видели у нас национальные протесты? 50 человек, которые выступают постоянно в роли несогласных с нац политикой (больше — не наберется) — это еще не движение. Реально, тех, кому реально «это надо» — можно по пальцам пересчитать. Образовывайте партию, что только словоблудием-то заниматься и отстаивайте интересы. Без этого дальше слов ситуация не пойдет никуда.

  35. sam.

    Вы уж как-то определитесь внутри себя. Вы кто? Роммель? Или все же Том Круз? А то других в неадекватности обвиняете, а сами раздвоением личности и цветовыми галлюцинации страдаете. А уж если говорить всерьез. Ни какого федеративного государства на самом деле сейчас в России нет, а есть по сути УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО. Которое имитирует ФЕДЕРАЦИЮ, смысл этой имитации состоит в самопровозглашении этим УНИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ себя ФЕДЕРАЦИЕЙ, но практически без предоставления независимости, а лишь делегированием регионам административных полномочий с управленческими целями. Кроме этого Федерацию отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. А где эта возможность, если Путин отменил выборы губернаторов и сам назначает их, а через ручную «Единую россию» формирует угодные ему местные органы власти. Ввел институт полпредов, неких надсмотрщиков, которые постоянно суются в компетенцию властей республик и областей. А теперь уже через подтасовки, имея в руках всю мощь государства и СМИ сам себя Президентом «выбрал». Единственно в чем Вы, Том Роммель, правы, что сделано это было как раз для описанного Вами «распределения налогов при формировании бюджетов различных уровней» , в переводе на понятный язык, чтобы всеми деньгами страны Кремль и Путин распоряжался : этому дала, этому дала, а этому не дала и т.д. И налоговая нагрузка по закону «о бюджетном регулировании» распределена у нас в пользу Центра, а не регионов. И поэтому у России самые высокие в мире затраты на содержание госаппарата. Вот такая у нас «федерация», в которой чем больше дотационных регионов-тем лучше ее правителям. И количество их с ельцинских времен только увеличивается. А Вы все про «оранжевое небо» поете. А разве у такой системы есть будущее?

    • Том Круз

      Вы уж как-то определитесь внутри себя. Вы кто? Роммель? Или все же Том Круз? А то других в неадекватности обвиняете, а сами раздвоением личности и цветовыми галлюцинации страдаете. А уж если говорить всерьез. Ни какого федеративного государства на самом деле сейчас в России нет, а есть по сути УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО.
      ———————————————————————————————
      Даже если это именно так, то что с этого? Вы полагаете, что в «империи добра», а именно Соединенных штатах Америки или же других странах иначе что ли? Ни один штат не самостоятелен. Более того, ни одно формально независимое государство не самостоятельно, которое входит в сферу экономических и политических интересов США.
      Вы до сих пор верите в демократию, права человека, и другие ценности, которые проповедуются западом? Вроде бы уже взрослый человек, а до сих пор верите в сказки?
      Нет нигде демократии и даже 100%-ой свободы слова. Наберите, например, в инете что то вроде ««Захвати́ Уо́лл-Стрит» (англ. Occupy Wall Street)» и поймете как жестоко власти США расправляются с инакомыслием.
      «Захвати́ Уо́лл-Стрит» (англ. Occupy Wall Street) — акция гражданского протеста в Нью-Йорке, проходящая с 17 сентября 2011 года по настоящее время. Цель участников акции — длительный захват улицы Уолл-Стрит в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечения общественного внимания к «преступлениям финансовой элиты» и призыв к структурным изменениям в экономике. Некоторые участники также протестовали против смертной казни Троя Дэвиса, которая состоялась в штате Джорджия 21 сентября 2011 года[1]. Также часть протестующих заявляла о поддержке интифады против Израиля[2].
      Возможно, вы думаете, что свобода слова есть хотя бы в интернете? Посмотрите фильм «Анатомия протеста», вышедший недавно в эфир на НТВ.
      Сам я неоднократно сталкивался с этой «свободой слова» на различных серверах, и в частности, и на этом сервере.
      Господин Tsikma! Почему же Вы не пишете о нарушениях прав человека в Финляндии?
      А ведь нарушений прав человека хватает и в Финляндии!
      Например:
      В сфере следствия и судопроизводства наблюдаются чрезмерная длительность следствия и суда (до 8 лет от начала следствия до оглашения решения суда), несвоевременное и недостаточное обеспечение юридической помощью, несоблюдение прав подследственных при проведении обысков и выемок. На этот счет неоднократно принимались решения ЕСПЧ, в том числе в нынешнем году.
      Проблемы наблюдаются и в сфере дискриминация в отношении беженцев и иммигрантов
      http://telegrafist.org/2011/12/28/midrfeu/#finn
      Может быть, вам позволено публиковать в инете о нарушениях прав человека в России, но не позволено публиковать о нарушениях прав людей в Финляндии?
      Боитесь вероятно, что выкинут вас из Финляндии?
      Этакий избирательный правозащитник! 🙂
      А вас вообще марийский народ то просит защитить их права в сфере нарушения их прав на языковую самостоятельность?
      Самое интересное. Такие правозащитники выдвигают претензии федеральной власти экономического характера, а предлагают решать эти проблемы путем популяризации марийского языка! 🙂
      Все это похоже на ситуацию, когда фундамент у дома треснул, а для того, чтобы в доме жилось комфортнее, предлагается переклеить обои.

      • sam.

        Если Вы приводите «Анатомию протеста» в качестве аргумента в доказательство Вашей правоты, то в сущности разговаривать не о чем. За дураков совсем уж людей не держите. Здесь не парт собрание «Единой россии» на «Уралвагонзаводе».

  36. Пурлакид эрге

    Перепись 1898 года называет численность марийцев в Царевококшайске 200 чел.(русских 2 тыс.) И в Царевококшайске была Черемисская женская гимназия! Неужели в те далекие времена царь заботился и о простых людях, в том числе и об инородцах?

  37. Tsikma

    Знание — сила, незнание тьма. Именно это тьма-тьмущая в голове у тома Круза. Вообще, любой закон пишется он соблюдался. Закон о родном языке один из тысячи законов. Как он соблюдается в РФ? Как в России вообще соблюдаются законы? Скажу: очень селлективно. Например один может прибрать к рукам целый завод, а другой — попробуй сруби дерево или укради мешок картошки. Поэтому Том Круз все ваши доводы издалека и неиздалека с примерами разных стран — это только показывает что в свою РФ ставите в разряд этих стран. О Балтийских странах: купите пожалуйста билет и проведите время хотя бы в той же Латвии, последите за событиями и приобщитесь к жизни граждан этой страны. Несмотря на то, что вы аппелируете дискриминацией русскоязычных в Латвии, желающих уехать в Россию из этой страны почти «ноль». Почему так? Узнайте пожалуйста и убедитесь сами, потом нам напишете. Вы как капризный ребенок, который хочет знать только то, что вас интересует, но ведь в окружающем мире законы совершенно другие, а их то вы не хотитне знать. Беда, если с такими взглядами вы работаете каким-нибудь чиновником. Это же вы являетесь большим тормозом для развития Марий Эл, если, конечно живете там.

    • _______

      в 1989 году в Латвии жило 905 515 тысяч русских 33,96% всего населения
      в 2001 году 703 243 тысяч русских 29,58%
      в 2011 году 556 422 тысяч русских 26,90%
      http://www.lettia.lv/images/nacionalais-sastavs-sastavs.jpg карта с данными о населении.
      Держи факты что русские уезжают из Латвии. И латыши есть на территории РФ мало но есть. Но весь вопрос куда русские уезжают, потому что по действующим образовательным стандартам может кто меня поправит диплом о высшем образовании Латвии фактически не признается в РФ таковым с ним никуда не устроишься. Такие же проблемы у выпускников Польских, Германских университетов. У нас перешли на Болонскую систему но самое главное много говорят о том чтобы дипломы РФ признавали в Европе и с другой в РФ не признают европейские все очень просто. Кстати управленческий корпус колесит по каким то программа за границу вот они в шоколаде у них это будет лишний понт в своей карьерной лестнице. Если у нас пачками чиновники в Ельском университете США обучаются где все стоит громадных денег. Также стоит сказать, что в каждом крупном городе России есть в образовательном учреждении обучаемый двигатель для избранных, это называется программа подготовки молодых политиков и управленцев. Что это такое, когда у тебя есть свой бизнес, ты зарекомендовал себя у власти и депутат молодежного парламента тебе 30 лет. И на выбор выбираешь европейскую страну где ты хотел бы обучаться какое то время и учишь язык соответственно этой страны. Ну так вот в Финляндии как раз таких больше всего. И возвращаясь к нашей теме, на самом деле факты и причины куда русские простые граждане уезжают туманны, но перепись говорит о том что действительно уезжают. В Латвии сейчас не очень в экономике обстоят движения, тут кроме политики и истории времен пребывания в составе СССР этой страны, есть и другие процессы по моему мнению более отражающие реальную картину.

      • Аноним

        Большая часть русских переселенцы после оккупации Латвии Советским союзом в 1940 г. Уехали те кто считает себя представителем «советского народа» и не признал независимую Латвию с правом на свою государственность и госязык. Уехавшие считали, что с ними должны общаться только на русском языке, никто им не мешал освоить государственный латышский язык. Во всех сувренных государствах Европы свои госязыки и прожить без их знания вам там невозможно: в Германии вы обязаны знать немецкий, в Англии — англисйкий и т.д. Я учился в Финляндии за год освоил финский язык, учился в Эстонии за год освоил эстонский. Поеду в др. страну и освою др. госязык, поскольку я мариец и уважаю языки, независимо от числа носителей, не страдаю шовинистической идеей о великости своего языка и о том, что я такой исключительный и все должны говорить на моем великом языке, как русские Латвии, Эстонии и т.д. Все проблемы в русских, проживающих в Латвии, Эстонии, Финляндии. Господа русские, пора понять что вы не пуп земли и что все вокруг вам все должны. Вы ленивые русские распиздяи никому ничего не должны и кроме как обсирать, унижать, оскорблять коренные народы ни на что не способны. И как к вам после этого можно относиться?

        • Том Круз

          Я учился в Финляндии за год освоил финский язык, учился в Эстонии за год освоил эстонский. Поеду в др. страну и освою др. госязык, поскольку я мариец и уважаю языки, независимо от числа носителей, не страдаю шовинистической идеей о великости своего языка и о том, что я такой исключительный и все должны говорить на моем великом языке, как русские Латвии, Эстонии и т.д.
          ———————————————————————————————
          Оказывается, чтобы жить лучше, надо осваивать языки европейских государств, и в первую очередь — марийский язык. У вас есть проблема с жильем, жена бурчит, что квартира маленькая — изучайте языки, и в первую очередь — марийский язык. Хотите машину посвежее — изучайте языки, в том числе учитесь общаться грамотно на марийском языке. У вас зарплата не дотягивает до средней — изучайте марийский и европейские языки. Проблемы со здоровьем — изучайте марийский!

          Не компьютер, не бухучет и 1С, не языки компьютерного программирования, и не веб дизайн! Не финансы, не инвестиции, ни экономические науки!

          Это как в анекдоте. Мужик приходит к врачу и жалуется на головную боль, боли в животе и понос. Врач дает флакон с таблетками и говорит, что пить надо по три таблетки. Одна таблетка от головной боли, другая — от болей в животе, и третья — от поноса.
          В общем рецепт прост. Изучайте марийский и европейские языки и будет вам щастье!!!

  38. Tsikma

    Том Круз. Что скажу о Финляндии? Вообще у каждого человека должна быть логика и исходя их этого делать определенные заключения.
    Призываете писать о нарушениях прав человека беженцев и эмигрантов в Финляндии. Зачем мне это делать? Я знаю каковы права у эмигрантов в Финляндии и они по сравнению с РФ соблюдаются почти пунктуально, не считая какие-то исключения. В доводы приводите случаи, рассматриваемые в ЕСПЧ в отношении Финляндии. Даже смешно выглядят ваши доводы, написав об этом Вы просто забыли привести статистику сколько дел в год рассматривается в отношении Финляндии и сколько РФ — цифры значительные. Если не ошибаюсь, в отношении РФ рассматривается ок. 35 процентов всех дел ЕСПЧ. Снова же в отношении родного языка: в Финляндии много беженцев, и среди них многие так называемые беженцы по благосостоянию, т.е, в своих странах жизнь невмоготу. Несмотря на это Финляндия их не выдворяет, а прежде всего обучает, а детям предотсавляется учитель родного языка. В школах Финляндии преподается ок. 80 языков как родной, и все это на средства налогоплательщиков. Минимум в классе (а могут быть ученики из разных классов) должно быть 3 ученика и школа ищет преподавателя определенного языка. Я все удивляюсь, почему в Марий Эл в городах нет чисто марийских классов? Их отсутвие — самая первая форма дискриминации марийского народа и марийского языка.
    Эти же эмигранты обращаясь в разные государственные инстанции имеют права и даже требовать переводчика. Я например знаю случай, когда были предложены услуги даже переводчика с финского на марийский.

    Ваши напоминания об Америке. Я не хочу комментировать, но снова же звучат как-то наивно.

    В отношении того кто «А вас вообще марийский народ то просит защитить их права в сфере нарушения их прав на языковую самостоятельность?» Вы путаете немного термины, я никогда никого не призывал к языковой самостоятельности и вообще на практике даже нет такого понятия «языковая самостоятельность». А на счет просит или не просит? Вы знаете, Том Круз, просят и даже не одни. Знаете почему? Потому что они сами прямо говорят, что боятся при Маркелове говорить свои мысли. Они говорят: «Вот Ты (со многими с ними я толко на «ты») Валерий, пишешь правду-матку о наших марийских делах!» А потом как бы беспокоясь за меня спрашивают: «Ты не боишься?»
    Очень хочу, чтобы Марий Эл стал процветающей Республикой, хочу, чтобы не было помпезностей в отношении национальной политики, что у нас все в ажуре, хочу чтобы русские чиновники уважали нас на равных и чтобы все народы жили в благополучии, гармонии, счастливо, без стрессов, депрессий и взаимоуважении. Уважение человека другим человеком, уважение культуры и языка другого человека — великое дело, это основы их основ построения гуманитарного и гармоничного общества. Хочу, чтобы люди не боялись потерять работу, место учебы, если они выскажут свое мнеие прямо. Ничего нет страшнее жить под постоянным страхом. Это первичное и примарное, а то что у Тома Круза свои соображения по этому поводу, я не могу на них повлиять. И как резюме только скажу, что нам марийцам нужно знать международные и российские законы и научиться самым простым образом требовать их выполнения. Тогда и бабушке из населенного пункта А или Б государство должно предоставлять даже переводчика.

    Мне очень нравится дебаты с Томом Крузом. Почему? Таким образом он предоставляет возможность профанировать свои идеи. К сожалению из-за неимения времени не могу свои размышления писать только по-русски. Я настолько люблю свой горномарийский язык, что должен больше писать именно на родном языке. И об этом частично написано в журнале «Цикмӓ». Том Круз, почитайте там, марла лыдын мыштедӓ гӹнь.

  39. Аликсендер

    Тому Крузо это не надо: у него другое задание.

  40. ога, миссия невыполнима 🙂 🙂 🙂

  41. Ольга

    А что толку? Марийский язык, если честно, в Чураево в добровольно-принудительном порядке учить заставляют. Спроси любого школьника, скажет, что не учил бы вовсе.

    • Аноним

      если марий йылме ава чызе шор дене йоча дек пурен огыл, гимназий полшен ок керт.

  42. Том Круз

    А что толку? Марийский язык, если честно, в Чураево в добровольно-принудительном порядке учить заставляют. Спроси любого школьника, скажет, что не учил бы вовсе.
    ———————————————————————————————-
    Вот вам и вся правда о том, как изучается марийский язык в школах. Коренным марийцам изучать язык особой необходимости нет — они и так его знают, а больше никого не заставишь учиться. Даже дети понимают тот факт, что знание марийского языка не имеет большого практического значения в современном мире. Гораздо большее значение имеет в настоящий момент знание английского, французского, немецкого или испанского и итальянского языков.
    Но кто-то ничего не умеет делать, кроме как трепать языком ни о чем в школьных классах, а зарабатывать кусок хлеба тяжелым физическим трудом не хочется.
    По всей вероятности, высшая математика, неорганическая химия, квантовая механика, физика элементарных частиц, теория электромагнитного поля, векторная алгебра, или радиационная гиперзвуковая газовая динамика с моделью турбулентности и процессами горения слишком сложна для них. Вот и занимаются всякой фигней в школьных классах, «парят» мозги детям, изображая умное лицо перед детьми, и получая за это кусок хлеба от государства.

  43. в принципе верно, но с квантовой механнннникой и гиперзвуковой 🙂 газовой динамикой в школе вы загнули )))))
    Нужно брать ширшее… у нас дают бесполезное образование вцелом. Молодой специалист не может устроится на работу не из-за отсутствия оной… просто он ничего не умеет, а работодателю такой сотрудник не нужен.

  44. Аликсендер

    А где же Александра Федоровна с её «Даже дети понимают тот факт, что знание марийского языка не имеет большого практического значения в современном мире» ?

    Скажите, а какое практическое значение в современном мире имеют Александры Федоровны, свидетельствующие от имени современного мира,.. отрицающие «непрактичные» языки, а значит, и культуры ?.. «Столетие культурной антропологии показывает: все языки адекватно обслуживают СВОЮ КУЛЬТУРУ.
    В КУЛЬТУРЕ нет ничего, что не может быть выражено на языке этой культуры». «Заменить» культуру практически значимым иностранным языком невозможно. Гипотетическое овладение английским языком абсолютно всеми, отказавшись от родного, «непрактического» языка, означало бы всеобщую идиотизацию… Тогда, кто «неадекватные»:
    те, кто говорят, следует изучать марийский язык на марийской земле или те, кто отрицает такую необходимость ?».
    Важность языков культурного разнообразия в мире людей прекрасно понимали, к стати, не только культурологи, экологи, биологи или филологи, но и выдающиеся физики: Энштейн, Луи де Бройль, Оппенгеймер, Борн, др. Понимание это, к сожалению, недоступно тем, кто «не трепает языком…, а зарабатывает кусок хлеба тяжелым физическим… (и даже… учительским) трудом». Когда учителя говорят о важности, практичности математики, химии или физики (квантовой механики, векторной алгебры и т. п.) и «неважности», «непрактичности» марийского языка, то дело не в языке, а в самих учителях… Такие учителя, как известно способны работать лишь на уровне, репродуктивном, и не способны раскрыть способного ученика. Способные ученики им «не понятны», более того, они не любят «непослушных» и своевольных одаренных детей, ибо с ними сложно… задают такие вопросы, что не поймёшь, в серьёз они или… издеваются.
    В олигофренно-русскоязычии «простота — хуже воровства».
    Как в прошлом, так и в современном мире невозможно знать русский язык (любой другой), не владея хотя бы ещё одним, помимо русского. Особенно полезно знание тех языков, которые входят в ареал доминирования русского языка, ибо язык зависит от культурной среды обитания. Англисты, авторитетные специалисты английского языка пророчат ему судьбу латыни… Причина: язык трансформируется, в определенном смысле подчиняется культурной среде. А она разная — и на огромных просторах Римской империи, в прошлом, и на просторах России, в настоящем.

  45. Аликсендер

    В отношении гуманитарной политики беда в узколобии, с установкой на обогащение, «быстрые деньги», в верхних эшелонах власти, а там… хоть трава не расти. Люди зависимы. Ответственность —
    на тех, кто принимает решения, кто имеет властные полномочия. Без гражданского общества никакие вопросы большинства не решаются, гуманитарные, в том числе.

  46. Tsikma

    Прихожу к выводу, что в РФ у молодых марийцев настолько промыли мозги о нужности — ненужности родного языка, что их философия кренится в сторону «ненужности». И в этом вижу следующие психологические моменты:

    Сам по себе ни один народ не поворачивается спиной к своей культуре и не отстраняется от родного языка, если к этому не подталкивают внешние причины. Какие эти причины?

    У марийцев еще не сложилась сильная марийская интеллектуальная элита, очень слабая также юридическая, политическая, финансово-экономическая элита. Даже существующая элита в основном ориентируется только на русскую культуру, поскольку не читает книг на родном языке. Если бы была развитая марийская литература, если бы выпускалась массово переводная литература ориентиры были бы другие. Получается марийцев кормят тоьлько марийским борщом, и мы вроде бы и довольны.

    Отсутствие протестанского настроения среди молодежи. Это снова же связано с вышесказанным. Среди марийской молодежи нет протестующих субкультур, протестующих литературных кружков, маргинальных групп, например национальных бейкеров, рокеров, панков и др. со своими программами или хотя бы сайтами в интернете на марийском языке. Все марийское, к сожалению, ориентируется только на фольклор, что уже по существу приводит к кризису в культуре.

    Но, со временем ситуация может измениться в положительную сторону. Примером может быть ситуация с валлийским (Провинция Уэльс, Великобритания). Если же в последние 20 лет в марийской культуре замечается спад интересу к марийскости, то у валлийцев же, наоборот — там появился огромный интерес к своему утраченному родному. Если родители не говорили с детьми на валлийском, то эти англоговорящие молодые валлийцы в знак протеста против потери родного языка и культуры, начали изучать родной язык от своих бабушек и дедушек. Теперь же за последние 20 лет сложилась сильная валлийская культура со своими интеллектуалами, писателями, поэтами, и общественными деятелями и политиками.

    Думаю у нас, у марийцев, среди молодежи может появиться интерес к родному, тогда не будем преклоняться только перед русской культуре. Лучше знание английского и еще пару иностранных языков, через них, знание мировой культуры, нежели быть слепым поклонником современной русской культуры.

    • Пурлакид эрге

      Уважаемый Tsikma! Ваш пример с валлийским языком неудачен. Некоторые приводят примеры с ирландским или шотландскими языками. Но в нашей российской действительности такие попытки восстановления языков не будут действовать. Давайте будем ориентироваться на примеры наших родственных народов. Мы идем тропою родственных народов: таких, как вепсы, ижора, ливы, или даже мещера, мурома, меря. Есть положительные примеры? Вы очень много делаете для своего народа, но только на словах. Слова, не подкрепленные делами, ничего не значат. Если мы все будем только болтать, то марийцев ждет участь перечисленных народов. Темдан илыме верыште вет улыт пурла-влак, нунын дене ушнен, кидым кучаш кӱлеш. Нуно пеш талешке улыт, маримланде гыц осалрушым поктен колташ полшен кертыт. Вот тиде пеш чын кугу паша лиеш.

      • Аноним

        Ну вот что за манера у некоторых комментаторов здесь давать оценку др. людям, которых они не знают… Что вы мол сидите впустую болтаете, а занимайтесь конкретным делом. Посмотрите Горномарийскую энциклопедию сколько там статей? и Луговомарийскую… Вот в первой 2 раза больше, хотя нас луговых в десять раз больше горных. И смотрите кто в горной пишет статьи, в основном Tsikma. Tsikma пишет на горномарийском, переводит на свой родной язык, выпускает журнал и книги на своем языке, содержит блог и МНОГО чего делает. Я просто диву даюсь как один человек так много успевает делать. Нам бы луговым с десяток таких Tsikma… Не болтаем мы здесь, а делимся своими мыслями, спорим, дискутируем, потомучто у нас у всех душа за свой народ, язык и культуру болит…

  47. Tsikma

    Прошу прощения, ошибочка вышла: :марийцев кормят только марийским борщом», следует читать: «русским борщом»

  48. Ольга

    Просто, понимаете, у нас в Башкирии очень трудно поступить в наши Башкирские ВУЗы, т.к. идет национализация — берут в основном башкир и татар. А умные мари никуда не могут поступить. а выучившись в марийской гимназии, думаете, будет возможность поступить туда же? НИКАК НЕТ! нас мари с удовольствием берут только в Марийском Государственном Университете и в Благовещенском пед колледже, ну и в БирГСПА (теперь уже филиал БГУ). так что решайте и думайте, стоит ли учиться в марийской гимназии?

  49. Tsikma

    Если Вы Ольга, вопрос ставите таким образом, то ваш вопрос никак не связан с марийской гимназией. И не нужно призывать марийцев не ходите учиться в марийскую гимназию. Марийцы Башкирии до 2000- х годов были очень активными в сохранении марийского языка и культуры и находили общий язык и с башкирами и с татарами. Именно знание родного языка и культуры в вызывают уважение к человеку. Как начинают смотреть соседние народы на нас, если мы забудем свой язык и культуру и превратимся в Иванов, не помнящих родства и своих корней? Марийцы — Анзыкы! Ончыко!

  50. Эрвий

    Шкенан шочмо тӱвыранам да йылмынам чыла могырчынат палаш сай. Психолог-влак шымлымаш почеш кок йылмым палыше-влак шкеныштын креативностьышт дене ойыртемалтыт, нунын идейышт шукырак, да вес еҥ дене сотрудничатлымаш марте вашкерак шуыт. Тыгай еҥ-влак чыла фирмалан да предприятий-влаклан кӱлыт!
    Тыгай тумеммаш йочан кӧргӧ кушмыжым пойдара, мышленийым кушта, уш-акылым вияҥдара. Конкуренций манмаште моло йоча коклаште вигак ойыртемда, да умбакыже ончыко каяш полша. Пошкырт кундемыште марий йоча-влаклан моло йоча деч кок гана ушанрак да кок гана чолгарак лийман! Марий гимназий как раз тиде виктыш дек лишемда.

  51. Аликсендер

    Ольга, получить развитие, знания (не только аттестат) и «берут — не берут» — не одно и то же. Может быть, министерским чинушам РМЭ следовало бы обратиться в минобразования Башкирии с выяснением, почему не берут. Думаю, у башкиров можно было бы добиться понимания, если бы было желание у чинуш марий Эл.

    Ирина: «»Чтобы знать хорошо русский язык, надо учить не родной, отправлять (детей) учить русский».
    Ирина, так не бывает. Руссист, специалист русского языка, никогда так не скажет. Невозможно хорошо знать русский, не зная,
    не овладевая помимо русского другими языками. И это касается любого другого языка, не только русского. Свидетельство тому — мировой опыт. Если же ваша дочь (наряду с другими учениками) «направляет… матюки в адрес тех, кто придумал учить родные языки», однозначно такие дети никакой язык достаточно хорошо не будут знать. Их не так учат, к сожалению, как следовало бы. Невозможно любить один язык (какой угодно), ненавидя или пренебрегая родным языком ! Не вы повинны в том, что так думаете. Вас подвели к такому выводу, многими и многими годами, держиморды, которым нужно, чтобы вы так думали.

    Трудно не согласиться с Tsikm(ой) в отношении «промывки мозгов» молодёжи. Но согласен на все 100: «В ЗНАК ПРОТЕСТА» ! — учить родной, марийский. Общаться между собой по-марийски. Принять такой неписанный закон. Начинать нужно с себя. В конце-концов нужно быть не только добреньким, но и злым. Убеждает конкретное поведение, в данном случае языковое, но не слова о том, как надо бы поступать. Словами не переубедишь ни томов крузо, ни фрэдов — только поступками.

  52. Суксо

    а толку Бирскыште почын марий гимназийм????руш -влак тушко каят мо тунемаш???Вачис тый кает мо???ну йо»ра,икшывет кая.а шуко мо?????тыйын икте але кокыт уло гын кая,а уке гын ко»??????

    • гимназист

      Вачис деч йодын ончыза гыст, кунам вара шкеже тудо пытартыш гана Олаш миен?

  53. Ольга

    На Башкирию министер чинушы РМЭ никак не смогут повлиять. У нас тут национализация.(впрочем, как и во всех других республиках). Всякие чиновники башкиры засунут своих детей, внуков, а настоящие отличники не могут поступить.

  54. палынем

    Молан вара Мишкан мари (паралимпийский чемпион) Кирилл Михайлов йочашт-влакым туныкташ Бирск олаш конден, а Чорай мари гимназийыш огыл?

  55. семен

    Пять правил паралимпийца

    Кирилл Михайлов: «Чем больше у вас здоровых привычек, тем легче и насыщеннее будет ваша жизнь».

    1. Делайте утреннюю зарядку. Занятия спортом утром более эффективны, чем вечерние, кроме того, они лучше вписываются в распорядок дня.

    2. Высыпайтесь. Здоровый и крепкий сон восстанавливает силы организма, помогает перестроиться и подготовиться к новому дню.

    3. Планируйте режим питания. Люди, ведущие здоровый образ жизни, питаются строго в определенное время, планируют приемы пищи с учетом тренировок.

    4. Следите и ухаживайте за собой. Регулярный уход за собой позволит почувствовать себя уверенным в себе.

    5. Не останавливайтесь на достигнутом—двигайтесь вперед!

    http://www.birskpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7686:2014-04-26-03-56-40&catid=134:sport&Itemid=318

    • Костятин

      Аналогичных пять правил я читал в конно-спортивном клубе для тренировки лошадей для скачек. Семён для тренировки мозга хоть один пунктик был бы написал. Человек прежде всего существо духовное и интеллектуальное — хомо сапиенс всё таки, а не голимый биоробот, тем более не лошадь состоящий из накачанных мышц и холёной и ухоженой шкуры. А что касается Олимпийского чемпиона Кирилла Михайлова — он исключение из правил — он чемпион, а чемпиону такой образ жизни необходим.

  56. Саша

    Это в моей же деревнео

Добавить комментарий для TsikmaОтменить ответ