Марийская интеллигенция отозвалась на призыв музея (ФОТО)

Дню Марийского национально героя – Марий Талешке кече посвящается

Акция «Дни дарения» и выставка «Акрет мари» — первые результаты

Встречи в «Историко-литературном музее
финно-угорских народов им. Валентина Колумба»

Как уже было сообщено, с 18 апреля по 18 мая «Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба» проводит акцию «Дни дарения» («Тоштерлан – пöлек»). Акция направлена на выполнение одной из важнейших задач музейной деятельности – комплектования музейного фонда с целью сохранения историко-культурного наследия.

Одним из первых на призыв музея откликнулись представители марийской интеллигенции. В первый же день к нам позвонила корреспондент службы марийского радио Раисия Михайловна Данилова и поделилась с музеем своими вещами, которые стали достойными экспонатами. Она преподнесла в дар музею ценную коллекцию значков, собранных с начала 80-х годов прошлого столетия, и которые отчетливо рассказывают о географии городов, а также об их достопримечательностях. Среди них оказались также значки победителей разных соревнований, даже «Медаль материнства». Раисия Михайловна также подарила богатый архивный материал из личного архива, письма марийских творческих личностей. Она обещала на днях разобраться в своем сценическом гардеробе и подарить музею марийские национальные костюмы, в которых она выходила на сцену в самых разных регионах России и за рубежом.

Нас порадовало то, что следующими дарителями стали сразу три человека одного поколения, которым исполнилось или вскоре исполнится круглая дата – 75 лет. Это – профессор Марийского государственного университета, доктор филологических наук, знаменитый марийский языковед Иван Григорьевич Иванов; известный марийский языковед, ветеран-педагог и энтузиаст Лидия Андреевна Петухова; ветеран МВД Иван Прохорович Герасимов.

Как добрый и давнишний «друг музея» Иван Григорьевич подарил музею свои рукописи (написанные именно от руки), письма известных личностей финно-угорского мира как Пауль Аристэ, Пауль Кокла и многих других ярких личностей своей эпохи.

Бесценны также пожертвования в пользу музея экспонаты Лидии Андреевны. Это ценнейший альбом, изданный в начале 80-х годов в Лейпциге «Марийское народное творчество», десяток раритетных книг на марийском языке и о марийском языке, рукопись своей диссертационной работы кандидата филологических наук.

Иван Прохорович «обогатил» фонд музея плодами своего хобби: он прошел интересный жизненный путь. Окончивши Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской в далекие 50-е годы, он работал и учителем и директором разных школ. Но судьба повернула так, что ему пришлось уйти работать в «органы». Несмотря на это он навсегда сохранил любовь к родному марийскому языку, литературе и искусству. Он является одним из фанатичных собирателей марийских изданий. Он поделился с музеем со своими ценнейшими архивными материалами как о своей родословной, о выходцах из деревни Йокнур (Алёнкино), которая оставаясь в черте города Йошкар-Ола, в течение нескольких десятилетий сохраняет марийское лицо, марийский язык, традицию, культуру родного народа.

Благодаря подобным архивным материалам в будущем можно будет воссоздать и историю.

В организации музейного дела мы попросили помочь известного музейщика, бывшего директора Советского районного музея, известной в мире музейных деятелей своим неутомимым энтузиазмом Галину Евгеньевну Селёдкину. Со стечением обстоятельств районного масштаба вот уже второй год она безработная. Большой специалист своего дела оказалась без любимой и беззаветно преданной работы. Но она с удовольствием откликнулась помочь в формировании нашего «Историко-литературного музея финно-угорских народов им. Валентина Колумба». Благодаря ей преодолеваются многие музейные коллизии. Она привезла из далёкого Таймыра, куда ездила в поисках работы, множество фотографий, видеофильмов, набор открыток, с которыми поделилась с нами.

Внесли в эти дни свою лепту в музейное дело известные марийские художники. Один из них – Георгий Валерьянович Тайгильдин. Ещё восемь лет тому назад он одним из первых откликнулся на наш проект оформить наше издание «Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край» (2003, 2010). Он преподнёс в дар музею несколько акварельных работ и этюдов.

Заслуженный художник Российской Федерации Иван Михайлович Ямбердов – большой друг «Историко-литературного музея финно-угорских народов им. Валентина Колумба» – также внёс свою лепту в пополнение музейного фонда.

От музейного дела к изобразительному искусству – один шаг

Так объединилось два мероприятия под одним началом. И так плавно мы перешли от «Дней дарения» к другому мероприятию – выставке марийских художников «Акрет мари» («История марийского народа»). С такой инициативой в конце 2009 года выступили сразу несколько организаций. Это Центр-музей им. Валентина Колумба, Региональная общественная организация «Марий ушем» («Союз мари») и марийское молодежное общество межкультурных связей «ВийАр» («Мудрость»), а также работали представители из марийской общественной организации «У вий» («Новая сила»). 2010 год ушёл у нас на раскачку – на выработку концепции выставки, организационной работы среди марийских художников.

Идейным вдохновителем этого интереснейшего мероприятия стал Лауреат государственной премии РМЭ, марийский художник, большой друг и серьезный помощник Сергей Таныгин.

Результатом почти годовой нашей совместной деятельности стали несколько серьезных работ марийских художников, которые, несомненно, войдут в историю марийского изобразительного искусства. Так были созданы картины самого Сергея Таныгина «Чумылат омо» («Сон Чумбылата»), «Полтыш Он» («Князь Полтыш») и другие.

Молодая, но уже достаточно известная своими неординарными работами художник Мария Клюкина для выставки подготовила несколько новых работ – «Кечын шочмыжо» («Рождение Солнца»). Эта работа создана по мотивам одноименного произведения классика марийской литературы Валентина Колумба. Также Мария Клюкина среди ценителей изобразительного искусства известна как оформитель нескольких марийских книг, где фольклорные и, в особенности, мифологические мотивы, играют доминирующую роль.

Устроителей выставки не могло не обрадовать то, что на нашей выставке изъявили желание принимать участие сразу несколько известных в мире изобразительного искусства личности. Это – экс-главный герольдмейстер Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР, заслуженный художник Российской Федерации Измаил Варсанофьевич Ефимов со своей новейшей работой «Отчаяние» («Кӱрышталтше кумыл»), известный марийский художник, бывший директор Республиканского художественного училища, заслуженный художник Республики Марий Эл Валерий Алексеевич Боголюбов с картинами «Пушеҥге-кайык» («Птице-дерево»), «Йöратымаш пале» («Знак любви»).

На выставке «заочно» участвовал и мариец-сургутянин, председатель отделения «Марий ушем» («Союз мари»), лауреат Государственной молодежной премии им. О. Ипая, художник-этнофутурист Юрий Таныгин. Он представил свои работы «Кулай овда» («Кулайские перевёртыши»), «Кугече пӱнчӧ» («Пасхальная сосна») и другие.

Выделяющимися на выставке по своей тематике стали картины заслуженного художника Республики Марий Эл Георгия Валериановича Тайгильдина. Им представлены работы на историческую тематику «Уверзе-влак» («Вестники»), «Пашкан-патырын сеҥымашыже» («Сражение богатыря Пашкана») и «Полтыш вате Шошма» («Вдова Полтыша – Шошма»). Они отражают монголо-татарские времена и времена царствования Ивана Грозного.

Большое полотно знаменитого марийского художника Йывана Ямбэрдэ стало центровой. Это – картина «Поэт Валентин Колумб». Полотно, с широким охватом истории во времени и пространстве, с глубоким философским осмыслением жизни через портрет-образ.

«Акрет мари» и Марий Талешке кече

Необходимо отметить, что оба мероприятия неразрывно связаны с Днём Марийского национального героя – Марий Талешке кече. И они стали преддверием проведения этой близкой и значительной для марийцев даты.

С другой стороны выставка марийских художников «Акрет мари» («История марийского народа») стала стартовой для открытия второго этапа исторической тематики марийского изобразительного искусства.

Марийские художники совместно с «Историко-литературным музеем финно-угорских народов им. Валентина Колумба», с региональной общественной организацией «Марий ушем» («Союз мари»), с молодежным обществом межкультурных связей «ВийАр» («Мудрость») и «У вий» договорились о нижеследующем:

1.    26 апреля 2011 года объявить началом II этапа исторических картин марийских художников;
2.    Основной упор в выборе тем и сюжетов сделать на материалы немецких и голландских путешественников как Герберштейн, Олеарий, Витсен, Георги и других;
3.    Концепцию и положение II этапа выработать до 26 апреля, объявить публично и через СМИ;
4.    Добиваться проведения выставки в одной из стран Европы, для чего активно участвовать в европейских грантовых проектах;
5.    Дату проведения выставки в одной из стран Европы приурочить Дню марийского национального героя, т.е. 26 апреля 2012 года.

Участники «Дней дарения» и конкурса исторических картин марийских художников «Акрет мари» сердечно поблагодарили организаторов – Музей им. Валентина Колумба, «Марий ушем», «ВийАр» и «У вий» и выразили надежду на то, что выставку исторических картин действительно удастся провести за рубежом.

Выставка «Акрет мари» будет проходить до 18 мая 2011 года.

Посещение выставки платное. Взрослым – 50 рублей. Студентам, школьникам и пенсионерам – 30 рублей. Также проводится тематическая экскурс-лекция о творчестве марийских писателей.

Адрес: 424037, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Подольских курсантов, д.5, «Тоштер-музей».

Проезд: самый удобный транспорт – троллейбус № 10, маршрутка № 1, 40 в сторону центра города и до остановки «Кафе «Плёс»; газели № 22, 30, 8 до ост. «ул. Красноармейская, магазин «Стекляшка», далее пешком через стадион школы № 10.

Принимаются заявки на групповую экскурсию. Справки по тел./факс: (836-2) 46-66-11, сот. 902-671-99-65 (91-99-65 – короткий номер). E-mail: laid@nm.ru

Лайд Шемйэр
(Владимир Козлов),
директор «Историко-литературного музея
финно-угорских народов им. Валентина Колумба»

На снимках:

Во время выставки. Справа налево: И. Ямбердов, И. Иванов, В. Козлов, Г. Козлова, С. Таныгин;
Картина Ивана Ямбердова «Поэт Валентин Колумб»;

Картина Сергея Таныгина «Князь Полытш»;
Картина Сергея Таныгина «Сон Чумбылата»;
Картина Георгия Тайгильдина «Шошма и раненый Полтыш»;
Картина Марии Клюкиной «Рождение солнца»;
Картина Георгия Тайгильдина «Вестники»:
Во время выставки: Справа налево: И. Ямбердов, М. Клюкина, В. Козлов

Фото Дмитрия Смирнова

40 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

40 responses to “Марийская интеллигенция отозвалась на призыв музея (ФОТО)

  1. Никитин С.П.

    Пеш сай увер. Пеш сай паша.
    Обращаю внимание наших художников на труды иностранных путешественников. У Герберштейна описан облик черемиса — «голова бритая, только на темени оставлены волосы, которые заплетают в косу» !!!
    _Это очень важно!
    А то наши художники пишут картины, где мари небритые, обросшие. Думаю, это неверно. И затем на картинах не понять — это черемис, мордвин или русский. Нужно выделять этнические черты лица, сохранить их на картинах.
    Молодцы, музей им. Колумба!

  2. Лайд

    Поро!
    Неудобно как бы себя самому комментировать.
    Но не могу удержаться от одной реплики.
    2002, 2003 ийлаште, «Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край» книгам ямдылыме годым, мый ятыр марий художник деке тыгай темлымаш дене лектым. Но Георгий Ваерианович Тайгильдин гына иканаште кӧныш.
    Тунам тура шогале тыгай йодыш:
    — марий пӧръеҥ-влакым могайым сӱретлаш – чаравуяным але кужу ӱпаным да пондашаным. Каҥашымаште академик К. Сануков, И. Иванов, Г. Тайгильдин мемнан редколлегий да молат улыт ыле. Тунам ик шонымашке толын ышна шу.
    — Сандене «Полтыш – князь черемисский…» книга комышто (ончалза!) марий-влак чаравуянат, кужу ӱпанат улыт!..
    Тиде йодышым СМИ печатьыш марий-влаклан (шанчызе-влакланат) каҥашаш лукташкӱлеш. Но кужун ӱчашаш ок кӱл – тунам пашана вигак чарнен-чыгынен шогалеш. Вет ик гана веле огыл марий мер историйыште тыге лийын.
    — А мыланна кӱчык жапыште (иктаж 5 февральыште) уже тӱрыс иктешлен шуктыман да выставкыш кайыше-наҥгайыше-влакын лӱмышт пале лийшаш. Тиде загранпаспорт дене кылдалтын… Да моло йодышат – лыҥак.
    Но Герберштейн, Олеарий, Витсен, Георги але вес путешественник тыште негыз (эҥертыш) гына лийшаш.
    Вет художник эреак образым шочыкта. Сандене художникын эрыкшым, мом ойырен налшашыжым шыгыремдаш шонымаш уке.
    Мӧҥгешла – тыште кумда эрык! Но марий исторйым палыме да пагалыме эрык!
    А историйна уло!
    Марий-влак, усталаныза! (Т.е. творите!)

  3. Вытла-маре

    Нарисуйте Ош Пандаша Ветлужского князя, а то как то фигуру его обходят стороной, а ведь в далекие времена чуть государственность не сформировалась в наших краях.

    • Вачис

      а ты закажи и оплати…

      • Вытла-маре

        то есть представленные картины были заранее кем то заказаны по твоей логике?

        • Вачис

          ну, если художники на эту тему не хотят рисовать т.е. «а то фигуру его обходят стороной»

          • Вытла-маре

            Чувашских друзей попрошу карандашом набросать, благо взаимопонимание вяжется лучше чем со своими соотечественниками

  4. Лайд

    Поро!
    Адакат ӱчашымаш…
    А кушто пашаже…
    Ош пондашымат, Немде курык кугызамат, Чоткарамт сӱрелат.
    Молан лӱдыдаже?!
    Ала чын дечын лӱдыда?
    Марий улыда…
    Лийза черемис!
    Вытла-маре,ты бы еще французов попросил.
    Они гораздо лучше рисуют и обрисовывают, чем наши соседи.
    Даже лучше, чем марийцы, которые не рисовали по этой теме до сегодняшнего дня.
    Да, попроси французов, они откликнутся быстрее чуваш.

  5. Лайд

    Да и оплачивать ничего не надо.
    Зачем?!. Мы же пока для своего народа создаем.
    Когда надо будет — мы попросим, может, и за большие деньги!
    Но суть ли в этом?
    Суть в следующем — создавать!
    А не умны выкинуть «Ош понлдаш…»
    Да в нашем роду был и Карман, и Кармыж, и Чылдыви…
    Но только они не зависели ни от татар, ни от русских.
    А что, если за последние 10 лет среди нас не стало Епсея, Кргори, Провой…
    Они стали жертвами.
    А если бы не стали?

  6. Вытла-маре

    все хорош. к черту ващи сайты и форумы насмотрелся и наслушался, что в контакте что еще где либо. Если даже договорится не о чем нельзя никогда. Видать не судьба не понять, только чимариям и еще золотому десятку

    • Опанас

      Вытла-маре, свяжитесь непосредственно с Лайдом его контактные данные в публикации есть, я уверен он поможет. Не надо тако эмоцианально реагировать на комментарии здесь, особенно на писанину такого провокатора как Вачис. Его цель — создать максимальный дискомфорт здесь читателям и комментаторам.

      • Вачис

        Опанас, когда читаешь комментарии людишек, от которых прет желчью, тогда становится очень их жалко.

    • Ден

      Михаил, не переживай, это все-таки нормальная реакция мар. населения: «бей своих, чтобы чужие боялись». Среди мари почти нет каких-либо личностей добившихся в жизни чего стоящего (достаточно посмотреть на предпринимателе, конечно написав эти слова я понимаю что тут же может накрыть волна критики в стиле: «А сам ты кто такой!? Ты чего хоть добился то!?»

      • Ден

        по ошибке отправил не оконченое письмо дополняю

        «хотя я тока говорю о фактах, людям бы задуматься почему так, каковы причины, а они в ответ в лицо плюют.
        Про «Видать не судьба не понять, только чимариям», эт тока с виду (в контатке и блогах вроде этого) чимарий много в республике, я вот родился и вырос в ней, но почему то на своем пути не встречал человека, который прилюдно твердым голосом сказал бы «чимарий», больше говорят я верую в того и того бога, т.е. двоеверцы, или вовсе говорят, что православные.

        P.S в РМЭ не стоит верить ни кому, за последние годы сложилась такая ситуация, когда из-за рубля как Иуда за свои 30 серебрянников готовы предать близких людей. От того по моему и такая защитная реакция у людей — во всем видеть подвох, а так же отталкивать от себя мыслящих людей (т.к. у мыслящего человека есть свои интересны, ради них он готов и заложить кого-нибудь)

    • Вачис

      Художникам в РМЭ тоже надо существовать на что-то. Ведь не все как Таныгин могут трудоустроиться в Сургуте. Для того,чтобы нарисовать нужны деньги и на карандаш, и на краску и т.п. А тут, как я понял, вытла-мари хочет все получить только «яра».

  7. Вен

    К чему такие мальчишеские выходки, Вытла-маре? В будущем я вижу себя в колонне демонстрантов и рядом Вытла-маре. Идут демонстранты и вдруг впереди оказывается московский ОМОН. Ты сбежишь, сказав типа «Ну вас к черту»? У Вачис остренький язычок, но он всегда говорит прямо и « в глаз». Я закажу картину об Ош Пандаше! Но художник должен знать все об Ош Пандаше. Вытла-маре! Придется помочь художнику – рассказать все об Ош Пандаше. Открой ВКонтакте тему о нем. И помести всю информацию об Ош Пандаше.Все, что есть у Ветлужского летописца, марийские предания о нем. Меня давно интересует Ош Пандаш, но тексты марийских предании еще не видел, только упоминания о них. Нужны фотографии Священной Рощи, где он похоронен.Меня интересует этот вопрос, ведь в ку:сото дыхнуть лишний раз нельзя, а тут похоронили человека. Как объяснить художнику это? Нужны фотографии родных мест князя: горы, реки, поля и леса. Какой- то фон должен выбрать художник. Хорошо бы альбом села Ромачи и окрестностей. И нужен прототип, т.е. модель, человек с которого будет срисован Ош Пандаш. Конечно, первый кандидат – Олег Тактаров. Беремся за дело?

    • Вытла-маре

      мля вы из-за фигни к каждому слову уже цепитесь. А за слова то надо отвечать если что умники. Давай смахнемся родной в НН, знал бы ты кому говоришь про омон и про лоховство не так смешно сразу стало. По клаве набирать и я умею

    • Вен

      Марийцы все такие «боевые» в интернете, а маленькую марийскую школу в Васькино, единственную и последнюю в Пермском крае, не могут защитить. Михаил! Я свое слово держу и с художником уже разговаривал по поводу картины. Нужна информация об Ош Пандаше. Надеюсь, что поможешь.

      • Вытла-маре

        книга есть Страницы Тоншаевского края у Александра Жукова из Тоншаево прям так и называется. вот там есть про Ош Пондаша. А больше то и незнаю где. Может у Морохина в какой нибудь из книг правда он больше по другой части. У Юрия Юсупова можно фотки местости спросить мне кажется у него фотоаппарат хороший

    • Аноним

      Олег Тактаров действительно, по внешним данным и по происхождению может иметь облик Ош Пандаш. Он принадлежит к княжескому роду Ток Бай или если угодно Ток Пай. К этому роду принадлежал и ОП и Тугай с административным центром Кугу Шерга, ранее Тугаева волость. Правильнее не Тугай а ТокБай или по казанско-луговому ТокПай.

  8. Лайд

    Поро!
    Попробуем дальше без самоуничижения, эмоций и критиканства.
    Порой меня тоже захлёстывает эмоция. Причина только в одном — когда «покушаются» на достоинство родного нарда.
    Я с уважением слежу за интересом и действием Вытла-маре, но когда он пишет подобно «обращусь к чувашам, они быстрее и лучше помогут…» — такое вызывает ту реакцию, которую я написал вверху.
    Но это не ради того, чтобы «задеть».
    А дать понять, мы — марийцы не хуже других и своими делами должны заниматься САМИ. Это — нормально.
    Да, на самом деле мы готовы помочь Вытла-маре с Ошпондаш. Вопрос нелегкий. Но он нам поплечу, если вместо пустых споров углубимся в архив и библиотеку. Хотя в архиве вряд ли что найдем. Есть и другие методы.
    И подтрунивать, что мол как может в священной роще похоронен Ошпондаш… — неуместно. Подключите логику — таких не в священной роще хоронили. А то место, где хоронят таких, и его окрестность становится священным.
    Вытла-маре, в День Марий Талешке кече или чуть позже все-равно будешь в Йошкар-Ола.
    Звони, заходи. Пообщаемся. Возможно и художника найдем.
    Нашли же, кто приступил и создал образ Полтыша, Мамич Бердея, Чоткара, Чумбылата…
    И Ошпондаш — не исключение.
    Если мы это сделаем — то это будет САЙ!
    laid@nm.ru — моя электронка. Пиши. Только заранее. Я тоже должен подготовиться.

    • Вытла-маре

      Да не надо ничего. Ну сказал и сказал, рисуйте свои картины на благо народа мне лично ничего не надо и я не настаивал. Уж больно сильно восприняли. Надоел уже этот маразм

    • Вен

      Разве я подтруниваю, уважаемый Лайд? По русским источникам Ош Пандаш был похоронен в Священной Роще в 1485 году, т.е. Священная Роща уже стояла? Тут или какая-то ошибка( по Вашей версии место захоронения стало местом поклонения, святым местом), или Священной Роще села Ромачи более 500 лет!

  9. Лайд

    Вытла-маре, Вы что-то не так восприняли.
    Я своим письмом не одолжение сделал, а предложил к этому вопросу подойти по-деловому.
    Да останемся же последовательными в своих делах.
    Я когда-то и кокшамарцам (Звениговский район) говорил также, когда они примерно так же обращались к нам.
    И что — теперь об их Пашкане-Талешке уже целые полотна нарисованы.
    А затронуть вопрос, а потом махнуть «ай, не надо» — это не наш стиль.

  10. Лайд

    В полном серьезе:
    эта священная роща могла до 1485 года еще 300-500 лет раньше простоять.
    Простая логика: такими местами становились очень известные и значимые места.
    Поэтому нам работать да работать.
    «Шапки прочь — в лесу поют дрозды…» — почему-то мне всегда в голову приходят эти строчки из одной из популярнейших печен 70-х годов.
    Только работа докажет, а не наша переписка.

  11. Рамай Юлдаш

    ЭЙ ,МАРИ НАРОД !когда же у вас вырастут художники на уровень !! ато все пейзаж или церкви на берегу все рисуете ??или МУРАЛТЕНА,КУШТАЛТена (хотя это тоже нужно) или и жизнь обывательскую -баталисты-пейзажисты ??Кто же все таки нарисует и опишет «Оборону крепости Малмыжа-Полтышом !» или «Гибель Полтыша!» или «Оборону ЧАЛЫМА!»(Сундырского городка)»»действуйте гаспода «герольдмейстеры и и другие придворные живописцы??!!!!

  12. Рамай Юлдаш

    хотя бы «Рассвет над Илетью»??или «Немда в тумане»,или «Ветлуга -рыбные места»?,или «Мари Чодра в огне??(2010 год)Или «Последний медведь(лось) в лесу «??!!))))))))в огне пожаров !Или Мари Чодра -легкие-Волги и Урала??!!))

    • Вачис

      Юлдаш эпташ, я тоже в таком же духе хотел высказаться. Но тут же осипы и опансы начали бы на меня извергать свою желчь.

  13. читатель

    да что со стариков взять?толку от них…

    Детей-внуков марийскому языку воспитать не могут,а ты,Рамай,хочешь от них таких вещей…

  14. федор

    Лудшо тылат возгалаш зше ондагырак,шукырак лудаш ку*леш.

  15. Саламатнур

    Каждый прав по-своему.
    Но исторические полотна, картины даже рисунки ой как нужны сегодня. Пока могут и старики.
    А молодые не подведут.
    Давайте копнем историю и шевельнём мозгами.
    Я тоже готов помочь.
    Хоть историческими источниками.

  16. Аликсендер

    «Давайте копнём историю и шевельнём мозгами» —
    В точку ! С этого и надобно начинать. Тогда и значительно меньше будет мелочных пререканий, по сути — ни о чём…

  17. горный мари

    чем лопатой, твоими мозгами наврядли. какая точка, судя по твоим камментам это ты и есть мелочь и ты ни о чем.

  18. Аликсандер

    Спасибо за оценку, но её бы — подкреплять аргументами. Своё несогласие — с чем именно — надо бы сформулировать: может быть, у вас есть готовые рецепты. Буду внимательно читать Вашу Крупноту, Ваши Комменты: заитриговали.

  19. Лайд

    Не дадут потухнуть «марийскому пожару».
    Вот-вот войти всем в нормальное деловое русло…
    Ан нет, надо обязательно подлить бензинчику.
    «Горный мари», если ты такой прыткий, ну помоги же Мише (я его называю Михаилом Кудряшовым) Кудряшову журнал «У сем» выпускать. А то он один-одинёшенька совсем зачахнет. А то выходит тиражом 300 экз., Михаил Иванович один даже подписку не может организовать — помогать-то некому. Горномарийцы платить и покупать не привыкли. Журнал передается «из рук в руки» всего лишь. Как сам главный редактор говорит «горномарийцам продавать стыдно».
    Ну вот, чем набрасываться на других дурными словами, и впустую тратить время, взялся бы за бизнес по продаже журнала «У сем». Ну, помоги же земляку.
    А за идею создания образа Ошпондаша наши художники «взялись». Ну, будет и Акпатыр, будет и Мамич Бердей.
    Так что ничего зря не проходит.

  20. Аликсандер

    «Пойду у своего куплю: поддержу его экономически» — выражение консолидированности. Так формировались европейские нации в трудные для них времена, «низы» и «середина» которых ныне так живут, как большиству россиян и не снилось… Дело в том, что там, где имеет место выражение консолидированности, не отбирали в своё время собственность, не боролись с «буржуазным национализмом», правом обычая, верованиями — там и не «стыдно продавать» (!), в рыночном-то обществе, когда другого просто не существует ! А ведь «бесплатный сыр», как известно, «бывает только в мышеловке». Тогда почему «стыдно» ? Может быть, российский олигархат строит для горных мари комунизм ?.. и они пользуются уже его бесплатными плодами, поэтому стыдно ?
    Да нет, скорее не уверены в нужности своего дела, своего труда, чаще неугодного властьпредержащим, когда скорее неприятности поимеешь, нежели поощрение. Вот если б поощряли, одаривалии… тогда бы другое дело. Внутренне «совок» так и не изжит. А живём в рыночном обществе, с поправкой — «диком», с «правом пахана», а не обычая, выработанных веками норм морали.

  21. Аноним

    а посему не чо не понятно??????

  22. Аноним

    Начнёмс! Место или холм захоронения Ош Пан ранее назывался в далекой древности Сурхан Котла, немного позднее Сурхан Кур (Красной Горкой) или более по современному Суртан гора , а в настоящем Ромачевская Роща. Хотя, более правильно Романовская Роща.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.