В Марий Эл отметят День национального героя

Георгий Тайгильдин "Легенда о Полтыше"

Георгий Тайгильдин "Легенда о Полтыше"

При содействии Министерства культуры, печати и по делам национальностей в столице Республики Марий Эл с 26 апреля будут проходить праздничные мероприятия, посвященные Дню национального героя — Марий талешке кече.

День национального героя — 26 апреля — марийская общественность отмечает более двадцати лет. Историки утверждают, что именно в этот день в 1556 году пал смертью храбрых марийский князь Болтуш (по-марийски — Полтыш), возглавлявший группу защитников крепости Малмыж на реке Вятке. Очерки о событиях тех далеких лет несколько лет назад были изданы отдельной книгой под названием «Полтыш – князь черемисский».

Сама же идея праздника родилась гораздо раньше. В 1917 году на первом всемарийском съезде в Бирске известный просветитель Павел Глезденёв предлагал отмечать этот день как праздник всех национальных героев всех времен. Так он и отмечается в наши дни – возложением цветов к памятникам национальным героям, тематическими выставками, концертами. В школах проводят конкурсы сочинений и встречи с писателями.

Марий талешке кече – хороший повод вспомнить нашу историю, поговорить о патриотизме, о гордости за свой народ, о любви к большой и малой Родине.

Дополнительно о Марий талешке кече >>

Источник: Министерство культуры Марий Эл

7 комментариев

Filed under Новости

7 responses to “В Марий Эл отметят День национального героя

  1. Мами Бердей

    А против кого Полтыш воевал Минкультуры РМЭ «скромно» умалчивается?

  2. Аноним

    Тихо и аккуратно Минкультуры РМЭ «тУвырашта» марий калыкым

  3. Виктор

    Мами Бердей! Болтуш воевал против колонизации Марийского края, а кто колонизировал в последствии Мари Эл думаю сам знаеш. При чем здесь Минкультуры. Он оповестил всех кого надо. Марла календарь об этом оповещает ежегодно.

    • Мамич Бердей

      Знаю. Поэтому мои слова — это ирония. Минкультуры упоминает самого героя, но скромно «умалчивает», что он воевал против присоединения марийских земель к Московии. Но хотя бы так, чем никак, уже хорошо.

  4. Аликсандер

    Как видно, не получается «интернациональный» праздник «всех национальных героев всех времен», — как предлагал Павел Глезденёв, ибо памятник «герою», воеводе-завоевателю да его «соратнику» по борьбе с непокорными соплеменниками уже есть, а Полтышу, Мамич-Бердею как не было, так и нет.
    Куда возлагать цветы «вражеским» героям, «инородцам» на своей земле ?
    Как можно примерить потомков воевавших друг с другом ? Тем, что, кто нападал, тот «герой», кто защищался, погиб в неравной борьбе, тот «не герой» ? — Явно проигрышный вариант, расчитанный на идиотов…
    В этом варианте как раз и неуважение к памяти, человеческому достоинству одних — «в пользу» других.
    Это не примиряет — свидетельствует мировой опыт увековечивания памяти.

    • Илья Бирский

      В кн. «Славянский разлом» А. Пыжиков пишет:»К Пугачёву марийский старшина Мендей явился во главе полуторатысячного отряда» (стр. 195). Доктору наук А. Пыжикову не верить нет оснований, он хорошо поработал в архивах. Про марийского старшину Мендея я раньше не знал. Наиболее известные из мари — это полковник Пугачёва Изибай Акпаев и ещё один-два командира. Согласно старинной иерархии, старшину Мендея можно уже назвать тысячником (Мамич Бердей был сотником). Значит, Мендея тоже надо упоминать в ряду национальных героев. Кто скажет, имя Мендей среди марий какой стороны был распространён? Не Белебеевско-Шаранская сторона ли это? Изибай Акпаев был из прибельских мари (вероятно, Мишкан-Бирск кундем). А вот приуфимских марийцев не осталось — они отатарились (обашкирились).

      • Илья Бирский

        Вот ещё интересный вывод А.Пыжикова после изучения им архивов времён Пугачёва. Оказывается, коренных россиян тогда ещё русскими не называли. Русскими называли колонизаторов — выходцев из Речи Посполитой (Украины, Польши): помещиков, чиновников, священников, царских охранников, пришедших пограбить местное финно-угорское население. А. Пыжиков полностью раскрыл колонизаторскую роль РПЦ. Ау, где вы, нацики из ФСБ и прокуратуры Марий Эл? Слабо открыть уголовное дело против А. Пыжикова? Ведь то, что он сказал, сто раз круче книжки Танакова «Жрец говорит». Да всем понятно, что они нацики » местного уровня», против москвичей лезть не посмеют. А против Танакова они затевали возню именно потому, что Танаков — не русский, а мариец, да ещё заявивший, что в марийской вере правда. Как нельзя забывать преступления прошлого, также нельзя забывать и недавние фашистские поползновения, случавшиеся против Танакова, против др. марийских активистов в Марий Эл. Обнародуйте Ф. И. О. этих лиц из «правоохранителей», пусть повесятся, как повесился палач Чавайна на бульваре Чавайна. В каждой церкви продаются книги, призывающие » уничтожать язычников «. Даже замечания от этих » правоохранителей» в отношении экстемистов из РПЦ за всю историю не было. Наоборот, принимают на ответственную работу на телевидение Марий Эл со стороны экстремистов с нацистским душком, как Кирилл Панько. Что касается ситуации в Марий Эл, выявленная А. Пыжиковым колонизаторская сущность выходцев из Украины подтверждается даже в наше время. Книга А. Пыжикова «Славянский разлом» выложена в интернете, можете почитать.

Добавить комментарий для Илья Бирский Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.