Танаков: В Марий Эл нарушаются права человека и Конституция РФ

В Совет старейшин народа мари поступило заявление от граждан Республики Марий Эл Валерия Одинцова и Ольги Воронцовой по поводу ситуации, в которые они попали. В свою очередь, Совет старейшин, на основании этих заявлений подготовил заявление В Парламентскую Ассамблею Совета Европы, Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву, Прокурору города Йошкар-Олы Сергею Скворцову.

В Парламентскую Ассамблею
Совета Европы
Президенту Российской Федерации
Д. А. Медведеву
Прокурору г. Йошкар-Олы
С.А. Скворцову

Заявление

Жизнь не стоит на месте, идёт непрерывный космогенез и самоорганизация мира на нравственном императиве, и социальная организация общества должна вписываться и дополняться закономерностями космокода. Каждый народ, в частности, человек имеет свой особенный опыт восприятия мира и язык его интерпретации.

Движение к целостности, как единству многообразия лежит через системно-синергетическое осмысление каждого народа мира, его мифологию, религию, философию. В настоящее время цивилизация находится в ситуации многофакторного кризиса, наступило время к апелляции к рациональному началу индивида и народов мира. Чтобы выйти из классической цепочки от порядка к хаосу, изменчивости и устойчивости нужно остановить унификацию и упрощение этнокультурного поля мира, разрушающие системы нравственных ценностей и регуляторов общества, подвигающих нарастанию симптомов социогенетического вырождения человека. Нужно придать динамичное развитие антропо- социо-культурной системе в направлении бесконфликтного социокультурного бытия и вывести цивилизацию на путь устойчивого развития благостного сознания человека – Богочеловека, который ни под каким предлогом не нарушит законы космофундаментализма. Принципы существования и развития космосистемы закономерно калькируются на устойчивость существования и развития социальной системы. Любые преобразования социальной системы самым прямым образом достигаются космосистемы, которая в свою очередь будет выпрямлять социальную систему человечества, ставя на платформу космофундаментализма.

Наш мир кажется миром неопределенности, и человек, посчитав себя универсальным существом, поставил себя в «центре» мира, не посчитав необходимым научится вписываться в законы и тенденции объективного мира. А между тем марийская космология и космогония непосредственно указывает его место в рамках малого мира Земли – Айдеме Илян и определяет, что Бог наделяет разумом каждый свой Илян (пчёл, дерево, растения, животных, человека) в соответствии его места в бесконечно сложном мире человек должен жить в своей полосе свободы действия и не должен пытаться стать выше, ибо он является неотъемлемой составной частью божественного мира и должен принять законы развития космогенеза и действовать в их русле, иначе мы и цивилизация в целом погибнем. У нас стоит безальтернативная задача занять свою экологическую нишу и жить в естественных циклах биосферы, социальная система и система управления должна быть продолжением космосистемы.

Сохранившиеся в Марий Эл народом мари Знания, древняя космология и космогония и марийский язык дают понимание и глубину глобальных проблем человеческого существования и одновременно закодированы ответы на многие вопросы и вызовы цивилизации.

Мощным фактором экономического, социального развития общества и нравственного начала человека является уровень знаний его членов. Этот уровень определяется обучением. Обучение и образование представляет собой процесс, в ходе которого происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество и каждый народ, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

В преамбуле Закона «Об образовании» говорится, что образование представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных центров). Ст. 43 Конституции РФ признаёт за каждым право на образование.

Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства – ст 2 Конституции. Конституционные права принадлежат каждому человеку в полном объеме и защищаются государством. Право на образование – это свобода получать образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями; каждый человек независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование.

Конституция РФ (ст. 12) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

На основании вышесказанного можно констатировать: в Марий Эл полностью нарушаются права человека и Конституция Российской Федерации. По данным министерства культуры, печати и межнациональных отношений Республики Марий Эл в 1999–2000 учебном году процент изучающего марийский язык во всех школах от общего количества учащихся составлял 58,4%, в 2001 году этот процент вырос до 60,3% или 72533 человек от общего количества учащихся. В следующем учебном году 2001–2002 он резко упал до 59525 человек или 52,7%. А с 2003 года началось планомерное сокращение школ под предлогом «оптимизации» образовательных учреждений.

В соответствии Конституции РФ Совет старейшин (Он Каҥаш) Марий Эл требует от Президента РФ Д.А. Медведева защиты прав и свобод народа мари и ставит вопрос перевода всего образовательного процесса всех дисциплин в школе, университете, институте на марийский язык, тем самым вы спасёте для всего мира этнокультуру самого древнего народа мари.

Прокурору города Йошкар-Олы требуем незамедлительно начать расследование по факту нарушения прав и свобод по части образования, гарантированный Конституцией РФ. На каком основании и кем ограничены права мари и свобода получения им образования в соответствии его убеждениям родителей и собственными желаниями. Я гражданин РФ – Танаков Виталий Дмитриевич требую чтобы мне предоставили возможность обучаться самому, моим детям и внукам на марийском языке все дисциплины, установленные государственным стандартом, вплоть до высшего образования.

Обращаемся к Парламентской Ассамблее Совета Европы, принятого ООН от 16 декабря 1966 года Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и провозглашенного, что участники Пакта признают право каждого человека на образование – В Республике Марий Эл в полной мере не соблюдается, народ мари не может получить образование на родном языке, что приводит к сегрегации населения по этническому признаку, что наглядно проявляется в Марий Эл – на высших государственных должностях, кредитно-финансовой сфере нет марийцев, идёт вымывание научно-технического, творческого потенциала народа мари из Марий Эл. Более опасное явление – вследствие полного развала сельского, лесного хозяйства идёт массовый отток марийцев в другие регионы – это уже проявление этноцида по отношению к народу мари. Жизнь требует пересмотра установившихся стандартов образования, на всем мировом пространстве настала необходимость включения знания всех народов мира.

Чтобы не быть голословным приводим и прилагаем для решения и защиты прав граждан заявления от непосредственной власти народа:
Одинцова Валерия Ивановича;
Воронцовой Ольги Петровны.

Совет Старейшин (Он Каҥаш) требует разрешить заявленные и ответить на насущные вопросы заявителей по существу.

Председатель Совета Старейшин — Он Каҥаш                        
В.Д. Танаков

17 комментариев

Filed under Сообщения

17 responses to “Танаков: В Марий Эл нарушаются права человека и Конституция РФ

  1. Виктор

    Я конечно за обучение детей мари до 5 класса на марийском языке, а с 5 класса обучение марийского языка и марийской литературы, истории марийского народа и края так же на марийском языке. Здесь не может быть никакого факультатива, а обязательное. Как в советское время. А все обучение на марийском языке я считаю излишнее. Вопрос в том, что обучаясь только на марийском языке в последствии марийцам будет тяжело поступать в высшее учебное заведение, так же и в среднее, получать нужную и необходимую специальность. Ведь будут марийская молодеж поступать в учебные заведения за пределами РМЭ. Я считаю вопрос поставлен не верно. Коль мы находимся в юридическом пространстве РФ, а межнациональным языком общения в России является русский. Знание русского языка, уважаемые, для марийцев как и для других народов россии необходим. Почему такой вопрос не стоит в Кавказких республиках? Да потому что там коренные городские, сельское население говорят на своем родном языке родителей с малых лет в семье, на улице, в общественных местах и за пределами своих республик. А у нас городские марийские дети не знают язык своих родителей. Куда это годится. Здесь не вина обучение в школах, вина родителей, не обучающих своих детей к своему родному языку. Смешно становится когда человека с марийской внешностью спросиш на марийском языке что нибуть, у него лицо искривится до не узнаваемости и говорит я не знаю марийского языка. А заставить уважать в настоящее время свой родной марийский язык можно только через кнут. Кто ответит так как я выше описал надо разгами как ранее какзаки воспитывапли своих детей или провинившихся.Возьмите в пример наших соседей татар, честь и хвала им за уважение к своему языку. Когда Президент Республики М.Шамиев в своем выступлении говорил, вы должны гордится что вы татары.
    Учите своих детей к своему родному языку сами и уважению к языку матери, которая их породила. Кто со мной не согласен, поднимите свой могучий марийский голос.

  2. космополит

    а что такое марийская космология и космогония? Трахом и арака кочкать знаем, а это нет.
    Горе от ума или безумия? Вернись на землю.

  3. космополит

    Женщину жалко. Но причем здесь ее национальность? Ректор Макаров ведь тоже мари. Очевидно отношения с руководством не сложились не по причине национальности, а по каким то совершенно другим причинам.

  4. Местный

    Виктор не надо всё на родителей сваливать.Если с детского сада марийских детей учат только русскому языку,как ребёнок будет знать свой родной язык.Проблема поднята актульная и я бы сказал глобальная.Правильно подали в Европу.

  5. Виктор

    Местный. Вы не правы. Все зависит от родителей и не спорьте. Я сам мари уже пожилой. Но в детстве моя мама говорила:»Сынок учи русский, но не забывай свой родной марийский язык. Люди знающие много языков они духовно богатые люди.» Рядом не было ни татар, ни чувашей я бы выучил их язык. Но время ушло. Я всегда с уважением отношусь к марийцам, татарам, удмурдам проживающих в Мари-Турекском районе. Это единственный район в республике где татары, мари, удмурды знают свои родные языки еще русский и языки соседей. Разве это плохо. Кто говорит, чтоб учится только на марийском языке тот загоняет марийцев в тупик. Поверьте моим словам. Вот плохо что русские не знают и не хотят знать языки коренных народов с кем они бок о бок проживают. Считаю что русские не любят и не уважают те коренные народы в чьих местностях они проживают. Подчеркиваю: ряд русских людей знают и марийский и татарский и болеют за коренное население. Это их красит перед коренными народами. Слава им.
    А вот космополиту замечание за оскорбительные слова. Русские тоже арака кочкают не меньше чем остальные, а может и больше. А трахомой страдали все народы и еще рядом других заразных заболевании. Прежде сказать что то подумай милейший хорошенько и не кажи свое нехорошее мурло.

    • Опанас

      Согласен очень многое зависит от родителей, но и от государства зависит не меньше. Не хотят говорить и изучать ненужный язык, а нужным марийский и др. языки коренных народов России может сделать государство. К сожалению, большинство сельских марийских школ закрыты и закрываются бе согласия родителей мари и принцип «добровльности» лишил многих детей мари даже минимального изучения родного марийского языка в школе.

    • Meri

      Виктор, я с Вам полностью согласна. Я живу в Мари-Турекском районе,среди моих друзей есть марийцы и татары. Но, к сожалению, я чуть-чуть понимаю марийский язык. Моя мама когда училась в школе, жила зимой «на квартире» в марийской семье, в которой был ребёнок лет 5. Садиков тогда не было, родители работали,и часто это мальчик оставался с моей мамой. Так вот он и научил её понимать марийский язык, потому что русского не знал. Разговаривать на марийском мама стеснялась, но любила слушать марийские спектакли, которые в советское время очень часто передавали по радио. Я училась в русской школе и в русском селе, но у нас была классная, которая часто говорила: «Вы посмотрите, какой народ талантливый эти марийцы». И ведь действительно так. Марийцы и татары с лёгкостью овладевают языком друг друга, а русские почему-то нет.

  6. Tsikma

    По поводу школ, позвольте сделать небольшой экскурс в историю. В советское время в стране было для народов разные подходы в школьной и образовательной системе национальных меньшинтсв страны. Для народов Севера и Дальнего Востока — одна, для порабощенных в 19 веке народов Средней Азии — другая,для Закавказских ССР — третья, для Кавказких народов РФ- четвертая, для народов Поволжской колонии со статусом АССР — пятая, для Восточной Украины и Белорусси — шестая, для оккупированных в 1939-40 гг. народов Западной Украины, Бессарабии (Молдовы)- седьмая и стран Балтии — восьмая. В последних были школы с 1 по 10 класс на родном языке обучения. Потом вузы — на родном. Эстония, Латвия и Литва- во европейским меркам маленькие страны и как же они выдерживают конкуренцию получая образование на родном языке? Значит вопрос не в том, что обучение на родном языке тормозит развитие человека, наоборот, это обогащает человека. Современную российскую систему образования считаю непрогрессивной, недемократичной, авторитарной, реаменирущей колониальную Российскую Империю.

  7. Вен

    Пещера. В пещере живет племя. Племя состоит из двух кланов: клана маров и клана русов. В лесу рядом с пещерой много ужасных хищников и свирепых врагов. Поэтому люди держатся вместе и у них суровые законы. Раз в 4 года выбирают вождя, которому все беспрекословно подчиняются все. Выбрали Зота из клана мааров. Зот был простой и справедливый. Никого не обижал, всю добычу делил поровну. Его помощниками и в его дружине были и русы и мары. Прошло время и вождем выбрали Маркела из племени русов. Маркел помощниками поставил русов, дружину набрал из русов. И стал притеснять маров, обделять добычей. Недовольных убивал и изгонял из пещеры. Однажды развел большой костер и под звуки тамтамов стал кричать: «У-у-у! Я великий воин! Я Маркел! Я всех врагов убил! Все женщины мне принадлежат! Пещера моя! Марам запрещаю болтать на своем языке или убьем, зажарим на костре и съедим! Ух! Я сказал!» И все мары молчали, т.к. все их сильные воины были убиты и никому не хотелось быть съеденным. Однажды далеко в лесу на охоте один маар по имени Вик и еще один по имени Ай стали говорить, что исчезнут ведь маары, если не разговаривать на своем языке. Давай будем шептать по ночам со своими детьми. И ночью в пещере они стали шептать. Шептали-шептали, потом зашипели друг на друга, зашикали. Проснулся Маркел, давай их бить. Молодой Айдеме убежал, а Вик был пожилой. Его поймали, убили, зажарили и съели. С тех пор никто уже не говорил на языке маров, все боялись , а дети уже не знали языка мааров и все мары исчезли с лица Земли. В той стране были еще пещеры, где жили баши, таты, чувы. Они не захотели разделить судьбу мааров и никогда больше даже близко не подпускали в своих пещерах к власти русов.

  8. Виктор

    Вен. Какой Вы вумный! Пишите больше хорошо получается, современенем будете великим сказателем. Но сие сказка без мудрых советов.

  9. Вен

    Мудрые советы дают только мудрые старики. Но, все равно, их никто не слушает. История пещерных жителей имеет продолжение. Уважаемый Виктор Батькович (не знаю Вашего отчества), простите, если Вас обидел. Назовите имя Вашего внука – в моей истории он будет великим героем. Если у Вас внучка – будет красавицей и героиней

  10. Аликсандер

    Надо «как в советское время» (в отношении изучения родного языка) — пожелание, не обеспечивающее перспективы выживания родного языка. Нужно искать литературу по социальной лингвистике (в библиотеке есть учебники, языковедческие журналы), чтобы сколько-нибудь разобраться с языковыми перспективами, опытом выживания языков. Иначе неизбежно приходим к «розговому» языковому воспитанию (Виктор). Язык не сам по себе, нужно еще и формировать историческое сознание, национальное самосознание, САМОУВАЖЕНИЕ.

    Почему «олигофренно-русскоязычным» трудно овладевать языками других народов России ? — Потому же, что и «олигофренно-англоязычным»: они занимают в языковом вопросе (и не только) привилегированное, господствующее положение. Для них «общечеловеческие ценности» — это ценности их привилегированного положения, «комфорта» пользоваться одним языком. Потому-то у них отсутствует и мотивация изучения каких-либо других языков. Нет мотивации — нет изучения. Конечно, господствующими языками, которых в социолингвистике обозначают уже «языковыми убийцами», не охватывается общечеловеческая культура, ценности, но им-то, «олигофренным», как это уразуметь, почувствовать ? Это возможно ведь только в сравнении… как раз и не дано.
    Среди нас, к сожалению, нет людей, сведущих в языковых вопросах. Это целая наука… Но можно поискать в сети информацию на ключевые слова: «языковая политика», «языковая ситуация», «языковая конкуренция», «языковые войны», «диглоссия», «языковая ассиметрия», «двуязычие», «ассиметричное двуязычие», и т. п. — В разных странах, на разных континентах. Набрать социолингвистов: Тове Скутнабб-Кангас, Джошуа Фишман, др.

  11. Виктор

    Вен. Вы в жизни наверное неплохой человек с глубоким чувством юмора. Спасибо.
    Александр. Вы изложили тематику марийского языкознания на уровне вузовских, я говорил только об общем знаний своего родного языка. Пока нам рано говорить о том направлении, что Вы изложили. Нашему народу бы Всем знать свой шочмо мари йылмым. А то ведь многие марийцы говорят откровенную чуш, что они не знают свой родной материнский язык. Вот за что обидно и стыдно за свой народ мари. Ведь иногда от русских слышно такие слова: «почему марийцы не говорят на своем языке», «что мешает им говорить на родном языке»,»почемуто татары говорят на своем татарском, а вы что не говорите на своем».
    Теве пример: тыште чыланат рушла возена, а марла нигоят ок возо, а моло калык рушла лудыт мамнан уда улмынам палат да мемнамак воштылыт. Еще интересно: южо влак марла латынский буква дене возат, тидыже вожылтмаш, пеш ушат улмыштым ончыктат.

  12. Аликсендер

    Почему я заговорил о литературе (в частности вузовской): В специальной литературе (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, кросс-культурная психология, этническая психология и этническая социология, этническая политология и др.) как раз и находишь ответы на многие вопросы, в том числе и те, что навёл Виктор, — без взаимных обвинений, «гадания на кофейной гуще» и т. д. и т. п.; чтобы не поддаваться «настроениям», не быть объектом манипулирования. Конечно, не все будут искать и находить литературу, о которой я упомянул, но кому-то же надо это делать, учитывая то, что «нельзя объять необъятное»…

  13. Вениамин

    А разве Конституция РФ соблюдается где-то на просторах нашей необятной Родины?.. Не говоря уже об «объятной» малой?..
    Не пора ли писать заявление Ош Кугу Юмо? Он Верховный и самый добрый…
    А вся космогония и вселенские процессы разве не по его воле происходят?
    Почему нам марийцам живется нехорошо?
    Забыли мы Бога — Ош Кугу Поро Юмо, а виноватых не там ищем… Ведь только по воле Его травинка на ветру шелохнется…
    Товарищу Танакову, как Онаенгу, стоило бы над этим подумать…
    Так сказать, отказаться от материалистической концепции «Кап» и перейти к идеалистически-богоцентрической «Шырт»…
    Нам, мари, надо вернуться к своим корням…

Добавить комментарий для космополитОтменить ответ