MariUver

Юрий Ерофеев обратился в прокуратуру по поводу Всемарийского совета

Для того, чтобы движение Марий Мер Каҥаш функционировало в правовых рамках, Юрий Ерофеев обратился с письмом в надзорную инстанцию с целью привлечь их внимание к подготовке и проведению предстоящего Всемарийского форума в 2012 году.

Прокурору
Республики Марий Эл
Г.А. Михопаркину
Копия: Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Уважаемый Гергий Афанасьевич!

Примерно через год в г. Йошкар-Ола должен состояться очередной, девятый по счету, съезд марийского народа. До последнего времени он проходил под вывеской съезда Межрегионального общественного движения «Марий Мер Каҥаш» («Всемарийский Совет»), кстати, до сих пор не имеющего госрегистрации и юридического лица.

Аналогичный форум, состоявшийся в апреле 2008г. под патронажем Правительства РМЭ, изобиловал серьезными нарушениями существующего Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г., вследствие чего, я посчитал возможным и целесообразным заблаговременно обратиться к Вам как к руководителю надзорной инстанции за соблюдением законодательства в Республике Марий Эл с целью исключения фактов, изложенных в прилагаемой справке на 6 листах.

Времени на его подготовку осталось не так уж много, чтобы привести деятельность МОД «Марий Мер Каҥаш» в соответствие с существующими правовыми нормами, без чего не может быть и речи о нормальной организации предстоящего межрегионального собрания мари – участников данного общественного движения из различных субъектов Федерации, имеющих в своем этническом составе марийское население.

Исполнительный директор Московского землячества Марий Эл,
член экспертного совета при Комитете по делам национальностей Государственной Думы ФС РФ
Юрий Ерофеев

17.03.2011г., Москва

СПРАВКА
по существу изложенного вопроса

1. Для проведения в новейшей истории Российского государства т.н. «съездов народов», рассматриваемых как своего рода «национальных парламентов» или «высших представительных органов наций» и т.д., нет законодательного обоснования.
Признавая их определенную роль в начале и в конце ХХ века в процессе пробуждения национального самосознания российских этносов, тем не менее, современное отечественное право не признает института «съездов народов».

Это в полной мере относится и к «съездам марийского народа», возрожденных в октябре 1992 г. и отмеченных бурной активностью на волне первых демократических преобразований в Марийской Республике.

2. После появления ФЗ «Об общественных объединениях» (19.05.1995г.) активисты марийского национального движения в тесном единстве с президентской властью РМЭ той поры формально вроде бы модернизировали «съезды народа мари», представляя их в качестве высшего органа – первоначально «Марий Калык Погын» («Собрание народа мари»), а затем – «Марий Мер Каҥаш» («Всемарийский Совет»).

Но с приходом на должность Президента РМЭ Л.И. Маркелова отношения резко изменились, доходя до крайнего напряжения, когда МОД «Марий Мер Каҥаш» и некоторые другие этнонациональные организации марийцев были зачислены в разряд внесистемной оппозиции как национал-радикалы.

С апреля 2008 г. общественно-политическая ориентация «Всемарийского Совета» приняла проправительственную сторону. Но «Марий Мер Каҥаш» в обыденном сознании его сторонников, равно как и у представителей власти на местном и региональном уровнях, так и осталось в образе «съезда марийского народа».

Подобного рода дуализм, как показала жизнь, был характерен практически всем постсоветским национальным движениям, хотя именно марийские активисты ныне первыми пытаются разобраться в этом запущенном в правовом отношении направлении общественного строительства.

Данное начинание встречает поддержку со стороны ученых – этнологов, юристов и законодателей, ибо при всей своей привлекательности, особенно среди людей, неискушенных в вопросах общественного права, «съезды народов» могут представлять и определенную опасность, что, скажем, видно на примере недавних попыток создания «Казачьей Республики» на территориях Волгоградской, Ростовской областей и других, примыкающих к ним регионов. Процесс этнизации казаков в особую категорию наглядно проявился в 2002 г. в ходе Всероссийской переписи населения, а также в виде образования казачьих национально-культурных автономий, где т.н. «съезды — казачьи круги» активно использовались для обсуждения идеи возрождения самостийной республики. Хорошо, что Прокуратура Северо-Кавказского федерального округа вовремя среагировала на эти события антиконституционного характера.

3. Межрегиональное общественное движение (МОД) «Марий Мер Каҥаш» согласно Уставу и по существующим организационно — правовым формам ФЗ «Об общественных объединениях» призвано состоять не из народа, а из физических лиц – участников движения.

Следует также заметить, что закон не выделяет в составе общественного движения (в отличие от общественной организации) категорию юридических лиц – общественных объединений как на учредительной стадии, так и в ходе уже их непосредственной деятельности. Поэтому общественное движение, будучи массовым, необремененным членством, тем не менее, обязано вести учет своих участников – сторонников (физических лиц) в рамках созданных по Уставу региональных отделений.

Таким образом, МОД «Марий Мер Каҥаш» ни при каких обстоятельствах не может опираться на «съезды марийского народа», а тем более, претендовать на роль единственного выразителя интересов марийского этноса. То, что мы видим в действительности, — это обман людей и самообман для организаторов и их покровителей во власти.

4. В этих условиях крайне вредны и непродуктивны всякие попытки нынешнего руководства МОД «Марий Мер Каҥаш» подчинить, а точнее «подмять под себя» все иные общественные структуры марийцев, включая юридические лица, о чем свидетельствует отвергнутая делегатами форума 2008г., но затем опубликованная в республиканских СМИ резолюция VIII съезда марийского народа (?!), где одним махом незаконно утвердился диктат – главенство «Всемарийского Совета». Отныне якобы вся их практическая деятельность должна протекать в форме взаимодействия в рамках МОД «Марий Мер Каҥаш» (?).

Любопытна сама пунктуация Всемарийского Совета, который по факту является всего лишь переводом с марийского языка. Использование его в официальных документах без кавычек и без соотнесения к типу общественного объединения (движение) многих вводит в смятение. Люди так и не понимают: или это синоним съезда марийского народа, или название общественного движения или это всего лишь руководящий рабочий орган? Кстати, того не ведает и большинство функционеров – активистов и чиновников.

Безусловно, само взаимодействие между марийскими этнокультурными объединениями необходимо, но на паритетных началах и не обязательно только в рамках «Всемарийского Совета». Системное взаимодействие лучше строить на основе соглашения (договора) с указанием смысла сотрудничества.

Если какая-либо организация склонна передать МОД «Марий Мер Каҥаш» часть своих полномочий, то для этого, во-первых, должно быть согласие ее членов, оформленное решением собрания. А, во-вторых, такую же договорную готовность принять на себя дополнительные нагрузки обязана проявить и противная сторона.

А пока госпожа Яковлева пытается утвердить свое верховенство без соблюдения демократических приличий и законодательных правил. Причем, все это делается представителем высшего законодательного органа страны и членом партии власти.

Яковлева изначально осознанно проигнорировала ФЗ «Об общественных объединениях», ибо за полгода до форума – 2008, я лично передал ей свои соображения в письменной форме о неправомочности очередного съезда марийского народа» под брендом МОД «Марий Мер Каҥаш». У нее имелся шанс убедить Президента РМЭ Л.И. Маркелова в том, чтобы не повторять прошлых ошибок, и, наконец-то, поставить «Всемарийский Совет» на прочные рельсы закона. Но этого не случилось. Наоборот число несоблюдений норм ФЗ в ходе прошедшего то ли «съезда марийского народа», то ли съезда МОД «Марий Мер Каҥаш» только увеличилось.

5. Поводом для вмешательства мариэловских властей послужило письмо председателя «Всемарийского Совета» В. Козлова от 29.12.2007г. на имя Президента Маркелова Л.И., в котором автор просил всего лишь оказать по линии Правительства РМЭ «организационное и финансовое содействие в подготовке и проведении данного форума». Спустя два дня появилось Распоряжение Президента Республики, где в совершенно однозначной и категоричной форме вся полнота ответственности за Всемарийский съезд была возложена на Оргкомитет во главе с заместителем Главы Правительства, министром культуры, печати и по делам национальностей М.З. Васютиным и где место руководителю МОД «Марий Мер Каҥаш» было определено в числе рядовых членов в конце списка. Тем самым, фактический инициатор был отстранен от непосредственного влияния на процесс подготовки и проведения съезда общественного движения. Это при том, что оргкомитет как таковой был уже создан и успешно функционировал.

С данного времени организационные и содержательные вопросы предстоящего VIII Всемарийского съезда, а также дальнейшая деятельность МОД «Марий Мер Каҥаш» оказались под пристальным оком исполнительных органов РМЭ.

Вмешательство органов власти в деятельность «Марий Мер Каҥаш» особенно проявилось в ходе выборов делегатов на Йошкар-Олинской городской конференции. Далее, 17.04.2008г., в день открытия форума, неизвестными лицами якобы из правоохранительных органов, отказавшимися назвать свои фамилии и должности, были арестованы тиражи двух выпусков общественной газеты «Погарня», подготовленных по заказу МОД «Марий Мер Каҥаш», содержащие определенную долю критики по поводу реализации государственной национальной политики в республике. Нарушения процедурного характера допущены и в ходе спешно организованной кампании по изменению Устава движения, согласно которому всякие коррективы в главный закон МОД «Марий Мер Каҥаш» должны предлагаться Советом – высшим руководящим органом. Причем, каждая поправка в Уставе обязана была оформляться отдельным голосованием, тем более, что заранее согласованного проекта с текстом новых изменений не оказалось. Все принималось оптом и с голоса, чтобы обеспечить путь для восхождения Яковлевой к руководству МОД «Марий Мер Каҥаш». За измененную редакцию Устава проголосовало 198 чел. из 315 делегатов (62,8%), что значительно меньше общепринятого квалифицированного большинства. По крайней мере, в Уставе нашего московского землячества такая норма присутствует.

Несомненно, Устав требовал серьезной доработки. В нем содержалось много надуманного, наивного (патриархального), несовершенного. Но в составе Совета МОД «Марий Мер Каҥаш» все эти четыре года находился не кто иной, как сам главный куратор-реализатор государственной национальной политики в РМЭ, господин-товарищ (йолташ) М.З. Васютин, обязанный по долгу госслужбы и общественной деятельности взять на себя ответственность и за Устав и за юридическое оформление межрегиональной структуры для последующей госрегистрации.

А так, можно сказать, произошла стыдоба – спектакль, унижающий достоинство и делегатов, и гостей, причем, разыгранный в виде фарса под председательством «своего человека» в президиуме. По крайне мере, В. Козлов, от которого, может быть, кто-то ждал возможных хитростей, чтобы остаться на посту руководителя, оказался намного честнее, порядочней своих противников. А среди них даже были актеры марийской драмы. Все это напоминало событие из далекого прошлого, когда коллеги по театру публично оклеветали всемирно известного сына марийской земли Йыван Кырла.

Одним из главных несоответствий «Марий Мер Каҥаш» в качестве общественного движения законодательным нормам является процедура выборов делегатов на съезд. Вместо того, чтобы избирать их на отчетно-выборных собраниях региональных отделений, исходя из наличия реального количества действительных участников, по-прежнему используются т.н. «квоты» типа – 1 делегат от 50 тысяч марийского населения, имеющегося в конкретно взятом субъекте РФ и, естественно, включающего и лиц, не достигших избирательного возраста (18 лет), и лиц, пораженных в правах, и лиц, давно выбывших в другие места и т.д.

Парадоксально и то, что за основу численности марийского населения берутся данные переписи, которые по причине своего устаревания не могут быть критерием реальной истины.

Такой подход фактически прикрывает бездеятельность и вообще отсутствие региональных структур МОД «Марий Мер Каҥаш» на территориях расселения марийцев. В настоящее время никто не сможет сказать: «А сколько же в рядах данного движения, хотя бы округленно числится людей (участников – сторонников)?».

Более того, как мне кажется, нынешнее руководство МОД «Марий Мер Каҥаш» особо и не стремится создавать региональные отделения. Их нет в самой Марий Эл, нет в Москве и Московской области. А коль их нет, то, значит, и не проводится положенная отчетно-выборная кампания, позволяющая обнажать не только «болевые точки» в рамках самого общественного движения, но и выявить проблемы, касающиеся положения марийцев в регионах с тем, чтобы обозначить их с трибуны съезда и, при необходимости, облечь в форму и содержание итоговых документов.

На сегодня никто по-серьезному не озабочен самочувствием марийцев на необъятных российских просторах и в сопредельных странах. Съезды МОД «Марий Мер Каҥаш», хотя и называются подчас «съездами марийского народа», объективно собирают на свои форумы посланцев лишь одной трети регионов РФ, имеющих марийское население. Как-то ко мне пришло письмо учительницы из Кемеровской области, которая сообщала, что она – этническая мари, по фамилии Байгозина. Но ничего не может сказать, откуда родом ее родители, имея в виду этнографическое происхождение, о чем она узнала лишь из моего интервью газете «Собеседник». Далее, отмечала, что все их село по сути своих корней – марийское. Правда, никто из жителей уже не знает родную речь. Оказалось, что она великолепно пишет на русском языке детские стихи, за что отмечена литературными премиями.

Письмо сквозило теплой ностальгией и желанием посетить историческую родину. Вот почему я отправил его в Дом народного творчества Минкультуры РМЭ для использования в своей работе и налаживания культурных связей с кемеровскими марийцами.

ххх

Данная справка не претендует на полноту. Она лишь отражает непростую ситуацию, сложившуюся ныне в сфере национального общественного строительства.

Выступая на открытии VIII Всемарийского съезда, Президент РМЭ Л.И. Маркелов призывал «забыть о распрях и не использовать национальное движение для достижения узкополитических целей».

К великому сожалению, я не знаю, что такое «узкие» или «широкие» политические цели, но в целом мог бы и согласиться с призывом. Если бы не одно НО. Когда говорят о стабильности в обществе, важно видеть, а как ведет себя после сказанного сам автор слов? Пока лично я в пожеланиях мариэловских властей нахожу, что смирение должны проявлять почему-то только лица, оппонирующие им, даже в случаях нарушений с их стороны закона. А это, на мой взгляд, попахивает уже рабством.

В декабре 2005 г. в газете «Марийская правда» была опубликована адресованная против меня статья «Специалист по идеологической диверсии «спасает» Марий Эл», где под заголовком «Холуи пишут письма» авторы отказывали мне в праве обращаться к Президенту страны. Могу сказать, что «холуем» никогда не был и не собираюсь быть. Если бы являлся таковым, то давно, как некоторые, ползал на коленях. Однако, органы МВД и Прокуратура республики отказались возбудить уголовное дело против клеветников, не найдя мотивов преступления. Так что, кто из нас холуй – для меня ответ предельно ясен.

Юрий Ерофеев

Ссылки по теме:

Каким путем должно пойти марийское национальное движение >>

Юрий Ерофеев требует прекратить правовой беспредел в марийском национальном движении >>

Что ждет Всемарийский совет – Мер каҥаш в будущем? >>

В лабиринтах съездов народа мари >>

Exit mobile version