Юрий Ерофеев обратился в прокуратуру по поводу Всемарийского совета

Для того, чтобы движение Марий Мер Каҥаш функционировало в правовых рамках, Юрий Ерофеев обратился с письмом в надзорную инстанцию с целью привлечь их внимание к подготовке и проведению предстоящего Всемарийского форума в 2012 году.

Прокурору
Республики Марий Эл
Г.А. Михопаркину
Копия: Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Уважаемый Гергий Афанасьевич!

Примерно через год в г. Йошкар-Ола должен состояться очередной, девятый по счету, съезд марийского народа. До последнего времени он проходил под вывеской съезда Межрегионального общественного движения «Марий Мер Каҥаш» («Всемарийский Совет»), кстати, до сих пор не имеющего госрегистрации и юридического лица.

Аналогичный форум, состоявшийся в апреле 2008г. под патронажем Правительства РМЭ, изобиловал серьезными нарушениями существующего Федерального Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г., вследствие чего, я посчитал возможным и целесообразным заблаговременно обратиться к Вам как к руководителю надзорной инстанции за соблюдением законодательства в Республике Марий Эл с целью исключения фактов, изложенных в прилагаемой справке на 6 листах.

Времени на его подготовку осталось не так уж много, чтобы привести деятельность МОД «Марий Мер Каҥаш» в соответствие с существующими правовыми нормами, без чего не может быть и речи о нормальной организации предстоящего межрегионального собрания мари – участников данного общественного движения из различных субъектов Федерации, имеющих в своем этническом составе марийское население.

Исполнительный директор Московского землячества Марий Эл,
член экспертного совета при Комитете по делам национальностей Государственной Думы ФС РФ
Юрий Ерофеев

17.03.2011г., Москва

СПРАВКА
по существу изложенного вопроса

1. Для проведения в новейшей истории Российского государства т.н. «съездов народов», рассматриваемых как своего рода «национальных парламентов» или «высших представительных органов наций» и т.д., нет законодательного обоснования.
Признавая их определенную роль в начале и в конце ХХ века в процессе пробуждения национального самосознания российских этносов, тем не менее, современное отечественное право не признает института «съездов народов».

Это в полной мере относится и к «съездам марийского народа», возрожденных в октябре 1992 г. и отмеченных бурной активностью на волне первых демократических преобразований в Марийской Республике.

2. После появления ФЗ «Об общественных объединениях» (19.05.1995г.) активисты марийского национального движения в тесном единстве с президентской властью РМЭ той поры формально вроде бы модернизировали «съезды народа мари», представляя их в качестве высшего органа – первоначально «Марий Калык Погын» («Собрание народа мари»), а затем – «Марий Мер Каҥаш» («Всемарийский Совет»).

Но с приходом на должность Президента РМЭ Л.И. Маркелова отношения резко изменились, доходя до крайнего напряжения, когда МОД «Марий Мер Каҥаш» и некоторые другие этнонациональные организации марийцев были зачислены в разряд внесистемной оппозиции как национал-радикалы.

С апреля 2008 г. общественно-политическая ориентация «Всемарийского Совета» приняла проправительственную сторону. Но «Марий Мер Каҥаш» в обыденном сознании его сторонников, равно как и у представителей власти на местном и региональном уровнях, так и осталось в образе «съезда марийского народа».

Подобного рода дуализм, как показала жизнь, был характерен практически всем постсоветским национальным движениям, хотя именно марийские активисты ныне первыми пытаются разобраться в этом запущенном в правовом отношении направлении общественного строительства.

Данное начинание встречает поддержку со стороны ученых – этнологов, юристов и законодателей, ибо при всей своей привлекательности, особенно среди людей, неискушенных в вопросах общественного права, «съезды народов» могут представлять и определенную опасность, что, скажем, видно на примере недавних попыток создания «Казачьей Республики» на территориях Волгоградской, Ростовской областей и других, примыкающих к ним регионов. Процесс этнизации казаков в особую категорию наглядно проявился в 2002 г. в ходе Всероссийской переписи населения, а также в виде образования казачьих национально-культурных автономий, где т.н. «съезды — казачьи круги» активно использовались для обсуждения идеи возрождения самостийной республики. Хорошо, что Прокуратура Северо-Кавказского федерального округа вовремя среагировала на эти события антиконституционного характера.

3. Межрегиональное общественное движение (МОД) «Марий Мер Каҥаш» согласно Уставу и по существующим организационно — правовым формам ФЗ «Об общественных объединениях» призвано состоять не из народа, а из физических лиц – участников движения.

Следует также заметить, что закон не выделяет в составе общественного движения (в отличие от общественной организации) категорию юридических лиц – общественных объединений как на учредительной стадии, так и в ходе уже их непосредственной деятельности. Поэтому общественное движение, будучи массовым, необремененным членством, тем не менее, обязано вести учет своих участников – сторонников (физических лиц) в рамках созданных по Уставу региональных отделений.

Таким образом, МОД «Марий Мер Каҥаш» ни при каких обстоятельствах не может опираться на «съезды марийского народа», а тем более, претендовать на роль единственного выразителя интересов марийского этноса. То, что мы видим в действительности, — это обман людей и самообман для организаторов и их покровителей во власти.

4. В этих условиях крайне вредны и непродуктивны всякие попытки нынешнего руководства МОД «Марий Мер Каҥаш» подчинить, а точнее «подмять под себя» все иные общественные структуры марийцев, включая юридические лица, о чем свидетельствует отвергнутая делегатами форума 2008г., но затем опубликованная в республиканских СМИ резолюция VIII съезда марийского народа (?!), где одним махом незаконно утвердился диктат – главенство «Всемарийского Совета». Отныне якобы вся их практическая деятельность должна протекать в форме взаимодействия в рамках МОД «Марий Мер Каҥаш» (?).

Любопытна сама пунктуация Всемарийского Совета, который по факту является всего лишь переводом с марийского языка. Использование его в официальных документах без кавычек и без соотнесения к типу общественного объединения (движение) многих вводит в смятение. Люди так и не понимают: или это синоним съезда марийского народа, или название общественного движения или это всего лишь руководящий рабочий орган? Кстати, того не ведает и большинство функционеров – активистов и чиновников.

Безусловно, само взаимодействие между марийскими этнокультурными объединениями необходимо, но на паритетных началах и не обязательно только в рамках «Всемарийского Совета». Системное взаимодействие лучше строить на основе соглашения (договора) с указанием смысла сотрудничества.

Если какая-либо организация склонна передать МОД «Марий Мер Каҥаш» часть своих полномочий, то для этого, во-первых, должно быть согласие ее членов, оформленное решением собрания. А, во-вторых, такую же договорную готовность принять на себя дополнительные нагрузки обязана проявить и противная сторона.

А пока госпожа Яковлева пытается утвердить свое верховенство без соблюдения демократических приличий и законодательных правил. Причем, все это делается представителем высшего законодательного органа страны и членом партии власти.

Яковлева изначально осознанно проигнорировала ФЗ «Об общественных объединениях», ибо за полгода до форума – 2008, я лично передал ей свои соображения в письменной форме о неправомочности очередного съезда марийского народа» под брендом МОД «Марий Мер Каҥаш». У нее имелся шанс убедить Президента РМЭ Л.И. Маркелова в том, чтобы не повторять прошлых ошибок, и, наконец-то, поставить «Всемарийский Совет» на прочные рельсы закона. Но этого не случилось. Наоборот число несоблюдений норм ФЗ в ходе прошедшего то ли «съезда марийского народа», то ли съезда МОД «Марий Мер Каҥаш» только увеличилось.

5. Поводом для вмешательства мариэловских властей послужило письмо председателя «Всемарийского Совета» В. Козлова от 29.12.2007г. на имя Президента Маркелова Л.И., в котором автор просил всего лишь оказать по линии Правительства РМЭ «организационное и финансовое содействие в подготовке и проведении данного форума». Спустя два дня появилось Распоряжение Президента Республики, где в совершенно однозначной и категоричной форме вся полнота ответственности за Всемарийский съезд была возложена на Оргкомитет во главе с заместителем Главы Правительства, министром культуры, печати и по делам национальностей М.З. Васютиным и где место руководителю МОД «Марий Мер Каҥаш» было определено в числе рядовых членов в конце списка. Тем самым, фактический инициатор был отстранен от непосредственного влияния на процесс подготовки и проведения съезда общественного движения. Это при том, что оргкомитет как таковой был уже создан и успешно функционировал.

С данного времени организационные и содержательные вопросы предстоящего VIII Всемарийского съезда, а также дальнейшая деятельность МОД «Марий Мер Каҥаш» оказались под пристальным оком исполнительных органов РМЭ.

Вмешательство органов власти в деятельность «Марий Мер Каҥаш» особенно проявилось в ходе выборов делегатов на Йошкар-Олинской городской конференции. Далее, 17.04.2008г., в день открытия форума, неизвестными лицами якобы из правоохранительных органов, отказавшимися назвать свои фамилии и должности, были арестованы тиражи двух выпусков общественной газеты «Погарня», подготовленных по заказу МОД «Марий Мер Каҥаш», содержащие определенную долю критики по поводу реализации государственной национальной политики в республике. Нарушения процедурного характера допущены и в ходе спешно организованной кампании по изменению Устава движения, согласно которому всякие коррективы в главный закон МОД «Марий Мер Каҥаш» должны предлагаться Советом – высшим руководящим органом. Причем, каждая поправка в Уставе обязана была оформляться отдельным голосованием, тем более, что заранее согласованного проекта с текстом новых изменений не оказалось. Все принималось оптом и с голоса, чтобы обеспечить путь для восхождения Яковлевой к руководству МОД «Марий Мер Каҥаш». За измененную редакцию Устава проголосовало 198 чел. из 315 делегатов (62,8%), что значительно меньше общепринятого квалифицированного большинства. По крайней мере, в Уставе нашего московского землячества такая норма присутствует.

Несомненно, Устав требовал серьезной доработки. В нем содержалось много надуманного, наивного (патриархального), несовершенного. Но в составе Совета МОД «Марий Мер Каҥаш» все эти четыре года находился не кто иной, как сам главный куратор-реализатор государственной национальной политики в РМЭ, господин-товарищ (йолташ) М.З. Васютин, обязанный по долгу госслужбы и общественной деятельности взять на себя ответственность и за Устав и за юридическое оформление межрегиональной структуры для последующей госрегистрации.

А так, можно сказать, произошла стыдоба – спектакль, унижающий достоинство и делегатов, и гостей, причем, разыгранный в виде фарса под председательством «своего человека» в президиуме. По крайне мере, В. Козлов, от которого, может быть, кто-то ждал возможных хитростей, чтобы остаться на посту руководителя, оказался намного честнее, порядочней своих противников. А среди них даже были актеры марийской драмы. Все это напоминало событие из далекого прошлого, когда коллеги по театру публично оклеветали всемирно известного сына марийской земли Йыван Кырла.

Одним из главных несоответствий «Марий Мер Каҥаш» в качестве общественного движения законодательным нормам является процедура выборов делегатов на съезд. Вместо того, чтобы избирать их на отчетно-выборных собраниях региональных отделений, исходя из наличия реального количества действительных участников, по-прежнему используются т.н. «квоты» типа – 1 делегат от 50 тысяч марийского населения, имеющегося в конкретно взятом субъекте РФ и, естественно, включающего и лиц, не достигших избирательного возраста (18 лет), и лиц, пораженных в правах, и лиц, давно выбывших в другие места и т.д.

Парадоксально и то, что за основу численности марийского населения берутся данные переписи, которые по причине своего устаревания не могут быть критерием реальной истины.

Такой подход фактически прикрывает бездеятельность и вообще отсутствие региональных структур МОД «Марий Мер Каҥаш» на территориях расселения марийцев. В настоящее время никто не сможет сказать: «А сколько же в рядах данного движения, хотя бы округленно числится людей (участников – сторонников)?».

Более того, как мне кажется, нынешнее руководство МОД «Марий Мер Каҥаш» особо и не стремится создавать региональные отделения. Их нет в самой Марий Эл, нет в Москве и Московской области. А коль их нет, то, значит, и не проводится положенная отчетно-выборная кампания, позволяющая обнажать не только «болевые точки» в рамках самого общественного движения, но и выявить проблемы, касающиеся положения марийцев в регионах с тем, чтобы обозначить их с трибуны съезда и, при необходимости, облечь в форму и содержание итоговых документов.

На сегодня никто по-серьезному не озабочен самочувствием марийцев на необъятных российских просторах и в сопредельных странах. Съезды МОД «Марий Мер Каҥаш», хотя и называются подчас «съездами марийского народа», объективно собирают на свои форумы посланцев лишь одной трети регионов РФ, имеющих марийское население. Как-то ко мне пришло письмо учительницы из Кемеровской области, которая сообщала, что она – этническая мари, по фамилии Байгозина. Но ничего не может сказать, откуда родом ее родители, имея в виду этнографическое происхождение, о чем она узнала лишь из моего интервью газете «Собеседник». Далее, отмечала, что все их село по сути своих корней – марийское. Правда, никто из жителей уже не знает родную речь. Оказалось, что она великолепно пишет на русском языке детские стихи, за что отмечена литературными премиями.

Письмо сквозило теплой ностальгией и желанием посетить историческую родину. Вот почему я отправил его в Дом народного творчества Минкультуры РМЭ для использования в своей работе и налаживания культурных связей с кемеровскими марийцами.

ххх

Данная справка не претендует на полноту. Она лишь отражает непростую ситуацию, сложившуюся ныне в сфере национального общественного строительства.

Выступая на открытии VIII Всемарийского съезда, Президент РМЭ Л.И. Маркелов призывал «забыть о распрях и не использовать национальное движение для достижения узкополитических целей».

К великому сожалению, я не знаю, что такое «узкие» или «широкие» политические цели, но в целом мог бы и согласиться с призывом. Если бы не одно НО. Когда говорят о стабильности в обществе, важно видеть, а как ведет себя после сказанного сам автор слов? Пока лично я в пожеланиях мариэловских властей нахожу, что смирение должны проявлять почему-то только лица, оппонирующие им, даже в случаях нарушений с их стороны закона. А это, на мой взгляд, попахивает уже рабством.

В декабре 2005 г. в газете «Марийская правда» была опубликована адресованная против меня статья «Специалист по идеологической диверсии «спасает» Марий Эл», где под заголовком «Холуи пишут письма» авторы отказывали мне в праве обращаться к Президенту страны. Могу сказать, что «холуем» никогда не был и не собираюсь быть. Если бы являлся таковым, то давно, как некоторые, ползал на коленях. Однако, органы МВД и Прокуратура республики отказались возбудить уголовное дело против клеветников, не найдя мотивов преступления. Так что, кто из нас холуй – для меня ответ предельно ясен.

Юрий Ерофеев

Ссылки по теме:

Каким путем должно пойти марийское национальное движение >>

Юрий Ерофеев требует прекратить правовой беспредел в марийском национальном движении >>

Что ждет Всемарийский совет – Мер каҥаш в будущем? >>

В лабиринтах съездов народа мари >>

20 комментариев

Filed under Статьи

20 responses to “Юрий Ерофеев обратился в прокуратуру по поводу Всемарийского совета

  1. vfhb

    Сильно!
    Остается надеяться, что теми, кому отправлено это заявление, будет понят крик души заявителя.

  2. Опанас

    В чем-то автор прав, действительно в том виде как сейчас есть Всемарийский совет и съезды сложно сказать, что они являются выразителями чаяний марийского народа, его защитниками. Но почему на первый план выносится признание общественного движения государством? Во-первых, современная Россия вообще не заинтересована в независимых национальных движениях, организациях, тем более съездах. Во вторых суть гражданского общества – в инициативе самих граждан, независимо от формального признания государством. Поскольку это самое гражданское общество должно контролировать действия государства. Потом большинство национальных организаций на местах давно уже под контролем того же государства. И если Съезд народа мари заменят общемарийским сходом представителей марийских общественных организаций насколько это собрание в условиях современной Росси будет представят интересы марийского народа? Ну например от Пермского края отправят представителей организаций «Памаш» в Перми или «Сулий» в Суксунском районе. Но руководители этих организаций перешли на сторону местных властей и не поднимут основной вопрос для мари Пермского края – сохранение единственной национальной школы Васькинской основной. Я думаю вопрос надо поднимать так, что российское законодательство как-то должно урегулировать статус съездов коренных народов России. Надо найти какой-то компромиссный вариант. Там где мари больше 5 тыс. выбирать от количества, а там где мари меньше представителя от общественной организации. Например в Эстонии и Финляндии марийцев меньше тысячи, но их общественные организации очень активны и достойны быть представленными на съезде народа мари. Я все же хочу продолжения традиций Съездов народа мари, пусть они даже не вписываются в современны российские законы.

  3. Эрвий

    Чем более деятельность марийских общественных организаций и в том числе Марий мер Каҥаш будет работать в правовых рамках, тем меньше останется места тому хаосу и беспределу,творимому и на съездах, и в преддверии съездов. Разве плохо, если мы все будем четко знать свои права и обязанности и — самое главное — сможем поставить четкий заслон вмешательству властных структур в зону общественности?! Вспомните: все эти «открытые» управляемые голосования, поправки в самый главный документ движения — Устав, принимаемые скопом и без разбора и даже без времени на обдумывание — ведут к тому, что съезд превращается в популистское мероприятие.

  4. Шоҥго

    Сергей.
    Внимательно читаю сайт Мари увер , который во многом мне помогает познать марийский мир. Но не все, оказывается, гладко, как мне казалось, живущему вдали от соплеменников. Я – башкирский мариец. Не понаслышке знаю. что большинство «теплых» мест в Марий Эл занимают мои земляки. Молодцы, одним словом. А где же настоящие марийцы в родном парламенте, в центральной избирательной комиссий Республики? Не говорю уже о правительстве и Федеральных службах, правоохранительных органах. Там нет ни одного руководителя и даже в ранге заместителей из лиц коренной национальности. А вы, меркаҥашевцы ( все бывшие и настоящие) твердите о расцвете Республики. Не стыдно? Вам «пудрит мозги» родной и всеми любимый поэт и архитектор. Скоро может станет и композитором, если медведь уберет свои ноги с его ушей.
    Обо всем этом я сужу, читая публикации в газете «Чолман», единственного издания, где бывший доблестный милиционер Игубаев не стесняясь в выражениях пишет об обстановке в Марий Эл. Чего стоит одна статья жителя города Белебей, кажется, Батырмалеева, опубликованная в сентябре 2010 года, где автор с возмущением рассказывает о своей поездке в Йошкар – Олу, кроет правду- матку. Эту статю надо бы перепечатать во всех издания Республики Марий Эл. Тогда может, проснулось бы национальное самосознание марийцев как титульной нации.
    Одним словом не надо биться как рыба об лед, надо действовать, надо учиться у нас, у Башкирских марийцев. Стыдно читать, как вы поносите друг -друга обзывая то горный то луговой мари. Неужели это самое главное в борьбе? Смотрите вокруг: Вас осталось в республике чуть больше 650 000 человек. Из них меньше половины – марийцы. Если еще не уменьшили по указке всеми горячо любимого поэта.
    Как-то попытался попасть в постпредство Республики Марий Эл при президенте Россий в великой столице нашей родины.
    Как воспитанный человек в духе любви к родному языку, начал разговор по – марийскии. Там меня никто не понял, и быстренько мне указали в дверь. Вот тебе марийское представительство в белокаменной!
    «Кадр –влак виге решатлат», — говорили в наше, советское, время. Какое мощное слово! Лайд, Опанас, С.Никитин, и некоторые другие, прошу вас, не враждуйте, а постарайтесь жить думой о нашей беспомощной нации. Нас и так уж пожалуй не осталось. Руководствуйтесь принципом: « Дружбу веди со всеми, но кулак держи в кармане зажатым» Только таким путем можно остаться вечным ОНЬЫЖОЙ.
    Кстати, о вечности титула — «ОНЬЫЖА». Значит, к Пектееву, Николаеву, Козлову, Яковлевой … теперь мы вечно должны обращаться к ним господин ОНЬЫЖА и ОНЬЫЖИХА? Хотелось бы посмотреть тот закон, где это положение закреплено буквами на бумаге. Как я понял из продолжающихся споров, еще Устав Марии Мер Каҥаша не зарегистрирован государственными органами. Это правда?

    • Эрыкан

      Шонго — это вряд ли шонгыен.Представляется постоянным читателем газет и сайта,но это вряд ли.Скорей всего,время от времены от скуки просматривает.Провокационным оттенком веет от него.Я тоже постоянный читатель «Чолмана»,там обозначенные проблемы действительно отражаются,но вполне корректно и обьективно, а не так,как позволяет констатировать себе шонго: «не стесняясь в выражениях.» «Выражаются» в желтой прессе.

    • Вен

      Шонго рассказал случай из своей жизни. Теперь я хочу задать вопрос. Мариец пришел в марийское постпредство в Москве, а его оттуда выгнали. Почему? Почему в марийском представительстве нет марийцев? Ответь, Оньыжа! Помещение марийского представительства захватили боевики? Марийцев убили и теперь там под видом марийцев живут бандиты? Если так, то надо туда отправить марийский ОМОН и уничтожить этих бандитов! Вы же Оньыжа, создайте марийский ОМОН и освободите марийское постпредство от банды. Теперь по другому вопросу Шонги. Я прочитал этот номер газеты «Чолман» и письмо Батыргареева(какая фамилия!Что означает гарей?). Обычный человек написал письмо в газету. Живет он в Башкортостане. А там президентом является башкир, все руководящие посты занимают башкиры, башкирский язык развивается и башкирам живется неплохо в своей республике. Батыргареев думал, что в Марий Эле марийцы живут так же, как башкиры в Башкортостане. Приехал в Марий Эл и ужаснулся. Президент –не мариец, на всех руководящих постах сидят не марийцы, марийский язык уничтожается, марийские школы закрываются, а сами марийцы бегут из республики. В Йошкар-Оле марийцы разговаривать на своем языке боятся. В чем дело? Почему? Вот такой вопрос задал простой человек в газете. Меня тоже этот вопрос интересует. Марийцы уезжают из республики, кто их гонит? Идет война? Или какой-то скрытый геноцид? Они становятся беженцами? Что происходит в республике?

  5. on

    Готов подписаться под каждым словом Шонго из Башкортостана!Хватит сопли жевать и друг на друга слюнями брызгать! Давайте поможем В.Козлову,С.Никитину,Васькинской школе своими делами!Поможем Друг Другу!!! Мариувер!Дай распечатку из газеты»ЧОЛМАН»!

  6. Лайд

    Шонго, извините, не дочитал ваш комментарий. Извините.
    Я должен был из-за уважения дочитать, вслушаться, вникнуть…
    Но ваша тональность знакома мне. Очень знакома.
    И поэтому понятна.
    Я задам Вам только один единственный вопрос:
    — где вы были в 2001 – 2006 годах, когда весь финно-угорски мир, почти пол-Европы, и частично Америка – обсуждали «марийский вопрос», в мае 2005 г. принята целая резолюция Европарламента (!)»О нарушении прав марийского народа», обсуждали «марийский вопрос» в Гааге, Страсбурге?!.
    И все они критиковали тот режим, которого вы вот тоже приступили ругать. Больше у меня нет вопросов.
    А есть предложение: Вы же в Интернете.
    Ну, попробуйте через поисковик найти ответ на такие ключевые слова: «Оньыжа Владимир Козлов», «Председатель Всемарийского Совета Лайд Шемйэр», «Оньыжа Василий Пектеев», «Режиссер Василий Пектеев», и т.д. Николаев и Яковлева.
    Найдете много интересного.
    А как найдете, перечитайте свой данный комментарий. (А вот теперь я тоже перечитал и прочитал до конца). И сделайте вывод : насколько вы были правы в своих оценках. Вам, конечно, судя по вашему письму, трудно будет найти такие газеты как «Марий чан:», «KUDO+KODU», «Голос правды», «Сам себе адвокат», «Добрые соседи», «Погарня» и многие и многие другие, которые отражали действительность указанного времени.
    Тогда бы Вы не сказали что бывшие мерканашовцы «поют о расцвете республики». Мы не «пели», а мы боролись за жизнь республики, порою проливая кровь, жертвуя самыми дорогими ценностями в жизни…
    Мне, как Оньыжа, нет необходимости оправдываться ни перед кем. Я действовал так, как мог действовать, работал так, как мог работать. Ни больше, ни меньше. «Не меньше» – потому, что я никогда не жалел себя. «Не больше» – потому, что больше не мог на самом деле. Потому что я не был ни богом, ни баем, ни боярином… Я был избран вами и был таким же, как вы. Но с вашими довериями и полномочиями.
    Поэтому, пройдя достойные выборы в 2004 году без интриг и обманов, став Оньыжа, наделенный как духовный лидер нации, за 4 года я сделал все, что мог.
    Мы подняли «марийский вопрос» до Европы – большего не мог сделать. Должен признаться – не хватило сил, опыта и, главное, – поддержка массы. Марийскую массу в это время просто уничтожали психологически, экономически… и еще как хотите. Вот исследуйте этот процесс.
    И напоследок: Вы как хотите, так и называйте Яковлеву. По извращённо выбранной, но официальной должности она – председатель Всемарийского Совета, а не Оньыжиха!
    Не надо глумиться на словом Оньыжа. И тме более позволять склонять в женском роде. Это – не женский титул. Слово Оньыжа достойно звучало на четырех съездах народа Мари (ну, хоть «Мер Канаш»). И вдруг ваш же земляк седовласый Михаил Ильтубаев выходит на сцену и поносит, извините, статус Оньыжа… Не достойный – позорный поступок Михаила Ильтубаевича! А спровоцировали Эрик и Мочаев – …технологи.
    Шонго, если вы на самом деле аксакал, не желательно опускаться до таких фраз «…Кстати, о вечности титула – «ОНЬЫЖА». Значит, к Пектееву, Николаеву, Козлову, Яковлевой … теперь мы вечно должны обращаться к ним господин ОНЬЫЖА и ОНЬЫЖИХА?»
    Зачем вам, седовласому эта ирония: «…господин Оньыжа». Я понимал бы еще, если такое написал бы пацан, у которого «играет» максимализм… Но от аксакала всегда ждут серьезного, рассудительного… подхода.
    Когда я был Оньыжа, ездил по Башкирии, по марийским деревням и чего только не видел. Как журналист и как общественник я мог бы написать такие критиканские материалы. Но я не делал этого по ряду причин (но только не от боязни). Я часто и безответно думал, почему, имея 100 тысячное население, марийская диаспора Башкирии не может выставить хоть одного марийца в парламент Башкортостна? Хотя на районном уровне? В чем причина? Почему, приезжая делегацией в количестве 50-60 человек, марийцы из башкирии всегда голосовали то за кислицынскую сторону, то за маркеловскую сторону. Как их удается обрабатывать чиновникам из марий эл? Ведь с пошкырт-мари этого не должно было бы случаться…
    И еще дальше задумываешься над такими фразами Шонго «…Одним словом не надо биться как рыба об лед, надо действовать, надо учиться у нас, у Башкирских марийцев…»
    Аксакал, расшифруйте, пожалуйста, свой «феномен»? Нужны вам такие фразы? Ну, если уж нужны, то извините.
    Позволю себе ответить вам – читайте побольше. А ваше незнание общей обстановки не дает права подобным вещам. Произносите вслух такие имена как Пектеев, Николаев, Козлов, Максимова, Танаков… и задумайтесь, почему они есть? А других нет! Не в физическом смысле.
    Ну, после этого не надо вскакивать с места. Просто поразмыслите: что происходило и что происходит, кто есть кто…
    А многие ответы на свои вопросы вы, Шонго, можете найти в книге «Съезды народа Мари. 1917-2008 гг. Документы и материалы». Если она вам нужна, музей Колумба может выслать по почте.

    Опанас, я помню ваши комментарии. И поэтому, не затевая спора, хотелось бы уточнить по поводу ваших фраз : «…все же хочу продолжения традиций Съездов народа мари, пусть они даже не вписываются в современные российские законы».
    Спорить мы можем вечно. И до съезда и снова после последующего съезда. Но что-то вы меня в шок привели своей последней фразой. В чем дело?
    Разве такие аналитические статьи и обращение до Прокуратуры РФ ни над чем не заставило задуматься?
    Да, съезд народа и его резолюции мы должны уважать и выполнять. Но если эти резолюции переписываются после съезда, проходят цензуру Яковлевой и ею же «утверждаются», чтобы подыграть властью… И мы все все видим… Должны молчать?
    Да вообще, в период моего правления из-за вечных идеологических боев, постоянного препятствия со стороны чиновников мы не смогли (не то, что не хотели) зарегистрировать Устав Мер Канаш. Есть и конкретный виновник этого «промаха», хотя для регистрации была проделана огромная работа – собраны анкеты почти 90 % делегатов съезда.
    Ну, как без регистрации? Даже общество «ВийАр» – новое, молодежное движение – регистрируется. А Мер Канаш должен иметь официальный статус и государственную регистрацию.
    Ерофеев прав.
    Побольше бы нам таких аналитиков, видением и пророчеством которого остается только восхищаться.
    Для меня, как Оньыжа, многие эти позиции Юрия Ивановича Ерофеева не новы. Их мы обсуждали еще в начале 2008 года, перед Съездом. Но тогда мы были на финишной прямой, и заниматься реорганизациями было поздно.
    А что скажут теперь те, которые тоже скоро-скоро окажутся на финишной прямой.
    Просто разница в том, что нынче в Президиуме Мер Канаш полно чиновников… И в Совете тоже.
    Так что, с них и закон и спрос.

  7. tep

    Эх, Лайд, тебе бы чуточки меньше самолюбования, тогда бы действительно цены не было! И не надо спрашивать других, а чем вы занимались до 1917 года.каждый из нас приходил в движение по мере «созревания», укрепляясь в жизненной позиции.

  8. Лайд

    Ну, тогда пора научиться оценивать ситуацию реально.

  9. горный мари

    Лайд,хватит жить событиями 6-7 летней давности, это уже история, да печальная страница в истории марийского народа.Хочу извиниться за предыдущие камменты, за ту тональность в твой адрес.Хотя по многим позициям я с тобой в корне все так же не согласен.У меня вопрос чем сейчас занимаешься кроме деятельности в музее колумба, какая то активная общественная позиция кроме сайтов для марийцев. я к тому может начать сотрудничество.

  10. Аликсандер

    «… я к тому, может начать сотрудничество» — при желании, наличии КОНКРЕТНЫХ ПРОДУМАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, давно можно было бы самому предложить сотрудничество и не виртуальное…
    Ю. И. Ерофеев поднял ключевой вопрос. В РМЭ действия властей явно противоречат ФЗ «Об общественных объединениях», но и действия центральной власти также противоречат этому закону. Поэтому расчитывать на то, что региональный прокурорский надзор приведет действия региональных властей в соответствие с ФЗ, нет оснований. В этом, к сожалению, можно будет убедиться…
    Но это не значит что нужно молчать. Молчат как раз холопы.
    Конечно же, делегаты должны избираться не от «поголовья», а от членов общественных организаций на местах. Тогда это будет съезд реальных общественников, а не «съезд» назначаемых чиновниками «членов», исходя из квоты от «поголовья» — в качестве простого способа устранить реальных членов общественных организаций, «забросать их шапками» по указке чиновников (не секрет, далеко не все могут иметь осознанную, активную жизненную позицию, «высовываться», защищая не только свои шкурные интересы).

  11. Шемермучаш

    Ю.И.Ерофеев правильно оценил ситуацию с движением «Марий мер канаш». Такого движения ни юридически, ни фактически нет, точнее оно когда-то было, но потеряло характер движения. Это «мыльный пузырь», выдающий себя за общественное движение, оформился за счет умелого манипулирования делегатами съезда 2008 года. Никакого проекта Устава этого движения не существовало до начала съезда, нигде он не обсуждался. Устав этого движения был принят на съезде 1992 года. Планировалось статус съезда утвердить на Государственном Собрании.Однако Н.Ф.Рыбаков категорически отказался от идеи обсуждения Устава высшим представительным органом Республики, тем самым дал понять ненужность такого общественного института в республике. Сигнал был услышан юристами. Новое общественное объединение не получило юридического статуса.
    Это объединение фактически существовало лишь на договорных началах. Уже при В.Пектееве, В.Николаеве о статусе съезда и общественного объединения старались умалчивать. Если для делегатов съезда говорили о его всенародном статусе, то в руководящем Совете — лишь как о Совете по координации деятельности национальных объединений,творческих организаций и т.д. При этом, как справедливо отметил Ерофеев, никаких юридических договоренностей между общественными марийскими организациями не существовало, что создавало значительные трудности при принятии решений и их реализации. Решения «продавливались» простым большинством присутствующих, зачастую без учета представителей национальных объединений. Поэтому многие программы не выполнялись, ибо каждый субъект Совета мог сказать, что решение принималось без его ведома, поэтому за выполнение намеченной программы не несет ответственности.
    Выработалась своя тактика общения с представителями высшей власти Республики. Здесь хотя и говорилось об общенародном интересе, но личные интересы руководителя, к большому сожалению, ставились во главу угла.Руководство Республики пыталось получить свои дивиденты в своеобразной игре с так называемым «Всемарийским Советом». Я не хочу сказать, что деятельность Всемарийского Совета была лишь своеобразно разыгрываемой игрой в демократию, но во многих случаях она напоминала работу декораторов, периодически меняющих декорацию на сцене общественной и политической жизни республики.
    Слабой стороной постоянно меняющихся Уставов (каждый руководитель Совета, начиная с Николаева пытался подготовить и утвердить свой вариант Устава) было то, что рабочие органы общественного объединения не несли персональную ответственность за проведение в жизнь решений съезда. Все отдавалось на откуп руководителю Всемарийского Совета. Он становился единственным проводником решений съезда: мог игнорировать их,определить свои цели и задачи. выбирать свойственную только ему тактику руководства общественным объединением и направить его деятельность в соответствии со своими интересами.
    Члены Совета также мало обращали внимания на решения съезда.Другие общественные объединения и организации не несли никакую ответственность за принятые на съезде решения.
    Результаты деятельности активистов Всемарийского Совета за 2000- 2011 годы ничтожно малы. Всемарийский Совет напоминает комсомольскую организацию: громче крикнуть, создать видимость бурной работы, а в итоге — никаких перемен. Режиссеры, актеры меняются, выдвигаются новые и новые лозунги, тратится уйма энергии участников «шоу». Неужели все это лишь «игра ради игры»?
    Конечно, нет. Многие активисты движения не хотят быть куклами в руках кукловодов. По человечески понимаю Ерофеева, который с болью пишет о чувствах унижения, испытанных участниками последнего съезда. Наглая ложь, лицемерие, полное пренебрежение интересами народа, которые проявилось в словах и действиях членов Президиума съезда вряд ли могли остаться незамеченными в 1990-ые годы. А сейчас полюса поменялись, вместо правды царствует ложь. Большая часть нынешних активистов Всемарийского Совета хотят показать себя героями, защитниками интересов народа, а на самом деле не делают ничего, чтобы изменить народа жизнь к лучшему.
    Дорогой Юрий Иванович! Прокурор, к сожалению, ничем не поможет Всемарийскому Совету, лежащему под капельницей нынешнего Правительства Республики Марий Эл. Куклы остаются лишь куклами, пока в них играют дети. Нам марийцам, надо переболеть детством, пора уже повзрослеть.

  12. Лайд

    Спасибо всем!
    Согласен с теми, кто болеет за дело, и готов спорить демократично с теми, кто так быстро забывает или игнорирует свою историю.
    Горный мари, я готов встретиться и обсудить наши вопросы.
    И вам и другим, желающим пообщаться и работать — моя электронная почта: laid@nm.ru
    В последнее время глобальных вопросов особо не касался, а занимался конкретными делами.
    Лайд.

  13. 1.Обращение уважаемого Юрия Ивановича к Прокурору РМЭ актуально и отражает возможность и необходимость правовой защиты общественных объединений от чиновничьего беспредела. Вопрос только в том (не в обиду будет сказано лично гражданину Михопаркину) служит ли прокуратура в Марий Эл Закону или обслуживает интересы местного руководства.

    Если Закон всё-таки восторжествует, то это будет иметь важное значение не только для марийских общественных объединений, но и (как прецедент) – для всех национальных НКО в России, так как процесс огосударствления национальных общественных движений так или иначе затрагивает все регионы РФ.

    Огосударствление (точнее – очиновничение) «Всемарийского Совета» в 2008 г. привело к тому, что это когда-то всеми уважаемое движение фактически превратилось в малоэффективный придаток гос.машины.

    2.Конечно, не только «Всемарийский Совет», но и все общественные объединения необходимо «поставить на прочные рельсы закона». Вопрос в том, кто и каким образом это будет делать. Кураторам из «Серого дома» это не выгодно, в нынешнем руководстве «Всемарийского Совета» принципиально честных правоведов не найти, а со стороны независимых марийских НКО, по закону не входящих в состав сего Совета, формально могут быть только предложения или обращения.

    С другой стороны, при невнятной национальной политике государства российское законодательство тоже далеко не идеально, статус таких форм гражданской самоорганизации этноса как «Съезд/Собрание народа» или «Всенациональный Совет» отсутствует, тогда как необходимость Системы и определённых форм взаимодействия представителей марийского народа, живущих не только в Республике Марий Эл или регионах исторически компактного проживания, но и раскиданных практически по всему миру всё более осознаётся, ибо под угрозой – существование и марийского языка, и культуры, и самого этноса в целом (в данном случае и далее – без разделения на «луговых, «горных», восточных» и др. ответвлений единого «древа мари»).

    Если использовать принцип «что не запрещено – то разрешено», то в условиях со скрипом , но всё-таки формирующегося гражданского общества действительно важна не только гражданская инициатива, но и социальное творчество наиболее активной и ответственной части марийского этноса, в данном случае — при создании отмеченной выше Системы взаимодействия, которая органично соединила бы и исторические традиции, и современные реалии (в т.ч. правовые). В этом отношении дискуссия, начатая Юрием Ивановичем, ещё более важна, так как чем глубже и шире будет обсуждение нерешаемых пока вопросов, чем больше распутается клубок противоречий, тем более продуктивным может стать Всемарийский форум в следующем году.

    3. Конкретные предложения :

    1) Один из вариантов выхода из правового тупика – равноправное участие во Всемарийском форуме – Съезде Мари всех марийских общественных организаций и НКО, находящихся не только в российских регионах, но и за рубежом (в Эстонии, Украине и т.д.).

    2) Согласно ст.13 ФЗ «Об общественных объединениях» на этом Всемарийском форуме может быть создан союз (ассоциация) марийских общественных объединений, высшим «законодательным» органом которого может быть Всемарийский Съезд, высшим исполнительным органом – Всемарийский Совет, а действительно уважаемый и избранный всеми лидер — Марий Оньыжа – достойно представлять интересы марийского народа в России и за рубежом.

    3) Проекты Устава этого всемарийского общественного объединения, а также другие вопросы и предложения в течении всего года можно и необходимо открыто и конструктивно обсуждать на специальном Интернет-форуме, например, на площадке MariUver, при этом не переходить на личности, не вспоминать прошлые обиды, а сообща искать и находить эффективные, в т.ч. и нестандартные решения непростых проблем.

    ТОЛЬКО ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ СПОСОБСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО СОХРАНЕНИЮ, НО И ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ МАРИЙСКОГО НАРОДА В XXI-м ВЕКЕ !

  14. Шеремет

    15 апреля по ЦТ показали встречу В.В.Путина с партийным активом, где было сказано, что к началу сентября этого года будут составляться списки кандидатов в депутаты Госдумы нового созыва. С тем, чтобы эти кандидатуры обсуждались ПРИНАРОДНО.
    Будет ли в этом списке Л.Н. Яковлева — пока трудно сказать, но тем самым появляется уникальная возможность для граждан, общественности организованно высказать свои мысли о соответствии ее кандидатуры высокому предназначению быть выразителем интересов народа.

    • Элыксан

      А что эта мадам Яковлева полезного сделала для нас марийцев, для республики? Может кто-то знает?

  15. Никитин С.П.

    К третьей годовщине незабываемого Восьмого съезда народа мари:
    Солалан ушаныше калык,
    Шолагай пашам ыштенат:
    — Ушкалаш презым, шОржО уке,манын,
    Олагоракла чУНгенат.
    Солалан ишаныше калык,
    Мер ойым молан монденат?
    Коча-коватат каласалын:
    — Имньым шУлО дене поктат!
    Йомаклан ушаныше калык,
    Кугезе мутым шУкАлат.
    Вес калык ойлан кержалталын,
    Умшатым карен шинчылат.
    Йомаклан ишаныше калык,
    Йот кидыш сапым пуэнат.
    Шочмоэлет вестУрлымемым,
    Шинчавуд Уштыл ончалат…

    21.04.08г — 21.04.11г
    Йошкар-Ола — Казань — Екатеринбург.

  16. Никитин С.П.

    …солалан ушанен-ишаныше,
    йомаклан ушанен-ишаныше,
    алгаштаралтше-аныргалыше калык
    — йомакыште веле кодат!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.