Каким путем должно пойти марийское национальное движение

У развилки дорог

Сегодня организаторов Всемарийского съезда – 2012 должны мучить сомнения по поводу его предстоящего проведения. Здесь, на мой взгляд, могут быть три сценария:

1. Оставить все, как есть, положив в основу форума МОД «Марий Мер Каҥаш» прежний формат т.н. «съезда марийского народа», хотя он и противоречит ФЗ «Об общественных объединениях»;

2. Мероприятие провести в нормах действующего Устава МОД «Марий Мер Каҥаш», а это значит, что предварительно необходимо будет привести в соответствие с ним всю структуру в виде региональных отделений. Задача крайне не простая, но возможная в плане осуществления. Ее реализация, вне сомнения, придаст новый организационный импульс движению, позволит, наконец-то, разобраться в количественных показателях «Всемарийского Совета» как в целом, так и отдельно по территориям присутствия марийцев на текущий момент в России, а, возможно, даже и за ее пределами. Это позволит обеспечить легитимность выборов делегатов, отказавшись от разного рода «квот», основанных на переписи населения без разбора на возраст и т.д.;

3. Есть, правда, третий путь. Он заключается в самоликвидации МОД «Марий Мер Каҥаш» в соответствии с процедурой, прописанной в законодательстве и в Уставе, а затем учреждение нового межрегионального объединения в виде «Союза – ассоциации» функционирующих марийских этнокультурных образований.

Нынешний облик марийского движения «восхищает» своим самотворчеством. По форме оно имеет атрибуты «Марий Мер Каҥаш», по регламенту базируется на традициях «съездов марийского народа», а по текущей межсъездовской деятельности фиксирует принципы ассоциированного членства. Но подобный организационный триптих никого не волнует, хотя каждая из названных составляющих основ по факту не соответствует нормативно-правовым требованиям.

Данный вариант обрел предпочтение в моем сознании в результате анализа списочного состава Совета МОД «Марий Мер Каҥаш» на момент его избрания VIII съездом движения. Он показал, что из 36 членов руководящего органа 16 человек обозначены как функционеры той или иной общественный структуры, не имеющей прямого отношения к «Всемарийскому Совету».

В нем представлены: «Марий Ушем» (2 чел.), «Марийский национальный конгресс» (2 чел.), землячества горных, восточных, луговых мари (4 чел.), «Союз марийской молодежи» (1 чел.), региональное отделение ООД АФУН РФ (2 чел.), местные и региональные национально-культурные автономии (3 чел.), национально-культурный центр из Перми (1 чел.) и даже религиозная (языческая) организация.

Но что особенно меня удивило – так это полное отсутствие в Совете руководителей региональных отделений, составляющих собственную основу МОД «Марий Мер Каҥаш». Отсюда стало ясно, что все это время деятельность указанного движения строилась не по Уставу, опираясь и развивая свои организационные ячейки, а только в рамках взаимодействия с другими партнерами.

Получалось так, что незарегистрированное в государственных органах движение фактически руководило не подчиненными ему юридическими лицами – общественными объединениями различных организационно-правовых форм. Такое может быть только в условиях поголовной правовой неграмотности и амбициозного нахрапа лидеров.
Безусловно, это происходило по причине безоговорочного воздействия «немеркнущей славы» т.н. «съездов марийского народа». При всей своей популярности и привлекательности, тем не менее, многие съездовские идеи оказались в новых исторических условиях неисполнимыми, в том числе и в силу своего несоответствия законодательству. Скажу больше, «Марий Мер Каҥаш» как движение, хотя и выросло из недр материнской организации «Марий Ушем», но «в борьбе за место под солнцем» нанесло и продолжает наносить удары по авторитету старейшей общественной структуры.

В 90-е годы XX века властям республики и отдельным функционерам на ниве марийского национального движения по примеру других субъектов РФ не терпелось создать под себя прочный общественный базис, демонстрирующий степень успешности демократических перемен в Марий Эл. Существующая в ту пору организация «Марий Ушем» по причине своего свободомыслия, а может, некоей ортодоксальности не в полной мере удовлетворяла их.

С появлением МОД «Марий Мер Каҥаш» роль «мариушемовцев» значительно уменьшилась. Она стала восприниматься некоторыми как рудимент прошлой эпохи. Более того, ныне возникла опасность, что «независимому» нраву «Марий Ушем» может вообще наступить конец, ибо мариэловские власти совместно с руководством МОД «Марий Мер Каҥаш» методически завоевывают его пространство и электорат, о чем свидетельствуют примеры по Удмуртии и Свердловской области.

Осенью прошлого года лишился должности руководителя региональной структуры «Марий Ушем» С. П. Никитин. Лично я не знаю всех подробностей, но мне известно, что незадолго до отчетно-выборного собрания свердловчан-мариушемовцев в Екатеринбурге побывал заместитель председателя МОД «Марий Мер Каҥаш» В. Мочаев – «большой специалист» по политтехнологиям. Думаю, что замена Никитина на креатуру «Всемарийского Совета» не прошла без его личного участия.

В течение оставшегося года до Всемарийского форума руководство МОД «Марий Мер Каҥаш» будет стремиться к тому, чтобы полностью «зачистить» общественную площадку марийского национального движения от «неугодных» лиц и заменить своими людьми мариушемовские руководящие структуры. Тогда времени и желания трансформировать МОД «Марий Мер Каҥаш» в союз (ассоциацию) марийских этнокультурных объединений просто может и не оказаться.

Тем не менее, я обязан объяснить людям, что представился уникальный шанс сделать марийское национальное движение более универсальным, более демократичным и более соответствующим требованиям федерального законодательства. В этом случае не придется выстраивать отсутствующие структурные звенья МОД «Марий Мер Каҥаш» (региональные отделения), не нужно будет проводить нелегитимные выборы и заниматься регистрацией движения. Количество же делегатских мест определится численностью масс, вовлеченных в орбиту деятельности той или иной ассоциированной организации и т.д.

Более того, откроется возможность для полноценного сотрудничества и взаимодействия общественных объединений различных организационно-правовых форм как по горизонтали, так и по вертикали. При этом каждое общественное объединение останется свободным в определении своей внутренней жизни, форм и методов деятельности, исключая всякое вмешательство извне. Нужна только коллективная воля.

Итак, ход за нынешним руководством МОД «Марий Мер Каҥаш». Готово ли оно к обновлению, покажет ближайшее время.

Не скрою, мне известны его одновременные шаги, направленные на создание федеральной национально-культурной автономии марийцев в России, что, безусловно, позволит закрепиться на общественной площадке с последующим выходом через существующий Консультационный Совет, ныне возглавляемый Д. Козаком, на уровень Правительства РФ. Этого давно уже добились соседи – татары и чуваши. В настоящее время к отстраиванию ФНКА вплотную приступила мордва.

Но при всех своих симпатиях к институту «национально-культурной автономии», тем не менее, я пришел к выводу о том, что сам федеральный закон по большому счету не получился. Спустя 15 лет это стало очевидностью, подтверждаемой подробной статистикой, изложенной в моей авторской книге, вышедшей в апреле 2010 г. в издательстве Института этнологии и антропологии Российской академии наук и получившей признание в Госдуме, администрации президента РФ, а также в академических и общественных кругах.

Для меня важна даже не сама регистрация ФНКА, а ее деятельность на перспективу. Например, в Москве формально можно было давно уже заиметь и местные, и региональную автономии марийцев. Но создание их в обязательном порядке потребовало бы установления тесного сотрудничества с властями РМЭ, поскольку для успешной реализации задач в сфере этнокультуры и этнообразования необходима помощь со стороны минобразования, минкультуры и творческих учреждений. Но так уж случилось, что наши взаимоотношения с администрацией Президента Республики с самого начала не заладились.

Во-вторых, для руководства НКА мы не нашли достойного лидера как по организаторским способностям, так и по материальным возможностям. Плодить очередного нищего пасынка не стали. Когда я говорю «мы», то имею в виду землячество, в котором согласно выданным за 10 лет членским удостоверениям числится более 230 человек. Несомненно, за прошедшие годы состав организации изменился, в том числе по причине естественной убыли. Но за все время мы никого не исключили. Скажу больше, землячество не стремится монополизировать и утверждать свое абсолютное влияние на имеющуюся в Москве этническую общность. Мы будем искренне приветствовать стремление марийцев — москвичей инициировать образование НКА местного и регионального уровней. Более того, часть наших членов, оставаясь в рамках землячества, может с успехом влиться в ряды новых структур и работать во имя реализации общих целей.

Если же дело дойдет до регистрации ФНКА, то размещение ее Центрального (руководящего) органа должно быть, по моему мнению, в Москве или, в крайнем случае – в Башкирии, где проживает шестая часть марийцев России. Что касается Марий Эл, то национально-культурная автономия, будучи по природе экстерриториальной организацией, не может быть прописана в Йошкар-Оле – столице титульной Республики, к тому же не имеющей права создавать у себя автономии этнических марийцев. НКА для того и придумана, чтобы представители различных этносов, живущих вдали от титульных государств и республик, могли, опираясь на возможности последних, сохранять т. н. «очаги» национальных культур и духовных традиций в новой для себя среде обитания. Хотя татарам когда-то и удалось «расквартировать» свою ФНКА в Казани. Думаю, ныне такой «номер» не пройдет.

Пользуясь случаем, мне бы хотелось предостеречь еще от одной распространенной ошибки. Дело в том, что национально-культурная автономия по закону является видом общественной организации. А это означает, что она в полной мере должна соответствовать таким требованиям, как обязательное членство и строгий учет всех тех, кто состоит в ее рядах, достигнув 18 лет.

К сожалению, большинство НКА игнорирует эти нормы, включая в свои рамки всю наличествующую на той или иной территории этническую общность.

По этому пути идут и некоторые «теоретики» как профессор Мордовского госуниверситета В.Ф. Кирдяшов и председатель ООД АФУН РФ, он же – министр культуры Мордовии П.Н. Тултаев, которые в своей книге, посвященной проблемам национально-культурного строительства, утверждают, что наилучшим вариантом было бы то, когда высшим органом федеральных НКА становились т.н. «съезды народов», о нелегитимности которых мной в предыдущих статьях достаточно много уже сказано.

Юрий Ерофеев,
г. Москва, 28.03.2011

Ссылки по теме:

Юрий Ерофеев требует прекратить правовой беспредел в марийском национальном движении

Что ждет Всемарийский совет – Мер каҥаш в будущем?

В лабиринтах съездов народа мари

65 комментариев

Filed under Статьи

65 responses to “Каким путем должно пойти марийское национальное движение

  1. Tumooks

    На проведение Съезда в 2012 году по Этнокультурной программе «заложено» 1 миллион 300 тысяч рублей. Если подумать, на эти деньги можно «купить» многих. И заодно продать.
    В междусобойчике Мочаев и Юзыкайн уже заявили, что пусть этот Ерофеев не рыпается. Мы ему не дадим Марийский Съезд перетащить в Москву. Мы проведем у себя в Йошкар-Оле. Также в театре М.Шкетана. Здесь у нас все отработано, все люди свои.
    А в Москве провести — это проиграть 100%. Не знаем, что приготовит этот Ерофеев. И Минрегионовские деньги уйдут.
    Молодец Ерофеев. В Йошкар-Оле «зашевелились». Пора бы.
    Говорят, Васютин уже тайные, секретные встречи прводит.
    Проиграть-то не хочется. А проиграть вероятность большая.
    Потому что программа Мер Канаш «Диаспора» до банальности дошла: МУРЕНА да КУШТЕНА. За 3 года диаспорам не оказана никакая помощь. А эти свистопляски на уровне чиновников РМЭ и местных чиновников привели к закрытию Васькинской школы и десятки школ в Удмуртии, Кировской, Татарстане…
    Нет ДИАСПОРЫ, все это показуха.

  2. Tsikma

    А Нижегородские мари? Протянута ли рука помощи им? Они тихо меняют свой язык на русский, а мы же спокойно взираем и молчим.

  3. Вачис

    Каким путем должно пойти марийское национальное движение?
    ————————————————-
    с утра до вечера, на ночь до сна твердить, что мы финно-угоры…

  4. Вытла -Маре

    Нижегородские мари давно кинуты Йолой, также как и горномари в незавидном положении. Лучше походу отделятся в отдельный регион, чем так как есть на все смотреть

  5. Вачис

    Мариец из Башкирии завоевал свое третье «золото» на чемпионате мира
    http://ufa.kp.ru/online/news/867888/

  6. Виктор

    Вытле-Маре, чем горные марийцы не довольны.
    Минкультыры республики их человек, дворцы у них в Кузьме строятся, театр у них есть, дорога открыта до Й-Ола, автобусы ходят, в учебные заведения абитуриентов горномарийцев принимают, Горномарийский муниципальный район властью республики обласкан, национальному герою Акпарсу памятник поставлен, представители горномарийцев за границей в Финляндии и в Эстонии обучаются и получают научные знания, определенные время на радиоканале Марий Эл и на их наречии ведется передача. Горномарийцы находятся в лучшем положении чем луговые. Так что прежде проявления недовольства подумайте о чем хотите сказать.

  7. Никитин С.П.

    В начале нулевых годов, намечалось преобразование Съезда в Марийский национальный конгресс. Эту идею украли и создали карманную организацию. Мер Каҥаш задумывался как совещательный орган. Базой движения оставался Марий Ушем и молодежный У вий ушем.
    Но Марий Ушем втянулся в противостояние с Маркеловым, и не смог из этого выйти. Точнее ему не дали выйти из конфронтации — как свои, так и чужие. Потому что воевать с Марий Ушем стало выгодно и безопасно. Некоторые мариушемовцы сделали на этой войне карьеру и состояние.

  8. Никитин С.П.

    Сделали, но сбежали из Марий Ушем. И оценивая те события, закрадывается сомнение — а может Н.С.Попова отодвинули от руководства организацией «засланные казачки»? Сделав свое дело — подорвав организацию, они тихонечко переместились в стан противников. Спасибо Н.Ф.Максимовой и ее соратникам, что они сохранили Марий Ушем. Речь не идет о развитии и победах — надо было выжить!

  9. Никитин С.П.

    Ситуация в Свердловской области имеет свои особенности. Первое: — с 2000г организация «Пиал» пыталась вытянуть общественную работу на уровень других националов — татар, башкир, учась у евреев и немцев. Что то удалось сделать, но в сельской местности сдвигов не было заметно.
    И с 2006г, в качестве руководителя областной организации «Мари» поставил задачу — «Спасти марийскую деревню». Было поручено создать первичные яченки в каждой деревне, изучить ситуацию, разработать программы, и жить по законам общин как диаспоры. Активисты на местах не захотели заниматься этой кропотливой работой.

  10. Никитин С.П.

    После 8-го Съезда, осенью, актив Красноуфимского района ввязался в борьбу за пост Главы района, против кандидата «ЕР». Повторилась мариэльская история — выборы, шум, конфронтация. Хотя, наш кандидат мог добиться своих целей, просто не вступая в борьбу — не растаскивая голоса со своим третьим местом, потому что разница между первыми двумя была в 900 голосов.
    Через месяц приехал Мочаев, после чего Канакаев созвал районную конференцию. Выступали пламенно, кланялись народу в пояс, обещали многое.

  11. Никитин С.П.

    Через год, после осеннего Форума-2009, 12.12. позвонил участник форума Янгельдин, поинтересовался о дате отчетной конференции. Я пояснил, что в декабре не удается провести и она будет в установленные сроки — в марте, а скорее в феврале — есть проблемы с залом, с районными мероприятиями, праздниками. «Отдыкайте» — посмеялся Янгельдин. Второй раз, издевательски-дурашливым тоном он позвонил 23.12. в 18-15ч. спрашивая о том, поеду ли я на конференцию, которая будет завтра в Красноуфимске.
    Я уже ехал в Красноуфимск, потому что будучи там 18.12. случайно услышал о данном мероприятии, и затем в свежей газете прочитал об отчетной конференции, где из 8 вопросов повестки дня, третьим значилось — Отчет председателя Никитина. Такой наглости, хамства, беззакония я не ожидал от тех, кого привел в организацию, поддерживал, назначил заместителями и создавал им имидж ярких общественников. Под обьявленим было написано «оргкомитет». Ни тогда, ни сейчас неизвестно, кто был о «Оргкомитете», протокола нет, обьявление подал Канакев, обсуждали в Сарсах, в конторе КХ «Успех» Айметова В.И.

  12. Лайд

    Поро! Сергей Петрович!
    Да была победа и огромная! Помните, был момент «ликвидации» театра им. Шкетана в 2001 году. Под натиском марийской общественности правительственные беспредельщики сдались и переименовали целое распоряжение правительства: «реорганизация». Разве это не победа? Цель — убрать марийских лидеров Пектеева и Николаева. Но вот их не смогли уберечь.
    Сергей Петрович, почему-то вы не называете имена тех, кто был тогда «засланным казачком». Ну, назовите смело — это Валерий Мочаев. Где он сегодня и как туда «пришел». Его путь нам известен. Вот подобные и играли и там и сям.
    А такие, заслуженные-перезаслуженные мари как Михаил Ильтубаевич Ильтубаев, оказались потом марионетками в «руках» мочаевых и эрикюзыкайных. Что, вы разве не знали, что Мочаев и Эрик втначале марта 2008 года ездили на специально выделенной машине в Калтасинский район. Ездили специально, чтобы обработать под воздействием и других сил Михаила Ильтубаевича, заслуженного аксакала, чтобы он выступил против институции Оньыжа. А фоне этого в руководство Мер Канаш протащить женщину. (Думали ли эти деятели о чести…). Отличный сценарий. Такого могли придумать только Мочаев и ему подобные, т.е. мнящие из себя политтехнологов (но постоянно проигрывающих на ответственных и судьбоносных моментах). И что удивительного — на это согласился аксакал Ильтубаев. Согласился заведомо.
    И большинство делегатов согласилось, как потом называли в народе, «лечь под женщину». Этот позор на «мочаевщине».
    Ерофеев молодец, затрагивает и дает аналитику многим злободневным вопросам.
    Одновременно не перестаю удивляться некоторым горным мари, которые в собственных бедах пытаются обвинять луговых. Да действуйте-же, отстаивайте, защищайте СВОЁ! Не становитесь провокаторами. Кто же вам мешает сегодня, когда все марийское руководство состоит из горных мари. Вглянитесь. Что, тогда ваши же мешают вам, т.е. горные горным, а не луговые.
    Кто, например, мешал горным марийцам выступить с заявлением, когда в феврале 2002 года господин Жириновский так унижал горных мари (и не один раз). Никто из вас не осмелился даже выступить с заявлением против этого, хотя вас мы просили вступать за часть и достоинство. Просили луговые. Луговые просили вас выступить с заявлением, когда закрывали вашу родную радиостанцию «Акпрас». Помните, 2002-2003-е годы. А вы молчали… Вы молчали целое десятилетие…
    Ну, и что? Ваши земляки в начальствах. Но от этого горномариская речь в городе Козьмодемьянске не увеличилась. А почему? Да ответ вы сами прекрасно знаете.
    Поэтому пора правде в глаза смотреть и не передергивать факты (тем более провоцировать).
    Так что, интересные времена ждут РМЭ и МАРИ.

    • Ларчик

      Никто не спорит, что с качеством генофонда начиная со сталинских репрессий стало похуже, да еще фактор страха, который тоже живет долго. Как у лугомарийцев? В процентном отношении все же намного больше потерь понесли горномарийцы. «Акпарс» — было ведомственной проблемой. Не захотели тратиться на провода и столбы. Однако же никто не разбежался помочь с оборудованием для беспроводного радио.

    • Евгений

      Несколько пояснений :
      1. Я почему-то не помню, чтобы Жириновский что-то невпопад сказал про горномарийцев. Хорошо помню, что лугомарийцев он ошибочно назвал полевыми, видимо не успев соорентироваться из-за слабого знания про республику;
      2. Про радио «Акпарс» тоже идет дезинформация. Если бы мы поступили как учил Лайд, правда я не знаю как он учил, до сих пор наверное своей радиостудии у нас не было бы. А сейчас имеем современную беспроводную радиосеть. Лайд говорит, что надо было где-то бузить. Вопрос: зачем?:, если и так мирно можно решить проблему. Шума ради шума нам не надо. Тем более те, кто призывал бузить, ни на капельку в этом вопросе не помогли;
      3. Лукавишь Лайд, что горномарийской речи в Козьмодемьянске больше не стало. Или сам там давно не был, или информаторы у тебя никудышные, гони их. Они даже не заметили, что горномарийской речи в Козьмодемьянске временами стало больше, чем русской. Приходи на площадь Козьмодемьянска в новогоднюю ночь, убедишься сам: горномарийские частушки и песни чередуются с русскими на равных. Помню времена, когда по горномарийски, да и вообще по марийски в городах стеснялись говорить. Прошли те времена, сейчас говоря по-молодежному,»горномарийцем быть модно»;
      4. Где-то Лайд промолвился, что горномарийские книги плохо продаются. А где Вы их продаете? Сомневаюсь, что их купят на татарском Сабантуе или чувашском Акатуе. Привозите их на горномарийский «Пеледыш айо». А так и по этому вопросу пустой шум.

  13. Никитин С.П.

    Признались винициативе Савватеева Т.А., Изибаев И.И. Участвовали там карты Александров и Канакаев — те, с кем мне довелось стоять рядом на летних молениях на Кюсе курык. Я потом читал речь А.И.Таныгина на том Форуме, но не нашел указания о проведении «переворотов», а о создании общин — нашел. Какие то карты у нас пошли непослушные и неслышащие. Хотя, их можно понять — ведь все вышеперечисленные лица получили тогда в Йошкар-Оле медали им. Й Кырла! Надо оправдывать доверие!
    Короче, 24.12. третий вопрос со скандалом, но сняли с повестки дня, не преминув заметить, что три человека могут собраться и провести отчетное собрание и снять председателя! Видимо, йошкаролинские, мерканашевские юристы их научили. Избавь бог от таких горе-юристов!
    И эти господа уверяли, что не знали мой номер телефона, зато нашли тел. моего младшего сына и ему на служебный факс выслали свое «Объявление». Не было никакого факса. Посмеяться решили. Не вышло! Мочаев в эти дни с 20.12 был в Ижевске, затем выехал в Пермский край, на звонки не отвечал. Про поездки сказали члены Президиума Мер КаНаша, пришлось звонить многим. Руководители районов были в недоумении — Как можно так поступать!? Речь не шла о просто Никитине, речь шла о марийской организации. Важно было не потерять лицо, соблюсти законность.

  14. Никитин С.П.

    Далее, числа 12-13 января Мочаев приехал в Верхпотамскую школу, Ачитского ГО. Готовил конференцию учителей на 26.01. Сотрудник управления образования Егорова, кстати, руководитель ачитских марийцев, попросила меня найти возможность оплатить проезд трем преподавателям из Марий Эл. 23.01. вечером, глава Ачитского ГО, в Екатеринбурге, от депутата облдумы, к которому я обратился за помощью, узнал, что на его территории будет проводится межобластная конференция!!! НЕ знаю, может в Мариэльской стороне так делается, но у нас принято заранее извещать Глав о мероприятиях.
    Мне, больному, пришлось ехать, пригласив ОблТВ, найдя деньги. И уже в Потаме еще новость — срочно нужны деньги чтобы выкупить методлитературу!
    Сказать, что Мер Каҥаш в лице Мочаева «оказывает помощь» — после таких случаев — не скажу. Это только на вред «диаспорам» и местным организациям! Столько лет поднимали марийскую организацию, а приехал политьтехнолог и обрызгал грязью. Мало того, возникла неловкость и в отношениях с З.С.Артюшкиной, руководителем организации «Марий туныктышо». Ну а конференция проведена хорошо — роли распределены, сказали то, что надо: — 1.Создать Уральскую (Пермь и Свердловск) организацию «Марий туныктышо». 2. Создать «молодежное крыло Мер Каҥаш» в Свердловской области.
    Вот так кипит работа Мер Каҥаша — неугодных убрали, что-то создали, форумы провели, галочки поставили! Уря-я!
    Работа «кипит», господа.
    Только под котлом горят не дрова. Горят марийцы, которых вы вроде любите…

  15. Лайд

    Извините, Сергей Петрович, пока я писал свое длинное письмо, вы успели трижды «выйти в эфир», написать 3 комментарии.
    Ясно, что творила «мочаевщина» в Свердловских краях и в других. Ну, теперь они скрупулезно будут готовиться к будущему Съезду. Интересно, как они после этих материалов его, т.е. предстоящий Съезд, назовут, под каким флагом проведут? Ведь если назовут «Съездом марийского народа» — это не вписывается в рамки российских законов. Как же быть президенту Мркелову, которому придется подписать распоряжение или вынести правительственное постановление… Или он пошлет куда подальше всяких этих, кто обратится, как мавров, дабы себя не очернить? Время покажет.
    О времена, о нравы! — сказал бы кто-то из великих.
    Такой беспредел, как в Свердловской области, «мочаевщина» вместе с саскавий постарались творить перед самым началом Съезда в 2008 г. в Сургутской области. Да, им что-то удавалось. В основном — внести раскол среди сургутских мари. Ну, Ош Поро Кугу Юмо, разве стоит тратить свой потенциал ради того, чтобы настраивать марийца против марийца?.. Не ради национальной идеи, а в угоду властям. А «мочаевщина» и его пийнерешки нашли дорогу к руководителю Сургутского отделения «Марий ушем», обработали ее, настроили против общественников. Тем самым образовали брешь среди сургутских мари. Но вопрос: стоит ли кому-то ездить специально сургут, чтобы сносить раскол среди своих сородичей. Не грех ли это. За такие вещи Юмо может и наказать.
    Единственным профостом и недоступным для мочаево-эриковских авантюр было и остается московское марийское сообщество. Правда, была у них попытка протащить и спровоцировать и московских марийцев, но она провалилась с треском. Потому что Мочаев как огня остерегается Ерофеева. Не оттого даже, что Ерофеев как оперативник знает о многих вещах и проделках его, а оттого, что в 2001 году, когда Ерофеев попросил Мочаева напечатать в его газете «Ресурсы Марий Эл» аналитическую статью, Мочаев первым «открестился» от этой статьи, струсив перед властью. Но потом он опять «протискивался» незаметно в «герои».
    Вот так вот у нас.
    Пора, йолташ-влак, также господа и товарищи, собственную историю писать самим.
    Интересно, если вот эти комментарии были бы написаны нами на бумаге, то уже было бы пол-книги готового текста.
    Иначе наши потомки опять будут по крупицам собирать.
    Да пишите так, чтобы на любом суде можно было отстоять свою правоту. Значит — обоснованно, на фактах, а не голословно и эмоционально.

  16. Вытла -Маре

    Гражданская война не загорами, только для тех кто в 90е в политику начал играть. Только вот обломится все равно столкнуть молодежь горномари и луговых лбами и всех остальных. Нам эта грязь не интересна, лучше дела делать полезные всем. Чем несуществующими возможностями передвигать в слепую.

  17. Лайд

    Вытла, перед тем, как написать подобное, перечитай свое предыдущее письмецо.
    Одновременно еще раз повнимательнее изучи Конституцию РМЭ. Для начала.

  18. Лайд

    И что же, Вытла, правда глаза колет?..

  19. Лайд

    И поинтересуйся, когда осудили последнего предателя Родины, который предавал в годы Великой Отечественной войны.
    Предательство — без срока давности.
    Не лишнее было бы запоминать такие вещи, а лучше вооружаться ею на всю жизнь,как одной из критерией нравственности.
    Или у вас тоже пазар.
    И некрасиво присваивать чужое.

  20. Прошу успокоиться. На счет Радио Акпарса отчасти Лайд, вероятно прав. Значит он кому-то говорил с предложением выступить, а тот не выступил. Но в архивах Мари Увер есть статья, где пишется против закрытия этой Радиостанции. С другой стороны (я не хроник Марий Ушема и Марий Кангаша), если не ошибаюсь, в то время во главе Марйи Ушема (Марий Кангаша) стоял Козлов Владимир и должно быть вполне естественно, что всеобщая марийская организация выступает против закрытия школ, газет, радиостанций — т.е. против всего того, что приводит к сужению использования марийских языков. Прав, наверно, Лайд и в том, что в Цикме мало слышно гономарийской речи. Он видно, все же переживает за современное катастрофическое сосотяние горномарийского языка в родной республике. С другой сторны, кажется горные марийцы нужны России только как военный материал, т.е. солдаты для армии. Поскольку государство-то не заботится о культурном развитии народа, ярким показателем тому является тот факт, что в 2010 году за счет госбюджета на горномарийском языке не выпущено ни одной книги. Интересным был комментарий в одном из газет Военкома Горномарийского района, где сообщается, что показатель состояние здоровья призывников Горномарийского р-на, выше чем по Республике. Не знаю, хорошо или плохо это для самих горномарийских призывников.

  21. N

    А лугомарийцы разве не совершали предательства по отношению к своим женщинам, когда отправляли их к монголо-татарам в сочи на три ночи? Акпарсу же такая традиция не понравилась, так кого же он предал?

    • Мамич Бердей

      Иди проспись с бодуна. Марийцы были всегда самим воинственным народом Поволжья. С татарами вместе воевали против Москвы несколько веков, и продолжали сражаться с огромном Московией, когда все остальные уже давно лежали под московскими.
      Так что такого просто не могло быть. Народ, потерявший половину себя в борьбе за свободу, просто не мог такого допустить.

      • N

        Бодуна как раз нет, расскажи, как это выглядит. Мамич Бердей, вы наивны, в народе есть всякие люди, за счет этой всякости и живем, боремся. Желание ощущать себя частицей единого народа очень украшает. Вижу определенный тип мужчины, достойный уважения. Но рассуждения примерно такие же, как у одного моего знакомого: мягко стелет да жестко спать, продаст да и продавал за милую душу. Будем думать, что это не ваши качества.

        • Мамич Бердей

          Ого, да вы оказывается женщина. Но не в этом суть. Выступив с провокационными заявлениями, да даже оскорблениями, будьте готовы тоже самое получить в ответ, если не больше.
          Насчет этих всяких прав первой ночи ит.д. Во-первых у марийцев такого точно не было. Все заявления об обратном — неумелая пропаганда всяких пинерешке, пытающихся оскорбить марийский народ.
          Так можно вспомнить и якобы указ монголов о том, чтобы женщины на Руси ходили без трусов, чтобы им было легче делать…свое дело.
          Ну и даже если был такой указ, где доказательства этого? В России живут сегодня одни монголоиды?
          Так что все утверждения о подобных указах в сторону любого народа, есть глупая и неумелая провокация.
          Оттого что вы кинули камень в луговых, на душе полегчало?

          • N

            Ну, ладно. Сам -то видно выпиваете, обычно говорят, что судят по себе. Может, тогда просветите, какие личные качества были у Мамич Бердея, если Вы взяли этот псевдоним, я же не начну общаться абы с кем попало. Первой тоже у меня не принято обижать, обычно только защищаюсь, так что я не кровожадная.

            • Мамич Бердей

              Да не нужна ты мне, дешевка, чтобы с тобой общаться и что-то тебе доказывать. Мамич-Бердей был реальным борцом за свободу марийского народа в отличие от мифического Акпарса.
              Давай дальше сри на луговых и признавайся в любви к русским, зарабатывай свои 30 серебренников.

  22. N. Я могу с уверенностю сказать, что именно закон трех ночей распространялся на горномарийцев, а не на луговых.
    Изучи историю и исследуй музыку, танцы горномарийцев, а также телесную форму женщин, тогда узнаеш на кого больше этот закон распространялся. Я не хочу никого обидеть коль в прошлом так сложилась наше историческое прошлое. Говорил и говорю горные из двух зол оставили один, это идти с поклоном к русским, это было их вынужденное решение. Если бы они не приняли это решение, то бы их не было, хотя этим они сильно навредили луговым. Ну что поделаеш, историю и прошлое не измениш, но о будущем надо думать и горным и луговым и нечего обвинять в чем то друг друга.

    • N

      Вы, Виктор, может быть, сами займетесь исследованием телесной формы женщин, потому что я не лесбиянка.

  23. Лайд

    В городе N появилась мышка N, которая пискнула невпопад.

    • N

      Да ладно, неужели вы с высоты своего положения смогли заметить мышку? Историки сами меньше всего знают об истории души народа, потому что за документами ее не видно, но у народов видимо есть генетическая память и они интуитивно могут верно судить о многих вещах. Не принимать одно, верить в другое. И вот любить насильно никого заставить нельзя. Любят тех, у кого у самих есть талант любить.

  24. Вытла -Маре

    Не красиво присваивать чужое? Я вообще то на своей земле живу. Если кто то сбросил со счетов ветлужских марийцев это ошибочно. Господин Оныжа вы же не разу к нам так и не приехали, или мне в ответ напишут что я в замке живу с фонтанами и учусь в национальной школе здесь в НН? Не надо заниматься всякими интригами, лучше сосредоточьтесь на более мирных способах зарабатывания авторитета, проводите курсы языка, праздники, ломайте лучше грань и стереотипы конфликта между луговыми и горными, это не к чему. Страдают простые люди, а не политики. Власть как сидела, так сидит, народ живет в дерьме. Врагами не может быть какая то определенная этническая группа, виноваты все неважно какой национальности кто ничего не делает для своего народа.

  25. Вытла -Маре

    Мне тут еще Виктор написал, что горномари в замках живут с бассейнами. Живя в НН я могу точно сказать, горномари едут к нам целыми семьями переезжают. За последние полгода моя мать регистрировала 12 семей в картотеке в Больнице. Нет уже счету сколько из РМЭ уезжает населения. Причем и луговые тоже здесь есть их тоже много.Люди говорят как плохо жить в РМЭ проклиная Маркелова, а не как кто то из этнических групп конкретно виноват.

  26. против всех

    благодаря тебе ***** лайду объединения мари не будет ни когда

  27. против всех

    лайд работает только в собственгных интересах, для марийского народа ни чего не сделал.

    • Опанас

      Думаю основная беда марийцев в том, что мы часто переходим на личность человека. Надо научиться объективно, масштабно оценивать людей, не исходя из своих личных симпатий-антипатий и разногласий. Я со многими утверждениями Лайда не согласен, но сказать что он ничего не сделал… Вся его жизнь «жертва на алтарь марийской общественной жизни, марийской культуры» (кто-то это уже это здесь писал, не отвечаю за точность фразы). Он содержит музей Колумба, выпускет в год несколько марийских книг. А 5-томник Колумба, а Съезды народа мари? Если честно я вообще удивляюсь как он так много успевает.

  28. Tumooks

    В общем, удивляться подобным «против всех» не вижу никакого резона.
    Это — ветер в поле.
    А затянуть нас в авантюру не удавалось даже таким как…
    Ну, надеюсь, поняли о ком. Если помните историю недавнюю.
    А традиция наша была сурова и останется такой же.
    Пусть слабаки на это не обижаются.
    Объединить нацию необходимо. Но это должно строится не на базе предателей и слабаков.
    Они были всегда и, к сожалению, не перевелись и сегодня.
    Просто при жизни признаваться им в этом — смерти подобно.
    Вот этого понимают все.
    А нужно постичь то, что: не следует предавать — это закон наших предков.

  29. Tumooks

    Ну, теперь, думаю, с чего начали, к тому и пришли.
    О съезде, о мари и о судьбе мы еще будем дискутировать.
    Давайте работать!
    Вот с чем я согласен со всеми.
    Салам дене Лайд — Tomooks.

  30. Tumooks

    Поправка: Лайд — Tumooks.

  31. горный мари

    ты правильно подметил ветер в поле, но при этом сам обозначил это и есть свобода.ПО ПОВОДУ ДВОРЦОВ ****** не надо ни кто не строит, строим мы сами, вы все пытаетесь поделить какую ту власть, найти деньги, у того же маркелова, который нас ненавидит. мы работаем и создаем что нам нужно. Мамич бекрдей тебе сколько лет для детей эти взрослые разговоры не для тебя, такое ощущение что играешь в индейцев. Лайд ну а у тeбя комплекс, что ты теперь никто и повлиять на это не можешь. НЕ получилось роль вождя уйди придут другие!

    • Мамич Бердей

      Горных своих поучи щи варить. Вы уже запарили гадить на этом сайте на пару с местными марифобами. Ну создайте свой отдельный горный форум, коль вы так всех остальных ненавидите.
      А то одни претензии. При переписи не указали, что горный мари, луговые виноваты, в МарГУ не набрали горномарийскую группу, опять луговые «постарались», Лайд не приехал в Нижний Новгород, опять «происки» луговых. Самим не надоело? Максимум на что способны, мелко гадить тут и врать про право первой ночи.

  32. горный мари

    уберите дитя мамич бердея с сайта пусть сходит на горшок и туда все свои негативные эмоции ****** или сольет удачи! по поводу акпарса читай **** санукова умнее станешь

    • Мамич Бердей

      Напоминаешь мне одного горного ****** по кличке Добряк, который в свои 60 лет подвизается на русских сайтах и там тоже мелко гадит на луговых, ненавидя их только за то, что какой-то профессор ему однажды сказал, что горномарийский язык — всего лишь наречие.
      А когда ему говоришь, что скоро поднимут уровень ЧебГЭС и затопят твой любимый Горномари, отвечает в таком духе, ну что ж, такова жизнь.
      Так что, Добряк, давай лечись от старческого маразма. Пока ты больше напоминаешь обиженного ребенка со своими матюками, которые МариУвер любезно удалил.

  33. Вытла-маре

    Бердей если ты думаешь я испугался твоих слов и могу только гадить, приедь и посмотри как марийцы в НН живут в области. Нам далеко все равно на ваши интриги обоюдные. Псевдополитикой занимаетесь и не более того.Если я гоню как ты утверждаешь , так давай приезжай сюда, я за свои слова отвечу, да и горные и луговые здесь. Нам боятся не кого.

  34. Виктор

    Ну хватит лаятся друг на друга. Лучше бы какие либо умные предложения внесли для подготовки очередного Всемарийского съезда. Кто лучше, кто плохой, кто то что то сделал, а кто то ничего, веть все знаете друг о друге, что толку с пустого в порожнее переливать.
    НАДО КОНСОЛИДИРОВАТСЯ И НАЙТИ КОНСЕНСУС.

  35. Опанас

    Согласен с Виктором. Сейчас Мамич Бердей и горный мари вы льете воду на мельницу антимарийской политики. Или вас специально сюда внедрили, чтобы отвлечь людей от конструктивной дискуссии на тему проблем марийского национального движения или же вы недальнозоркие люди. Проводящим антимарийскую политику не нужны ни горные, ни луговые марийцы, ни наши языки, они специально натравливают одни группы мари против других. В Горномарийском районе большинство 87% марийцы (большинство горные) и у власти района процент горных мари немалый. Если в районе проблемы с горномарийским, наверное в этом меньше всего виноваты луговые. Министерство культуры в руках горномарийца и вряд ли он допустит умышленное ущемление прав горномари со стороны луговых. Кстати большинство луговых, как и я, не делим себя так четко марийцев на луговых и горных. У большинства луговых мари общемарийский идентитет, мы просто марийцы. Проблема противостояния горных и луговых искусственно надутая. В общемарийском национальном движении есть место всем и мы лишь вместе можем выжить. Мудрые люди не будут тратить на такие мелкие разборки как некоторые здесь.

  36. Мамич Бердей

    Опанас, а я про говорю. Я не имею никаких претензий к горным мари в отличие от моих оппонентов, которые имеют кучу непонятных претензий к луговым. И не оскорбляю целый народ всякими выдумками про право первой ночи.
    При переписи записался марийцем, без детализации.
    Однозначно N либо провокатор, либо больная (больной). С ее (его) лживого навета вся дискуссия тут и началась. Я долго не хотел отвечать, но потом не выдержал и написал, о чем сейчас жалею. Если бы МариУвер мог удалить эту дискуссию, я был бы признателен. И вообще я не понимаю, зачем пропускать комментарии, оскорбляющие весь или часть народа мари. Все таки это единственный более-менее посещаемый марийский форум. Неужели мало оскорблений от местных марифобов?

  37. Лайд

    «Горноиу мари» по поводу статьи Ерофеева нечего и сказать. Он бы даже проспал эту тему, как спал десятилетия. Но тут ему померещилось, что тронули его балалайку. Ну и бренчит невпопад.
    А по поводу «вождя» — это удел тех, кто об этом говорит. А я был и остаюсь Оньыжа. Как принято на съезде.
    А кто считает наш традиционный марийский принцип «комплексом», то надо полагать, у кого это он, комплекс-то.
    Я был и остаюсь Лайдом и Оньыжа на всю жизнь, независимо от некоторых тупых комментарий. Дать оценку двумя-тремя словечками — это не от избытка ума.
    Где, на каких форумах и в каких странах я побывал и какие марийские вопросы поднимал — это достижение и поддержка моего народа. По крайней мере, его трезвомыслящей и генетически сильной части. А кто был слабаком и сегодня слабак — Кугу Юмо тому судья.
    Но предателей и слабаков марийское сообщество всегда презирало. И нижегородским не стоит обижаться, что в ваших краях Оньыжа не побывал. Не хочу обидеть, но когда после Виктора Николаева меня избрали Оньыжа, нижегородские марийцы попрятались. Я имею ввиду т.н. общественников. И Петров, и Теркин — пусть не обижаются — любили быть поближе к минкультуре. Ну, это их дело. И причина на то есть. А Юра Юсупов с самого начала был «объят» одним из разветвлений «мочаевщины». Где уж тут ему до дружбы с тогдашним Мер Канаш. Член президиума Алтаева занимала высокую муниципальную должность. Ей было опасно связываться с т.н. оппозицией… Тогда мы больше общались с нижегородскими марийцами. Они были независимыми и более общительными. Т.е. с марийцами г. Н-Новгород. Довольны ответом? Могу еще больше сказать — но в следующий раз и более конфиденциально. Не хотелось бы все в кашу превращать.
    В целом, кроме как с Бикмурзиным из Уфы, Радыгиным из Ижвска у нас с остальными были нормальные взаимопонимания. Перед Съездом 2008 года из табакерки выскочил Мочаев (до этого он просидел в бункере в самые трудные для марийцев времена). Но выскочил оттуда уже двуличным… Это уже не был Мочаевым 2002 года. И сегодня он более двуличен.
    Поэтому наш принцип остаётся прежним: кто предаёт общие интересы — тот предатель.
    Ни больше, ни меньше.
    На это не обижаться надо, а нужно чтить предков.

    • Рамай Юлдаш

      когда после сьезда Мер канаш ,я спросил у создателя сайта нижегородских мари -за кого он голосовал -Он ответил -за -Яковлеву!А почему не за Козлова -я его спросил !Он ответил :»Он ни разу у нас не был «.Я опешил от такого «Филсофского»,»геопланетарного» ответа Юсупова.

  38. Вытла-маре

    Кстати вы сказали про Петрова, я так понял он официальный статус имеет в представлении нашего региона от имени марийцев на разных встречах с руководством РМЭ.Только вот результат деятельности невидимый какой то. Мало того люди не то что попрятались а испарились будто. Есть разбитое корыто но ничего марийского. И как бы кто не говорил,но ситуация плачевна еще и тем, что темы марийские поднимают не разбирающиеся люди в истинных реалиях. Я не политик и не участник общественных обьединений, хотя будь в Йоле может быть в Вий Ар заглядывал, но сложно в чистом поле ориентироваться как на необитаемом острове здесь из-за неинформированности, особенно когда у людей мотивация решать прежде всего свои насущные проблемы. Северо-западному диалекту осталось лет 15ть еще и все, потом марийцев местных не будет вообще.В то время как официоз улыбаясь жмет руки министрами и госпадарям. Это беда всемарийского масштаба, потому что рано или поздно сценарий что происходит в НН , Кирове, Перми, Екатеринбурге, с детанирует в самой Марий Эл, что останутся только старики говорящие на своем языке и их «русские» внуки и правнуки. И пока мы грыземся, москали на наших костях будут плясать и будут ждать как последний мариец проткнет вилами другого марийца.За державу обидно господа

  39. Лайд

    Вытла, добрый день!
    Тональность вашего последнего комментария рассудительная. Поэтому не стоит удивляться.
    Будучи Оньыжа, я не причислял себя к политикам. Может, это не по-современному. Но не политиканство, и не собственное Я для меня было важно. Скажу высокопарно — потому что это правда — для меня важна была судьба марийского народа, его чаяния. Смешно?!. Возможно, для кого-то и смешно. Но только не для меня и моих близких людей, которые оставались верными нашим идеям.
    Мы не ради того поднимали наш марийский вопрос и в Москве, и в Хельсинки, и в Таллинне, и в Бухаресте, и в Гааге, и в Страсбурге — чтобы показать себя. А для того, чтобы поставить заслон нарушениям наших прав и исчезновению марийской нации.
    Как этим «воспользовалась» противоположная сторона, как это аукнулось на марийскую общественность, что об это знали в самых захолустных местах проживания мари — материал для многих и многих кандидатских диссертаций. Только вот желающих писать об этом почти что нет. Это просто поражает.
    Вот где суть нашего спора, который мы затеяли незаметно для себя. Призывать жить дружно нужно, но никакие призывы не заменяют настоящую дружбу, основанную на взаимодоверии и стойкости. Слабость и … никогда не станут основой дружбы.
    Не так просто вот мыслить все это по-марийски, а писать по-русски. Поэтому, наверное, получается немного вычурно.
    Я даже в своем предыдущем письме никого не хотел обидеть. Ни Петрова, ни Теркина, ни Алтаеву, ни Юсупова… (если нужно, я вам могу перечислить имена тех, с кем мы раньше работали — это Тамара Васильевна Петунина. С особым уважением вспоминаю инициативного, настоящего мари Петра Павловича Осокина — моего коллегу, основателя местного музея…).
    В каком положении нижегородские марийцы, ветлужские и вятские марийцы — для меня в большей степени известно, хотя порой пытаются обвинить меня и моих соратников в том, что меня там не бывало. Но уверяю — у вятских мари я побывал больше, чем где либо и знаю о них, их проблемах, возможностях больше, чем о некоторых районах РМЭ. Что странно, нам удается легко дружить и с вятскими чиновниками. Пока я сам себе не нашел ответа — почему. Мы с ними уже немало проектов осуществили, и многое еще предстоит в ближайшее будущее.
    Кто-то про «обиду» и про «никто» писал. Это не мой удел. Подобными меня не задеть. А кто должен был получить заслуженно, тот уже получил… Поэтому просто советую не тратить по этому поводу свою энергию.
    А на счет стойкости и марийских принципов я писал правду и только правду.
    Можете поверить, что я был «мысленно зачат в немецком плену в 1943 году». Думаю, этой информации достаточно.
    Я сам улыбнулся (в первый раз), потому что сказал это вслух — пустил по интернету. Но это не от бодуна, как кто-то писал наверху, и не от другого, чего могут подумать.
    Это — правда, это реальность. Вот откуда мой характер, моя упертость, мое стремление и все остальное.
    И удивляться подобным вещам не стоит.
    Возможно, немецкий эксперимент удался, может, и не удался.
    Пора возвращаться к теме, поднятой Ю.И. Ерофеевым.
    И пока общественными делами будут заниматься чиновники, замешанные нечистой политикой и дрожать за свое кресло, то нечего хорошего нам ждать. Значит, нам нужно привести в соответствие с законом все, что касается Марий Мер Канаш и Съезда Мари.
    Смог же привести в порядок свои документы «Марий ушем», выстоял натиск настоящих и «мнимых» законников.
    Да, никому не легко.
    Нас спасёт только то, если каждый мариец будет работать за 20 человек. Ведь нас так мало и жизнь требует скорости. И работать не метлой, убирая за кем-то мсор. Работать с головой, у компьютера, в кабинетах министров экономики, юстиции, казначейства…

  40. Рамай Юлдаш

    Что татары право первой ночи придумали и использовали-это польнейший бред и абсурд .мне довелось как историку и филологу с разными источниками работать -то такую ахинею впервые я услышал в Марий Эл ,когда приехал 2004 году от одной женщины(она на полном серьезе -говорила что татары право первой ночи законом сделали !!!)Не знаю кому это выгодно -эта утка и абсурд ,но на обывателя -хорошо действует-как хорошая сплетня и сразу такая заинтересованность!!Вистории россии в новой книге на рисунке татар показали поедающих людей с английской хроники -что осталось этому еще верить .в Западной европе это было право первой ночи ,в исторических хрониках зафиксировано.

  41. Рамай Юлдаш

    Если выехать за пределы Марий Эл и пообщаться с представителями СМИ,науки ,политики,истории, национального движения татар,чувашей,эрьзя-никто не знает Яковлеву и Мочаева !!А имена Козлова и Танакова -все знают ,к вашему сведению .Даже так называемых «уважаемых «,и «достойных » (по мнению одного такого»деятеля» татар )представителей татар Марий Эл за пределами республики -никто не знают ,некоторых только понаслышке. а в республике они хотят показаться своим «тщеславием «лидерами и ревнителями «татарского возрождения «,выступая «дежурными фразами», не обладая элементарными знаниями по культуре,истории ,философии и возрожденческого направления в развитии татарского народа .

  42. против всех

    мамич бердей ты говори, пиши, но отвечай за свои слова, неоднократно в твоих комментариях очень часто звучало: горные мари предатели и тд. только ответь предали кого не пойму я?

  43. против всех

    лайд, читаю и восхищаюсь, жаль что лично не знаком а то при каждой встрече лбом о пол бился бы видя тебя. о великий! комплекс у тебя, а не у народа, как ты себя поставил я это и есть марийский народ,насмешил дорогой друг.какой съезд давно яковлева глава мерканаша тебя кто избрал и когда, ох уж эта мания величия. иди с миром и не смеши во первых себя и своих близких. а марийский народ как -нибудь без тебя уважаемый разберется, пиши мемуары.

  44. Лайд

    Без мнимого «горного мари» — который разводит истерию на этом сайте — мы точно обойдемся. Не было тебе подобных ни в 2004, ни позже. Наверняка, подобные тебе появились после 2008 года. Это сквозит.
    У нас есть нормальные горные марийцы, с кем мы работали и работаем и в плане общественного движения.
    А имя предателя — предатель.
    А появившимся в апреле 2008 года, но за целых три года ничем не проявившего себя — позор!
    Вот Цикма сколько воззвал «горный мари» заступиться за землю родную, создать рать экологическую (заметь, бояться-то было даже нечего, это не политическая организация), чтобы защитить Кырык сир от затопления. Уже год прошел. Ау-у-у!!! Где ты?
    Высоцкий сказал бы: «А в ответ — тишина…» Но далее ты не заслуживаешь слов Высоцкого. Не для слабаков он писал свои стихи.
    Если не мучаешься по ночам «манией величия» втихаря, то можешь поднять флаг и призвать народ за собой (беда-то общая нагрянет, и чуваш коснется).
    Если нет на это у тебя ни сил ни способностей — ма гишан базаржы?!.

  45. Лайд

    «Горный мари», а мне сдаётся, что мы с тобой хорошо знакомы.
    Просто разница в том, что я выступаю открыто от своего имени, а ты до сих пор скрываешься.
    Для меня суть не в этом.
    Я же знаю, кто ты на самом деле есть.
    И это зависит не от «величия», а от ряда факторов.

  46. Аноним

    Танки грязи не боятся — перефразирую — Идущий грязи не боится!
    Меня часто спрашивают — зачем выносить грязь из избы? Не отталкиваем ли этим людей от марийского движения?
    Ответьте — а много ли в движении людей успешных, уважаемых, известных? — Наш народ становится на ноги с помощью МОД?
    Знаю многих бизнесменов, студентов, молодых специалистов, которые приходили и ушли разочарованные.
    Почему? — Потому что в МОД много грязи — беззакония. Ю.Ерофеев показывает факты нарушения законов высшим органом — Съездом и Мер КаНашем. Я написал о том, кто и как нарушает закон в конкретном регионе. Неприятно, но народ должен знать своих «героев». Ошибаются многие, но не все осмысливают последствия, и не все видят цель.
    А пока, виноваты стрелочники и уборщицы…

    • sarze

      Вся общественная жизнь переместилась в различные сайты. Основная проблема у марийцев в том, что они не уважают ни себя, ни своих предков, ни своих близких, а пытаются подчеркнуть только свою значимость. Всех марийских «героев» современности знаю лично, у всех есть реальные достоинства даже у «отрицательных героев». Для реального понимания ситуации нужно знать, что в России не знают не только Мочаева и его компанию, но даже то,где находится город Йошкар-Ола. Поэтому дрязги луговых и горных для меня в настоящее время (то есть в 2011 году)не понятны. Люди 16 века действовали так как могли. На 100% судить их мы не имеем права, но выводы должны делать правильные. Например,марийское слово Оньыжа — это в принципе мужчина и по другому не переводится даже в 21 веке. Какой мужчина это уже второй вопрос, все кто утверждает обратное, явно не имеют никакого отношения к марийскому народу. Съезд народа мари в настоящее время (2004, 2008 годы) это красивый спектакль. Он тоже нужен народу, но не в такой позорной постановке как 2008 году. А в целом марийским народом я очень доволен, когда вижу что есть люди сильнее меня, умнее меня и прочее и при этом не стесняются публично признаться, что они марийцы. Главное, при всей свой простоте и наивности марийцы остаются самими собой, то есть среди них очень мало конформистов, которые бы подстраивались под сильного, то есть процент предателей в принципе ничтожен. Но с дугой стороны когда 500 лет тебе говорят , что ты второй сорт, то даже самый крепкий рассудок может в это поверить. А нынешние «полицаи» и «бургомистры» не хотят дружить с партизанами, потому что забыли советские фильмы, где ясно показано, что предатели нужны только на время. Немцы как настоящие воины всегда уважали стойких бойцов, а услугами разных личностей пользовались с прагматических целей, так как для грязной работы всегда нужны люди второго сорта (то есть не совсем люди и тем более не «человеки»). Таким образом, ближайшая задача марийцев с различными диалектами, не выяснение обстоятельств 500 летней давности, а борьба за право называться «мари», что и целом и обозначает мужчину, человека, а не только национальность.

  47. Лина

    Мы один народ, разделенный волей судьбы. Давайте жить дружно, и трудиться во имя процветания нашей Республики

  48. Ю

    Услышали бы вас те, кого тут часто недобрым словом вспоминают, хотя вряд ли они последуют вашей просьбе. Вот сейчас в Питере такая ситуация: только народ зашевелился, начал организовывать что-то большее, чем танцульки, сразу появилась засланка и организовала автономию, а вместе с ней сразу появились и перебежчики, которым деньги важнее народа. Знакомая схема?

  49. SPQR

    Потому что программа Мер Канаш “Диаспора” до банальности дошла: МУРЕНА да КУШТЕНА.
    ———————————————————————————————-
    И под этим предлогом еще и деньги отмывают. А что? Неплохо живется марийским чиновникам! На работе не потеют и еще и деньги немалые получают. Как живет, а точнее выживает свой марийский народ их волнует мало или вообще не волнует. Предприятий нет, работы тоже, ежемесячные доходы населения составляют менее 10 тысяч рублей, школы и больницы не ремонтируются десятилетиями (а ведь федеральными ведомственными строительными нормами сроки капитального ремонта строго регламентированы, см. например ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»), народ вымирает потихоньку, у молодежи перспектив никаких и она (молодежь) уезжает в другие регионы. Чиновники и видеть и знать об этих проблемах не хотят. Зато ж***й покрутить на сцене в национальных костюмах и об этом заявить на всю республику и даже показать на телевидении — всегда пожалуйста! Не жизнь, а малина! Для чиновников! Можно документальное кино снимать про цинизм и безответственность наших чиновников и показывать через несколько десятков лет народу! У них, вероятно, волосы встанут дыбом.

    • Аноним

      А причем тут национальное движение? Все названные Вами проблемы относятся к высшему руководству республики и РФ. И среди чиновников есть настоящие патриоты и люди болеющие за свою нацию, только чиновник в рамках, определенных республиканскими властями Марий Эл и в целом по стране — национальной политикой РФ.

Добавить комментарий