В рамках объявленной дискуссии предлагаю рассмотреть статью саранского профессора М.В. Мосина – в недавнем прошлом председателя исполкома ООД АФУН РФ, опубликованную в сентябре 2009 года в газете “РЕЧЬ” (орган МОД «Крестьянский фронт» и ООО «Собор Русского Народа») под заголовком «Имя нам – народ», которая заинтересовала меня по разным причинам:
– во-первых, почему статья, фактически являющаяся отчетным докладом, появилась именно в этой газете и в канун съезда ООД АФУН РФ?
– во-вторых, мне как недопущенному до форума хотелось узнать подробно об итогах деятельности финноугорского движения за истекшие четыре года.
– в-третьих, важно было понять, почему господин Мосин, вознесенный на общественный Олимп, вдруг оказался бесславно отторгнутым делегатскими массами ООД АФУН РФ?
Но прежде приведу несколько цитат из вводной части его статьи: «[…] за многовековую историю все в нашей жизни было. И невеселый период русификации времен царизма. И пора демонстративной «интернационализации». Нас походя обозвали «малыми», не дав себе труда сформулировать более менее внятное определение: кто «мал», а кто «велик».
Там же – «справедливости ради, необходимо отметить, что создание «небывалой общности, именуемой советским народом», нанесло грандиозный ущерб всем без исключения народам СССР».
С последним тезисом автор сильно поторопился, поскольку данная тема ныне в устах Д.А. Медведева и В.В. Путина зазвучала совершенно по-иному. А попытки подыграть русским державным идеям выглядят у Мосина как-то уж совсем неуклюже.
Любопытны, несомненно, и оценочные рассуждения автора по поводу состояния дел в ООД АФУН РФ, принятых в наследство от бывшего председателя движения В.П. Маркова:
«… десять лет Ассоциация, хорошо заявившая о себе в начале, не подавала никаких признаков жизни. Не было ни сил, ни денег. Да и региональные общественные организации всё выясняли отношения друг с другом».
Возрождение Ассоциации, как утверждает далее М. Мосин, началось с его приходом. «Требовалось понять: как на практике реализовать и защитить права финноугорских народов в социально-экономической, культурной жизни страны, содействовать обеспечению конституционных прав и свобод граждан; как помочь финноугорским народам почувствовать себя уважаемой частью человечества».
Здесь фантазия, можно сказать, зашкаливает и достигает заоблачных высот. Автор, видимо, сам себе поверил, что ниспослан нам в качестве спасителя, при этом становясь просто неудержимым в повествованиях о своих «подвигах»: «Местные, региональные общероссийские и международные встречи, симпозиумы, конференции, фестивали, съезды отдельных финноугорских народов и международные конгрессы получили высокую оценку мировой общественности… Нам есть чем гордиться».
Нет слов, за прошедшие 2005-2009 г.г. на обширных финноугорских просторах России действительно немало сделано полезного, в том числе и в сфере этнокультуры и в сфере этнообразования. Но много ли в этом проявилось организующей роли непосредственно самого Исполкома ООД АФУН РФ и его региональных структурных подразделений?
Приписывать себе то, что проделано территориальными органами власти, в частности, министерствами культуры, образования, творческими союзами и учреждениями, а также самостоятельно действующими общественными объединениями, – это уже из разряда «очковтирательства». В данном случае филолог Мосин явно преуспел в сравнении с математиком Марковым, кстати, оставившим ему в наследство зарегистрированную в Минюсте РФ от 17 июня 2002 года ООД АФУН РФ с последующим обретением в июле того же года данным движением юридического лица.
Думаю, уважаемый профессор так и не понял, что избирался он не съездом финноугорских народов России, а лишь съездом общественного движения, коих у отдельных многочисленных этносов (евреи, азербайджанцы, татары) имеется по нескольку в формате Российской Федерации. Это создает между ними здоровую конкуренцию, что крайне необходимо интересам гражданского общества в качестве лекарства от застоя и стагнации.
Поэтому всякие попытки рассматривать ООД АФУН РФ с позиции придуманной стабильности, особенно в существующем виде – это лукавство, тянущее нас в болото и свидетельствующее об отсутствии у финноугорских этносов активных гражданских (политических) наций.
В статье Мосина за высокопарными словами о судьбах финноугорских народов в планетарных масштабах ничего не говорится о реализации социальных целей, прописанных в федеральном законе. А так вполне естественно могла бы зайти речь и о существующей безработице, бедности в финноугорских регионах, о борьбе за выживание, за здоровый образ жизни и т.д.
Наверное, руководителю исполкома ООД АФУН РФ стоило бы также знать, что десятки тысяч граждан в возрасте до 40 лет уже перебрались в Москву на заработки. Мордовия, Марий Эл и другие финноугорские регионы в значительной степени обезлюдели, тем самым создав идеальные условия для махинаторов массового вброса бюллетеней во время выборных кампаний на местах.
К сожалению, Михаил Васильевич Мосин, несмотря на наши многочисленные приглашения так и не удосужился встретиться с активом национально-культурных организаций столицы России, ряды которых постоянно пополняются приезжими этническими соплеменниками.
Уставом ООД АФУН РФ, включая новую редакцию от 02.11.2009 года, допускается финансовая и материальная помощь нуждающимися гражданам, а также защита человеческих прав, что особенно важно в кризисный период. Однако все это остается за пределами внимания общественного функционера. Продолжает игнорировать московские организации и нынешнее руководство ООД АФУН РФ. То ли в силу присущего высокомерия, местечкового чванства, то ли в силу провинциальной застенчивости.
И в данной связи напрашивается следующая мысль: да, Мордовия за последние десять лет сделала значительный рывок в своем переустройстве, включая и дела в спорте. Теперь успехам мордовских мастеров спортивной ходьбы аплодирует весь мир!
Но, взяв с конца 2005 года на себя ответственность за судьбу ООД АФУН РФ, Мордовия, однако, не демонстрирует разумного, заинтересованного отношения к делу. Ни ушедший Мосин, ни вновь избранный Тултаев оказались неспособными обновить имидж общественного движения. При сложившемся подходе до сих пор не выстроена общая конструкция в виде полноценных отделений ООД АФУН РФ. Учет участников движения здесь поставлен в тысячу раз хуже, чем в «Мертвых душах» у Н.В. Гоголя.
Так что пора спускаться на грешную землю и вплотную заняться всеобщей ревизией общественного хозяйства, напрочь забыв про нелегитимные «съезды народов». Всякие игры, связанные с избранием делегатов в зависимости от численности народов-этносов, незаконны! Даже при выборах депутатов в Госдуму РФ во внимание берется лишь та часть граждан (не народов!), которая обладает избирательным правом. Все остальное – это политическая коррупция, мошенничество, шарлатанство! Мне стыдно, что в этих виртуальных играх задействована федеральная и региональная исполнительная власть! Просто диву даешься от наступившего всеобщего безумия, название которому – правовой нигилизм, правовое бескультурье!
Безусловно, я – не противник представительных форумов с широким участием граждан. Но форумы – это отнюдь не общественные структуры, пытающиеся объять необъятное. Например, что такое «Конгресс народов Кавказа»? Лично у меня к этому названию возникает масса вопросов. Спрашивается, каких народов? Тех, кто состоит из российских граждан, или тех, кто живет в Армении, Азербайджане, Грузии, коих я считаю иностранными гражданами? Конечно, можно собрать из них представительный международный форум как разовое мероприятие или даже как временно действующее представительное собрание для обсуждения и решения самых насущных задач, учитывая различные мнения, делегированные от больших групп населения. Но пытаться говорить, ударяя себя в грудь, от имени народов с использованием общественной структуры, состоящей всего лишь из физических и юридических лиц – это уже не что иное, как сознательное присвоение чужих прав!
На днях из интернета я узнал, что депутат Госдумы РФ от Марий Эл Лариса Яковлева и замминистра культуры РМЭ Галина Ширяева, находясь в Башкирии, где проживает порядка 106 тысяч марийцев, одобрительно отнеслись к идее местных активистов об образовании Ассоциации общественных объединений финноугров России.
Для меня данная мысль абсолютно не нова, тем более, что сам неоднократно высказывался в ее пользу как суммы равноправных общественных объединений, созданной на базе единого Устава или на договорных началах. Правда, моя идея касалась в основном марийского этноса. Но действия Яковлевой, представляющей межрегиональное общественное движение «Марий Мер Канаш», не увязываются с ее членством в Президиуме Совета ООД АФУН РФ. Или это делается в обход руководства движения и тогда – с какой целью? Нет ли здесь мотивации, связанной с созданием параллельной структуры в интересах расширения электоральной поддержки «Единой России» во время избирательных кампаний 2011-2012 годов?
Возможно и другое. Это подтверждается мнением участников нашей дискуссии о том, что ООД АФУН РФ – искусственная, нежизнеспособная, громоздкая структура, появившаяся в эпоху самотворчества «революционных масс» при сломе существовавших в советскую эпоху общественных отношений.
Некоторым, как и Мосину, тогда мерещились под влиянием иллюзий даже трибуны ООН. Ныне же отдельные функционеры начинают дистанцироваться от ООД АФУН. В ближайшее время, как мне кажется, процессы выхода из движения все более будут приобретать не только индивидуальный, но и коллективный характер.
В данный момент российским финноуграм, на мой взгляд, предостаточно участия во Всемирных конгрессах финноугорских народов и Международных конгрессах финноугроведов. Зачем тратить государственные деньги, а своих у ООД АФУН РФ нет, на содержание абстрактной, бесполезной структуры (по сути являющейся «тусовкой» чиновников), когда выделяемые средства можно использовать на конкретные дела?
Возвращаясь к Л.Н. Яковлевой, поддерживающей идею образования Ассоциации финноугорских объединений РФ, могу сказать, что при всей привлекательности (для кого-то) данной идеи, лично я вынужден отметить определенные слабости. И, прежде всего, они связаны с предлагаемым «расквартированием» Ассоциации в Уфе. Времена проведения первых съездов, скажем, народа мари (июль 1917 года) на территории бывшей Уфимской губернии канули в лету. Многие финноугорские этносы за годы советской власти в рамках самоопределения получили государственность в виде республик или автономных округов. Думаю, политические амбиции не позволят им согласиться, чтобы штаб-квартира Ассоциации размещалась в регионе, отнесенном к тюркоязычному, мусульманскому миру. А кроме того, нужен коллективный консенсус при определении лидера, способного возглавить, общественный «новодел». Я более чем уверен, что учредители возможного союза финноугорских объединений не согласятся с фигурой на данном посту какого-либо чиновника или функционера –«флюгера».
Что касается названия статьи М.В. Мосина «Имя нам – народ», то лично мне более нравится заголовок «Имя нам – граждане», поскольку нечего прикрываться именем народа.
Юрий Ерофеев
г. Москва
См. также:
АФУН России: трансформация или стагнация? >>
ДИСКУССИЯ: Финно-угорские организации превращаются в «политических импотентов»?
В отношении “прав финно-угорских народов в социально-экономической, культурной жизни страны”, “реализации социальных целей” (Мосин). Его же ответ: “Не было ни сил, ни денег”… И не будет: с природными богатствами на их земле. Для них как не было денег, так и нет. Ничего нового. Сравнить ведь не сложно, кто как живет.