Юрий Ерофеев требует прекратить правовой беспредел в марийском национальном движении

Экзамен на правовую зрелость

Осталось чуть более года до открытия очередного всемарийского форума, который одни называют съездом межрегионального движения «Марий Мер Каҥаш», а другие — съездом марийского народа.

В октябре 2012 г. постсоветскому национальному движению марийцев исполняется 20 лет. Но ситуация вокруг него до сих пор пребывает в крайне запутанном состоянии, что можно наглядно проследить на примере последнего форума, проведенного 16-19 апреля 2008 г. в г. Йошкар-Оле.

Любопытно, что свою лепту в сложившуюся путаницу внес не кто иной, как сам президент Республики Марий Эл Л. И. Маркелов, организовавший вместе с председателем Госсобрания Ю. А. Минаковым и Главным федеральным инспектором по РМЭ И. Л. Акчуриным «Приветствие делегатам и гостям VIII съезда марийского народа».

А знал ли тогда г-н Президент, подписывая его, что таким вот образом он фактически приветствовал всего лишь сторонников межрегионального общественного движения «Марий Мер Каҥаш» («Всемарийский совет»)? Если знал, то почему сознательно поощрял действия своих чиновников, «подсунувших» такой сомнительный документ, и тем самым позволил втянуть в авантюру со «съездом марийского народа» еще и Минакова, Акчурина, а также Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе А. Коновалова, Президента Башкортостана М. Рахимова и других лиц, откликнувшихся на данное событие? А если и не знал в тот момент , то почему в течение последующих трех лет не наказал тех, кто извратил на практике статью 9 ФЗ «Об общественных объединениях»?

В уголовном кодексе РФ имеются статьи 288 («Присвоение полномочий должностного лица») и 292 («Служебный подлог»), которые, безусловно, в чистом виде не применимы при оценке общественной деятельности. Но их признаки по сути присутствуют во всей данной истории.

Спрашивается, а почему это было сделано? Возможно, чтобы, наконец, показать — кто главный «хозяин» у марийского народа, а точнее, «властитель черемисских душ». А возможно, имеются и иные смыслы, хотя, например, в 2002 и 2004 годах маркеловская администрация напрочь отказывалась от какого-либо присутствия на подобного рода этнонациональных мероприятиях.

В любом случае, Маркелов — юрист и даже в прошлом прокурорский работник вошел в конфликт с ФЗ «Об общественных объединениях», соучаствуя умышленно либо неумышленно в действиях, когда под вывеской МОД «Марий Мер Каҥаш» был проведен т. н. «съезд марийского народа», не согласующийся с действующим российским законодательством, начиная с процедуры выборов делегатов.

Не случайно данная тема подробно рассматривается мной, ибо обкатанный путь прямого или косвенного вмешательства в дела общественного движения может быть с «большим успехом» повторен через год, поскольку маркеловские чиновники абсолютно не испытывают угрызения совести и, как мне кажется, ничего не собираются менять в подготовке и проведении очередного всемарийского общественного форума, имея за спиной столь надежного «гаранта».

Юридическая нестыковка присутствует не только в названии приветственного обращения Маркелова, Минакова и Акчурина к делегатам, но и явно прослеживается по всему тексту.

Хуже всего, само отношение к марийскому народу в нем почему-то выражено в территориальных границах одного субъекта РФ — лишь Республикой Марий Эл, хотя, как мы хорошо знаем, половина марийцев живет за пределами исторической родины, в частности, в Башкирии — 106 тысяч, Татарстане — 19 тысяч, Удмуртии — 9 тысяч, Чувашии — 4 тысячи, Коми — 4 тысячи, Ханты-Мансийском автономном округе — 6 тысяч, а также в областях: Кировской — 39 тысяч, Свердловской — 28 тысяч, Тюменской — 9 тысяч, в Москве и Московской области — 5 тысяч, Самарской — 4,5 тысячи, Челябинской — 4 тысячи, Ростовской — 3,5 тысячи, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской — по 2 тысячи, а кроме того, в Красноярском крае — 8 тысяч, Краснодарском крае — 4 тысячи.

Следует также иметь в виду и то, что после распада СССР более 30 тысяч марийцев оказались в государствах СНГ: в Казахстане — 12 тысяч, Украине — 7,5 тысячи, Узбекистане — 3 тысячи, Белоруссии — около 1 тысячи, Латвии — 470, Эстонии — 300, Литве — 240 человек и т. д.

В настоящее время эти цифры, несомненно, изменились. Например, в Москве и Московской области число прибывших за последние 10 лет из РМЭ в порядке внутренней миграции и получивших временную регистрацию достигло примерно 15 тысяч человек, что является «лучшим ответом» на широко распропагандированный лозунг — «Время жить в Марий Эл!»

К сожалению, в данном приветственном послании, равно как и в самой съездовской речи Л. И. Маркелова, не оказалось места для душевных слов к немногочисленным делегатам из 13 регионов, а также вообще к марийцам, оказавшимся за пределами РМЭ в обозримом прошлом или представляющим родственный этнос в новой среде обитания уже на протяжении долгих столетий. Они не в меньшей степени заслуживают уважения за созидательный труд во имя России или других стран, ставших для некоторых второй родиной.

В этом смысле прошедшее мероприятие образца 2008 г. ни в какое сравнение не идет с аналогичным форумом 1992 года! В порядке доказательства приведу несколько цитат из доклада ныне покойного госсекретаря РМЭ Н. Ф. Рыбакова (известный драматург), названного «Марийский народ сегодня и завтра» :

— За минувшие годы у нас, марийцев, притупилась гордость за свою нацию, ослабло, утратилось самоуважение. Низок уровень нашего национального самосознания. Нам следует его поднять, укрепить, внедрить в народ;

— Надо освобождаться от рабской психологии. 75 лет назад мудрый сын марийского народа Т. Е. Уньжинский призывал:

Встань, выпрямись, народ,
Ждет нас дорога дальняя!
Зашагаем с другими в ногу,
Станем с ними равными!

— Мы горячо приветствуем прибывших к нам марийских делегатов Башкортостана, Татарстана, Кировской, Пермской, Свердловской, Нижегородской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Таллинна и других городов и республик…

— Мы — марийцы, живущие в Марий Эл, отвечаем за судьбу марийцев, живущих на огромном пространстве страны порознь или компактно… Где бы ни находился сын или дочь, они всегда дороги родной матери… Так обязана делать и Республика Марий Эл.

Миклай Рыбаков — не чета нынешним чиновникам РМЭ (!), сумел обозначить вектор развития и общую платформу эволюции марийского национального движения в народ — нацию как неделимого понятия, когда не может быть отдельного марийского народа в Марий Эл или, скажем, в Нижегородской области, или за границей, что порой, к нашему стыду, наблюдается.

За примерами далеко ходить не надо. В конце прошлого 2010 г. Совет московского землячества Марий Эл, созданного из выходцев Республики и марийцев Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Кировской, Пермской и Свердловской областей, обратился с письмом к Президенту РМЭ Маркелову и Председателю Госсобрания Ю. А. Минакову, где предлагалось обсудить вопросы дальнейшего совместного сотрудничества. Однако, из полученного ответа, подписанного М. З. Васютиным (Зам. Главы Правительства, министр культуры, печати и по делам национальностей), видно, что желание говорить с нами отсутствует на уровне первых лиц.

Это при том, что за годы президентства Маркелова в Москве — федеральной столице РФ Республикой не проведено ни одного общественнозначимого мероприятия. Так было в 2002 г. — в годовщину 450-летия присоединения марийского края к Российскому государству. Так случилось и в ноябре 2010 г. — в 90-летие образования Марийской автономной области.

Если бы не наши мероприятия, то эти важнейшие для марийского народа исторические события остались бы просто незамеченными.

О непризнании Москвы, а по сути о региональном изоляционизме свидетельствует и то, что подписанное еще в 1998 г. торгово-экономическое соглашение между Правительствами двух регионов за истекшие годы не обрело реальных очертаний. Такой же линии придерживается и руководство Постоянного представительства РМЭ, которое, как правило, на проводимые московскими властями совещания по национальной проблематике направляет лишь второстепенных лиц.

Формально Республика не отвечает за нас, ибо мы не подпадаем под ее юрисдикцию. Такого рода аргументацию мне не раз приходилось слышать из уст чиновников Минкультуры, которые считают: «Пусть о вас позаботится Москва. Мы ведь помогаем организациям иных национальностей, живущих в Марий Эл». В то же время относительно других регионов с компактным проживанием марийцев Республика свою политику выстраивает совершенно по иному — в зависимости от лояльности местных активистов.

Но московское землячество само по себе ничего не просит несмотря на отсутствие собственного угла. Хотя пустующие площади Постоянного представительства, отведенные под президентские апартаменты, годами пребывают в ожидании редкостных заездов своего «хозяина».

Дело в другом. В настоящее время в российской столице и Подмосковье находятся тысячи граждан РМЭ. Люди, и особенно молодежь, оказавшиеся в мегаполисе, потянулись друг к другу. Такого явления в массовом порядке ранее не наблюдалось.

В данных условиях в отличие от Постпредства наша земляческая организация не отмахнулась от них, а решила поддержать. В результате, два года назад в Московском поликультурном и образовательном Центре появился учебный класс по изучению марийского языка, литературы, истории родного края и национальных традиций, где занимаются и дети, и молодежь, и взрослые под руководством преподавательницы С. Зайниевой.

Два года назад родился танцевальный ансамбль «Лумпеледыш» («Подснежник»), которым руководит А. Лукьянов — выпускник Казанского института культуры. В настоящее время марийские танцы — неизменные участники городских этнокультурных праздников. На добрые дела их благословил сам почетный президент землячества — композитор А. Я. Эшпай.

Наконец-то, у московских марийцев появились собственные гуслярши — И. Синякова и Э. Яковлева, ставшие нашей визитной карточкой на музыкальных многонациональных представлениях.

А совсем недавно состоялся дебют молодежного хора, украсившего праздник «День марийского языка», впервые организованный в Доме национальностей, в программе которого были и научный доклад на тему происхождения марийского языка и его письменности, и театральные сценки, и демонстрация современных технологий обучения марийскому языку и многое другое. Апофеозом явился телемост с участием японца Танака Такаси и американца Джереми Бредли. Зал вначале замер, а затем пришел в неописуемый восторг, увидев на киноэкране иностранцев, великолепно владеющих марийским языком. Кстати, и для самого Дома национальностей подобного рода интерактив с участием массовой аудитории оказался новацией.

Приезжая молодежь активизировала, оживила дела землячества, в ближайших планах которого — организация мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы под Москвой, частности, посещений могил Героев Советского Союза — уроженцев Марийской Республики Василия Архипова и Сергея Суворова, захороненных соответственно в г. Сычевка Смоленской области и п. Износки Калужской области.

С просьбой принять участие в акции памяти Героев, погибших при обороне Москвы, мы в ближайшее время все-таки намерены обратиться в Постпредство Республики. Возможно, ею заинтересуются и мариэловские власти и непосредственно родственники павших Героев в Великой Отечественной войне. В поездке примут участие ветераны Вооруженных сил и, безусловно, молодежь. Подобного рода патриотическая работа нами проводится впервые.

Таким образом, московская земляческая организация не только существует, но и продолжает совершенствовать свою деятельность, постоянно укрепляя свои членские ряды и авторитет среди этнокультурных общественных объединений города. У нас есть даже свой гимн «Землячество мари» и все иные атрибуты юридического лица. Мы абсолютно самостоятельны в своих действиях и не приемлем унижения своего достоинства, от кого бы это не исходило.

Несомненно, мы нуждаемся в помощи, которая нужна, чтобы расширить сферу этнообразовательного и этнокультурного пространства среди марийцев — москвичей и марийцев, имеющих временную регистрацию в российской столице. Средства нужны для закупки учебников, методической литературы, технических средств обучения марийскому языку. Они необходимы для приобретения национальных костюмов самодеятельным артистам и музыкальных инструментов. Нам крайне нужно помещение, где бы могли проводить репетиции.

Поэтому мы по-доброму завидуем Коми землячеству, мордовским, удмуртским коллегам, общественная работа которых неразделима с деятельностью Постоянных представительств титульных Республик. Что же касается, например, московских татар и ряда других этносов, имеющих мощные культурные Центры, то о достигнутой ими высоте в вопросах работы с этническими соплеменниками можно только мечтать. К тому же у многих из них функционируют Центры правовой помощи, выпускаются свои газеты и т. д.

Будет ли у нас когда-нибудь нечто подобное? Несмотря на непонимание, прохладное отношение к нам вот уже на протяжении 10 лет, мы продолжаем жить светлой надеждой. Более того, мы боремся и будем бороться за уважительное отношение к себе со стороны мариэловских властей, за сотрудничество на основе равноправного партнерства. Мы уже доказали, что у нас есть сила духа, уверенность в своей правоте и неизменная вера в то, что наступит день, когда рассеется воцарившийся мрак.

Что же касается МОД «Марий Мер Каҥаш», пребывающего до сих пор в состоянии правовой неразберихи, то я, будучи ответственным за его судьбу, как и другие рядовые участники движения, требую:

1.    Привести структуру и деятельность «Всемарийского Совета» в строгое соответствие с Уставом и ФЗ «Об общественных объединениях»;

2.    Раз и навсегда покончить с играми в т. н. «съезды народов», поскольку они не признаны федеральным законодательством.

3.    Тем не менее, оценивая их прогрессивный характер, соответствовавший началу и концу ХХ века, важно сделать все, чтобы «Марий Мер Каҥаш» как массовое общественное движение приобрело общероссийский статус и свои структурные подразделения в странах — бывших союзных государств, где остались жить марийцы. Все это позволит поднять значимость представительного форума как выразителя общенациональных идей и генератора активных действий за сохранение этноса.

Ратуя за массовость движения, однако, мы должны противодействовать выборам делегатов по квотам, пропорционально численности марийского населения в том или ином регионе, поскольку этот путь никак не согласуется с ФЗ «Об общественных объединениях», и в частности, с тем его положением, которое гласит, что участниками движения могут быть только граждане, достигшие 18 лет. А существующий порядок прикрывает фактическую бездеятельность общественной структуры в работе с людьми и соблазняет горе-функционеров, ни за что не отвечая, говорить за весь народ. Но самая главная опасность заключается в том, что выборы делегатов по квотам в зависимости от численности населения делают их сразу же нелегитимными, а проще говоря, незаконными, ибо такого нет даже при избрании Президента РФ и Госдумы;

4.    Признать негодной практику, когда съезды МОД «Марий Мер Каҥаш» проводятся постоянно только в одном регионе (РМЭ), подчиняясь интересам только одной администрации, когда делегатам других субъектов РФ заведомо определяется роль «фоновой массовки». В данной связи считать возможным проведение общемарийских этнических форумов и в других регионах с компактным проживанием марийского населения (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Кировская область, Ханты-Мансийский АО и т. д.). При этом добиваться, чтобы съезды марийского национального движения превращались в праздники Дружбы народов с участием всех других местных коренных этносов в интересах формирования общероссийской нации;

5.    Руководству МОД «Марий Мер Каҥаш» исключить всякое вмешательство государственных и муниципальных органов власти в подготовку и проведение своих съездов, особенно в процедурные вопросы, и в частности, в процесс избрания делегатов. Взаимодействие с ними осуществлять строго в рамках существующего ФЗ «Об общественных объединениях», включая и получение государственной финансовой поддержки;

6.    Пересмотреть келейную практику формирования руководящих органов МОД «Марий Мер Каҥаш». Считать позорным и недопустимым явление, когда в составе ныне действующего Президиума (11 чел.) оказался всего лишь один представитель другого региона, а трое членов являются чиновниками правительственных структур, которые по долгу службы призваны обеспечивать осуществление национальной политики;

7.    Таким же образом в интересах регионов следует решать и вопросы их представительства в составе Консультативного Комитета финноугорских народов (пока оба места за Республикой в лице Л. Яковлевой и Г. Ширяевой) и непосредственного участия в качестве делегатов и наблюдателей на Всемирном конгрессе родственных этносов, где в последний раз (июнь 2008 г.) из 26 мест двадцать были распределены между членами Исполкома и правительственными чиновниками РМЭ. В результате за бортом оказались марийцы, представляющие Москву, Санкт-Петербург, Коми Республику, Чувашию и еще десяток других субъектов РФ. Это притом, что некоторые делегаты без особых на то заслуг становятся как бы незаменимыми участниками всемирных форумов.

Поэтому предлагаю вопросы делегирования (2 чел.) в состав действующего Консультативного Комитета финноугорских народов, а также избрания марийской делегации на Всемирные конгрессы (20 чел.) включать в повестку дня каждого очередного съезда МОД «Марий Мер Каҥаш». Это должно стать достоянием съездовской гласности, а не кулуарным решением в рамках «междусобойчиков».

По набору всякой вседозволенности, отмеченной то ли на съезде марийского народа, то ли на съезде МОД «Марий Мер Каҥаш», последний форум образца 2008 г. можно смело отнести к разряду полного правового беспредела под контролем администрации президента РМЭ. Тогда Маркелову и его команде, наконец, удалось «приватизировать» и марийский народ, и марийское национальное движение в масштабах Российской Федерации. Но надолго ли это?

В числе других предложений я бы настоятельно просил всех, кому небезразлична судьба марийского национального движения, кто не приемлет его деятельность в тисках чиновничьего рвения под пассивным приглядом Минрегионразвития, взять под общественный контроль вопросы подготовки очередного IX съезда, маскируемого под вывеской «Марий Мер Каҥаш», и особенно процедуру избрания делегатов.

В этой связи необходимо фиксировать:

1. В рамках чего и при какой численности участников движения проводятся выборы делегатов? По Уставу они должны избираться на отчетно-выборных собраниях (конференциях) региональных отделений, созданных в каждом отдельно взятом субъекте РФ, где проживают марийцы. Всякие иные попытки избрания делегатов, скажем, решением самостоятельных региональных организаций, являются нелегитимными!

2. Факты незаконного вмешательства районных и региональных чиновников в вопросы подбора делегатов на IX съезд, вплоть до прямого назначения или утверждения персональных списков. Необходимо обратить особое внимание на выявление должностных инструкций на предмет формирования делегаций за счет «нужных, управляемых людей».

Данные наблюдения, воедино собранные, могут стать основанием для судебного иска (если это потребуется) как факты нарушения ФЗ «Об общественных объединениях» в деятельности МОД «Марий Мер Каҥаш», ныне возглавляемого депутатом Госдумы ФС СФ от партии «Единая Россия» Л. Яковлевой. При необходимости можно будет даже издать об этом специальную брошюру.

Сегодня, как никогда ранее, слова мудрого сына марийского народа Тихона Ефремовича Уньжинского, озвученные в 1992 году не менее ярким и преданным своей нации Миклаем Рыбаковым, приобрели серьезный общественный смысл.

Я бы к ним добавил еще:

1. Марийскому национальному движению в широком его значении суждено жить и дальше в интересах всего марийского народа, а не кучки лиц, монополизировавших право говорить от имени древнего российского этноса;

2. Марийское национальное движение должно стать полноценной общественной структурой, имеющей государственную регистрацию и статус юридического лица, а также действующей в строгом соответствии с федеральным законодательством.

Пора изживать правовой нигилизм, кстати, упорно навязываемый нам чиновничьей бюрократией!

Юрий Ерофеев
г. Москва

25 комментариев

Filed under Статьи

25 responses to “Юрий Ерофеев требует прекратить правовой беспредел в марийском национальном движении

  1. оНай

    О какой поддержке марийцев других регионов может идти речь, если даже в самой республике она практически не оказывается или оказывается по остаточному принципу.

  2. Украïнець Республiка Алтай г.Улалу

    Число марийцев в 2 тыс. человек (в Новосибирской области) сомнительно.Как в Сибири может быть две,три тысячи марийцев или мордвы,если здесь целые сёла марийские,мордовские,татарские и украинские.Это явная фальсификация.»Мода» записывать финно-угров русскими пошла ещё с царских времён.

    • Элыксан

      Почему не может быть. Очень даже может и цифра в 2 тыс. это мизерная. По всей Сибири марийцев куда больше, но реально никто точно не знает сколько же на самом деле марийцев.

  3. vfhb

    Слава богу, люди меняются. В лучшую сторону.
    Примерно двадцать лет назад, Ерофеев, будучи чиновником в Представительстве Марийской Республики в Москве, с великим упорством отфутболивал просьбы марийцев о предоставлении (пустующего!)помещения для мероприятий или для творческих кружков в представительстве, тогда, как удмурты приглашали присоединяться к себе.

  4. hendehoh-ded

    Ерофеев человек проработавший всю свою жизнь в КГБ где он крепил устои империи. Не крепил бы так сидел в то время. Теперь он исправился и похоже хочет порулить марийским движением или судя по его статье получить от правительства Марий Эл деньжат на проведение мероприятий в Москве. Именно в Москве все деньги страны и крутятся, но видимо мало.

  5. ошлюльпан

    К сожалению, оНай прав. Взывание Ерофеева к совести тех, у кого её нет, мягко говоря, удивляет. Совесть — «со-ведане» — предполагать у тех, кто знать вас не хочет…

  6. Tsikma

    Мне кажется на сегодня у марийцев есть 4 анализирующих человека — это: Юрий Ерофеев, Ксенофонт Сануков, Никитин (который пишет разумные комменты на данном сайте) и Лайд Шемьер. И комменты подобные Хендехоха-деда о приписывании и делении несуществующих денег — это показатель степени зависти некоторых лиц. И это присуще не только марийцам, это присуще многим народам, живущим на постсоветском пространстве.Думаю, что Ерофееву на прожитие хватает и своих денег. Он в своей статье поднимает актуальные вопросы, которые, вероятно не всем лицеприятны. В том числе ставит вопрос о деятельности Представительства Марий Эл в Москве. Интересно, кто занимает должность Постоянного представителя РМЭ в Москве. Я подозреваю, что он не марийского происхождения.

  7. Идрисов Рустам

    ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ОРГАНИЗАЦИИ
    ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
    ПРЕЗИДЕНТАМ И ПАРЛАМЕНТАМ
    НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
    В ПАРЛАМЕНТСКУЮ АССАМБЛЕЮ СОВЕТА
    ЕВРОПЫ

    ОБРАЩЕНИЕ
    В декабре 2007 года Госдума РФ приняла федеральный закон № 309, которым ликвидировано понятие “национальная школа”, исключены национально- региональные компоненты (родные, нерусские языки), установлен единый, неделимый российский государственный стандарт. Этим изменением закона ”Об образовании” нерусские народы вообще лишены возможности формировать содержание национального образования…
    http://tatar-centr.blogspot.com/2011/03/blog-post_7923.html

  8. Лайд

    Не перестаю удивляться подобным «дедуше-хоендехох» и «вфхб». Именно по части отсутствия в и коммент-ах рационального. В общем-то она, рациональность, им даже не к чему — если судить это по их логике. Зачем утруждать себя — ляпнул что-нибудь и получи удовольствие (для себя). Понимаем — это тоже «позиция». Оставим при них. Хотя в марийской ситуация подобная позиция самая опасная (специально не буду использовать словечко «вредная», иначе припишут к «советскому прошлому»).
    Ну, если не поленятся эти «друзья народа» утруждать себя просмотром Интернет-версии международной финно-угорской газеты «Kudo+Kodu» («Дом+Очаг») десятилетней давности, возможно, взглянули бы они на «марийский процесс» немного иначе. Хотя с трудом верится, что позициинирующие себя в предыдущих коммент-ах вряд ли изменят свои взгляды. Им недовмёк.
    Но чтоб было «…вдомёк» — недостаточно «комметками кидаться», а следовало бы аналаизировать «Марийский вопрос XXI» века. А для этого очень кстати было бы почитать такие аналитические вещи : книга Ю.И. Ерофеева «Возвращение долга» (2006 г., Йошкар-Ола) и его же брошюру «Главный «толернат» — на острие атаки» (2008 г., то бишь о Валерии Тишкове и вообще о политических процессах).
    Побольше бы таких совевременных и аналитических статей — как многочисленные статьи Ю.И. Ерофеева — меньше было бы шарлатанов.
    К сожалению, пока наооборот.
    А «дешёвые трюки» как «денег мало» (см. коммент) — на самом деле дешёвки.
    Были ли «дедушка-х-х» или «вфхб» когда-либо на каком-либо мероприятии, проведённом на базе коми или удмуртского постпредства — не знаю. Я лично бывал не раз и не два. Вот это — широта, масштаб, отношение и забота к своему народу.
    И почему-то (прошлое, в т.ч. и кгб-шное) не помешало Ю.И. Ерофееву. Он остался и есть стойкий человек. Хотя его иммидж, в обсобенности последнего десятилетия, не нуждается в нашей адвокатуре.
    Данная статья — это не выступление Л.Н. Яковлевой — где по большей части «трескотня», и не М.З. Васютина — не понятно что: то ли цинизм (с позиций деятельности и оценки), то ли страх (не понятно перед чем и кем), то ли умничание временное…
    Если в XXI веке в Марийском крае усиленно не давали воспитывать лидеров, зравомыслящих марийцев, то Юрий Ерофеев не дал убить в себе то, что он получил в советские годы.
    И еще отраднее — он не живет прошлым, а анализирует СЕГОДНЯШНЕЕ и ДЕЙСТВУЕТ УВЕРЕННО!
    А что, разве он не был прав, выступая в свое время против неразберих в марийском национальном движении, а также против того, что на руководящую роль всемарийского движения выдвигают женщину, что в той ситуации юыло равноценно самоунижению? И это же следует рассценивать как большое неуважение к прошлому своего родного марийского народа…
    Оставайтесь достойными в своих поступках.

    С уважением,
    Оньыжа.

    • Ласточка

      Как-то не по-рыцарски про женщину сказано. Когда читаешь строки Блока, какие-то неприятные навеянные впечатления уходят, будто видишь над головой чистое синее небо.
      «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
      Степную даль.
      В степном дыму блеснет святое знамя
      И ханской сабли сталь…

      И вечный бой! Покой нам только снится
      Сквозь кровь и пыль…
      Летит, летит степная кобылица
      И мнет ковыль…

      И нет конца! Мелькают версты, кручи…
      Останови!
      Идут, идут испуганные тучи,
      Закат в крови!
      Закат в крови! Из сердца кровь струится!
      Плачь, сердце, плачь…
      Покоя нет! Степная кобылица
      Несется вскачь!»
      7 июня 1908
      Или
      «И с туманом над Непрядвой спящей,
      Прямо на меня
      Ты сошла, в одежде свет струящей,
      Не спугнув коня.

      Серебром волны блеснула другу
      На стальном мече,
      Освежила пыльную кольчугу
      На моем плече.

      И когда, наутро, тучей черной
      Двинулась орда,
      Был в щите Твой лик нерукотворный
      Светел навсегда.»
      14 июня 1908
      И вот еще. Кто из вас может так сказать о родном крае:
      «О, Русь моя! Жена моя! До боли
      Нам ясен долгий путь!»
      До такого восприятия Родины, конечно, нужно расти.
      Ну, это великий поэт. Что говорить.

      • Ларчик

        Где ты, Ласточка, находишь такие прекрасные стихи. Кстати, только женщины поэты тех времен Ахматова, Цветаева принципиально не приняли революционный путь преобразования общества. А мужчины в соответствии со своей природой как-то попытались вклиниться в общую волну, послужить, ничего хорошего из этого не вышло. С подлецами никогда не договоришься. Так и сейчас.

        • Ласточка

          Как я понимаю, в вас проснулось толстовство — непротивление злу насилием.

          • Ларчик

            Нет. Все-таки понимаю, что каждый должен действовать в соответствии со своими взглядами. Не проявлять свою точку зрения тоже недостойно. Да, собственно сейчас другое время, другие люди. Не время жестоких репрессивных мер. Все-таки человек ответственен не только за себя, но как-то, получается, что и за общество, в котором живет. Высший суд, наверное, будет взывать к ответу не только отдельно людей, но и народы. Поэтому и Маленький Принц был ответственен за всю свою планету.

          • Ларчик

            Это наша целомудренная N-очка придерживается этого правила. Она читает Евангелие, которое помогает ей правильно истолковывать то, что происходит вокруг. Ситуаций возникает много, не поддающихся даже объяснению. Да, самое главное, не злиться. Людям нелегко приходится, они везде видят врагов, следы каких-то психологических травм, понятное дело. Главное, свято хранить в себе ощущение счастья жизни, да?

  9. Никитин С.П.

    Поро кече!
    Ю.Ерофеев напоминает о том, что мы все действуем в правовом поле. Где нет места эмоциям и фантазиям.
    Еще в 2004г. А.Н.Смирнов предлагал структуру марийского движения, где Мер КаНаш был только совещательным органом. Меня попросили написать статью в «Марий чаН», с обсуждением идей Смирнова. Я предложил сделать упор на Марий Ушем, тем более, что почти все активисты и члены Мер КаНаш были из этой организации. Не вводить ветеранское отделение в Марий Ушем. Статью в съездовском номере Марий ЧаН не напечатали. Уже после Съезда, в кулуарах, Мочаев признался, что «не напечатали, потому что статья слишком промариушемовская». Мне было, мягко говоря, странно слышать подобный перл от вчерашнего руководителя этой организации. И заставило более пристально и критично относиться к этому «деятелю».
    Обращаюсь к москвичам о создании альтернативной АФУН РФ, или вы рискуете остаться в роли вечного просителя. Это уже не смешно, когда общественники зависят от «профессиональных общественников». Это позор!
    Как кгбшник, скажу — госбезопасность требует государственного подхода ко всем проблемам. Ю.Ерофеев — государственно мыслящий человек. Он, по выражению того же Мочаева — «крестный папа марийского движения» (апрель 2004).

  10. Осип

    А я не верю бывшим работникам спецслужб.Что же вы со своими государственными подходами молча наблюдали, как
    разворовали Республику; уничтожилипредприятия,колхозы,
    самовольно вырубили весь деловой Лес,нет ответа кто поджигал, кто тушил, и сколько на самом деле сгорело Леса ( на сколько миллиардов рублей). Молчали, когда нас марийцев в своей РМЭ лишали постов начальников,
    оставались без работы, а пришлые на ворованные деньги
    супермаркеты и автоцентры уже своим внукам открывают.
    В 2008 году развалили марийское национальное движение
    и только сейчас проснулись. С какой целью?

  11. Лайд

    Осип, почему Вы ставите вопрос перед кем-то и как-то сбоку, будто из-под пола, глядя в щелочку. Ей богу, такая ассоциация после ваших многочисленных вопросов.
    Мне показалось, вы крикнули «почему… почему…» И тут же в темноте сами себе ответили — на все вопросы. Ведь ответ вам тоже известен.
    А если попытаться вам ответить — трактаты, книги надо писать (хотя этих книг тоже немало, неужели вы ничего не читали, ведь одна из них была еще в 2004 году, не помню точное название).
    Прочти еще раз статью, выкинув из головы информацию, что его автор не Ерофеев, а Александров (допустим), он живет в Йошкар-Оле, в совершенстве владеет марийским языком, пишет стихи, играет на гитаре, поет песни…
    И вдруг — от него такая статья. Я даже вижу вашу эмоцию!
    Привыкнем же, марий-влак, ценить статью за глубину и объетивность, а не за биографию автора.

  12. Лайд

    Кстати, Ю. Ерофеев — один из марийцев, который не удостоился стать награжденным памятной «Медалью Йыван Кырля. 1909-2009». Кому только не вешали эту медальку.
    Только не таким как Василий Пектеев, Виктор Николаев…
    Нет, не в «москвичах» дело. Награждали медалью и живущих в Финляндии, на Чукотке…
    Поэтому надо все реально оценивать.

  13. Лайд

    Извините, атоматически рука написала «Кырля». Исправлю, как требует новая норма и новый подход — Кырла.

  14. tpot

    Ерофеев уважаемый человек, он никогда не гнался за деньгами. Честь и достоинство для него выше всего!

  15. Осип

    Лайд, я вопросы поставил открыто и эти вопросы остаются без ответа.Потому что, кое- кто пытается затевать игру с национальным движением.А ведь сейчас проблемы куда важнее, чем статью Ерофеева обсуждать.Эти проблемы я и скинул. Да ещё забыл громадную проблему о смене герба и флага Республики назвать.
    Вот эта проблема уже для чекистов,но они даже не зат-
    рагивают.Да я давно заметил, как только серьёзная тема — стадо овец.Малозначащая тема — чуть ли не лев
    Дело не в Ерофееве, я его даже не знаю, а дело в кабинетных «героях»,мафии и предательстве.

  16. Tumooks

    Осип, Вы немного перепутали адрес. Не стану убеждать, что Ерофеев затронул именно ту важную сторону, от которой зависит вся наша законность, защита самого себя.
    Без решения подобных вопросов — будет среди мари масса предателей. И итог сегодняшней ситуации, что никто не выступает против новоявленного герба, того самого злополучного — власть и беззаконие сумели протащить в Марий Мер Канаш вот таких вот людей, которые… Уж не буду повторяться.
    Но все-таки я порекомендовал бы прочитать Вам «Возвращение долгов» и «Главный толерант на острие атаки». Без знания таких книг судить о человеке — минусовое занятие.

  17. Местный

    «власть и беззаконие сумели протащить в Марий Мер Канаш вот таких вот людей…»
    Сумели протащить на Съезд нашего народа в 2008 году
    потому,- что Козлов В.Н. пошёл на сотрудничество с администрацией (делегатов утверждала и направляла администрация,ответственный за съезд был министр культуры,даже выборы делегатов устраивали в мерии.),
    — Руководитель » Марий Ушем» в 2008г.-Максимова Н.Ф.
    поддерживала яковлеву.
    Что получилось в итоге, все мы знаем.А ведь положе —
    ние о выборе делегатов на съезд было толково разра —
    ботано,грамотно, без ущемления прав.И не Ю. Ерофеева
    эта заслуга, он лишь повторяет некоторые пункты.
    Цитата Лайда » оставайтесь достойными в своих посту —
    пках». Можно ли было избежать уничтожения нац. движе-
    ния? Да. Можно. Провести съезд в другом регионе ( как просит Ю. Ерофеев);или не проводить съезд с формулиро-
    вкой — незаконное использование административного ресурса.
    Нет, я не хочу обидеть уважаемых людей. Подумайте всё ли вы правильно сделали? не мучает ли вас совесть?

  18. Лайд

    Давно не смотрел эту «исчезнувшую» страницу.
    Поэтому, Местный, ты остался без ответа. А не оттого, что мне, как Оньыжа, нечего сказать.
    Первый мой вопрос к тебе, Местный, традиционный:
    ГДЕ ТЫ БЫЛ?
    — перепутал все понятия и даты и факты
    — писать что в голову взбредет — это еще не истина, даже не полу-правда
    — разберись в своих же выражениях: «… Козлов В.Н. пошел на сотрудничество с администрацией…» Я работал как Оньыжа и заставлял работать и министерство и правительство. Если мы проводили 90-летие «Марий ушем» и если туда прибежали чиновники минкультуры поздравлять. То о чем это говорит. Значит, мы их заставили. Если мы провели 90-летие (пишу специально так Местному, может он в чем то подправит) Первого Съезда Мари в Бирске и заставили и правительство и минкультуры обратить на это самое достойное внимание — то это наша заслуга. Но заслуга не превратном понимании, что мы не легли под кого-то. А в том, что мы, марийская общественность, заставили и правительство и минкультуры работать под нашу диктовку. А не так как сейчас бегают, будто бы они что-то делают. И мы заставляли!
    И они не могли без нас ничего решать, хотя хватало предателей всегда. Их имена вы уже знаете. Они даже прибежали поздравлять с 15-летием Марий Мер Канаш осенью 2007 года.
    — Министра культуры ты мог бы назвать не только «ответственным за съезд» и по-другому (хотя грамотно это назвалось «председатель оргкомитета…»)
    — Мер Канаш не поддержал Яковлеву на выборах в Госдуму. Это была выверенная тактика и никто нас в обратном не мог переубедить
    — Н.Ф. Максимова как председатель правления «Марий ушем» поступила правильно — так было между нами оговорено. К тому же это было сделано специально
    — «делегатов утверждала и наплавляла администрация» нелепо. Так как выборы везде и всюду проходили нормально, скажу больше: делегатов утверждать (?!) и направлять не надо было. Все было решено до конференции. Это было понятно глупому
    — «даже выборы делегатов устраивали в мэрии» — вы что, с луны упали? Вы что, с луны упали? Выборы делегатов на Съезд марийского народа, как я помню, проходили 3-й раз. Значит, не «даже», а получается «снова»… Ну, это мелочи.
    Местный, Вы совершенно никого не обидели. Мы, знаете, за все эти годы «общественности» наслышаны не только таких фраз и выражений. Да сквозь собачий лай проходили. Поэтому все нормально. Да вот я сижу и горечью улыбаюсь (шырием): как много мы не знаем, как развита информационная блокада.
    А по поводу вашего : «Можно ли было избежать уничтожения нац. движе-
    ния? Да. Можно. Провести съезд в другом регионе ( как просит Ю. Ерофеев);или не проводить съезд с формулиро-
    вкой – незаконное использование административного ресурса.»
    А знаете, это я говорил не вчера, а и в 2005 году, и в 2006 и в 2007 году. Но только вот в 2008 году уже было поздно.
    И всегда хочется задать один и тот же вопрос: А где вы-то были. Почему на пришли на конференцию, не выступили против «утвержденных и направленных» делегатов прямо там же. Чтобы эти покончить раз и навсегда. Это не обвинение.
    А предлагали проводить и в Казани и в Москве, даже в Бирске.
    Ну, а почему не провести Съезд в Москве? Давай проведем. Выразим недоверие! Есть еще год. За год можно успеть не такое.
    И напоследок, чтобы не было превратных толкований, неточностей, предлагаю по этому вопросу ознакомиться с книгой «Съезды народа мари. Материалы и документы. 1917-2008 гг». Там найдете ответ на многие и многие вопросы.
    Если Местный, то приходи в музей, пообщаемся.
    Я же ведь тоже местный.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.