Коренные народы Таймыра жалуются на дискриминацию

Более 90 представителей коренных малочисленных народов Таймыра обратились к сенатору от Красноярского края Вячеславу Новикову с просьбой обратить внимание на дискриминационную политику в вопросах трудозанятости. Инфоцентр FINUGOR публикует открытое обращение к сенатору.

Уважаемый Вячеслав Александрович!

В сентябре прошлого года Вы посетили Таймыр, принимали участие во встрече с представителями коренных малочисленных народов Севера, на которой обсуждался вопрос особого статуса Таймыра и Эвенкии. Нам запомнились Ваши слова, в случае острой необходимости обращаться к Вам, как сенатору в Совете Федерации от Красноярского края.

Мы считаем, что такой случай настал. Нас крайне остро беспокоит вопрос трудоустройства. Именно среди коренных малочисленных народов Севера.

Мы считаем, что на Таймыре, нашей исконной родине, существует дискриминационная политика в вопросах трудовой занятости. Мы, как и сотни наших земляков, убеждаемся в этом каждый день. Нас, людей трудоспособного возраста, не так много, всего около шести тысяч человек. Примерно две тысячи, ведут традиционный (кочевой, полукочевой) образ жизни и получают компенсационные выплаты в размере 3300 рублей (на руки) в месяц. Ещё около полутора тысяч человек имеют постоянные рабочие места на различных предприятиях и учреждениях. Остальные две с половиной тысячи человек перебиваются случайными заработками, им трудоустроиться практически не возможно. И причина одна – национальность.

К сожалению, на Таймыре шансы на хорошую работу и соответственно хорошую зарплату имеют только родственники, друзья, приятели и сослуживцы Батурина [глава Таймырского муниципального района. — прим. ред.] и Шереметьева [глава администрации Таймырского муниципального района. – прим. ред.]. Мы в их число не входим. Из нашего числа, людей имеющих высокооплачиваемую работу (от 30 тысяч рублей и выше), не более сотни человек, в основном это работники различных административных структур. Но и они в основной своей массе лишь специалисты. На руководящих должностях в администрациях и бюджетных учреждениях, коренных чуть больше 25 человек. Согласитесь, два с половиной десятка человек из десятитысячного коренного населения, это унизительно мало!

Вы можете возразить, что необходимо иметь опыт работы, соответствующую квалификацию и т.д., но жизнь нас убеждает в обратном. Среди нас достаточно людей с высшим образованием, даже с двумя высшими образованиями, прошедших в 80-е, 90-е, 2000-е годы различные профессиональные этапы, имеющих звания, награды и благодарности. Уверяем Вас, это не имеет никакого значения! Как клеймо на нас национальность – долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков.

Наши мужчины, если и имеют работу, то это самая низкооплачиваемая работа – грузчики, дворники, разнорабочие (от 5 до 9 тысяч рублей в месяц). Если они оленеводы, охотники, рыбаки, то их доход, как уже писали выше, 3300 рублей в месяц, а минимальный прожиточный уровень на Таймыре 11294 руб.

Наши трудоустроенные землячки преимущественно – санитарки, уборщицы, кухонные работники, их зарплата 6-10 тысяч рублей в месяц.

Наши власти радостно рапортуют о средней заработной плате по району в 35 тысяч рублей. Наверно так оно и есть, если директор ОАО «Таймырбыт» получает свыше 300 тысяч рублей в месяц. Заместители руководителя Администрации района получают от 120 тысяч рублей и выше. А доход главы района и руководителя администрации от 250 тысяч и выше. Данные мы взяли из официально опубликованных деклараций о доходах.

Какую бы сферу, отрасль, предприятие, учреждение мы не взяли бы, везде «коренной» получает самую низкую зарплату. Везде «коренной» первый кандидат на увольнение!

О проблемах трудоустройства коренного населения в поселках, расположенных в низовье Енисея, не раз выступала депутат Совета сельского поселения Караул Е. Желтякова.

Из-за подобного дискриминационного подхода многие квалифицированные специалисты с опытом работы были вынуждены уехать с Таймыра в другие регионы страны. Отток усилился в последние 5 лет.

Мы можем бесконечно долго перечислять имена и фамилии своих земляков, но ограничимся лишь некоторыми, кто стал, не востребован у себя на родине.

Из сельского поселения Хатанга уехала Ю. Чуприна, майор МВД. Уехала в Якутию и теперь работает в Министерстве внутренних дел Республики Саха (Якутия) в звании подполковника.
А. Большаков – юрист, уехал в г. Красноярск. Пройдя конкурс, устроился на работу в Министерство образования и науки Красноярского края.
А. Долбня уехал в Москву, и теперь работает оператором на НТВ.
Сын С.Н. Жовницкой, с высшим зоотехническим образованием, не «нашел» себе место работы по специальности и уехал в г. Иркутск.
В. Чуприн, бывший директор артели «Хета», был вынужден уехать в Улан-Удэ.
Ж. Спиридонова, с высшим филологическим образованием, закончила аспирантуру, не имея перспектив на Таймыре, осталась в Санкт-Петербурге.
И. Рудинская (владеет английским, французским, итальянским языками) работает за пределами Таймыра в администрации г. Норильска.

Все эти ребята молодые, до 35 лет, их гораздо больше, чем мы перечислили! Они могли бы отдать силы своей малой Родине – Таймыру, но не найдя себе применения здесь, были вынуждены искать работу в других субъектах РФ.

Власти Таймыра говорят о кадровом голоде, а мы заявляем, что теряем кадры из-за предвзятого отношения к нам, коренным малочисленным народам Севера.

Наши выпускники Таймырского колледжа, в абсолютном большинстве не могут трудоустроиться после окончания обучения. Везде от них отворачиваются, как от прокаженных. Всем поголовно дают отрицательный ответ с формулировкой – отсутствие опыта работы. А где же его взять, если даже шанса не дают?

На работу по специальности не могут устроиться даже люди, чей трудовой вклад оценен Российской Федерацией. Так заслуженный врач РФ Т.М. Слесарчук, обив все пороги, осталась не удел. А ведь она ещё полна сил. На свои деньги прошла курсы повышения квалификации в медицинской академии Санкт-Петербурга. До этого несколько лет возглавляла МСЭК по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Человек во всех смыслах положительный, авторитетный, уважаемый.

Что уж говорить о простых людях, а тем более инвалидах. Так В.Т. Чунанчар, инвалид 3 группы (в этом году инвалидность сняли) на протяжении 5 лет не может найти себе работу. Человек не пьет, не курит, трудолюбив, но он никогда себе работу не найдет, потому что он нганасанин.

Или Ольга Гавриловна Поротова, долганка, и это крест. Имеет два образования – среднее специальное «Бухгалтер» и высшее «Экономист». Её трудовая книжка – пестрит благодарностями. Два года назад она была уволена с последнего места работы в результате реорганизации учреждения, которое в свою очередь стало следствием объединения регионов в единый Красноярский край. Сегодня ей 44 года, но впереди у неё никаких перспектив нет.

Уважаемый Вячеслав Александрович, Вас и других гостей, во время приезда на Таймыр, радушно приветствовали наши земляки.  Да, мы – коренные таймырцы, радушный народ. Мы привечаем всех, кто приезжает к нам в гости. Мы рады всем показать свою богатую культуру. Но кроме духовного богатства, у многих из нас за душой ничего нет. Мы не выставляем нашу нищету на показ и может быть, поэтому люди считают, что у нас все хорошо. Только знайте, за нашими улыбками порой скрываются грустные мысли «Как прожить?».

93 подписавшихся граждан из числа коренных малочисленных народов Таймыра:

Источник: FINUGOR.RU

6 комментариев

Filed under Сообщения

6 responses to “Коренные народы Таймыра жалуются на дискриминацию

  1. русский

    проблема трудоустройства существует в любом регионе нашей страны. А как мы хотели? Сейчас активно строим капитализм и также как в других странах тысячи людей вдруг оказываются не нужны на производстве и выкинуты на улицу. Пора привыкать к этим нормам жизни. В природе выживает сильнейший, или просто тот, кому больше повезло. И не нужно примешивать национальный аспект, это просто смешно и нелепо. Если так рассуждать, это в нашей Республике Марий Эл нужно сместить с должностей работников всех национальностей-русских, татар, чувашей и др. и поставить марийцев. А в соседней Татарии только татар, а Москву сделать только для русских. Вы себе представляете что начнется? Еще раз повторюсь, что проблема поиска хорошо оплачиваемой работы касается представителей абсолютно всех национальностей. И не нужно т.н. малочисленным народам и коренным национальностям вставать в позу обиженного ребенка, которому не дали шоколадку в виде выгодной работы. Никто и не даст. И вообще мерзко, когда пытаются выкроить себе преференции, тыча себе в грудь кулаком и крича: я-мариец, я -мордвин и т.д. и поэтому я выше всех. Давайте жить дружно независимо от национальной принадлежности, уважать и считаться друг с другом. Плохие и хорошие люди есть в любой нации.

    • Kominarod.Ru

      Проблема в том, что если русский останется без работы на Таймыре, он просто уедет оттуда в любую другую точку России, хотя бы и в Москву, где работу найдет без проблем. А вот коренные таймырцы, аборигены, куда они уедут? Это их родная земля, здесь они выросли, пасли оленей, ловили рыбу, преподавали, приносили пользу в том числе в сохранении родного языка и культуры. Если 800-900 нганасан «распылить» по 1-2 человека по всей России — что останется от народа? А на родине он еще жив. И, может быть, сохранится. А русские сохранятся везде, за вас мы не переживаем!)) Давайте все же побеспокоимся о коренных народах большой страны, которым нужна работа на родине, а не где-то в другом месте…
      «В природе выживает сильнейший»… — где-то это уже было. Нацисты считали, что только немцы расово полноценные, а остальные народы должны исчезнуть или стать рабами.
      P.S. В Татарстане по факту давным-давно этнократия, во всех теплых креслах исключительно татары. И ничего, тамошние русские не возражают. Да и Кремль как-то помалкивает. А малочисленные народы каждый может обидеть свысока.

  2. против всех

    ты выше всех это как по росту или по национальному признаку тк ты русский или еще как

  3. ошлюльпан

    «Русскому» — в отношении моей «позы обиженного ребенка»: Мне вспоминается формула маркеловского правления, точнее начала этого правления: «У нас принцип назначения на должность не по национальности, а — по профессинальному принципу», т. е. если ты мари, значит не «профессионал». Такой же «принцип» и на Таймыре. Мотивы этого «принципа» и «профессионализма» — страх утратить привилегированные позиции в конкурентной борьбе за власть и ресурсы. У «русского» — «выживает сильнейший или просто тот, кому больше повезло». «…кому больше повезло» — наивное оправдание, ибо за этим везением — власть держиморды. А вот «сильнейший» — это уж… констатация. Только уточнить бы, в чем «сила»-то. В данном случае, коенчно же, не в уме и не в профессионализме. Я бы свою русскость попридержал из чувства солидарности с людьми, не только своей нацинальности. Среди нерусских — тоже люди. И люди, достойные.

  4. Этот РУССКИЙ, который «активно строит капитализм», призывает «привыкать к нормам жизни», «когда тысячи людей оказываются не нужны на производстве и выкинуты на улицу». Лояльный гражданин. Уж не из сталинских ли времен, или гитлеровских. На этом фоне особенно впечатляют заключительные строки: «Давайте жить дружно…»

Добавить комментарий для YaSemenОтменить ответ