Маркелов решил отправить марийцев на тот свет? (ДОПОЛНЕН)

Измаил Ефимов

Измаил Ефимов

Нашему сайту стало доступным заключение главного герольдмейстера при президенте Марий Эл Измаила Ефимова относительно нового герба и флага республики. Данный документ был отправлен в газету «Марийская правда», но там отказались его опубликовать и один из корреспондентов издания переправил нам. Сам И.Ефимов в настоящий момент за несогласие с проектом новой символики уволен Леонидом Маркеловым с должности главного герольдмейстера. Интересно, что медведь на гербе и флаге в марийской мифологии представляет загробный мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СИМВОЛИКЕ
проекта изображения государственного герба и флага
Республики Марий Эл

Основные фигуры

Медведь

Общепринятая трактовка символики медведя в России — тотемный предок языческих славянских народов и финно-угорских народов северо-восточного региона.

В геральдике западной Европы наряду со львом медведь иногда выступает символом царя зверей (в финно-угорском и славянском бестиарии, в землях, не входящих в природный ареал обитания львов и не имеющий традиции их употребления в геральдике, медведь по «праву силы» служит неким аналогом льва, его природным «заместителем», хотя и не обладает такими его символическими качествами как благородство и великодушие).

Образ медведя крайне противоречив и в зависимости от контекста может наделяться чертами, простоты и добродушной богатырской силы и, в то же время жадностью, злым и мстительным характером, способностью перевоплощаться в человека. В христианской и исламской традиции — медведь представляется как темная, жестокая сила, олицетворяет власть дьявола (что вероятно связано с языческим происхождением символа).

На территории Марий Эл медведь как тотемный символ в археологических артефактах исчезает в IX веке, и в дальнейшем встречается в фольклоре народ мари только как персонаж сказок. В мифологических представлениях народа мари, как и у славянских народов, медведь выступает покровителем семейного очага, а также представляет нижний (загробный) мир.

В геральдической практике России медведь использовался в городских и земельных гербах. В гербе Ярославля — медведь с секирой — как символ языческого наследия. В гербе Перми — медведь с Евангелием на спине — как символ победы христианства над язычеством.

В геральдике западной Европы медведь также встречается исключительно в городских и земельных гербах (чаще в землях Германии, Швейцарии, Прибалтики) и обычно используется, как говорящий символ — по созвучию (Берн, Берлин).

«На самом деле медведь никогда не обладал символическим значением в мировой геральдике, ибо, будучи животным регионального значения, применялся в качестве эмблемы лишь в германской и славянской геральдике, причем не как государственная эмблема, а как местная, территориальная» (В.В.Похлебкин)*.

В государственной символике изображения медведя встречаются в качестве фигур — щитодержателей больших, парадных гербов. Традиционный геральдический цвет медведя — черный.

В современной российской региональной символике черный медведь присутствует — и гербе Карелии и Хабаровского края, (В Государственный геральдический регистр РФ оба не включены).

Меч

«В государственной символике меч прочно обладает значением символа милитаризма, и поэтому найти меч в государственных гербах современных государств — нелегкая задача, ибо любая страна избегает прокламировать свой милитаризм как государственную политику» (В.В.Похлебкин)*. Или же, как правило, меч сохраняется в исторических гербах государств — как символ вооруженной борьбы, благодаря которой государство обрело независимость. Во всех случаях для включения изображения меча в герб необходима доказательная аргументация.

Меч острием вниз также имеет конкретное значение — «карающее правосудие», как один из атрибутов богини Фемиды. В этом значении меч острием вниз используется в современной административной эмблематике силовых структур как в России так и за рубежом. Невозможно представить символику обратившегося в фольклорного медведя — марийца с мечом и молотом в воздетой лапе.

Молот

В западноевропейской мифологической традиции молот — атрибут бога громовика. В позднейшее время используется, как символ ремесла и производительной деятельности. В советской символике — символ рабочего класса и индустриализации. В российской геральдике молоты помещались за гербами уездных городов в знак их промышленного значения, как дополнительные элементы. Молот (не ремесленный молоток в лапе медведя) может трактоваться также двусмысленно.

Орнаментальная фигура, включенная в состав герба или флага, как предполагаемый знак национальной отличительности

Международная геральдическая практика не знает примеров помещения орнаментальных фигур в составе государственных и земельных гербов в виде полос, подножий или глав. Орнамент не позволяет его краткого и адекватного геральдического описания и поэтому никогда не используется в государственных гербах для обозначения национальной идентичности. В то же время есть примеры его употребления на флагах некоторых развивающихся государств, не обладающих высокой геральдической культурой (Иран, Туркменистан) а также на флаге Беларуси.

Также крайне редко используются в геральдике орнаментально разделенные поля в щите. Исключение составляют отдельные знаки-элементы орнамента в виде общеизвестных почетных геральдических фигур типа марийского креста, разновидности крестов, звезд и других солярных знаков, а также в качестве орнаментального подножия во внешнем украшении или дамасцировки поля щита.

В приведенном проекте указанная фигура не выступает оригинальным символом национальной (марийской) идентификации герба или флага, т.к. аналогичные мотивы орнамента применяются в русской и финно-угорской орнаментике, обычно в вышивках женской одежды и в сувенирной продукции.

Щиток

Малый щиток, несомый перед собой медведем, в первую очередь напоминает государственный герб Марий Эл с измененным цветом поля щита; этот элемент становится вовсе необъяснимым, поскольку он утрачивает символическую связь со всем целостным комплексом нынешней государственной символики, грубо искажает её.

В геральдике необоснованное включение малого щитка в поле щита является недопустимой ошибкой.

Статусная золота корона о семи зубцах

Региональная золотая корона установленного образца, рекомендована Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации как статусный атрибут современного герба субъекта Российской Федерации, не имевшего в прошлом иных исторических статусных или традиционных корон. Региональная корона может венчать действующий Государственный герб Марий Эл, но не медведя или любое другое животное, не имея на это геральдического обоснования.

Представленные проекты изображений герба и флага не соответствуют достоинству и статусу государственного символа Республики Марий Эл, допускают большое количество противоречивых трактовок значения каждой отдельной фигуры и композиции герба и флага в целом , содержит ряд геральдических и графических ошибок.

Проекты композиционно и функционально выполнены на уровне слабого и претенциозного муниципального символа (с набором фигур с неоднозначной символикой), в лучшем случае имеющего местное значение.

Государственные символы, основной функцией которых является презентация республики на российском и международном уровне, должны являться образцом геральдической безупречности, не могут содержать каких-либо противоречивых трактовок в своем составе. Действующий Государственный герб и Государственный флаг Республики Марий Эл соответствуют основополагающим требованиям геральдики и вексиллологии, они внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации: герб-№5000, флаг-№5001. Никаких объективных оснований для их замены нет.

Заключение и рекомендации главного герольдмейстера И.Ефимова от 24.01.2011 г. (doc) >>

И.В. Ефимов,
с 1997 по 2011 г. главный герольдмейстер при Президенте Республики Марий Эл
Йошкар-Ола

MariUver

*Похлебкин В.В. "Международная символика и эмблематика", 1989 г., Москва.

Ссылки по теме:
Герольдмейстер выступил против нового герба и флага Марий Эл
ОПРОС: Нравятся ли Вам новые гос. символы Марий Эл?
В Марий Эл утверждены новые символы власти (ФОТО флага)

28 комментариев

Filed under Сообщения

28 responses to “Маркелов решил отправить марийцев на тот свет? (ДОПОЛНЕН)

  1. таня

    а за что уволили? ведь просто тк за несогласие не имеют права.

  2. Мамич Бердей

    А кто по национальности Ефимов?
    Что касается герба, флага и всего остального, то рано или поздно его обязательно заменим на прежний.
    Тираны не вечны и все они плохо кончают, начиная с Людовика XVI и заканчивая Мубараком и Каддафи.
    Нашему эпилептику и его московским хозяевам следовало бы об этом задуматься!

  3. prokisergen

    Измаил Ефимов марийский художник ,получил высшее образование по своей профессий в Суриковском училище.Член союза художников России.Родом из Горномарийского района.Это первое его проявление гражданской позиций заслуживает уважения.

  4. Непонятно, откуда славяне знают о медведе. Они недавно вышли из Монголии, а там медведей нету. Там ‘степь да степь кругом’ — из песни монгольских кочевников.
    Если они перестали называть себя монголами, — значит и мифология у них поменялась?

    • YaSemen

      Слушай, ты к чему это написал? Что тебе лично славяне сделали, чтобы их так оскорблять? Ты думаешь мы любим Маркелова? Да мы относимся к нему так же как и вы! Почитай хотябы наш молодежный сайт (который был создан студентом нашего марийского политеха)
      http://down-house.ru/blog/Sofia/36160-prezident-mariy-el-budet-imenovatsya-glava-respubliki.html
      Мы такие же люди как и вы, и если наша республика названа в честь вас, это не значит, что вы полноправные хозяева и что можно оскорблять русских. Щас русского сажают в тюрьму за то, что он патриот! Мы в таком же положении как и вы! И славяне тут не причем. И нельзя называть кремль русским, им далеко не русские управляют.

      • Опанас

        YaSemen, foto11com, судя по его сайту, коми, а не мариец и даже не житель Марий Эл.

      • мар

        русских «патриотов» сажают не зна то что они патриоты, а за то что они переодевшиеся фашисты-скинхеды.

  5. Осип

    Кого главный пришлый хочет отправить на тот свет?
    Ещё неизвестно, чья нация раньше в загробном мире окажется…

  6. Осип

    Ещё неизвестно, чья нация раньше в загробном мире окажется…

  7. ГурХан

    Ефимов хоть красиво ушел !!!

  8. Мику

    Измаил один из самых талантливых,ведущий художник Республики Марий Эл , его работы находятся в Русском музее. И кто придет вместо него? Очередной подхалим и бездарь. В Республике уволены все талантливые люди… как главный архитектор , геральдмейстер, режиссер и др.,поэтому такая бездарная и ужасная архитектура , уродливые памятники. В России даже нормальный символ олимпиады немогут придумать.

  9. Tsikma

    Кому в Марий Эл и на Руси жить хорошо?

  10. Мамич Бердей

    Вся проблема в разобщенности. От всех несогласных избавляются поодиночке, а все остальные молчат. А если бы устроить хоть раз акцию всеобщего неповиновения хотя бы на один день, получился бы огромный резонанс и как минимум вернули бы прежний герб, а возможно бы устроили Лёньке разбор полетов.
    Но вообще такое конечно маловероятно, если даже на митинг за отмену поднятия Чэбоксарской ГЭС так никто и не вышел.

  11. tep

    Измаил Ефимов совершил ПОСТУПОК достойный подражания, не промолчал в угоду «сильным мира сего». Честь имеет, слава ему!

  12. Шэнцэ

    Главное начать, продолжение следует. Давайте объединяться через интернет, выйдем на улицы, устроим акцию неповиновения. Заклеймим продажных депутатов и чиновников. Достал этот беспредел.

  13. Аликсандер

    Измаил Ефимов — Горный мариец, сильный духом, талантливый Художник. Человек. Просто, порядочный человек, достойный уважения со стороны людей какой угодно национальности, этничности, расовости, социальности, профессиональной принадлежности. Такие люди не зря живут на земле.

  14. Аликсандер

    «…такое конечно маловероятно, если даже на минитинг за отмену поднятия Чебоксарской ГЭС никто не вышел» (Мамич Бердей) — «такое» станет вероятным при условии, что ряды неравнодушной, думающей марийской и солидарной с ней немарийской молодежи будут расти.

  15. Местный

    Шенце прав, нам надо выходить на улицы. И первый вопрос-
    недоверие депутатам. Тогда мы сохраним старую символику
    и произойдёт огромный резонанс по всей стране. Потому что вмешаются силовые структуры, а это уже нарушение наших прав.

  16. jin

    Этот эпилепсик со своим монгольским правительством должен перед трибуналом предстать. Как и вся монгольская империя.

  17. Майа

    Главный герольдемейстер повел себя в данной ситуации очень достойно и проявил свою гражданскую позицию. А почему молчит марийская общественность? Совершенно непонятно…

  18. Осип

    Да, что-то нового председателя «Мари Ушем» не слышно.
    Как бы там не было, Люди создавайте революционные кружки, вовлекайте знакомых, соседей, готовьтесь к неподчинению ворам и взяточникам!

  19. tymai

    Зато на коне КазимоФФФФФФФФФФФФФФФФФФ! Он уже верит в то, что говорит (или что ему написал). Интересно, он долго заучивал текст?

Добавить комментарий для ШэнцэОтменить ответ