ДИСКУССИЯ: Финно-угорские организации превращаются в «политических импотентов»?

В связи с острой проблемой в сфере межнациональных отношений, которая возникла во многом из-за неспособности региональной бюрократии решить данные проблемы, Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл начинает серию публикаций и открытую дискуссию, посвященную проблемам межнациональных отношений в финно-угорском мире.

11 февраля 2011 года в Уфе состоялось заседание Президиума Госсовета РФ по вопросу межнациональных отношений в России. Президент России Дмитрий Медведев выделил ряд важнейших проблем в сфере межнациональных отношений:

— Современные чиновники должны обладать всеми необходимыми знаниями в области межэтнических отношений, и это должно быть частью подготовки управленческих кадров. И опять же категорически недопустимо допускать к государственной службе тех, кто имеет судимость за преступления межэтнического характера или преступления просто экстремистского характера.

— Во всех без исключения территориях должна проводиться сбалансированная кадровая политика. Не секрет, что при формировании органов власти отдельных республик, отдельных краёв и областей существуют негласные ограничения для представителей определённых национальностей. Это абсолютно аморальная ситуация. Я поручаю Правительству и моим представителям в федеральных округах провести анализ этой проблемы и представить предложения по искоренению таких перекосов, даже если это приобрело уже исторический характер.

— Мы с вами стали более активно заниматься темой межнациональных и межрелигиозных отношений, к сожалению, в силу того, что в ряде случаев произошло обострение этих отношений. И это очень печально, потому что ответственность за состояние дел в стране лежит на каждом из нас, на всех присутствующих в этом зале, прежде всего на Президенте страны, на главах регионов.

В связи с острой проблемой в сфере межнациональных отношений, которая возникла во многом из-за неспособности региональной бюрократии решить данные проблемы, Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл начинает серию публикаций и открытую дискуссию, посвященную проблемам межнациональных отношений в финно-угорском мире.

Одну из первых тем, посвященных межнациональным отношениям в финноугорском мире предлагается рассмотреть состояние дел национальных общественных движениях финноугорских народов России последние 20 лет. К участию в дискуссии, в свете идей прозвучавших на заседании Президиума Госсовета с участием Президента РФ Д.А. Медведева 11 февраля 2011 года приглашаются ученые, специалисты, функционеры-практики, представители органов власти и все заинтересованные лица.

Цель дискуссии – извлечь уроки из пройденного национальными общественными движениями пути и выяснить:

— как движения трансформировались в организационном построении исходя из требований Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года;

— как выстраивается сотрудничество с органами региональной власти в решении заявленных в Уставах целей и задач;

— какие полезные дела ими осуществлены в отношении интересов финно-угорских масс;

— какова роль национальных движений в строительстве гражданского общества, в том числе контроле за деятельностью государственных и муниципальных органов власти;

— имеется ли необходимость в структурных изменениях существующего общероссийского движения Ассоциация финно-угорских народов России и в практике проведения Всемирного конгресса финно-угорских народов.

По мнению экспертов общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл распад СССР и “парад суверенитетов” в постсоветской России в 1991-1992 г.г. привел к образованию в национальных республиках различного рода национальных движений, объявивших себя выразителями интересов этнических общностей и претендующих на право говорить от имени целого народа или даже группы народов.

Главными их лозунгами были – спасение и возрождение национальных языков и культур, сохранение самобытности народов. Естественно, не обошлось без выдвижения политических требований, в том числе: принятия непосредственного участия в формировании новых органов власти; создание национальных партий; учреждение собственной валюты, армии и т.д.
В ряде случаев, отдельными регионами ставились вопросы о выходе из состава Российской Федерации. Такие трансформационные процессы не обошли стороной и финно-угорские регионы: Карелию, Коми, Мордовию, Марий Эл, Удмуртию.

Безусловно, национальные движения сыграли определенную роль в мобилизации этнического самосознания российских финноугров. Однако, как показала дальнейшая практика, масса людей оказавшихся в тяжелейших условиях рыночной экономики, жаждала от новоявленных общественных структур не громких лозунгов, а конкретных, практичных дел.

Значительная часть этих проблем для национальных общественных движений оказалась не по плечу, поскольку их основной состав представлял из себя творческую и гуманитарную интеллигенцию. Кроме того, было немало профессионально несостоявшихся личностей, а также сторонников “либерально-демократических” ценностей из числа бывшей совпартноменклатуры. Как всегда, не прочь были “погреть руки” в роли этнических мобилизаторов и “теневые дельцы”.

Нужно честно признаться, что к началу 90-х годов прошлого века этническая мобилизация в рамках национальных движений заметно захлебнулась. Причин тому много. Среди них и то, что перестала быть модной и актуальной критика советской системы. Кроме того многих пугали выдвинутые декларации (под видом сохранения национальной самобытности), ведущие к изоляционизму и сепаратизму.
Снижение интереса к национальному движению произошло и потому, что активисты и лидеры движений оказались встроенными в систему существующей бюрократической системы в регионах. Многие из руководителей и лидеров общественных национальных движений удачно “отоварили” свой электоральный ресурс, получив корочки депутата Гос. думы РФ и теплые кресла региональных министров.

В настоящее время национальные движения из разряда гонимых, преследуемых трансформировались в опорные пункты региональной бюрократии. Национальные движения, как никогда ранее, оказались необходимы, как инструмент манипуляции общественным мнением, как средство демонстрации единения региональной власти и народа, и в качестве “этнической экзотики” для показа федеральным властям.

Связанно это с тем, что в регионах отсутствует внятная национальная политика. Следует также отметить, что ряд так называемых общественных организаций, особо приближенных к региональным чиновникам, даже не имеют официального статуса, закрепленного федеральным законодательством.

Большинство современных общественных организаций, включая и Ассоциацию финноугорских народов РФ, в основном сформированы из чиновников разного уровня. Можно даже сказать, что таким образом образовалась своего рода этническая политпартия, хотя законодательством запрещено создание политических структур по признакам национальной принадлежности.

Региональные органы власти также взяли на свое содержание национальные движения, в частности, финансирование с их банковских счетов проведение съездов, форумов и т.д. общественных организаций. Создаются под эгидой и патронажем бюрократов оргкомитеты, контролирующие доступ на мероприятия, что можно оценивать как прямое вмешательство в дела общественных объединений.

А если к этому добавить и участие в выборах делегатов, а точнее в подборе нужных людей, на каждый очередной съезд или форум, то становится ясно, что национальные движения по сути полностью переродились, из них выветрился дух гражданско-правовых ценностей, дух равноправного партнерства, не говоря уже о возможности контроля гражданского общества над бюрократами. Как это не прискорбно, национальные организации превращаются в “общественно-политических импотентов”, имитирующих роль выразителей чаяний народных масс – своих этнических соплеменников.

АФУН РФ давит на независимые финно-угорские организации Москвы >>

Что ждет Всемарийский совет – Мер каҥаш в будущем? >>

Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл

http://no-korrupcia.livejournal.com

22 комментария

Filed under Статьи

22 responses to “ДИСКУССИЯ: Финно-угорские организации превращаются в «политических импотентов»?

  1. Никитин С.П.

    Финноугорское движение России в нынешнем виде будет функционировать до конца 2012 года. После проведения «1000-летия единения мордвы…», и президентских выборов будет другая ситуация. Ситуация ненужности «этнической партии» чиновников. Ситуация ненужности этнтческой составляющей коренных россиян. Финноугры, мы стали забытым сторожем «вишневого сада».

  2. Местный

    Вы правы! А Дискуссия подняла очень важную тему. Дейст-
    вительно очень много обшественных организаций в Марий Эл
    — или «импотенты или проститутки политические»,какие не буду перечислять, сами хорошо их знаете

  3. Аттила Гунн

    Не за горами тот день, когда мы создадим новую организацию с новыми идеалами! Она объединит всех финно-угров, а также славян и т. д. Но там не будет младших и страших братьев. Все будут равны!

  4. Sergey Kalyagin

    Дискуссия поднимает жизненно важные вопросы. Но для начала давайте рассмотрим эволюцию марийских национальных движений и организаций как в Марий Эл, так и вне республики, хотя бы за последние 20 лет. Условно можно выделить 3 этапа.

    I. КОНФРОНТАЦИЯ с гос. властью в лице нынешнего президента РМЭ, когда вопрос о нарушении прав в РМЭ дошёл до рассмотрения в Европарламенте.

    II. ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ национальных общественных движений (организация «сверху» т.н. «Марийского национального конгресса», назначение гос.чиновника главой «МерКанаша» и т.д.).

    III. ОБНОВЛЕНИЕ марийских (как а финно-угорских)социально активных сил, когда наряду с «аксакалами» — Марий Ушемом», Марийским землячеством в Москве и др. образовываются новые независимые организации (фонд «РОДО», «ВийАр» и др.) и очень активно работает марийская молодёжь (особенно в Москве и Питере).

    По ряду причин политические вопросы ими не поднимаются, но они не пресмыкаются перед властью, а стараются по мере сил и возможностей конструктивно решать вопросы сохранения и развития марийского языка и культуры, в т.ч. и без гос.поддержки.

    Проблем хватает, вопрос в том, можно ли и каким образом их конструктивно решать, в т.ч. и в РМЭ и при нынешней системе гос.власти.

  5. Варыш

    Номенклатурное проклятие России.
    Сегодня Россией правит не Путин или Медведев,а захватившие государственную власть и национальные ресурсы номенклатурно-олигархические кланы.
    http://news.rambler.ru/9089825/
    Та же номенклатура пролезла и в нац.движение,все превратив в прах…

  6. Никитин С.П.

    Хочу уточнить, что большинство ФУ организаций с самого начала возникли, как НЕполитические: — занимались вопросами культуры и образования. Такие организации с самого начала были «гермафродитами», или «кастратами с детства» — «инвалидами».
    Пусть вас не коробят эти термины, но если заголовок задал подобный тон, и использование медицинских терминов полового характера, я и пишу в таком русле.
    Общественный порыв создает движения, партии, религии.
    Марийский порыв создал общественные организации — «Марий Ушем», «У вий». Дух свободы и созидания хотел сотворить, образно — Он хотел иметь Власть. Он хотел иметь Ее. В какой то мере Башкирский, татарский Дух, получили власть. Чеченский умылся кровью, но получил целый гарем власти. Марийский тоже хотел, но из-за робости и незавидности ограничился песнями-плясками вокруг невесты. Увели невесту. Дружки жениха увели. Скажете, марийский Дух не хочет Ее? Очень хочет, но ему напинали ниже живота, и он стоит скрючившись. Но не вечно!
    А пока ФУ организации, живут по правилу: — Жену отдал дяде, сам иди к … Нет, не к сферу удовлетворения половой потребности. А в темный угол. На чито похож последний марийский съезд? — На темный угол. — Ни прессы, ни других делегаций. И чем занимаются в темном углу? — Правильно, онанизмом.

  7. Никитин С.П.

    Не согласны?
    Хорошо, допустим, он имеет близкий контакт с Нею, «занимается любовью» с Властью. Но все равно это эпизоды, зависящие от ее прихотей, и ни к чему не обязывающие, и не приносящие реальных плодов. Энергия масс не используется в в нужном направлении. Энергии масс нет, есть одиночки, и одиночные бессистемные проявления. Т.е., ФУ организации не то, что бы «импотенты», они, как в анекдоте — «разбазаривают семенной фонд».
    Точнее — финноугорское общественное движение на нынешнем этапе не решает проблем по процветанию народов. Не работает на национальную перспективу. А значит, ФУ движение в подобном виде — «опиум для народа», оно уводит энергию, время, людей в сторону от решения стратегических проблем.
    Да, нужны фольклор, культура, язык, шрифт, интернет, книгоиздание и т.д. Спасибо энтузиастам! Но воля к сохранению нации, ее самобытности, хотя и в какой то мере закреплена в Конституции — не подкреплена законами. Национальный дух — огромная, Божественная энергия, не единожды спасала народы, Россию. Ныне он заглушается разными способами и методами. Один из этих способов — подчинить общественные организации государственной машине. А история учит — все беды в Россию, Советский Союз, РФ приносила власть! Своим действием и бездействием. «Правители приходят и уходят, а народ — остается». Мы — общественники работаем не на царя, а на Государство! Не мелочились и не будем мелочиться!

  8. ошлюльпан

    В отношении «марийский порыв…» «хотел иметь Власть»:
    «Инородческие» политические партии в России — вне закона. «Инородческому» движению позволительно быть исключительно огосударстленно-«культурным» с финансированием по остаточному принципу.

  9. Моряк

    ФУ движение в подобном виде – «опиум для народа», оно уводит энергию, время, людей в сторону от решения стратегических проблем…
    *******
    Ну Никитин уморил! Гений сатиры и юмора. Нет не эта цитата, а весь пост является сатирическим шедевром.
    А приведенная цитата это консистенция серьезного подхода.
    Хотелось бы уточнить список стратегических проблем марийского народа и конкретные пути их решения.

  10. vfhb

    Моряк, напишите, пожалуйста, СПИСОК СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МАРИЙСКОГО НАРОДА и КОНКРЕТНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Серьезно. Кто-то же должен начинать.

    • Моряк

      Кто-то должен начинать? Так ведь Никитин уже начал же.Если он написал, что нынешние проправительственные ф\у организации уводят людей в сторону от решения стратегических проблем, значит он знает что это за проблемы. И вместо того что бы поддержать мою просьбу вы ( vfhb) почему-то переадресовали ее мне. Странная логика!Абсурд какой-то.

  11. Никитин С.П.

    Спасибо за комплимент, Моряк!
    Стратегические проблемы марийского народа:
    1. Отсутствие идеи, обьединяющей народ;
    2. Отсутствие социальной группы, структуры заинтересованной в продвижении общей идеи;
    3. Отсутствие профессиональной, территориальной, географической ниши, где никто не может составить конкуренцию;
    4. Снижение качества «марийскости», утрата национальных черт характера, способности самоорганизации;
    5. Утрата базы национального воспроизводства — деревни, земель, лесов, воды; большой трехвозрастной семьи; мононациональных семей живущих по марийским традициям;
    6 Отсутствие признанной всеми блистательной истории, имиджа народа; отсутствие веса в экономической, политической, культурной, научной жизни страны.
    Пишу сходу, без обдумывания. Может, что-то упустил.
    Дискутируйте!

  12. Никитин С.П.

    Дополняю к п.4.
    — Становится тоньше слой носителей марийской культуры, и в то же время не утолщается слой потребителей марийской культуры.

  13. Моряк

    Конечно, можно расширит список этих проблем диффиринцируя их по политической, экономической, социальной и культурной сферам. Но, можно согласиться с приведенным вами перечнем.
    К сожалению, отсутствует конкретизация и предложения по их решению. Что значит: отсутствует общенациональная идея? В массовом сознании она действительно отсутствует.Но есть специализированое знание, и там она есть. Достаточно внимательно почитать документы ф/у форумов. Вы ничего конкретного не предлагаете. Почему?

  14. ошлюльпан

    Кто имеет Марий Эл ? В рыночном обществе да еще во времена информационной, экономической глобализации культура — экономическая категория. А что такое ныне экономика народа мари — с его «собственностью» и «властью» на протяженгии веков ? Может быть при таких условиях культура мари конкурентноспособной ? Именно поэтому ответственность за состояние марийской культуры преимущественно лежит на тех, кто имеет власть, собственность — РМЭ.
    Но это не значит, что от мари ничего не зависит. Возрастание числа несогласных, не утративших самосознание, до критической массы препятствует ассимиляции. Самосознание же в нынешних условиях более всего зависит от уровня и распространенности образования среди народа мари, его консолидации.

  15. Местный

    Никитин С.П., я бы добавил:
    7. Отсутствие «руководящего» характера и нет стремления
    занимать высокие посты даже в своей Республике.

  16. Никитин С.П.

    Местный, согласен с п.7. Эту проблему хотел записать, как некий комплекс неполноценности. Этот комплекс приобретенный, его нам навязывают. Хотя марийцы в условиях честной конкуренции не уступают др. народам: — например в воинской службе, или в других регионах, где нет бытового национализма в отношении «черемисят». В Свердловской области, марийцы во многих сферах стоят наравне с др. народами.
    Тот, кто говорит, что марийцы не умеют руководить — просто фашист! Унижение, оскорбление по нац. признаку преследуется законом.
    Какие шаги надо предпринять? Как преодолеть перечисленные проблемы? На мой взгляд — они общие для всех ФУ народов России. Думайте. Дискутируйте, а может, я не прав. Первый шаг к решению проблемы — критический подход к предлагаемым путям решения.
    Вам нужны конкретные предложения, пока я занят другой темой. Но подумаем, а разве только в решениях ФУ форумов ответы? На мой взгляд — Форумы опираются на «труды» «классиков ФУ общности, на тех мыслителей, что разбудили нац. сознание, и указали пути ведущие наши народы к расцвету. У мари — ученые К.Сануков, Н.Попов; драматурги Гордеев и Байгуза; есть и др. направления, и др. люди. И есть их антагонисты. Было бы интересно узнать о мыслителях других ФУ народов.
    Тема очень злободневная, ведь и сам Конгресс ФУ народов — его необходимость, его польза — она под вопросом. Не говоря о АФУН РФ. И тема — что ждет Марий Мер Кан*аш — никого не задевает. Почему? Это незадевание даже очень задевает меня. Когда подавляющему количеству марийцев «по барабану» Мер Кан*аш, удмуртов — Кенеш, и т.д., то на национальных амбициях можно ставить крест. В т.ч. национальных амбициях России.

  17. Осип

    Да лучше быть любителем баб, чем импотентом. Так и в общественной жизни.

  18. Шемермучаш

    Никитин С.П. пишет: незначителен вес народа в экономической, политической, культурной, научной жизни страны,отсутствует признанная всеми блистательная история, имидж народа. Отмеченный Никитиным низкий социальный статус народа обусловлен отсутствием для его развития достаточной экономической базы. Дотационная Марий Эл не способна удовлетворить экономические, культурные потребности не то, что марийцев Российской Федерации, но даже и населения своей республики. Виной всему этому установившийся в стране экономический и политический строй.Внимание руководителей РФ ограничено пределами Садового кольца и периодически — вынужденно- Кавказом.
    В этих условиях не приходится говорить о расширенном воспроизводстве национальной культуры, хотя эта задача должна была бы стать одной из главнейших для представителей бизнеса, марийской интеллигенции, активистов общественных объединений, творческих союзов, учреждений образования и культуры. Марийская нация имеет достаточные творческие силы и запас энергии, однако реальному ее воплощению мешает отсутствие духовного единства, идейная неорганизованность и несплоченность марийской элиты.Марийская культура сегодня еще не отвечает актуальным и насущным потребностям общества,она слабо стремится подняться на уровень европейской культуры. Низкий профессиональный уровень, слабая мобилизованность, отсутствие конкуренции в наших рядах, неспособность конкурировать в жестких рыночных условиях мешают утвердить значимость национальной культуры и повысить ее привлекательность.

  19. vfhb

    Прошу прощения! Лично мне не нравится выражение СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ( на досуге всем можно задуматься, что бы это значило). Уважаемый Никитин С.П., возможно лучше сказать СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ и изменить несколько слов в Ваших предложениях. Например: вместо 1.ОТСУТСТВИЕ идеи, объединяющей народ… / предложить 1. ИДЕИ, объединяющие народ (а),б),в)…перечислить;
    2.ОТСУТСТВИЕ социальной группы…. / 2.СОЗДАТЬ или РАБОТАТЬ над созданием социальной группы….
    3.ОТСУТСТВИЕ профессиональной…. / предложить 3.СОЗДАТЬ профессиональные ниши для развития деятельности людей с использованием территориального ….
    4.СНИЖЕНИЕ качества….. / 4.Поднимать качество марийскости… (воспитывая с молоком матери и далее….по ступеням образования)…
    5.УТРАТА базы… / 5.ВОССОЗДАТЬ или ПОДНЯТЬ базы национального воспроизводства…
    6. ОТСУТСТВИЕ признанной…. /6. СОЗДАВАТЬ имидж народа… и т.д.

    Когда в своем хозяйстве имеется ОТСУТСТВИЕ чего-то, обычно не сидят, приговаривая об отсутствии, а просто подумают, планируют, решают и, согласно думе, плана и решения сделают так, или создают, чтобы это что-то появилось.
    Ну и конечно, ко всем этим идеям предложить пути их решения. А они могут быть разными. В любом случае нужно начинать с малого. С каждого. Когда каждый станет хоть чуточку другим(в положительную сторону), осознает уровень своей ответственности за себя, все придет в движение: станет другим человек,семья, род, а дальше деревня и, соответственно весь марийский народ.

  20. Шемермучаш

    Для того, чтобы сформулировать национальные идеи, нужно хорошо представлять каких целей мы должны добиваться. На мой взгляд,кратко можно выделить три цели:
    1. расширение автономных прав;
    2. процветающее общество;
    3. признание в мире;
    4. сохранение и развитие самобытной культуры с учетом лучших достижений, хотя бы для начала, европейской цивилизации
    В 90-ые годы ХХ в. финно-угорские организации России активно обсуждали эти вопросы.Эти задачи были выдвинуты на Первом съезде финно-угорских народов России в Ижевске, а также на Конгрессе финно-угорских народов.
    Несмотря на то, что эти цели остались не выполненными, отказываться от них не нужно. Не отчаивайтесь, будьте оптимистами

  21. Никитин С.П.

    Когда чего то нет, то признают наличие отсутствия чего то, признают, что это тормозит, мешает жить, что это необходимо иметь. И потом намечают, как достичь того, что нужно. Не определившись с тем, где находится народ на сей момент, трудно определить курс к цели. На 7-м Съезде зачитали мой доклад, где была мысль об инвентаризации основного материального богатства народа — земли. Смирнов предложил «опись»марийцев — «Ик мари — ик теНге». И конечно же, решения Съездов и Конгрессов должны стать настольной книгой и руководством к действию активистов и ФУ организаций. Но пока на Конгрессы будут выбирать по мочаевскому принципу «как поощрение», то ФУ конгресс и Съезд АФУН будет не ступенькой в развитии активистов, а турпоездкой на халяву. О чем говорили, зачем говорили — по барабану!

Добавить комментарий для Аттила ГуннОтменить ответ