Президент Башкирии обещал марийцам построить кремль

На вчерашней встрече в Доме республики с президентом Рустэмом Хамитовым руководители национальных объединений просили у президента личного содействия в удовлетворении своих культурных запросов.

С самым смелым предложением выступил председатель региональной марийской национально-культурной автономии Республик Башкортостан «Эрвел Марий» Павел Бикмурзин. Он попросил построить в Мишкинском районе (месте компактного проживания марийцев) некое подобие Царевококшайского кремля – историко-культурного центра, построенного не так давно в Йошкар-Оле. Рустэм Хамитов с интересом выслушал это предложение и пообещал – кремлю быть.

Президент Армянского национально-культурного центра «Севан» Ашот Мурадян поднял вопрос о выделении земельного участка под строительство в Уфе здания армянской апостольской церкви. Рустэм Хамитов одобрил идею и предложил Мурадяну начать сбор документов на землеотвод.

Также с интересом президент республики выслушал предложение представителя культурно-просветительского Союза немцев Башкирии «Видергебурт» и согласился с целесообразностью переноса немецкого культурного центра из села Пришиб Благоварского района (бывшего некогда местом компактного проживания немцев) в Уфу.

Светлана ИСТОМИНА

Источник: Аргументы недели

23 комментария

Filed under Новости

23 responses to “Президент Башкирии обещал марийцам построить кремль

  1. Опанас

    Да не кремль надо строить, а этнографическую деревню. Вряд ли у мари Башкирии были кремли да и в Й-Оле такого кремля как построили не было. Надо реставрировать деревянные марийские здания как минимум 100-летней давности и собирать там этнографические материалы, восстанавливать традиционное ткачество холста, пестряди, вышивку, восстанавливать быт старинный ну как в удмуртском Лудорвае или в Эстонском государственном парке-музее. Просто сейчас в культуре мари Башкирии преобладает в советских традициях стилизация, за образцы костюмов берут не традиционную, а обработки с книг по танцам ансамбля «Марий Эл» Мурашко. Надо возвращаться к своим истинным корням.

  2. elyuk

    Прекрасная идея, Опанас! Донеси её до главы Мишкинского района. А кремль — с какого перепуга?

    • Опанас

      А почему бы Вам самой не довести эту идею, я не из Башкортостана, к тому же уже достаточно много идей доносил от своего имени… Почемы вы elyuk и большинство др. мари всегда ждете, что за марийцев всегда должен кто-то другой выступать, но ни как вы сами?

  3. Лайд

    Айват-патыр Бикмурзин!
    Красиво «откупаешься» перед своими земляками. Молодец! Ну, прям Бикмурзин!
    Но лишь бы это не осталось на словах. Пусть это будет не свойственный для мари КРЕМЛЬ.
    Ведь на самом же деле первый марийский кремль был, знаете где? Не поверите — в Москве. Но он был не совсем таким, что красуется сейчас перед нами, а был деревянным. Часть стен разрушились со временем, часть стен уничтожена. Ну, а потом осталось только построить из прочного материала. Чтоб было на века! Так оно и есть…
    На IX Съезде народа мари будет чем рапортовать со стороны делегатов Башкортостана.
    Ну, попутного ветра, чтоб от вашей деятельности было и путного.
    Как бы так не получилось, как в 2006 году в Йошкар-Оле при встрече с высокопоставленными чиновниками из аппарата президента Республики Башкортостан гордо заявил: «Если марийцы не построят учебное заведение для обучения марийских картов (жрецов) в Йошкар-Оле (он имел в виду как Юмын Кудо — медрессе (мусульм.) — духовная академия (христиан), то башкиры в Башкири откроют такое заведение»…
    На этой встрече участвовал и г. Павел Бикмурзин.
    Но только Юмын Кудо (учреждение) не открыто ни в Башкирии, ни в Йошкар-Оле! Надеемся, ну, всего лишь пять лет прошло. Да и того чиновника нет, наверное, на месте прежнем…
    Опанас, извини, я бы тоже построил (упреждаю твой удар, чтоб не захлопотать твой очереднйо упрек: «а чё сам не делаешь»), но не имею таких средств и «раскрутить» ни своих богатых, ни «буржуев» не могу.
    И к министру культуры и президенту РМЭ не могу обращаться — они же не представители чимари, а христиане.
    Вообщем-то, не лишнее, наверное, обратиться к президенту РМЭ, чтоб он тоже марийскому народу одну из новостроящейся церкви подарил. Ну, просто подарил — как щедрое лицо. Мол, возьмите, уважаемые. Вот я сколько церквей за 10 лет успел на вашей земле построить, а вы даже одно здание возвести не соизволили для ваших чимари.
    Возьмите, не стесняйтесь. Я вам дарю!..
    Да пусть марийцы глубокой осенью на морозе не мучаются, а в светлом и теплом Юмын Кудо своим богам молятся. Мол, пусть они у христиан пример берут…
    А я вам одно из многочисленных новостроек подарю… Ведь церквей в столице и так полно…
    Вот бы нам, марийцы, такой щедрости дождаться.
    Ну, делают же главы других регионов.
    Мы бы такго щедрого пожизненно в президентах готовы бы были «одобрять».

  4. Вачис

    Лидеры национально-культурных объединений Башкирии пожаловались республиканским властям на стесненные рамки, в которых они существуют, причем в буквальном смысле этого слова. И речь не об ущемлении прав национально-культурных объединений в регионе, а о возникшей у общественников необходимости в новом помещении под Дом дружбы народов. Там, где они «живут» с 1994 года, национальные объединения перестали умещаться. Власти обещают решить «квартирный вопрос» в кратчайшие сроки.
    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1578884

    В дружбе народов Башкирии обнаружились «шероховатости»
    http://journalufa.com/862-v-druzhbe-narodov-bashkirii-obnaruzhilis-sherohovatosti.html

  5. Башкорт

    Опанас, спасибо, что ты Башкортостан называешь Башкортостаном!

  6. vfhbq

    Вот это удовлетворение культурных запросов! Молодец Бикмурзин, видимо, чувствует себя высоко сидящим, но только под носом ничего не видит. Добиваясь места «шишек на ровном месте», хотя бы и в общественных организациях, они обещают все: видят себя облагодетелями всего марийского народа.Идеи и задачи, подтолкнувшие их на такие посты,возможно, изначально и не плохие, а как только оказываются в кресле, так они об идеях забывают. В Башкирии марийцы живут почти во всех районах, не только в Мишкинском. А Бикмурзин, видимо, заботится о живущих в одном районе. Прежде всего этому «высокопоставившему» себя марийцу нужно думать, каким образом посодействовать тому, чтобы в марийские деревни (во всех районах)пришел газ, проложены дороги, обустраивались дома, обустраивались в целом деревни,окультуривались улицы деревень,действовали местные центры культуры. Возможно, для таких целей нужно просить содействие у президента республики. С другой стороны, самому народу тоже нужно думать и делать для себя. Проезжаешь марийские деревни например, Янаульского, Калтасинского районов, много строят, но бог знает, как строят, кто во что горазд. Обычно все деревни стоят на реке, только реки в них превращены в мусорники и заросшие болота, деревни голые, без деревьев, нет садов. Если речь идет о содействии культурным запросам, вот в чем нужно просить содействия — просить о помощи в создании плана развития сел,кажой деревни, если народ сам без указания сверху ничего не хочет для себя делать, нужно ему все-таки дать толчок. Да в принципе, в каждой деревне можно открыть этнографический музей или музей мастеров: для этого не нужны большие средства, нужно желание жителей, а чтобы подтолкнуть к этому, для нашего народа нужно содействие.

    • элтыш

      правильно. Но зачем это Бикмурзину? Думаете, это его идея? ЕЕ давно вынашивали и поднимали мишкинцы (но не в виде кремля). А Бикмурзин своем коронном стиле все это делает: присваивает чужой труд, выдавая за свой в отчетах,чужие мысли и наработки тоже, надо же прокукарекать в нужном месте в нужное время, воспользуясь своим креслом общественного деятеля, чтобы отличиться, обратить на себя внимание высокопоставленных лиц, какой он умный и весь в заботах о своем народе. О своем меркантильном интересе печется. Чтобы дольше прослужить свадебным генералом.

  7. Аликсандер

    Давайте, Бикмурзины, кремль вам, и царя Ивана Грозного — в центре, дабы Маркелова переплюнуть. Вот угодите… и полюбят вас, и приголубят, накормят. Во славу, кремлевскую.

  8. Аликсандер

    Бикмурзины — красноречивый пример давно известного: «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Предлагать построить на Урале для восточных марийцев «некое подобие Царевококшайского кремля» значило бы «утверждать незыблемость» символов того, что вынудило марийцев покинуть свою родину, мигрировать, спасаясь, на Урал. Если так, то о какой исторической памяти можно вести речь ? Одним, завоевателям, — память, завоеванным — беспамятство ?
    Ну не все же идиоты !.. Примирение возможно лишь на принципах взаимоуважения, когда «победители» в историческом прошлом ныне с пониманием относятся к «побежденным», считаются с ними, с их человеческим достоинством, самостью, декларируемыми «равными правами» людей при памяти…

  9. Никитин С.П.

    Самые-самые! они обращают на себя внимание, потому что «чересчур» (за пределами приличий), «экстра» (в.т.ч экстремальный, экстремистский). На самом деле «самое смелое» предложение. Но нужное ли?
    «Царевококшайский кремль» в Йошкар-Оле, (!) — это по сути, памятник завоевателям. «Мишкинский кремль» — это памятник завоеванным, в дальнейшем — надгробный памятник. Профессору от туризма такие вещи должны быть хорошо известны. Удивили, дорогой Павел Исадыкович!

  10. Лайд

    Чувствуете, марий-влак, 2011 год обещает быть интересным. Сегодня (и вчера тоже) запускаются с виду очень радужные, но сомнительные идеи — вроде бы кремля, асфальтирования дорог, проведения газа, постройки школ… А цель одна — удержаться у власти. Ну, сколько лет можно «улучшать», но жить плохо… И каждый будущий кандидат попытается поискать такие лазеечки. Ну, шут с мишкинцами, сами разберутся. Лишь бы что-нибудь путное появилось. Край Мишкинский стоит внимания как со стороны правительства Башкортостана, так и Республики Марий Эл (хотя все мы знаеем, что Марий Эл может помочь восточным марийцам только духовно, с кадрами и чуть-чуть еще чем-то).
    Даже за последние годы кардинально изменились российские законы. Теперь Марий Эл не сможет помочь мишкинским и другим марийцам даже художественной литературой, учебниками…
    Такое положение нанесет серьезный урон национальной культуре. Благо, что в советское и постсоветское время что-то успели сделать: пополнить библиотечные фонды. Но с 2007 года все это рухнуло.
    Не стоит возлагать большие надежды и на общественные организации. Хоть на всемарийский Совет (Марий Мер Канаш), хоть на Национально-культурную автономию марийцев Башкортостна с его отделениями в районах. Причина очень проста: полнота власти передана муниципалитетам… Мода на общественные организации прошла: на весь Башкортостан осталось всего 2-3 отделения «Марий ушем» — они в срочном порядке были заменены НКА (опять же слава Бикмурзину).
    Поэтому надеяться, что силами общественников наведется порядок в деревнях, будет по их инициативе проведен газ… — это невозможно. Общественность не может заменить ни муниципалитет (местную власть), ни стать «денежным мешком».
    Роль общественных организаций — быть с народом, создавать общественное мнение и добиваться результата.
    Например, защищать вместе с народом школу, которую закрывают против их воли. Ту же самую Васькинскую в Премской…
    По поводу «общественного» можно спорить долго. Но когда происходит подмена «общественного» чиновниками, то возникает вопрос: что это — бестолковость или хитрость власти… Значит власть научилась грести жар чужими руками.
    Этим хочу сказать, что многие из мари так дружно участвовали в уничтожении удачно сложенной структуры «Марий ушем», что сегодня они сами тоже в тупике.
    Один из ярких примеров — Мочаев. Ему нужно было присматриваться 7 лет (1990-1997гг.), чтобы войти в «Марий ушем», потом 7 лет вести «сомнительную» общественную работу, а в последние 7 лет (с конца 2004 года) вообще знанимтаь непонятную позицию: от т.н. оппозиции до апплогета маркеловской власти.
    Удивительным образом меняются люди. Но не имея репутации, достигать чего-то очень сложно.
    Это и ежу понятно.
    Вот в такие смутные времена мы ведем …
    Давайте сменить тему — на созидание. Но опять вопрос: с кем? С теми, кто продавал и предавал?…

    • элтыш

      Национально-культурную автономию марийцев Башкортостна с его отделениями в районах.
      Нет ее отделений в районах.Есть Бикмурзин и лично его культурная автономия в двух районах с двумя ему подобным же людьми.Даже в Уфе,где живет он сам, нет отделения культурной автономии.Он просто как бы командует оттуда.Почему два района и Бикмурзина выдают за республиканский, тем более за региональный, общественный орган башкирских мари, непонятно.

  11. Никитин С.П.

    Общественность и власть. Гражданин и чиновник. Что первично? Кто кому служит?
    Путь Мочаева — это путь бизнесмена в общественном движении. Когда общественная деятельность стала бизнесом, карьерной лестницей. Чтобы как то скрыть эти извилины с ярко выраженным вектором, из марийского движения выдавливаются непокорные ветераны. А с несмышленой (в политическом и историческом смысле) молодежью, можно разжечь любой костер. Для нее Учителем и гуру становятся те, кто у кормила. Однако, ученики превзойдут учителей!

  12. Арбор

    Только факты и ничего.
    БИКМУРЗИН Павел Исадыкович, доцент Уфимской государственной академии экономики и сервиса 4 января 2011 года отметил свое 60-летие. С чем его хотелось бы поздравить. С 2005 года он — председатель Региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» Республики Башкортостан . До этого был председателем совета Марийского общественного центра «Марий ушем». В соответствии с указом Президента РМЭ В.Кислицына от 25.01.1999 года № 20 является полномочным представителем Республики Марий-Эл в Республике Башкортостан. Указом Президента Республики Башкортостан награжден орденом Дружбы народов.
    Бикмурзин считает, что Региональная марийская национально-культурная автономия «Эрвел Марий» является органом самоуправления марийского населения РБ, призван содействовать органам государственной власти в решении вопросов культуры, образования, социально-экономического развития. По его мнению, РМНКА «Эрвел Марий» является учредителем и членом Ассамблеи финно-угорских народов Республики Башкортостан, Ассамблеи народов Республики Башкортостан, входит в состав Всемарийского Совета «Мер Канаш». Сам он, как руководитель национально-культурной автономии входит в состав Общественного совещания при Президенте РБ, является членом комиссии по реализации Закона «О языках народов Республики Башкортостан» при Правительстве РБ. Бикмурзин утверждает, что «Автономия имеет филиалы и отделения в Мишкинском, Калтасинском, Краснокамском, Балтачевском, Бирском, Дюртюлинском, Шаранском, Янаульском, Илишевском районах, а также в Уфе, Нефтекамске и Бирске. «Эрвел Марий» активно участвует в общественно-политической жизни республики. Во многом благодаря ее деятельности и инициативам предшествующих организаций, правопреемницей которых она является, уже много лет выпускается республиканская газета «Чолман», в Бирской социально-педагогической академии и Благовещенском педколледже осуществляется подготовка педагогических кадров по марийскому языку и литературе».
    15.12.204 года в Башинформ-ру он заявил: «в Башкортостане по целому ряду позиций наши марийские проблемы решаются не только не хуже, но и даже лучше, чем в самой Республике Марий-Эл»

    • Элтыш

      Побойтесь Бога, Арбор? Откуда эти факты? От Бикмурзина? Полная чушь, Вам необходимо проехаться по тем районам и местам, которые назвали и показать там свой текст, который подсунули в интернет в защиту свадебного генерала,вернее, это шаблон наподобие старой заевшей пластинки, повторяемый Бикмурзиным слово в слово везде и на всех уровнях. Если в республике что–то и делается в этом плане,то вопреки Бикмурзину т.е. другими, настоящими общественниками. А он, повторяю, только присваивает их труд и приписывает себе без зазрения совести. Культурная автономия в Башкирии существует только в Калтасинском и Краснокамском районах, и то больше на бумаге,чем реально. Нет больше нигде никаких ее отделений. Если вы об этом замолвите при населении упомянутых вами районов, вам просто оденут ведро на голову. Поэтому Бикмурзин и не появляется в народе в районах, его нигде не видят и не занют (только слышали, что есть такой–то бессовестный). Культурную автономию он искусственно создал где–то в середине 2000-х, чтобы остаться на коне, когда угробил «Марий ушем». А газета «Чолман» выходит с начала 90–х годов в Нефтекамске. И вы смеете повторять его слова, что благодаря деятельности культурной автономии Бикмурзина? Опомнитесь, милый адвокат псевдообщественника. Это как раз не факты, а грязная ложь. Полистайте подшивку «Чолмана» за прошлый год, убедитесь в этом сами, заодно узнаете, как характеризуется Бикмурзин марийским населением Башкортостана. Не помешает для расширения кругозора.

  13. Опанас

    Элтыш, а почему вы Вам не поднять этот вопрос на правительственном уровне? Напишите письмо президенту, мне кажется, Р.Хамитов более демократичный глава и реально заинтересован в налаживании нормальных контактов с представителями всех этнических групп, особенно такой большой и почти коренной нации как мари. Угодничество Бикмурзина удовлетворяло Рахимова… Можно создать Совет мари Башкортостана – Пошкырт мари каҥаш, куда вошли бы руководители всех марийских организаций Башкортостана. Или же можно созвать Конгресс мари Башкортостана и там выбрать этот Совет. Хамитов объявил этот год Годом межнационального согласия. Если он и власти РБ действительно хотят знать чем живут мари республики они должны общаться с реальным лидером или лидерами.

  14. Женя

    ДА интересно я сам Московский мариец ни когда не знал что отношусь к фино — уграм ,думал что отношусь к русским славянам

    • Финугр

      Женя, прежде чем назвать себя «марийцем», изучите кто есть марийцы вообще:
      Марийцы (ранее: русск. черемисы, тюрк. чирмыш) — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл.
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B
      Никто не мешает Вам быть «русским славянином», только вы ошиблись сайтом, этот сайт все же о марийцах из финно-угорской группы 🙂

  15. эрыкан

    Арбор-явный перебор.Перестарался.За этим просматривается фамилия самого фигуранта.Аж номер и дату Кислицинского указа подробно написал,которого никто не знает.Да и самому,чтобы вспомнить подробности и дату,надо взглянуть лишний раз в удостоверение.Этот указ уже давно устарел.Позвольте,а какое отношение имеет Бикмурзин к Благовещенскому педколледжу,Бирской педакадемии,к газете Чолман?Можно было понять, если бы по своему месту работы в своем учебном заведении что либо подобное создал для культурно-образовательного развития марийцев или центр своей культурной автономии.А что он сделал,какую пользу принес на межрегиональном уруовне,если считает себя полномочным представителем Республики Марий Эл? Арбор,может быть,представит его отчет на сей счет?

  16. Никитин С.П.

    Хорошо, когда есть факты. Когда есть люди потверждающие или опровергающие эти «факты». Поэтому, деятелям откровенно пишущим ложь, надо прямо говорить — лжец! Господин Мочаев — Вы лжец! В журнале «Марий сандалык» №4 2010г. в рубрике «Общественная орбита — по движению души» Свердлов кундем», Вы пишете: «11 февраль. Красноуфимск. «Мари» лУман областной обществын отчет-сайлымаш конференцийже.(2006 ий деч вара погынен огыл. — После 2006 года не собиралась) — !!!
    — ВРАНЬЕ!!! На весь марийский и остальной мир!
    Конференции в отличие от предшественника собирались ЕЖЕГОДНО! В 2008г — Вы лично присутствовали с Козловым В.Н.
    Как видите, дорогие читатели, грязь пристает и к глянцевой бумаге.
    К Вашей совести я не обращаюсь, но если Вы шеф-редактор журнала, сами пишете статьи, то потрудитесь просто давать информацию, а не искажать ее!
    Вы, как были деятелем использующим в своих целях природные, национальные, людские Ресурсы Марий Эл, так и остались таковым. Печально, что теперь Вам доверили и Ресурсы Марийского мира, марийцев во всех регионах — везде «останутся ваши следы».
    Юмо саклыже мари калыкым…

  17. Аликсендер

    Назначение бикмурзинских НКА — «чтобы завалить дело, нужно его возглавить». Хорошее — конкретное — предложение Опанаса.

  18. Арбор

    Материалы о Бикмурщзине взяты мною из иннета. Все, что говорит Бикмурзин, возможно требует критического осмысления. Я не несу ответственность за его слова. А тексты из иннета взяты для того, чтобы вы могли сравнить, насколько верно понимает и излагает ситуацию сам руководитель НКА

Добавить комментарий