Марий Эл готовится отмечать юбилей первого марийского художника

1 января в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл под председательством первого заместителя министра Владимира Актанаева состоялось заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 120-летия со дня рождения художника Александра Владимировича Григорьева (1891-1961).

Члены оргкомитета рассмотрели предложения учреждений культуры и творческих общественных организаций по проведению в первом полугодии 2011 года цикла мероприятий, посвященных первому марийскому профессиональному живописцу, одному из создателей и руководителей Ассоциации художников революционной России (АХРР).

План мероприятий, сформированный на основе поступивших в министерство предложений, предполагает проведение в мае 2011 года в городе Козьмодемьянске научно-практической конференции, посвященной юбилею Александра Григорьева и 50-летию Марийского республиканского отделения Союза художников России.

Планируется проведение выставок произведений А.Григорьева и других художников Республики Марий Эл в Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Санкт-Петербурге. С февраля до мая 2011 года в городских и сельских школах Горномарийского района будет экспонироваться выставка «Марийские художники — продолжатели традиций художника А.Григорьева».

Отдельным вопросом на заседании был рассмотрен проект установки в Козьмодемьянске бронзового бюста А.Григорьева, созданного марийскими скульпторами Анатолием Ширниным и Сергеем Яндубаевым.

Источник: Министерство культуры Марий Эл

31 комментарий

Filed under Статьи

31 responses to “Марий Эл готовится отмечать юбилей первого марийского художника

  1. Tsikma

    Если бы я был специалистом Минкультуры РМЭ, я бы написал в школах (а не в сельских как в тексте) Горномарийского, Килемарского и Юринского районов. Это в принципе. Если первый общемарийский национальный первый художник то почему только в Горномарийском районе и Цикма? Странно. Таких личностей нужно лоббировать гораздо шире. О нем должны знать все марийцы. Прах Александра Владимировича лежит в Москве на Новодевичьем (?) кладбище. В каком состоянии его могила? Посещаем ли марийцы его могилу? Почему московские марийские общества еще не при деле? Уместно было бы провести семинар, посвященный А.В. Григорьеву и в Москве.

  2. Ласточка

    Александр Владимирович Григорьев был удивительнейшим человеком, он принадлежал к представителям великой российской культуры начала 20 века. По жизни вела его идея просвещения своего родного марийского народа. Думается, что самым лучшим подарком для него, если предствавить, что его душа является свидетелем всего, что сейчас происходит в нашем обществе, было бы разрешить всем учащимся школ его родного Горномарийского района разовое бесплатное посещение картинной галереи, заложенной им в Козьмодемьянском художественно-историческом музее, носящем его имя. Это будут для них удивительные впечатления, которые не забудутся и обязательно останется в сердце тепло от проявленной доброты, оно обязательно будет иметь продолжение в их жизни. Пока нет большого потока туристов хорошо бы Министерству культуры как-то обдумать , каким образом можно это осуществить.
    Еще раз к личным качествам А. Григорьева.
    Из письма А. Григорьева художнику И. Бродскому: « Только что получил 2 письма от Рылова и Дормидонтова, где сообщается о тяжелой болезни Семена Павлова и отсутствии у него каких-либо средств на лечение и проживание.
    Николай хлопочет перед ЛОССХом. Я немедленно возбудил ходатайство перед Андреем Сергеевичем и Славинским, который в Ленинграде.
    Давай организуем так, чтобы не давать умирать молодому таланту! Ты уже , наверное, все необходимое сделал. Однако моя беспокойная натура надоедлива, навязчива. Хотя ты, наверное, и организовал вокруг него и настоящую лучшую медпомощь и ассигновал через ЛОССХ, кооператив «ИЗО», Ленизогиз и идательство ЛОССХа…
    С дружеским приветом Саша Григорьев. Привет семье. Получил мое поздравление?»
    ЦГАЛИ, ф.2020, оп. 1, ед.хр.156 л.5-6.
    Всем бы нам так откликаться на беды ближнего.

  3. Лайд

    Цикма, шала!
    А я вот ничего странного не вижу, что все это действо будет проходить только в Горномарийском районе и Цикма. Все имеет свое последствие: значит А. Григорьев для марийского народа сделал с «гулькин нос». То, что он был первым — это тоже не внушает доверие. Если бы Григорьев сделал для марийского народа, надеюсь, отозвались бы из других районов. А то, что кто-то родился здесь, вырос и уехал — это еще ни о чем не говорит. А то, что проводится к 120-летию такое грандиозное мероприятие — это «заслуга» Васютина. Только одно непонятно: почему он спрятался за спину Актанаева. Это впервые видано, что оркомитет возглавляет его зам. Значит, Васютин заранее «скрылся». Ему не так уж приятно, что ставится за счет республики бронзовый бюст на горной стороне. Второй! Ну, наверное, первый — Акпарсу за счет России.
    Ну и что, что А. Григорьев первый (?) художник и ну и что, что ему 120 лет со дня рождения…
    Ну и что, что он такой душевный…
    Одному из первых марийских поэтов, основополжников марийской литературы Николаю Мухину в ноябре 2010 года исполнилось то же самое — 120 лет. Что-то васютинская команда даже усами не пошевелила. Моркинцы своими силами попытались отпраздновать… Что за подход? Что, не было инициативы? Были! Просто их проигнорировали!
    Вот тебе и 120 лет!
    Как и был проигнорирован вопрос установления памятника выдающемуся марийскому поэту, классику Валентину Колумбу в г. Йошкар-Оле Васютиным же. Будучи председателем республиканского оргкомитета по подготовке и проведению 75-летия В. Колумба он хитро улыбаясь иссылаясь на кризис отклонил этот вопрос и убрал с повестки дня.
    Теперь сравните, которая из этих дат «круглая»: 75 или 120…
    Цикма и все горономарийцы, заранее видя вашу реакцию, просто хочу напомнить: все должно быть сблансировано. А злоупотреблять служебным или иным положением — не то что некрасиво, но и …

    • Пӧтыр

      ЛАЙД: «Одному из первых марийских поэтов, основополжников марийской литературы Николаю Мухину в ноябре 2010 года исполнилось то же самое – 120 лет. Что-то васютинская команда даже усами не пошевелила. Моркинцы своими силами попытались отпраздновать… Что за подход? Что, не было инициативы? Были! Просто их проигнорировали!
      Вот тебе и 120 лет!»

      ПӦТЫР: можно конкретней про инициативы? Конкретно, кому писали? Какой ответ получили?

  4. Ларчик

    Было бы хорошо, если Васютин был исполнителем установок Цикмы. Логики мало. Мальчишество. Может, стенка на стенку? Вот там у татар уже слышно: аллах акбар. Вот потехи будет для праздных зевак. К тому, что Вы сказали насчет памятника. Если что-то делается по спасению горномарийской национальной идентичности, то это хорошо. А то лет 50 еще минует и придется ставить памятник самой этой идентичности.И плохо, если вы, марийский национальный деятель,этого не понимаете и начинаете, как маленький мальчик: это мое, моя мама, мои игрушки.Если что-то удается делать Васютину, то это для всего марийского народа. Григорьев был человеком высокой культуры, чего нам всем желаю. А у культуры нет межнациональной межи. В данном случае памятник ставится не горномарийцу, а Человеку с большой буквы. Его боготворили многие русские, марийцы( лугомарийцы и горномарийцы), представители всей многонациональной культуры.
    И что у вас за болезненные почти капризы: лугомарийское радио на высоте, вам нужно быть оптимистичней, как Наташа Пушкина, выходят лугомарийские республиканские газеты, у горномарийцев нет таковых.
    А то, что вы сказали о Григорьеве, вам не делает чести, так как в Москву его «упекли», потому что он был одним из столпов в деле построения Горномарийского национального района с правами автономии, что , может быть, защитило бы от произошедшего языкового террора над горномарийцами в 50-х годах. А государственные свободные художественные мастерские, которые он основал в Козьмодемьянске в период эвакуации казанских губернских учреждений «для обслуживания всей народности мари» — формулировка Всероссийского марийского съезда коммунистов- положила начало систематическому художественному образованию в марийском крае да и в чувашии. Это было высшее учебное заведение. Да, они просуществовали недолго -4 года( 18-22гг.) и не имели прямого продолжения в деятельности творческих сил уже в новом центре – Краснококшайске. А организованный им в Москве АХРР, в сложной обстановке защищавший традиции русского реалистического искусства, имел 40 филиалов в различных городах. В 1938 году по ложному доносу он был репрессирован и 8 лет провел в карагандинских лагерях. Вы этому завидуете?

  5. Ласточка

    Согласна с Ларчиком. Только он освободился из лагеря в 1954 году.

  6. Ласточка

    Никто не спорит, что Лайд вправе задавать свои вопросы Васютину. Но, вообще, сколько ни ставь памятников даже Григорьеву, людей такого культурного уровня, как он, не прибавится. Поскольку поэт или художник – это штучный товар. Они создают имидж нации. Любовь и уважение к нации начинается с отношения к ее великим людям. Вряд ли бы, например, Т.Крюкова(некоторое время работала в козьмодемьянском музее), первая проведшая этнографические исследования на марийской земле на достойном академическом уровне, что составило основу коллекции тогда еще Ленинградского музея, вдохновилась бы на это , если бы ее не связывали уважение, дружба, благодарность за покровительство в сталинские жуткие годы с А.Григорьевым. Она собственно принадлежала к русской культурной богеме, для которой национализм был дурным и мерзким тоном, аристократы духа обычно выше этого.Давайте любить свой народ не за национальность, а за культуру, которая есть отражение духа, Бога, в общем, того, чему действительно стоит поклоняться, не снижайте планку.

  7. tep

    Кто-кто, а Лайд лучше многих должен знать (и знает) историю народа мари и её персоналии. Помимо всего Григорьев был большим общественником. Он — фигура равнозначная Петрову, это он был первым лицом Горномарийского района в то смутное время.А о его национальном духе можно судить по тому, что во времена АХРР подписывался А. ГРИГОРЬЕВ-МАРИ. Его заслуги в развитии марийского изобразительного искусства трудно переоценить. Особенно организационную работу.Так, не от лукавого ли твои коменты,Лайд?

  8. Tsikma

    Да, интересные комментарии выложил Лайд. Остается только удивляться.

  9. Лайд

    К сожалению, остается удивляться и всем.

  10. Tsikma

    Меня удивляют тавтологические вопросы Лайда:»Ну и что… ?» Печально, что такие вопросы задает такой человек как он.

  11. Опанас

    Вообще-то, Лайд поднял очень актуальную проблему в Марий Эл. Действительно до 120-летия Григорьева были более значительные юбилеи – 90-летие марийского театра, 75-летие В.Колумба, но республиканские власти не отмечали их на таком уровне. Я искренне рад за то, что к юбилею Григорьева поставят ему бюст, думаю он достоин большего. Еще большего достойны были и Марийский национальный театр и Колумб и ср. К сожалению, как-то очень странно и выборочно отмечают юбилеи известных марийский деятелей. Вернее, правительство Маркелова в финансовом плане демонстративно игнорирует юбилеи известных мари, культурные события в марийской жизни. Министр культуры горномариец пролоббировал деньги на бюст горномарийцу Григорьеву — Слава ему! А лугомарийцу Колумбу, видимо, не зхотел…

  12. Tsikma

    Тема дискуссии хорошая и актуальная. И этот вопрос очень деликатный,поэтому эти дебаты нужно вести тактично. Памятники марийским культурным и политическим деятелям нужно ставить. Я это приветствую, но неужели из-за бюста (даже не памятника), который планируется поставить в Цикма нужен такой сыр-бор? Некоторые фразы в комментариях Лайда звучат довольно цинично в адрес А. В. Григорьева. В 2005 г. был 100-летний юбилей первого марийского театрального режиссера Маюк-Егорова выходца из Горномари. Ему где-то поставили бюст? Памятник? Поэтому «пиш кого тау!» министру Васютину за то, что пролоббировал деньги на бюст одному из образованнейшему представителю марийского народа начала 20 века.

  13. Опанас

    Я лично не был против памятника, даже одобрял и радовался. Просто проблема в том, что ты и Tsikma и все горномари прежде всего цените и толкаете своих. Я уже понял: будь я, луговой мариец 100 раз талантливее какого-нибудь горного, но если тебе и или др. горномари предоставят выбор между мной и тем горномари, вы горномари сделаете выбор в его пользу горномарийца. Кстати тебя в интернте сделал популярным луговой-восточный мари, а с сколько в твоем «Цикмӓ» журнале говорится о луговых, восточных? — Ноль!. Вот и вся проблема

  14. Опанас

    >был 100-летний юбилей первого марийского театрального режиссера Маюк-Егорова выходца из Горномари.

    Видишь ли, Tsikma, вся ваша проблема заключается только в том, что вы за людей считаете только горных марийцев. Вообще-то Маюк-Егоров работал в марийском театре им. Шкетана и проигнорированное 90-летие этого театра тебя не интересует, ты не доволен только проигнорированным юбилеем горномарийца при этом театре…

  15. Ларчик

    Может, вы подшафе что-то пишете, а мы все всерьез воспринимаем. Дело в том, что Маркелов живет в Йошкар-Оле, а не в Козьмодемьянске. В Кузьме какие ни поставь памятники, взор его на них не будет падать. А в Йошкар-Оле ему нужны такие памятники, чтоб услаждали его взор , не раздражали, не вредили здоровью. Неужели непонятно. Дело не в памятнике, а в месте. Предлагайте в других местах ставить, ближе к их родине, душам усопших самим там будет легче, чем встречать на себе взоры неприятия.
    Татары, например, то и дело так тепло вспоминают о своих великих людях, а мы иной раз недостаточно просвещены по этой теме, чтобы что-то сказать. Не бойтесь выставлять светлые стороны своих великих, даже через интернет, не пишите о них сухо. Тогда будет больше любви и памяти. И не голые ноги девушек выставлять в календарях да в эротических фильмах. Этого добра везде полно, этим не прославишься как народ. Может, на кинопанели какой-то бизнесмен карманы набьет. В марийской теме очень много нераскрытого, не прозвучавшего в самом культурном своеобразии, в отличие, например, от европейских культур, которым уже некуда вдаваться кроме как в подсознание. А у нас много других неосвоенных совершенно пластов.
    Мало того, надо совершенствовать чуть ли не уничтоженные по политической незрелости языки, как горномарийский. Почему бы вначале не покаяться в этом и начать нормально дружить двум ветвям народов.
    Я понимаю, что данный сайт любит останавливаться на негативе, которого полно, но опираясь на негатив, только провалишься, добрыестороны вседа нужно видеть и только опираясь на них идти вперед.
    А личные сплетни никого не интересуют, Цикма кто-то прославил… и т.д. что за бред и кому это нужно. Они сами меж собой разберутся.

  16. Tsikma

    Опанас. Извини, но в своих рассуждениях ты не прав. На данном сайте очень трудно найти какую-то золотую середину. Если раньше в своих комментариях я писал об общемарийских проблемах, один комментатор написал, что я сую нос не в свои дела. Теперь же, я заостряя внимание на некоторых основных проблемах горных марих, снова начал раздражать кого-то из читателей. Я не представляю каким образом я мог бы повлиять на празднование юбилея театра им. Шкетана. Тоже самое обвинение в том, что я молчу о юбилее Валентина Колумба. (Хотя Горномарийский Клуб в Хельсинки эту дату отметил по-своему, тогда мы читали стихи Колумба, переведенные на горномарийский.) Не Горномарийский ли Клуб в Хельсинки одним из первых откликнулся на проблемы, связанные с Васькинской школой?

    И мой печальный вывод, к сожалению таков: Ваш сайт хочет настроить горных и луговых против друг друга. В школьные годы мы учили наизусть стихи многих лугомарийских поэтов и они запомнились на многие годы. И никто не скажет, что нужно их забыть. Мой мировоззренческий принцип таков, что о человеке, особенно о том человеке-альтруисте, который старается делать что-то во благо родного народа, говорить только позитивно. А на этом сайте происходит какое-то бичевание. Учитывая, что мои комментарии многих раздражают, думаю, что данный сайт очень даже хорошо может обойтись без них. Удачи вам. Пӓшӓдӓ ашныжы!

  17. Мамич Бердей

    Ув. Валерий и Опанас, я думаю, глупо собачиться сегодня, когда марийцев можно по пальцам пересчитать. Особенно во власти и на высоких должностях, от которых хоть что-то зависит.
    Каждый, кто-то хоть что-то делает для марийского народа, уже герой, учитывая сегодняшние реалии и повальную ассимиляцию в русских, татар и чувашей.
    Даже русские считают всех украинцев с фамилией на -нко, живущих в России, русскими. Да и они сами тоже.
    Не говоря про то, что у татар татарин-мишарин такой же татарин, как и все остальные.
    Так что давайте оставим бесполезную вражду.

  18. Мамич Бердей

    Пересчитать по пальцам по сравнению с русскими я имел в виду.

  19. аналитик

    …эх…марийцы любят обижаться друг на друга…как дети малые…

    А вроде взрослые люди…

  20. Заар

    Приятно, что в республике не забыли видного художника,общественного деятеля А.Григорьева. Считаю, что полемика, разгоревшаяся по этому поводу,идет не в том направлении. Мы луговые, горные восточные, северо-западные, западные и т.д. и т.д. должны гордиться своими талешке. Да,чиновники к их юбилеям подходят избирательно. Такова жизнь. Видимо,и нам самим следует более активнее продвигать свои проекты. Кто мешает нам написать художественные произведения, песни, акартины и т.д., посвященные и. Это ведь тоже паятник, иногда даже гораздо значимей, чем, например, памятник Й.Кырле. Разве Колумбовские чтения, получившие признание во всей республике не памятник поэту? Уверен, найдется в будущем скульптор, который изваяет образ этого поэта. Главное, чтобы это шло от души, а не ради получения гонорара. В связи с юбилеем Григорьева хочу обратить внимание на то, какую роль в жизни народа играли и могут играть представители национальной элиты, оказавшиеся в силу обстоятельств за пределами родного края. Примеры А.В.Григорьева, И.П.Петрова и других свидетельствуют: «ссылками» нельзя убить патриотические чувства. Подлинный патриот, где бы он не жил, всегда будет помогать своему народу, оказывать помощь землякам. Сегодня многие видные педставители мари и известные в стране люди,родившиеся на марийской земле, оказались оторванными от своих истоков. Сохранили ли они любовь к родному очагу, своей малой родине? Имеют ли они возможность и вообще горят ли желанием реализовать свои творческие потенциалы, помогать народу. Мне,например, импонирует Чыкма, который делает очень много для своих горных мари. Этим он одновременно помогает всему марийскому народу. Чыкма, также как и некогда Григорьев, как и все образованные и цивилизованные представители марийской интеллиенции, осознают важность и значимость сохрангения марийской культуры, поднятия ее до европейского уровня. Это стремление нас всех объеиняет. В этом направлении нам и надо двигаться. А как другие наши представители,живущие в Москве, Западной Сибири, ыве и др. регионах думают? Есть ли у нас порох в пороховицах. Или после отъезда из Марий Эл, все забыли и ничего больше о нем не хотим знать… Откликнитесь пожалуйста, наши ТАЛЕШКЕ

  21. Никитин С.П.

    Ребята, мы как пауки в банке. Тех, кто за стенкой — обругали, как могли. Круг комментаторов узок, еще уже круг обсуждаемых вопросов. От скуки или злости цепляемся друг к другу. Все жалуемся на то, что мари превращаются в русских, татар, башкир, гоблинов и т.п. Но горномари тоже исчезают, и об этом кричит Цикма! Зачем его обвинять в местном патриотизме?
    Я понимаю его тревогу по поводу Чебоксарского водохранилища. Мне было больно слышать новость о том, что поля вокруг д.Шемъер отведены под лесопосадки. Проблем и ударов по нашей душе очень много. Возможностей повлиять на ситуацию — мало. Ближайший год может что то изменить, нужны наши усилия. Поэтому грызть друг друга — глупо.
    На 3-м съезде много говорили о горномарийском вопросе, запомнилось, что часто, со страстью выступал молодой парень. Нельзя тушить любовь к своему народу иронией, граничащей с оскорблениями. И любить только свой народ.
    При всем моем уважении к Лайду: — надо сделать шаг назад. Цикма за Васютина не отвечает. Цикма — одно из светлых лик Мариувера.
    Лыпланыза. Пагалыза. Чаманыза. Аралыза. Сеҥыза.

  22. Опанас

    Никто не цепляется и не грызется, мы просто ведем дискуссию, спорим, вроде сам Tsikma постоянно говорил об отсутствии дискурса. Но стоит чуть-чуть его самого покритиковать или затронуть горномарийскую тему, он очень болезнено и эмоционально реагирует, а пишущие для него исключительно настроены против горномари. Местный патриотизм – это хорошо, но горномарийский иногда принимает гипертрофированные формы и вместо укрепления марийской нации ведет к разладу и конфликтам между группами, способствует обрусению. Местный патриотизм должен быть в общемарийском контексте, к сожалению, очень часто горномарийский патриотизм постоянно подчеркивает исключительность, особенность горномари и зачастую переходит в нетерпимость к луговым. Активисты такого гипертрофированного патриотизма, сами того не замечая, настраивают др. мари против своей группы, свою группу против других. И результат такой, что молодой горномариец гордо бьет себя в грудь и кричит «я горномариец и ваш луговой не знаю» и говорит по-русски. Никто Tsikma за действия Васютина не обвиняет, да и сам Васютин – человек зависимый, не он решает кому ставить памятники. Хотя если захочет может пробить как бюст Григорьеву и памятник Йыван Кырле, за что ему большой поклон.

  23. Tsikma

    Шотеш пиштымы Опанас.

    Не нужно мои высказания использовть в чужом, неуместном контексте. Термин «дискурс» я употреблял в общемарийском литературном и культурологическом контексте. Информацию об установлении бюста художнику А. В. Григорьеву, вы с Лайдом повернули совершенно в другое направление, подлили огня и превратили в разборку между горными и луговыми. Этот вопрос, еще раз повторяю очень тактичный и деликатный. Я не сторонник и не участник такой разборки. Опанас, на счет того, что в журнале «Цикма» пишется «ноль» о луговых или восточных мари. Сначала соизволь прочитать все опубликованные номера, потом берись утверждать. Был даже номер, где тексты опубликованы на луговом. На счет нашей проблемы, что за людей горные мари считают только горных мари, это абсурд и бред. У медали есть две стороны, может многим стоит посмотреть на себя в зеркало и после этого утверждать такое. Я за дискурс в марийской культуре и литературе, к критике отношусь с уважением, но Опанас ты же не критикуешь ни единого моего стиха, ни одной новеллы, не вступил в диспут о моих статьях, где довольно широко говорится о проблемах марийской культуры. И твоя критика в мой адрес во многом не обоснованна или взята вне контекста. Ко многим моим опубликованным вещам относишься очень селлективно. К сожалению, в этом я вижу деструктивную основу, что не вызывает особого желания к ведению дискуссий на данном сайте. Благо, что сейчас есть и другие марийские сайты.

  24. Ден

    Япона мать, что творят то тут….а леня читает их и смеется, он знает главный принцип: «разделяй и властвуй!»

  25. Лайд

    Ну-ну, у нас у каждого как всегда аргументов полно, чтобы гнуть в свою сторону.
    И все понимает — даже отлично понимаем — почему этот вопрос приобрел такую тональность и экспрессию.
    Пока молчим. Молчит и та и другая сторона — правы те, которые считают, «чтобы над нами маркеловцы не смеялись».
    А наступит тот момент, когда и правду нужно будет высказать.
    Цикама, не обижайся, а попытайся вникнуть в общемарийскую проблему, не оставляя в стороне и горномарийскую. Что имею в виду? Думаю, понимаешь.
    Только не воспринимай ни личностно, ни как против горных марийцев.
    Что тут спорить, и моркинские и волжские марийцы — это все бывшие горные марийцы — в этнофутуристическом понятии. Почитайте фольклор, исторические материалы. Но в более широком смысле.
    Ну а если от меня исходила такая эмоция — думаю, это не без основания.
    Я и с Мочаевым спорю и с Лариской — и не только через Интетрнет. Спорим в залах заседания, на собраниях, по телефону, через печать…
    Что, может найдется какой-нибудь сернурец или торъяльско-советский пацан и начинает обвинять меня в том, что я против ЕГО района? Глупо, конечно.
    А с моркинцами и волжанами свои вопросы мы обсуждаем еще резче, порой и острее. Можете, если кому-то очень хочется, прокомментировать: что вот мол из-за этого и у нас не идут «марийские» дела.
    Но не из-за этого, уверяю вас. Причин очень много.
    Просто ругать или хвалить (дать объективную оценку или угожать времени) мы можем все и всех. В том числе и Васютина. А почему бы нет. И в этом нет ничего странного. Он же публичный человек. И особо восхищаться его деятельностью не вижу больших оснований. Историярассудит. И не дай бог, кто-то скажет, что это моя личная обида. Это не обида, а оценка. Понимаю, трудно находиться между двумя жерновами и т.д. и т.д.
    А лене пусть доносят. Ему не до нащих писанин. Аналитики — совершенно другие…

  26. Никитин С.П.

    Стараюсь не удивляться. Но почему Опанас, вечный противник Лайда, тут рьяно его поддержал? Вероятно потому, что это ему выгодно — углубить раскол между яркими представителями оппозиции.

  27. Лайд

    Тау, йолташ-влак!
    Кӱслем пералтен гына колто — вигак рашемеш: оҥарыме тудо але оҥарыме огыл.
    Тендан возыма гыч коеш: марийын кӱсле кылже онарыме огыл. Да оҥарашыжыт кӧлан кузе кӱлмыла чучеш — туге гына оҥара.
    Сандене, кӱслем оҥараш пижыда гын, ончыч кузе оҥарышашым (да — оҥараш — тиде настраивать) палыман але тунемман. А ме шукынжо тыге шонена (тысе комментатор-влак, манам): кузела да мыняр мый пӱтырем кӱсле кылым — тиде эн чын. А тиде чынже — фактыште. Историйым ончалза да чын дечат ида кораҥ.
    Уке гын адакат эмоций — тыланда ок келше гын — мый лектын каем (сайт гыч…). А ме мыняр марий кугу ПОГЫНЫМАШ гыч курыкмарий делегацийын лектын кайымыжым ужанна — ӧраш гына кодеш.
    Да, чын, мый тендан дене ятырда дене ом келше. Йодышым кумданрак ончалаш историйым да тачысе марий илышым (пӱтынек) палымаш ок сите. Но тиде пеш шучкыжак огыл, а шучкыжо весе: палымашым эмоций дене вашталташ тыршымаш. Да эше шучкырак — кунам чыным аклен огына мошто. Кӧ чыным каласа гын, — илен моштыдымо… да т.м.
    Только нигузе умылен ом керт — кӱлеш годым чытырыше да пызныше айдеме чын лийын керетш мо? Вет тыгай койыш эн ончычак «интересым ужалымашке» намиен луктеш.
    Тыште возышо-влак — тиде, очыни, тунарак тендан нерген огыл. Тиде — иктешлыме йодыш.
    Да мый тиде йодышым тарватыме дене «расколым тарватыме» манын лӱдмаш уке. Вет «раскол» йодыш (мыйын шонымаште) тугай: тудо але ЧЫНЖЫМАК ЛИЙЫН да ТАЧАТ АРАЛАЛТЕШ… Але тудым искусственно от пурто…
    Ну вот, романым возкалыме олмеш возкален киена… — тыге гына манаш кодеш.
    Вашке «Погарня» газет лектеш, вот тушко икмыняр шонымашдам налын шындаш кумыл уло.
    Тореш (ваштареш) огыдал?

  28. Шемермучаш

    Кушто чынже — кö пала? Чылаже годым чын полшен кертеш мо. Южгунам, илышым вияҥден колташ манын, весын кумылымат ужын моштыман. Ешыште иктыж-весыжлан вуйым пуыде илен толашымаш сайыш ок кондо. Икте вурседылеш гын, весыже шыплана. Чонжо дене, можыч, йылтшак огеш келше гынат, илыш ончыкыжым тӧрла манын, ӱчашаш ок пиж.Тыге мыланнат икмыняр неле йодышым лончылаш кӱлеш. Вик каласаш гын, ваш шоген, ӱчашен ме ик ойыш шуын она керт. Эн ондак рашемдыман: мо мыланна нимо деч шерге? Мо омо семынак тамле, кидкопа семынак пушкыдо, ава семынак эн йӧратыме? Марий калыкнан ончыклыкшо, тудын эрыкан вияҥмыже, экономически пенгыдеммыже але эше мо? Айста тидым ондак рашемдена. Мо мемнам ушен шога, уло мо тыгай кыл. Чынжымак, мо верч ме тыршена. Кузе да могай йӧн дене тидым шукташ лиеш. Возгалыше-шамыч тӱрлӧ шонымаш дене илат. А могай мемнан тӱҥ шонымашна лийшаш. Мый гын шонем: марий калыкым XXI курымышто арален кодаш. Но калык аза огыл. Тудым пукшен-йӱктен гына ашнен лукташ ок лий. Калык коклаште тӱрлӧ семын шонат. Шукынжо калык нерген огыт шоно. Тыгай-влак ий гыч ийыш ешаралташ тӱҥалыт. Икоян шонышо-влак эре шагалемаш тӱҥалыт. Дон Кихотеш кодаш огыл манын мом ыштыман? Те кузе шонеда?

  29. Никитин С.П.

    Рушарнян Самырык театр Екатеринбургышто З.Долгован «Висвис пушан орлыкем» пьесыжым ончыктыш. Келшыш. Воштылнат, шортнат. Йомшо комбыиге гай илыше йоча-влакым ала-кузеат пызыраш лиеш. Мый ончышым, да ужым — тиде тулык марий калык нерген пьеса. Ачанат уке, аванат монден.
    Тау Самырык театрлан! Тау З.Долговалан!

  30. Опанас

    Не в зеркало нам надо смотреться (т.е. заниматься самолюбованием = нарциссизмом), поскольку там мы выбираем более угодный и приятный нам самим ракурс, а надо посмотреть на себя со стороны. Одно дело говорить об абстрактной демократии, свободе слова, плюрализме мнений другое дело когда тебя самого в рамках этих свобод реально начнут критиковать… А готовы ли мы к этому? Я думаю, большинство марийцев не готово. Основная проблема нас, марийцев, именно в нетерпимости к критике в наш собственный адрес. Нам надо научиться смотреть на себе и нашу деятельность со стороны, т.е. как другие нас видят и оценивают. Я понимаю, критика неприятна, некоторым здесь комментирующим нравится когда ими восхищаются, слагают оды в их адрес… Но извините, а чем мы тогда от критикуемого нами всеми Маркелова отличаемся? Нам надо научиться ценить людей в целом, объективно, а не только исходя из отдельных фраз и эмоциональных комментариев здесь или где-то в др. месте. Да, господин Никитин, я критиковал Лайда, Вас и многих других, но я не запоминаю критикующих меня и не записываю их в число в своих врагов. И Лайда, и Tsikma и Вас я всегда уважал и уважаю, но это не значит что я не могу не соглашаться с вами и дискутировать. К сожалению, многие марийцы очень болезненно и эмоционально реагируют на критику и критикующих их записывают в вечные враги и самое ужасное некоторые еще всю жизнь пытаются отомстить тем, кто их критиковал. Нам надо понять, что мы марийцы – разные (как и струны в гуслях по длине и толщине), у нас на разные вещи могут быть разные взгляды. И это должно быть нормальным, не мешать общемарийскому национальному движению (общему настрою разных струн гуслей)! Просто надо научиться различать людей кто нас критикует, чтобы убрать нас и навредить мари в общем, а кто нас критикует потому, что хочет видеть марийское национальное движение более здоровым и плодотворным. Также нам, марийцам, надо научиться смотреть более глобально на марийское национальное движение, марийский мир, а не исходить только из личной сиюминутной выгоды, личных обид и амбиций (ну этот пункт был больше к тем, кто только со стороны этот сайт читает, но свое мнение очень редко оставлет :).

Добавить комментарий