Сибирь становится марийской

От угров Волги – уграм Оби

Более 10 лет в городе Сургуте проходит традиционный праздник «Соцветие». Уже два года особым украшением этого дня, в числе других народов, была марийская общественная организация «Марий ушем». А началось все в декабре 2005 года.

— 9 декабря 2005 года на заседании правления МОО «Марий ушем» в Йошкар-Оле меня утвердили в качестве председателя одноименного отделения в поселке Федоровском Сургутского района, — рассказывает художник Юрий Таныгин. — В Югре я жил уже 4 года, знал многих марийцев, проживающих здесь. Мне очень повезло в том, что познакомился с Ларисой Тимченко, которая уже давно хотела объединить югорских марийцев.

Она сразу же взяла на себя инициативу создать фольклорно-хореографический ансамбль «Сибирь марий» и руководит им по сей день. 26 марта 2006 года мы явили себя Северу, впервые организовав «День Марийской культуры» в Федоровском. 28 марта 2009 года был проведен очередной праздник, посвященный трехлетней годовщине образования отделения МОО «Марий ушем». Гостями праздника были представители министерства культуры республики Марий Эл, администрации Сургута и Сургутского района. В марте будущего года «Марий ушем» исполнится пять лет.
С 17 февраля 2008 года председателем отделения МОО «Марий ушем» в Федоровском руководит Лариса Тимченко.

— Основа нашей организации — это ансамбль «Сибирь марий». Сразу после образования перед нами встал ряд проблем: костюмы, профессиональный хореограф и место для репетиций. Частично мы их решили. Так, в 2006 году благодаря финансированию КДЦ «Премьер» из Марий Эл заказали основные костюмы для ансамбля. Марийская национальная одежда всем своим разнообразием показывает историю, быт и культуру своего народа. Мне очень хочется показать все ее модели, поэтому приходится самой готовить костюмы, выкраивать и вышивать их, — говорит Лариса Борисовна.

В 2006 году во время «круглого стола» с администрациями Сургута, Сургутского района и представителями министерства культуры республики Марий Эл обсуждался ряд вопросов, связанных с сохранением культуры народа мари в северном регионе. Была договоренность о предоставлении хореографа ансамблю, который откорректировал бы номера с профессиональной точки зрения.

«Марий ушем» старается поддерживать связь и с другими организациями. Совместные мероприятия проходили с украинским, чувашским, азербайджанским, ногайским, татаро-башкирским обществами.
Ежегодно марийская организация участвует в акции «Дни древонасаждения», фестивале юмора и смеха.

Его члены являются активными КВНщиками среди структурных подразделений ОАО «Сургутнефтегаз». Ансамбль «Сибирь марий» стал визитной карточкой НГДУ «Федоровскнефть». Благодаря колоритности марийских костюмов и исполнению танцев команда постоянно занимает почетные призовые места. А совсем недавно марийцами восхитился сам президент международного Союза КВН Александр Масляков. Сборная команда КВН ОАО «Сургутнефтегаз» на Украине в Киеве в своих выступлениях показала зрителям не только костюм мари, но и его танец.

Первая марийская организация в ХМАО-Югре была создана в Лянторе в 1999 году. Ее возникновению послужило рождение одноименного ансамбля «Пеледыш». 19 ноября 2005 года здесь же образуется Сургутская районная марийская общественная организация «Эрвий» под руководством Нелли Шикановой. 16 января 2004 года отделение «Марий ушем» зарегистрировано в Нижневартовске, впоследствии его переименовали в «Ӱжара». Сегодня руководителем общества является Александр Речкин, который вернул организации свое первоначальное название «Марий ушем».
Третья, по хронологии, марийская организация в ХМАО родилась в Федоровском.

Еще один ансамбль «Пеледыш» возник в поселке Салым. Его собрала Людмила Краснова 4 декабря 2007 года. Сегодня ансамбль относит себя к обществу «Марий ушем».
25 февраля 2008 года организацию «Марий ушем» утвердили в городе Сургуте, председателем избрали Ларису Большову.

По протоколу собрания от 30 октября 2010 года при обществе создается свой ансамбль. На данный момент рассматриваются варианты названия. При содействии администрации города уже выделена площадка для репетиций. Участники уже определились с первым номером выступления. Это будет горномарийский танец.

Раисия Сунгурова

Источник: Сургутская трибуна

20 комментариев

Filed under Статьи

20 responses to “Сибирь становится марийской

  1. аналитик

    интересно,а все эти лидеры и активисты учат своих детей марийскому языку?Если нет-они показывают очень плохой пример всем…

    • saiver

      А интересно, как обстоят эти дела у тебя в своем кругу, в семье и среди друзей?

      • аналитик

        у меня все хорошо..Назвал детей марийскими именами,они говорят на своем родном языке…Жаль,что я не могу быть примером для многих-меня мало кто видит,я не являюсь активистом и национальным лидером…

  2. Опанас

    А я думаю как у аналитака, как и у saiver, как и у большинства сибирских мари дети говорят на русском. Отрадно что мари в Сибири такие активные и созадают всякие ансамбли. Не от хорошей жизни мари уехали в Сургут, к сожалению, марийцев, в т.ч. и талантливых, в Марий Эл не ценят в лучшем случае. Очень часто просто давят и выживают. Но в то же время никто марийцам не мешает разговаривать со своими детьми на марийском, даже в Сибири. Просто весь наш марийский патриотизм такой наносной и показной. В общества, ансамбли собираемся, публично говорим красивые фразы, поем-пляшем по марийски, а со своими детьми разговариваем по русски… Грустно… Марийцы — умирающая нация… Такая ситуация везде, не только в сибири, а также в Москве, в С-Петербурге, в Эстонии среди мари…

    • saiver

      Грустно особенно тогда, когда в чистой марийской семье дети говорят на другом языке и при этом родители являются явными защитниками сохранения и развития марийского языка. Я уже не говорю о простых марийских и смешанных семьях.

  3. Никитин С.П.

    По-моему, грустно оттого, что места компактного проживания мари становятся менее марийскими. Данная статья рассказывает о неравнодушных людях, которые поддерживают марийский дух. Спасибо им! Пашада ушныжо! Пусть таких будет больше! Молодцы, что не отказываетесь от «Марий Ушем», объединяйте марийцев. Вдали от отчего края поддержка очень нужна. С наступащим Новым годом, соседи-сибиряки!

  4. кргори

    Молодцы!Дай Вам БОГ здороья,счастья,успехов в делах!!!

  5. аналитик

    дай Вам всем Бог и Совесть научить своих детей родному языку…

  6. Кофтунов

    Уважаемый Никитин правильно отметил что компактность проживания важный фактор поддержки культуры и языка. Помню в последние месяци службы в сов армии я решил было поехать дальше на восток дабы увидеть чудеса природы и посмотреть как там живут люди. Разговорился с солдатами. Один такой крепкий костистый говорит мне — ты уедишь а вместо тебя приедут два русских.
    В 70-ые годы из центральной России вывозили последних молодых крестьян для руссификации колоний. Латвии где была низкая рождаемость не посчастливилось — как центр Прибалтики туда завезли около миллиона колонистов, Литва дала отпор большой рождаемостью а Эстония образованностью и организованностью.

    Как противостоять руссификации марийцам ясно — древний марийский язык надо сделать вторым божеством после святых рощь.

    Так я и не увидел Дальнего Востока. Постеснялся предавать родной край.

  7. аналитик

    и все-таки,почему активисты,марийские лидеры,должностные лица, не учат своих детей родному марийскому языку?
    вроде,некоторые из нихз,так бьют себя кулаком в грудь,гордясь своей марийской принадлежностью,толкают горячие речи…и учат детей по-русски…Странно.

  8. Лайд

    Тау сибирь-мари-влаклан! Чолга улмыштлан!
    Марий Элыште «Марий ушем» деч лӱдын пытеныт. Ятырышт лӱдмыштым то Максимова ок келше, то Козлов ок келше манме дене петыраш тӧчат.
    Но тиде шоя – лӱддымӧ улат гын, тылат Максимоват, Чашкинат, Козловат лӱдыкшӧ огытыл.
    А вот Сибирьыште «Марий ушем» лӱм деч Сургут чиновник-влакат огыт лӱд! Ончалза, мыняр пашам ыштеныт 5 ий жапыште.
    «Марий ушем» деч кораҥшыжат угыч «Марий ушем» лӱмышкӧ пӧртылын.
    А йочам марла туныктымо шотышто – шагалрак кутырыза тидын нерген, а шукыракше йочада-влак дене марла кутырыза. Йочам марла туныктымо нерген тыштат рушла возен кийымына дене нимом ончык огына колто.
    Те кутыреда, туныктеда – нунат кутыраш тӱҥалыт.
    Но иктым ида мондо – Марий Эл президент, тӱрлӧ тӧра-влак марий йочам умбакыже туныкташ, нунылан эреак вияҥ шогаш йӧным огыт ыште гын, чаракым шындат гын, психологический травмым ыштат гын – тиде преступлений калык ваштареш. Тыгай преступленийым нимогай экономический кризис да оптимизаций дене оправдыватлаш огеш лий.
    «Марий ушем» тидым эреак пеҥгыдын йодын да тачат йодеш. Сандене «Марий ушем» нунылан ок келше. Тидлан кӧрак лунчырий марий-влакышм конгресслашке шупшкедыл пытареныт.

  9. Если зреть в корень, по Козьме Пруткову: вот Вам и плоды «культурной автономии»! — автономии от властных полномочий, ресурсов, которые необходимы для культурной жизни. Ныне-то и в РМЭ живем как в «культурной автономии» — с тем же успехом.

    • людмила

      Уважаемые аналитики! Вам конечно, не в тягость судить о семьях лидеров организаторов ,северных марийцев в воспитании их детей,,Когда в ваших семьях уют и покой ,и дети ваши всегда по вечерам с вами .Я уверена, у вас все планомерно в семье,а наши дети редко видят по вечерам своих мам и пап. Я например :с тех пор как организовала марийский ансамбль по вечерам почти не бываю дома .На свой деньги закупила партию костюмов и все что нужно, в основном покупаю за свой счет.И у себя в поселке постоянно уговариваю марийцев: прийтти на репетицию ,пойтти на концерт ,собраться в месте провести народные праздники.Мемнан Салым мари калыкнан, пашашт пеш шуко,оласе гай огыл. Спасибо ансамблью нашим друзьям ,которые помогают нам «чесым погаш», уна толмо годым»но все равно приходится бежать в магазин и в основном покупать выпивку за свой счет. За три года существования ансамбля, провожу по 9-10 марийских мероприятий год , участвовали в девяти фестивалях ,не считая выступлений внутри поселковых мероприятиях. Все это жервы в дань уважения моей родной марийской культуре .Но марийское правительство ни когда не было благосклонным ни мне ,ни моему роду.Моего деда расстреляли в 37 году,как политически неугодного ,семью лишили дома и имущества,бабушка была 8 раз в лагерях.Среди изьятых вещей были гусли.В моего родственника бывшего министра культуры стреляли не раз ,когда он балотировался в президенты Марий Эл.А мне например в свое время не дали направление для поступления в институт культуры.И как говорил мой дядя «Кто сказал , что лапти воду пропускают ?» Институт я законечила в Тюмени. И кстати ,мои дети выступают на марийских концертах со мной ,кого вы лично ставите в укор..? Например :у Ларисы Тимченко дети тоже выступают с ней и у Юры Таныгина дочь всегда с ним. По моему убеждению знание языка не дает культуры, марийскую культуру надо прививать. Например : я училась в русской школе и только мама научила меня читать по марийский,она читала газеты и мне было интересно …И вы, господа аналитики, не имеете право ,как и любой другой мариец в частности ,говорить о марийцах, как об умирающей нации. У вы, мой друг ,вы опоздали… Ала могай юмо -пурше же дене, марий калык шкенжым ынде кеч куштат «ме черемис улына»манаш туналнут. Национальное самосознание за короткий промежуток времени, далеко ушло вперед и в этом заслуга «слуг» марийской культуры.И наша с вами первоочередная задача: знакомить наших детей, с культурой своих предков. Приходиде к нам на праздник «Шорыкйол» в п.Салым 8.01.12 в 16.00час.Пагален ужына!
      Л,Краснова рук.ансамбля «Пеледыш»с.п.Салым

      • Аноним

        Людмила, я с большим уважением отношусь к тому, что вы делаете, большой Вам поклон за Вашу активность… Но будущее марийской нации зависит не от публичных марийских мероприятий, а от того говорят ли ваши дети по-марийски и растут ли в марийском духе. Вы и Ваше поколение любите свой, народ, язык, культуру и думаете сможете сохранить мари общественными организациями, показушными мероприятиями и ЗАБЫЛИ О ГЛАВНОМ — о своей семье и о детях. Так может стоит заняться воспитанием детей марийскоязычными и в марийском духе? Если каждый мариец будет говорить по-марийски, совершенствовать свой марийский язык и говорить со своими детьми по-марийски никаких общественных организаций не надо. Количество мари сокращается, потомучто Вы и подобные Вам мари не говорите со своими детьми по-марийски. Извините, но все не говорящие по-марийски со своими детьми мари УНИЧТОЖАЮТ марийскую нацию, в т.ч., я понял, и Вы!!!

  10. Вачис

    ООО «Регион-Недвижимость»

    Адрес местонахождения: 629300, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная д.5, Деловой центр «Ямал», вход в помещение ОАО «Юникорбанк»

    Контактный телефон/факс (3494) 92-52-52
    Моб. (8 908 497 30 35), (8 908 497 05 88)

    Генеральный директор Александрова Фаина Александровна

    Перечень услуг предоставляемых ООО «Регион-Недвижимость»

    Первичный рынок:

    сотрудничество с Застройщиками (строящиеся объекты в г. Новый Уренгой и в Санкт-Петербург) – подбор вариантов жилья с учетом Ваших пожеланий. Санкт-Петербург – Застройщик ЗАО «Ленстройтрест».: квартиры в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области (в городах: Всеволожск, Гатчина, Выборг).

    Вторичный рынок жилья:

    консультация, в т. ч. по оптимальным схемам ипотечного кредитования;

    сопровождение сделок (покупка, продажа, мена, обмен, дарение);

    помощь в приватизации;

    помощь в приобретении жилья посредством всех видов жилищных субсидий;

    поиск квартир, комнат по Вашей заявке (указанным Вами параметрам);

    подбор оптимальных схем альтернативных продаж (съезд-разъезд, расселение, обмен, обмен с доплатой);

    поиск покупателей на Ваш объект, с проведением развёрнутой рекламной компании за счёт агентства (при заключении договора);

    полное юридическое сопровождение Ваших вариантов;

    оказание сопутствующих услуг по оформлению сделок с недвижимостью.

    Аренда:

    поиск нанимателей;

    заключение договоров найма;

    сдача Вашего объекта (квартиры, комнаты, дома, части дома, коттеджа) с учётом Ваших пожеланий к нанимателям.

    Прим: Генеральный директор мари удрамаш улеш.

    • Вачис

      людмила говорит:
      Уважаемые аналитики! Вам конечно, не в тягость судить о семьях лидеров организаторов ,северных марийцев в воспитании их детей,,Когда в ваших семьях уют и покой ,и дети ваши всегда по вечерам с вами .
      —————————————————————————————
      Пагалыме Людмила, Ме (Новый Уренгой марий-влак) тендан дене кылым кучаш реза улына. Если тенданат мемнан деке интерес уло гын, ООО «Регион-Недвижимость» Генеральный диреторжо деке йынгыртыза. Тудо марий удрамаш улеш.

  11. карт

    А без выпивки нельзя развивать культуру? если нет, то это уже отсутствие культуры. Я думал,»Сибирь марий»- это возрождение культуры коренных сибирских марийцев,обрадовался,что у них свой ансамбль появился.Очень даже интерсено стало, какие у них костюмы,традиции, своеобразны ли по-своему. Но… лучше назвать это ансамблем сборных мари, если он составлен из представителей разных регионов,или ансамблем приезжих из Марий Эл. Так лучше подойдет,пожалуй.Ведь название обуславливается обычно обозначаем в какой-то степени символических корней,традиций, быта, культуры и менталитета местных аборигенов,если можно так условно выразиться. А это называется экспортированием культуры марийцев из Марий Эл. Но молодцы, ничего не скажешь.То, что что делают по месту проживания, это здорово.Но в одном нельзя ошибаться, уважаемые лидеры или руководители,как бы они там не назывались, да и простые люди тоже,- «Нет языка, нет народа». Это не я сказал.Образованные и умные люди должны об этом помнить и по этому принципу приобщать и других к общественно-массовой и культурной деятельности. Только носители языка могут помочь в сохранении идентичности народа. А плясать и петь по марийски, равно как и по-венгерскии и т.д., могут разные ансамбли, в том числе одевать национальные костюмы того или иного народа. Кто-нибудь может привести пример, что развитием культуры татар, башкир, чеченцев,чувашей и т.д.( тем более возглавляя национально-общественные формирования в роли духовных лидеров) занимаются индивидумы, не владеющие своим языком? Да их просто не примут свои же. Язык — это не просто идентификация, это индикатор души человека, ментальность, корень происхождения и что угодно, благодаря которому и посредством которого только можно издавать и передавать друг другу чистейшие нотки марийской души, культуры. Это один из основных компонентов марийского колорита, культурного богатства. Без языка невозможо стать носителем культуры в чистейшем, первозданном виде.Если с этим не согласны общественные и культурные деятели, то я не понимаю, какие цели они пресследуют и какими интересами руководствуются в своей работе. Успехов вам!

  12. Вачис

    Приходиде к нам на праздник «Шорыкйол» в п.Салым 8.01.12 в 16.00час.Пагален ужына!
    Л,Краснова рук.ансамбля «Пеледыш»с.п.Салым
    —————————————————————————
    Мый мийнем, но нимогай контактный информаций уке.

  13. Раисия Сунгурова

    Людмила Краснова 89825136956

Добавить комментарий для saiverОтменить ответ