Марийцы — поволжские двоеверы

В ноябре в Республике Марий Эл прошло Мировое моление приверженцев марийской традиционной религии (МТР). Около тысячи человек обратились к богам на своем самом главном обрядовом празднике. За ходом обряда наблюдал корреспондент «НА».

Обращение диджея к духу

Столица небольшой поволжской республики Марий Эл встречала этот день по-зимнему морозным рассветом. И наша машина не хотела сначала заводиться, а потом ее все норовило бросить вправо на пустынном Сернурском тракте. Если бы не обращение к духу дороги хозяина транспортного средства – диджея национального «Марий Эл Радио» Натальи Пушкиной, наверное, мы бы и не добрались до поселка Горняк, неподалеку от которого посреди полей расположилась священная роща «Кугу Коклала ото».

Наталья рассказала, что для нее как мари привычно просить помощи божественных сил. Марийская традиционная религия далека от абстракций. На молениях люди в основном просят процветания своим семьям и хозяйствам, хотя в ходе таких значительных ритуалов как Мировое моление, жрецы просят у богов за все населяющие землю народы.

Марийцы – один из последних народов Евразии, чья система традиционных верований не была замещена какой-либо из монотеистических религий. Оказавшись в XVI веке после завоевания Казанского ханства на внутренней периферии Российского государства, марийский народ не только сохранил религиозную самобытность, но и сумел к началу XXI века создать полноценную конфессиональную структуру. Централизованная общественная организация «Марийская традиционная религия» имеет зарегистрированные отделения в нескольких районах Марий Эл и десятки общин в республике и за ее пределами.

Подсчитать количество приверженцев МТР не так просто. Согласно социологическому опросу, проведенному в начале нынешнего века, около 10% мари назвали себя «чистыми марийцами», то есть теми, кто исповедует только МТР. Однако большинство мари – крещеные. Многие из них считаются двоеверами, так как посещают как православную церковь, так и священные рощи. МТР толерантно относится к той части своей паствы, которая по разным причинам крестилась в, как ее здесь называют, «русскую веру» («рушла вера»). А Иисус Христос даже признается одним из святых МТР! Гибкость и универсализм воззрений – неотъемлемые части религиозности мари, что позволяет МТР развиваться и сегодня.

Природный храм

Впрочем, мы все же не стали испытывать богов мари и последнюю часть пути от деревни Кугу Коклала до рощи шли пешком по подмерзшей глинистой грунтовке. Природный храм мари постепенно открывался нашему взору – как и большинство священных рощ («кӱсото»), остров смешанного леса посреди полей. В республике более 500 рощ, которые имеют статус природно-культурного памятника.

«Кугу Коклала ото» расположилась на вершине длинного сглаженного холма. Здесь одна из высших точек республики, откуда открывается прекрасный вид на природный ландшафт. Есть в этом месте изначальная положительная энергетика. В роще пять жертвенников у выбранных жрецами деревьев – Онапу. По ним молитвы жрецов доберутся до Небес. У каждого жертвенника разведены костры, на которых с утра варят гусей, принесенные окрестными жителями. После всех молений и ритуалов они станут частью общей трапезы. А пока люди через картов (жрецов) обращаются к Ош Поро Кугу Юмо («Великому Светлому Богу»), Шочын Ава – женскому божеству плодородия, Туня Юмо – Богу Мира, святому Курык Кугыза («Старцу Горы») и богу процветания.

Перед ритуалом я побеседовал с Верховным картом МТР Александром Таныгиным:

– В этом году мы провели несколько крупных молений: в Татарстане – для мари Агрыза, Балтаси и Кукморского района. В Кировской и Нижегородской областях. Мы, священнослужители, карты – собиратели марийского народа. Мы молимся Всевышнему, считаем себя частью вселенной – и Ош Поро Кугу Юмо – это центр нашей галактики и Творец. Карты всегда говорят – Всевышний один, хоть ислам, хоть христианство. Мы часть природы. Наша крыша – небесный купол. Имитаций, каких-то зарисовок, изображений святых или чего-то неприродного – у нас нет. Солнце, Луна, звезды, живой мир и так перед нами. Это и есть, все первоначальное, и до начала, и до наших дней, и будет так!

Бесплатные гусята

МТР играет важную роль в жизни современного марийского общества. Будучи, по сути, национальной верой, она интегрирует марийцев из разных мест и регионов в единое целое. Молящиеся в роще не подразделяются на выходцев из отдельных районов или мест компактного проживания за пределами Марий Эл. Все они – мари, стоящие перед своими богами. Глобальный аспект здесь превалирует над локальными различиями. А карты – всего лишь проводники, через которые молитвы людей передаются на Небо.

Лучшие качества народа проявляются через традиционную веру. У мари принято помогать более бедным родственникам, которые, например, не могут пожертвовать гуся на моление. Активист возрождения марийской веры в Нижегородской области Юрий Юсупов в начале ноября начал акцию по раздаче гусят (гусь считается марийцами угодной богам птицей) местным мари. Каждый желающий может получить по пять гусят на семью с обещанием принести одного из них в священную рощу следующей осенью.

Между глобальным и локальным

И все же нынешнее Мировое моление, несмотря на название, носило закрытый характер. В предыдущие годы информация о Мировых молениях достаточно широко анонсировалась в СМИ. Обычно на мероприятие собиралось много журналистов. На сей раз мы оказались одни, а часть богослужения нам даже запретили фотографировать. Из гостей в рощу приехали лишь несколько русских неоязычников из Кировской области и московский реконструктор традиционных верований давно исчезнувшего финно-угорского народа мери. Славянские неоязычники скромно грелись у одного из жертвенных костров, хотя и не отказались в конце праздника принять участие в общей трапезе.

Открытость и изоляционизм – характерны для марийской веры. С одной стороны, МТР не желает полностью закрыться и превратиться в секту для своих, с другой – часть картов видит опасность в растворении своей «истинной традиции» в результате ассимиляционных процессов.

Городской язычник

Сложно отрицать влияние урбанизации на марийскую веру. Переезжающие в города зачастую теряют связь с родными местами, их дети уже не говорят на родном языке. Впрочем, не все так однозначно.

Член межрегиональной общественной организации «Марий Ушем» Владимир Козлов полагает, что сегодняшний приверженец МТР стал более образованным, начитанным. Прогресс и урбанизация не только стирают различия, но и позволяют последователям марийской веры без проблем обмениваться информацией: «Это раньше посылали гонца по деревням, чтобы люди узнали о молении, – сегодня об этом можно узнать из Интернета и по радио».

– Четверть всех присутствующих на молении – городские, – отметил Верховный карт А. Таныгин. – В Йошкар-Оле есть Центр древнемарийской культуры, а около города – священная роща, где проходят моления каждый год. Нас поддерживают президент республики, правительство, Народное собрание – все у нас хорошо!

Однако простые марийцы считают, что городская община МТР, меньше связанная с родовой структурой мари, – это новое, непривычное явление духовной жизни народа.

Александр ТРИФОНОВ,
Москва-Йошкар-Ола-Кугу Коклала-Москва

Источник: Аргументы Недели

12 комментариев

Filed under Статьи

12 responses to “Марийцы — поволжские двоеверы

  1. Я мечтаю когда-нибудь побывать в Вашей Республике))) постоянно слежу за Вашими записями)))

  2. Юрий Салимгареев

    МТР-шонен лукмо паша.Верховный карт Марий Эл тоже шонен лукмо паша вер.Язычествошто тугай лум уке.
    Уло теория обуздания народных масс.Тугай теория ден мари калыкым шояклаш шонат.Кажне ялыште карт уло,но тудо-влак иктыланат огыт подчиняться лий.

  3. hendehoh-ded

    Не мечтай, приезжай и балдей от наших красот

  4. Виктор

    Салимгеров! Тый йоҥылыш ойлет. Да, кажне ялыште шкеныштын картышт уло, но нуно шке яллан. Шке толкыныштым нуно вес карт-влак дене ойлен ыштат. Тый шке кутырмет дене марий калык коклаш анархийм пыжыкташ шонет. Вот тыйын шонымашет калыклан кӱлдымӧ, руш манмылан не нужный, вредный. Марий калык чылан погынен шке юлаштым колтен шогышаш улыт, ушнен ик еш семын, ик шонымаш дене ик шӱлыш дене илаш должен улыт,а тын гае-влак только мари-влакым шарлыктат.

  5. Вачис

    Все-таки РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ — это ДВОЕВЕРИЕ, хотим мы это признавать или не хотим. Человек, который ходит в церковь, ничуть не меньше, чем Божьего гнева, боится черной кошки. В России суеверность сейчас все больше и больше возрастает, и если считать, что эти суеверия имеют языческие корни, то, да, Россия начинает тяготеть, в общем, к ЯЗЫЧЕСТВУ. Люди называют себя христианами, православными, при этом то, что они делают, это, в общем, язычество в чистом виде.
    http://www.svobodanews.ru/content/article/24257236.html

  6. Вачис

    Доколь язычество неистребимо,
    Страна марийская (Марий Эл) непобедима!!!

  7. Учо

    Бирск Марий ушем оласе калыклан марий кумалтыш радамым куштылемдынеже.Олалан кумалтыш верым палемдыме.Кумалмаш лиеш ик Ош Кугу Юмылан.Надыр шотеш лиеш кочкыш-йу:ыш веле, ву:рым йоктарымаш огеш лий. Чот шокшо, пожароопасный жапыште тулотым олтымаш огеш лий, чу:кталтеш сортатул веле. Кумалтышыш толын кертыт ту:рло: национальностян енвлак: руш язычниквлак, татар-башкырт тенгрианвлак,зороастриствлак. Философский негызлан налме зороастризмым. Кумалтышмут марла лудалтеш, марий йылме тугак марий-зороастризм-тенгриан религийын официальный йылмыже лийын кодеш.

    • Костятин

      Учо, о:ра:ш веле кодеш,тыйже очыни у сектам Пу:ро: олаште почнет чей ? Тугерак койылдалеш шомакет гыч.Заратуштран славаже тылат малаш эрыкым ок пу чей ?

  8. Учо

    Олаштыже самырык кокла гыч марла ойлышыжат шагал,а марий йу:лам йо:ршын огыт пале. Марий йылмым, йу:лам, культурым чыла семын шараш ку:леш марий коклаште веле огыл. Эрвел марийвлак вет моло калык коклаште илат. Лач тошто марий кышкареш шыгыремдалтмаш,изоляционизм — тупиковый корно.Марий религий моло мемнан деке лишыл религийын тоштемдыме ойышт дене пойдаралтшаш. Акрет эрвел марийвлак (уфимский археологический культура)Уфа кундемыште арий калык дене (абашевский археологический культура) йыгыре иленыт, икгай йу:лам кученыт,Заратуштра самырыкше годым Челябинский областьыште,Южный Уралыште ку:ту:м ку:тен, сандене шуко тудын ойлымыжо эрвелмарийын чоншижмаш деке лишыл.Пу:ро: — тоже арий йылме гыч, «йоген пурышо ву:д» лиеш.Челябинский областьысе Аркаим — Российысе природный религийым кучышо чыла енлан Мекка семын сакральный вер. Ме, эрвел марийвлак , тышке эн лишыл улына. Мый йу:лам куштылемдымаш, уэмдымаш нерген,але утларак «келгемдымаш» нерген ойлем кызыт лач оласе калыклан веле. Яллаште тугак кумалтыш тошто семын, шке радамже дене ышталтеш.Марий йылман, марий йу:ла негызеш шкенан радамыш моло калыкын природный религий деке лишыл улшо еныштым ушен кертына гын, моткоч кугу значениян паша лиеш. Тидлан марий религий чыла шотыштат моло мировой религий дене икгай ку:кшытышто:, привлекательный да умылаш лийше лийшаш. «Кто не идёт вперёд, тот идёт назад, стоячего положения нет»,- манын Островский.Тиде мутшо илышын чыла велжылан келша.

  9. Аркадич

    Зороастризм, конечно, сай паша, тиде чын Учений, но шкенан, марий калыкын мировоззренийжым келгемден шымлаш да калык коклаште шараш эшеат пайдалырак лиеш. Вет марий калыкын мировоззренийжым шымлымаш, поснак тудым шарымаш пеш незер кая. Вот пеш сай шымлымаш В.Танаковын уло. Тудо «Юлла» маналтеш. Танаков пеш виян да чын воза, но палат мо тудым мемнан картна — влак, философ — влак и интеллигенций? Мыйын шонымаште, Юллам кажне марий палышаш. Тушеч веле пока марий калык шке вожшым пален налын кертеш. А марий калык, чынжым гын, туге лекшаш, что тудо арий цивилизацийын ик эн акрет годсо калыкше. Тидым палаш ту:н:алына гын, нимогай зороастризмат огеш ку:л. Мемнан мировоззренийна зороастризм деч тоштырак, да тоже чын.

Добавить комментарий для ВачисОтменить ответ