В Париже прошли Марийские дни (ФОТО, ВИДЕО)

Очередные Финно-угорские дни в Париже в этом году были посвящены марийцам. 5-6 ноября 2010 года в столице Франции прошли Марийские дни — Journées Maries.

Тема дней — «Марийцы, вопросы истории и культуры». Туда были приглашены специалисты по марийцам из Финляндии, Венгрии, Марий Эл, марийские докторанты из Эстонии. К сожалению, из Марий Эл никто не смог приехать.

Первый день был посвящен истории, этнографии и современной жизни мари. Сеппо Лаллука сделал экскурс в историю, рассказал о черемисских войнах и роли традиционной религии мари в национальном движении.

Доклад Валерия Аликова был об истории, современной жизни и проблемах горных мари.

Людмила Ямурзина представила костюм восточных мари, фотовыставку, а также прочитала доклад о них.

О молодежных общественных инициативах мари Москвы можно было узнать из выступления Максима Рябчикова.

Союз тартуских мари и его проектная деятельность – так называлась презентация Васли Николаева.

Доклад Винсента Лоренцини рассказал о марийском языке, его современном положении.

Вечером участники дней могли увидеть этнографический фильм Алексея Алексеева о башкирских мари «Соты» с французскими субтитрами.

Второй день был с литературным уклоном. Прозвучали доклады Петера Помози, Геннадия Антропова, Эвы Тулуз, Эзы-Юсси Салминен, Юлии Куприной.

И последнее выступление Себастяна Кагноли было посвящено марийским театрам и опере.

Отрадно, что половина докладов прозвучала на марийских языках с параллельным французским переводом.

Дни были организованы Ассоциацией по развитию финно-угорских исследований ADEFO в сотрудничестве с Национальным институтом восточных языков и цивилизаций INALCO, Финским и Венгерскими институтами в Париже, при финансовой поддержке Программы родственных народов в Эстонии.

См. также:

Парижӹштӹ Мары кечӹвлӓ эртенӹт >>

Фото: Sébastien Cagnoli «Journées maries à Paris» >>

Фото: Парижыште >>

Программа Марийских дней (pdf) >>

Афиша фильма «L’essaim» (Соты) >>

Видесоюжет Алексеея Алексеева о Марийских днях:

MariUver

Фотографии Себастьяна Кагноли и Валерия Аликова

28 комментариев

Filed under Новости, видео

28 responses to “В Париже прошли Марийские дни (ФОТО, ВИДЕО)

  1. Андрей

    Себастьян ӱжын ыле, да миен шым керт…

  2. Tsikma

    Если бы я был Президентом Республики Марий Эл и не грохал бы деньги на одни церкви. А смотрел бы вперед и стал бы налаживать культурные контакты с Европейскими странами. Сейчас Марий Эл очень герметически закрытая Республика, очень мало стран поддерживает с ней культурные связи. Марийские дни в Париже войдут в историю культуры марийского народа. Эти Дни пример тому, как за минимальные затраты можно организовать очень плодотворное и эффективное мероприятие. Главный лейтмотив этих Дней — подальше от помпезности и пустых фраз, а больше информации, самобытных и оригинальных элементов культуры.

  3. Странно, как такие любители забугорных поездок за наш счёт из минкультуры РМЭ не приехали? Говорят жена Васютина очень французские духи и наряды обожает.

  4. Tsikma

    Осип, тут дело-то в не духах. Шире нужно смотреть, не все нужно смотреть с меркантильной стороны. Часто бывает так, что те же французкие духи в Париже стоят гораздо дороже, чем где-то. Нет, дело не только в духах. А в мировоззрении и философии общества.

  5. Спартак

    Диалектика в действии:»одно и тоже действие, но в разных условиях, приводит к разным результатам». Марийские дни и другие культурные мероприятия(фестивали и т.д.) в России, под эгидой росс.властей не что иное, как средство маскировки бесправного положения марийского народа.
    Те же самые культурные мероприятия за рубежом, под эгидой независимых от угнетателя организаций и участников яркий пример продвижения знаний о марийском народе в европейском сообществе. Марийские дни в Париже, это прорыв. Побольше таких мероприятий. Главное, организовать СМИ для их освещения, как за рубежом, так и в России.

  6. Лайд

    Освещать, как выражается Спартак, — само требование времени.
    Но если это не организовано под эгидой Мин культуры или по официальным каналам — об этом не осмелится написать ни одна марийская газета (официальная).
    Сколько таких мероприятий «умолчано» или «замочено». Не найдете ни в «Марий Эл», ни в «Кугарне».
    Так что, строить иллюзию, что даже эта информация станет широко распространяться в республике — иллюзия.
    Хотя мы должны сказать правду — перед мероприятием в Париже информация проходила обильно. Именно информация. А аналитику, наверное, не увидим.
    Может, все-таки, это мероприятие будет освещено в марийской печати.

  7. APYSH

    Лайд, в субботнем номере газеты «Марий Эл» на странице «Майатул» есть расширенная информация о Днях марийской культуры в Париже. Даже с фотографией. Да, ты прав, не все мероприятия удаётся осветить на страницах этой газеты,поэтому и содержание в последнее время резко «упало» до содержания «жёлтой прессы» — пишут, в основном, кого из артистов побили да сейчас ходит в синяках, кто развёлся, кто с кем живёт, а вот о таких мероприятиях мало кто узнаёт. Журналисты, мне кажется, газеты марийской нашей главной «варятся» в своём котле. Почему? Ответ ясен. На этот вопрос недавно очень хорошо ответил Секретарь Союза журналистов России в одной из телепередач по каналу «Россия!»: руководители региональных газет и журналов в последнее время, дабы не слететь с хорошо насиженного кресла, во всём угождаю властьдержащим, так называемым президентам и его окружению, БОЯТСЯ хотя бы строчку критики написать в адрес руководителей регионов, вот поэтому эти маленькие «царьки» стали «послушниками», лижущими одно место своих вышестоящих «царьков». Разве не так, господин Абдулов и господин Матвеев, редакторы газет «Марий Эл» и «Кугарня»?!

  8. Кофтунов

    БОЯТСЯ хотя бы строчку написать….

    Вся эта мерзкая вакханалия кремляков держится только на боязни своих холопов и порабощенных народов. Но слава богу время меняется не в их пользу.

  9. Tsikma

    Все должно начинаться с низов. Чем больше активных членов общества, тем лучше. Это мы прекрасно понимаем, но как научить хотя бы горстку марийских интеллектуалов тому, чтобы не бить лбом ни перед какими президентами? Пусть сам Медведев приезжает 100 раз в Марий Эл. Как какая-то марийская деревня была в восторге от того, что почти Царь-Батюшка приехал и приказал построить водопровод! Смешно, комично и жалко! Почему жители этой деревни не сказали Медведеву, что не выпускаются книги на марийском? И т.п. Можно было написать целый список, чего не делается в Марий Эл для развития марийского языка и культуры. Многие читатели этого сайта знают об этом. Не хочется заниматься тавтологией. Но в то же время, мы знаем, чем больше прессиннг со стороны властей, тем больше должен развиваться андерграунд, носящий очень даже маргинальный характер. Тидӹ кӹзӹтшӹ мары культурышты, политикышты, философиштӹ дӓ кунстышты улы ма? Кышты политанекдотвлӓ, кышты политсатира марла, кышты прогресс дӓ динамика культурыштына. Тек полтруквлӓ махань-шон айовлӓм эртӓрӓт, но тидӹ гӹц пасна келеш динамикӓн маргиналышты ылшы культура дӓ пресса, кыды кӹзӹтшӹ жепӓш Европыштыш философи гишӓн туан йӹлмӹнӓ доно дискуссивлӓм нӓнгешӓшлык. Ма тидӹм ӹшташлан келеш? Изи копируен ӹшке лыкмы форматан газетвлӓ, брошюрывлӓ, интернет-сайтвлӓ дӓ экспериментвлам ӹштӹшлӹ культура. Тӹнгӓлтӹшеш тидок ситӓ ылнежӹ.

  10. Спартак

    ..Все должно начинаться с низов. Чем больше активных членов общества, тем лучше..
    **********
    С низов начинается только стремление к удовлетворению жеудочных потребностей. Организация масс на удовлетворение более абстрактных потребностей (язык,культура, государственность)требует усилия организованного меньшинства. Одно из его направлений: разработка национальной идеологии, пропаганда, агитация, организация. В русле такой тактики действовала уникальная газета «Kudo+Kodu». Уничтожена властями. Национальные организации расколоты Маркеловым. Их честные лидеры смещены со своих постов. Пока не наблюдается сил способных возродить независимые СМИ и организации.
    Кстати, а как эта газета исчезла? Было судебное решение или доступ к типографиям заблокировали?

  11. Tsikma

    Спартак, после бурелома начинает расти новая поросоль.

  12. Ласточка

    Слава Богу, что исчезла. Может быть, хоть на одного человека больше осталось в живых и в твердом разуме дееспособных честных людей, которые могут идти другим путем.Да ладно. Дело не в каких-то конкретных вещах, а во всеобъемлющем направлении сегодняшнего движения в никуда. Во-первых, надо с людьми провести психотерапевтические сеансы, чтобы изгнать из них страх. Этим должно заниматься государственное телевидение. А сейчас там чертики прыгают и самые популярные теледивы не хуже ведьм. Вот Маркелов церквей понастроил, а сам-то хоть он там молится за марийский народ? Если нет, то зачем строил? Церковь ведь не декорация, а место, где молятся. Каждый раз жизнь демонстрирует абсурдность наших поступков. А одному человеку становиться заложником всеобщего раздолбайства – не очень-то умно. По поводу, допустим, газеты. Итак нападений на раскрывающих людям глаза много. Вот есть такой литературный герой Данко. Сейчас пространство интернета может сыграть его роль. Но еще очень робкие позиции его в обществе. Вот сидят, тешат свое самолюбие нацмен с нацболом. Так их даже в мари увере, может, один процент читает. И то, как начнет нацбол: татары такие умные. Почему тогда они в свое время не поставили на колени весь мир? А потому что они воевали не ради идеи, а ради собственной жадности. Немцы также уже в планах распределяли меж собой черноземные латифундии Украины и прочее. Во-первых, общество должно дойти до такого состояния ответственности за все, чтобы каждому было стыдно за дурные поступки других.Если образно сказать, то как в монашестве принято молиться за всех людей, так и в миру мы должны поднять свой духовный статус. А как это сделать, это в мари увере знают только нацбол с нацменом. Они такие уверенные в себе, видно крепче марийцев связаны с богом, то есть со своим аллахом.

  13. Спартак

    Tsikma, зачастую после бурелома растет поросль самых низкосортных пород-осина, липа и т.д. Для массового появления высокосортных деловых пород (сосна, кедр, ель, дуб)требуются целенаправленные усилия лесоводов.
    Можно понять и разделить радость Ласточки, что человек остался жив. Но ее радости из-за исчезновения газеты я не разделяю. А предложенная алтернатива, в виде интернета, тоже не является безопасной. Олег Кашин, возможно был искалечен за резкие комментарии в своем блоге. При большом желании, есть реальный шанс вычислить даже анонимного блогера. Так что роль Данко, играть придется опять же людям, рискуя здоровьем и жизнью.Хоть в газете, хоть в интернете.
    В современной авторитарной России,без самоотверженной борьбы, самопожертвования, мужества и героизма мы ничего не добьемся. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!

  14. pva

    дни марийцев в Париже это огромное событие.Оно не часто выпадает. Поэтому г.А.Абдулову, редактору главной марийской газеты, можно было бы устроить поездку корреспондента туда. Деньги тут не последняя преграда. Но… из Марий Эл в Париже на таком событии нкто не был.
    А было бы — «Увидеть Париж и — умереть». А мы, марийцы, опять пролетели фанерой над Парижом».
    В кои веков можно было утвердиться не только в международной сфере скандалом, а обозначит себя как нацию — не получилось! Обидно за упущенный шанс.

    • Смехов

      Вот шутник pva! Оказывается, достаточно послать в Париж А.Абдулова и марийцы обозначат себя как нацию. А если трех Абдуловых послать, причем не в Париж, а прямиком в Вашингтон? Значит марийцы обозначат себя самой передовой нацией в мировом масштабе.Если самого pva туда направить? Даже представить боюсь, что было бы. Ну, уморил ! Чарли Чаплин отдыхает!

    • Смехов

      Побольше бы таких Никулиных, как pva, глядишь и блог стал бы самым популярным в России.

    • Элыксан

      Побоялись направить в Париж марийцев. Вдруг скажут там то, что не нужно и что творится в республике с коренной национальностью, культурой и т.д.

  15. Лайд

    Ласточка — судя по его комментариям об «исчезновении» газеты «KUDO+KODU», а также — совершенно не оправдывает свое птичье имя. Ласточка, например, — это птица-символ у эстонцев и других народов.
    А комментатор-«ласточка» — похоже, не способный и неприспособленный к объективной оценке исторических процессов субъект. (Прошу прощения, если не угадал по поводу женского или мужского рода). Если бы вот таких «ласточек» было бы гораздо меньше, а было бы больше «кайыкон», то ситуация перехода XX века на XXI и начало третьего тысячелетия в марийской среде проистекал бы гораздо гордо и достойно. Это не газета «исчезла», вот в такие судьбоносные времена «исчезали куда-то ласточки». Мне всегда странна и непонятна была подобная психология и подобный психотип. Да и нонче она (он) порхает лишь только в Интернете.
    Газета закрыта из-за удушения гласности и демократии в Марий Эл с 2001 года. И не одна газета тогда закрылась… Вспомните газету «Сам себе адвокат», «Добрые соседи»… Маркеловская команда оставила «на время» газетенку «Всенародная казета». Ну. до поры до времени. Как говорится, пока «мавр» нужен был. Ну. а теперь спросите, где тот Яшка Беленков, который был безудержным апологетом власти?.. Безызвестный на сегодня и жалкий журналюга…
    А по поводу того, что бьют лидеров — это не пугает, а только крепчает их, если они крепки были с самого начала. Неужели некоторые так слепы, что творилось в Марий Эл после февраля 2005 года… А психотипы, которые хитрож-ы — «затаились» на время, а те, которые стояли крепко и твердо, они шли вперед, отстаивали свои позиции по отношению к сохранению своей нации.
    Поэтому сегодня трусливо переписывать историю минувших дней — это подтверждение своей трусости.
    Почему сегодня молчит когорта четырех-пятилетней давности — объясню желающим в следующий раз.
    Сегодня нет просто желания.
    Перечитывать не буду. Как примете…

  16. Аноним

    Смехов протри глаза после Великой Октябрьской реврлюции, Минина с Пожарским, Дня единения и Казанской Божией Матеои. У меня написано»послать корреспондента№. т.е. аккредировать журналистя. Деньги на эту поезку
    при желании можно было найти.
    Смехоа — ты навекрно сам господин Абулов!

  17. pva

    Г-н Смехов, протри глаза после Великой Октябрьской,Минина с Пожарским, Казанской Божией Матерью и с 90 -летием МАО! Я говорю о присутствии на меропрятии аккретированного журналиста, о не о ссылке туда г. Абдулова.

    • Смехов

      «В Киеве бузина, а в огороде дядька»! Ему про Фому, он мне про Ерему. За титул «г-н», спасибо. Не обессудьте, если что не так.

  18. Никитин С.П.

    «Кудо-Коду» — это орленок вылетевший из 90-х. У него был широкий размах крыльев, взгляд в далекое, желание лететь далеко и высоко. Это был грандиозный проект. Но орла не прокормишь букашками. Если бы газета получила хотя бы треть того, что имеют нынешние «ФУ газеты и журналы» РФ, она бы состоялась. Видимо мы тогда, а сегодня тем более, не доросли до ее идей. Счастлив, что одна моя статья была опубликована на ее страницах. (И в Мариувере тоже).
    Хорошо, что есть марийцы отрешившиеся от местечковости-деревенщины-провинциальности, которым не диковинка Тарту, Хельсинки, Страсбург и Париж.
    Ончыко, мари-влак!!!

  19. Спартак

    Если бы газета получила хотя бы треть того, что имеют нынешние «ФУ газеты и журналы» РФ, она бы состоялась.
    *************

    К сожалению, у меня нет ни одного печатного варианта газеты.Только что, опять просмотрел ее электронный вариант. Газета выходила 4 года. Всего 54 номера. Она же состаялась, без всякого «Бы». Как пишет Лайд газета закрыта. Однако, мой вопрос о способе ее закрытия так и повис в воздухе. Знать какой петлей ее задушили очень важно. Это поможет избежать возможных ошибок при продолжении аналогичного дела в одном из регионов российских финно-угоров.
    Лайд пишет: «Почему сегодня молчит когорта четырех-пятилетней давности – объясню желающим в следующий раз». Я, как раз такой желающий. Объясните если можно.

  20. мари москва

    Это потрясающе что проходят такие дни. Спасибо огромное организаторам. Мы рады что от марийской молодежи Москвы там был представитель.

  21. ник

    У ий дене, пагалыме родо-влак!

Добавить комментарий для АндрейОтменить ответ