Таблоид Hollywood Reporter тут же назвал российский фильм одним из серьезных претендентов на «Золотого льва». Ажиотаж был такой же, что и несколько лет назад по поводу фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Кстати, фильм снимал любимый Звягинцевым оператор Михаил Кричман.
Ему-то в результате и достался один из главных призов – за операторскую работу. Режиссеру Федорченко пришлось довольствоваться всеобщей симпатией, включая приз кинокритиков (ФИПРЕССИ).
Сюжет фильма впечатляет: в «Мерседесе Гелендвагене» двое мужчин везут мертвую женщину. Директор бумажного комбината Мирон Алексеевич (актер Юрий Цурило) и собиратель местного фольклора фотограф Аист (актер Игорь Сергеев) едут хоронить любимую жену директора Татьяну по старинному обряду. Сами они считают себя потомками древней финно-угорской народности меря и в соответствии с местными верованиями вплетают в лобок умершей женщины цветные нити, сжигают труп на костре и останки опускают в воду.
Российские критики всерьез заопасались: мол, Запад будет считать, что европейская часть России живет по дохристианским языческим законам. А, мол, на самом деле загадочной мерянской души и не существует, поскольку народность меря, жившая на территории Ярославской, Владимирской и Костромской областей, якобы вымерла еще во времена Ярослава Мудрого.
И вот тут-то я бы хотела поспорить. В первом браке я много лет была замужем за журналистом-марийцем. Неоднократно мы путешествовали с ним по сказочной Республике Марий Эл (марийцы и меря считаются наиболее близкими по духу народностями). Помню пестроту домотканых сарафанов и звон украшений из монеток. Праздники и похороны, из того, что я видела, обставлялись совсем по-диковинному. Все очень напоминало сказки о языческой Руси. Так что… Есть в новой мистике уральца Федорченко что-то особенно притягательное от загадочной русской… простите, мерянской души.
Хрусталева Светлана
Источник: Собеседник