Денис Осокин: Никакой водки с Федорченко в священной роще мари мы не пили

На нашем сайте от имени автора сценария фильма «Овсянки» Дениса Осокина был оставлен следующий комментарий:

Послушайте, друзья и соседи! Никакой водки с Алексеем Федорченко ни в роще ни вблизи рощи мы не пили. Это какая-то галлюцинация закралась в то интервью. Так часто, увы, бывает. И каждый кто общался с журналистами об этом знает. Верить в каждое слово можно только, когда человек выступает в прямом эфире. Поэтому, в идеале, нужно всегда свое интервью прочитывать перед публикацией – на предмет того как его заверстал журналист. (Хотя журналисты и не обязаны присылать расшифровку беседы по закону о СМИ). И у Федорченко, который в дни Венецианского фестиваля отвечал на вопросы журналистов ежедневно с утра до вечера, такой возможности, разумеется не было. Вдобавок я убежден, что не было никакого злого умысла и у журналистки «Новой газеты», беседовавшей тогда с Алексеем. Она тоже не могла взять и выдумать. Тем более, что весь тон интервью с ее стороны очень теплый по отношению к нашему фильму. Как оказалась там фраза про водку – для меня и для Алексея это абсолютная загадка. Какие-то мелкие бесовские пакости, судя по всему.

Мне страшно неприятно видеть неадекватную ругань в наш адрес на сайте MariUver. Средневолжское удивительное пространство – это мой дом. С 2003-го года я делаю цикл телевизионных фильмов о традиционной культуре наших народов на телеканале «Татарстан – Новый Век». За некоторые из них были награды в Йошкар-Оле на финно-угорском фестивале телевизионых фильмов и телепрограмм. О марийцах у меня в этом цикле снято четыре фильма. Три – в Моркинском районе Республики Марий Эл в пределах Шоруньжинской сельской администрации, четвертый – в Уржумском районе Кировской области. С Алексеем в 2005-м году мы сняли документально-игровую картину «Шошо» – тоже в Моркинском районе, тоже в Шоруньже. Это кино тоже путешествовало по миру – правда не так шумно как «Овсянки», потому что не было прокатным. Главными героями этой картины о весне стали шоруньжинские карты. Память о нас там хорошая. С героями нашего фильма мы очень дружили и сейчас дружим. Поэтому мне и жутко, что шоруньжинцы тоже могут плохо о нас подумать. Мы, разумеется, знаем – что такое священные рощи и как в них себя вести. Прежде чем что-то потрогать, снять – мы всегда спрашивали.

А чем так кого-то пугает слово «эротика»? Это абсолютный энергетический синоним таким словам как «радость», «жизнь» и «любовь». Эротика человека украшает, осветляет, показывает к чему ему стоит стремиться, хотя бы о чем мечтать. Такова она в фильме «Овсянки» – при этом вся утонувшая в грусти. Таковой она затевается нами в «Небесных женах луговых мари». И грусти там будет значительно меньше! Если бы мы с Алексеем заявили, что собираемся снимать порнофильм с элементами традиционной культуры – (неважно какого народа) – тогда возмущение представителей этого народа было бы уместным. Порнография отличается от эротики как раз тем, что унижает человека, показывает его дурное, разрушает и губит. Порнография = безумие, смерть. Дело только в этом – а не в том, что на теле показано, а что прикрыто. Порнограф не рождает, не украшает – а убивает и глумится. Следовательно, обвинение в порнографии – самое страшное для любого художника. И некоторые участники этого форума незаслуженно его нам бросают.

Между прочим, видел как ругали «Овсянок» где-то в Живом Журнале (тоже не посмотрев фильм) какие-то недоброжелатели из русских. Писали: ну вот, похоже очередной уродский фильм с подспудным смыслом о том какие русские – гады и изуверы, как они давили и ассимилировали прекрасных и светлых финнов.. С ними объясняться я не буду точно. Коэффициент бреда слишком велик. А «Овсянки» – вообще-то – книга и фильм о том как же быть и куда же деться когда умирает любимый человек!? Фильм-мечта – и мечта эта грустная-прегрустная, нежная, общая для всех. Этнографическая составляющая этой истории очень метафорична и косвенна.

Денис Осокин

20 комментариев

Filed under Сообщения

20 responses to “Денис Осокин: Никакой водки с Федорченко в священной роще мари мы не пили

  1. Зоя Дудина

    уважаемый автор! читаю вашу повесть как поэму. своими впечатлениями делюсь с друзьями. спасибо за любовь к прошлому, за взгляд на будущее… надеюсь, фильм оправдает мои чувства. Дай бог…

  2. «Зритель не привык к красивой эротике»
    Режиссер фильма «Овсянки», произведшего фурор на Венецианском фестивале, объяснил, в чем особенность ленты
    http://www.vz.ru/culture/2010/9/16/432970.html

  3. Аноним

    Денис, получается, что мы Америку открываем, а ты читал рецензию Владимира Иткина в «Книжной витрине» на твою «Барышни тополя» от 8 декабря 2003г.:»Мир, созданный Осокиным, слишком необычен. Его атомы — зеркала, какие-то дрожащие и подлые российские образы, а затем — очень искренние, яркие, порой неприятные, вуайеристские эротические фантазии в стиле ретро. Каждый из рассказов — живой и поэтически емкий слепок вздымающейся волнами ПОРНОМАССЫ, распадающейся на брызги и вновь собирающейся в ладно выстроенную иерархию подросткового бытия». Да, у тебя тяга к некротизму в творчестве, потому что ты практически неземной человек. Этим и привлек абсолютно земного Федорченко. Ты нашел то, что может все-таки вызвать у тебя хоть-какой-то интерес к земной жизни,- в эротике, как ты это называешь. Ты взрослел в 90-е, когда были порушены идеалы. А от переизбытка негативной информации иногда просто хотелось заткнуть уши. Творческие натуры очень ранимые. Может быть, эта , психологическая ситуация повлияла на то, что у тебя с ребенком. А Федорченко, мне кажется, пользуется тобой, можно было устроить, чтобы и ты был на фестивале. Но, все равно, успех за тобой.Может быть, твои произведения помогут людям, относящимся к твоей субкультуре, кому очень неуютно, непонятно в этом мире, не на что опереться, ведь у молодых так, они все начинают с чистого листа. Но нельзя, чтобы люди пользовались твоим талантом на свою потребу, ведь ты сказал, что просто в своих произведениях ты конструируешь свой художественный мир, до которого пусть никому не будет дела. Извини, фамильярна в обращении , но мы тут, в комментариях, воображаем, что тоже творим. Была ,вроде, информация, что фильм будут показывать только в больших городах,от 18 лет. Нас минует сия чаша.

  4. Финноугр

    >Да, у тебя тяга к некротизму

    Не помню где но я читал мнение о том что на последнем Венециоанском фестивале преобладала тема «некротизма», признание получили фильмы, затрагивающие тему смерти в перемешке с любовью. Несомненно и Денис и ты и Федорченко талантливые люди у вас очень интересный образ мышления и взгляд перенеснный на ваши фильмы. Но, Денис, извини ты очень поверхностно представляешь финно-угорский и марийский мир, не говоря о Федорченко. Вы поняли, что ваш необычный взгляд на мир в перемешку с этничностью может возыметь успех и этим самым попали в точку. Рад за вас. Правда в качестве этнического материала вы используете финно-угров, в т.ч. и мари, а вот углубиться в эти культуры и понять их вы, как мне кажется даже и не старались…

  5. Э.М.

    Да, марийским женщинам, видно, очень хочется раскрепоститься, стать такими «европейскими», дерзкими, конечно, тут надо бы для поддержки фильм загнуть, где будет псевдомифологический образец дан, глянцевый, гламурный, уж, тогда-то точно марийская культура сразу станет передовой!

  6. Mari

    А ВАМ НЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭПИЗОД ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ ЦВЕТНЫХ НИТЕЙ В ЛОБКОВЫЕ ВОЛОСЫ УМЕРШЕЙ ЖЕНЩИНЫ МУЖЧИНАМИ — УНИЖЕНИЕ НАРОДА МЕРЯ?! КТО СЕГОДНЯ ДОКАЖЕТ, ЧТО ТАКОЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ У МЕРЯ НА САМОМ ДЕЛЕ СУЩЕСТВОВАЛ? НЕ ЭТО ЛИ КОЩУНСТВО НАД ОБРЯДАМИ ФИННО-УГОРСКОЙ СЕМЬИ — ПОКАЗЫВАТЬ ТАКИЕ ВЫМЫШЛЕННЫЕ ВЕЩИ В ФИЛЬМЕ НА ВЕСЬ МИР?!

  7. Mari

    этот Денис Осокин знает ли вообще историю быта, культуры и т.д. хоть одного финно-угорского народа?

  8. Mari

    и в конце концов, уважаемая наша поэтесса Зоя Дудина, разве повесть и поэма — не разноплановые жанры в литературе???

    • prokisergen

      Дело не в этом.Надо вовремя выстрелить и ты уже консультант нового фильма.

  9. Mari

    и где же вудущее вытекает из этого фильма, где автор унизил, оскорбил народ меря?

  10. Cseremisz

    Толпа избивает художника 🙂 Ну оооочень стильно. Уж не сам ли Осокин это все подстроил? Шучу!!!!

    Марийцы народ консервативный: анекдот про котел в аду все знаем. Марийцы народ нетерпимый: молчание в бытовых ситуациях не считается, потому что в душе все равно что-то «щелкает». Марийцы народ капризный: плохо — не хорошо и хорошо — плохо. И еще с половыми отношениями не стабильно: от самоуничижительной закомплексованности (наследие Заповедей из книг на чужих языках) до саморазрушительной озабоченности и разнузданности.

    И это при тыщщах всевозможных положительностей, разумеется :-), за которые все мы любим свой родной народ.

    Осокина ругать не сложно (тем более, если фильм не смотрен, повесть не читана). «Черносотенное» закидывание помидорами в перемешку с булыжником со стороны нас марийцев — ПОЗОР! Даже не буду объяснять почему…

    По поводу нитей в лобковых волосах (заинтриговало, все-таки).
    Историческая ли это правда или нет не имеет никакого значения. Может (наверняка) и не так хоронили меря своих женщин. Значение имеет то, что это есть в фильме. А значит, что у него есть какая-то предпосылка в реальности. Думаю хорошо, что эта предпосылка имеет такую романтическую реализацию. А то ведь можно было бы как великий христанин-ксенофоб Мэл Гибсон в фильме «Апокалипсис» сделать. За человеческими жертвоприношениями индейцев он не увидел ничего, кроме жажды крови, насилия и моральной деградации. Понятно, что майя обиделись и бойкотировали прокат фильма. Только интеллект изуродованный христианским воспитанием мог так примитивно интерпретировать языческое мировоззрение.
    Так что Осокину за такую романтику отдельный респект!

    Что касается ФУ Эротики вообще: думаю, что ее хоть отбавляй! Чего только стоят вышивка и шумящие подвески у женщин: ну ведь неспроста прикрывают («защищают») они самые интересные части тела! Щас их называют оберегами, да и вешают не совсем там, где раньше. Но, тем не менее! От каких это злых духов они прикрывали? И злых ли духов только???

    Или другой пример. Марийский моркинский свадебный танец (наверное самый древний марийский танец) — сплошная эротика — одна лишь имитация ухаживания (водоплавающей) птицы-самца за птицей-самкой. Все мы знаем чем в считанные секунды такое ухаживание в природе обычно заканчивается — вот где мощь чувств. Это вам не современные дискотеки: девки имитируют танец вокруг шеста, а парни переминаются выгнув переднее место вперед (или назад :-), или вообще НИКАК). Думаю тому, кто написал бы монографию по марийской сексуальности, марийцы должны были бы памятник поставить, потому как это уникальный пласт культуры, живущий в подсознании и не видимый простым обывателям.
    Разве что — художникам, таким как Осокин.
    Мариувер! Передай Осокину мой респект! Жду с нетерпением увидеть фильм! И еще хотелось бы узнать где можно найти текст повести.

    • aaa

      Главное, чтобы эротика в их понимании совпадала с твоим. Иначе придётся пожалеть о своём респекте 🙂

    • Ден

      «За человеческими жертвоприношениями индейцев он не увидел ничего, кроме жажды крови, насилия и моральной деградации.»

      А вы что увидели в человеческих жертвоприношениях? В этом есть что-то положительное?

  11. prolioplefare

    Солидарен с тобой, обидно который другие думают иначе…

  12. Ксеня

    Автор оскорбляется,когда его повесть называют порнографией и говорит,что это о любви и нежности.Но Вы же обезглавили своих героев,Вы ничего о них не сказали,кроме подробного описания их интимных отношений.Проше всего обьяснять отсутствие содержания близорукостью читателя.Не надо восклицать,что читатель не принявший Вашу повесть боится эротики.Любим.Но у Вас неполучилось ни эротики,ни души,да и до порнографии не дотянули.Прочитав,почувствовала себя обманутой.

  13. Ласточка

    Да, зачем акцентировать интим, может быть, чтобы притянуть тупых к теме. Но для нормального восприятия очень брезгливо и на грани фантастики . Никто реально, кроме порнофильмов, на которых зарабатывают деньги и жриц любви такими изысками не думал заниматься, разве что под гипнозом. После такого снижения возвышенно люди не смогут любить. Вот и сдохла героиня. Вполне доступными иными средствами можно было сказать о нежности, любви. А не дубиной бить по голове. Но может быть только так доходит теперь до современников.Кстати, на сайте Финноугрия весьма положительно отозвались о просмотренном фильме. Зазеркалье.Ксеня, молодец, так держать , с детством никогда не надо расставаться.

  14. Аноним

    Такова она в фильме «Овсянки» – при этом вся утонувшая в грусти. Таковой она затевается нами в «Небесных женах луговых мари».
    ———
    Как и многих,меня вначале напугали эти строки.После успокоился- скорее всего не станет Федорченко снимать такой фильм. Для того, чтобы поучаствовать и побеждать во всевозможных кинофестивалях, фильм должен удивить насытившегося виртуальными чудесами современного зрителя.Федорченко выбрал самый крайний способ удивить зрителя -эпатировать, шокировать, «взорвать» зрителей сверхнадуманным сюжетом и несуществующими фактами и исскуственными переживаниями,которые бы «щекотали» бы подкорку искушенного зрителя. Все его игровые фильмы это мистификация истории, мистификация правды, мистификация чувств. Снимая свои фильмы Федорченко никогда не повторяется, а фильм «Небесные жены луговых мари», судя по словам автора, может стать повторением темы. Снаряд два раза в одну воронку не падает.

Добавить комментарий