Мерянский язык не вымер?

Есть исторические сведения, что владимирские черемисы были направлены по велению царя для охраны восточных границ на Урале. Также древние летописцы писали, что «ростовская чернь — черемиса уходит к булгарам». Конечно, владимирские и ростовские черемисы и есть меря.

Теперь подумаем, куда могли отправить прибывающих черемис булгарские или татарские ханы? Где были свободные земли? Конечно, их поселили на окраинах ханства: и земли выделены, и пограничную службу будут нести.

В 16 веке после черемисских войн луговые черемисы в большом количестве бежали на Урал. И ранее прибывшие меряне растворились в родственном народе. Поэтому языки восточных и луговых марийцев одинаковы.

Но одна группа мерян осталась в стороне. Луговые бежали на восток, а эта группа была севернее. И теперь эту группу считают наиболее архаичной среди мари. Говорят на особом диалекте. Это — сылвенские и суксунские марийцы Пермского края. Их всего несколько деревень.

Но сейчас нависла угроза уничтожения этого языка. Власти Пермского края собираются закрыть единственную в крае Васькинскую марийскую школу. Люди боятся, что с закрытием школы, где преподавался родной язык, все дети перейдут на русский язык. Произойдет полное обрусение населения. Такое обрусение уже происходит в соседних деревнях, где обучение ведется на русском языке. Такое обрусение произошло в центральной России, и исчез мерянский язык. А, может, не исчез еще? И язык сылвенских и суксунских марийцев и есть мерянский язык?

Закрытие Васькинской школы — не только преступление перед марийским народом, это — преступление перед русским народом, т.к. русские Костромской, Ивановской, Владимирской областей и часть русских Нижегородской и Московской областей считаются потомками мерян.

Необходимо отправиться этнографам, лингвистам, ученым — мерянистам в этот уголок проживания древнего народа. Необходимо сохранить Васькинскую школу, а в Сызганской школе начать обучение на родном языке. Может, русский царь, отправивший владимирских и ростовских черемис далеко на окраину своего государства, был умнее и прозорливее, чем мы думаем? Этим он сохранил кусочек древнего мира для потомков.

И теперь каждый русский, считающий себя потомком меря, может взглянуть на этот мир. Пока еще может.

Вен Гакс

Мнение автора и редакции MariUver могут отличаться

12 комментариев

Filed under Новости

12 responses to “Мерянский язык не вымер?

  1. Чирмишхан

    мӓрӹ (западные мари, т.н. меря) = мары (горные мари) = маре (северо-западные мари) = мари (луговые мари). Все мы — единый марийский народ.

  2. Никитин С.П.

    По данным местных краеведов, д. Большая Тавра Красноуфимского района основана владимирскими черемисами в 1508г. Диалект сули мари несильно отличается от остальных уральских диалектов.

  3. Мари Урал

    Не надо мути. Московские цари — ордынские подонки, которые устраивали бандитские нападения на владимирских мари. Отправили на урал! Что, холопы марийцы что ли? Отправьте в душе своей по дальше московских царей — и школа будет в порядке. Не заигрывайте со зверем. Дайте ему в морду.

  4. Пермь мари

    Эта статья из области народной истории, которая никак не обоснован ни научными, ни реальными фактами. Топонимика, язык, одежда все же показывают что мари Пермского края переселенцы из Марий Эл. Название деревни Васькино на марийском Эҥермучаш встречается и в Марий Эл, черный свадебный кафтан встречается у моркинских мари. Потом переселенцы знали о наличии горномари, так татарская деревня Агафонково, которая находится за рекой Сылва от жителей марийских деревень называется Куркмари. Да и в исторической памяти Сылвенских мари сохранилось, что они переселенцы из Марий Эл.

  5. Аноним

    Еще один фантазер Вен Гаrc.Все же к мерянам ближе горные мари-у них общих городецко-дьяковских черт больше чем у луговых.

  6. В.Гакс

    Трудно разговаривать с человеком без лица, дорогой Аноним. Мерянским признаком считается окончание -бал,-бол в названиях населенных пунктов. Назовите хоть одну горномарийскую деревню с таким окончанием. Называю населенные пункты луговых мари: Пижнбал, Энгербал, Куркумбал, Нурумбал, Вотянбал… Прошу посетителей сайта продолжить этот ряд. Древний летописец пишет:»…на Клещине озере сидит меря…» Вот на берегу этого озера есть местечко Кухмари, урочище Кухмарь. Это уже не меря, т.е. это название доказывает, что меряне сами себя называли мари. Этих Кукмарей на луговой стороне достаточно много. Древние марийцы, поселившиеся на крутых берегах рек и озер, называли свою деревню Кукмари. Назовите хоть одну деревню с таким названием на горной стороне — буду рад услышать. Считаю, что в современном луговом марийском языке имеет место выпадение начальной согласной буквы в некоторых словах по сравнению с древнемарийским(мерянским). Например,ышташ — лышташ с тем же значением у Тоншаевских маре. А как у горных или сылвенских? Никто не скажет? В современном марийском языке тысячи тюркских слов. Окраинные диалекты(сылвенские или костромские) могли сохранить прамарийский (мерянский) язык, свободный от тюркизмов.

  7. Р. Швец

    Странно,почему русские Костромской, Ивановской, Владимирской областей и часть русских Нижегородской и Московской областей считаются потомками мерян, а о русских Ярославской области с сакральным цетром мерян в протогороде Ростова автор не обмолвился.Кстати близ Сарского городища под Ростовом остались названия поселений — Пужбол и Шурскол.

  8. пире

    в Нижнем Новгороде хранится мерянское евангелие. датированное 10 веком.

    • КВ

      Уважаемый! Нижний Новгород основан только в 1221 году. Есть у вас что-нибудь еще, кроме голословных утверждении? Русь крестили в Киеве в 988 году. Несколькими годами позже крестили Великий Новгород. Наиболее драматично происходило крещение в Ростове. Первых двух епископов изгнали, а третий был убит в 1073 году и его причислили к лику святых. Святитель Леонтий знал язык местных язычников-мерян (возможно, предков современных марийцев) и мог перевести Евангелие на мерянский язык. Известно, что его рукописи похоронили вместе с ним. Ростов был крещен в 12 веке, а не пожелавших креститься изгнали. Казанский летописец пишет, что во время основания Казани возле ее места жили беженцы из Ростовской области Руси («…Ростовская чернь – черемиса…»), не пожелавшие принимать христианство.

  9. Аликсендер

    Ибо не все заинтересованны в её распутывании… Как правило, не заинтересованны именно «присоединители» земель. Схема у них простая:
    история земель начинается с нас, «единоправоверных» и «законных» — под знаменем Иисуса ли, Магомета ли….

  10. Илья Бирский

    Накоплен такой богатый материал о том, что «меря» говорили на древнемарийском языке, и марийские учёные могли бы поставить точку над i в спорах об этом. Если А. Малышев ещё опирается на марийский язык, сопоставляя и сравнивая известные ему отголоски «мерянского» с марийским, то появление «неомерянистов», несущих чушь, создаёт ситуацию, далёкую от научной истины. Естественно, что так как «мерянский» это древнемарийский, то он достаточно далёк от языков прибалтийских финнов и угров. Сейчас один товарищ в «Неомерянский язык» ВКонтакте пытается утверждать, что «мерянский» чуть ли не мордовский язык, что в корне неверно. Пока марийские учёные-лингвисты молчат, лишь наш великий учёный-археолог В. Патрушев настоящий «патыр» — герой-богатырь, внёс ясность в древнюю историю марийского народа.

Добавить комментарий для КВОтменить ответ