Что просят марийцы у Тӱҥ Ош Поро Кугу Юмо?

За последние пару веков в деле покорения природы человечество достигло небывалых высот. Мы повернули реки вспять, научились сдерживать дожди и снегопады, разгонять тучи. Стала ли от этого наша жизнь комфортнее? Безусловно. А счастливее? Не факт. Но есть в нашей стране люди, которые уверены, что точно знают, как найти гармонию между окружающей средой и человеком. Это приверженцы марийской традиционной религии. Об особенностях религиозного марийского мировоззрения «НА» рассказал Верховный Карт марийской традиционной религии Александр ТАНЫГИН:

— Человечество – часть Вселенной. К сожалению, с каждым годом мы теряем связь с ней, необходимую для существования нашего вида. Природа очень много дарит человеку. Она – Мать всего живого. Отдаляясь от нее, мы многое теряем. От людских действий страдает окружающая среда. Загрязнена вода в реках и озерах, захламлены леса и тундра. Если человечество будет продолжать так себя вести, расплата неизбежна.

– Адепты вашей религии научились не совершать подобных ошибок?

– Мы очень связаны с природой во всех ее проявлениях: ветрами, облаками, дождями, снегами, громом, молнией. На своих традиционных молениях просим всегда у сил природы мира, счастья, благоденствия, чтобы со всеми и всем жить в согласии. В итоге, где бы марийцы ни жили – в Республике Марий Эл, Башкортостане, других областях, – земля у нас всегда плодородная и мирная.

– А что должен делать человек, если ему все-таки приходится вмешиваться в природу? Например, нужно срубить дерево?

– Человек должен знать, что, когда и как рубить. Если дерево срубить необходимо, например, для строительства или заготовки дров, нужно постараться свести вред, нанесенный природе, к минимуму. Выкорчевать все пни, убрать опавшие ветви, посадить взамен новые деревья. В этом случае гармония будет соблюдена. Категоричное табу – вырубка деревьев в Священных рощах. Там разрешается только убирать сухостой. Люди, которые рубят живые деревья на этой земле, не живут потом и года.

– Что такое Священная роща, чем она отличается от остальных лесов?

– Это наш Храм, место, где издревле проходят моления. Сейчас в Марий Эл Священные рощи считаются историко-культурными памятниками и охраняются государством. В настоящее время идут переговоры, чтобы такой же статус получили рощи в других областях, в которых они есть. Например, в Нижегородской.

Всего в России насчитывается около шестисот Священных рощ (по-марийски – кӱсото). Марийцы считают кӱсото связующим звеном между земным и небесным мирами. Только на этой сакральной территории возможен, по их мнению, контакт между человеком и Богом.

Располагаются рощи обычно на возвышенностях, недалеко от жилых поселений. Размером кӱсото бывают разные: от скромных, в которых молятся представители одной семьи или рода, до внушительных (более гектара), где проходят общие моления.

Хотя точную дату возникновения каждой конкретной рощи узнать практически невозможно, их расположение не случайно. Если на карте соединить прямыми линиями близлежащие рощи, получаются правильные геометрические фигуры! Чаще всего треугольники либо конфигурации, похожие на древние руны.

Отличить кӱсото от обычного леса несложно. Во-первых, в рощу ведут три входа: для ввода жертвенных животных, для подноса ключевой воды, для входа молящихся. Во-вторых, в центре рощи всегда есть главное дерево – онапу – канал, через который проходит общение между людьми и Богом. Рядом с онапу возводят алтарь – шаге, построенный из жердей и пихтовых лап. Некоторые рощи оборудованы лишь одним шаге, посвященным единому Богу Тӱҥ Ош Поро Кугу Юмо. В других возносятся молитвы сразу к нескольким Богам.

Моления в кӱсото проходят всегда при растущей луне. В каждой роще может проходить не более одного моления в год. На уровне отдельных деревень молебны идут практически каждые выходные. Более глобальные моления – например, Всемарийское, на котором молятся за всех марийцев, или Всемирное, где просят Бога за всех людей в мире, – совершаются раз в год.

Таинство состоит из трех этапов: приношения даров богам, непосредственно молебна, текст для которого каждый раз сочиняется заново, и трапезы. Подарки марийским божествам бывают четырех типов: домашний скот (преимущественно гуси), хлеб (лепешки и блины), жертвенные полотенца (украшенные традиционной вышивкой) и денежные пожертвования.

Руководят молением Карты. Чтобы стать Картом, вовсе не обязательно с младых ногтей посвящать свою жизнь служению богам. Это выборная должность, на которую выдвигают самых достойных представителей деревни, района и республики: заслуженных деятелей искусств, ученых, известных врачей, просто уважаемых и честных людей.

Моление – настоящий праздник для всех, кто приходит в Священную рощу. Люди надевают свои лучшие наряды, как правило, – национальные, готовятся духовно и телесно (перед молением стараются обязательно помыться в бане). Прием алкоголя и сквернословие в кӱсото строго-настрого запрещены. На церемонии присутствуют вместе и женщины, и мужчины. Но возносить хвалу Богам – дело исключительно мужское. Среди Картов представительниц прекрасного пола нет. Хотя во время Великой Отечественной, когда все мужчины-марийцы были на фронте, женщины все-таки приходили в Священные рощи просить за близких и за Победу для родной страны. Они ставили перед собой маленьких мальчиков и как бы от их имени, из-за их крохотных, но мужских спин обращались за помощью к Матери-Природе.

Наша справка

Марийская вера предков насчитывает многие века. Главная ее идея – уважение, преклонение перед природой, которая и есть Единый Светлый Добрый Великий Бог (Тӱҥ Ош Поро Кугу Юмо). Согласно верованиям марийцев, для того чтобы все беды обходили человека стороной, необходимо жить в согласии с природой и самим собой. Не допускать темных мыслей. Не совершать плохих поступков. Беречь и сохранять окружающий мир как единый живой организм.

Юлия БОБКОВА

Источник: Aргументы Недели


6 комментариев

Filed under Новости

6 responses to “Что просят марийцы у Тӱҥ Ош Поро Кугу Юмо?

  1. Салимгареев Юрий

    Верховный карт Марий эл надуманная должность.
    Такой вертикали власти в язычестве не было и не может быть.Если бы такая была вертикаль не придумали бы
    христианство.Картом может быть и женщина.Так что не все верно изложено в данном интервью.С

    • Опанас

      Согласен, Верховный карт — это калька с православного Патриарха. Первый «верховный» Якимов даже свою одежду оформил в стиле православных, но белую и с марийской вышивкой. Но картом традиционно женщина не могла быть, даже на моления раньше женщин не допускали.

  2. Виктор

    Юрий и Опанас. Речь идет не о должности, народ на сходе выбирает карта для проведения моления из числа знающих традицию и порядок проведения моления. Вы все зациклились о должностях. Когда я был маленьким пацаном помню о таких сходах.Верховный карт выбирается на сходе выбранных картов. Полная демократия. Суть в спорах иногда появляется тогда когда некоторые считают себя всезнающим и начинают критиковать картов. Я думаю это кощунство перед богом.

    • Опанас

      Видишь ли Виктор марийская традиционная религия не зародилась, когда ты был пацаном… У ней тысячелетняя история. И вот традиционно, знаю на все 100%, онаеҥом (картом позже начали называть и это слово заимствовано из тюркских языков) женщина никак не могла быть, и на моления традиционно раньше до 19 в. женщины не допускались. Насчет Верховного карта не уверен, был он или нет, но в той форме какой ее ревитализировали в современном МТР, это подражание православию.

  3. Вен

    Обратимся к фактам.Язычество в Европе сохранилось только у марийцев.Думаю,около 80% марийцев- язычники. И язычество сохранилось в хорошей форме.Значит,есть что-то такое неизвестное и необычное у марийского язычества,которое ждет своих исследователей.И еще один странный факт в истории марийцев.После падения Казани черемисы около 70 лет сопротивлялись присоединению к Русскому государству.Почему 70 лет,когда пишут 30-50 лет? Внук Мамич Бердея, Джан-Гали, в начале 17 в.брал еще Яранск,Чебоксары.Последний его известный бой происходил в 1618 г. Такое долгое и упорное сопротивление черемис тоже ждет своих исследователей. Но известные ранние историки(Карамзин и др.) связывают
    это с черемисскими жрецами.Значит, черемисские жрецы имеют какое-то отношение к военным действиям, боевым отрядам? Если это так,то современные марийские карты- не настоящие жрецы.Т.к. они не участвуют в марийском национальном движении.Закрываются нац. школы — молчание.Вот,уважаемый Лайд пишет,что искалечили национального активиста.Почему ответных мер никто не предпринимает? Как бы ответили настоящие черемисские жрецы?

  4. Никитин С.П.

    Православие и др. течения христианства выросли из традиционных верований. Поэтому, говоря о «подражании», подразумеваем, что МТР возникла после православия. Это неверно. Согласен, что «верховного карта» не было, но был Он, Онъыжа, Кугурак, Кугыжа совмещающий функции религиозного и административного лидера. Это было давно. И пусть будет Верховный карт, это не противоречит нашим обычаям, все равно с Юмо мы общаемся без посредников. Сегодня пора пересмотреть роль и место женщины в МТР. А интервью хорошее. Таза лийза, Александр Иванович!

Добавить комментарий