MariUver

Красным по белому — вот и шовыр

Выставка «Марийский народный костюм» открылась на днях в Мурманском областном художественном музее.

Казалось бы, далека от нас эта народность — где Крайний Север, а где Марий Эл! Однако Заполярье так давно стало родиной для представителей самых разных национальностей, населяющих Россию, что, само собой, и марийцам среди них место находится. Тесные связи с малой родиной сохранила известная мурманская художница Раиса Чебатурина.

Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Марийской АССР, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, она хорошо знакома северянам — ведь Чебатурина много лет работает главным художником театра Северного флота, оформила множество спектаклей, которые посмотрела широкая публика. На новую экспозицию она предоставила вышивки, которые сама изготовила, а также эскизы национальной одежды. Кроме того, на выставке можно увидеть богатую коллекцию старинных марийских костюмов начала двадцатого века из собрания Надежды Маркиной, руководительницы клуба «Лоскутное шитье» при областном центре ремесел.

Экзотически звучат названия: шымакш — головной убор замужних женщин, шовыр — женский кафтан, шарпан — шейно-головное украшение. Последнее и выглядит весьма необычно — прикрепляется к головному убору и обрамляет нижнюю часть лица своеобразной подвеской, чаще всего составленной из монет. Как говорят специалисты, по марийскому костюму и украшениям вообще можно изучать историю металлических денег в России — монеты разного достоинства были излюбленным материалом для создания поясов, бус, других изделий. В ход также активно шли пуговицы — яркие и блестящие, они расцвечивали как повседневные, так и выходные платья.

Но самым главным художественным приемом была и остается вышивка. Она выполнялась обычно шерстяными или шелковыми нитками темно-красных оттенков, была очень плотной и располагалась непременно у ворота, на обшлагах рукавов и по подолу. Это связано с древними представлениями марийцев о сглазе и темных силах — все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней и возможности проникновения злых чар.

Для женщины одним из главных украшений в наряде являлся головной убор, который разделялся по множеству признаков — для замужних и девиц, для вдов и пожилых и так далее, разнился он и для представительниц разных социальных слоев. Кстати, историки считают, что прообразом древней марийской шурки — высокой женской шапки на каркасе — были скифские головные уборы. А для мужчины одной из важных деталей облачения был пояс. Он исполнял как утилитарную роль — к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива, денег, а также всевозможные защитные обереги.

В отдельной витрине выставлены обрядовые куколки — строго говоря, просто деревянные чурбачки без прорисованного лица, с повязанными платочками и фартуками.

На музейных манекенах — белые кафтаны-шовыры с затейливой вышивкой красной нитью, мужские рубахи, все белоснежное. Изготовляли костюмы раньше в основном домашним способом, из холста, причем редко льняного, а чаще конопляного. В ход шли и шкуры животных, и меха — например, женские зимние шапки украшались эффектной рыжей лисой.

Раиса Чебатурина отметила, что национальный костюм — одно из самых ярких проявлений культуры марийцев, в нем отразились представления о красоте и целесообразности. В республике традиционно велик интерес к родной истории и к народному костюму. Национальные платья и сейчас хранятся у многих дома — у кого-то старинные, доставшиеся по наследству, у кого-то новодел. Изготовлением последнего занимаются в Марий Эл многие, особенно пожилые — и к пенсии прибавка, и радует осознание того, что помогаешь сохранять вековые традиции. А надевают их на торжества и праздники. Так и ткется живая связь времен.

Юлия МАКШЕЕВА

Источник: Мурманский вестник

Exit mobile version