На горе Чумбылат прошло марийское моление (ФОТО)

Моление приверженцев Марийской традиционной религии состоялось на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области 11 июня.

На церемонии вознесения молитв легендарному князю-богатырю марийцев Чумбылату присутствовали также воскрешающие древнеславянскую религию неоязычники-родноверы и мусульманин, потомок пророка Мухаммеда.

Марийцы являются, пожалуй, единственным народом в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков (МТР) — Марий Юмын йÿла. По статистике, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами МТР. Впрочем, жрецы-карты утверждают, что в священные рощи-кӱсото, где происходит общение с марийскими богами, приходят не только чимари («чистые» марийцы), но и те, кто посещает православные храмы – таких называют двоеверами. МТР считает, что любой мариец, какой бы он веры не придерживался, является «своим» и может всегда поклониться богам, на помощь которых уповали его предки. МТР официально зарегистрирована как общественная организация. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует жреческое сословие, выпускается литература (подробнее об МТР – в материале о Всемарийском молении 2009 года).

География и легенда

Любознательный читатель, конечно, удивится: почему марийцы провели моление в Кировской области, а не у себя дома. Дело в том, что исторически марийцы расселены гораздо шире, чем территория нынешней республики Марий Эл, границы которой были определены в Москве в 1920-х годах. Так, 14 южных районов Кировской области являются местом традиционного проживания марийцев, сюда же следует отнести пять северо-восточных районов Нижегородской области. Марийцы жили и до сих пор живут в Костромской области и сопредельных с республикой районах Татарстана. Восточные марийцы живут в Башкортостане и в других регионах Урала, куда они бежали после покорения их родины Иваном Грозным, войска которого истребили едва ли не половину народа.

Поворот на дорогу к горе Чумбылата с трассы Советск — Сернур

Путь к священной горе преграждает карьер

Как сообщила корреспонденту Инфоцентра FINUGOR.RU знаток истории и обычаев марийского народа Ираида Степанова, ранее возглавлявшая общественную организацию «Марий ушем», считается, что князь Чумбылат жил примерно в IX-XI веках и защищал свой народ от врагов. После смерти он был похоронен в горе над рекой Немдой и со временем в сознании марийцев приобрел статус святого, а также имя Курык кугыза («Хранитель горы») или Немда курык кугыза. Между прочим, такой же статус получил в МТР Иисус Христос, что напоминает ситуацию с индуизмом, также включившим в пантеон своих богов Назареянина.

Река Немда прорезает скалы Вятского увала, полные загадочных пещер
В некоторых источниках утверждается, что князь Чумбылат был царем северных марийцев и долгое время успешно сопротивлялся проникающим в Вятку новгородским ушкуйникам: однажды он смог взять штурмом Хлынов (нынешний Киров). Столицей Чумбылата был город Кукарка (ныне Советск). При нем сложились традиции богослужения в МТР, порядок жертвоприношения. Он дал названия дням и месяцам марийского календаря, научил древних марийцев считать, словом, стал культурным героем народа.

На входе в лес на священной горе

Как пишет в очерке о посещении горы этнограф XIX века Степан Кузнецов, согласно легенде и после смерти князь-богатырь Чумбылат по просьбе марийцев выходил из горы и поражал нападавших врагов. Но однажды дети, подслушавшие у старших заклинание, вызывавшее героя, сами произнесли его без нужды – три раза. Разгневанный богатырь отныне перестал являться марийцам и теперь помогает своим потомкам только после проведения моления с соответствующими жертвоприношениями.

Все желающие могли приобрести книги об истории, культуре, религии марийцев

Подрывная деятельность православия

Насильственно присоединенные во второй половине XVI века к Московскому царству марийцы обращались в православие способами, далекими от гуманизма. Позже церковные власти, занятые «освоением» населения обширных территорий Сибири и Дальнего Востока, ослабили напор: крещеные марийцы продолжали посещать рощи и приносить жертвы – священники ничего не могли с этим сделать. Светские же власти предпочитали терпимо относиться к нерусским народам – лишь бы в империи царило спокойствие. Так, опубликованный в 1822 году Устав об управлении инородцев предписывал: «Не подвергать инородцев никаким взысканиям, если исповедуя христианскую веру, окажутся, по невежеству, в упрощении церковных порядков. Внушения и убеждения суть одни приличные в сем случае меры».

Верующие приносят продукты для освящения

Однако в 1828-1830 годах митрополит московский Филарет пошел на обострение ситуации, одобрив меры по насильственному обращению марийцев в православие, несмотря на то, что губернатор Вятской губернии получил указание самого императора Николая I (которого многие историки называют «Кровавым») «чтоб людям сим… никаких притеснений чинимо не было» [цит. по очерку С.Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария». – прим. авт.]. По предложению митрополита Святейший Синод Русской Православной Церкви направил определение министру внутренних дел империи, и уже последний предписал взорвать скалу на вершине горы Чумбылата. В 1830 году местный исправник вместе с подручными заложил несколько шурфов, заложил в них большое количество пороха и взорвал скалу, впрочем, пострадала лишь ее верхняя часть. «Православие решительно ничего не выиграло от уничтожения Чумбулатова камня, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству», — констатировал при посещении древней святыни в 1904 году С.Кузнецов.

В котлах варят гусей и кашу

Новая угроза нависла над горой несколько лет назад, когда владельцы расположенного неподалеку карьера, где добывается щебенка, решили построить здесь цементный завод. Расширение производства могли привести к уничтожению сложенного из известняка утеса над рекой Немдой. Однако протесты общественности возымели эффект и грандиозные планы остались нереализованными.

Паломничество из Сыктывкара

Из столицы Коми на место моления автор этих строк ехал уже знакомой дорогой на автобусе по трассе Сыктывкар-Чебоксары. В селе Сернуре – одном из районных центров Марий Эл – меня встретили друзья, и на своей машине мы втроем добрались до горы Чумбылата. Как известно, путь к Богу полон испытаний – вот и мы в поисках дороги едва ли не час нарезали круги по карьеру, где огромные экскаваторы добывают щебень. Объехав цепь холмов, за которыми находилась священная гора, мы проскочили нужный и поворот уперлись в берег реки Немды прямо напротив весьма живописных скал, которые штурмовали дети – участники экологического лагеря из Марий Эл. Но вера и упорство сломят все преграды: мы нашли правильную дорогу и оказались у входа в лес, покрывающий гору Чумбылата.

Молясь, марийцы прикладывают руки к скале

Куски взорванного утеса разбросаны по склону

Под сень сосен ведет лесная дорога, которая вскоре выводит на поляну, где уже горят костры – в котлах над ними варятся принесенные в жертву гуси и каша. Вдоль деревьев устроен шагы — помост, на который карты складывают для освящения надыр (дары): хлебы, блины, мед, пура (квас), туара (выпечка из творога, напоминающая пасху) и читают скороговоркой молитвы о здоровье и благополучии прибывших на моление верующих и тех, за кого они просят у Курык кугыза. Карт Сернурского района Вячеслав Мамаев преспокойно выслушал моих друзей и, по их просьбе, помолился Чумбылату о здравии журналиста из Коми. Привезенный мной отрез ткани без проблем разместился на длинной перекладине вместе с другими платками, шарфами, рубашками и кусками материи – все это также было освящено в ходе моления.

Пока готовятся гуси и подъезжают паломники, мы осмотрели гору. Выход по тропе на оконечность утеса перекрыт из соображений безопасности. Вниз – в обход скалы – ведут вырубленные в земле ступеньки. С одной стороны путника оберегают деревянные перила. Несколько шагов – и мы оказались на небольшой площадке у самой скалы, которую украшает недавно установленный здесь металлический знак Тамга – состоящий из солярных символов традиционный марийский орнамент. Верующие прижимают ладони к скале и самому знаку, обращаясь в это время с мысленной просьбой к хозяину горы. Многие оставляют в расщелинах монеты, другие повязывают платки и полосы ткани на растущую невдалеке ель. Как пояснила И.Степанова, не возбраняется взять с собой маленький камешек, отколовшийся от самой скалы: эта частица древней святыни будет оберегать человека от несчастий. К духу Чумбылата напрямую – уже без помощи карта – обратился и я.

Лестница ведет вниз между деревьев. Склон очень крутой, поэтому приходится быть осторожным. У подножия утеса находится овраг, по каменистому дну которого в дождливое время протекает ручеек. Переходим деревянный мостик – и мы оказываемся на поросшей травой залитой солнцем поляне, где испокон веков проводились сами моления. Как выяснилось, на площадку в лесу наверху горы их перенесли недавно, чтобы пожилым людям было проще добираться до места.


Здесь молились раньше

В некотором отдалении от места спуска на берегу Немды находится священный источник. Вода его стекает в заводь, в которой яркими пятнами цветут кувшинки – как известно, весьма требовательные к экологии растения. Верующие подходят, бросают на дно источника монеты за себя и близких, омывают руки и умывают лицо, некоторые при этом произносят вслух короткую молитву. Все берут воду и увозят ее с собой.

Между тем от места моления вниз ведет еще одна тропа, гораздо менее утоптанная. Спускаясь по ней, мы совершенно неожиданно увидели еще один солярный знак МТР – третий по счету (первый встретился на входе в лес). Обходить гору и искать еще одну тамгу с четвертой стороны света мы не стали, но в душе пожелали Хозяину горы бестревожного покоя, прерываемого только на добрые дела…

Дао марийца

Автору этих строк удалось узнать о некоторых аспектах МТР и моления Чумбылату непосредственно от знатоков учения. Как рассказала И.Степанова, до взрыва утеса моления посещало до 8 тысяч человек. На нынешнее прибыло более сотни верующих, что меньше, чем в прошлые годы, так как из-за особенностей лунного календаря МТР проведение моления пришлось на 11 июня, тогда как обычно оно проходит в начале июля. Ключевое понятие для просящего у богов и святых МТР марийца – перке, что переводится на русский язык как достаток. «Одним куском хлеба или блином могут насытиться многие, если на то будет воля Бога. Пусть материального будет мало, но – достаточно, — пояснила собеседница. – Поэтому мы просим и на хлеб перке, и на здоровье, и на деньги, и на скотину, и на пчел».

Обращения к Богам и святым МТР весьма действенны. Так, по словам И.Степановой, в прошлом году ее сестра обратилась к Чумбылату с просьбой помочь решить «квартирный» вопрос. «В течение года вопрос решился положительно, и теперь она приехала совершить благодарственную молитву, — отметила она. – Когда просишь о чем-то, надо потом обязательно прийти и поблагодарить за помощь – контакт между человеком и Богом должен быть». В этот момент разговора автор очерка понял, что ему – при благоприятном раскладе – придется через год везти на Немду хлеб, свечу, а то и гуся пожирнее…

Еще один пример касался здоровья: у одного человека сильно болели ноги. После того, как он постоял на молении на коленях на земле, боль как рукой сняло.

Впрочем, верующие не должны перекладывать свои заботы на плечи богов и святых. Каждый человек должен неустанно трудиться над решением своей проблемы. «Человек должен работать, конкретизировать свои мысли, соблюдая ритуалы – тогда придет благополучие», — подчеркнула И.Степанова.

Как рассказал карт Мари-Турекского района Марий Эл Михаил Айглов, другим ключевым понятием МТР является внутренняя энергия всех вещей и явлений природы Ю. Она пронизывает все сущее, является основой всего, благодаря потоку этой энергии осуществляется контакт человека с Космосом (по мнению автора этих строк, этот феномен марийской культуры аналогичен дао китайцев, брахма индусов). По его словам, концентрировать Ю могут не только карты, но и колдуны, направляя ее на злые дела. Так, до сих пор такие ворожеи наводят порчу на людей. Очистить себя и черпать космическую энергию лучше всего на природе, тогда как городская среда лишает человека контакта с ней, убивает его.

Карт резко раскритиковал современную цивилизацию, выросшую в недрах христианства. «Западная цивилизация переделывает природу, губит ее. Люди забывают, что они – живая плоть, а не металл, не механизм. По телевидению пускают такую информацию, что люди с ума сходят, деградируют, — заявил жрец. – К сожалению, Запад привлекает наших управленцев и ученых, и в нашем обществе образуется вакуум. И все-таки энергоинформационное поле у нас не так сильно искажено, как на Западе. Только с нашей традиционной верой можно сохранить природу в первозданном виде. Детей наших надо почаще выводить на природу, причем без громкой музыки, как привыкла современная молодежь – все это вредные для сознания и организма вибрации».

Как пояснил собеседник, не поддерживающие контакт с природой люди просто умирают до срока своей жизни. «Только в моей родной деревне за последние годы умерло 13 молодых человек – они не ходили на моления, не приносили в жертву гусей, уток. Христианство осуждает такие жертвы, но ведь в Ветхом Завете ясно написано, что Богу положено приносить в жертву лучших животных, без порока», — сделал неожиданный экскурс в библеистику М.Айалов.

Контакт сквозь века

Моление началось

Между тем гуси и каша благополучно доварились, мясо отделили от костей и снова кинули в котлы. Наступило время моления. Люди, многие из которых были одеты в красивую белую одежду с национальной марийской вышивкой, встали полукругом возле помостов с приношениями. Сгруппировавшиеся у помоста карты обратились к верующим, поясняя особенности обряда, после чего те встали на колени, подстелив себе еловый лапник или плотную материю. Жрецы обернулись к помосту. Карт В.Мамаев начал читать длинную молитву. Оказалось, что моление на горе Чумбылата проводит община Сернурского района, поэтому его возглавил молодой В.Мамаев, а не верховный карт МТР Александр Таныгин, разумеется, присутствовавший тут же.

Размеренная скороговорка молитвы карта погружала в некое состояние транса, протекавшего в окружении спокойствия леса. Устремленные ввысь деревья, чистый воздух – все настраивало на очищение души, помыслов, общение с древним князем-заступником… Периодически карт заканчивал фрагмент молитвы ритуальной фразой «…посодействуй, Юмо!» [Ош Поро Кугу Юмо – Великий Светлый Добрый Бог. – прим. авт.]. В этот момент все карты и рядовые верующие кланялись, обнажая головы. К сожалению, обязанности журналиста не позволили мне присоединиться к участникам моления… Надеюсь, мне все же представится такой случай.


После того, как молитвы произнесли несколько картов, В.Мамаев взял с помоста немного кусочков от разных приношений и бросил их в костер: так боги марийцев и дух князя Чумбылата вкусили их в иной реальности. Затем еду вкушают обычные верующие: в этом ритуале каждый мариец воссоединяется с Ош Поро Кугу Юмо и созданной Верховным Богом природой. В ходе моления человек духовно очищается и приводит свои мысли и чувства в состояние гармонии с окружающим миром, настраивается на волну вселенской энергии Ю.

Участники моления получили от помощников картов густой бульон с кусками мяса, жира и гусиной крови, перемешанной с крупой, а также кашу. Все это люди ели энергично вместе с освященным хлебом. Некоторые пили марийский квас. Карты в это время оживленно переговаривались между собой, расслабившись после важнейшей части церемонии. Минут через 20, когда верующие насытились, они снова встали около помостов напротив жрецов. Верховный карт громко произнес несколько пожеланий – и моление закончилось. Люди выстроились в длинную очередь, подходили к картам, жали им руки и благодарили. В ответ жрецы давали им освященные платки и ткань по своему усмотрению. После этого все потянулись к машинам, кроме непосредственных организаторов мероприятия из Сернура.

МТР – всем пример

На молении Чумбылату встречались весьма любопытные персонажи. Так, «перенимать опыт» приехали родноверы из Йошкар-Олы. По их словам, они изучают мифы и легенды древних славян и уже возвели в лесу некое капище, где планируют проводить свои церемонии.

Гостем моления стал суфий ордена Накшбандийя Екубхон Абдурахман, рассказавший, что он является ни много ни мало – прямым потомком пророка Мухаммеда в 42-м колене. «Я три дня ночевал здесь, и у меня пошла активизация сил – словно двери открылись мне во сне», — такой эффект произвело на него посещение владений Курык кугыза. По словам потомка основателя ислама, во сне ему явился дух князя Чумбылата и сообщил гостю, что он принят здесь. «Уважай веру земли, на которой живешь», — такой вывод озвучил для журналиста из Коми суфий.

Потомок создателя ислама пообщался с духом марийского князя

Одиссея

Как известно, многострадальный царь Итаки после взятия Трои 10 лет странствовал по Средиземному морю, пытаясь добраться до милой скалистой родины. Мой путь был короче и комфортнее, но скучать не пришлось. Автобус в Сыктывкар ушел из Сернура раньше, чем я ожидал. Спасло гостеприимство друзей, благодаря которому мне удалось на практике оценить жар традиционной марийской бани, увидеть архитектуру и современную жизнь марийской деревни, осмотреть защитные сооружения древнего городища и восхититься мощью лип священной рощи. На обратном пути Кировская область встретила автобус грозой на границе, но уже к повороту на гору Чумбылата ливень прекратился и выглянуло солнце… В Сыктывкар я добрался, на полтора часа опередив расписание.

Видеосюжет «Марий Эл ТВ»:

Юрий Попов

Источник: Инфоцентр FINUGOR.RU

28 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом, видео

28 responses to “На горе Чумбылат прошло марийское моление (ФОТО)

  1. Опанас

    Людей в этом году было мало, думаю, потому, что не было никакой предварительной рекламы. О прошедших молениях через 5 дней узнаем из коми сайта… Оперативно работаем, господа марийцы 🙂

    • На Марий Эл Радио шло объявление несколько дней…

      • Опанас

        Только радио в основном слушают в Марий Эл, и несколько десятков в Интернете. Знали ли в Башкортостане, Татарстане на Урале об этих молениях, да и в той же Кировской области?

      • Вачис

        Андрей, планируется ли что-нибудь в июле?

        • 19 июня будет в Йошкар-Оле. В июле, скорее всего, нет..

        • валдис

          12 июльын Унчышто Сурем кумалтыш лиеш

          • Чылт монденам, сӱрем лиеш.

            Вачис, приезжай!!! Злых духов будем изгонять…

            Буду рад опять тебя увидеть!

          • Добрый дух

            А не забудь из Вачиса злых духов изгнать а то чтот у него большие проблемы……….. Изишак вуйжо дене тарванен ала-мо ала йӱштӧ Северыштыже вуйторыкшым кылмыктен……..

          • Вачис

            Добрый дух, не помешало бы в том числе и мне, и всем марийцам.

          • Вачис

            Смотри, «добрый дух»,договоришься. Моя мать не только известная знахарка, но и колдунья не только в районе, но и за пределами. К ней приезжают изгонять злой дух даже из Оренбурга, Самары и других областей. Как бы тебе самому не пришлось приехать к ней, чтобы изгонять злой дух.
            Мариувер, как вставить смайлики, а то сейчас вставил этому «доброму духу».

      • Горожанин

        Частично Опанас прав. В интернете присутствие марийских традиционалистов сегодня практически не ощущается.

        Плохо работает пресс-службо МТР 😉

  2. читатель

    Среди марийцев вообще нет такого-чтобы передавать информацию по цепочке..Сколько раз встречался с этим,и не перестаю удивляться…Да,на радио информация была.

    Спросил как-то у девушки-марийки из Уржумского района Кировской области,про то,пойдет ли она на моления к Чумбылату-она спросила,кто такой Чумбылат и что это за моления такие?…Без коментариев…

  3. Опанас

    В современном мире информация передается не только по цепочке. Организаторы таких крупных мероприятий минимум за месяц должны написать пресс-релиз и разослать во все марийские, финно-угорские сайты, рассылки, издания. Потом за неделю напомнить всем, потом буквально перед мероприятием за день-два написать новость.
    Вот 19 июня Пеледыш пайрем, а где информация о празднике, где программа праздника? Да нет ничего, была маленькая новость на марийском без даты на сайте минкультуры и MariUver это перепечатал с датой и небольшими дополнениями. Не умеем работать с информацией, господа марийцы. Не умеем рекламировать свои мероприятия.

    • Вачис

      Представляете, сколько народу было бы, если моления проходили в городах как Йошкар-Ола, Бирск или в Мишкино, Калтаса, Нефтекамск, поэтому необходимо организовать центры марийской религии в указанных городах и районных центрах. Обратно в лес уже марийцев не затащишь. Есть и транспортная проблема, чтобы добраться до Чумбулата и отдаленность. Не каждый из города туда поедет. А в город деревня с удовольствием приедет, как на праздник.

      • tymai

        Может предложите еще памятник Маркелову туда поставить, чтобы чиновники ездили молиться

  4. Tsikma

    • Опанас

      Очередное безвкусное, бездарное подражание под запад… только на национальном языке.

  5. Мамич Бердей

    Очень приятно читать!!!

  6. Парма

    Коми журналист, спасибо ему, приезжает осветить марийское мероприятие! Своим поднадоело уже или как?

  7. Tsikma

    Опанас, но тидӹжӹ вет мары культурышты уке. Музыкшты тидӹ лач маргинальный веле, тек техень мырывлӓ марлаат лит! Мам вара тӧрӧк тидӹм ӧрдӹш шӹкӓш?

  8. on

    На фото изображен узбек Якуб!Как он мог стать потомком пророка??? Занимался купи-продай,сомнительные операции.Уточните через ФМС,а то можно влипнуть в историю.

  9. Да будут Духи родной природы милостивы к Вам!

  10. Петан

    «… как пояснила… сообщила… рассказала… подчеркнула И.Степанова». — молодец! Гвардия «Марий Ушем» нигде не тонет!
    «Народу мало, рекламы нет» — но МТР тоже один из приоритетов Мер Канаш. Или я ошибаюсь? Почему не сработали, как следует с рекламой? Раньше мы на автобусах из Йошкар — Олы ездили, заказывали. Или Слеты и праздники важнее? Получается, что обсуждение вопроса в декабре на Мер Канаш это «для галочки»? Да, видать на МТР «дивидендов» стало мало…

  11. Аноним

    Вот-вот. У кого есть желание, тот будет искать информацию о молениях, как туда добраться. И по записям получается, что СМИ, господа, вы перестали читать и смотреть. А сидите целыми днями в интернете

    • SarmiS

      Точно подметил.Большой камешек в огород » ИСТИННЫХ МАРИЙЦЕВ».Да простит меня уважаемый увер- в ваш тоже. Вы сделали большое дело- раскрутили этот сайт, после того как перенесли mariuver.info на движок wordpress посещаемость наверное зашкаливает.Но сидеть и только выкладывать известия с других сайтов уже недостаточно, марийские печатные издания и радио вам похоже не доступны- во первых вам же самому думаю уже трудно( наверное круглые сутки у компьютера), во вторых оперативность не очень,многие интересные события и факты выпадают(например День гибели предводителя малмыжских повстанцев Болтуша -26 апреля национальное объединение Марий Ушем отмечает как день национального героя. Никто и не вспомнил-даже «настоящие марийцы»).Не может такой сайт держаться только на вашем энтузиазме. Ваш сайт давно перерос старый блоговый движок,сейчас у нового столько возможностей и функций.Вот например- возможность добавления новостей посетителями,регистрация, возможность исправления сообщений в форуме( очень не хватает) и т.д и т.п .На том же WordPress.com можно обновить движок, или есть проблемы с оплатой? Можете перейти на дешевый или бесплатный,забугорных таких много и документов не требуют.Жаль времени-попросите помощь,можно там же. 🙂

  12. SarmiS

    Во да! Ваш сайт первый в рейтинге на русском WordPress http://ru.wordpress.com/

Добавить комментарий