Mарийские и эстонские гусляры играли в Санкт-Петербурге

В День России в саду Михайловского замка состоялся заключительный гала-концерт Четвертого Международного Хорового фестиваля. В программе грандиозного шоу выступили коллективы гусляров из России и разных стран ближнего зарубежья.

Как сообщает пресс-служба филармонии, открыл праздник сводный оркестр гусляров сочинением В.Малярова «Сказ о земле русской». А завершился концерт знаменитым хором Глинки «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

В концерте принимали участие: Ансамбль народной музыки “Русские умельцы» п/у Виктора Малярова (Москва),  Сводный ансамбль гусляров Петербурга и Ансамбль солистов Академии молодых певцов, Детский ансамбль гусляров «Кÿсле» Национальной президентской школы искусств Республики Марий Эл г.Йошкар-Ола, Фольклорный ансамбль «Виси» (Литва), Ансамбль гусляров «Живая вода»,  LinnaMuusikud — Городские музыканты (Эстония), Ансамбль цимбалистов Минского государственного музыкального училища им. М.И. Глинки, Ансамбль латышских народных инструментов коклэ ТЕЙКСМА,  Ансамбль древнерусской духовной музыки, Детский фольклорный ансамбль «Веретенце» (Москва),  Государственный национальный ансамбль песни и танца республики Карелия «Кантеле», Фолк–группа Reel Roadъ, Государственный академический оркестр русских народных инструментов им. Андреева, солисты Мариинского театра Злата Булычева и Юрий Марусин, Хор Мариинского театра и многие другие коллективы и  солисты.

Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Для людей разных времен, национальностей и вероисповеданий гусли были верным спутником жизни – утешали в скорби, соединяли в радости и удали, укрепляли в бою, вещали о Вечном. В культуре разных народов они обретали неповторимые очертания и становились символом национальной самобытности. Канклес – у литовцев, кокле – у латышей, кантеле – у эстонцев и финнов. На Руси гусли – поистине легендарный музыкальный инструмент, выразитель души нашего народа.

Фундаментальным открытием блистательной истории гуслей на Руси стали этнографические и научные исследования конца ХХ столетия, проводимые преподавателями и студентами Петербургской консерватории под руководством А. М. Мехнецова в Псковской, Новгородской и Тверской областях, где во всей полноте была зафиксирована традиция гусельной игры. Обретены и восстановлены десятки уникальных музыкальных инструментов, записаны инструментальные наигрыши, зафиксированы приёмы игры, этнографические обстоятельства бытования гуслей, особенности технологии изготовления инструмента.

Современная палитра гусельной культуры весьма разнообразна. С возрождением Русской Православной Церкви появилось немало талантливых бардов-гусляров, исполняющих под гусли как старинные, так и новые песни духовного содержания. Пробуждается живой практический интерес и к уникальным музейным коллекциям гуслей, значительно расширяющих представления об истории бытования этого музыкального инструмента в России и у других народов, живущих на сопредельных с ней территориях. Многие старинные инструменты различных форм и конструкций зазвучали вновь, поражая своим неповторимым тембром «голоса». Яркий колорит звучания и богатство выразительных возможностей традиционных гуслей привлекают многих исполнителей современной популярной музыки «этностиля».

Источник: ИА Росбалт

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий