В Пермском крае ликвидируют единственную марийскую школу. Жители возмущены

Власти Пермского края обманули марийцев трех деревень и решили единственную национальную основную общеобразовательную школу превратить в начальную. Жители не согласны с постановлением и борются за сохранение школы.

4 июня в Иванковском сельском Доме культуры прошло общее собрание жителей марийских деревень Иванково, Васькино и Тебеняки Суксунского района Пермского края, где обсуждался вопрос о реорганизации Васькинской основной общеобразовательной школы в начальную.

На собрании присутствовали 152 местных жителя, глава Суксунского района Александр Осокин, заместитель главы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Круглова, 6 человек из районной администрации. Представители власти ознакомили с новым проектом реорганизации школы. Там предусмотрено только строительство нового комплекса — детский сад и начальная школа. Ранее власти обещали жителям сохранить и среднее звено Васькинской школы: сделать капитальный ремонт старого здания школы и соединить его теплым переходом с новым комплексом.

Решение из Васькинской основной школы сделать начальную вызвало полное непонимание и возмущение среди простых граждан.

Общее собрание жителей рекомендует считать недействительным приказ Управления образования Суксунского района №99 от 03.06.2010 года, реорганизацию приостановить на основании статьи Закона об образовании РФ п.17 статьи 50.

Также решили обратиться с ходатайством в Министерство образования Пермского края о присвоении Васькинской основной общеобразовательной школе статуса школы с углубленным изучением национального (родного) языка, истории и культуры.

Не будет школы – марийцы исчезнут

В своем обращении к властям и к общественности жители были более прямолинейными. В частности они заявили:

«Мы, родители деревень Васькино, Иванково, Тебеняки, заявляем, что категорически против реорганизации Васькинской основной общеобразовательной школы.

Нам неоднократно обещали, что наша школа будет отремонтирована, и дети будут учиться в этой школе до строительства новой…

Мы возмущены враньём и чиновничьим произволом нашего начальства…

Мы не понимаем, куда делись финансы, на которые обещали отремонтировать школу, запустить отопление, произвести капитальный ремонт школьной столовой…

Мы не можем себе представить, что наши дети будут учиться в русской школе, где дети совсем не знают марийского языка, хотим, чтобы наши дети общались между собой на своём родном языке…

Мы, родители, нигде до этого времени не выступали, потому что нас всё время кормили обещаниями. Но сколько можно молчать и сколько можно «затыкать» нам рты. Сначала нам обещали построить новую основную школу, потом было решение построить начальную школу и совместно отремонтировать основную. А сейчас что?

Мы требуем, чтобы власти выполнили своё обещание: оставили основную школу до строительства новой и не закрывали её. Поймите, не будет школы — не будет и наших марийских деревень, исчезнут марийцы на территории не только Суксунского района, но и Пермского края.

Мы ставим условие: если нашу школу закроют, то мы никуда своих детей не отпустим, пускай они сидят дома и не получают никакого образования».

Уникальная этническая группа

Марийцы Пермского края относятся к уникальной этнической группе – Сылвенским марийцам, по данным переписи 2002 года их было 5 395 человек, основная часть марийцев испокон веков проживала в Суксунском районе, там находятся семь марийских деревень: Васькино, Иванково, Тебеняки, Сызганка, Красный Луг, Каменка, Тукманы.

Костяк марийскости — три деревни Васькино, Иванково и Тебеняки, где марийский язык сохранился как язык общения не только среди пожилых, но и среди детей. Остальные же деревни смешанные и там на марийском молодое поколение уже почти не разговаривает. Дети трех марийскоязычных деревень ходили в Васькинскую основную школу, которую жители пытаются сохранить.

Сылвенских мари уникальны не только в разнообразной палитре народов Пермского края, но и в марийском мире, поскольку сохранили многие элементы древней марийской культуры, сформировали свою неповторимую национальную одежду, диалект, образ мышления.

Несмотря на свою немногочисленность в Пермском крае, они все же сохранили свой язык. И это было возможным и за счет того, что была национальная школа. Марийцы, говорящие на родном языке в далеком Пермском крае — это гордость края и этот момент мог бы быть хорошим показателем того, как бережно в регионе относятся к национальным языкам и культурам.

Но госчиновники, видимо, не понимают этого и вопреки мнению жителей решили ликвидировать единственную марийскую школу в Пермском крае.

Приказ об изменении статуса Васькинской основной школы >>

Протокол Общего собрания граждан деревень Иванково, Васькино, Тебеняки (doc, 60 KB) >>

Обращение коллективa Васькинской школы к Депутатам Законодательного собрания Пермского края (doc, 30KB) >>

«Крик души» жителей марийских деревень (doc, 24KB) >>

Обращение жителей к Депутату Законодательного собрания Пермского края Ганьжину В.А. >>

Видеосюжет Пермского ГТРК о Васькинской школе, март 2008 года:

MariUver

37 комментариев

Filed under Статьи

37 responses to “В Пермском крае ликвидируют единственную марийскую школу. Жители возмущены

  1. Мамич Бердей

    Мда…Даже не знаю как оценить…То ли начало конца, то ли начало возрождения нац. самосознания и борьбы за свои права.

  2. Идрисов Рустам

    Жители возмущены
    http://tatar-centr.blogspot.com/2010/06/blog-post_06.html

  3. Финнофил

    Мы ставим условие: если нашу школу закроют, то мы никуда своих детей не отпустим, пускай они сидят дома и не получают никакого образования».
    —-

    Убогий и безобразный Расей. Еще страшней его откровенный нацизм. Если мировая общественность и дальше будет молчать, кремлевская шваль в скором времени покончит с захваченными народами вовсе. Бесправные малые народы напуганные беспределом властей в этом диком государстве никогда не будут услышаны, потому что в нацистском царстве они только рабочий скот. Поэтому пора в этот позорный этноцид вмешаться международным организациям начиная от Amnesty international и кончая ООН. Вот где широкое поле деятельности финно-угорским организациям!

  4. The Only Mari School in the Perm Krai Is Being Closed. Residents Are Outraged
    http://mariuveren.wordpress.com/2010/06/07/mari-school-closed/

  5. Мичу

    Ялыште школ — тиде шочмо йылмым тунемаш йöн, тӱвыра илышым нöлташ (спектакльым шындаш, мураш-куршташ, библиотекыш кошташ йöн уло), спорт дене кылым кучаш лиеш. Школ дене пырля, ял пыта.

  6. Лайд

    Ложь и неприкрытый цинизм местных властей!
    Александ Осокин — приглашённый (почти делегат) от Пермского края, от суксунских мари на 8 Съезде марийского народа. Надеюсь, выступал на секции с теплыми словами…
    Было время, когда Мочаевская команда (нанятая Яковлевской командой) кичилась и кричала, что они привлекут всех глав администрации, где проживают марийцы. И это будет началом расцвета марийских диаспор. Что-то не заметно.
    Ну, похоже, ему подобные получили оплеуху, в т.ч. и Лариса-председатель.
    Мер Каҥаш, вот кушто ончыкташ кÿлеш шекндан виян улмыдам. А кушто администраций кÿшеш тендам вашлийыт да пукшат-йÿктат — тушто гына огыл.
    Мо умшашкыда вÿдым подылын улыда? Ала Лариса Николаевнан вийже ок сите, куштымо-мурымо да «поген ямдылен шындыме» аудиторий ончылно йытыра-яра мутым ойлымо деч молыжлан?..
    Мер Каҥаш, 2008 ий гыч тÿҥалын, эше ик школымат арален кодаш вийжым пыштен огыл.
    А «Марий ушем» тиде йодышыш тачеш ок пиж — тыгай ситуацийыште лектышже ок лий. Но тыгодымак, йодыш чот нелемеш гын (мутат уке, таче уже неле — администраций шке шомакшым каласен — пытараш!) лишыл жапыште ме шкенан мутнам каласена. Но тачеш Лариса-председательлан «те титакан улыда, жап деч ончыч шÿшкылтыда» манаш амалым огына пу. Вучалтена, могайрак лиеш тудын реакцийже да лектышыже.
    Александр Осокин, 2008 ийыште Марий Погын деч ончыч вашлиймаште пеш моктанышыс: ме «единственный марий школым аралена да аралаш тÿҥалына».
    А что думает по этому поводу и как действует председатель Поедугинского сельского округа — куда входит Васькинская шкла — Павел Сергеев йолташ? Ведь до этого он уже несколько раз отстаивал интересы местных марийцев по поводу этой же школы и перед департаментом образования Пермского края и на других уровнях. Ведь местные марийцы его с уважением называли русским марийцем (или же марийским русским). Если же он не заступится, то понятно, что за политику творят вокруг и всюду.

  7. Петан

    Школу не закроют, Мер канаш не даст! Осокин — большой друг В.Мочаева. И как классно сули марий выступили на пленуме Мер канаш в Ижевске! все будет хорошо! Народ и партия едины!

  8. Никитин С.П.

    Печальное известие. Хотя такую ситуацию предвидели еще в 1992г для многих марийских деревень. Эта группа марийцев исторически известна как Кунгурские, марла — «кон*гыр мари». Живут в Суксунском районе, а также в Ачитском и частично в Артинском районах Свердловской области. Очень древняя культура. Несколько выводов. — Жители самоорганизовались, потому что отступать некуда. Даже когда растаскивали колхоз, такой реакции не было. Второе — Александр Осокин, все таки не представитель «оккупационных» властей, а наш, родной. И на Съезде, и на празднике «Пеледыш пайрем — 2008» в Сызганке, он показал себя болеющим за марийцев. Но ему надо доказать, что вложение средств в новую школу не будет необоснованным. Что через 5 — 10 — 20 лет школа будет наполненной. У активистов «Сулий» есть такие цифры? Вообще у марийских активистов из многих регионов есть прогноз по каждой деревне на перспективу? Весьма сомнительно. Третье — настал момент истины. Для пермских мари во главе с Раисой Шамратовной Поповой, для Мер Кан*аш во главе с Л.Н.Яковлевой, для всех марийских активистов. Какая помощь нужна Васькинской школе, и жителям перечисленных трех деревень? На самом деле, разве Пермскому краю не нужна «марийская школа- конфетка»? Хотя, вопрос зашел очень далеко, и действия властей района, мягко говоря, не совсем корректны. И все таки, давате сделаем так, чтобы следующая встреча уральских преподавателей марийского языка, подобная Верхпотамской, пройдет в Васькино.

    • >та группа марийцев исторически известна как Кунгурские, марла – «кон*гыр мари»

      Спасибо за Ваше ценное замечание, но эта группа мари по-русски известна под двумя названиями: Кунгурские марийцы и Сылвенские марийцы, по-марийски ‘Кöҥгыр марий’, говорить ‘Сулий марий’ не корректно, поскольку это в местном диалекте обозначает жителя деревни Тебеняки (Сулий, также по-марийски называется река Сылва). В статье речь шла только о части Сылвенских (Кунгурских) мари в Пермском крае, а их в 2002 г. было там 5395. Прекрасно знаю, что часть Сылвенских мари живет и в Свердловской области.

    • Любовь Егровна Николаева

      Я, Николаева Любовь Егоровна, завуч по учебной работе Васькинской основной общеобразовательной школы, руководитель детского ансамбля «Эр Чолпан», первый председатель областного Центра марийской культуры «Сулий»,член координационного Совета при администрации Пермской области, в 1995 году организовала общественный Центр марийской культуры Пермской области и по апрель 2007 года, находясь в данном посту проводила политику мирного содружества народов Пермского края.Каждый раз, выезжая за пределы Суксунского района на различные форумы,фестивали и на другие мероприятия, я гордилась своей малой родиной восхваляла ее в своих стихах, песнях, выступлениях, что в Суксунском районе проживают три национальности русские, татары, марийцы, координационный Совет по национальным вопросам при администрации района проводит миролюбивую политику и …Об этом я рассказываю на своих факультативных занятиях «История и культура народов Пермского края»,»Земля предков». Но,Увы! Какими глазами я буду смотреть на своих учеников, родителей, земляков, когда говорим одно, а на деле другое.До конца была уверена, что власти района изменят свое решение, победит здравый смысл и не закроют нашу школу.
      И какой разговор о национальной политике после этого будет иметь смысл?!
      До первого сентября осталось 40 дней,куда пойдут учиться наши дети трех марийских деревень Васькино,Иванково, Тебеняки, а их немало 76 учеников? Совершенно другая картина в близлежащей соседней школе за 17 км в д.Поедуги.В МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная шкрола» проводится евро ремонт, все для счастливого детства! Чем же наши дети провинились перед властями, что мы не можем сохранить самое малое, то, что мы имеем?!

      • СЕРГЕЙ КУПЕНОВ

        позвоните или как — НИБУТЬ СО МНОЙ СВЯХИТЕСЬ ТЕЛ.89082690451 Я ДУНАЮ , ЧТО УНАС ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧИТСЯ

  9. Опанас

    До собрания в деревне была встреча в Перми по поводу школы. Там был и Мочаев. Не знаю что он там говорил, у нас Всемарийский совет не оповещает людей чем они занимаются. Может дал добро на реорганизацию, но на собрание в деревню он не приехал. Своему другу Осокину, говорят, позвонил.

  10. Опанас

    >Для пермских мари во главе с Раисой Шамратовной Поповой

    В Пермском крае 3 марийские организации, Шамратова возглавляет одну из них в городе Перми — Общественный марийский национально-культурный центр «Памаш» («Родник»). Проблемами Васькинской школы несколько лет знимается бывший депутат земского собрания, председатель марийского культурного центра «Сулий», истинная патриотка своего края, умная, красивая 🙂 скромная Луиза Николаева. Есть еще Культурная автономия с центром в Сызганке.

  11. mari

    V Karelii v nekotoryh shkolah uchat, gde vsego 20 detej. I shkolu ne zakryvajut.

  12. Петан

    Как много марийских организаций в Пермской области! Это же сила! Одну школу спасти — раз плюнуть!

  13. Очень болею, и переживаю.
    Добавила эту инфу на сайт:
    http://forchild.ucoz.ru/news/v_permskom_krae_likvidirujut_edinstvennuju_marijskuju_shkolu/2010-06-07-405

  14. Вачис

    Читайте об этом в фарит.ру
    http://forum.farit.ru/showthread.php?t=161942

    • Аноним

      вАЧИС КУДА ЖЕ ТЫ МЕНЯ посылаешь?

      • Вачис

        Если лень регистрироваться в этом татарском форуме, вот выдержки с этого форума:
        «Стальной ветер»
        -толку-то, ну выучатся они на марийском языке, после школы один черт никто в деревне не останется, а рванут как минимум в Пермь, там-то они со своей самобытностью и охренеют.

        «krot1982»:
        марийцы черимисы почти все тупые алкаши факт едишь куда мимо села марийского спросишь как проехать а они говорят твоя моя не понимать

        «Халиско»:
        — Видимо на этом форуме так заведено, можно спокойно и не боясь поливать грязью не русские народы и считать себя умней других.
        Интересно а смог этот букварь krot1982 на марийском хотя быэти 2 слова: «моя твоя не понимать»
        Прежде чем называть тупыми людей не знающих русского, нужно крепко почесать свою бестолковку и подумать знаешь ли ты хотя бы пару словосочетаний на марийском.

        «lega959»
        -Вполне уверен, родители этих детей сами плохо знают свой язык В чем именно проблема, что детей никто дома не сможет на своем языке заставлять говорить

        Ну, и т.д

        • Опанас

          А эти слова, конечно, Вачис, тебе бальзам на душу ты же сам тут уже несколько лет людям внушаешь то же самое. И добавив, что это татарский форум хочешь настроить марийцев против татар. Ты для этого сюда и внедрен внушать марийцам что они неполноценны, сеять раздор между различными группами марийцев, дискредитировать марийское национальное и финно-угорское движение. Не дать марийским и татарским «националистам» хоть виртуально объединиться. Ты Иуда, который продал свой марийский народ за 30 серебренников.

  15. Петан

    Ооппошмачч!!! Держите меня! Укройте помидоры и огурцы! Топите печи, включите обогреватели! Погода переменится — Опанас стал «националистом»!!! Начальство разрешило, дыр.

  16. Кэт

    Я не шапочно знакома с Осокиным и Сергеевым П.А. (главой Поедугинского сельского поселения). Мне не верится, что они могут закрыть школу! Они, хоть по нации и не мари, но болеют за нас- марийцев! Каждый год, когда в Пермский край в деревни Сызганку, Иванково и Тебеняки приезжает Марийский ТЮЗ, они приходят на спектакли, смотрят их от начала и до конца и всегда в конце мероприятия выходят на сцену, чтобы вручить благодарственые письма за популяризацию театрального искусства и выражают искреннюю признательность, что театр не забывает местных жителей. Разве это не говорит о том, что они не чёрствые и бездушные сухари?!

  17. Вачис

    Я в год несколько раз проезжаю Суксун. Когда едешь со стороны Ебурга, до Ачита еще терпимо. Когда проезжаешь Суксун, Орда и до Чернушки, такое ощущение, что находишься в аду: кругом нищета и грязь. Может быть чем открыть школу в этой деревне, лучше марийцев переселить в места комакного их проживания?

  18. irjkf

    А школу всё таки закрывают хоть и были надежды на гуманность и понимание властей, но ответственность брать на себя никто не хочет…

  19. читатель

    никто так и не вступился…кинули своих…

  20. Эдик

    Вы, чё фигню порете? В Сызганке тоже марийцы и ничуть не хуже Васькинских!!! Почему Васькинские их за людей не считают?Все встали на защиту Васькинской школы, а в Сызганке нелюди что-ли? Что Вы и сеете национальную рознь?Вы и есть самые настоящие нацисты!!! Многие марийцы женятся на русских живут с рускими. Давайте объявим их нацистами и забьём кольями!!!

    • Пермь мари

      Да в Сызганке живут такие же люди и пусть в школе 70% марийцев, но и факт то, что в Сызганке уже давно разговорным языком и в селе, и в школе является русский. Для сохранения языка нужна языковая среда, она к сожалению, на данный момент осталась только в деревнях Васькино, Иванково и Тебеняки. То, что может стать с детьми через несколько лет очень хорошо показывает пример деревень Красный Луг и Тукманы. И там лет 20 назад дети говорили на марийском, а вот пошли в Сызганскую школу и перешли на русский. Защищать свой родной язык и культуру – это не нацизм, это здоровый патриотизм и здоровое национальное самосознание.

  21. Эдик

    У Вас по-моему уже нечем крыть, только одни разговоры, как о том, что дети пошли в Сызганку и перестали говорить на марийском.Кто хочет, тот и разговаривает, а силой детей не заставишь. Посмотрите на пед.коллектив в Сызганке, прекрасные педагоги! Ведутся все предметы и ведут их специалисты.Есть все условия: и столовая, и спортзал, и уж в туалет не бегают на мороз. В Васькино уже заморозили всех детей со своим холодным туалетом, да с физкультурой на морозе круглый год.Л.Николаеву выгнать саму на физкультуру на улицу при любой погоде, так по другому заговорит.Детей гоняют как бобиков, чёрт побери.

    • Пермь мари

      Эдик, я так понимаю, Вы работаете в школе. Я знаю, что без учеников из наших деревень под вопросом существование Сызганской школы, а на марийский язык и марийцев вам наплевать. Там одна Надежда Савватеевна только и печется об этом, да и то ее марийскую избу вы из вашей школы выкинули, потом еле собрали. Центром марийскости были и есть три марийские деревни Васькино, Иванково и Тебеняки с Васькинской школой, Иванковским СДК и Тебеняковским клубом. И разумеется филиал музшколы (которые кстати тоже в здании школы занимаются) композитора Юрия Евдокимова.

  22. Уралмари вате

    Эдик, зря горячишься. Никто противопоставлять марийцев этих деревень не собирается, тем более Васькинскую и Сызганскую школы. Я была 3.08.10 в Сызганской школе. Прекрасная школа. Идет ремонт, поменяли старые окна (школа построена в 1988 г) на пластиковые, покрашены полы… Мы тоже хотим хорошую школу для своих детей, чем они хуже. Но на Васькинскую школу в этом году, как и в прошлые, ни копейки не выделено. Почему мы не имеем права на новую школу в своей деревне, чтобы не ездить за километры. Почему ты думаешь, что мы не должны защищать свои права?

  23. Аноним

    Марий Эл Марий Турек районын Мосара ялыштат школым петыреныт. Ынде чылан руш школыш коштыт. Йоча-влаклан рушла гына кутыраш разрешитлат. Садикыштак рушла кутырат. Марий йылмылан пытартыш толын. Мом гынат ышташ кӱлеаш, а то йомына.

  24. 2014 г: «Директор школы Наталья Порядина, заявила, что в новом учебном плане есть предмет родного языка, но его будут преподавать 1 час в неделю. И тут же добавила: «Внеурочная деятельность для начальной школы организована на родном языке.

Добавить комментарий для МичуОтменить ответ