Чем же «Кугезе кумыл» хуже «Бурановских бабушек»? (ВИДЕО)

Марийский фольклорный ансамбль «Кугезе кумыл» и Dj AVAlone «Мурена гын мо лиеш» — трек из DVD «Мыланна 4 ий…». Чтобы не подумали, что марийцы подражают «Бурановским бабушкам» сообщаем, что запись сделана 25 июля 2009 года:



Источник видео: YouTube, chemyshev

44 комментария

Filed under видео

44 responses to “Чем же «Кугезе кумыл» хуже «Бурановских бабушек»? (ВИДЕО)

  1. 5644 4921

    да, появился новый этностиль. можете посмотреть татарский вариант http://www.youtube.com/watch?v=yT88UYvZLx0

  2. А Н О Н И М

    Можно ещё вспомнить ремикс DJ AVAlone на мотив песни Йывана Кырли из фильма «Путёвка в жизнь». Получилось любопытно и оригинально, не всё же не ахти как.
    Я вот задаюсь вопросом: а DJ AVAlone (в миру Антон Швалев, вроде бы работник ren-tv) кто по национальности? Может кто подскажет…

  3. Есть какой-то мотив ревности в сабжевом вопросе…)))
    Вы приводите сравнения с ББ образца 2010 года. Пропиарились же они в 2008ом году на другом приеме, который кстати тоже не ахти какой новый, но выстрелил все ж …

    • Опанас

      Ревность и зависть присущи слабым, завистливым нациям. Мы – марийцы народ сильный, и ослу понятно, что среди ФУгров России современная музыкальная культура больше и лучше всех развита у марийцев.

      • А Н О Н И М

        Наверное они нам завидуют, что у нас «музыкальная культура больше и лучше всех развита»…или это одно из проявлений солидарности ФУгров 🙂 🙂
        Не принимайте близко к сердцу — шучу!

      • Чирмишхан

        Ой, Опанас, не стал бы я так себя обманывать. О-о-чень хочется послушать нормальную марийскую музыку, но нет к сожалению такой возможности. У Эльвиры Поповой музыка сделана отлично, вокал отличный, а марийской традиционный пентатоники нет. У Станислава Шакирова хорошие аранжировки, есть марийская традиция, да вокал подкачал. Про других я вообще молчу… Из марийцев могу слушать только вышеупомянутых и Владимира Юшкина, ну ещё Речкина можно. Но поп не в моём вкусе. Остальные же — «три аккорда две струна» или откровенный блатняк тошнит слушать. В музыке у нас провал конкретный. На пентатонику вообще забили. Кстати, у Корчемкиных несколько песен есть на пентатонике, очень приятно слушать. Не знаю, какая ситуация у других финно-угров, но у нас катастрофа, на мой взгляд. Исполнителей море, а слушать нечего, т.к. низкопробщины очень много. А пипл, как не странно, хавает. Куда катимся? Сейчас гораздо приятнее по радио услышать деревенского дядьку, поющего под гармошку. Тут есть и душа, и колорит, и вокал и mari authentic.

        • Чирмишхан

          Ещё забыд сказать, Зарецких молодец. Каче-влак тоже стараются, но могли бы получше сделать, обработки пока чисто на любительском уровне, до нормального уровня не дотягивают.

  4. Опанас

    >это одно из проявлений солидарности ФУгров

    Да я от души радовался победе «Бурановских бабушек» и пропагандировал их везде и всюду. Раньше я не сталкивался с удмуртами и не знал, что существует марийско-удмуртская проблема, вот несколько лет назад столкнулся с удмуртами и узнал… Для меня марийца эта проблема не существовала и не существует, а вот удмурты мне постоянно напоминают, что она есть…

    • А Н О Н И М

      Тоже радовался победе «Бурановских бабушек» и тоже их пропагандировал (во всяком случае всей родне точно все уши прозжужал).
      Но вот я «немного» удивлён — какая такая «марийско-удмуртская проблема»?? Я серьёзно — что это??

  5. Вениамин

    Ваши тоже хорши, но для меня «Бурановские бабушки» — самые лучшие! Бурановские бабушки и спели на отлично и станцевали. Жалко не дали первого места, думаю, они бы на Евровидении удивили публику! Молодцы, бабки!!!

  6. айдеме

    а в чем проблема между мари и удмуртами,может кто просветит?)

    • Думаю, никакой…

    • Вен

      Между современными мари и удмуртами нет никаких проблем.Проблема в истории…Возьмите карту Марий-Эла и увидите,что почти все топонимы и гидронимы(Элнет,Немда,Юшуть,Кундыш,Ронга…)пермские,т.е.удмуртские и коми.Т.е.совсем недавно еще эти народы жили здесь.Сейчас их нет.Кто-то их прогнал.Удмурты считают что это сделали марийцы.Мари раньше жили западнее Ветлуги.Летописная меря Ростова-предки горных мари,а меря Клещина-озера-предки луговых.Возьмите карту этого озера и увидите-Кухмарь и Кухмари.После Крещения Руси мари уходили на запад(легенда о Кронше),на север(еще недавно целые черемиские районы были в Арх.обл.),но основная масса двинулась на восток.Конечно,часть мари осталась.Все мерские станы-это черемиские деревни по писцовым и церковным книгам 17 и 18 вв. Началось это переселение в 11 веке и длилось до начала 16 века.Последними пришли Звениговские мари и имена у них(у части)были прибалтийские(Ольгердене).Думаю,коми ушли после нашествия монголо-татар,а с удмуртами,наверное,были конфликты.

      • 5644 4921

        скорее всего должен с вами согласиться, что раньше здесь жили пермские народы, а именно удмурты. Если посмотреть топонимику, то, мне кажется, такие нас.пункты, как Токтай-Беляк, Одо-беляк и другие, которые оканчиваются на «беляк» имеют удмуртские корни. На удм.языке бо:ляк означает род, племя.
        А марийцы вытеснили их на восток.
        К примеру, на северо-востоке республики есть деревни с марийскими названиями (Тоштоял, Портянур, Ирнур и тд), а там проживают татары.

        • Ден

          На счет «беляк» я бы поспорил. В диссертации у Свечникова Сергея Константиновича есть кое-какие сведенья….
          » можно в большей степени отождествлять марийские беляки с мордовскими, а не с удмуртскими, ибо нет каких-либо сведений о существовании в прошлом у марийцев «бöлячных полей», и выводить термин и довольно часто встречающийся в Марийском крае топоформант -беляк из татарского слова буляк – «пожаловать». Не исключено, что какое-то отношение к марийским белякам имеют и крымские бейлики (beilic – «имущество») – уделы знатных феодальных родов. Скорее всего, марийские беляки, подобно мордовским, были административно-податными округами, даваемыми казанскими ханами в награду за службу с правом взимания ясака с земельных и различных промысловых угодий, находившихся в коллективном пользовании марийского населения.»

          http://piorme.narod.ru/g12.htm

          • 5644 4921

            тогда надо подходить комплексно: учитывать не только топонимику, но и археологию, историю, фольклор и т.д.

        • Чирмишхан

          Беляк — чисто от тюркского «бейлик». По-марийски «плак», «пляк» или «пиляк». Например, Исменцы Звениговского района в оригинале звучит Эсмекплак или Эсмекпиляк. Грубо говоря «бейлик Эсмека». В марийском они могли иметь как феодальное так и родовое происхождение. Наряду с «плаком» использовалось «полко» — здесь уже очевидно чисто родовое происхождение, например, Метриполко — род (или племя) Метрия.

          • SarmiS

            Чермышхан опять удивляет глубокими знаниями-всегда хотел узнать их источники. Можно немного по другому по Галкину. Беляк марийское название беляк>влак>плак (б>в)»родовая группа людей;участок земли занимаемый родом» Одобеляк(Одывлак),Токтайбеляк (Топкавлак),Торайбеляк (Торавлак),Кандашбеляк(Кандашплак ),Апшакбеляк (Апшакпеляк) и т.д и т.п.

          • Чирмишхан

            Источник назвать затрудняюсь, поскольку читал об этом довольно давно. Возможно Худяков или Кузнецов.
            Версия Галкина очень правдоподобна. Единственное, что меня смущает, если представить «плак» как производную суффикса множественного числа «влак», то по логике тут должно быть не «влак, а «мыт» — Токтаймыт, Апшакмыт и т.п. Хотя, кто его знает… Обе версии имеют право на существование.

        • Вен

          У марийских беляков есть какая-то загадка,это и Свечников отметил.Разгадать ее — задача для будущих исследователей.Уважаемый Чирмишхан,Вы не обратили внимание,что уважаемый 56444921 пишет о северо-восточных границах Каз.ханства?Я заметил,что марийцы находились на окраинах этого ханства.В Пермском крае,на Урале и на юге ханства,по всему периметру.Есть документальные подтверждения.Что это,пограничные гарнизоны?Или марийцев-переселенцев из-за Ветлуги отправляли на пустующие земли на окраинах?

          • Чирмишхан

            Возможно я что-то пропустил, но по моему речь о ветлужских марийцах не шла. Ну жили мари по периметру ханства, и что? Как это меняет происхождение слова «беляк»?

  7. Элыксан

    Вопрос не в том: Хуже — не хуже. В ансамбле участвуют бабушки преклонного возраста в отличие от участников ансамбля «Кугезе кумыл» и еще надо сравнивать репертуары исполняемых песен обоих ансамблей.

  8. vasilek

    Марийцы и удмурты как никто другой понимают друг друга. Это факт. Марийско-удмуртской проблемы как таковой не существует , но была попытка ее создать в свое время некоторыми представителями МАФУН в целях дисстабилизации внутренней ситуации организации. Очень часто на заседании сталкивался высказываниями удмуртами, «Марийцы вовевали с удмуртами!». Сначала как бы не обращал внимания на это и пропускал мимо ушей, » Ну раз воевали,…печально кончено, а мы то не воюем :)!» Нет, как только опять все хорошо, и снова обострение » Вот марийцы с удмуртами воевали!». Так и не понял, что они этим хотели сказать 🙁 . Ну а после пришли молодые красавицы Шунда, а там уже как будто этой проблемы и не было:))). Они как бальзам на душу! ( Мон воевать кари, мать вашу!)

  9. vasilek

    А Бурановским Бабушкам большой респект! Долгой жизни им всем!

  10. Элыксан

    А вообще — замечательно, когда такие самодеятельные коллективы существуют.

  11. У вас с чувством юмора как? Я же ради прикола дал такой заголовок и не думал, что это вызовет споры… Конечно, коллективы разные: и возраст, и песни. Единственное что их объединяет это лапти 🙂

    • Вачис

      Вот у нас работают вахтовым методом бравые Йошкар-Олинские русские парни. Им весело и авбсалютно довольны этим и говорят, что марийки (удмуртки) шепелявые и некрасивые, и что все они на уровне этих бабушек. Я вот поэтому не хочу, чтобы наш образ создавали на уровне российской эстрады эти бабушки. Что у нас нет других достойных проектов?

      • Вачис

        Может в РФ политика такая, что они с удовольствием подхватывают такие проекты, как бурановские бабушки и хотят показать нашу нацию старую, вымирающую, типа того корми или не корми их — все равно они скоро они вымрут.

      • А Н О Н И М

        Вы знаете — у меня вот тоже подобные мысли мелькали. Ну, действительно, если раскинуть мозгами на уровне обывателя, то как мы ФУгры будем выглядеть для Россиян — весь внешний вид будет вызывать ассоциацию с чем то старинным, из глубинки, непонятным…

      • Элыксан

        Насчет шепелявых и некрасивых — бред!

      • prokisergen

        Тый тыгеяк шонет мо? Тыгеяк шонет гын тый сÿзлö улат. Шонымашет весе гын мари ÿдыр-влакым ит мыскыле. Йöра ма?

  12. lord

    Тоже мне Йошкар-Олинские парни !:) да они всю дорогу на поезде что туда, что сюда водку хлещют, для них то с моего сеновала и корова пойдёт :)))

  13. Hanhi

    lord, если ты из Башкирии и ездишь туда и обратно (в бескрайнюю Сибирь), то не с закрытыми глазами, надеюсь. И вот 2006 году мне посчастливилось с башкирскими марийцами из Сургута ехать. Очень «понравилось». Полвагона было пьяных. Из этой половины половина сошла на станции «Янаул». Наверно, знаешь, что за станция?
    А такие дешевые фразы «Тоже мне Йошкар-Олинские парни!» – оставь себе! А то получается так: кто уехал – герой, кто остался защищать родину – слабак. Но так не бывает.
    А достойных марийских проектов немало. Только вот маркеловская команда на это плевать не хотела. Они лучше на церковь пускают.
    А «Кугезе кумыл» 26 марта отметил свое 10-летие. Они по мастерству еще 5 лет назад заслужили звания «народный ансамбль». Но Советский районный отдел культуры уже 5 лет тормозит всё это. Суть проста: если присвоят звание «народный ансамбль», то из районного бюджета нужно будет выделить деньги на несколько ставок (гармонист, например, руководитель…). А маркеловская команда живет по принципу: пусть марийцы выкарабкиваются, «а нам жить в Марий Эл»! Вот так вот!
    «Кугезе мланде» уже 10 лет живет за счет «марийского самопожертвования» и благодаря марийской упёртости и принципу: «всё равно выживем!»
    Поэтому районное руководство, Минкультуры РМЭ их отметили скромненько: почетными грамотами. Грамоты-то почётные – но не особая бумажка…
    Молодцы участники – сами за себя умеют постоять.
    Поздравить их в п. Советский приехало 7-8 ансамблей из разных районов. Это о чем-то говорит.
    Хотелось бы… но при такой раскладке сегодня тягаться с «Бурановскими бабушками» не так просто. Хотя бы потому, что этим «бабушкам» выделяется что-то и уделяется достаточно внимания.
    А лапти пора скидывать. И бурановским и нашим. Октябрьскую революцию в сапогах совершали, а мы все еще в лаптях.
    На молодых бюджетных денег вкладывать не собираются, нет такого прогноза на ближайшее будущее. Это не случаи с Алсу или Земфирой. А Вийланы марийские пока не появились.

  14. Вениамин

    Респект тем, кто продвигает умуртскую культуру!!! думаю, тут лапти ни причем, просто российский шоу-бизнесс не привык еще к «нерусско-говорящим» коллективам, главная проблема «бвбушек», ЧТО ОНИ — удмуртки!!!

  15. А Н О Н И М

    что-то из подобной тематики «современная музыка + этнисеский уклон»
    http://www.finnougoria.ru/news/19115/

  16. vasilek

    Чирмишхан, уважаю твое знание по тюркским вопросам, но в данном случае по Исменцы (Эсмепляк,-плак) ты тут ошибаешься. Это моя родная дерёвня 🙂 Это не тюркское, а финно-угорское слово. Посмотри Этимологический словарь Ф.И. Гордеева, Часть1, там как раз по этому вопросу хорошие объяснения и примеры идут. Всех благ!

  17. Чирмишхан

    Vasilek, szokszo salam Julser kundem gycz! 🙂
    Я знаю, что это твоя родная деревня, и хорошо, что ты подключился. Было бы неплохо, если бы ты процитировал Этимологический словарь Гордеева.
    А.Н. Куклин в статье «Названия физико-географических объектов МАССР (Журнал «Вопросы марийской ономастики, Выпуск 5, 1985 г.) приводит перевод Эсмекплак (Эсменекплак) как родовая (патронимическая) группа Эсменека. И.С.Галкин и О.П. Воронцова в книге «Топонимика Марий Эл» тоже приводят значение как родовой участок Эсмека. Выше мы уже рассмотрели 2 версии (тюркскую и марийскую) происхождения суффикса «-плак», хотелось бы ещё увидеть версию Ф.И.Гордеева, которую ты упоминаешь. Кстати, отец мой говорил, что они (Провой кундемысе кужмарий-шамыч) называли твою деревню Эсмекпиляк (с буквой И), в указанных источниках этот вариант вообще не фигурирует. Как сейчас реально у вас называют свою деревню (Исменца не в счёт!)?
    Что касается имени Эсмек (Исмек, Эсменек), то Галкин ссылаясь на Черныха прямо указывает тюркское происхождние имени от «исмек» — УМНЫЙ. Я Галкину и Черныху на 100% доверять не склонен, но такая версия существует.
    Вообще тюркского происхождения бояться не надо, т.к. оно говорит не о том, что тут раньше были тюрки, а свидетельствует о былом влиянии тюркского на марийское. Тюркское влияние бесспорно и в марийском лексиконе, и в антропонимии. По топонимике так не скажу, поэтому очень интересен вариант Ф.И.Гордеева. В то же время, не надо где надо и где не надо искать тюркское происхождение (или другое немарийское), чем частенько грешат некоторые марийские исследователи, тем самым раздражая меня и возможно других любознательных.

  18. Виктор

    Уважаемые друзья! Я с удовольствием прочитал все коментарии и рад что многие коментаторы цитируют исследовательские материалы по развитии марийского народа. Вот по поводу столкновении в историческом прошлом удмурдов и марийцев я бы хотел добавить то что в действительности ст олкновения между ними были из за территории их расселения. Из истории чувашского народа видно, что они расселились в нынешную территорию путем вытеснения с этих территории марийцев, а те в свою очередь вытесняли на восток удмурдов.То что марийцы жили по окраинам Казанского ханства. То здесь тоже произошло вытеснение марийцев с их исторических мест камскими булгарами в последствии татарами. Марийцы в прошлом по историческим данным проживали жо Камского усьтя. На месте Казани когда тоже проживали марийцы.

    • Чирмишхан

      Чуваши никого не вытесняли, там тупо марийцы очувашились. См. комментарий http://mariuver.wordpress.com/2009/03/12/fu-tatar/#comment-2228
      Что касается взаимоотношений мари с булгарами/татарами, есть достаточно вытеснений, а есть и полно мест, где мари приняли ислам и стали татарами.

  19. Виктор

    На счет ансамбля «Кугезе кумл» чем хуже «Бурановских бабушек» хочу сказат следующее:По своему обе себя стоят. Самое главное они несут частицу своей национальной культуры в современной обработке, а самое главное их понимают народ, потому что народу надоело слушать все возможное течения в музыке взятые из-за границы. А пение этих коллективов нравится народу. Все должно жить и развиватся. Вот на счет лаптей я согласен. Пора это забыть. Мода на них вышла.

  20. Эрыкан

    Салам, Йолташ-влак! Несколько слов о происхождении -беляк (-плак, -пиляк) и о тюркском влиянии на «марийскую» топонимию. Чирмишхан, вообще, говорить о прямом тюркском влиянии на топонимию марийского края не совсем верно, потому чо процесс топонимизации (если рассматривать в целом) многоступенчтый. Тюркское слово заимствуется в марийский, где оно начинает упоребляться и входит в активный словарный запас народа мари и только тогда оно переходит в разряд ойконима, потому что строительным материалом наименований селений служит в основном нарицательная лексика. А поскольку в марийском языке (как в нарицательной лексике, так и в антропонимии) достаточно тюркских заимствований, можно говорить об употреблении слов тюркских по происхождению и в топонимии. Очень много названий образовалось от антропонимов.
    О прямом тюркском влиянии на топонимию мы можем говорить тогда, когда создателем топонима выступает тюркоязычный народ и употребляет тюркскую лексику или когда «тюркский» топоним уже в готовом виде переносится с тюркоязычного региона.
    Т.е. присутствие компонента -беляк в ойконимах региона говорит или о былом наличии данного слова в лексике мари, или является результатом переноса с какого-либо региона. О последнем говорить, учитывая достаточно широкое распространение ойконимов с таким компонентом на территории республики, неправомерно. Да и атрибутивные компоненты некоторых рассматриваемых ойконимов свидетельствуют, что они создавались на местах. То есть слово беляк входило в лексику марийского языка.
    Установить, является слово финно-угорским или является заимствованием (тогда откуда оно заимствовоано) — задача довольно сложная и спорная.
    Кстати, компонент -пиляк зафиксирован еще в Волжском районе (Порашпиляк, оф. Паражбеляк). Звук и в ойконимах мог появиться вследствие фонетических особенностей диалекта.

  21. Чирмишхан

    Эрыкан, полностью с тобой согласен. Я по-другому и не думаю.

Добавить комментарий для ЭлыксанОтменить ответ